Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 04.08.1998 по делу Арбитражного суда Липецкой области № 214/5-98

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 1998 г. № 214/5-98

г. Брянск

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего Никифорова В.К.; судей Радюгиной Е.А., Орешиной Н.М.;
при участии в заседании: со стороны истца Пешкова Т.Н. - адвокат, ордер от 03.08.98 № 009023, Судейкина В.И. - дов. от 04.08.98 № 403/01;
со стороны ответчика - не явились, но извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу АОЗТ "Агродорстрой" на решение арбитражного суда Липецкой области от 14.04.98 по делу № 214/5,

установил:

АОЗТ "Агродорстрой", расположенное в г. Липецке, предъявило в арбитражном суде иск к Государственной налоговой инспекции по Правобережному округу г. Липецка (далее именуемое ГНИ) о признании недействительным решения ГНИ от 08.08.97 № 169 в части взыскания с истца финансовых санкций в сумме 222302,4 тыс. руб. за осуществление расчетов наличными денежными средствами из кассы предприятия минуя расчетный счет. Поскольку истец выдавал наличные денежные средства работникам на оплату труда, хозяйственные нужды и командировочные расходы, тем самым не нарушал Указ Президента РФ от 18.08.96 № 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения", поэтому у ГНИ отсутствует основание для взыскания штрафа.
Решением арбитражного суда от 14.04.98 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе АОЗТ "Агродорстрой" просит об отмене решения суда, поскольку судом неправильно истолкован п. 9 вышеназванного Указа Президента РФ от 18.08.96 № 1212, применен Порядок ведения кассовых операций в РФ, который не назван налоговой инспекцией в качестве нарушения. Не учтено судом, что счет недоимщика открыт истцом только 28.05.98, а штраф наложен за первое полугодие 1997 года, что не соответствует Указу № 1212.
Кассационная инстанция, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей истца, находит, что решение арбитражного суда вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и п. 9 Указа Президента РФ от 18.06.96 № 1212, ст. 861 ГК РФ.
Как установлено арбитражным судом при рассмотрении настоящего спора, истец, имея задолженность перед бюджетами различных уровней, в первом полугодии 1997 года производил выдачу наличных денежных средств из кассы из сумм ежедневной выручки работникам Общества под отчет, а работники выданными суммами рассчитывались с различными юридическими лицами за приобретаемые для истца ГСМ, запчасти к автомобилям, за оказываемые услуги и т.п., о чем свидетельствуют представленные авансовые отчеты работников с приложенными документами.
В соответствии с п. 4 вышеназванного Указа Президента РФ от 18.08.96 № 1212 вся выручка предприятия - недоимщика должна перечисляться на счет недоимщика. Частями 1 и 2 п. 9 того же Указа Президента РФ предусмотрено право предприятий получать в банках наличные денежные средства в размере, необходимом на оплату труда, хозяйственные нужды и на командировочные расходы, при этом Центральному банку РФ предложено установить порядок такого получения денег со своего расчетного счета. Указаниями ЦБР от 12.11.96 № 360 предусмотрено, что для изложенных в п. 9 Указа № 1212 целей предприятия, не имеющие задолженности перед бюджетом, вправе по согласованию с обслуживающим их банком расходовать поступающую выручку. Ч. 3 п. 9 этого же Указа Президента РФ установлена ответственность юридических лиц за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, минуя свой расчетный счет, в виде штрафа в 2-кратном размере произведенной суммы платежа.
Поскольку истец нарушил установленный в вышеприведенных нормативных актах порядок, являясь неплательщиком налогов, без согласования с банком осуществлял платежи юридическим лицам наличными денежными средствами, минуя расчетный счет, ГНИ пришла к правильному выводу о допущенном плательщиком - истцом по настоящему делу нарушении порядка расчетов наличными деньгами и на всю сумму таких произведенных расчетов применила вышеназванную санкцию - штраф в 2-кратном размере произведенных платежей. Арбитражный суд, не установив по материалам дела обстоятельств, подтверждающих доводы истца о выдаче в установленном порядке банком денег на зарплату, командировочные расходы, пришел к обоснованному выводу от отказе в иске.
Доводы истца, изложенные в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда. Работники истца, получив наличные денежные средства и оплатив ими предоставленные другими юридическими лицами товары и услуги для истца, выступали в хозяйственном обороте как агенты либо представители истца, а в соответствии с п. 6 вышеназванного Указа Президента РФ № 1212 оплата и по таким сделкам должна осуществляться через расчетный счет недоимщика. Не содержится в данном Указе и льгот для предприятий - недоимщиков для приобретения товаров на хозяйственные нужды. Ни в акте проверки, ни в иных документах не говорится о том, что штрафу подвергнуты суммы, выданные на заработную плату. То обстоятельство, что счет недоимщика был открыт 28.05.98, не влечет освобождения истца от ответственности, поскольку материалами дела доказано, что истец имел задолженность перед бюджетом в течение всего первого полугодия 1997 г.
При принятии кассационной жалобы к рассмотрению и назначении дела к слушанию в кассационной инстанции определением суда от 10.07.98 АОЗТ "Агродорстрой" была предоставлена отсрочка в уплате госпошлины до принятия постановления кассационной инстанции. Поэтому в соответствии со ст. 95 АПК РФ с истца в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 417 руб. 45 коп.
Ввиду изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 АПК РФ, кассационная инстанция

постановила:

Решение арбитражного суда Липецкой области от 14.04.98 по делу № 214/5 оставить без изменения, кассационную жалобу АОЗТ "Агродорстрой" - без удовлетворения.
Взыскать с АОЗТ "Агродорстрой" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 417 руб. 45 коп.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий
В.К.НИКИФОРОВ

Судьи
Е.А.РАДЮГИНА
Н.М.ОРЕШИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru