Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 07.05.1998 по делу Арбитражного суда Липецкой области № 243/5-98

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 1998 г. № 243/5-98

г. Брянск

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего Ключниковой Н.В.; судей Радюгиной Е.А., Александрова В.Н.;
при участии в заседании: от истца Суворовой А.И. - главного бухгалтера (доверенность б/н от 06.05.98);
ответчика - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу ТОО "Стройподряд", г. Липецк, на решение арбитражного суда Липецкой области от 03.02.98 по делу № 243/5,

установил:

ТОО "Стройподряд", г. Липецк, обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения Госналогинспекции по Октябрьскому округу г. Липецка № 16-1-12/9057 от 29.09.97 г.
Решением арбитражного суда Липецкой области от 03.02.98 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе заявитель - ТОО "Стройподряд", просит решение арбитражного суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, а также ходатайствует о восстановлении срока на кассационное обжалование данного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, кассационная инстанция полагает, что решение арбитражного суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Госналогинспекцией по Октябрьскому округу г. Липецка проведена документальная проверка ТОО "Стройподряд" по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет налога на прибыль за период с 01.10.95 по 01.07.97, которой установлено, что в нарушение ст. 4 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) ТОО "Стройподряд" отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг): сбор с транспортных средств, бензин без подтверждающих документов. Данные нарушения повлекли занижение прибыли и налога на добавленную стоимость, о чем 19.09.97 составлен акт, на основании которого начальником Госналогинспекции по Октябрьскому округу г. Липецка принято решение № 16-1-12/9057 от 29.09.97 о взыскании финансовых санкций в соответствии со ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ".
Отказывая ТОО "Стройподряд" в иске, арбитражный суд исходил из того, что в соответствии с п. 4.3 Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ первичными учетными документами, оформленными в установленном порядке, для учета затрат по списанию бензина является не только путевой лист, но и, в обязательном порядке, товарно-транспортная накладная. Поскольку товарно-транспортные накладные истцом не оформлялись, путевые листы заполнены с нарушением требований Инструкции от 30.11.83, суд пришел к выводу об отсутствии у ТОО "Стройподряд" оснований для отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг), затрат, связанных со списанием бензина.
Между тем, данный вывод суда следует признать необоснованным.
Состав расходов, учитываемых в себестоимости продукции (работ, услуг), определяется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ 05.08.92 № 552.
Согласно п. 6 указанного Положения ... затраты, связанные с доставкой (включая разгрузочно - погрузочные работы) материальных ресурсов транспортом и персоналом предприятия, подлежат включению в соответствующие элементы затрат на производство (затраты на оплату труда, амортизация основных фондов, материальные затраты и другие).
Расходы по приобретению бензина включаются в состав себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с п.п. "Е" п. 2 Положения о составе затрат и относятся к "Материальным затратам".
Таким образом, указанные расходы участвуют в формировании себестоимости самостоятельно и относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) по мере их производства.
Согласно п. 7 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ 20.03.92 № 10, основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции.
К учету принимается только правильно оформленный документ, то есть тот, в котором заполнены все обязательные реквизиты (показатели). В том же пункте 7 установлено, что такими реквизитами являются: наименование документа (формы), код формы; дата составления, содержание хозяйственной операции; измерители хоз. операции... и т.д.
Первичные документы создаются на бланках типовых и типовых междуведомственных форм, разрабатываемых и утверждаемых ЦСУ СССР (Госкомстатом РФ), а также на бланках специализированных форм, разрабатываемых и утверждаемых министерствами и ведомствами. Применение бланков устаревших и произвольных форм не допускается (п. 2.3 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.93 № 105 по согласованию с ЦСУ СССР).
Исходя из этого, основанием для списания на себестоимость расходов предприятия на ГСМ могут быть только квитанции, чеки и другие документы установленной уполномоченными на то государственными органами формы.
Между тем, судом не исследовались первичные документы, на основании которых истец производил списание расходов на ГСМ на себестоимость (первичные учетные документы в материалах дела отсутствуют, также отсутствуют путевые листы, на которые делает ссылку суд в своем решении), что является нарушением ч. 1 ст. 59 АПК РФ.
Кроме того, согласно акту документальной проверки от 19.09.97 ТОО "Стройподряд" неправомерно отнесло на себестоимость продукции (работ, услуг) сбор с транспортных средств, что также повлекло занижение прибыли в 1996 г. и применение финансовых санкций, согласно обжалуемому истцом решению Госналогинспекции. Однако суд в данной части доказательства не исследовал и правовой оценки не давал.
Таким образом, при рассмотрении спора судом были нарушены нормы процессуального права, что могло привести к принятию неправильного решения.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное и в зависимости от установленных обстоятельств разрешить спор.
Ходатайство ТОО "Стройподряд" о восстановлении срока на кассационное обжалование решения арбитражного суда подлежит удовлетворению, поскольку причину пропуска срока кассационная инстанция признает уважительной.
Руководствуясь ст. 99, п. 3 ст. 175, ч. 2 ст. 176, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция

постановила:

Восстановить ТОО "Стройподряд" срок на кассационное обжалование решения арбитражного суда Липецкой области от 03.02.98 по делу № 243/5.
Решение арбитражного суда Липецкой области от 03.02.98 по делу № 243/5 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда Липецкой области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА

Судьи
Е.А.РАДЮГИНА
В.Н.АЛЕКСАНДРОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru