Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляц. инстанции Арбитражного суда Липецкой обл. от 26.05.2000 по делу № 219/11-00

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2000 г. № 219/11-00

Арбитражный суд в составе председательствующего С.М.Уколова; судей Т.В.Завьяловой, О.Г.Сурской;
с участием истца - ОАО "Липецкэнерго" в лице филиала "Тепловые сети" - представители М.А.Гулынская, нач. юр. бюро, М.Н.Савельева, нач. отд. сбыта по доверенностям;
ответчиков - профессионального училища № 11 в лице директора С.Г.Петухова; Управления начального профессионального образования администрации Липецкой области в лице представителей Т.И.Шабановой, вед. специалиста, Р.В.Березина, юрисконсульта по доверенностям от 25.05.2000 г., Министерства образования РФ - представители не явились, надлежаще извещены;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования РФ на решение арбитражного суда Липецкой области от 20 марта 2000 г. по делу № 219/11,

установил:

ОАО "Липецкэнерго" в лице филиала "Тепловые сети" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с профессионального училища № 11, управления начального профессионального образования, Министерства образования РФ субсидиарно задолженности за отпущенную тепловую энергию в 1999 г. в сумме 83147 руб. 32 коп.
Решением от 20.03.2000 г. исковые требования удовлетворены за счет Министерства образования РФ, как учредителя основного должника - ПУ № 11, в обязанности которого входит финансирование образовательных учреждений.
В апелляционной жалобе Министерство образования РФ просит решение от 20.03.2000 г. отменить, ссылаясь на то, что не является собственником имущества ПУ № 11 и не должно отвечать по его долгам; полагая, что суду следовало руководствоваться ст. 16, 125, 126 и 1071 ГК РФ и удовлетворять иск за счет казны Российской Федерации. В судебное заседание представители Минобразования не явились, телеграфируя о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы представителей сторон, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, 29.05.98 г. между ОАО "Липецкэнерго" в лице филиала "Тепловые сети" и профессиональным училищем № 11 (1 том, л.д. 94 - 127) был заключен договор № 186, согласно которому истец принял на себя обязательства поставить тепловую энергию в количестве 324,8 Гкал с максимумом тепловой нагрузки 0,1470 Гкал/час, а ответчик - принять и оплатить в первых числах месяца, следующего за расчетным, до 10 числа, на основании платежных требований по тарифам, утвержденным региональной энергетической комиссией (РЭК) администрации Липецкой области (пп. 2.1.1, 2.2.1, 3.2, 3.5 договора - 1 том, л.д. 7, 8).
Принятые на себя обязательства истец исполнил надлежащим образом. Согласно имеющимся в деле доказательствам отпустил тепловую энергию за период с 01.01.99 г. по 31.12.99 г. на общую сумму 83147 руб. 21 коп. (1 том, л.д. 10 - 16, 34 - 41).
В то же время обязательства по оплате первый ответчик, в нарушение требований закона (ст. 314, 544 ГК РФ) и договора (п. 3.5), не исполнял. На момент рассмотрения дела судом 1 инстанции, т.е. 20.03.2000 г., задолженность за отпущенную тепловую энергию с 01.01.99 г. по 31.12.99 г. в сумме 83147 руб. 21 коп. оставалась неоплаченной (1 том, л.д. 33).
В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ принятые сторонами на себя обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию (ст. 539 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета (ст. 544 ГК РФ).
Согласно Уставу профессиональное училище № 11 является государственным учреждением начального профессионального образования (1 том, л.д. 102).
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. В силу п. 2 ст. 120 ГК РФ, п. 29 раздела "Структура финансово - хозяйственной деятельности" Устава профессиональное училище отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
Из представленных первым ответчиком документов следует, что доходов от оказания платных образовательных услуг, сдачи имущества в аренду, ведения иной деятельности, связанной с извлечением прибыли, он не имел, лимиты бюджетных обязательств в разрезе предметных статей на 1999 год, отчет об исполнении сметы за этот же год, данные о наличии счетов и остатках денежных средств на счетах свидетельствуют о том, что у профессионального училища № 11 отсутствуют необходимые денежные средства для исполнения принятых на себя обязательств по договору № 186 от 29.05.98 г. (2 том, л.д. 20 - 27, 51).
При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества (п. 2 ст. 120 ГК РФ), а в соответствии с п. 9 ст. 39 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.92 г. (№ 3266-1 в редакции ФЗ от 13.01.96 г. № 12-ФЗ, от 16.11.97 г. № 144-ФЗ) (далее - Закон "Об образовании"), п. 27 Устава ПУ № 11 при недостаточности у профессионального училища указанных средств ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определенном законом.
Имущество ПУ № 11 является федеральной собственностью, включено в реестр федерального имущества и закреплено за последним на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ - 1 том, л.д. 82).
Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами (п. 3 ст. 120 ГК РФ).
Согласно п/п 8, 57 п. 4 Положения "О Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.04.97 г. № 395 (далее - Положение), министерство выступает учредителем и осуществляет полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений и организаций в сфере образования и сфере научной деятельности, а также обеспечивает в установленном порядке осуществление совместно с другими федеральными органами исполнительной власти полномочий собственника по распоряжению федеральным имуществом в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Кроме того, в соответствии с п/п 64 п. 4 Положения министерство осуществляет в установленном порядке за счет средств федерального бюджета финансирование деятельности подведомственных учреждений и организаций, разрабатывает федеральные нормативы финансирования подведомственных учреждений и организаций (п/п 59 п. 4). Такие же задачи определены Минобразованию России Постановлением Правительства РФ № 258 от 24.03.2000 г., опубликованным 03.04.2000 г. в "Собрании законодательства РФ".
Как усматривается из уставных документов, учредительного договора, учредителем ПУ № 11 выступает Управление начального профессионального образования администрации Липецкой области (1 том, л.д. 94).
На основании Приказа № 648 от 26.12.95 г. "О полномочиях учредителя учреждений начального профессионального образования" переданы полномочия федерального органа управления образованием учредителя учреждений начального профессионального образования органам управления образованием (профобразованием) субъектов РФ в части: утверждения их уставов, приема на работу и увольнения руководителей, регистрации и перерегистрации учреждений, обеспечения контроля за созданием и ликвидацией их филиалов, представительства по защите интересов учреждений в судебных органах и органах по управлению государственным имуществом субъектов РФ в установленном порядке, остальные же полномочия учредителя учреждений начального профессионального образования Министерство образования РФ оставляет за собой, таким образом, правовых оснований для привлечения к субсидиарной ответственности Управления начального профессионального образования администрации Липецкой области не имеется (1 том, л.д. 71).
Что же касается привлечения к субсидиарной ответственности Министерства финансов РФ, то в соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 273, в редакции Постановления Правительства РФ от 18.06.99 г. № 643 (далее - Положение о Минфине РФ), последнее не осуществляет финансирование отдельных образовательных учреждений, тогда как к компетенции государственных органов управления образованием в обязательном порядке относится прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений (п/п 6 ст. 37 Закона РФ "Об образовании").
Федеральные нормативы финансирования образовательных учреждений ежегодно устанавливаются федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год (п. 3 ст. 41 Закона "Об образовании"). Именно Министерству образования РФ, а не Министерству финансов РФ направило 07.05.98 г. профессиональное училище № 11 через Управление начального профессионального образования администрации Липецкой области заявку, выражающую свою фактическую потребность в тепловой энергии и расходах на ее оплату (1 том, л.д. 148, 132 - 135).
В соответствии с приложением № 9 ФЗ "О бюджетной классификации РФ" от 15.08.96 г. № 115-ФЗ, приложением № 1 к ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" от 22.02.99 г. № 36-ФЗ Министерство образования РФ является прямым получателем средств из федерального бюджета.
Таким образом, Министерство финансов выделяет для Минобразования РФ только общую сумму предусмотренных федеральным законом бюджетных средств, а формирование лимитов бюджетных обязательств для конкретных бюджетополучателей по кодам экономической классификации, составление платежных документов (реестров), на основании которых оплачиваются из бюджета соответствующие статьи расходов учреждений - бюджетополучателей, находится в исключительной компетенции главного распорядителя средств - Министерства образования РФ ("Порядок исполнения в 1999 году росписи доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета", утвержден Приказом Минфина России от 17.05.99 г. № 37н, зарегистрирован в Минюсте РФ от 26.05.99 г. № 1788). Лимиты бюджетных обязательств в разрезе предметных статей на 1999 г. для ПУ № 11 не предусматривали расходы на оплату потребления тепловой энергии (2 том, л.д. 21, 22), при этом из документов, представленных Министерством финансов РФ, следовало, что расходы по оплате коммунальных услуг, предусмотренные в федеральном бюджете на 1999 год для подведомственных образовательных учреждений Министерства образования РФ, профинансированы в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование истца о взыскании 83147 руб. 32 коп. является обоснованным, подтверждается материалами дела и подлежит удовлетворению за счет Министерства образования Российской Федерации.
Ссылка заявителя на применение по аналогии ст. 1071 ГК РФ не принимается во внимание, т.к. данные правоотношения регулируются ст. 120, 399 ГК РФ и нормами Закона "Об образовании". Оснований для применения аналогии закона (ч. 1 ст. 6 ГК РФ), по мнению апелляционной коллегии, не имеется.
Учитывая изложенное, решение от 20.03.2000 г. изменению не подлежит. Поскольку Минобразования, как государственный орган, освобождено от уплаты госпошлины, пошлина в бюджет не взыскивается.
Руководствуясь ст. 157 - 159 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционная коллегия

постановила:

Решение арбитражного суда Липецкой области от 20.03.2000 г. по делу № 219/11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу немедленно и в месячный срок может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

Председательствующий
С.М.УКОЛОВ

Судьи
Т.В.ЗАВЬЯЛОВА
О.Г.СУРСКАЯ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru