Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ главы адм. Липецкой обл. от 27.05.1997 № 245
"О ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием постановления главы адм. Липецкой обл. от 12.01.2001 № 8.



ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 1997 г. № 245

О ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Сфера малого бизнеса оказывает все большее воздействие на развитие экономики области, процессы ее стабилизации.
На 01.07.96 г. в области насчитывалось 7500 малых предприятий. 28 тысяч человек сегодня занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
На данный момент почти пятая часть занятых в экономике области так или иначе связана с малым бизнесом.
Исключительна социальная функция сферы малого предпринимательства. При возрастающей напряженности на рынке труда малый бизнес остается основной возможностью создания новых рабочих мест.
В настоящее время в области формируется система государственной политики в области поддержки предпринимательства.
Вместе с тем необходимо предпринять шаги по обеспечению широкомасштабного устойчивого развития малого предпринимательства через системное совершенствование нормативно - правовой базы, налогообложения и отчетности, развития инфраструктуры, имущественной и финансовой поддержки.
В 1996 году в основном завершена реализация Программы поддержки малого предпринимательства в Липецкой области на 1994 - 1995 гг., утвержденной постановлением главы администрации области от 13.03.95 г. № 136.
В целях дальнейшего развития малого предпринимательства в области, дальнейшего обеспечения его государственной поддержки постановляю:
1. Утвердить программу поддержки малого предпринимательства в Липецкой области на 1997 - 2000 гг. (приложение), представленную управлением экономики.
2. Возложить на управление экономики (Чунихин В.И.) функции головного исполнителя Программы, обеспечивающего координацию деятельности других исполнителей и обеспечение контроля за ее реализацией.
3. Департаментам, управлениям и отделам администрации области, главам райгорадминистраций обеспечить реализацию соответствующих мероприятий, предусмотренных Программой.
4. Считать утратившим силу постановление главы администрации области от 13.03.95 г. № 136 "О Программе поддержки малого предпринимательства в Липецкой области".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Бородина В.И.

Глава администрации
Липецкой области
М.Т.НАРОЛИН





Приложение
к постановлению
главы администрации
Липецкой области
от 27 мая 1997 г. № 245

ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997 - 2000 ГГ.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы: Программа поддержки малого
предпринимательства в
Липецкой области на 1997 -
2000 гг.

Заказчик программы: Администрация Липецкой области

Разработчик программы: Управление экономики
администрации области

Цели программы: Изменение региональных
стандартов качества жизни в
зависимости от выявленных
потребностей и интересов с
учетом конкретных проблем
региона через развитие малого
предпринимательства.
Реализация системы
государственных мероприятий по
развитию малого
предпринимательства Липецкой
области.

Сроки реализации программы: 1997 - 2000 гг.

Перечень подпрограмм и 1. Совершенствование
основных мероприятий: нормативно - правовой базы
развития и государственной
поддержки малого
предпринимательства.

2. Развитие инфраструктуры
поддержки малого
предпринимательства.

3. Финансово - кредитная
поддержка малого
предпринимательства.

4. Организационно - методич.
и информационное обеспечение
малого предпринимательства.

5. Производственно -
технологическая поддержка
малого предпринимательства.

6. Подготовка, переподготовка
и повышение квалификации
кадров.

7. Социальная защита
работников малого бизнеса.

8. Пропаганда идей и опыта
малого предпринимательства.


Исполнители программы: Управление экономики
администрации области;
Органы местного
самоуправления;
Липецкая ТПП;
ТУ ГАК по Липецкой области;
Липецкая областная
общественная организация
содействия малому бизнесу;
Липецкое отделение общества
купцов и промышленников
России.

Объемы и источники Изложены в разделе YII.
финансирования:


Ожидаемые результаты: 1. Увеличение количества малых
предприятий производственного
и инновационного направлений,
увеличение объемов их
производства.

2. Развитие инфраструктуры
предпринимательства.

3. Создание новых рабочих
мест.

Система контроля: Отчет управления экономики
администрации области о ходе
реализации Программы.

ВВЕДЕНИЕ

Программа поддержки малого предпринимательства в Липецкой области на 1997 - 2000 гг. (в дальнейшем - Программа) разработана управлением экономики администрации области в соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Программа является составной частью Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 1996 - 1997 годы и программы социально - экономического развития Липецкой области.
Настоящая Программа сформирована исходя из принципа преемственности с учетом позитивных сдвигов в области законодательной, финансово - экономической, информационной и иных форм поддержки малого предпринимательства и является продолжением Программы поддержки малого предпринимательства в Липецкой области на 1995 - 1996 годы.
Программа состоит из ряда самостоятельных подпрограмм и мероприятий по их реализации. Структура Программы отражает специфику развития производительных сил на территории Липецкой области, состояние деловой активности населения городов и районов области, отношение органов местного самоуправления к решению вопросов государственной поддержки малых предприятий.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
ОБЛАСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

1.1. Географическое положение.
Природные ресурсы

Липецкая область - это часть европейской территории России, точнее ее Центрально - Черноземного района. Она занимает площадь 24,1 тыс. кв. км, протяженность с севера на юг достигает 200 км, с запада на восток - 150 км.
Липецкая область граничит с Рязанской, Тамбовской, Курской, Воронежской, Орловской и Тульской областями. Общая протяженность границ - 900 километров. На ее территории находятся 1614 населенных пунктов, в том числе восемь городов, крупнейшие из которых Липецк, Елец, Грязи, Данков. В составе области 20 административно - территориальных образований, 2 города областного подчинения и 18 районов.
Своеобразие геологического строения Липецкой области определено наличием целого ряда полезных ископаемых. Разведано около 300 месторождений минерально - сырьевых ресурсов, представляющих промышленный интерес. Прежде всего это известняки, доломиты, песок, глины. Например, по запасам карбонатного сырья Липецкая область занимает первое место в Российской Федерации.
Крупнейшее месторождение - Данковское с запасами доломитов, превышающими 700,0 млн. т, Студеновское и Ситовское с запасами флюсовых известняков для доменного и агломерационного производств в пределах 300,0 млн. т; Ольшанское, Рождественское и Хмелинецкое - с запасами технологических известняков для сахарной промышленности, достигающими 230 млн. т и другие.
В Липецкой области значительные залежи торфа, превышающие 90 млн. куб. м, имеются повсеместно месторождения глины, керамзитовых суглинков, формовочных, силикатных, балластных и строительных песков.
Кроме того большой известностью в стране пользуются Липецкие минеральные источники и лечебные грязи, обнаруженные еще в 1871 году.

1.2. Демографическая структура и этнический
состав населения

Численность населения области на протяжении десятков лет достаточно стабильна и на 01.01.97 г. составила 1250,2 тыс. человек, в областном центре г. Липецка - 512 тыс. человек. Плотность проживания 51,9 человек на квадратный километр, 63% городского населения, 37% - сельского.
Национальный состав жителей постоянный и однородный: 97,4% составляют русские, 1,2% - украинцы, 0,3% - белорусы, 0,2% цыгане и по 0,1% - азербайджанцы, молдаване, армяне и евреи. Доля женского населения преобладает и составляет 53,7%. Более 55% населения в трудоспособном возрасте.
Кроме того у области имеется перспектива пополнения и замещения трудовых ресурсов не только за счет сегодня положительного сальдо миграции, но и за счет более оптимального нежели в других регионах соотношения доли населения в возрасте до 17 лет (20,5% всего населения) и старше трудоспособного возраста - 23,8%.

1.3. Промышленность

За время существования области ее жителями создан мощный производственно - технический потенциал.
Промышленность занимает ведущее место в экономике области, на ее долю приходится 52% валовой продукции народного хозяйства. В промышленности занято 31,3% работающего населения.
Промышленный комплекс - это 245 крупных предприятий, в том числе 8 металлургических (67,6%), 76 машиностроительных и металлообрабатывающих (11,1%), 22 строительных материалов (2,5%), 34 легкой промышленности (0,9%).
Производственные мощности региона способны сегодня выпускать 10 млн. тонн чугуна, 10 млн. тонн стали, 7 млн. тонн готового проката, 45 тыс. пропашных тракторов, 1 млн. холодильников, 1155 тыс. ванн, 1,310 млн. тонн цемента, более 760 металлорежущих станков, 100 тыс. тонн чугунных труб и другой продукции.
Объем промышленной продукции за 1996 год составил 18124 млрд. рублей, отгружено продукции потребителям на 17760 млрд. рублей.
Доминирующей отраслью промышленности в Липецкой области является черная металлургия. Сегодня ее продукция составляет 2/3 всей валовой продукции области. Флагман отрасли - АО "Новолипецкий металлургический комбинат". Это одно из самых современных и технически совершенных предприятий России. Кроме основной продукции предприятием налажен выпуск товаров народного потребления, это холодильники и автомобильные прицепы, электронная аппаратура и продукты питания.
Старейшим заводом "Свободный Сокол", основанным на рубеже XIX - XX веков российскими и бельгийскими промышленниками налажено не только производство литейного чугуна, отопительных радиаторов, фасонного литья, но и напорных труб из чугуна с шаровидным графитом, которые по своим эксплуатационным характеристикам аналогичны изделиям из стали.
Крупнейшее предприятие машиностроительного комплекса - АО "Липецкий тракторный завод" выпускает универсально - пропашные колесные тракторы.
В Липецке, Ельце, Данкове, Лебедяни, Чаплыгине и в г. Грязи действуют десятки других машиностроительных предприятий, выпускающих металлорежущие станки и культиваторы, контейнеры и медицинское оборудование.
Вместе с тем сохраняются трудности в структурной перестройке промышленного производства в основном из-за недостатка финансирования. Финансовое состояние промышленных предприятий остается сложным. Продолжается кризис платежеспособности.

В условиях структурной перестройки промышленности особое значение имеет развитие эффективного сектора, негосударственных предприятий, в т.ч. предприятий малого бизнеса, - причем не только по финансово - экономическим причинам, но и для решения социальных проблем, как в плане обеспечения занятости, так и в плане насыщения потребительского рынка товарами и услугами по доступным ценам.

1.4. Агропромышленный комплекс

Липецкая область располагает развитым сельскохозяйственным производством.
Основными сельскохозяйственными производителями в области являются сельхозкооперативы, объединяющие свои земельные и производственные паи, личные подсобные хозяйства, садовые и огородные участки горожан. Растет производство продукции фермерских хозяйств.
Объем продукции сельского хозяйства за 1996 год по расчетам составил в действующих ценах 3,6 трлн. рублей, в том числе продукции растениеводства - 2,5 трлн. рублей, животноводства - 1,1 трлн. рублей. В сопоставимой оценке валовая продукция сельского хозяйства по сравнению с 1995 г. возросла на 1%.
Производство молока во всех категориях хозяйств составило 416,8 тыс. тонн, мяса (в живом весе) - 106,6 тыс. тонн, яиц - 329,6 млн. штук.
Перерабатывающая промышленность области представлена 6 сахарными заводами, способными ежесуточно перерабатывать 17,2 тыс. тонн сырья, 6 мясокомбинатами, перерабатывающими 220 т мяса в смену.
19 предприятий области заняты переработкой молока, 21 - выпечкой хлеба и хлебобулочных изделий, в области работают 3 крахмалопаточных завода и 6 спиртзаводов.
Плодоовощное сырье перерабатывают 3 консервных завода. Кроме того 12 сельхозпредприятий располагают собственными цехами по выработке плодоовощных консервов и фруктовых соков.
В целом для предприятий агропромышленного комплекса 1996 год был сложным. Продолжалось снижение производственного потенциала сельхозпредприятий. По-прежнему сокращается наличие тракторов и сельхозмашин, снижается уровень их технической готовности.
Ухудшается плодородие почвы, что связано с уменьшением внесения в почву органических и минеральных удобрений, сокращением объемов работ по известкованию и фосфоритованию почв.
Несмотря на вышеуказанное, сельхозпредприятия обеспечили увеличение урожайности зерновых культур по сравнению с прошлым годом на 1,4 ц/га, плодов в 3,9 раза, на уровне прошлого года получена урожайность овощей. В то же время урожайность сахарной свеклы ниже на 22 ц/га, картофеля на 6 ц/га. В животноводстве продолжалось снижение поголовья скота и его продуктивности.
Объем продукции животноводства по сравнению с 1995 годом уменьшился на 11%. В связи с этим в структуре продукции сельского хозяйства доля продукции животноводства сократилась с 36% в 1995 г. до 31% в 1996 году.
Продолжающееся ценовое давление на сельхозтоваропроизводителей привело к убыточности производства в 85% предприятий. Особенно убыточны молоко, мясо крупного рогатого скота, свиней и другая животноводческая продукция.
Вместе с тем резервы развития у сельского хозяйства области, в том числе его перерабатывающих отраслей, большие. Широкое поле деятельности в этой сфере имеется для предприятий малого бизнеса.

1.5. Строительный комплекс

В строительном комплексе области действуют более 150 крупных и средних строительно - монтажных предприятий всех форм собственности, здесь занято 39,8 тыс. человек.
Практически все потребности капитального строительства обеспечиваются расположенными на территории области предприятиями стройиндустрии. Основными источниками капитальных вложений являются негосударственные средства (79%): собственные средства предприятий и организаций, заемные, привлеченные и другие.
В 1996 году на развитие экономики и социальной сферы области использовано 2859 млрд. рублей инвестиций, что на 2% больше 1995 года. На объектах производственного назначения использовано 1829 млрд. рублей или 64% всех инвестиций и на 16% больше, чем в 1995 году. На строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий черной металлургии направлено 44% этих средств, машиностроения - 6%, электроэнергетики - 11%, транспорта и связи - 22%, строительного комплекса и пищевой промышленности - по 5%.
Ввод основных фондов в 1996 году составил 2476 млрд. рублей, из них по производственным объектам - 1362 млрд. рублей.

1.6. Финансовый рынок, рыночная инфраструктура

В 1996 году финансовое положение основной массы налогоплательщиков оставалось сложным. Резко снизилась рентабельность производимой продукции (по сравнению с прошлым годом - в 5 раз). Возросло число убыточных предприятий (с 33 на 01.01.96 г. до 48 на 01.01.97 г., сумма убытков составила 600 млрд. руб.). Ухудшилась ситуация с взаимными неплатежами. Доля просроченной дебиторской задолженности в общем ее объеме сохранилась на 01.12.96 г. на уровне 44%, кредиторской - увеличилась с 49 до 52%. Недоимка по платежам в бюджеты всех уровней увеличилась с 164 до 333 млрд. руб.
В результате мер, принимаемых администрацией по мобилизации налоговых платежей за 1996 год, налоговые поступления на территории области увеличились до 3063,5 млрд. рублей.
Вместе с тем ликвидировать бюджетный дефицит не удалось. По состоянию на 01.12.96 г. он составил 51,5 млрд. руб. или 2% к расходам.
За истекший период появились признаки относительной автономности функционирования регионального фондового рынка на отдельных его сегментах. Это связано с выпуском в регионе облигаций областного займа и областных векселей.
Вместе с тем на областном рынке обращаются векселя региональных коммерческих банков.
На территории Липецкой области в последние годы сформировалась двухуровневая банковская система (Центральный Банк и коммерческие банки), которая составляет ядро кредитной инфраструктуры.
В настоящее время количество коммерческих банков, филиалов московских банков и региональных филиалов достигло 13.
В Липецкой области действует 11 страховых компаний. Целый ряд консалтинговых, аудиторских, рекламно - издательских фирм обслуживают предприятия малого бизнеса.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ ОБЛАСТНОЙ ПОЛИТИКИ
ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В настоящее время почти треть населения России так или иначе связана с малым бизнесом. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики. Сфера малого бизнеса оказывает все большее воздействие на развитие российской экономики, процессы ее стабилизации. Исключительна социальная функция сферы малого предпринимательства. При возрастающей напряженности на рынке труда малый бизнес остается основной возможностью создания новых рабочих мест.
Вместе с тем малое предпринимательство продолжает испытывать серьезные трудности, среди которых особо выделяются: несовершенство законодательной базы, регулирующей деятельность малых предприятий; недостаточность собственных финансовых средств и чрезвычайная усложненность порядка получения кредитов, бремя налогов и платежей, нехватка квалифицированных кадров и т.д.
Областная программа поддержки малого предпринимательства на 1997 - 2000 гг. определяет основные направления, цели и приоритеты поддержки малого бизнеса с учетом его специфики и проблем.

Конечной целью Программы является обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства, как неотъемлемой части новой структуры экономики, важнейшего направления создания новых рабочих мест и эффективных преобразований общества.

Программой определены следующие приоритетные для
области направления предпринимательской деятельности:

- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
- оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
- строительство объектов жилищного, производственного назначения;
- инновационная и природоохранная деятельность;
- переработка вторичного сырья.

III. ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1995 - 1996 ГГ.

В целях создания благоприятных условий и равных стартовых возможностей для предпринимательской деятельности в марте 1995 г. была утверждена областная Программа поддержки малого предпринимательства в Липецкой области на 1995 - 1996 гг. Разделы Программы включали в себя комплекс мер по государственной поддержке и стимулированию развития малого предпринимательства в области в направлении производственно - технологической поддержки малого предпринимательства, финансово - кредитной, организационно - методической и информационной, формирования рыночной инфраструктуры, подготовки кадров.
В рамках Программы для упорядочения государственной регистрации предприятий и предпринимателей подготовлено постановление главы администрации области "Об устранении недостатков в работе по государственной регистрации предприятий и предпринимателей" от 21.11.96 г. № 526.
Становление рыночных отношений обуславливает поиск и внедрение нетрадиционных методов обновления материальной базы и основных фондов малых предприятий. С целью стимулирования инвестиционной активности предприятий, привлечения дополнительных инвестиций в область в августе 1996 года создано ЗАО "БИСТ", основным видом деятельности которого является лизинг.
В целях финансовой поддержки предприятий малого бизнеса, действующих в приоритетных для области направлениях, создан областной фонд поддержки предпринимательства и инвестиций. На финансирование высокоэффективных проектов за счет средств фонда направлено: в 1995 году - 7,5 млрд. руб.; в 1996 г. - 8,0 млрд. рублей. С участием этих средств реализовано полностью или частично 30 предпринимательских проектов. В их числе строительство колбасного цеха Задонской райпо, производство швейных изделий детского ассортимента ТОО ПШП "Пава", производство тонированного стекла ООО "Москон", производство силиконовых лакокрасочных материалов АОЗТ "Силак", мини - фотолаборатория Липецкой областной организации Российского фонда инвалидов войны в Афганистане и другие.
За счет внебюджетных источников - средств областного фонда занятости выделено: в 1995 г. - 4,3 млрд. руб., в 1996 г. - 1,1 млрд. руб. в виде льготных кредитов на реализацию проектов, предусматривающих сохранение и создание дополнительных рабочих мест.
В октябре 1995 года заключен договор с федеральным фондом поддержки малого предпринимательства о выделении области 1,5 млрд. рублей на поддержку малого предпринимательства области. Фактически в 1996 году область получила 500,0 млн. руб. на реализацию проекта АООТ "Хворостянский маслосыродельный завод" - организация производства сыров с освоением переработки вторичного сырья. В 1997 г. - 500,0 млн. руб. на проект ЗАО "Литоп" - организация производства колбасных и хлебобулочных изделий и 500,0 млн. руб. планируется на проект АОЗТ "Елецкая пушнина" - расширение производственной базы звероводческой фермы.
Налажено сотрудничество с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере. Официальным представителем региона для взаимодействия с Фондом определено управление экономики администрации области.
В 1996 г. заключен договор и получено 450,0 млн. руб. в виде льготного кредита на реализацию проекта ЗАО "Прогресс-Л" - переработка аккумуляторного и свинцового лома.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств за счет привлечения частных инвестиций проработан механизм предоставления гарантий по кредитам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства.
С целью создания возможности создания залогового фонда подготовлены изменения в областной закон "О собственности".
В декабре 1996 г. принят Закон Липецкой области "О введении на территории Липецкой области упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", предполагающий льготную ставку единого налога, подлежащего зачислению в бюджет области, для малых предприятий, действующих в приоритетных для области направлениях.
В целях координации деятельности существующих ассоциаций, союзов, фондов и других коммерческих и общественных структур, занимающихся вопросами поддержки малого предпринимательства, подписано семистороннее соглашение о сотрудничестве по развитию малого предпринимательства. В рамках этого соглашения создан и действует общественный комитет по развитию предпринимательства при Липецкой торгово - промышленной палате (ТПП).
В интересах малого предпринимательства проводятся семинары и конференции по интересующим их вопросам.
С участием ТПП идет создание и опытная эксплуатация региональной информационной системы, формируется собственная база данных.
В рамках Морозовского проекта организовано повышение квалификации преподавательского состава и государственных служащих, специализирующихся в области предпринимательской деятельности.
Для обучения основам предпринимательской деятельности безработных граждан, а также других категорий населения, желающих участвовать в малом бизнесе на цивилизованной основе, в области создан и действует социально - деловой центр.
В целях содействия выходу представителей малого и среднего бизнеса на внешний рынок, привлечения инвестиций проведена межрегиональная конференция "Липецкая область: развитие через инвестиции". Выпущен Сборник инвестиционных проектов предприятий Липецкой области, куда вошли и проекты малых предприятий.
Активно формируется позитивное общественное мнение по отношению к предпринимательской деятельности. В "Липецкой газете" существует постоянная рубрика "Свое дело", в которой находит отражение положительный опыт малого предпринимательства.
Аналогичный цикл передач есть и на местном канале телевидения.

IV. СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ

4.1. Малые предприятия области, их распределение по
численности персонала, сферам деятельности.
Экономические аспекты деятельности

После учредительного бума конца 80-х начала 90-х годов все более проявляет себя принципиально новая ситуация, когда малые предприятия начинают играть роль, характерную не только для старта, но и для этапа развертывания и ускорения частного малого предпринимательства в рыночной экономике.
Влияющая на состояние малого бизнеса макроэкономическая ситуация в 1995 - 1996 гг. менялась в направлении: снижения темпов инфляции, замедления экономического спада, ожидания инвестиционной активности и повышения денежных доходов. В то же время выросла задолженность по налоговым платежам, увеличилась безработица. Все это создает достаточно противоречивые условия для развития малого предпринимательства.
К 1995 - 1996 гг. темпы роста малых предприятий замедлились. Если за 1992 год количество малых предприятий увеличилось в 2,5 раза, в 1993 году темпы роста снизились до 1,4 раза, в 1994 году - до 1,2 раза, в 1995 году - до 1,1 раза, а в 1 полугодии 1996 г. прирост малых предприятий составил всего 6%.
На 01.07.96 г. в области насчитывалось 7500 малых предприятий, на которых было занято 80,0 тысяч человек или 15% от общей численности занятых на предприятиях и в организациях, а с учетом вторичной занятости - 100,0 тысяч человек или 19% соответственно.
В 1995 г. отраслевая структура малого предпринимательства обозначилась более рельефно. По числу малых предприятий преобладает сфера торговли и посреднической деятельности с более 50% общего числа малых предприятий. Примерно 19% приходится на промышленность, 14% - на строительство, по 2% малых предприятий действует в сфере транспорта, связи и науке и научном обслуживании.
Сохраняется значительная районная дифференциация в развитии малых предприятий. Наибольшее количество малых предприятий функционирует в г. Липецке (70% от общего числа), 9,8% в г. Ельце и лишь 20,2% во всех 18 районах области.
Финансовые результаты деятельности малых предприятий складываются под влиянием целого ряда специфических, характерных именно для малого бизнеса факторов. Наиболее прибыльной является сфера торговли и посреднической деятельности - на нее приходится 35% всей полученной малыми предприятиями прибыли, промышленными предприятиями получено 22% от всей прибыли, строительными - 25%, научными предприятиями - 6%, транспорта и связи - 2%.
По данным управления статистики за 1995 год наиболее платежеспособными среди малых предприятий были: предприятия науки и научного обслуживания (коэффициент текущей ликвидности 2,05), предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом (9,72), транспортные предприятия (1,9), предприятия промышленности сборных железобетонных и бетонных конструкций (1,8), лесозаготовительной промышленности (2,0), химической промышленности (2,2), топливно - энергетического комплекса (2,1).
Наиболее высока рентабельность продукции (работ, услуг) у предприятий машиностроения и металлообработки (уровень рентабельности - 40,9%), автомобильной промышленности (52,4%), целлюлозно - бумажной промышленности (62,9%), кондитерской (34,4%), строительных предприятий (38,9%), предприятий, занимающихся материально - техническим снабжением и сбытом (50,5%), предприятий общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (149,8%), науки и научного обслуживания (113,9%).
Малое предпринимательство стало одним из существенных источников насыщения рынка товарами и услугами. Доля малых строительных организаций составляет 20% от общего объема строительных работ. Товарооборот малых предприятий составил 3870 млрд. руб. (в т.ч. неорганизованный рынок) или 70% от объема розничного товарооборота в целом по области. В лесной и деревообрабатывающей промышленности на долю предпринимательского сектора приходится около трети всей выпускаемой продукции.

4.2. Развитие фермерства в Липецкой области

В последнее время обострились проблемы фермерства. Государственная задолженность за уже поставленную фермерами продукцию, тяжесть банковских кредитов поставили крестьянские (фермерские) хозяйства на грань банкротства. В связи с этим процесс создания новых фермерских хозяйств резко замедлился. Если на 01.01.95 г. в области насчитывалось 1683 фермерских хозяйства, то на 01.01.97 г. количество их сократилось до 1417.
Анализ работы крестьянских (фермерских) хозяйств показывает, что в ближайшее время они не в состоянии создать конкуренцию сельскохозяйственным кооперативам и обеспечить необходимый для области уровень сельскохозяйственного производства.
Фермерами в 1996 году собрано зерна 41,7 тыс. т (4% от сбора в хозяйствах всех категорий), подсолнечника - 0,4 тыс. т (2%), сахарной свеклы - 53,7 тыс. т (6%). Доля фермеров в производстве этих культур практически осталась на уровне 1995 г., за исключением подсолнечника, удельный вес которого несколько сократился.
Между тем, крестьянские (фермерские) хозяйства имеют немалый резерв производства продукции растениеводства.

4.3. Предприниматели без образования
юридического лица

В предпринимательском секторе области возрастает роль предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, т.е. индивидуальных предпринимателей. Если на 01.01.94 г. их насчитывалось 8621, то на 01.01.97 г. - 28040 человек. Темпы их роста значительно выше, чем малых предприятий.
Распределение по видам деятельности (по данным налоговой инспекции) по состоянию на 01.01.97 г. выглядит следующим образом:

Всего индивидуальных предпринимателей - 28040 - 100%

- торгово - закупочная и коммерческая - 24058 - 85,7%

- бытовое и коммунальное обслуживание - 1616 - 5,8%

- транспортное обслуживание - 1133 - 4,0%

- производство ТНП (пошив одежды,
изготовление головных уборов, обуви) - 816 - 2,9%

- преподавательская и научная
деятельность - 178 - 0,6%

- посредническая деятельность - 140 - 0,5%

- другие виды деятельности - 99 - 0,4%

V. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ
МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Малые предприятия, функционирующие в условиях развивающихся рыночных отношений, не всегда успешно справляются с трудностями, связанными с процессом их становления. Как показывает практика, серьезными проблемами для значительной части малых предприятий являются поиск свободных помещений, получение банковских кредитов для приобретения оборудования, сырья, материалов и комплектующих, обеспечение качества выпускаемой продукции, экономическая безопасность деятельности предприятий.
Основными задачами комплекса функциональных подпрограмм являются:
- расширение системы финансовой поддержки малых предприятий, включающей в себя льготное кредитование предпринимательских проектов по приоритетным направлениям из областного и федерального фондов поддержки предпринимательства;
- формирование лизингового фонда для обеспечения малых предприятий средствами производства;
- оказание информационно - правовой и методической поддержки малых предприятий за счет мероприятий по совершенствованию законодательной базы предпринимательства;
- обеспечение экономической безопасности малых предприятий и качества выпускаемой ими продукции.
Реализация мероприятий, входящих в функциональные подпрограммы, позволит решить проблемы, связанные со становлением, организацией и развитием малых предприятий, а также создаст благоприятную материально - техническую и финансовую базу для деятельности малых предприятий, связанных с производством товаров народного потребления и продуктов питания, оказанием услуг населению.
Основной целью функциональных подпрограмм является осуществление совместно с заинтересованными организациями комплекса мер по обеспечению жизнедеятельности малых предприятий и поддержки деловой активности населения в экономической сфере.

5.1. Подпрограмма нормативно - правового обеспечения

Был принят ряд законопроектов, обеспечивающих развитие предпринимательства.
В 1995 - 96 годах были предприняты усилия по формированию основ нормативно - правового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства.
Однако в законодательной базе существуют серьезные недостатки и пробелы.
Несовершенство законодательной базы усугубляется подзаконными актами, субъективным пониманием и толкованием законов на местах, что приводит к появлению на федеральном и региональном уровнях правовых актов, противоречащих друг другу, существенно сдерживающих развитие предпринимательства и затрудняющих выход предприятий на новые региональные рынки вследствие наличия разных правил игры.
Начало формированию региональной нормативно - правовой базы положено в 1995 - 1996 годах, о чем отмечалось в разделе III данной Программы.
Данная подпрограмма направлена на формирование собственной нормативно - правовой базы с учетом требований федерального законодательства и в интересах развития предпринимательства области.

Нормативно - правовое обеспечение малого бизнеса

   ---T-------------------------------T------------------T------------¬

¦NN¦ Наименование мероприятий ¦ Исполнители ¦ Срок ¦
¦пп¦ ¦ ¦ исполнения¦
+--+-------------------------------+------------------+------------+
¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
L--+-------------------------------+------------------+-------------

5.1.1. Издание нормативно - правовых ТПП 1997 - 2000 гг.
сборников по малому Областное
предпринимательству объединение
предпринима-
телей

5.1.2. Разработка нормативно - Управление 1997 г.
правового акта по ликвидации экономики
хозяйствующих субъектов на
территории области

5.1.3. Разработка и ведение Реестра Областной 1997 - 2000 гг.
субъектов МП Липецкой области комитет
государствен-
ной статистики,
ГНИ по
Липецкой области,
ТПП

5.1.4. Разработка предложений по Управление 1997 г.
порядку размещения промышленности
государственного заказа на и связи,
МП Управление
продовольственных
ресурсов

5.1.5. Подготовка предложений по Центр 1997 - 2000 гг.
особенностям регулирования лицензирования,
деятельности субъектов Управление
малого предпринимательства экономики,
в области лицензирования, ТПП,
сертификации, земельных и ЛОООСМБ
арендных отношений

5.1.6. Разработка проектов Управление 1997 - 2000 гг.
нормативно - правовых экономики,
документов по созданию и органы
функционированию инфра- местного
структуры поддержки самоуправления
малого предпринимательства
в Липецкой области

5.1.7. Внесение дополнений в закон Управление 1997 - 2000 гг.
Липецкой области "Об упро- экономики,
щенной системе налого- органы местного
обложения, учета и отчет- самоуправления,
ности для субъектов малого Управление
предпринимательства" финансов, ГНИ
по Липецкой
области, ТПП,
ЛОООСМБ

Сумма затрат: млн. руб. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.

52,0 53,0 60,0 70,0

5.2. Подпрограмма развития инфраструктуры

Одним из главных факторов, определяющих успешное развитие малого предпринимательства, является наличие организационно и технологически взаимосвязанных объектов инфраструктуры поддержки малых предприятий.
Целью формирования инфраструктуры МП является создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки малых предприятий в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно - аналитическом, научно - техническом, технологическом, финансовом, имущественном, а также в оказании предпринимателям широкого спектра деловых услуг, через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов и кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации малого бизнеса.
Инфраструктура МП выполняет важную социальную функцию и по своей природе в большинстве случаев не может быть прибыльной. Поэтому ее создание и развитие особенно нуждается в постоянной государственной поддержке.
Подпрограммой предусматривается соединение созданных в рамках Программы поддержки малого предпринимательства в Липецкой области на 1995 - 1996 годы отдельных звеньев и элементов инфраструктуры регионального уровня в систему, включающую разветвленную сеть инфраструктурных объектов (уже созданные: фонд поддержки предпринимательства и инвестиций, социально - деловой центр, информационный центр при Липецкой ТПП, консалтинговые фирмы, лизинговые компании, общественные организации содействия малому бизнесу и планируемые на 1997 - 2000 гг. учебно - деловой центр Морозовского проекта, бизнес - инкубатор, сеть базовых учебных центров по подготовке предпринимателей).

Развитие инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства

   ---T-------------------------------T-----------------T------------¬

¦NN¦ Наименование мероприятий ¦ Исполнители ¦Срок ¦
¦пп¦ ¦ ¦исполнения ¦
+--+-------------------------------+-----------------+------------+
¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
L--+-------------------------------+-----------------+-------------

5.2.1. Развитие и обеспечение ТПП, 1997 - 2000 гг.
организации деятельности управление
учебно - делового центра в экономики
рамках Морозовского проекта

5.2.2. Развитие регионального ТПП, 1997 - 2000 гг.
информационно - аналитического управление
центра системы информационно- экономики
го обеспечения малого
предпринимательства

5.2.3. Создание бизнес - инкубаторов ЛГТУ, ЛТУ, 1997 - 2000 г.
поддержки предприятий малого управление
бизнеса в рамках Морозовского экономики,
проекта и в научно - техничес. Департамент
сфере науки и
образования,
отдел по
делам молодежи

5.2.4. Обеспечение деятельности ЗАО "БИСТ", 1997 г.
лизинговой компании для "Липецклизинг",
малого бизнеса управление
экономики

5.2.5. Развитие сети и координация ТПП, ЛГГТУ, 1997 - 2000 гг.
деятельности базовых учебных ЛТУ,
центров по подготовке Департамент
предпринимателей науки и
образования,
отдел по делам
молодежи

Сумма затрат: млн. руб. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.

3150 3170 3250 3500

5.3. Подпрограмма финансово - кредитной поддержки

Малое предпринимательство находится в стадии становления, первоначального накопления капитала. Большинство малых предприятий, особенно вновь созданных, характеризуется явной недостаточностью собственных ресурсов.
Начальный капитал малых предприятий, как правило, незначителен, что во многом объясняется снижением жизненного уровня населения и отсутствием у подавляющего большинства граждан необходимых средств для официального начала собственного бизнеса. Низкий уровень заработной платы и других видов доходов, неоднократные денежные реформы, рост потребительских цен и, следовательно, расходов на текущее личное потребление, периодические кризисы на финансовом, валютном и кредитных рынках все эти факторы привели в течение последних лет к почти полному устранению возможностей для населения начать хорошо поставленное собственное дело за счет личных сбережений.
Финансовый рынок находится на начальной стадии своего формирования и развития. На фоне этой ситуации малые предприятия и здесь находятся в условиях, менее благоприятных по сравнению с другими субъектами рынка, а именно:
- кредитные учреждения отказывают малым предприятиям в предоставлении ссуд в связи с их низкой залогоспособностью, высоким риском невозврата кредитов, дополнительными издержками при обслуживании большого числа мелких клиентов;
- процентные ставки для малых предприятий, как правило, выше, чем для других категорий заемщиков;
- ссуды обычно предлагаются на недостаточный для организации производственного процесса срок, а условия кредитования не предполагают отсрочки при уплате процентов, что делает невозможным реализацию инвестиционных проектов.
Государственная финансовая поддержка МП может осуществляться как путем направления бюджетных средств непосредственно в сферу малого бизнеса, так и косвенно, путем создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и накопления капитала в этом секторе экономики.
Основным каналом прямого финансового содействия развитию малого бизнеса является система фондов поддержки малого предпринимательства.
В области создан и успешно действует фонд поддержки предпринимательства и инвестиций, налажено сотрудничество с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере.
В 1997 - 2000 гг. особое внимание следует уделить такому методу финансовой поддержки МП, как предоставление гарантий со стороны фондов. Такой подход позволит повысить эффективность использования бюджетных средств за счет привлечения частных ресурсов. По предварительным оценкам, на 1 рубль гарантийного фонда можно привлечь более 5 рублей частных кредитов.
Одной из важнейших составляющих имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства является развитие лизинга. Финансовый лизинг предусматривает предоставление малым предприятиям оборудования, что позволяет резко снизить риск потери предоставленных финансовых средств.
Особенно необходимы лизинговым компаниям государственные гарантии для получения иностранных кредитов на приобретение оборудования. Это дает возможность осуществлять масштабные закупки оборудования по пониженным ценам, что является косвенной финансовой поддержкой лизингополучателей в лице представителей МП.
Особенно актуально для МП в плане финансовой поддержки предоставление местных налоговых льгот, стимулирующих развитие производства.

Финансово - кредитная поддержка малого
предпринимательства

   ---T------------------------------T------------------T------------¬

¦NN¦ Наименование мероприятий ¦ Исполнители ¦Срок ¦
¦пп¦ ¦ ¦исполнения ¦
+--+------------------------------+------------------+------------+
¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
L--+------------------------------+------------------+-------------

5.3.1. Создание гарантийного фонда Управление 1997 - 1998 гг.
для МП (в рамках областного экономики
фонда поддержки предприни-
мательства и инвестиций)

5.3.2. Подготовка предложений по Управление 1997 - 2000 гг.
привлечению внебюджетных экономики,
источников для поддержки управление
малого предпринимательства труда и занятости,
органы местного
самоуправления,
ТПП, ООО
"Межрегиональ-
ная экспертная
группа"

5.3.3. Финансирование конкретных Управление 1997 - 2000 гг.
предпринимательских проектов экономики,
на конкурсной основе из ФФПМП
областного, федерального
фондов поддержки предприни-
мательства, внебюджетных
источников

5.3.4. Разработка порядка Управление 1997 - 2000 гг.
привлечения средств экономики,
отечественных и иностранных ЗАО "БИСТ"
инспекторов для развития
лизинга для малого
предпринимательства

5.3.5. Разработка положения по Управление 1997 - 2000 гг.
контролю за использованием экономики
средств, направляемых на
реализацию проектов
развития малого предприни-
мательства

5.3.6. Разработка предложений по Управление 1997 - 2000 гг.
введению местных налоговых экономики,
льгот, стимулирующих органы местного
развитие малого самоуправления,
предпринимательства ТПП, областное
объединение
предпринимателей,
Липецкое областное
общественное
объединение
содействия малому
бизнесу (ЛОООСМБ)

Сумма затрат: млн. руб. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
30000 40000 48000 53000

5.4. Подпрограмма организационно - методического и
информационного обеспечения

В настоящее время в области создано множество организаций, объединяющих различные группы предпринимателей по самым различным признакам. Как показало время, многие из них оказались нежизнеспособными, превратившись в чисто формальные структуры, или вовсе прекратили свое существование.
Множественность общественных организаций, сопровождаемая во многих случаях аморфностью программ и целевых установок, приводит к разобщенности действий.
Одна из задач органов власти - активизировать процесс взаимодействия организаций МП.
По самой своей природе малые предприятия не имеют возможности своими силами систематически отслеживать ситуацию на рынке, изменения в сфере законодательства и налогообложения, развивать рекламную деятельность. Эти виды услуг малые предприятия должны получать по мере необходимости и на льготных условиях от специализированных государственных, общественных и коммерческих организаций.
В настоящее время функции информационного обеспечения предпринимательских структур в области несет информационный центр системы ТПП.
Вместе с тем на сегодняшний день проблема создания основ комплексной и эффективной системы информационного обеспечения малого предпринимательства, которая бы учитывала возможности уже существующих информационных систем и потребности малого предпринимательства в информации, остается нерешенной.
Достаточно актуальны и вопросы информационной поддержки МП через средства массовой информации и органы статистики. Не располагая достоверной и полной информацией о числе субъектов МП, распределении их по районам, видам деятельности, результатам хозяйствования, не представляется возможным осуществлять адресную поддержку малых предприятий.

Организационно - методическое и информационное
обеспечение малого бизнеса

   ---T------------------------------T----------------T--------------¬

¦NN¦ Наименование мероприятий ¦ Исполнители ¦Срок ¦
¦пп¦ ¦ ¦исполнения ¦
+--+------------------------------+----------------+--------------+
¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
L--+------------------------------+----------------+---------------

5.4.1. Координация деятельности Управление 1997 - 2000 гг.
органов исполнительной экономики,
власти, общественных ТПП, ТУ
формирований, заинтересован- ГКАП,
ных организаций по вопросам ЛОООСМБ
поддержки и развития
предпринимательства

5.4.2. Подготовка и проведение Управление 1997 - 2000 гг.
мероприятий, в т.ч. экономики,
межрегиональных по органы местного
развитию и поддержке самоуправления,
малого предпринимательства ТПП, УМиМС
(семинары, конференции,
собрания, выставки)

5.4.3. Проведение независимой ТПП, 1997 - 2000 гг.
экспертизы предприниматель- коммерческие
ских проектов, финансирую- банки, ООО
щихся за счет средств "Межрегиональ-
областного и федерального ная экспертная
фондов поддержки предприни- группа"
мательства

5.4.4. Создание в области Центра Управление 1998 - 1999 гг.
(агентства) по поддержке экономики, ТПП,
предпринимательства ЛОООСМБ,
Липецкое
отделение
общества купцов
и промышленников,
ООО "Межрегио-
нальная
экспертная группа",
ТУ ГКАП, отдел по
делам молодежи

5.4.5. Создание и обеспечение ТПП, областной 1997 - 2000 гг.
функционирования в комитет
интересах малого государственной
предпринимательства статистики
банков данных по
различным направлениям

5.4.6. Создание и эксплуатация ТПП 1997 - 2000 гг.
региональной информационной
системы для малого
предпринимательства

Сумма затрат: млн. руб. 1997 г. 1008 г. 1999 г. 2000 г.
115 20475 22000 25000


5.5. Подпрограмма производственно - технической
поддержки

Малые предприятия создаются и действуют во всех без исключения отраслях экономики. Основное количество МП создается в торговле, где наиболее быстрый оборот капитала. Однако, скопив первоначальный капитал, наиболее дальновидные предприниматели, подготовив бизнес - планы развития производственной деятельности, переходят ко все более сложным капиталоемким видам деятельности.
В 1997 - 2000 гг. это направление будет продолжено главным образом с целью создания в производственной и инновационной сферах максимально благоприятных экономических, организационных и технологических условий для увеличения выпуска пользующейся спросом конкурентоспособной продукции.
Развитие производственной сферы малого предпринимательства будет ориентироваться на поиске путей интеграции малых предприятий в производственно - технологические сети в рамках финансово - промышленных групп и других экономических структур, выступающих в качестве условия стабилизации производства.
Государственная поддержка в первую очередь будет обеспечена тем направлением деятельности МП, которые обладают высоким инновационным потенциалом и реальными возможностями для дальнейшей модернизации и развития.

Производственно - технологическая поддержка
малого предпринимательства

   ---T-------------------------------T-----------------T------------¬

¦NN¦ Наименование мероприятий ¦ Исполнители ¦Срок ¦
¦пп¦ ¦ ¦исполнения ¦
+--+-------------------------------+-----------------+------------+
¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
L--+-------------------------------+-----------------+-------------

5.5.1. Разработка механизма Управление 1998 г.
предоставления экономики
льготных кредитов для
МП, осваивающих новые
технологии

5.5.2. Формирование банка данных Управление 1997 - 2000 гг.
перспективных опытно - экономики,
конструкторских работ, органы
новых технологий, участие местного
в подготовке и реализации самоуправления,
научно - технических ТПП, департамент
программ науки и
образования

5.5.3. Взаимодействие с Фондом -"- 1997 - 2000 гг.
содействия развитию
малых форм предприятий
в научно - технической
сфере с целью продвижения
проектов малого научно -
технического предпринима-
тельства

5.5.4. Создание и поддержка Управление 1997 - 2000 гг.
Центров по возрождению экономики,
ремесел, традиционных органы местного
народных промыслов и самоуправления,
художественных производств отдел по делам
молодежи, ТПП,
управление
труда и
занятости

5.5.5. Создание и ведение базы ТПП, Центр 1997 - 2000 гг.
данных по оборудованию для рыночных
МП (производители, отношений
поставщики и потенциальные
потребители)

Сумма затрат: млн. руб. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
57,0 213,0 300,0 450,0

5.6. Подпрограмма кадрового обеспечения

К настоящему времени в области уже накоплен определенный опыт подготовки кадров для сферы предпринимательской деятельности.
В системе высшей школы в Липецком техническом университете открыт новый факультет бизнеса и менеджмента.
В системе профтехобразования ведется подготовка специалистов для фермерских хозяйств.
В системе средней школы в ряде школ введены дисциплины по основам предпринимательской деятельности.
Прорабатывается вопрос о подготовке и переподготовке специалистов среднего звена для малого бизнеса на базе кооперативного колледжа.
В целях обучения основам предпринимательской деятельности безработных граждан создан социально - деловой центр.
Широкомасштабной программой подготовки кадров для рыночной экономики и поддержки малого предпринимательства стал осуществляемый Академией менеджмента и рынка Морозовский проект. Его стратегической целью является создание системы комплексной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Проект осуществляет достижение поставленных целей посредством создания и развития образовательных и консультативных структур учебно - деловых центров (УДЦ), способных эффективно и при сравнительно небольшой финансовой и организационной помощи вести подготовку предпринимателей. Опорным пунктом Морозовского проекта в области является Липецкая торгово - промышленная палата, на базе которой и предполагается создание УДЦ. Главная цель Программы на 1997 - 2000 годы в части подготовки кадров состоит в том, чтобы полнее использовать имеющиеся ресурсы для укрепления и расширения сети учебных заведений, негосударственных учебных центров и организаций для подготовки и переподготовки специалистов для малого бизнеса.

Подготовка кадров для малого
предпринимательства

   ---T------------------------------T------------------T------------¬

¦NN¦ Наименование мероприятий ¦ Исполнители ¦ Срок ¦
¦пп¦ ¦ ¦ исполнения ¦
+--+------------------------------+------------------+------------+
¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
L--+------------------------------+------------------+-------------

5.6.1. Организация повышения Организационно - 1997 - 2000 гг.
квалификации персонала инструкторский
областных и районных отдел, управление
структур, занимающихся экономики, органы
поддержкой местного
предпринимательства самоуправления

5.6.2. Дальнейшее совершенствование Управление 1997 - 2000 гг.
деятельности социально - труда и
делового центра в целях занятости,
обучения основам управление
предпринимательства экономики,
безработных граждан. ТПП,
ТУ ГКАП

5.6.3. Создание учебно - делового ТПП, 1997 - 1998 гг.
центра в рамках Морозовского управление
проекта экономики

5.6.4. Разработка и внедрение ТПП, 1997 - 1998 гг.
программ по обучению институт
навыкам предпринимательской повышения
деятельности учащихся квалификации,
средних школ, средних департамент
специальных заведений, народного
ВУЗов образования

Сумма затрат: млн. руб. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
40,0 80,0 120,0 200,0

5.7. Подпрограмма социальной защиты

Развитие малого предпринимательства со всей остротой обнажило проблемы социальной защищенности работающих в сфере экономики.
В отличие от крупных предприятий у большинства субъектов малого бизнеса, особенно на начальном этапе их деятельности, практически отсутствуют необходимые финансовые ресурсы, собственная социальная инфраструктура, крайне низок и уровень производственно - технологической оснащенности, постановки вопросов охраны труда и техники безопасности.
Данная подпрограмма направлена на решение всех этих вопросов и ее реализация идет в тесной связи с программой содействия занятости населения Липецкой области на 1997 - 1998 гг.
При общем сокращении вакансий важно максимально эффективно использовать имеющийся потенциал рабочих мест, обучить руководителей малых предприятий регулированию вопросов социально - трудовых отношений.
В 1997 - 2000 гг. предусматривается дальнейшая отработка форм и методов содействия развитию и поддержке самозанятости безработных и малого предпринимательства.
Службой занятости будет проводиться профессиональная диагностика, консультирование безработных с целью определения возможности их деятельности в качестве предпринимателей и обучение основам предпринимательства в "Социально - деловом центре".
Одним из основных направлений будет переобучение безработных за счет средств фонда занятости и учебных заведениях на новые профессии и специальности, конкурентные на рынке труда.

Социальная защита работников малого бизнеса

   ---T------------------------------T------------------T------------¬

¦NN¦ Наименование мероприятий ¦ Исполнители ¦Срок ¦
¦пп¦ ¦ ¦исполнения ¦
+--+------------------------------+------------------+------------+
¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
L--+------------------------------+------------------+-------------

5.7.1. Организация системы Управление 1997 - 2000 гг.
обучения руководителей труда и
малых предприятий по занятости
вопросам социально - ТПП,
трудовых отношений управление
экономики

5.7.2. Разработка комплекса Управление 1997 - 2000 гг.
мер по трудоустройству, труда и
переобучению, социальной занятости,
поддержке работников ТПП,
малых предприятий управление
экономики

5.7.3. Осуществление координации Управление -"-
программы поддержки малого экономики,
предпринимательства и управление
программы содействия труда и
занятости населения занятости

5.7.4. Организация мониторинга Управление -"-
состояния дел в социально - труда и
трудовой сфере на малых занятости,
предприятиях ТПП,
управление
экономики

Сумма затрат: млн. руб. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
10,0 10,0 20,0 40,0


5.8. Подпрограмма создания благоприятного общественного
мнения

Успех развития малых предприятий во многом зависит от формирования новой психологии, ориентированной на благоприятное отношение к предпринимательской деятельности.
Подпрограмма направлена на создание позитивного общественного мнения по отношению к малому бизнесу.
Данная работа в области находится не на должном уровне. Сказывается и отсутствие специализированных периодических изданий по проблемам малого предпринимательства. Целевых теле- и радиопрограмм, пропагандирующих положительные результаты деятельности предпринимательских структур, явно недостаточно.
Реализация подпрограммы предполагает устранение этих явных недостатков.

Создание благоприятного общественного
мнения по отношению к малым предприятиям

   ---T------------------------------T------------------T-------------¬

¦NN¦ Наименование мероприятий ¦ Исполнители ¦ Срок ¦
¦пп¦ ¦ ¦ исполнения ¦
+--+------------------------------+------------------+-------------+
¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
L--+------------------------------+------------------+--------------

5.8.1. Поддержка специализированных Отдел СМИ, 1997 - 2000 гг.
периодических изданий по ТПП,
проблемам малого предприни- администрация
мательства области

5.8.2. Организация целевых Отдел СМИ, 1997 - 2000 гг.
теле-, радиопрограмм о МП управление
экономики,
ТПП

5.8.3. Пропаганда идеи Управление 1997 - 2000 гг.
предпринимательства в экономики,
местной печати ТПП,
ЛОООСМБ,
отдел СМИ

5.8.4. Проведение благотворительных Управление 1997 - 2000 гг.
акций и других мероприятий экономики,
по пропаганде предприни- ТПП, ЛОООСМБ,
мательского движения Липецкое
отделение
общества
купцов и
промышленников,
ООО "Межрегио-
нальная
экспертная
группа, ТУ ГКАП,
управление
социальной
защиты, отдел
по делам
молодежи

Сумма затрат: млн. руб. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
75,0 115,0 150,0 200,0

VI. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В СФЕРЕ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

   ---T-----------------T--------------------------T---------T--------¬

¦NN¦ Наименование ¦ Цель проекта ¦ Сумма ¦ Приме- ¦
¦пп¦ предприятия ¦ ¦ кредита ¦ чание ¦
¦ ¦ ¦ ¦ млн. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦ ¦
+--+-----------------+--------------------------+---------+--------+
¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
L--+-----------------+--------------------------+---------+---------

1. ТОО "Русь" Строительство сыродельного 1500,0
цеха в с. Каликино

2. ООО "Уран" Организация мукомольного 200,0
производства в с. Сенцово

3. НПФ "Каскад" Организация мукомольного 300,0
производства в Добринском
районе

4. Предприниматель Мини - пекарня в г. Липецке 200,0
Зубрицкий Р.Н.

5. ЗАО "Литоп" Мини - пекарня в г. Липецке 3400,0
и организация сети быстрого
питания

6. ТОО "Корунд" Мини - пекарня в Добровском 100,0
районе

7. ТОО "Русь" "Дока - хлеб" 100,0

8. Предприниматель Организация быстрого 200,0
Сазонов Д.А. питания

9. Предприниматель Мини - пекарня 50,0
Ганьшин С.Д.

10. Предприниматель Мини - пекарня, комбикормовый 1000,0
Пурис С.Е. завод в с. Сенцово

11. ТОО "Дружба" Организация быстрого питания 200,0

12. Предприниматель Мини - пекарня в 200,0
Торшин В.В. Долгоруковском районе

13. АОЗТ "Елецкая Расширение производственной 1000,0 Финанси-
пушнина" базы звероводческой фермы и рование
организация пошива изделий за счет
из собственного сырья средств
област.
ФППиП и
Феде-
рального
фонда
14. Елецкий Организация переработки 1000,0
филиал ИЧП древесины в Елецком районе
"Ураллес"

15. ОАО Организация мебельного 10000,0
"Пролимер" производства

16. Фабрика Расширение, обновление 1000,0
швейных ассортимента на основе
спортивных технического перевооружения
изделий
Липецкого
областного
Совета
"Динамо"

17. АООТ Выпуск швейных изделий из 2500,0
"Килорк" волокна лайкра

18. ТОО Производство трикотажных 10000,0
"Модница" изделий, реконструкция
существующего производства

19. АОЗТ Производство лекарственного 10000,0
"Силма" препарата энтеросгель

20. Предприниматель Изготовление шпаклевки, 50,0
Секисов А.А. полироли, бордоской смеси,
садовой побелки

21. АОЗТ Расширение производства 4500,0 Из областного
"Силак" кремнийорганических ФППиП выделено
фасадных и термостойких 500,0 млн. р.
эмалей, алкидных эмалей и
грунтовок

22. ТОО "Приток Организация участка по 800,0
ЛТД" изготовлению тротуарной
плитки, бордюрного камня и
мостовых плит

23. ООО Расширение производства 200,0
"Палитра" запчастей к автомобилям
"Жигули"

24. ООО Ремонт бытовой техники в 100,0
"Экспа" Лев - Толстовском районе

25. ИЧП "Джин" Организация сети 560,0
автоматических
автомобильных моек

26. Липецкий Организация сети 200,0
филиал межре- автоматических
гиональной автомобильных моек
ассоциации
инвалидов
войны в
Афганистане
"Воинтер"

27. ООО "Банковский Организация производства 500,0 Предполага-
сервис" туалетной бумаги, ется взять
одноразовой посуды оборудование
в лизинг

28. ЗАО "Металло- Изготовление и монтаж окон 500,0
пластконструк- и дверей из ПВХ
ция"

29. ТОО "Елецкий Переработка металлолома 300,0
купеческий дом"

30. Ассоциация по Производство легкого пресса 1000,0
переработке для предварительного сжатия
металлической металлолома в полевых
стружки АСТР условиях

31. ООО "Прогресс" Переработка аккумуляторного 400,0 Финансиро-
и свинцового лома вание за счет
фонда содей-
ствия развитию
малых форм
предприятий в
научно
- техниче-
ской сфере

32. НПП "Валок" Разработка электродов для 5000,0 Частичное
сварки трубопроводов из ВЧШГ финансирова-
ние за счет
фонда
содействия
развитию
малых форм
предприятий
в научно -
технической
сфере

33. ТОО "Контур" Реконструкция зеркального 500,0
цеха, расширение
полиграфических мощностей

34. ИЧП "Глория" Создание информационного 400,0
центра

35. ТОО "Алекс" Разработка бизнес - планов 1000,0

36. ЗАО "БИСТ" Организация лизинга для 1500,0 Финансирова-
малых предприятий ние за счет
средств феде-
рального фонда
поддержки
малого
предпринима-
тельства

VII. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

(В действующих ценах каждого года)
   --------------------------T--------T-------T-------T-------T-------T--------¬

¦ Показатели ¦Единица ¦1996 г.¦1997 г.¦1998 г.¦1999 г.¦2000 г. ¦
¦ ¦измере- ¦отчет ¦прогноз¦прогноз¦прогноз¦прогноз ¦
¦ ¦ния ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------------+--------+-------+-------+-------+-------+---------

Программа поддержки
малого предпринима-
тельства

Финансирование
программы:

Капитальные вложения за
счет всех источников млн.
финансирования руб. 15100 43500 78000 94000 107000

из них за счет:

собственных средств млн.
предприятий руб. 3000 10000 17000 20000 24000

заемных средств млн.
(кредиты банков) руб. 2000 5500 15000 17000 19000

средств областного и млн.
местных бюджетов руб. 8000 15000 20000 25000 27000

внебюджетных источников млн.
руб. 1100 3000 6000 7000 10000

средств ФФПМП млн.
руб. 1000 10000 20000 25000 27000


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru