Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Липецкой области от 24.09.1999 № 51-ОЗ
"О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА"
(Принят постановлением 15 сессии II созыва Липецкого обл. Совета депут. от 16.09.1999 № 329-пс)

Официальная публикация в СМИ:
"Липецкая газета", № 193, 01.10.1999


Утратил силу в связи с принятием Закона Липецкой области от 29.03.2005 № 186-ОЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Вступает в силу со дня официального опубликования (статья 25 данного документа).



24 сентября 1999 года № 51-ОЗ

   ------------------------------------------------------------------


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Принят
постановлением областного Совета депутатов
от 16 сентября 1999 г. № 329-пс

Настоящий Закон определяет организационно - правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Липецкой области (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Липецкой области, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Липецкой области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно - правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно - спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Защита населения в чрезвычайных ситуациях - это совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или уменьшение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от опасностей, возникающих в результате стихийных и экологических бедствий, аварий или катастроф, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.
Аварийно - спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно - спасательные формирования.
Аварийно - спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно - спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно - спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенная специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами.
Аварийно - спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно - спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновению источника чрезвычайной ситуации.

Статья 2. Правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими федеральными нормативными правовыми актами, настоящим областным законом и иными нормативными правовыми актами государственных органов власти Липецкой области.

Статья 3. Цели настоящего закона

Целями настоящего закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Статья 4. Липецкая территориальная подсистема государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Территориальная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Липецкой области входит в состав единой государственной (Российской) системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Она объединяет органы управления, силы и средства областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и состоит из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению.
Управление и координацию деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий.
Органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории области, являются Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления, отделы (специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организаций (далее - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям).
Руководство деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Липецкой области, городов, районов и в организациях осуществляют соответственно глава администрации области, главы администраций городов и районов и руководители организаций.
Основными задачами территориальной (областной) подсистемы являются:
проведение единой политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при их возникновении;
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых и научно - технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение создания и готовности к действиям аварийно - спасательных служб органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
прогнозирование и оценка социально - экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций и обеспечение его временного размещения;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.
В целях координации деятельности всех служб в сфере обеспечения жизнедеятельности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера создается постоянно действующая комиссия по чрезвычайным ситуациям области, города, района или организации, которую возглавляет заместитель главы соответствующей администрации или руководителя организации.

Статья 5. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико - биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на территории области.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти области, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для обеспечения населения, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создаются и поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения. Система оповещения должна обеспечивать своевременное оповещение населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях. Система оповещения и обмена информацией создается организациями, органами местного самоуправления, органами исполнительной власти области. Обмен информации осуществляется в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Потенциально опасные объекты предоставляют информацию о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях органам местного самоуправления, органам исполнительной власти и органам управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Потенциально опасные объекты создают за счет собственных средств локальные системы оповещения с зоной действия в радиусе 2,5 км.
Право на использование радиотрансляционных сетей при возникновении чрезвычайных ситуаций с перерывом вещательной программы предоставляется органам исполнительной власти области, органам местного самоуправления. Передача речевой информации осуществляется профессиональными дикторами из студии вещания, а в исключительных случаях - непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных пункта управления начальника гражданской обороны.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ,
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОБЯЗАННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И
ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 6. Полномочия областного Совета депутатов Липецкой области:

принимает в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области;
осуществляет контрольные функции по вопросам реализации принятых областным Советом депутатов правовых актов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 7. Полномочия администрации области

Администрация области:
принимает в соответствии с законами Российской Федерации постановления и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организует проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществляет создание, подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивает их проведение;
создает постоянно действующие комиссии;
осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;
осуществляет первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
создает и поддерживает в готовности пункты управления, склады мобилизационного резерва;
организует и проводит аварийно - спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
создает резервы финансовых, материальных и иных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
создает при органах исполнительной власти области постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
формирует, содержит на складах, заимствует материальные ценности мобилизационного резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций установленным порядком.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления самостоятельно:
организуют проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществляют создание, подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;
осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;
осуществляют первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
организуют и проводят аварийно - спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к администрации области за оказанием помощи;
осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
создают резервы финансовых, материальных и иных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Статья 9. Задачи органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

организуют разработку проектов нормативных правовых актов и решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
участвуют в разработке и реализации федеральных целевых и научно - технических программ, организуют разработку и реализацию территориальных программ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости функционирования организаций;
организуют работу по созданию, размещению и оснащению аварийно - спасательных служб, сил и средств для проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ;
организуют осуществление мероприятий по поддержанию в готовности органов управления, дежурно - диспетчерских служб и сил к действиям в чрезвычайных ситуациях;
организуют и контролируют проведение мероприятий в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, контролируют обеспечение надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;
осуществляют в установленном порядке руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций;
участвуют в разработке и реализации мероприятий по эвакуации и первоочередному жизнеобеспечению населения;
организуют оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях, контролируют создание и работу соответствующих территориальных и локальных систем оповещения;
совместно с заинтересованными организациями организуют и координируют работу по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организуют работу по созданию, сохранению и подготовке к использованию страхового фонда документации;
осуществляют методическое руководство и контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением финансовых и материальных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организуют всеобщее обязательное обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях;
участвуют в организации проведения работ по декларированию безопасности потенциально опасных объектов;
обеспечивают нормативно - методическое руководство и контроль за разработкой и экспертизой деклараций безопасности;
организуют и осуществляют надзор за монтажом, ремонтом, техническим диагностированием и безопасной эксплуатацией опасных производств, а также за созданием и поддержанием в исправном состоянии технических средств, снижающих тяжесть последствий чрезвычайных ситуаций;
осуществляют в пределах своей компетенции иные, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Липецкой области, действия, направленные на выполнение требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям осуществляют проверки органов управления области, органов местного самоуправления, организаций по вопросам, относящимся к их компетенции; выдают организациям предписания об устранении недостатков, о приостановке работ, ведущихся с нарушением требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; принимают решения в пределах своей компетенции обязательные для выполнения органами управления области, органами местного самоуправления, организациями.

Статья 10. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Организации обязаны:
планировать и осуществлять необходимые мероприятия в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях и технические средства, снижающие тяжесть последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
обеспечивать организацию и проведение аварийно - спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
создавать и содержать резервы финансовых, материальных ресурсов и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;
беспрепятственно допускать сотрудников и специальный транспорт органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на свою территорию для осуществления надзора, контроля и организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
выполнять распоряжения комиссий и органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ
ЗАЩИТА ПОСТРАДАВШИХ

Статья 11. Права граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Граждане, находящиеся на территории области, имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на территории области;
на использование в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций средств коллективной и индивидуальной защиты и другого имущества органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, предназначенного для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
на информацию о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории области, и о мерах необходимой безопасности;
на обращение лично, а также индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций посредством направления в государственные органы и органы местного самоуправления;
на участие в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Статья 12. Обязанности граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Граждане, находящиеся на территории области, обязаны:
соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Липецкой области по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
оказывать при необходимости содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления и организациям в решении задач по защите населения, в проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ.

Глава IV. МЕРЫ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 13. Привлечение аварийно - спасательных служб и аварийно - спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций

Привлечение аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными аварийно - спасательными службами, аварийно - спасательными формированиями объектах и территориях;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;
по решению уполномоченных на то должностных лиц органов государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований.
Привлечение профессиональных аварийно - спасательных служб, профессиональных аварийно - спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению уполномоченных на то должностных лиц должно сопровождаться обязательным принятием мер, обеспечивающих установленный законодательством Российской Федерации уровень защищенности от чрезвычайных ситуаций объектов и территорий, обслуживаемых указанными службами и формированиями.

Статья 14. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций

Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующим законодательством и со своими уставами.
Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально - технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях. Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

Статья 15. Руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Руководители аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований, прибывшие в зону чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации и Липецкой области, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.
Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Липецкой области.
Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти Липецкой области, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:
о проведении эвакуационных мероприятий;
об обстановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
о проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;
о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
об использовании в установленном порядке средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно - спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно - спасательных работ;
о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно - спасательных работ;
о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно - спасательных формирований имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации.
В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно - спасательных и других неотложных работ руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке аварийно - спасательных и других неотложных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.

Глава V. ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 16. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и обучение способам защиты осуществляется в организациях, в том числе в образовательных, а также по месту жительства.
Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно - методических центрах и непосредственно по месту работы.
Основные задачи подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций:
обучение всех групп населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
обучение (переподготовка) руководителей и специалистов всех уровней управления действиям по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
практическое освоение работниками в составе сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций навыков по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В целях обучения практическим действиям и проверки подготовленности населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций проводятся командно - штабные, тактико - специальные и комплексные учения, тренировки.
Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям осуществляет методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения и территорий способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

Статья 17. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в территориальную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, органами государственной власти области, органами местного самоуправления, организациями.
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций беспрепятственно используются все средства массовой информации.

Глава VI. ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 18. Финансирование органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

Финансирование деятельности органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
За счет средств областного бюджета и бюджета местного самоуправления финансируется обеспечение деятельности соответствующих органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, складов мобилизационного резерва и материальных средств, хранящихся на них.

Статья 19. Финансирование мероприятий по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

За счет средств областного бюджета финансируется содержание учебно - методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям области, курсов гражданской обороны городов и районов, подготовка руководителей, специалистов и работников в составе аварийно - спасательных формирований, проведение учений и тренировок органами исполнительной власти области, а также обучение населения, не занятого в сферах производства и обслуживания.
За счет средств местных бюджетов финансируется подготовка руководителей и обучение работников в составе аварийно - спасательных формирований, тренировки и учения, проводимые органами местного самоуправления, а также участие в учениях, проводимых начальником гражданской обороны области.

Статья 20. Финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников с дальнейшим возмещением расходов за счет организаций, виновных в возникновении чрезвычайных ситуаций.
Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности на потенциально опасных объектах, предупреждению возникновения на них аварий, катастроф осуществляется за счет средств указанных объектов.
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Липецкой области.

Статья 21. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Указанные резервы создаются, хранятся, используются, восполняются органом исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями.
Резерв финансовых и материальных ресурсов должен быть достаточным для выполнения первоочередных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и максимально использовать имеющиеся силы и средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются в организациях, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.

Глава VII. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА, НАДЗОР
И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И
ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 22. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти области в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае необходимости экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, может проводиться общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами экспертных организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 23. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на территориальную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
При выявлении нарушений требований безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций соответствующий орган исполнительной власти принимает необходимые меры для устранения опасностей и созданию нормальных условий работы и проживания населения.

Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и Липецкой области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации и Липецкой области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок возникновения чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Липецкой области несут дисциплинарную, административную, гражданско - правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско - правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Липецкой области.

Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. Вступление настоящего закона в силу

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации
Липецкой области
О.П.КОРОЛЕВ
Липецк
24 сентября 1999 года
№ 51-ОЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru