Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляц. инстанции Арбитражного суда Липецкой обл. от 23.07.1999 по делу № 77/12-99

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 1999 г. № 77/12-99

Коллегия арбитражного суда по проверке в апелляционном порядке законности и обоснованности решений в составе председательствующего В.Н.Трухачева; судей С.М.Уколова, О.М.Карих; с участием истца индивидуального частного предприятия В.И.Полозова "Полви" в лице директора В.И.Полозова; ответчика Управления Федеральной службы налоговой полиции по Липецкой области в лице представителя И.А.Буланой по доверенности № 11/4 рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы налоговой полиции по Липецкой области на решение арбитражного суда Липецкой области от 1 июня 1999 г. по делу № 77/12,

установила:

ИЧП В.И.Полозова "Полви" обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения Управления Федеральной службы налоговой полиции по Липецкой области № 3/29/10 от 24.03.99 г. о взыскании налоговых санкций.
Решением от 01.06.99 г. исковые требования удовлетворены в связи с тем, что в силу ст. ст. 9, 30, 36 НК РФ органы налоговой полиции не являются налоговыми органами, не входят в состав участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, и поэтому применение налоговых санкций за налоговые правонарушения с 01.01.99 г. исключено из предмета ведения органов налоговой полиции.
В апелляционной жалобе просит решение от 01.06.99 г. отменить, полагая, что органы налоговой полиции вправе принимать решения по актам проверок, т.к. в ФЗ "О федеральных органах налоговой полиции" не внесены соответствующие изменения.
Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы представителей сторон, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения в связи со следующим.
Статьей 9 ФЗ "О федеральных органах налоговой полиции" и ст. 6 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" как на органы Государственной налоговой службы, так и на органы налоговой полиции был возложен контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. В связи с этим ч. 1 п. 3 ст. 11 ФЗ "О федеральных органах налоговой полиции" органам налоговой полиции было предоставлено право осуществлять проверки налогоплательщиков с составлением актов по результатам проверок и принимать решения о взыскании налоговых санкций.
В связи с принятием Налогового Кодекса РФ и введением его в действие с 01.01.99 г. обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов возложена на налоговые органы (ст. 32 НК РФ). С этой целью налоговым органам предоставлено право проводить проверки (ст.31 НК РФ) и принимать по материалам проверки решения о взыскании налоговых санкций (ст. 101 НК РФ).
Органы налоговой полиции не входят в систему налоговых органов (ст. 30 НК РФ) и поэтому не могут быть участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст. 9 НК РФ). Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются законодательством о налогах и сборах (ч. 1 ст. 2 НК РФ).
Органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и призваны обеспечивать экономическую безопасность РФ (ст. 1 ФЗ "О Федеральных органах налоговой полиции"). Поэтому суд 1 инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что функции органов налоговой полиции по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства ограничиваются сферой тех нарушений законодательства о налогах и сборах, которые могут быть квалифицированы как преступления или административные правонарушения (п. 1 ст. 36 НК РФ).
Ссылка ответчика на то, что ст. 36 НК РФ на органы налоговой полиции возложены функции, предусмотренные Законом РФ "О Федеральных органах налоговой полиции", а значит и ч. 1 п. 3 ст. 11 этого закона, не может быть принята в качестве доказательства правомочности принятия решения о взыскании налоговых санкций с налогоплательщика. В соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие части первой Налогового Кодекса РФ" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ. Исходя из этого, суд 1 инстанции сделал правильный вывод о том, что под иными полномочиями (пп. 5, п. 2 ст. 36 НК РФ) следует понимать полномочия, предусмотренные Законом "О федеральных органах налоговой полиции", если они не противоречат Налоговому Кодексу РФ.
Учитывая, что отношения по привлечению налогоплательщика к ответственности за совершенное правонарушение возникли после 01.01.99 г., ответчик обязан был руководствоваться нормами Налогового Кодекса РФ на основании ст. 8 ФЗ РФ "О введении в действие части первой НК РФ".
Таким образом, на момент принятия органом налоговой полиции решения о взыскании с налогоплательщика налоговых санкций ответчик не являлся налоговым органом и, следовательно, не мог быть участником отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Правильность подхода суда области к этому вопросу подтверждена п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.99 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ".
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 157 - 159 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционная коллегия

постановила:

Решение арбитражного суда Липецкой области от 01.06.99 г. по делу № 77/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу немедленно и в месячный срок может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

Председательствующий
В.Н.ТРУХАЧЕВ

Судьи
С.М.УКОЛОВ
О.М.КАРИХ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru