Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляц. инстанции Арбитражного суда Липецкой обл. от 24.02.2000 по делу № 163/11-99
В удовлетворении исковых требований о взыскании убытков, состоящих из предоставленных скидок по оплате поставленной тепловой энергии отказано, поскольку в соответствии с действующим законодательством расходы по предоставлению льгот возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2000 г. № 163/11-99

Арбитражный суд в составе председательствующего С.М.Уколова; судей О.М.Карих, Г.Д.Ролдугиной;
с участием истца - ЖСК "Елец 2 очередь" в лице представителей А.А.Хлопцева, председателя, Г.С.Такаишвили, адвоката по ордеру № 879;
ответчика - ОАО "Липецкэнерго" в лице представителя И.В.Гусевой, юрисконсульта по доверенности от 12.01.99 г.;
а также с участием 3 лица - Управления финансов администрации Липецкой области в лице представителя О.П.Пановой, нач. отдела,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Липецкэнерго" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 28 декабря 1999 г. по делу № 163/11,

установил:

Жилищно - строительный кооператив "Елец 2 очередь" обратился в арбитражный суд Липецкой области с иском о взыскании с ОАО "Липецкэнерго" убытков в сумме 479 руб. 82 коп., состоящих из предоставленных членам кооператива скидок в размере 50 процентов по оплате поставленной ответчиком тепловой энергии на основании федеральных законов "О ветеранах" и "О статусе военнослужащих".
Решением от 28.12.99 г. исковые требования удовлетворены в сумме 99 руб. 28 коп., составляющей убытки от предоставления льготы по оплате тепловой энергии по ст. 15, 23 ФЗ "О статусе военнослужащих". В части возмещения убытков по Закону РФ "О ветеранах" в удовлетворении иска отказано ввиду отсутствия Порядка возмещения расходов, который должен утверждаться Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение от 28.12.99 г. отменить, полностью отклонив исковые требования, т.к. оснований для удовлетворения иска с энергоснабжающей организации не имеется.
Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы представителей сторон, апелляционная коллегия считает необходимым решение от 28.12.99 г. отменить и принять новое решение об отказе в иске по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в виде реального ущерба истец расценивает сумму 479 руб. 82 коп., сложившуюся в результате предоставления ЖСК "Елец 2 очередь" льгот (50 процентов) по оплате тепловой энергии за период март - апрель 1999 г. членам кооператива: Назарову Н.С., Ершовой Н.А., Родионову Н.Г., Позднякову В.П., Томилину В.А., Владимирову Е.И. в соответствии с ФЗ "О ветеранах"; Харченко О.И., Гребенькову С.В. - ФЗ "О статусе военнослужащих" (л.д. 10, 18, 23).
Из материалов дела следует, что 1 января 1997 года между истцом, жилищно - строительным кооперативом "Елец 2 очередь" (л.д. 51 - 61), и ответчиком, открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Липецкэнерго" (л.д. 24 - 50) в лице его филиала "Елецкая ТЭЦ", был заключен договор № 062, согласно которому ответчик принял на себя обязательства поставлять абоненту тепловую энергию за период с 01.01.97 г. по 31.12.97 г. в количестве 5845 Гкал, а истец - оплачивать ее по платежным требованиям энергоснабжающей организации в безакцептном порядке по тарифам, утвержденным РЭК и администрацией г. Ельца до 10 числа месяца, следующего за расчетным (п. 2.1.1, 2.1.4, 4.2). Сторонами срок действия вышеуказанного договора на основании п. 7.4 был продлен на 1998, 1999 г. (л.д. 66 - 69).
Согласно предъявленным счетам - фактурам № 258 от 31.03.99 г., № 357 от 30.04.99 г. стоимость поставленной ответчиком тепловой энергии за март, апрель 1999 года составила 26931 руб. 40 коп. (л.д. 149, 156). Имеющимися в деле мемориальными ордерами подтверждена частичная оплата истцом тепловой энергии на общую сумму 13859 руб. 61 коп. (л.д. 150 - 154).
В марте - апреле 1999 года ЖСК "Елец 2 очередь" предоставил 8 членам кооператива льготы по оплате поставленной ОАО "Липецкэнерго" тепловой энергии на общую сумму 479 руб. 82 коп. (л.д. 176 - 184).
Согласно ст. 10 Закона РФ "О ветеранах" от 12.01.95 г. (в редакции ФЗ от 18.11.98 г. № 171-ФЗ, от 18.11.98 г. № 172) расходы, связанные с реализацией прав и льгот, установленных ветеранам настоящим федеральным законом, производятся за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в частности, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации производятся расходы на оплату коммунальных услуг, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда. Порядок возмещения указанных расходов утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Однако, как следует из ответа Управления финансов администрации Липецкой области, на момент рассмотрения дела, т.е. 28.12.99 г., такой Порядок отсутствует.
Довод истца о том, что ОАО "Липецкэнерго" на реализацию закона "О ветеранах" в 1999 году было предусмотрено 2348 тыс. руб. (ст. 25 Закона Липецкой области "Об областном бюджете на 1999 год"), и поэтому возмещение вышеуказанной суммы должно быть произведено ответчиком, правомерно не принят судом 1 инстанции во внимание.
Из письменных пояснений ответчика, третьего лица следует, что средства, предусмотренные на реализацию Закона РФ "О ветеранах" в вышеуказанном размере, определены исходя из расчета, представленного ОАО "Липецкэнерго", и направлены для возмещения выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате тепловой и электрической энергии только тем физическим лицам, которые получают энергию непосредственно от электрических и тепловых сетей ОАО "Липецкэнерго" и имеют прямые договоры на поставку электрической энергии (л.д. 145 - 147, 104 - 124).
Согласно распоряжениям главы администрации Липецкой области от 03.06.99 г. № 990-р, от 30.08.99 г. № 1893-р, от 19.10.99 г. № 2152-р произведен зачет задолженности областного бюджета ОАО "Липецкэнерго" по средствам на реализацию Закона РФ "О ветеранах" в счет погашения задолженности по налогам на прибыль и добавленную стоимость в сумме 932400 руб. (л.д. 162 - 164). Остальная часть денежных средств ответчику не возмещена.
Учитывая, что Порядок возмещения таких расходов субъектом РФ не предусмотрен, денежные средства в необходимом количестве ОАО "Липецкэнерго" не выделены, требование истца в части взыскания 380 руб. 54 коп. убытков правомерно признаны необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих" от 27.05.98 г. № 76-ФЗ военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают в размере 50 процентов коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) независимо от вида жилищного фонда.
Расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, топлива и его доставки, абонентской плате за пользование радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок компенсации указанных расходов субъектам РФ определяется Правительством РФ.
В соответствии с Положением о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона РФ "О статусе военнослужащих", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.07.1996 г. № 790 "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона РФ "О статусе военнослужащих" с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 06.06.97 г. № 681, от 11.10.97 г. № 1287 (далее Положение), льготы по оплате услуг водоснабжения, водоотведения, вывоза бытовых и других отходов, газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, абонентной плате за пользование радио и коллективной телевизионной антенной военнослужащим и гражданам, проживающим в домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, домах муниципального жилищного фонда, домах жилищно - строительных (жилищных) кооперативов, а также в жилых домах, принадлежащих гражданам на праве собственности, предоставляются путем начисления 50 процентов платы за указанные услуги организациями, оказывающими эти услуги.
Расходы по предоставлению льгот возмещаются организациям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок возмещения расходов определяется субъектами Российской Федерации.
Анализируя данные нормы, суд 1 инстанции признал ответчика организацией, предоставляющей услуги по теплоснабжению в контексте п. 6 Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот. Данный вывод является неверным, поскольку и в ст. 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих", и в п. 6 Положения идет речь о льготах гражданам - физическим лицам из числа военнослужащих и членов их семей (ст. 2 Закона).
По данному делу граждане, имеющие право на льготы, являются собственниками жилья в ЖСК "Елец 2 очередь". Коммунальные услуги (газ, вывоз бытовых и других отходов, водоснабжение, водоотведение, электрическая и тепловая энергия) для членов кооператива (жильцов) оказывает жилищно - строительный кооператив, который во исполнение этого заключает договоры с энергоснабжающими и другими организациями.
Ответчик состоит с истцом в договорных отношениях по поставке тепловой энергии, и в силу ст. 539 ГК РФ такой договор может быть заключен только с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации. Такие устройства имеются только у ЖСК, который в силу п. 5 Устава (л.д. 51) осуществляет эксплуатацию принадлежащего ему жилого дома. Отдельные собственники жилья (в том числе и льготники) никак не могут быть самостоятельными получателями энергоресурсов, не могут быть стороной по договору с энергоснабжающей организацией. Отсюда ответчика нельзя рассматривать в качестве организации, оказывающей услуги гражданам, членам кооператива.
Правоотношения собственников жилья регламентируются ФЗ "О товариществах собственников жилья", который в силу ст. 4 закона распространяется и на жилищные кооперативы, жилищно - строительные кооперативы, иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, создаваемые для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома.
Согласно ст. 19 данного федерального закона социальная защита домовладельцев, нанимателей и арендаторов жилых помещений в кондоминиуме осуществляется в порядке, установленном правовыми актами РФ, соответствующими решениями органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, путем:
передачи товариществам собственников жилья установленных государственных и муниципальных дотаций на финансирование затрат на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты, на отдельные виды коммунальных услуг, компенсаций за предоставление льгот по оплате жилищно - коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также иных предусмотренных дотаций;
предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа домовладельцев, нанимателей и арендаторов.
Ни один закон (нормативный акт) не предусматривает возложение расходов по предоставлению льготы военнослужащим за счет энергоснабжающих организаций. Эти расходы согласно законам "О ветеранах" и "О статусе военнослужащих" и постановлению Правительства РФ должны возмещаться за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения иска не имелось.
Решение от 28.12.99 г. подлежит изменению ввиду неправильного применения норм материального права. В связи с изменением решения с истца в пользу ответчика подлежат взысканию 41 руб. 75 коп. в возмещение расходов по оплате госпошлины.
Руководствуясь ст. 157 - 159 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционная коллегия

постановила:

Решение арбитражного суда Липецкой области от 28.12.99 г. по делу № 163/11 изменить.
В удовлетворении иска ЖСК "Елец 2 очередь" к ОАО "Липецкэнерго" отказать.
Взыскать с ЖСК "Елец 2 очередь" в пользу ОАО "Липецкэнерго" в возмещение расходов по госпошлине 41 руб. 75 коп. Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу немедленно и в месячный срок может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

Председательствующий
С.М.УКОЛОВ

Судьи
О.М.КАРИХ
Г.Д.РОЛДУГИНА



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru