Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляц. инстанции Арбитражного суда Липецкой обл. от 12.01.2001 по делу № 90/10-00, 167/11-00

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 января 2001 г. Дело № 90/10-00, 167/11-00

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Липецкой области на решение арбитражного суда Липецкой области от 10 ноября 2000 г. по делу № 90/10, 167/11,

установил:

Открытое акционерное общество "Новолипецкий металлургический комбинат" обратилось в арбитражный суд Липецкой области с иском о признании недействительными подпункта 2.2 пункта 2 протокола № 3 заседания РЭК Липецкой области от 21.05.99 г. в части установления тарифов на электрическую энергию для ОАО "НЛМК", а также подпункта 5.2 пункта 5 протокола заседания РЭК Липецкой области № 7 от 23.12.99 г., устанавливающего тарифы на электрическую энергию (мощность) на 2000 г. для ОАО "НЛМК" с момента их издания.
Решением от 10.11.2000 г. подпункт 2.2 пункта 2 протокола № 3 заседания РЭК Липецкой области от 21.05.99 г. в части установления тарифов на электрическую энергию для истца и подпункта 5.2 пункта 5 протокола № 7 от 23.12.99 г. в части сохранения действующих тарифов для истца признаны недействительными. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение от 10.11.2000 г. отменить, отказав в удовлетворении иска полностью, полагая, что судом 1 инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также неправильно применены нормы материального права. При этом ответчик утверждает, что при установлении льготных тарифов на электрическую энергию для населения и сельскохозяйственных потребителей нормы действующего законодательства не нарушались; установление льготных тарифов для предприятий народных художественных промыслов, обществ инвалидов и религиозных объединений никак не повлияло на размер тарифов для истца; применение индексов роста цен допустимо при установлении тарифов; истцом не доказано нарушение его прав.
В судебном заседании представителями ответчика заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела письма ФЭК РФ от 10.11.2000 г. о регистрации протокола заседания № 7 от 23.12.99 г., полученного после принятия решения. Ходатайство удовлетворено.
Рассмотрев материалы дела и дополнительно представленные доказательства, выслушав доводы представителей сторон, апелляционная коллегия установила следующее.
Согласно ст. 13 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.05.95 г. № 41-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 11.02.99 г. № 33-ФЗ (далее - ФЗ "О государственном регулировании..."), в случае возникновения разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, потребители и поставщики электрической энергии (мощности) или тепловой энергии (мощности), региональные энергетические комиссии могут обратиться в Федеральную энергетическую комиссию (далее - ФЭК) для разрешения разногласий. Споры, связанные с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе разногласия, не разрешенные ФЭК, подлежат рассмотрению арбитражным судом. Таким образом, названная норма в соответствии с п. 5 ст. 22 АПК РФ предусматривает дополнительную категорию споров, подведомственных арбитражным судам. Требования потребителей об обязании региональных энергетических комиссий установить тарифы в соответствии с действующим в РФ законодательством и порядком расчета тарифов не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, о чем правильно указал суд 1 инстанции в определении от 10.11.2000 г.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт может быть признан судом недействительным при наличии двух условий: 1) несоответствия закону или иным правовым актам и 2) нарушения гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Из материалов дела усматривается, что протоколом № 3 от 21.05.99 г. Региональная энергетическая комиссия Липецкой области (далее РЭК Липецкой области) (д. № 167/11, л.д. 39 - 44) произвела регулирование тарифов на электрическую энергию (далее тарифы) и установила для истца, открытого акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат" (далее - ОАО "НЛМК"), следующие размеры тарифов: с 01.06.99 г. - 0,22 руб./кВт/час - плата за 1 кВт/час потребленной электроэнергии и 75,07 руб./кВт - плата за 1 кВт максимальной нагрузки (мощности) в месяц; с 01.10.99 г. - 0,25 руб./кВт/час потребленной электроэнергии и 75,07 руб./кВт максимальной нагрузки (мощности) в месяц (п/п 2.2 п. 2 протокола № 3 заседания РЭК Липецкой области от 21.05.99 г., п. 3 приложения № 8 к названному протоколу). Этим же приложением установлены тарифы для других промышленных потребителей, для сельскохозяйственных потребителей, потребителей непромышленной и социальной сферы, населения и т.д.
В соответствии со ст. 2, 4, 12 ФЗ "О государственном регулировании..." тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемые коммерческими организациями независимо от организационно - правовых форм, подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем ФЗ, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов, в том числе принципа определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов. При установлении для отдельных потребителей льготных цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию, предусмотренных законодательством РФ, не допускаются повышение цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию для других потребителей.
В компетенцию региональных энергетических комиссий входит установление экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов РФ, а также размера платы за услуги по передаче электроэнергии по сетям (регулирование тарифов региональными энергетическими комиссиями осуществляется на основании положений, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с принципами, изложенными в настоящем ФЗ, и исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством РФ).
Согласно п. 14 "Основных положений ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.02.97 г. № 121, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства РФ от 26.09.97 г. № 1231, от 01.02.97 г. № 1498, от 01.07.98 г. № 686 (далее - "Основные положения ценообразования..."), п. 12 Методических указаний "О порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке", утвержденных ФЭК РФ 16.04.1997 (далее - Методические указания), предусматривающих, что тарифы на электрическую энергию (мощность) должны быть дифференцированы по категориям (группам) потребителей, исходя из соответствия тарифов, устанавливаемых для различных категорий (групп) потребителей, реальным затратам энергоснабжающих организаций по производству, передаче и распределению электрической энергии для конкретной категории (группы) потребителей, равноприбыльности энергоснабжения различных категорий (групп) потребителей. В качестве основного фактора дифференциации принимается уровень напряжения в точке подключения потребителя к электрической сети энергоснабжающей организации, кроме этого, учитывается режим использования потребителями различных категорий заявленной максимальной электрической мощности (значения плотности индивидуальных графиков загрузки потребителей).
22.03.99 г. третье лицо, открытое акционерное общество "Липецкэнерго", направило в РЭК Липецкой области исходные материалы по регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию на 8 месяцев 1999 г., выполненные в соответствии с Методическими указаниями, для рассмотрения и утверждения РЭК Липецкой области. При этом данные, сведенные в таблицу № 26, третьим лицом не могли быть представлены, так как не учитывали показателей оптовых потребителей - перепродавцов (д. № 167/11, л.д. 81 - 143).
Учитывая, что в соответствии с п. 20 "Основных положений ценообразования...", а также "Особенностями формирования тарифов на оптовую куплю - продажу электрической энергии между энергоснабжающими организациями (продавцами и покупателями)", утвержденными Протоколом правления ФЭК РФ от 19.08.97 г. № 108, регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию производится с учетом условно - постоянных затрат и прибыли оптовых потребителей - перепродавцов системы жилищно - коммунального хозяйства, все окончательные расчеты тарифов на электроэнергию для потребителей области, в том числе и для ОАО "НЛМК", должен выполнять ответчик.
В соответствии с пп. 23 - 32 Методических указаний предусмотрен следующий порядок расчета тарифов на электрическую энергию, отпускаемую потребителям: определяется потребность энергоснабжающей организации в финансовых средствах на деятельность по производству, передаче и распределению электрической энергии и мощности (п. 23), рассчитывается средний тариф на электрическую энергию, отпускаемую энергоснабжающей организацией потребителям региона (п. 24), производится расчет дифференцированных (двух и одноставочных тарифов на электрическую энергию по категориям, группам и отдельным потребителям (пп. 26 - 29). В случае принятия РЭК решения об установлении для отдельных потребителей или иных групп тарифов, уменьшенных против рассчитанных по пп. 26 - 29 Методических указаний, производится перераспределение соответствующей суммы средств на других потребителей (п. 30).
В соответствии с п. 7 раздела второго Порядка утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.97 г. № 121, перед обсуждением предложений на заседании региональной комиссии они должны быть рассмотрены экспертным советом региональной комиссии в установленном порядке. В целях обеспечения объективности оценки представленных предложений и обоснованности расчетов региональная комиссия может привлекать независимых экспертов. Проведенная экспертным советом региональной комиссии или независимыми экспертами оценка представленных энергоснабжающей организацией обоснований и расчетов оформляется в виде экспертного заключения. Содержание экспертного заключения также регламентировано в п. 7 Порядка.
Согласно п. 8 Порядка на заседании РЭК должны быть рассмотрены и предложения энергоснабжающей организации, и экспертные заключения, содержащие оценку этих предложений, после чего РЭК должна принять решение о пересмотре тарифов или об отказе пересмотреть их.
Ответчик учитывает, что предложения третьего лица от 22.03.99 г. были признаны нереальными, т.к. было выявлено завышение затрат и прибыли на 112 млн. руб.
Однако, в нарушение указанных норм, ответчиком не представлен расчет тарифов, который должен был быть направлен на рассмотрение экспертной группы.
Даже если согласиться с доводом ответчика о том, что произведенным расчетом выступает экспертное заключение, суд не может считать его экономически обоснованным, поскольку в качестве исходных данных последним были приняты не сведения, представленные энергоснабжающей организацией 22.03.99 г. (реальные затраты энергоснабжающей организации по производству, передаче и распределению электрической энергии), а выведенные расчетным путем с применением индексов данные, указанные в экспертном заключении по регулированию тарифов с 01.04.97 г. по 01.01.98 г. (см., например, "Смета затрат на производство электрической и тепловой энергии"), при этом РЭК не представлено доказательств того, что именно такой порядок расчета тарифов соответствует действующему законодательству (д. № 167/11, л.д. 30, д. № 90/10, 4 том, л.д. 32 - 53).
Действительно, п. 8 Порядка предусмотрено, что в случае, если региональной комиссией предлагаются иные показатели для расчета тарифов, чем представленные в предложениях, они должны быть указаны конкретно (статья затрат, статья расходов из прибыли, объем продукции и т.п.). Однако в этом случае РЭК согласно п. 19 "Основных положений ценообразования..." и п. 8 Порядка должна произвести полный расчет тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствии с Методическими указаниями, определяющими формы и состав представляемой исходной информации и порядок проведения расчетов, чего не было сделано как при утверждении тарифов 21.05.99 г. протоколом № 3, так и 23.12.99 г.
Ссылка ответчика на п. 16 "Основных положений ценообразования...", якобы предоставляющий ему право применять прогнозные индексы роста цен (тарифов), не соответствует действующему законодательству. Согласно п. 16 "Основных положений..." экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах энергоснабжающих организаций по видам регулируемой деятельности производится ими исходя из норм расходования топлива, основных и вспомогательных материалов для эксплуатационных и ремонтных нужд, прогнозируемых цен и тарифов в порядке согласно приложению № 1. Как видно из п. 15 "Основных положений..." экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах является одним из составляющих предложений энергоснабжающей организации. Применение индексации при прогнозировании исходных данных цен и тарифов на топливо, материалы и ремонтные нужды возможно только энергоснабжающими организациями при экономическом обосновании своей потребности в финансовых средствах, но никак не при утверждении тарифов. Утверждение ответчика о возможности установления им тарифов на электрическую и тепловую энергию путем индексации ранее утвержденных тарифов, как это и было сделано при регулировании тарифов 21.05.99 г., ошибочно.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.97 г. № 1231 "О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в электроэнергетике и доведении уровня тарифов на электрическую энергию для населения до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения" предусмотрено до конца первого полугодия 1998 г. установление тарифов для населения не ниже 50 процентов средней по региону фактической стоимости электрической энергии для напряжения 220 В, до конца первого полугодия 1999 г. - установление тарифов для этой группы потребителей не ниже 75 процентов средней по региону фактической стоимости электрической энергии для напряжения 220 В и до конца первого полугодия 2000 г. - установление тарифов на электрическую энергию не ниже 100 процентов средней по региону фактической стоимости электрической энергии для напряжения 220 В.
Постановлением Правительства РФ от 07.12.98 г. № 1444 установлены с 01.01.99 г. предельные уровни тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением субъектов РФ (для Липецкой области предусмотрен минимальный уровень тарифа (не менее 50 процентов фактической стоимости энергии) в размере 22 коп. за кВт, а максимальный уровень тарифа - в размере 46 коп. за кВт/ч). Пунктами 2, 3 названного Постановления Правительство РФ обязало региональные энергетические комиссии субъектов РФ утвердить тарифы на электрическую энергию, потребляемую населением соответствующих субъектов РФ в рамках установленных Постановлением их предельных уровней с обязательным введением их в действие с 01.01.99 г., полученные же от повышения данных тарифов средства использовать на снижение тарифов на электрическую энергию для других групп потребителей, в первую очередь промышленности.
В нарушение вышеназванных норм РЭК Липецкой области своими решениями (протоколы заседаний от 10.02.99 г. № 1 и от 21.05.99 г.) утвердила тарифы с 01.05.99 г., а не с 01.01.99 г. для начисления в размере 22 коп. за кВт/ч, и увеличила данный тариф до 30 коп. за кВт/ч с 01.03.2000 г. (см. протокол № 7 от 23.12.99 г.), что составило 47 процентов от средней по региону фактической стоимости электрической энергии для напряжения 220 В (д. № 90/10, 1 том, л.д. 55 - 59, 2 том, л.д. 75 - 79, 92).
Постановлением Правительства РФ от 10.09.99 г. № 1037 утверждена "Программа мер по поэтапной отмене льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию для организаций агропромышленного комплекса на период до 31.12.2000 г.", согласно которой для данной группы потребителей установлен льготный тариф в размере не ниже 60 процентов среднего тарифа на электрическую энергию, действующего в регионе для собственных потребителей, на 2000 г. - льготный тариф в размере 80 процентов среднего тарифа на электрическую энергию, действующего в регионе для собственных потребителей, и с 01.01.2001 г. - переход на полную оплату потребляемой электрической энергии. По расчетам ОАО "Липецкэнерго" (таблица № 20 к материалам от 22.03.99 г.), средний отпускной тариф на электрическую энергию для потребителей на 1999 г. составил примерно 26 коп. за кВт/ч, а прогнозируемый на 2000 г. - 30 коп. за кВт/ч. Протоколом заседания РЭК Липецкой области от 21.05.99 г. № 3 установлен для сельскохозяйственных потребителей тариф в размере 15 коп. за кВт/ч, что составляет около 58 процентов от среднего тарифа на 1999 г., а утвержденный РЭК Липецкой области с 01.03.2000 г. - в размере 21 коп. за кВт/ч (протокол заседания РЭК № 7 от 23.12.99 г.) - составит примерно 70 процентов от среднего тарифа на 2000 г. (д. № 167/11, л.д. 81, 135).
Ссылка ответчика на п. 4 Указа Президента РФ № 565 от 16.04.96 г., устанавливающий льготный тариф на электрическую энергию для сельскохозяйственных потребителей, не принимается во внимание, т.к. Указом Президента РФ № 1175 от 07.11.97 г. он признан утратившим силу с 01.01.98 г.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ № 1629 от 27.12.97 г. установлено, что энергоснабжение потребителей, для которых отмена льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию временно невозможна, осуществляется на базе лимитов потребления электрической и тепловой энергии. С учетом того, что п. 6 Постановления Правительства РФ от 19.07.95 г. № 734 признан утратившим силу с 01.01.98 г. согласно Постановлению Правительства РФ № 1629 от 27.12.97 г., довод ответчика о безоговорочном сохранении льготных тарифов для сельскохозяйственных потребителей неверен.
Ответчиком не определялись потребители (в т.ч. сельскохозяйственные), для которых отмена льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию временно невозможна, а также не определялись лимиты потребления энергоресурсов для этих потребителей.
Неправомерна также ссылка ответчика на п. 1.2 Инструкции "О порядке расчетов за электрическую и тепловую энергию" от 30.11.93 г., поскольку Закон № 41-ФЗ, принятый позже Инструкции, не предоставляет полномочий Роскомцен РФ и Минтопэнерго РФ по определению вопросов утверждения тарифов на электрическую энергию для производственных нужд сельскохозяйственных потребителей.
В нарушение ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании..." РЭК протоколом № 3 от 21.05.99 г. установлены льготные тарифы для: религиозных объединений, предприятий народных художественных промыслов, обществ инвалидов (д. № 167/11, л.д. 43; д. № 90/10, л.д. 8 - 74).
Довод ответчика о том, что эти льготы никак не повлияли на размер тарифов для ОАО "НЛМК", является бездоказательным.
В судебном заседании представителем ответчика заявлено ходатайство о назначении экспертизы экономических расчетов, выполненных истцом (по вопросу определения экономического ущерба, нанесенного решениями РЭК) и ответчиком (по вопросу влияния льготных тарифов для религиозных организаций, организаций инвалидов и народных художественных промыслов на тариф для истца). Апелляционная коллегия не находит оснований для его удовлетворения, т.к. предметом исследования данного дела является не размер ущерба, а законность нормативных актов.
С учетом вышеизложенных обстоятельств следует признать, что установление тарифов на электрическую энергию для ОАО "НЛМК" произведено с нарушением действующего законодательства, что, в свою очередь, повлекло (с учетом перекрестного субсидирования) изъятие дополнительных средств у истца в пользу третьих лиц. Таким образом, допущено нарушение его гражданских (имущественных) прав.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование истца о признании подпункта 2.2 пункта 2 протокола № 3 заседания РЭК Липецкой области от 21.05.99 г. в части установления тарифов на электрическую энергию для ОАО "НЛМК" (п. 3 приложения № 8) является обоснованным, подтверждается материалами дела и подлежит удовлетворению.
Согласно п. 5.2 Протокола № 7 заседания РЭК Липецкой области от 23.12.99 г. принято к сведению, что в соответствии с расчетами, при условии повышения с 01.03.2000 г. тарифов на электрическую энергию для населения и сельхозтоваропроизводителей, действующие тарифы на электрическую и тепловую энергию для остальных потребителей обеспечивают самофинансирование ОАО "Липецкэнерго" и оптовых потребителей - перепродавцов (д. № 90/10, 1 том, л.д. 56).
Из анализа указанного пункта протокола № 7 от 23.12.99 г. следует, что РЭК произвела регулирование тарифов на 2000 г. для потребителей Липецкой области и установила с 01.03.2000 г. тарифы для населения и сельхозпотребителей, а для остальных потребителей (в том числе ОАО "НЛМК") оставила в силе ранее утвержденные протоколом № 3 от 21.05.99 г. тарифы на 1999 г.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 24.03.2000 г. № 15/2 пункт 5 протокола № 7 заседания РЭК от 23.12.99 г. признан противоречащим ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании..." от 14.04.95 г., постановлениям Правительства РФ от 26.09.97 г. № 1231 "О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в электроэнергетике и доведении уровня тарифов на электрическую энергию для населения до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения", от 07.12.98 г. № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", от 10.09.99 г. № 1037 "О программе мер по поэтапной отмене льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию для организаций агропромышленного комплекса на период до 31.12.2000 г.", от 04.02.97 г. № 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию" (д. № 90/10, 1 том, л.д. 61 - 67).
Кроме того, незаконность протокола заседания РЭК Липецкой области от 23.12.99 г. № 7 вытекает из ответа зам. председателя ФЭК от 25.01.2000 г. № КЯ-171/17 (д. № 90, 2 том, л.д. 115, 116).
Учитывая изложенное, суд 1 инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование истца о признании подпункта 5.2 пункта 5 протокола № 7 заседания РЭК Липецкой области, устанавливающего тарифы на электрическую энергию (мощность) на 2000 г. для ОАО "НЛМК", недействительным является обоснованным.
Таким образом, апелляционная коллегия считает, что судом 1 инстанции обстоятельства дела выяснены полно, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения от 10.11.2000 г. не имеется.
Руководствуясь ст. 157 - 159 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционная коллегия

постановила:

Решение арбитражного суда Липецкой области от 10.11.2000 г. по делу № 90/10, 167/11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу немедленно и в месячный срок может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru