Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Липецкого городского Совета депутатов от 26.05.1998 № 169
"О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 1998 - 2000 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Огни Липецка", № 4, 29.09.1998






ЛИПЕЦКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ
от 26 мая 1998 г. № 169

О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 1998 - 2000 ГОДЫ"

Рассмотрев предложенный администрацией города проект городской целевой Программы "Старшее поколение" на 1998-2000 годы" и на основании статьи 12 Устава г. Липецка, городской Совет депутатов решил:
1. Утвердить городскую целевую Программу "Старшее поколение" на 1998 - 2000 годы".
2. Направить городскую целевую Программу "Старшее поколение" на 1998 - 2000 годы" главе администрации (главе местного самоуправления) г. Липецка Савенкову А.И. для подписания и обнародования.

Председатель
городского Совета депутатов
А.С.КОРОБЕЙНИКОВ





ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ Г. ЛИПЕЦКА
НА 1998 - 2000 ГОДЫ"

Введение

Старение населения - объективная реальность. Причем старение населения идет более быстрыми темпами, чем рост населения в целом. К 2025 году численность населения планеты возрастет в 3 раза, а численность пожилых людей увеличится в 6 раз.
Подобные демографические изменения побудили мировое сообщество сформировать особую систему взглядов на пожилых людей, которая строится (согласно резолюции генеральной Ассамблеи ООН от 1991 г. "Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста") на пяти принципах ООН - обеспечить им независимость, возможность участвовать в социальном развитии, уход, условия для реализации внутреннего потенциала, сохранение достоинства.
Россия, являясь членом сообщества, также испытывает определенные трудности по разрешению проблем пожилых людей. Свыше 30 млн. россиян, достигнув пенсионного возраста по старости, принадлежат к старшему поколению, большинство из которых в нынешних рыночных отношениях оказались среди малообеспеченных.
Ограничения, обусловленные возрастом, не позволяют им утвердиться в качестве полноправных участников проводимых в стране преобразований.
Доля людей старше трудоспособного возраста в составе населения г. Липецка достигла 17 процентов. Старение населения обуславливается длительным спадом рождаемости при сохранении высокой смертности.
Значительно возросла демографическая нагрузка во всем населении. На 100 человек трудоспособного возраста приходится 50 нетрудоспособных, в том числе 23 человека старше трудоспособного возраста.
Основными проблемами пожилых людей являются неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения.
Высокая численность пенсионеров приводит к усилению их роли в социальном развитии, повышению требований в отношении предоставления социальных гарантий во всех сферах жизнедеятельности.
В г. Липецке из 519 тысяч человек населения 90778 получателей пенсии по старости, что составляет 17,5 процентов от общего числа жителей. В основном пожилые граждане обеспечены комплексом мер по их жизнеобеспечению. В городе функционируют два отделения сестринского ухода.
Кроме этого широкое распространение в городе получила форма нестационарного обслуживания пожилых людей на дому, психологически удобная и наименее затратная. Свыше 3000 человек получают социальную, медико-психологическую и бытовую помощь от 404 социальных работников.
Вместе с тем, последствия неэффективности проводимых экономических реформ негативно отражались и на представителях старшего поколения г. Липецка.
Соотношение среднего размера назначенной месячной пенсии с учетом компенсационных выплат и средней зарплаты составляло в 1996 году 35,6 процента. В представленной Программе на городском уровне обозначены приоритеты работы структурных органов муниципальной власти, направленные на решение проблем горожан старшего поколения, создание им благоприятных условий для реализации прав и законных интересов, полноценного участия в общественной, экономической, культурной и духовной жизни города.
Мероприятия программы призваны смягчить условия перехода к рыночным отношениям лиц пенсионного возраста, консолидировать усилия административных органов по стабилизации уровня жизни этой категории граждан, сконцентрировать финансовые возможности на решении остро стоящих проблем.
Администрация г. Липецка в соответствии с законами РФ "О ветеранах", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" традиционно направляет свои усилия по 3-м основным направлениям социальной защищенности граждан пожилого возраста: пенсионное обеспечение, предоставление пожилым людям льгот и преимуществ, социальное обслуживание в стационарных и нестационарных условиях.

Основные цели и задачи

Основной целью Программы является формирование взаимоувязанных организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения граждан старшего поколения и упрочению их социальной защищенности с учетом социально-демографической и социально-экономической ситуации и прогнозируемой долговременности процесса старения населения города.
Предусмотрено решение на программно-целевой основе следующих приоритетных задач:
1. Разработка концептуальных подходов к формированию стратегии в отношении старения населения города и подготовка к проведению Международного года пожилых людей (1999 год).
2. Повышение эффективности правового регулирования в сфере защиты прав и интересов, охраны здоровья, посильной занятости и социального обеспечения пожилых людей, предоставление им разносторонней помощи и услуг в целях устранения и предупреждения любых форм их дискриминации.
3. Обеспечение информированности граждан о положении пожилых людей и о мерах по улучшению подготовленности к жизнедеятельности при наступлении старости.
4. Создание предпосылок для осуществления системы мер, направленных на формирование оптимальной среды жизнедеятельности пожилых граждан - профилактика заболеваний, увеличение объемов и повышение качества оказания квалифицированной медицинской и медико-социальной помощи, облегчение доступа к получению услуг в сфере здравоохранения.
5. Развитие социального обслуживания пожилых людей с учетом поддержания общественно-нормального уровня доступности и достаточности помощи и услуг, внедрение экономически эффективных видов социального обслуживания.
6. Укрепление взаимодействия государственных, муниципальных систем и служб, руководителей предприятий и организаций, призванных способствовать решению социальных проблем старшего поколения.
7. Улучшение подготовки специалистов, занятых предоставлением помощи и услуг гражданам пожилого возраста.
8. Обеспечение мер по взаимосвязи поколений, оптимизация отношений между поколениями, сохранность духовного наследия лиц старшего поколения.

Система программных мероприятий

Программа формирует и определяет порядок организации и реализации мер по комплексному решению проблем пожилых граждан, учитывает их интересы. В программе мер по улучшению положения граждан старшего поколения использован универсальный подход, который учитывает не только влияние фактора экономики, но и комплекс других факторов, определяющих уровень, качество и условия жизни пожилых людей.
Программа состоит их следующих разделов (перечень мероприятий прилагается):
Раздел 1 - Основы деятельности по укреплению социальной защищенности старшего поколения.
Представленные меры призваны обозначить стратегию в отношении пожилых людей, усилить правовые гарантии и защищенность лиц старшего поколения, активизировать действующие нормы с целью введения в период социально-экономических преобразований. В разделе представлены мероприятия, направленные на реализацию современной политики, проводимой в г. Липецке в отношении граждан пожилого возраста.
Раздел 2 - Основные направления деятельности по улучшению социально-экономического положения граждан старшего поколения.
В разделе предусмотрены меры, призванные улучшить состояние среды жизнедеятельности граждан пожилого возраста, предполагается разработка новых и корректировка действующих нормативов, расчетов по определению прожиточного минимума, адресности оказываемой помощи и др.
Также намечены задачи по координированию усилий различных ведомств, руководящих кадров различных уровней по разрешению вопросов социально-экономического, семейно-бытового, эмоционально-психологического характера, определяющих жизнедеятельность пожилых людей.
Раздел 3 - Меры по укреплению здоровья граждан старшего поколения.
В разделе определены мероприятия, направленные на улучшение физического состояния престарелых, обеспечение для них профилактической лечебной помощи.
Усилено внимание к немедикаментозному подходу в оздоровлении и реабилитации лиц пожилого возраста. Выделены вопросы организации рационального питания лиц старших возрастных групп и разработка системы физкультурно-оздоровительных мероприятий, что послужит снижению их стрессовых нагрузок, поддержанию активности и способности к самообслуживанию.
Раздел 4 - Развитие службы социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста.
Представлены практические меры по организации социальной защищенности старшего поколения. Предусматривается расширение возможностей по социальному обслуживанию, создание социальных служб по месту работы и ухода на пенсию пожилых людей, учтены меры по оказанию в подготовке к зиме и необходимости осуществления мер по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания.
Раздел 5 - Взаимосвязь и отношения поколений. Сохранение духовного наследия.
В разделе предусмотрены меры по улучшению "социального самочувствия" лиц старшего поколения, создания деловой востребованности их духовного потенциала, активного включения в социально-культурную деятельность, участия в "клубной жизни", самодеятельном творчестве с учетом культурных запросов пожилых людей.

Механизм реализации Программы

Ответственным за реализацию Программы и ее заказчиком является управление социальной защиты населения администрации г. Липецка, основными исполнителями - управление финансов, управление здравоохранения, управление культуры, управление образования и др.
Заказчик обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и ход выполнения намеченных мероприятий, формирует совместно с основными исполнителями Программы сводную бюджетную заявку, предусматривая в ней объем ассигнований на последовательную поэтапную реализацию намеченных мер и ежегодно представляет ее в управление финансов и комитет по экономике и прогнозированию для учета при формировании проектов годовых прогнозов социально-экономического развития города и городского бюджета.
Основные исполнители разрабатывают и утверждают ежегодные планы работ по выполнению соответствующих мероприятий, осуществляют организацию, контроль и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных Программой работ, ежеквартально представляют заказчику информацию о ходе реализации мероприятий Программы, подготавливают и направляют заказчику предложения к сводной бюджетной заявке с указанием конкретных мероприятий в стоимостных и натуральных показателях с соответствующими обоснованиями.

Глава администрации
(глава местного самоуправления)
города Липецка
А.И.САВЕНКОВ





Приложение № 1
к городской целевой программе
"Старшее поколение" на
1998-2000 годы"

ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 1998 - 2000 ГОДЫ

   ---T--------------------------------T-------------T---------T----------------¬

¦NN¦ Мероприятия ¦ Исполнители ¦ Сроки ¦ Источник ¦
¦пп¦ ¦ ¦ ¦ финансирования ¦
+--+--------------------------------+-------------+---------+----------------+
¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
L--+--------------------------------+-------------+---------+-----------------

Раздел 1. Основы деятельности по укреплению
социальной защищенности граждан старшего
поколения

1. Разработать план мероприятий по Управление 1998 г. В пределах
проведению в г. Липецке в 1999 социальной III кв. средств,
году Международного года пожилых защиты предусмотренных
людей. населения на текущее
финансирование

2. Обеспечить ежегодную подготовку Управление 1998- В пределах
и распространение информации о социальной 2000 выделенных
положении граждан старшего защиты ассигнований
поколения в г. Липецке. населения

3. Разработать систему Юридический 1999 г. В пределах
дополнительных правовых гарантий отдел средств,
для граждан пожилого, старшего и выделенных
престарелого возраста при Управление на текущее
совершении ими гражданских социальной финансирование
сделок с недвижимостью в защиты
соответствии с Законом РФ "О населения
государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок Комитет по
с ним" от 27.08.96 г. № 270: управлению
муниципальным
- внести предложения по имуществом
установлению особого порядка
контроля за сделками с жильем,
заключаемыми гражданами старших
возрастных групп, находящимися
под опекой и попечительством;

- подготовить проект положений о
возможности создания и внедрения
моделей социальной службы,
предоставляющей помощь и услуги
гражданам старшего поколения в
обмен на жилье, земельный пай и
другое имущество.

4. Подготовить проекты нормативных Юридический 1999 г.
правовых актов, отдел
предусматривающих дополнительные
меры правовой защиты пожилых Управление
людей, особо нуждающихся в социальной
социальной помощи: защиты
- о порядке попечительства в населения
форме патронажа над одинокими,
одиноко проживающими пожилыми
людьми.

Раздел 2. Основные направления деятельности
по улучшению социально - экономического положения
граждан старшего поколения

5. Принять меры по Управление 1998- В пределах
материально-техническому социальной 1999 средств,
обеспечению действующих и вновь защиты выделенных
создаваемых учреждений населения на текущее
социального обслуживания граждан финансирование
старшего поколения с учетом
необходимости повышения качества
социального обслуживания,
обеспечения современной
медицинской помощи,
осуществление мероприятий по
социальной адаптации этой
категории граждан, организация
соц. культурной работы, создание
оптимальных условий деятельности
всех служб.

6. Продолжить работу по реализации Управление 1998-
программ оказываемой адресной социальной 2000
помощи, дифференцированному защиты
подходу при определении порога населения
бедности (социального паспорта
малоимущего).

7. Разработать систему взаимосвязи Управление 1998 г.
служб социальной помощи с социальной
руководящими кадрами всех защиты
уровней (депутатами, населения
руководителями управлений,
отделов, служб городской
администрации, руководителями
предприятий и организаций)
направленную на удовлетворение
потребностей и нужд пожилых
людей.

8. Продолжить практику Управление 1998-
осуществления массовых форм в соцзащиты 2000
работе с пожилыми людьми: населения
- продолжить традицию проведения
Дня пожилых людей, Дня
инвалидов, рождественских,
пасхальных и других дней, встреч
с матерями погибших
военнослужащих, с Героями СССР,
Кавалерами Ордена Славы 3-х
степеней и т.д.;
- активизировать работу
городского клуба "Ветеран".

9. Продолжить практику привлечения Управление 1998-
различных государственных и социальной 2000
негосударственных структур, защиты
спонсоров к решению вопросов населения
оказания социально-бытовой
помощи пожилым людям,
организации совместной
деятельности по финансовому
обеспечению мероприятий
благотворительных акций,
направленных на решение
конкретных проблем пожилых
граждан.

10. Завершить создание банка данных Управление 1998 г.
в сфере социального социальной
обслуживания, внедрение защиты
программного комплекса "Адресная населения
социальная защита",
компьютеризацию системы
социальной помощи.

Раздел 3. Меры по улучшению здоровья
граждан старшего поколения

11. Организация отделений Управление 1998- В пределах
сестринского ухода в лечебных здраво- 1999 средств,
учреждениях города с общим охранения выделенных
числом 60 коек: на текущее
- оснастить отделения финансирование
сестринского ухода горбольниц № Городской
2 и № 5 специальным бюджет 20 тыс.
оборудованием, предметами ухода руб.
и средствами передвижения.

12. Наметить и осуществить Управление 1998 г. В пределах
мероприятия по формированию по физкуль- выделенных
современной системы туре, ассигнований
физкультурно-оздоровительной спорту,
работы среди лиц старшего делам
возраста: молодежи
- организовать в городских
поликлиниках N№ 1, 2, 3, 4, Управление 1998 г.
медсанчастях АО "НЛМК", АО "ЛТЗ" здраво-
клубы здоровья для пожилых людей охранения
с предварительным тестированием
членов клуба.

13. Рассмотреть вопрос о возможности Управление 1998 г. В пределах
организации кабинета здраво- выделенных
гериатрической помощи на базе охранения ассигнований
больницы № 2:
- подготовить печатный материал
для целевой аудитории с
освещением основных
гериатрических аспектов
внутренних болезней;
- организовать цикл передач по
городскому радио на темы,
освещающие вопросы гериатрии;
- провести тематический семинар
со специалистами по особенностям
работы с инфекционными
заболеваниями у пожилых людей.

Раздел 4. Развитие службы социального обслуживания
на дому граждан пожилого возраста и
инвалидов

14. Реорганизовать систему Управление 1998 г.
социального обслуживания: соцзащиты
- при сохранении объемов и населения
улучшении качества оказываемых
услуг, расширить зоны
обслуживания, увеличив нагрузку
на социального работника до 9
человек.

15. Создание социальных служб, Управление 1998 г.
отделов, других подразделений на социальной
предприятиях, организациях и защиты
учреждениях города: населения
- создать шесть служб социальной
защиты: при АО "НЛМК", АОЗТ
"Росинка", "Липецкоблгазе",
"Липецккомплексе";
- создать службы консультаций по
оказанию юридических правовых
услуг гражданам пожилого
возраста.

16. Улучшение материальной базы Управление 1998 г. В пределах
службы социального обслуживания: соцзащиты выделенных
- обеспечить социальных населения ассигнований
работников необходимой спец.
одеждой, инвентарем, мебелью;
- обеспечить спец.
автотранспортом, оборудованием
для удовлетворения запросов
граждан пожилого возраста и
расширения услуг гражданам
пожилого возраста.

17. Осуществление мер по созданию Управление 1998- В пределах
системы в кадровой политике: социальной 1999 выделенных
- систематизация работы по защиты ассигнований
проведению научно-практических населения
конкурсов профессионального
мастерства и других форм;
- организация работы
аттестационных комиссий по
повышению разрядов и уровня
оплаты труда соц. работников.

18. Организация работ по оказанию Управление 1998- В пределах
посильной помощи в подготовке к социальной 2000 выделенных
зиме гражданам пожилого защиты средств
возраста, обслуживаемым населения на текущее
отделениями соц. помощи: финансирование
- рассмотреть вопрос о создании
благотворительных столов для
питания малообеспеченных пожилых
граждан;
- осуществлять постоянный
контроль за обеспечением
обслуживаемых пожилых граждан в
зимнее время теплом, особо
нуждающимся оказывать постоянную
помощь в завозе угля;
- оказывать постоянное
содействие в подготовке жилья к
зиме нуждающимся в этом
гражданам пожилого возраста из
числа обслуживаемых отделениями
соц. помощи;
- постоянно оказывать помощь
пожилым гражданам в заготовке на
зиму необходимого количества
овощей, картофеля и других
продуктов питания.

Раздел 5. Взаимосвязь и отношения поколений.
Сохранение духовного наследия

19. Организация работы с ветеранами Управление 1998 г.
войны и труда, пожилыми социальной
гражданами по месту жительства, защиты
углубление связей с детскими населения
общеобразовательными, Управление
воспитательными учреждениями. образования

20. Совместно с органами Управление 1998 г.
просвещения, культуры культуры,
разработать цикл мероприятий по образования,
сохранению духовного потенциала социальной
старшего поколения и передачи защиты
его молодому поколению.

21. Разработать мероприятия по Управление 1998 г.
поднятию роли семьи в образования
оптимизации среды
жизнедеятельности пожилых людей.

22. Продолжить практику контактов со Управление 1998-
средствами массовой информации в социальной 2000
освещении проблем защиты
жизнедеятельности пожилых людей: населения
- вести обмен опытом на
страницах областных изданий по
улучшению качества жизни пожилых
людей, по поддержанию
жизнеспособности и активности
граждан старшего поколения,
улучшению качества социального
обслуживания;
- вести рубрику "Доброта
стучится в дверь" газетных
страниц на социальные темы;
- продолжить регулярное
осуществление совместно с
телерадиокомпанией "Липецк"
цикла передач по освещению
проблем пожилых людей.

Глава администрации
(глава местного самоуправления)
города Липецка
А.И.САВЕНКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru