Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Липецкой области от 05.07.1997 № 70-ОЗ
"О ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ"
(Принят постановлением Липецкого обл. Собран. депут. от 01.07.1997 № 1036-пс)

Официальная публикация в СМИ:
"Липецкая газета", № 138 - 139, 18.07.97


Утратил силу в связи с принятием Закона Липецкой области от 14.06.2001 № 150-ОЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Вступает в силу со дня опубликования (статья 14 данного документа).



5 июля 1997 года № 70-ОЗ

   ------------------------------------------------------------------


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

О ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
областным Собранием депутатов
1 июля 1997 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Защита растений в Липецкой области

1. Под защитой растений понимается осуществление комплекса научно - обоснованных агротехнических, биологических и химических мероприятий, направленных на предупреждение и борьбу с вредными объектами, вызывающими угнетение, повреждение сельскохозяйственных культур и порчу сельхозпродукции:
- вредителями (жуками, бабочками, тлей, саранчой, клещами, нематодами, червями, слизнями, грызунами);
- болезнями (грибными, бактериальными, вирусными);
- сорной растительностью и другими вредными организмами, наносящими урон посевам и посадкам в открытом и закрытом грунтах, окультуренным угодьям (лугам, лесополосам и т.п.), используемых в хозяйственных целях.
2. Защита растений достигается:
реализацией государственных целевых программ предупреждения и ликвидации карантинных и особо опасных вредных объектов и осуществлением зональных интегрированных систем защиты растений, направленных на предотвращение массового размножения и распространения вредителей, болезней и сорняков и предупреждение потерь урожая при соблюдении экологических нормативов охраны почв, водных ресурсов и атмосферы от загрязнения;
осуществлением государственной политики по подготовке специалистов по защите растений, производству биологических и химических средств и организации научных исследований в области защиты растений;
соблюдением всеми государственными органами и общественными организациями, учреждениями, предприятиями, фермерскими хозяйствами и иными хозяйствующими субъектами, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами - землепользователями законодательства по защите растений.
3. Защита растений организовывается государственной службой защиты растений и осуществляется во взаимодействии с ведомственной, производственной службами и специалистами, занимающимися вопросами защиты растений от вредных организмов, Государственной инспекцией по карантину растений по области и согласовывается с государственными службами по охране земель и окружающей природной среды, органом государственного санэпиднадзора области.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем законе

Вредный объект - организм отрицательно действующий на растения или посев.
Пестициды - химические вещества, используемые для борьбы с вредными организмами, повреждающими растения, вызывающими порчу сельскохозяйственной продукции, материалов, изделий, а также для борьбы с паразитами - переносчиками заболеваний человека.
Регламент - ограничение для каждого препарата, обеспечивающее эффективное и безопасное его применение.
Стандарт - норма установления единых требований, предъявляемых к сырью, материалам, готовой продукции и оформлению документов.
Сертификат на продукцию - документ, удостоверяющий состояние продукции растительного происхождения в соответствии с ГОСТом.
Сертификат на технику - документ, удостоверяющий состояние техники в соответствии с ГОСТом.
Токсикология - наука о ядах и их действиях на организм.

Статья 3. Законодательство области по защите растений

1. Законодательство области по защите растений состоит из настоящего закона и издаваемых в соответствии с ним нормативных правовых актов органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
2. Законодательство по защите растений области регулирует отношения в области защиты растений между районами, землевладельцами и землепользователями и устанавливает единую систему, общие правовые, экономические и организационные основы защиты растений в интересах предупреждения массового распространения вредных объектов, сохранения урожая и получения экологически чистой растениеводческой продукции.

Статья 4. Полномочия области по вопросам защиты растений

В компетенцию органов государственной власти области и соответствующих органов управления государственной службой защиты растений входит:
формирование и проведение на территории области единой государственной политики в области защиты растений;
разработка, утверждение и контроль за реализацией региональных программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных (по установленному перечню) вредных объектов и проведению научных исследований по проблемам защиты растений и охране почв от загрязнения;
финансирование за счет федерального, областного и местных бюджетов работ по своевременному выявлению и ликвидации очагов карантинных и особо опасных вредителей, болезней растений и сорняков (по установленному перечню);
обеспечение рациональной организации и эффективной деятельности государственной службы защиты растений;
осуществление государственной сертификации отечественных и импортных препаратов и технических средств, предназначенных для защиты растений;
сотрудничество с международными организациями, зарубежными государствами по вопросам защиты растений;
координация деятельности землевладельцев и землепользователей по проведению комплекса мер по защите растений.

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ

Статья 5. Организация государственной службы защиты растений

1. Задачей государственной службы защиты растений области является:
осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства по защите растений на всей территории области;
организация систематических обследований сельскохозяйственных культур и угодий для определения их фитосанитарного состояния, сроков и методов проведения борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;
разработка долгосрочных и краткосрочных прогнозов появления вредителей, болезней и сорняков для обоснования защитных мероприятий против вредных объектов;
внедрение комплексных систем по защите растений от вредных объектов с учетом экологической обстановки;
осуществление государственного контроля за своевременным и качественным проведением защитных мероприятий всеми землепользователями и соблюдением ими установленных регламентов применения пестицидов и биопрепаратов, а также правил их хранения;
транспортировка и соблюдение техники безопасности при работе с ними;
обеспечение контроля за качеством растениеводческой продукции, выращенной сельхозпроизводителями всех форм собственности, на содержание пестицидов, нитратов, тяжелых металлов, белка, микотоксинов и радионуклидов;
определение потребности пестицидов, биопрепаратов и других средств защиты;
планирование и распределение средств защиты растений в соответствии с фитосанитарной обстановкой по районам области, создание резерва пестицидов для ликвидации массового распространения вредителей, болезней, сорняков;
оказание платных услуг отечественным, зарубежным объединениям, ассоциациям, фирмам, землепользователям всех форм собственности и частным лицам, а также обеспечение садоводов, огородников и фермеров химическими и биологическими препаратами в мелкой расфасовке и другое.
2. В систему государственной службы защиты растений области входят:
областная станция защиты растений со специализированными лабораториями (диагностики и прогноза появления и развития вредителей и болезней, биологических методов защиты растений, контрольно - токсикологическими);
районные станции защиты растений с пунктами сигнализации и прогнозов.
3. Начальник областной станции защиты растений одновременно по должности является главным государственным инспектором по защите растений области, а его заместители - заместителями главного государственного инспектора по защите растений области.
Начальник районной станции защиты растений одновременно по должности является государственным инспектором по защите растений района.
4. На должность начальника областной станции защиты растений - главного государственного инспектора по защите растений области и его заместителей, начальников районных станций защиты растений, заведующих лабораториями, главных и старших специалистов и других руководящих работников структурных подразделений назначаются лица с высшим специальным образованием, имеющие практический опыт работы по защите растений не менее трех лет.
Начальник областной станции защиты растений - главный государственный инспектор по защите растений области назначается и освобождается от должности Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с управлением сельского хозяйства администрации области.
5. Финансирование и материально - техническое обеспечение государственной службы защиты растений области осуществляются за счет федерального бюджета и других источников финансирования, определяемых Правительством Российской Федерации и администрацией области.

Статья 6. Взаимодействие государственной службы защиты растений с другими органами управления области

Государственная служба защиты растений области в своей деятельности по вопросам защиты растений, токсикологии пестицидов, биологических и других средств, охране окружающей среды взаимодействует с центром госсанэпиднадзора в Липецкой области, областным комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов, государственными службами по карантину растений и ветеринарии, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, управлением лесами, научными учреждениями области.

Глава III. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ПО ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ

Статья 7. Государственный надзор по защите растений

1. Государственный надзор по защите растений - деятельность органов управления и учреждений государственной службы защиты растений, направляемая на предупреждение массового размножения и распространения вредителей, болезней растений и сорняков и организацию своевременных мероприятий по защите урожая, обнаружению и пресечению нарушения законодательства Российской Федерации и области по защите растений и охране окружающей природной среды.
Государственный надзор по защите растений включает:
выявление и установление причин и условий появления и распространения массовых вредных объектов и негативных последствий борьбы с ними;
разработку рекомендаций, обязательных для исполнения при возделывании сельскохозяйственных культур всеми хозяйствующими субъектами;
осуществление контроля за проведением организационно - хозяйственных, агротехнических, биологических и химических мер, соблюдением регламентов применения, хранения и транспортировки средств защиты растений землевладельцами и землепользователями;
организацию проведения мониторинга пашни на содержание остаточных количеств средств защиты растений;
пресечение нарушений правил по защите растений и привлечение лиц, их совершивших, к ответственности в установленном законодательством порядке.
2. Государственный надзор по защите растений осуществляется должностными лицами, в порядке, определяемом Положением о государственном контроле по защите растений Российской Федерации.
3. Должностные лица государственной службы защиты растений представляют сотрудникам органов государственного санитарного надзора требуемую им информацию по вопросам хранения средств защиты растений, их химического состава и технологии применения.

Статья 8. Права государственных инспекторов по защите растений

1. Главный государственный инспектор по защите растений области, государственные инспектора по защите растений районов и их заместители имеют право:
беспрепятственно посещать сельскохозяйственные угодья, складские помещения с сельскохозяйственной продукцией, пестицидами, биологическими и другими средствами защиты растений, семенные хранилища, приусадебные участки, коллективные сады и огороды хозяйств, предприятий и организаций, независимо от форм их собственности и принадлежности, для проверки их фитосанитарного состояния, проводимых мероприятий по борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, соблюдения технологии проведения защитных работ, установленных правил и регламентов при хранении и применении средств защиты растений, выполнения нормативов охраны окружающей природной среды от загрязнения;
требовать от всех хозяйств, предприятий, организаций и других землепользователей, независимо от их форм собственности и подчиненности, представления необходимых материалов и сведений о фитосанитарном состоянии посевов и насаждений, семенного и посадочного материала, о проводимых мероприятиях по борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, а также отчетов о наличии и движении пестицидов и заявок на них;
приостанавливать работы по борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, проводимые с нарушением технологий и регламентов, инструкций и рекомендаций, до устранения выявленных нарушений;
запрещать использование (эксплуатацию) хозяйствами, предприятиями, организациями и другими землевладельцами и землепользователями складов, хранилищ и других производственных помещений для хранения химических и биологических средств защиты растений, протравленного (обработанного пестицидами) семенного и посадочного материала, не отвечающих санитарно - гигиеническим требованиям и технике безопасности, экологическим нормативам;
отбирать образцы растениеводческой продукции (без компенсации их стоимости владельцу или землепользователю), а также почвы для установления в них остаточных количеств пестицидов и других средств защиты растений;
в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения при осуществлении работ по защите сельскохозяйственных культур от вредителей, болезней и сорняков, степени вины правонарушителя и причиненного вреда направлять акты и представления специально уполномоченным государственным органам, выполняющим функции по охране окружающей природной среды, в правоохранительные органы, в суды для оформления иска о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, а при ухудшении состояния здоровья (острых и хронических отравлений) в органы санэпиднадзора;
давать научно обоснованные рекомендации землевладельцам, землепользователям, организациям и гражданам, занимающимся производством, хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции по вопросам защиты растений, технологии и регламентам применения, хранения и транспортировки пестицидов, биологических и других средств защиты растений, составлению планов и отчетов;
выдавать сертификаты установленного образцы на качество сельскохозяйственной продукции и пестициды;
предъявлять в установленном порядке рекламации к организациям, производящим и реализующим средства защиты растений, не отвечающие требованиям ГОСТов и технических условий.

Статья 9. Основные гарантии деятельности должностных лиц, осуществляющих государственный надзор по защите растений

1. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор по защите растений в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации и настоящим законом.
2. Исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать помощь государственным инспекторам по защите растений при исполнении ими служебных обязанностей.

Статья 10. Контроль за торговлей и применением средств защиты растений

1. Право реализации пестицидов и других средств защиты растений имеют предприятия всех форм собственности, получившие разрешение областной станции защиты растений и органов государственного санитарного надзора области и получивших лицензию.
2. Непригодные для применения химические средства защиты растений подлежат ликвидации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Контроль за торговлей средствами защиты растений осуществляют станции защиты растений, органы госсанэпиднадзора области и соответствующие службы УВД.

Глава IV. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

Статья 11. Средства защиты растений и их применение

1. Для защиты посевов, насаждений, лугов и пастбищ от вредителей, болезней и сорняков применяются биологические, химические и другие средства согласно списку разрешенных средств защиты растений для применения в сельском и лесном хозяйствах, специальные наземные и авиационные машины и аппараты, прошедшие обязательные государственные испытания, апробированные и рекомендованные научно - исследовательскими учреждениями для использования в сельском и лесном хозяйстве.
2. Государственные испытания средств защиты растений проводятся научно - исследовательскими учреждениями и токсикологическими лабораториями системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук и департамента госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения РФ, разрабатываются нормативы их применения и допустимого уровня остаточного количества пестицидов в сельскохозяйственной продукции и объектах окружающей природной среды и регистрируются в установленном порядке.
3. Предприятиям, учреждениям, организациям, фермерским и крестьянским хозяйствам, другим землевладельцам и землепользователям, предпринимателям, гражданам запрещается производить, закупать за рубежом, использовать и реализовать средства защиты растений, не прошедшие государственные испытания и регистрацию, а также запрещенные и непригодные к применению препараты.
4. Наземная и авиационная спецаппаратура, применяемая для внесения химических и биологических средств защиты растений, должна быть подготовлена, испытана Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, областным центром по сертификации авиационно - химических работ и иметь сертификат соответствия ГОСТу.
5. Сельскохозяйственная продукция, выращенная товаропроизводителями всех форм собственности, подлежит реализации и переработке только при наличии сертификата, удостоверяющего отсутствие в этой продукции остаточных количеств пестицидов и других токсикантов выше установленных допустимых норм.
6. Сертификат выдается производителю продукции уполномоченным, в соответствии с существующим законодательством, органом на основании проведенных исследований на показатели безопасности и тестов на базе аккредитованных лабораторий.
Продукция, содержащая пищевые токсиканты и другие нормируемые показатели выше допустимых норм, не подлежит реализации. Решение о ее использовании принимается комиссионно с привлечением уполномоченных органов в соответствии с существующим законодательством.
7. Землепользователи независимо от форм собственности перед началом работ обязаны обращаться в местные органы: службы защиты растений, охраны природы и госсанэпиднадзора за получением разрешения по завозу и хранению средств защиты растений.
Разрешается применение только тех средств защиты растений, на которые имеются методы определения остаточных количеств в продуктах растениеводства и объектах внешней среды.

Глава V. ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ
И ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
И ГРАЖДАН ПО ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ

Статья 12. Обязанности предприятий, учреждений и организаций, землевладельцев, землепользователей и граждан по защите растений

При возделывании сельскохозяйственных культур, хранении и реализации сельскохозяйственной продукции предприятия, учреждения и организации, землевладельцы, землепользователи области, независимо от форм собственности и подчинения, а также граждане обязаны:
систематически проводить комплекс рекомендуемых мероприятий по борьбе с вредителями, болезнями и сорняками в целях предупреждения массового их развития и распространения на смежные территории и предотвращению ущерба урожая;
строго соблюдать установленные правила и регламенты при хранении и транспортировке средств защиты растений, технологию их применения, не допуская случаев загрязнения окружающей природной среды и продукции растениеводства пестицидами и другими токсичными веществами, вредного воздействия их на человека и теплокровных животных;
представлять специалистам государственной службы защиты растений, государственной инспекции по карантину растений по области информацию о фитосанитарном состоянии посевов и насаждений, проведении мероприятий по защите урожая, производстве, применении и движении средств защиты растений, а также возможность беспрепятственного посещения обследуемых объектов.

Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ ОБЛАСТИ

Статья 13. Ответственность за нарушения законодательства по защите растений области

Физические и юридические лица, виновные в нарушении требований настоящего закона и установленных правил по защите растений от вредителей, болезней и сорняков, несут уголовную, административную и иную ответственность в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Глава VII. ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА

Статья 14. Введение в действие закона

Областной закон "О защите растений в Липецкой области" вступает в силу со дня его опубликования.

Глава администрации
Липецкой области
М.Т.НАРОЛИН
Липецк
5 июля 1997 года
№ 70-ОЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru