| |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Липецкого обл. Совета депут. от 04.02.1999 № 165-пс
"О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 ГОД"
Официальная публикация в СМИ:
"Липецкая газета", № 44, 03.03.1999
Вступил в силу с 4 февраля 1999 года (пункт 2 данного документа).
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
8 сессия II созыва
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 1999 г. № 165-пс
О ПРОГРАММЕ
СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 ГОД
Рассмотрев представленную администрацией области Программу социально - экономического развития Липецкой области на 1999 год и учитывая решение комитета по экономике, областной Совет депутатов постановляет:
1. Утвердить Программу социально - экономического развития Липецкой области на 1999 год (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель
областного Совета депутатов
А.И.САВЕНКОВ
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 ГОД
I. ОЦЕНКА СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ
НА КОНЕЦ 1998 ГОДА
Прошедший 1998 год можно условно разделить на два периода. До августа месяца в экономике области наблюдался рост хозяйственной активности, по итогам 6 месяцев был получен прирост промышленной продукции в размере 3,5 процентов, среднемесячный рост потребительских цен был самым низким за последние 7 лет. Несмотря на серьезные проблемы с выплатой заработной платы, особенно на предприятиях производственного сектора, напряженное положение со сбором налогов и на ряде других направлений, в целом социально - экономическая ситуация в области оставалась относительно стабильной с тенденцией на постепенное улучшение.
Финансово - экономический кризис, рельефно проявившийся в результате действий Правительства РФ и Банка России 17 августа 1998 года, привел к серьезным негативным последствиям. Многие предприятия понесли незапланированные убытки из-за значительного подорожания импортного сырья, материалов, комплектующих изделий. Вследствие коллапса банковской системы приостановились безналичные расчеты, а также платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Резко возросли розничные цены, возникло напряжение на потребительском рынке.
В итоге объем валового регионального продукта по сравнению с 1997 годом снизился на 5,7 процентов, объем промышленной продукции - на 5,9 процентов, сельскохозяйственной - на 5,5 процентов, объем капитальных вложений уменьшился на 27 процентов, реальные доходы населения - на 13 процентов, поступления в консолидированный бюджет области составили 75,8 процентов от запланированных.
Несмотря на резко усложнившуюся обстановку, к концу 1998 года удалось реализовать ряд мер по выправлению ситуации.
Особое внимание уделялось решению проблем на предприятиях промышленности, прежде всего, в ОАО "Липецкий тракторный завод". На сегодня ситуация на заводе меняется к лучшему: сформирована команда руководителей, разработана и утверждена программа финансово - экономического оздоровления завода. Если в январе - сентябре в среднем за месяц собиралось 100 - 120 тракторов, то в декабре уже изготовлено 206 тракторов, из них 6 штук ЛТЗ-155. В 1999 году производство тракторов предполагается увеличить до 250 штук в месяц. В адрес ОАО "Газпром" направлено бизнес - предложение по организации производства на базе Липецкого тракторного завода тракторов многопрофильного назначения ЛТЗ-155 с выделением нового юридического лица, где "Газпром" мог бы стать учредителем.
На стабилизацию обстановки и снижение социальной напряженности в ОАО "ЛТЗ" в значительной мере оказало влияние создание на базе сталелитейного цеха нового ООО "Сталелитейный завод", где объем производства достиг 2,5 тыс. тонн литья в месяц, выплачивается заработная плата, восстанавливаются утраченные связи с потребителями продукции.
Основным видом товарной продукции ОАО ЛМК "Свободный Сокол" сегодня являются трубы из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ), выпускаемые труболитейным цехом № 3. В 1997 г. их было выпущено 2545 тонн, в 1998 г. - 4889 тонн. Готовится к пуску доменная печь № 1, ремонтными организациями области оказана практическая помощь в проведении ее капитального ремонта. В настоящее время заводом решаются вопросы приобретения кокса и металлорудного сырья, расторжения ранее заключенного договора по передаче доменной печи в аренду.
Результаты работы ЗАО "Липецкий трубный завод" за 1998 год показали, что коллектив предприятия способен решать сложные задачи. Объем товарной продукции составил 102,7 млн. рублей, что на 33,4 процента больше, чем в 1997 году. Произведено чугунных труб и фасонных частей в объеме 13,4 тыс. тонн (171 процент к предыдущему году), ванн - 88,2 тыс. штук (139,6 процентов), моек - 128 тыс. штук (212,9 процентов).
Следует отметить значимость для области начала реализации инвестиционного проекта по добыче и производству кварцевых концентратов высокого качества на территории Чаплыгинского района, предложенного ЗАО "Горнорудная компания "Ранова".
В ОАО "Силан" (г. Данков) введены новые мощности по выпуску высококачественной лакокрасочной продукции.
Снижение общего объема инвестиций в хозяйственный комплекс области побудило заказчиков и строительные организации к сокращению сроков строительства и объемов незавершенного производства. Удалось продолжить реализацию программ социально - экономического развития и обеспечить ввод в действие ряда объектов социальной и производственной инфраструктуры. Ввод в действие общей площади жилых домов за счет всех источников финансирования составил 224,5 тыс. кв. метров и возрос на 9 процентов к уровню 1997 года, в том числе построено 440 индивидуальных жилых домов на 49,4 тыс. кв. метров (105 процентов), сданы в эксплуатацию две общеобразовательные школы на 324 уч. места в Добринском и Чаплыгинском районах, стоматологическая поликлиника в г. Липецке на 900 посещений в смену, дом культуры на 300 мест в Лебедянском районе. Построено 1517,2 км газовых сетей, газифицировано 24,9 тыс. квартир, переведено на газ 474 объекта соцкультбыта. Проделана большая подготовительная работа по включению области в Программу "Государственные жилищные сертификаты", в процессе реализации которой в 1998 году обеспечено жильем 88 семей увольняемых и уволенных в запас военнослужащих.
С целью увеличения объемов жилищного строительства на селе создано государственное унитарное предприятие "Свой Дом", основной задачей которого является содействие индивидуальным застройщикам в строительстве жилья путем предоставления досрочного льготного займа в виде строительных материалов и изделий с возвратом сельскохозяйственной продукцией. За четыре с небольшим месяца предприятием "Свой Дом" заключено 196 договоров на сумму около 13,4 млн. рублей и подготовлена программа предоставления займов населению, ее первый этап рассчитан на 1998 - 2000 годы.
В сельскохозяйственном производстве, несмотря на сильную засуху, впервые за последние годы удалось добиться роста валовых надоев молока, причем надой на 1 фуражную корову увеличился на 18 процентов. По сравнению с 1997 годом на 5 процентов возросло производство подсолнечника, на 7 процентов - свеклы. Лучше проведены осенние полевые работы под урожай 1999 года. Озимых посеяно на 46 тыс. га или на 17 процентов больше, чем в 1997 году, больше вспахано зяби.
Вместе с тем финансовое положение предприятий в сельском хозяйстве по-прежнему остается сложным. По расчетам в 1998 году убыток по отрасли составил 620 млн. рублей, а доля убыточных хозяйств достигла 91 процента. Сельхозпредприятия на сегодня не располагают внутренними источниками для погашения долгов, так как кредиторская задолженность превышает годовую выручку от реализации почти в 1,5 раза. Оплата труда в хозяйствах в основном натуральная, а задолженность по ней составляет около 195 млн. рублей.
По пищевой и перерабатывающей промышленности получен рост на 20 процентов, из 15 подотраслей по 12 отраслям наблюдается рост физического объема производства (кроме мясной, комбикормовой и хлебопекарной). Выработка сахара, включая полученный в результате переработки сахара - сырца, возросла на 79 процентов, цельномолочной продукции - на 21,7 процент, муки - на 32,6 процента, кондитерских изделий - на 32,7 процента, спирта этилового - на 20,6 процентов. В условиях складывавшегося дефицита подсолнечного масла удалось увеличить его выработку на 43,9 процента, полностью обеспечить потребности населения области в крупах, макаронных изделиях. В результате достигнутого роста доля предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в доходах консолидированного бюджета области возросла с 12,6 до 17 процентов.
Указанный рост производства на фоне снижения поставок импортных продуктов питания позволил обеспечить ими потребительский рынок. Удалось избежать серьезных перебоев в торговле товарами повседневного спроса. В Липецкой области, в отличие от других областей Черноземья, получен прирост розничного товарооборота в сопоставимых ценах на 1 процент, стоимость потребительской корзины по г. Липецку стабильно оставалась самой низкой.
Однако ухудшение финансового положения предприятий торговли повлияло на уменьшение объемов реализации товаров в стационарной торговой сети и увеличение доли неорганизованного рынка. Ухудшилось положение в сельской торговле.
Введение с 1 июля 1998 года на территории области специальной защитной марки в отношении поступающих в розничную продажу спиртных напитков крепостью свыше 28 процентов позволило сократить поступление в торговую сеть фальсифицированной алкогольной продукции, увеличить объемы производства на заводах области, в результате среднемесячные поступления акцизов в бюджет области возросли в 1,36 раза.
В 1998 году в бюджеты всех уровней мобилизовано 2971,1 млн. рублей налогов и других обязательных платежей, в том числе в бюджеты территории - 2332,8 млн. рублей. Общий объем поступлений в сравнении с соответствующим периодом 1997 года снизился на 247 млн. рублей, в том числе по территориальному бюджету - на 214,6 млн. рублей, или на 8,4 процентов. По состоянию на 01.01.99 года задолженность налогоплательщиков достигла 639,5 млн. рублей. При некотором ухудшении ситуации с поступлением налоговых платежей, вызванной рядом объективных причин (последствия финансового и банковского кризиса), положение с собираемостью налогов в результате скоординированных действий администрации области, фискальных органов несколько лучше, чем в областях Центрального Черноземья и России в целом. Так, удельный вес недоимки в общих поступлениях налогов по результатам работы за 1998 год в Липецкой области составил 19,8 процентов, по областям Центрально - Черноземной ассоциации - 51,9 процентов, по России в целом - 45,5 процентов.
Такая же ситуация и с поступлениями налогов в денежной форме. Если за 1998 год в целом по областям Центрального Черноземья этот показатель равен 57,4 процентам, то в Липецкой области - 66,2 процентам.
В 1998 году претерпела существенные изменения банковская система области. Были отозваны лицензии на осуществление банковских операций у двух региональных банков - АКБ "Статус Банк" и АБ "Липецккредит". В связи с банковским кризисом была практически парализована деятельность филиалов иногородних банков. В силу резкого падения ликвидности снизилась платежеспособность банков. По состоянию на 01.01.99 года объем картотеки составил 32 млн. рублей, в том числе по платежам в бюджет и внебюджетные фонды - 17 млн. рублей.
В целях восстановления регионального платежного оборота, мобилизации внутриобластных ресурсов для решения социально - экономических проблем региона было принято решение о приобретении контрольного пакета акций ОАО "Дорожный страховой банк" в областную и муниципальную (г. Липецк) собственность и создании на его основе областного банка. Функционирование областного банка позволит улучшить кредитно - расчетное и кассовое обслуживание предприятий и организаций области, восстановить нормальное прохождение платежей, в том числе в бюджет и на счета бюджетополучателей.
В рамках программы реструктуризации банковской системы администрацией области совместно с Главным управлением Банка России по Липецкой области к категории "опорных" банков отнесены ОАО "Дорожный страховой банк" и ОАО "Липецккомбанк". Собранием акционеров ОАО "Липецккомбанк" принято решение о прекращении деятельности ликвидационной комиссии и восстановлении деятельности банка.
Принимаются меры и по защите сбережений населения. Полностью рассчитался с вкладчиками АКБ "Статус Банк", под контролем администрации находится работа конкурсного управляющего АБ "Липецккредит", где наибольшее число вкладчиков из тех банков области, у которых отозваны лицензии - 39 тыс. человек, и сумма обязательств составляет около 45 млн. рублей. Снижению потерь сбережений населения и, как следствие, социальной напряженности во многом способствовал механизм перевода средств вкладчиков из коммерческих банков в Сбербанк России. В настоящее время Липецкий банк Сбербанка России завершил выплаты вкладчикам филиалов банков "СБС-АГРО", "Менатеп" и Промстройбанка России на общую сумму 65 млн. рублей. Отрабатывается аналогичный механизм и по вкладчикам филиала банка "Российский кредит".
Состояние экономики предопределяет уровень жизни населения и его демографическое развитие. Несмотря на увеличение рождаемости впервые за последние годы (на 2,2 процента) и снижение смертности (на 1,2 процента), смертность все же превышает рождаемость почти в 2 раза. Естественная убыль населения достигла 7,1 человека на 1 тыс. населения, по предварительной оценке численность наличного населения области за 1998 г. сократилась на 3,0 тыс. человек и составила 1244,8 тыс. человек.
За счет ввода новых рабочих мест, развития малого бизнеса, различных мер содействия предприятиям, испытывающих временные экономические затруднения, в области поддерживалась защитная основа материальной и финансовой базы, необходимая для снятия социального напряжения в сфере занятости населения. На протяжении года безработица не превышала 1 процента по отношению к экономически активному населению, что почти в три раза ниже, чем в целом по России, снижено напряжение по многим территориям области с женской безработицей. Ни на одной из территорий области не было допущено ситуации, классифицирующейся как критическая. В числе лучших регионов России показатели области по организации обучения и организации занятости безработных.
В социальной сфере проводилась целенаправленная работа по жизнеобеспечению пенсионеров, инвалидов, детей. В ходе осуществления акции "Мы твой дом и тепло сохраним" проведена работа по ремонту жилья, заготовке топлива, продуктов питания и т.д. Такую помощь в 1998 году получили более 150 тыс. человек на сумму свыше 16 млн. рублей.
Проведена значительная работа по реализации областной программы газификации жилья малоимущим слоям населения. Несмотря на острейший дефицит бюджетных средств финансирование в 1998 году было осуществлено на сумму 650 тыс. руб., газифицирована 221 квартира.
С августа 1998 года начала проводиться активная работа по погашению задолженности по пособиям на детей продовольственными, промышленными товарами и услугами. Всего была погашена задолженность на сумму 49,8 млн. руб.
Из федерального бюджета на оздоровление детей малоимущих семей выделено 1105 тыс. рублей, за счет чего оздоровлено 1340 детей и 98 родителей вместе с детьми - инвалидами. В 1998 году инвалидам выданы бесплатно 2 автомобиля, 500 кресло - колясок, 98 санаторно - курортных путевок. Начал функционировать реабилитационный Центр. В домах - интернатах области на полном гособеспечении проживают 2016 человек.
Несмотря на определенные экономические трудности удалось сохранить имеющуюся сеть и объем оказываемой медицинской помощи на уровне 1997 года.
Отсутствие стабильности в экономике, обострение ситуации в социальной сфере во многом обусловили рост криминальной активности населения, общий уровень зарегистрированной преступности возрос на 7,4 процентов. Половина всех правонарушений совершается из корыстных побуждений лицами, не занятыми общественно полезным трудом и не имеющими легитимных источников доходов.
В целом социально - экономическая ситуация в области продолжает оставаться сложной, требуются немедленные и конкретные действия областного Совета депутатов, администрации области, органов местного самоуправления по устранению причин кризисного состояния экономики и созданию реальных условий для экономического роста.
II. ЗАДАЧИ И ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ
В 1999 ГОДУ
1. Нормализация условий жизни населения
Обеспечение функционирования сферы потребления
В связи с обострением кризисной ситуации в экономике, сокращением объемов поставок продовольствия из зарубежья одним из основных направлений в работе администрации области по регулированию и стабилизации потребительского рынка является обеспечение насыщенности торговой сети продуктами питания и непродовольственными товарами повседневного спроса.
В целях более качественного снабжения населения области продуктами питания продолжится закупка продукции в региональный продовольственный фонд, будет увеличен объем закладки масла животного на длительное хранение. Приоритет будет отдан местным поставщикам, в первую очередь, предприятиям, вырабатывающим конкурентоспособную продукцию разнообразного ассортимента и хорошего качества.
Будут приниматься меры по максимально возможному сдерживанию цен на продовольствие, для чего сохранится регулирование предельных размеров торговых надбавок на основные виды продовольственных товаров, реализуемых из регионального продовольственного фонда.
Для насыщения торговой сети товарами, не вырабатываемыми в области, создания удобств для розничной торговли намечается реализация системы мер, направленных на развертывание деятельности предприятий оптовой торговли.
Предусмотрено обеспечить более широкое применение контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, что создаст условия для лучшей защиты прав потребителей, будет способствовать сокращению неучтенного налично - денежного оборота и увеличению поступлений в доходы бюджетов всех уровней.
Предстоит оказать помощь организациям потребкооперации по перестройке работы в направлении обеспечения населения необходимым ассортиментом товаров и расширения ее деятельности по заготовкам сельскохозяйственных продуктов и сырья крестьянских (фермерских) и личных хозяйств граждан, переработки этой продукции.
В целях предотвращения поступления на потребительский рынок фальсифицированных спиртных напитков предполагается ввести дополнительные ограничения на организацию оптовой и розничной торговли алкогольной продукцией крепостью до 28 процентов, включая создание специализированных предприятий, осуществляющих ее оптовую закупку, хранение и поставку в торговую сеть. Ставится задача полностью покончить с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции.
Принимаемые меры позволят сохранить в 1999 году стабильное обеспечение населения основными продовольственными, непродовольственными товарами и необходимыми услугами. Розничный товарооборот с учетом реализации по всем каналам возрастет в действующих ценах на 60 процентов по сравнению с 1998 годом, объем платных услуг населению - на 55 процентов.
Обеспечение занятости населения
В рамках областной программы содействия занятости населения Липецкой области на 1998 - 2000 годы предусматривается охватить около 107 тыс. человек, расходы на обеспечение программных мероприятий составят 60,8 млн. рублей, из них на активную политику занятости будет направлено 15,8 млн. руб., на материальную поддержку безработных - 45,0 млн. руб.
Будет продолжена работа по сохранению существующих и созданию дополнительных рабочих мест, профессиональной подготовке и переподготовке 4 тыс. безработных граждан, общественными работами будет охвачено около 14,5 тыс. человек, для 11 тыс. человек из числа молодежи будет предоставлена временная занятость на летний период. Программой "Молодежная практика" планируется охватить 220 человек.
Особая помощь в рамках программы предусматривается гражданам, требующим особой социальной защиты: инвалидам, женщинам, молодежи и другим категориям за счет повышения уровня развития рабочих мест временного и постоянного характера, организации отбора и подготовки из их числа квалифицированных работников для предприятий легкой промышленности и народных промыслов, сферы обслуживания населения, торговли, сельского хозяйства, коммерческой деятельности.
Планируется не допустить резкого всплеска безработицы, сохранив ее уровень на отметке около 1 процента.
Охрана и условия труда
Важной задачей в сфере охраны и условий труда является завершение становления системы государственного управления охраны труда на территории области.
Предстоит разработать Закон области "Об охране труда", Рекомендации по организации и проведению работ по охране труда в организациях малого предпринимательства.
Намечается усилить контроль за обоснованностью предоставления работникам льгот и компенсаций за работу во вредных условиях труда. На основании Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предстоит работа по формированию у работодателей мнения о том, что не заниматься улучшением охраны труда, профилактикой производственного травматизма и профессиональной заболеваемости становится экономически невыгодно. Будут осуществлены меры по дальнейшему развитию социального партнерства, социально - трудовых отношений в организациях всех форм собственности через реализацию областного Закона "О социальном партнерстве".
Социальная защита малообеспеченных слоев населения
В современных условиях в особо тяжелом положении оказалось население с низким уровнем доходов. И хотя возможности бюджета ограничены, администрация области сохранит систему адресной помощи малоимущим, выделив на эти цели из бюджета области 5 млн. рублей.
Будут приняты меры, чтобы продолжить газификацию жилья малоимущих за счет бюджетных средств, дотирование коммунальных услуг, дотирование жизненно необходимых продуктов питания (хлеб, молоко).
Продолжится оказание социальной помощи на дому одиноким, престарелым гражданам и инвалидам, обеспечение инвалидов транспортными, протезно - ортопедическими средствами, а также осуществление комплексной реабилитации инвалидов и их санаторно - курортное лечение.
Планируется введение в действие первой очереди оздоровительного центра "Лесная сказка" для отдыха детей - инвалидов, сирот и детей из малообеспеченных семей.
Оказание помощи населению в вопросах жилищного строительства
В первую очередь это будет достигнуто за счет увеличения объемов индивидуального жилищного строительства путем развития в области системы долгосрочного и среднесрочного льготного кредитования населения с применением элементов ипотеки и опыта Белгородской области.
Предприятием "Свой Дом" подготовлена программа предоставления займов сельскому населению, ее первый этап рассчитан на 1998 - 2000 годы.
Выдача долгосрочных льготных займов будет осуществляться предприятием "Свой Дом" в основном в виде товарного кредита путем предоставления строительных материалов и изделий местного производства. При этом значительная часть материальных ресурсов передается предприятиями - производителями в счет погашения имеющейся недоимки в областной бюджет. Погашение застройщиками займов производится равными долями в течение 10 лет непосредственно сельскохозяйственной продукцией - мясом, молоком, зерном, овощами, фруктами и т.д.
В 1999 году при соответствующей поддержке областного бюджета (40 млн. руб.) предприятием предусматривается оказать помощь в строительстве 1000 домов и обеспечить ввод 40 тыс. кв. м общей площади.
Будет продолжена работа по развертыванию ипотечного кредитования с использованием как кредитных ресурсов российских банков, так и зарубежных организаций.
В области будет осуществляться реализация целевых программ "Жилище", "Государственные жилищные сертификаты". На основе этих программ в объемах, предусмотренных федеральным бюджетом, будут обеспечиваться жильем военнослужащие, лица, уволенные из Вооруженных Сил в запас или отставку, вынужденные переселенцы, граждане, пострадавшие от аварий и стихийных бедствий, и некоторые другие группы населения, особенно остро нуждающиеся в жилье.
Полная реализация указанных направлений обеспечит увеличение объемов ввода жилья к уровню 1998 года на 12 процентов.
Образование и молодежная политика
В условиях образовавшегося бюджетного дефицита выполнение региональной программы "Развитие системы образования Липецкой области" крайне затруднено. Администрация области приложит максимум усилий по сокращению образовавшейся задолженности перед сферой образования по заработной плате и денежным компенсациям детям - сиротам и детям, находящимся под опекой.
Необходимо сохранить сеть школьных и дошкольных учреждений, а также объектов оздоровления и отдыха детей. Продолжить работу по оздоровлению и занятости детей и подростков в летний период, в первоочередном порядке обеспечить бесплатными путевками детей - сирот, детей безработных и семей беженцев - переселенцев, других категорий детей из социально незащищенных семей. Сохранить выплаты именных стипендий одаренным студентам, школьникам.
Планируется завершить строительство Березовской средней школы Данковского района на 345 ученических мест, Преображеновской средней школы Добровского района на 35 ученических мест, Каменской средней школы Задонского района на 108 ученических мест и школы на 162 места в с. Денисово Измалковского района, а также завершить газификацию объектов образования.
Продолжится работа по профессиональному образованию молодежи с учетом потребностей рынка рабочей силы.
В соответствии с контрольными цифрами Министерства общего и профессионального образования ставится задача принять на обучение в профтехучилища области 7830 человек, в том числе по дневной форме обучения 5100 человек. Подготовить для предприятий и организаций области на основе трехсторонних договоров 7530 специалистов.
Целью государственной молодежной политики в области является дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.
В наступающем году продолжится работа по реализации областной программы "Молодежь Липецкой области" (1998 - 2000 гг.), по разработке и принятию областного Закона "Об основах государственной молодежной политики в Липецкой области".
Предусматриваются меры по дальнейшему развитию центров социальной адаптации и информации для молодежи и сети подростковых клубов, а также по развитию молодежного и детского движения области.
Здравоохранение
Основной задачей в сфере здравоохранения является обеспечение приоритетных профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения, охрана здоровья матери и ребенка, расширение видов амбулаторной помощи, развитие сети дневных стационаров, гарантированное обеспечение лечебных учреждений и населения основными видами лекарств.
Продолжится работа по совершенствованию ведомственного и вневедомственного контроля за качеством оказания медицинской помощи, рациональным использованием коечной сети.
В условиях дефицита бюджетных средств наряду с сохранением бесплатного медицинского обслуживания планируется дальнейшее развитие оказания платных услуг населению.
Продолжится работа по реализации программ "Дети Чернобыля", "Дети - инвалиды", "Безопасное материнство", "Планирование семьи", "Сахарный диабет", "Вакцинопрофилактика", "АнтиСПИД", будет направлено около 18,5 млн. рублей.
Будет завершено строительство акушерского корпуса в г. Липецке на 100 коек, поликлиники в Задонске на 250 посещений в смену.
Семейная и демографическая политика
Важным направлением деятельности является поддержка и укрепление семьи, улучшение демографической ситуации в области, продолжение процесса формирования и укрепления нормативно - правовой базы семейной политики, совершенствования путей взаимодействия государственных и общественных организаций, занимающихся проблемами семьи, женщин, детей, расширения сети социально - реабилитационных учреждений по оказанию помощи семье.
Основная работа по улучшению демографической ситуации, положению семьи в обществе, обеспечению выживания, защиты и развития детей будет проводиться в соответствии с Планом действий по улучшению положения семьи и детей на 1998 - 2000 гг. и областной комплексной программой "Дети России".
В целях улучшения неблагоприятной демографической ситуации будут приняты меры по снижению и профилактике смертности от неестественных причин, улучшению обеспечения детей детским питанием, сохранению репродуктивных прав и здоровья населения, ужесточению государственного контроля за качеством продовольствия и состоянием окружающей среды.
Культура и искусство, физкультура и спорт
Одной из главных задач в области культуры и искусства является сохранение соответствующей материально - технической базы, кадров, культурного наследия и потенциала области, обеспечение эффективного функционирования организаций культуры и искусства, поддержание молодых дарований, детского музыкального, художественного образования, поддержка народного художественного творчества.
Наряду с общедоступными массовыми видами творчества продолжится работа по развитию и совершенствованию платных видов деятельности в культуре.
Приоритетными в предстоящий период будут программы:
- празднования 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина с увековечиванием его памяти на Липецкой земле;
- подготовка к празднованию 55-летия Победы в Великой Отечественной войне;
- подготовка к празднованию встречи третьего тысячелетия и 2000-летия Христианства.
В числе первоочередных мер в 1999 году намечается ремонт зданий театра кукол, создание единого центра правовой информации при областной научной библиотеке, открытие постоянно действующей экспозиции в Липецком областном краеведческом музее.
В сфере физкультуры и спорта ставится задача активизировать физкультурно - оздоровительную работу с населением и работу по проведению областной Спартакиады трудящихся, обеспечить подготовку сильнейших спортсменов области к XXVII Олимпийским играм в г. Сиднее (Австралия), осуществить поддержку программы развития футбола в области, сохранить работу детско - юношеских спортивных школ, обеспечивающих подготовку резерва в сборные команды России, в рамках поддержки массового и спортивного физкультурного движения и пропаганды здорового образа жизни продолжить реконструкцию СК "Спартак".
2. Развитие реального сектора экономики
Промышленность
Главной целью промышленной политики администрации области является реализация комплекса мер, направленных на преодоление экономического кризиса, на адаптацию промышленных предприятий к изменившимся условиям хозяйствования в соответствии с разработанной концепцией развития промышленности до 2000 года.
В целях более надежного обеспечения области электроэнергией намечается увеличить выработку собственной электроэнергии, обеспечить более полное использование мощностей по производству электроэнергии и тепла. Предполагается осуществить строительство линий электропередач общей протяженностью 150 км, преимущественно в сельской местности.
Будут осуществляться меры по преодолению спада в металлургической промышленности. Будут поддержаны усилия ОАО "НЛМК" по противодействию антидемпинговым процессам на зарубежных рынках, по подготовке и реализации инвестиционного проекта, направленного на выпуск стиральных машин и другой "белой" техники.
Развитие машиностроительного комплекса будет ориентировано на увеличение объема экспортных поставок, упорядочение финансовых потоков, перепрофилирование незагруженных мощностей на выпуск высокотехнологичной продукции. Намечено провести работу по расширению рынков сбыта на продукцию сельскохозяйственного машиностроения через Ассоциацию экономического взаимодействия областей Центрально - Черноземного района "Черноземье".
Учитывая благоприятную конъюнктуру в пищевой и легкой промышленности, необходимо добиться существенного прироста производства в этих отраслях.
Будет продолжено предоставление государственной поддержки предприятиям, осуществляющим реформирование и реструктуризацию за счет создания эффективной системы управления и привлечения внутренних резервов, в т.ч. путем предоставления льгот по уплате налогов. Получат дальнейшее развитие предложения по реструктуризации просроченной задолженности организаций перед областным бюджетом, предусматривающие передачу контрольного пакета акций должников в областную собственность.
Предстоит завершить реализацию программ по восстановлению платежеспособности АО "Липецкая металлургическая компания "Свободный Сокол", ОАО "Липецкий тракторный завод" в период действия внешнего управления.
За счет снижения налоговой нагрузки, предусматриваемого Правительством страны, ожидается улучшение финансового положения предприятий и сокращение задолженности в бюджеты всех уровней.
Однако в 1999 году полностью преодолеть последствия острого кризиса не удастся: промышленное производство прогнозируется в объеме 95 процентов к уровню прошлого года в сопоставимых ценах, в том числе по отраслям: химическая - 160 процентов, промышленность строительных материалов - 105 процентов, легкая - 110 процентов, пищевая - 103 процента, машиностроение - 100 процентов, черная металлургия - 92 процента, электроэнергетика - 97 процентов.
Инвестиционная политика администрации области в 1999 году будет осуществляться в соответствии с Программой поддержки инвестиционной деятельности в Липецкой области на 1998 - 2002 годы.
Получит дальнейшее продолжение работа с Венчурным фондом "РАБО Черноземье" по реализации инвестиционных проектов в пищевой и перерабатывающей промышленности и производстве медицинской техники, с Программой российско - американского сотрудничества ПРАРИ по привлечению инвестиций в АПК.
Будет продолжена работа по привлечению крупных зарубежных компаний: "АГКО" - Массей Фергюсон" (США - Англия), "Валтра - Валмет" (Финляндия), "Шкода" (Чехия) к созданию в Липецкой области производства конкурентоспособной сельскохозяйственной техники, в том числе на базе пропашного трактора 85 - 90 л.с. с использованием отдельных узлов и агрегатов финского производства.
В 1999 году планируется провести Третью международную инвестиционную конференцию, осуществить ряд мероприятий по созданию благоприятного климата и условий для участия в инвестиционной деятельности на территории области международных банков, институциональных инвесторов (МБРР, ЕБРР, МФК).
Для работы с иностранными инвесторами планируется создание Липецкого областного агентства по инвестициям и внешнеэкономическим связям.
Агропромышленный комплекс
Главной задачей агропромышленного комплекса по-прежнему остается обеспечение населения области продуктами питания, сохранение и увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
1999 год должен стать годом углубленного поиска оптимальных форм хозяйствования с учетом опыта соседних областей, способствующих развитию внутрихозяйственных отношений, обеспечивающих реальные стимулы для каждого работника.
С целью дальнейшей поддержки сельхозтоваропроизводителей будут сохранены дотации на молоко, закупаемое для государственных нужд, продолжена работа по реструктуризации бюджетной задолженности предприятий и организаций АПК.
Для обеспечения сельхозтоваропроизводителей необходимыми ресурсами на проведение сезонных работ продолжится выделение товарных кредитов, хотя и в меньшем объеме, чем в предшествующие годы, что потребует более экономного расходования средств, ускорения возврата выделенных ресурсов.
По-прежнему будет осуществляться финансовая поддержка государственных унитарных предприятий.
Продолжится формирование машинно - технологических станций, в том числе с оснащением импортной техникой.
Продолжится совершенствование структуры сельскохозяйственного производства. Посевные площади сахарной свеклы увеличатся до 60 тыс. га, подсолнечника - до 35 тыс. га, рапса - до 20 тыс. га. Необходимо закрепить положительные тенденции, наметившиеся в молочном животноводстве, выйти по надоям молока в среднем по области на корову на уровень 2400 кг, остановить спад поголовья всех видов скота и птицы, численность коров в сельхозпредприятиях увеличить до 105 тыс., свиней - до 200 тыс. голов.
С целью обеспечения животноводства сочными кормами предстоит довести посевные площади в расчете на корову: кукурузы - до 1 га, кормовой свеклы - до 0,1 га, удельный вес многолетних трав увеличить до 14 процентов от посевных площадей, довести площадь посевов кукурузы на зерно до 6 тыс. гектаров, заготовить на условную голову 22,5 ц кормовых единиц, в том числе по 2,5 т сена в расчете на корову.
Наряду с поддержкой и укреплением общественного сельского хозяйства большее внимание будет уделено развитию личных подсобных хозяйств. Будет сделано все необходимое для увеличения закупок у населения излишков произведенной продукции и, прежде всего, молока, скота и птицы, оказания им помощи путем предоставления пастбищ, обеспечения молодняком скота и птицы, кормами и услугами. Необходимо будет довести объем закупок молока у населения до 1 т от каждой коровы.
Будет продолжена поддержка фермерского движения, садоводческих и огороднических кооперативов, учитывая не только объемы производимой ими продукции, но и социальную значимость этих форм организации производства.
Ставится задача получить в 1999 году 1500 тыс. тонн зерна, 1200 тыс. тонн сахарной свеклы, 40 тыс. тонн подсолнечника, 20 тыс. тонн рапса, 600 тыс. тонн картофеля, 160 тыс. тонн овощей, 400 тыс. тонн молока, 100 тыс. тонн скота и птицы (в живом весе), 380 млн. штук яиц.
Транспорт и связь
В сложившихся условиях одной из важнейших задач является обеспечение устойчивого функционирования транспортной системы на территории области.
В 1999 году в условиях бюджетного дефицита и невозможности полного возмещения убытков пассажирскому транспорту предполагается увеличить на городских маршрутах количество платных рейсов. С целью укрепления материальной базы транспортных организаций будут использоваться возможности лизинговой системы приобретения и использования транспортных средств. Для формирования и развития цивилизованного рынка в этой сфере экономики предполагается проведение сертификации транспортных услуг. В результате реализации данных мероприятий предполагается увеличение доходов от перевозок на 2,6 млн. рублей, списочного числа подвижного состава на 21 единицу, объема перевозок грузов на 0,2 млн. тонн.
Учитывая социальную значимость железнодорожных перевозок, в т.ч. пригородных, будут подготовлены предложения по предоставлению ряда льгот организациям и предприятиям ЮВЖД, расположенным на территории области, в т.ч. и по тарифам на электроэнергию, используемую на тягу поездов.
Для удовлетворения потребности населения в услугах связи планируется продолжить реализацию программы реконструкции и развития областной телефонной сети на базе цифровых систем коммутации и передачи информации, содействовать расширению телефонной сети в г. Липецке, пгт Лев-Толстой, в с. Хлевное с целью увеличения количества основных телефонных аппаратов на 15 тыс. штук и выделению средств для поэтапного продолжения работ по телефонизации квартир ветеранов Великой Отечественной войны.
Будут продолжены работы по внедрению новых услуг электрической связи путем расширения областной сети передачи данных, услуг сети "Интернет", других информационных сетей и дополнительных видов обслуживания, предоставляемых цифровыми АТС, а также нетрадиционных услуг почтовой связи.
Для расширения приема местных телевизионных программ предстоит завершить строительство телевизионного ретранслятора в с. Волово и радиорелейной линии связи г. Елец - с. Становое - с. Измалково.
Жилищно - коммунальное хозяйство
Политика в области жилищно - коммунального хозяйства будет направлена на выполнение Программы реформирования отрасли, утвержденной постановлением областного Собрания № 1261-пс от 27.11.97 г., в части мероприятий, предусмотренных на 1999 год.
Особое внимание при реализации Программы планируется уделить снижению себестоимости жилищно - коммунальных услуг при сохранении необходимой надежности функционирования хозяйства. Совместно с администрациями городов и районов будут приняты меры по упорядочению тарифов на жилищно - коммунальные услуги, по оснащению жилья и предприятий бюджетной сферы приборами учета и регулирования потребления тепла, воды и электроэнергии, а также по созданию условий для развития конкуренции, прежде всего, при обслуживании жилого фонда. Уровень дотирования жилья и коммунальных услуг, размер предоставления субсидий предусматривается дифференцировать в зависимости от качества жилья и совокупного дохода семьи.
Предлагается сохранить уровень платежей граждан за жилищно - коммунальные услуги в пределах 40 процентов и не выше 10 процентов от совокупного дохода семьи.
Финансирование жилищно - коммунального хозяйства по дотируемым статьям, включая возмещение затрат от предоставления льгот в соответствии с Законом РФ "О ветеранах", предполагается обеспечить в объеме 396,2 млн. рублей.
Поддержка малого и среднего предпринимательства
Ускорение экономического развития и решение проблемы занятости населения тесно связаны с развитием малого и среднего бизнеса.
Для формирования и развития конкурентной среды в сфере производства и обращения большое внимание будет уделяться поддержке малого бизнеса, решающего важные задачи в этих сферах деятельности, в т.ч. инновационного характера.
С этой целью будет упорядочена процедура регистрации и ликвидации малых предприятий с одновременным повышением ответственности предпринимателей за результаты их деятельности, в том числе по оплате и охране труда наемных работников.
Будет продолжена работа по упорядочению системы налогообложения субъектов малого предпринимательства в направлении ее упрощения и обеспечения большей полноты собираемых налогов.
Финансовая поддержка малых предприятий будет осуществляться путем привлечения и использования кредитов отечественных, иностранных банков и различных специализированных фондов, предоставления поручительств администрации области по высокоэффективным проектам.
Будет расширен объем услуг, предоставляемый областным агентством поддержки малого предпринимательства, намечается открыть его филиал в г. Ельце. С целью поддержания постоянного диалога будет продолжена работа координационного совета по развитию малого бизнеса при главе администрации области.
С целью сдерживания безработицы и создания условий для расширения занятости будет осуществляться переподготовка и обучение высвобождающихся работников основам предпринимательства в социально - деловом центре при управлении труда и занятости населения и центре "Евроменеджмент" при ЛГТУ.
Повышение эффективности управления государственной собственностью
Прежде всего будет усилен контроль за использованием имеющейся государственной собственности.
Предстоит завершить инвентаризацию областной собственности. Будет создан единый компьютерный банк данных основных средств, находящихся в хозяйственном ведении и оперативном управлении областных предприятий и учреждений.
Получит дальнейшее развитие доверительная форма управления государственным пакетом акций, создание института поверенных, которым собственник делегирует свои права. Будут приняты меры по повышению эффективности контроля и стимулирования работы руководителей государственных унитарных предприятий, представителей государства в акционерных обществах.
Предстоит усилить государственный контроль за деятельностью по оценке и продаже недвижимости на территории области посредством лицензирования риэлторской деятельности, государственной регистрации прав на недвижимое имущество в целях налогообложения, страхования и обеспечения залоговых обязательств.
В целях увеличения поступления доходов в бюджет будут пересмотрены льготы в части получения арендной платы за пользование недвижимостью.
Состав государственного имущества будет пополняться, в том числе за счет реструктуризации задолженности предприятий по платежам в бюджет путем инициирования проведения вторичной эмиссии акций предприятий - должников в пределах сумм долга с последующей их передачей в областную собственность. Это будет способствовать внедрению рыночных механизмов смены неэффективного собственника, а также созданию условий для финансового оздоровления предприятий. При улучшении конъюнктуры фондового рынка акции этих предприятий могут быть проданы.
В целом за 1999 год будут получены доходы от государственной и муниципальной собственности в сумме 16,5 млн. руб.
Будет оказана необходимая помощь городским и районным администрациям по вопросам повышения эффективности использования муниципального имущества, реформирования предприятий, включая создание условий для использования внутренних и привлечения внешних инвестиций.
В целях повышения эффективности использования земельных участков будет продолжена инвентаризация земель городов и других населенных пунктов, внедрение автоматизированных систем учета земли и землепользователей (земельного кадастра) в районах и городах области.
От реализации областного и муниципального имущества в 1999 г. предполагается получить доход в размере 5,5 млн. рублей.
Финансово - бюджетная политика
Основной задачей финансово - бюджетной политики в предстоящем году является создание стартовых условий для решения сложных социально - экономических проблем, в основном собственными силами, путем "самозарабатывания" областью необходимых средств, так как в настоящее время ограниченные финансовые возможности позволяют направлять ресурсы только на обеспечение самых необходимых нужд населения области.
Будет продолжена работа в направлении рационализации бюджета, сокращения бюджетных расходов, в том числе за счет оптимизации государственного управления, сети и структуры бюджетных учреждений, разработки и применения системы минимальных социальных стандартов. Предстоит ужесточить контроль за сбором налогов, повысить их собираемость за счет улучшения работы налоговых органов, сокращения доли взаимозачетов и других форм неденежных расчетов.
В качестве меры по повышению доходной базы бюджета области предусматривается также усиление контроля за рынком алкогольной продукции, восстановление государственной монополии на ее производство и реализацию.
Предстоит завершить работу по выявлению, постановке на учет эксплуатируемого имущества физических лиц, оценке его в соответствии с фактической стоимостью и взиманию налога на имущество в полном объеме.
В 1999 году продолжится работа по реструктуризации долговых обязательств администрации области.
В рамках укрепления региональной банковской системы будет оказана необходимая поддержка "Дорожному страховому банку" и "Липецккомбанку" с целью возобновления их нормальной работы.
В 1999 году необходимо принять меры по совершенствованию бюджетных и иных отношений между органами государственной власти и местного самоуправления.
Экологическая политика
Предусматривается продолжить работу по снижению отрицательной нагрузки на природную среду.
Для усиления контроля за качеством атмосферного воздуха в областном центре будет продолжено создание автоматизированной системы мониторинга, в г. Данкове предусматривается установить автоматизированный пост. Ставится задача снизить за счет выполнения воздухоохранных мероприятий на промышленных предприятиях объемы выброса вредных веществ в атмосферу на 6 тыс. тонн. В АО "НЛМК" предусматривается завершить реконструкцию коксовой батареи № 5, вывести на реконструкцию коксовую батарею № 6.
Планируется осуществить комплекс мер по сокращению вредного воздействия автотранспорта на атмосферу городов области - переход на неэтилированный бензин, перевод автотранспорта на газ, развитие сети обслуживания по регулировке двигателей частного автотранспорта.
Будут приняты необходимые меры для наведения и поддержания должного порядка на полигонах твердых бытовых отходов в городах и районных центрах области.
В текущем году будет совершенствоваться экономический механизм природопользования. Платежи за загрязнение окружающей среды в городские, районные и областной экологические фонды составят около 12 млн. рублей и полностью будут использованы на решение природоохранных задач.
Борьба с преступностью
Одной из важнейших задач администрации области и органов местного самоуправления в 1999 году должна стать мобилизация сил и возможностей по усилению борьбы с преступностью в соответствии с разработанной областной Программой противодействия и предупреждения преступности на 1999 - 2000 годы.
Предстоит разработать и принять областную Программу комплексных мер противодействия наркомании на 1999 - 2000 годы, изыскать дополнительные резервы для выполнения областной Программы "Профилактика безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних, защита их прав" и других ранее утвержденных программ правоохранительной направленности.
Администрация области будет оказывать всестороннюю помощь и содействие правоохранительным органам путем активизации работы целевых межведомственных комиссий с участием структур исполнительной власти, создания благоприятных условий для борьбы с преступностью.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|