Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Липецкой области от 14.02.1995 № 2-ОЗ
(ред. от 20.05.1997)
"О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ"
(Принят постановлением Липецкого обл. Собран. депут. от 09.02.1995 № 19-пс)

Официальная публикация в СМИ:
В данной редакции не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Липецкая газета", № 34, 18.02.1998.



Утратил силу со дня вступления в силу Закона Липецкой области от 30.12.1997 № 82-ОЗ.



14 февраля 1995 года № 2-ОЗ

   ------------------------------------------------------------------


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЛИПЕЦКОГО
ОБЛАСТНОГО СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ

(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ,
Закона Липецкой области от 23.05.97 № 67-ОЗ)

Принят
областным Собранием депутатов
9 февраля 1995 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Принципы участия в выборах депутатов

Выборы депутатов Липецкого областного Собрания депутатов осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Статья 2. Избирательное право

Право избирать в Липецкое областное Собрание депутатов принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста. Депутатом Липецкого областного Собрания депутатов может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста и проживающий на территории области не менее одного года. (в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 3. Ограничения, связанные со статусом депутата Липецкого областного Собрания депутатов

Депутат областного Собрания, работающий в нем (или его органах) на постоянной оплачиваемой основе, не может быть депутатом иных представительных органов власти и местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Депутаты областного Собрания, не работающие в нем (или его органах) на постоянно оплачиваемой основе, не могут быть депутатами иных представительных органов власти и местного самоуправления, не могут находиться на государственной службе, в том числе занимать руководящие должности в исполнительных и судебных органах власти, действующих на территории области.

Статья 4. Выборы в Липецкое областное Собрание депутатов

Выборы в Липецкое областное Собрание депутатов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Уставом Липецкой области и настоящим законом "О выборах депутатов Липецкого областного Собрания депутатов".
Выборы в Липецкое областное Собрание депутатов осуществляется на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства.
В соответствии с Уставом Липецкой области областное Собрание депутатов состоит из 38 депутатов, избираемых сроком на 4 года.
Выборы депутатов областного Собрания нового созыва назначаются областным Собранием депутатов. Днем выборов является первое воскресенье, а в порядке исключения иной день после истечения срока, на который было избрано областное Собрание прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее двух месяцев. Сообщение о дне выборов публикуется в печати.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)

Статья 5. Право выдвижения кандидатов в Липецкое областное Собрание депутатов

Право выдвижения кандидатов в Липецкое областное Собрание депутатов принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.

Статья 6. Финансирование выборов

Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов в Липецкое областное Собрание депутатов, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Кандидаты в депутаты и избирательные объединения могут создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.

Статья 7. Проведение выборов избирательными комиссиями

Проведение выборов депутатов Липецкого областного Собрания и контроль за соблюдением избирательных прав граждан возлагаются на избирательные комиссии.
При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной федеральным и областным законодательством, независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности.
Подготовка и проведение выборов депутатов Липецкого областного Собрания осуществляется открыто и гласно.

Глава II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Статья 8. Образование избирательных округов по выборам в Липецкое областное Собрание депутатов

Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных, представленных администрацией области и органами местного самоуправления.
Одномандатные избирательные округа охватывают в совокупности всю территорию Липецкой области. Избирательные округа должны отвечать следующим требованиям:
а) примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов;
б) избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий.
Число, границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются областной избирательной комиссией и утверждаются областным Собранием депутатов не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

Статья 9. Образование избирательных участков

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки.
Избирательные участки образуются главой местной администрации по согласованию с территориальной и окружной избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.
В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей могут в аналогичном порядке образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения.
Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.
В исключительных случаях допускается образование избирательных участков в воинских частях в порядке, установленном федеральным законодательством и законом области. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.
Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы окружной избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)

Статья 10. Списки избирателей

Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства. Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке и он может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
(в ред. Закона Липецкой области от 23.05.97 № 67-ОЗ)
Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым в день голосования исполняется 18 лет, дополнительно указывается день и месяц рождения.
Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляется на основании сведений, представляемых командиром воинской части в сроки, установленные в настоящей статье.
Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях.
Список избирателей, которые в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно - профилактических учреждениях, а также в иных местах временного пребывания, составляется на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений.
Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов.
Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка.
Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно.
Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Глава III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Статья 11. Виды избирательных комиссий

Подготовку и проведение выборов на территории области осуществляют избирательные комиссии:
а) областная избирательная комиссия по выборам в Липецкое областное Собрание депутатов;
б) окружные избирательные комиссии по выборам в Липецкое областное Собрание депутатов;
в) территориальные (районные, городские) избирательные комиссии;
г) участковые избирательные комиссии.

Статья 12. Порядок формирования областной избирательной комиссии

Формирование областной избирательной комиссии осуществляется в соответствии с федеральным законодательством областным Собранием депутатов и администрацией области на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.
(в ред. Закона Липецкой области от 23.05.97 № 67-ОЗ)
Областная избирательная комиссия состоит из 14 членов комиссии. Половина членов избирательной комиссии назначается областным Собранием депутатов, а другая - администрацией области. Председатель, его заместитель и секретарь областной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
Председатель, его заместитель и секретарь избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование.
Члены областной избирательной комиссии могут быть освобождены от занимаемой должности до истечения срока полномочий по решению органов, их назначавших - в случаях:
письменного заявления о сложении своих полномочий;
утраты гражданства Российской Федерации;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным или умершим;
смерти члена комиссии.
Областная избирательная комиссия, сформированная в вышеуказанном порядке, является избирательной комиссией Липецкой области по подготовке и проведению других выборов, проводимых на территории области, в том числе федеральных и областных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
Срок полномочий избирательной комиссии Липецкой области четыре года.
(в ред. Закона Липецкой области от 23.05.97 № 67-ОЗ)

Статья 13. Порядок формирования окружных избирательных комиссий

Окружная избирательная комиссия по выборам в Липецкое областное Собрание депутатов формируется в каждом избирательном округе областной избирательной комиссией не позднее 55 дней до дня выборов. Окружная избирательная комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретаря и 4 - 10 членов избирательной комиссии. (в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
Члены избирательной комиссии назначаются из числа кандидатур, предложенных органами местного самоуправления с учетом мнения общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, по месту работы, службы, учебы. Председатель, его заместитель и секретарь окружной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов окружной избирательной комиссии. Председатель указанной комиссии должен иметь, как правило, высшее юридической образование.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)

Статья 14. Порядок формирования территориальных (районных, городских) избирательных комиссий

Территориальные (районные, городские) избирательные комиссии формируются по мере необходимости (по решению областной избирательной комиссии) выборными органами местного самоуправления не позднее чем за 50 дней до дня выборов в количестве 5 - 9 членов.
При определении кандидатур в состав территориальной комиссии выборный орган местного самоуправления учитывает предложения местных общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, его заместитель и секретарь территориальной (районной, городской) избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
В случае, если выборный орган местного самоуправления соответствующего уровня не назначил состав территориальной избирательной комиссии в установленный срок, формирование территориальной избирательной комиссии производится областной избирательной комиссией самостоятельно.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)

Статья 15. Порядок формирования участковых избирательных комиссий

Участковые избирательные комиссии формируются выборными органами местного самоуправления не позднее 40 дней до дня выборов в количестве 5 - 10 членов.
При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии выборный орган местного самоуправления учитывает предложения местных общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства.
Председатель, его заместитель и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов участковой избирательной комиссии.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)

Статья 16. Статус члена избирательной комиссии

Лица, назначенные в состав избирательных комиссий имеют право решающего голоса при принятии решений избирательными комиссиями и обязаны присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий.
В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса.
Полномочия членов избирательной комиссии с совещательным голосом в случаях, если кандидаты или избирательные объединения, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах. Полномочия остальных членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после опубликования общих итогов выборов.
Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса:
заблаговременно извещаются о заседании соответствующей избирательной комиссии;
вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования, вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии.
При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденные на время проведения выборов от основной работы, вправе получать соответствующую денежную компенсацию за счет средств, выделенных на проведение выборов. В течение срока своих полномочий они не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не могут быть привлечены без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности или подвергнуты административному взысканию, налагаемому в судебном порядке.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)

Статья 17. Полномочия областной избирательной комиссии

Областная избирательная комиссия действует на постоянной основе и является юридическим лицом.
Областная избирательная комиссия:
обеспечивает единообразную реализацию федерального и областного законодательства о выборах, в том числе на основе рекомендаций и методических указаний Центральной избирательной комиссии;
руководит работой окружных и территориальных (районных, городских) избирательных комиссий;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных и нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним решения;
обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого из кандидатов;
осуществляет контроль за законностью проведения выборов;
утверждает формы и текст избирательных бюллетеней, списков избирателей, других избирательных документов, порядок их хранения, утверждает образцы печатей избирательных комиссий, обеспечивает их изготовление и снабжение ими участковых избирательных комиссий;
рассматривает вопросы материально - технического обеспечения, подготовки и проведения выборов;
устанавливает результаты голосования в целом по территории области, публикует их в печати, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;
устанавливает лиц, избранных в Липецкое областное Собрание депутатов, выдает им удостоверения об избрании;
организует в случае необходимости повторные выборы в Липецкое областное Собрание депутатов;
организует подготовку и проведение выборов выбывших депутатов;
распределяет между окружными, территориальными и участковыми комиссиями денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов, и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом.
Срок полномочий областной избирательной комиссии определяется сроком полномочий избранных с ее участием органов.

Статья 18. Полномочия окружной избирательной комиссии

Окружная избирательная комиссия:
осуществляет контроль за исполнением федерального законодательства и настоящего закона о выборах в Липецкое областное Собрание депутатов на территории избирательного округа;
руководит работой территориальных и участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих избирательных комиссий и принимает по ним решения;
регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;
обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всем кандидатам в депутаты;
распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов по избирательному округу;
устанавливает результаты выборов по избирательному округу, передает их в областную избирательную комиссию, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением выборов;
контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы их материально - технического обеспечения;
организует подготовку и проведение выборов вместо выбывших депутатов;
осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим законом.
Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий Липецкого областного Собрания депутатов.

Статья 19. Полномочия территориальной (районной, городской) избирательной комиссии

Территориальная (районная, городская) избирательная комиссия:
осуществляет контроль за организацией и проведением выборов депутатов на соответствующей территории;
содействует работе участковых избирательных комиссий;
совместно с окружной избирательной комиссией на соответствующей территории обеспечивает соблюдение равных условий участия в выборах всех кандидатов в областное Собрание депутатов;
организует доставку бланков и другой выборной документации, а также бюллетеней участковым избирательным комиссиям;
оказывает организационно - техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках;
осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим законом.
Территориальные (районные, городские) избирательные комиссии действуют до истечения полномочий соответствующих окружных избирательных комиссий.

Статья 20. Полномочия участковой избирательной комиссии

Участковая избирательная комиссия:
оповещает население о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования;
составляет список избирателей по избирательному участку;
знакомит избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования;
организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование;
производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на избирательном участке;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим законом.
Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после опубликования общих итогов выборов.

Статья 21. Организация работы избирательных комиссий

Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Решение избирательной комиссии, принятое в пределах ее компетенции, обязательно для нижестоящих избирательных комиссий.
Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов, отказе или об отмене их регистрации, об установлении результатов голосования, о признании выборов состоявшимися, несостоявшимися или недействительными принимаются на заседании комиссий большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии.
Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов - немедленно.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, законам области, либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.
Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии.
Председатель областной избирательной комиссии, секретарь избирательной комиссии работают в избирательной комиссии на постоянной основе. Члены областной избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать постоянно или временно с отрывом от основной работы.
(в ред. Закона Липецкой области от 23.05.97 № 67-ОЗ)
По решениям окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий председатель (его заместитель), секретарь и отдельные члены соответствующих избирательных комиссий с правом решающего голоса могут работать в избирательной комиссии постоянно или временно с отрывом от основной работы в период организации и проведения выборов.
Оплата работы производится в пределах бюджетных средств, выделенных на содержание соответствующих избирательных комиссий.
На заседании избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации.
Решения избирательной комиссии доводятся до сведения избирателей, публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации.
В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные избирательными объединениями, кандидатами.
Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять помещения, оборудование, а также необходимые для их работы сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.

Статья 22. Обжалование решений и действий избирательных комиссий

Решение и действия (или бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы, заявлению, отменив при этом решение нижестоящей комиссии.

Глава IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТА

Статья 23. Право выдвижения кандидатов

Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.

Статья 24. Выдвижение кандидатов областными избирательными объединениями, блоками

Кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения, избирательные блоки.
Областным избирательным объединением является общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, которое создано и зарегистрировано в порядке, установленном федеральным и областным законодательством не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов.
Избирательный блок - добровольное объединение двух или более областных общественных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном федеральным и областным законодательством для совместного участия в выборах.
Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.
Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений принимаются на съездах (конференциях) избирательных объединений.
Избирательные блоки подлежат регистрации в областной избирательной комиссии после представления ими в комиссию списка выдвигаемых кандидатов.
Выдвижение кандидатов от избирательного блока проводится на съезде (конференции) представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Входящие в избирательный блок общественные объединения не могут на выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных объединений.
Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков принимаются тайным голосованием. В решениях указывается избирательный округ, в котором будет баллотироваться кандидат. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в одном округе не более одного кандидата.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
В поддержку кандидата, выдвинутого от избирательных объединений и избирательных блоков, собираются подписи избирателей в количестве не менее двух процентов от общего числа избирателей, установленного в списках избирателей соответствующего избирательного округа.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении № 1 к настоящему закону. В подписном листе указывается принадлежность к соответствующему избирательному объединению (блоку), фамилия, имя, отчество, дата рождения, занимаемая должность и место жительства кандидата.
Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его документа.
Подписной лист удостоверяется листом, собравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, уполномоченным представителем избирательного объединения (блока).
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
Избирательное объединение (блок) вправе начать сбор подписей со дня выдачи окружной избирательной комиссией объединению (блоку) письменного подтверждения о приеме документов.
Место и сроки сбора подписей их представления в соответствующие окружные избирательные комиссии осуществляются в порядке, установленном в ст. 25 настоящего закона.

Статья 25. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями

Выдвижение кандидата непосредственно избирателями производится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом.
В заявлении кандидата в окружную избирательную комиссию указывается его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность, место жительства и соответствующий округ, по которому он выдвигает себя кандидатом, дата подачи заявления и подпись кандидата.
(в ред. Закона Липецкой области от 23.05.97 № 67-ОЗ)
Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя (избирателей). О своей инициативе он (они) уведомляет окружную избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация данного кандидата.
(в ред. Закона Липецкой области от 23.05.97 № 67-ОЗ)
Сбор подписей при выдвижении кандидата производится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства на территории соответствующего округа. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании условий для выдвижения кандидатов.
Подписные листы при выдвижении кандидатов оформляются по форме, установленной в приложении № 2 к настоящему закону. В поддержку кандидата должно быть собрано не менее двух процентов подписей избирателей от общего числа избирателей, установленного в списках избирателей соответствующего избирательного округа.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом (правом избирать), в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидата. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
В каждом подписном листе указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата.
Избиратель, ставя подпись в подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество (инициалы), дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего документа.
Подписной лист удостоверяется лицом, собравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и кандидатом.
Сбор подписей в поддержку кандидата избирателями начинается со дня выдачи окружной избирательной комиссией кандидату или поддерживающему его избирателю (группе избирателей) письменного подтверждения о приеме заявления кандидата о своем выдвижении.
(в ред. Закона Липецкой области от 23.05.97 № 67-ОЗ)
Период выдвижения кандидатов должен составлять не менее 30 дней.
(часть двенадцать и тринадцать исключена Законом Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)

Статья 26. Регистрация кандидатов

Кандидаты в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов регистрируются окружной избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу.
Для регистрации кандидатов, выдвинутых от избирательных объединений, уполномоченные представители этих объединений, или сами кандидаты представляют в окружную избирательную комиссию не позднее 25 дней до дня выборов подписные листы, данные о кандидате, включающие его фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий), заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному округу, а также решение (представление) избирательного объединения о выдвижении этого кандидата.
Кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями, вносит в окружную комиссию не позднее чем за 25 дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в его поддержку и личное заявление о согласии баллотироваться.
В представленных документах указывается принадлежность кандидата к избирательному объединению. В случае, если кандидат не принадлежит к какому-либо избирательному объединению, он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к какому-либо избирательному объединению или о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень.
В соответствии со статьей 3 настоящего закона кандидат также представляет в окружную избирательную комиссию письменное обязательство о сложении с себя обязанностей не совместимых со статусом депутата (если таковые имеются) в случае его избрания.
(в ред. Закона Липецкой области от 23.05.97 № 67-ОЗ)
Подписные листы представляются в окружную избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При их приемке окружная избирательная комиссия удостоверяет каждый подписной лист печатью и затем выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о принятии подписных листов.
Окружная избирательная комиссия в течение пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего закона и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
При проверке окружной избирательной комиссией правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные избиратели и представители избирательных объединений и кандидаты в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов.
В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей окружная избирательная комиссия организует соответствующую проверку подписных листов.
Решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в областную избирательную комиссию или суд. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени регистрации.
Данные о зарегистрированных кандидатах в течение суток после регистрации сообщаются средствами массовой информации для опубликования.
Если в период после завершения регистрации кандидатов до дня выборов останется менее двух кандидатов, выборы откладываются по решению окружной избирательной комиссии на два месяца для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий в соответствии со сроками, указанными в настоящем законе.

Глава V. СТАТУС КАНДИДАТОВ

Статья 27. Равенство кандидатов

Все кандидаты в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов обладают равными правами и несут равные обязанности.

Статья 28. Права и гарантии деятельности кандидатов

После регистрации кандидаты в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.
После регистрации кандидата в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов по его личному заявлению он освобождается от работы, военной службы и военных сборов на время участия в выборах. В течение этого срока окружная избирательная комиссия из средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает кандидату в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов денежную компенсацию в размере, не превышающем десятикратный размер минимальной заработной платы.
Кандидаты в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу.
Время участия кандидата в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации.
Кандидат в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов имеет право совершить в общей сложности три поездки в пределах территории избирательного округа (Липецкой области) на любом виде транспорта (кроме такси), оплачиваемые из средств окружной избирательной комиссии. Право на возмещение транспортных расходов действует со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно. Порядок оплаты определяется окружной избирательной комиссией.
Кандидат в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру.
(предложение исключено Законом Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
Кандидат в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются окружной избирательной комиссией. Доверенные лица получают от окружной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидата. Работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.
Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом окружную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким лицам удостоверения.
Кандидат в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора области к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить окружную избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.

Глава VI. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

Статья 29. Предвыборная агитация и сроки ее проведения

На территории области обеспечивается всем избирателям, общественным объединениям свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом области.
Избиратели, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата, избирательного объединения.
Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.
Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат, избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации.
В предвыборной агитации не могут участвовать государственные органы, органы местного самоуправления, члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.
Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за день до дня выборов.
За день до дня выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

Статья 30. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации

При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганды войны.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.

Статья 31. Предвыборная агитация через средства массовой информации

Кандидаты в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов, избирательные объединения имеют право на предоставление им эфирного времени по каналам государственных телерадиокомпаний (ГТРК "Липецк"), осуществляющих теле- и радиовещание на территории области, на равных основаниях.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
Порядок предоставления эфирного времени кандидатам, избирательным объединениям по каналам областных государственных телерадиокомпаний и его использования устанавливается областной избирательной комиссией.
Кандидат, избирательное объединение имеют право требовать от государственной телерадиокомпании, работающей на территории области, предоставившей другому кандидату, избирательному объединению эфирное время для проведения предвыборной агитации, предоставить ему равное по времени, оплате и иным условиям эфирное время.
Периодические печатные издания, одним из учредителей которых выступают государственные органы, организации, учреждения, органы местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для публикации агитационных материалов всем кандидатам, избирательным объединениям.
Порядок опубликования агитационных материалов в периодических печатных изданиях, указанных в части четвертой настоящей статьи, устанавливается окружной избирательной комиссией.
Предвыборная агитация через средства массовой информации осуществляется в виде предвыборных дебатов, "круглых столов", пресс - конференций, интервью, выступлений, политической рекламы.
Запрещается прерывать теле-, радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ, услуг.
В программах новостей информация о проведении предвыборной агитации кандидатами, избирательными объединениями должна даваться исключительно отдельным блоком, как правило, в начале программы. В программах новостей эта информация не комментируется. Данные блоки новостей кандидатами, объединениями не оплачиваются.
В своей профессиональной деятельности при освещении избирательной кампании каждый журналист, каждый творческий работник Государственной (муниципальной) телерадиокомпании, радиокомпании должен быть беспристрастным, объективным и точным, строго следовать своим профессиональным обязанностям и не злоупотреблять профессиональными правами.
Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных (муниципальных) телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении выборов через средства массовой информации, в том числе на государственных (муниципальных) телевидении и радио, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.
Журналист, являющийся кандидатом либо доверенным лицом кандидата, обязан приостановить свое участие в подготовке передач на телевидении и радио в качестве журналиста.
Теле- и радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится в течение 6 месяцев со дня выхода передачи в эфир.

Статья 32. Предвыборная агитация в периодических печатных изданиях

В период агитационной кампании редакция периодического печатного издания, предоставившая кандидату в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов, избирательному объединению место на полосе, не вправе отказать другому кандидату в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов, избирательному объединению в месте на полосе на тех же условиях и обязана это сделать в ближайших подготавливаемых номерах.

Статья 33. Условия проведения предвыборных собраний, встреч с избирателями

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.
Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в пятидневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом окружной избирательной комиссией.
Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам и избирательным объединениям.

Статья 34. Распространение агитационных печатных материалов

Избирательные объединения, кандидаты в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов вправе выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
(в ред. Закона Липецкой области от 23.05.97 № 67_ОЗ)
Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца этих объектов.
Запрещается вывешивание печатных и иных агитационных материалов на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении избирательных комиссий и в помещениях для голосования.
Окружная избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.

Глава VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ
ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ

Статья 35. Финансовое и материальное обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов Липецкого областного Собрания депутатов

Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Липецкого областного Собрания депутатов производятся за счет средств, выделяемых из областного бюджета.
Государственные и муниципальные предприятия, учреждения и организации по решению областного Собрания депутатов бесплатно предоставляют в распоряжение избирательных комиссий помещения и оборудование, необходимые для подготовки и проведения выборов. Аренда помещений и оборудования негосударственных и немуниципальных организаций оплачивается избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на проведение выборов депутатов Липецкого областного Собрания депутатов.

Статья 36. Избирательные фонды и порядок их создания

Кандидаты в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.
Избирательные объединения также могут создавать избирательные фонды.
Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих средств:
- средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов в равных размерах на предвыборную агитацию окружной избирательной комиссией;
- собственных средств избирательных объединений или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;
- средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
- добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, российских юридических лиц, зарегистрированных на территории другого субъекта Российской Федерации, международных организаций и международных общественных объединений, а также государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений.
Сумма добровольного пожертвования физического лица в избирательный фонд кандидата в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов не может превышать 10-кратного, установленного законом, размера минимальной месячной оплаты труда, а в избирательный фонд избирательного объединения 15-кратного.
Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается федеральным законом.
Сумма пожертвований отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда более чем в 20, а в избирательный фонд избирательного объединения - более чем в 25 раз.
Окружная избирательная комиссия до дня выборов обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, представляемых кандидатом или избирательным объединением.
Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней до окончания выборов обязаны представить в окружную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах, а окружная избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней после его представления в окружную избирательную комиссию.

Статья 37. Порядок расходования средств избирательных фондов

Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке или кредитном учреждении, который открывается кандидатом в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов или избирательным объединением с разрешения окружной избирательной комиссии после регистрации кандидата в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов.
Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается областной избирательной комиссией в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральном банком Российской Федерации.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов или избирательным объединениям.
Остатки денежных средств на счетах кандидатов в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов и избирательных объединений после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования.

Глава VIII. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ
ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫБОРОВ И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ

Статья 38. Помещение для голосования

Помещения для голосования безвозмездно предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главой соответствующей местной администрации. Если нет возможности использовать здания (помещения), находящиеся в государственной или муниципальной собственности, администрация арендует здания (помещения) у частных собственников. Оплата и возмещение расходов производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на проведение выборов.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования, оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение для этих целей карандашей не допускается. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
В помещении для тайного голосования либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд с образцами заполненных избирательных бюллетеней и информацией о всех областных избирательных объединениях, блоках и всех выдвинутых ими кандидатах, а также о всех баллотирующихся кандидатах с обязательным указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занятия и постоянного места жительства каждого кандидата, партийной принадлежности.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)

Статья 39. Избирательный бюллетень

Для выборов депутатов Липецкого областного Собрания депутатов каждый избиратель получает один избирательный бюллетень.
Форма и текст бюллетеня утверждаются областной избирательной комиссией. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только с одной стороны.
Избирательный бюллетень содержит список всех зарегистрированных кандидатов в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов с указанием в алфавитном порядке фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности, места работы и жительства, принадлежности кандидата к избирательному объединению или его независимом статусе.
Справа от данных о каждом кандидате в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
В каждом избирательном бюллетене должно помещаться разъяснение о порядке его заполнения.
Избирательный бюллетень печатается на русском языке.
Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению областной избирательной комиссии и передаются по акту окружным избирательным комиссиям не позднее чем за 16 дней до дня выборов.
Участковые избирательные комиссии получают (по акту) от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за четыре дня до выборов.
Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число включенных в списки избирателей более чем на два процента.
На обороте избирательного бюллетеня ставится печать участковой избирательной комиссии либо подписи двух ее членов.
В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, участковые избирательные комиссии по указанию окружной избирательной комиссии в порядке ею установленном вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах, либо изготавливаются новые избирательные бюллетени.
(в ред. Закона Липецкой области от 23.05.97 № 67-ОЗ)

Статья 40. Порядок голосования

Голосование проводится в один из выходных дней с 8.00 часов до 22 часов по местному времени. В исключительных случаях по решению областного Собрания депутатов голосование может проводиться в иной день.
О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за двадцать дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.
В случае необходимости с учетом местных условий, участковые избирательные комиссии по согласованию с окружной избирательной комиссией могут изменять время голосования при сохранении его продолжительности.
(исключено предложение Законом Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
Избиратель, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной (за 15 - 4 дня до дня выборов) или участковой (за 3 - 1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей окружной избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов избирательной комиссии. Окружные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию по акту.
В случае досрочного голосования избирателя в окружной избирательной комиссии секретарь участковой избирательной комиссии, на территории которой постоянно проживает данный избиратель, делает в соответствующей строке списка избирателей запись: "досрочное" (после поступления в комиссию запечатанного конверта с бюллетенем из окружной избирательной комиссии) и расписывается.
В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям, пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются, затем вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями в соответствии с частью 4 настоящей статьи, объявляет количество этих бюллетеней и опускает их в избирательный ящик после чего приглашает избирателей получить избирательные бюллетени и приступить к голосованию.
(в ред. Закона Липецкой области от 23.05.97 № 67-ОЗ)
В помещениях для голосования (избирательных участках) во время голосования вправе находиться наблюдатели, доверенные лица кандидатов, представители избирательных объединений, средств массовой информации.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего паспорт удостоверения личности. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей как членом участковой избирательной комиссии, так и иным лицом. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеней, он вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав участковой избирательной комиссии. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей в графе: "Подпись избирателя о получении бюллетеней".
Каждый гражданин голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.
В избирательном бюллетене избиратель ставит крест (знак) в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов".
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик.
Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в отдельный список, а в основном списке делается отметка о том, что избиратель проголосовал на дому. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажения волеизъявления избирателя.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.
При голосовании на избирательных участках, подсчете голосов и составлении протоколов о результатах голосования участковыми избирательными комиссиями вправе присутствовать наблюдатели, направленные избирательными объединениями, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели.
Член избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения избирательного участка, если они нарушили тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается избирательной комиссией.

Статья 41. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке

По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что избирательные бюллетени могут получить и проголосовать только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования.
Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, областные избирательные объединения, и иностранных (международных) наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии
проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и
вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется
поочередно: сначала переносных, затем стационарных.
Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках.
Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка.
В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, могут быть признаны недействительными решением участковой избирательной комиссии.
Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования.
(в ред. Закона Липецкой области от 23.045.97 № 67-ОЗ)
Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями и объявляет о количестве этих избирательных бюллетеней.
При подсчете голосов прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально, либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии, а также избирательные бюллетени, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются.
Подсчет голосов осуществляют непосредственно члены участковой избирательной комиссии, обладающие правом решающего голоса.
Подсчет голосов на избирательном участке должен проводиться без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели: в том числе и иностранные (международные) наблюдатели.
Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования на данном участке. В протокол вносятся следующие данные:
число зарегистрированных избирателей и число избирателей дополнительно внесенных в список;
число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому;
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
число действительных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;
число голосов, поданных за каждого кандидата;
число голосов, поданных против всех кандидатов;
поступившие в комиссию жалобы и заявления, а также принятые по ним решения.
Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первым экземплярам протоколов прикладываются жалобы и заявления, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения комиссии.
Первые экземпляры протоколов участковой избирательной комиссии после их подписания незамедлительно направляются в соответствующие окружные избирательные комиссии.
Вторые экземпляры протоколов вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от избирательных объединений и кандидатов, представителей печати, телевидения, радио, присутствующих на заседании участковой избирательной комиссии, а также иностранных (международных) наблюдателей могут храниться у секретаря комиссии до окончания ее работы, если созданы условия, обеспечивающие полную их сохранность.
Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем через десять дней после официального объявления итогов выборов.

Статья 42. Определение результатов выборов по избирательному округу

На основании протоколов участковых избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия определяет результаты выборов депутатов Липецкого областного Собрания депутатов в целом по избирательному округу.
По результатам выборов депутатов Липецкого областного Собрания депутатов окружная избирательная комиссия составляет протокол, в который вносятся следующие данные:
общее количество участковых избирательных комиссий в округе;
количество протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен настоящий протокол;
общее количество избирателей по избирательному округу, внесенных в списки избирателей;
общее количество бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям;
количество бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования;
количество погашенных бюллетеней;
количество бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
количество бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому;
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
количество бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
количество действительных бюллетеней;
количество недействительных бюллетеней;
фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них;
количество голосов, поданных против всех кандидатов и списков кандидатов;
фамилия, имя отчество избранного кандидата.
Избранным депутатом Липецкого областного Собрания депутатов считается кандидат, получивший в ходе выборов наибольшее число голосов избирателей. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.
Окружная избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися, если в голосовании приняло участие менее 25 процентов избирателей, внесенных в списки избирателей.
Окружная избирательная комиссия признает выборы в целом по округу или по отдельным избирательным участкам недействительными, если допущенные при голосовании, установлении итогов голосования и определении результатов выборов нарушения настоящего закона Липецкой области не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
Официальное объявление о результатах выборов депутата Липецкого областного Собрания депутатов публикуется окружной избирательной комиссией в течение трех дней с момента подписания протокола.
Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в соответствии с федеральным и областным законодательством. Сроки хранения избирательных бюллетеней составляют один год со дня проведения выборов, а протоколов избирательных комиссий - один год со дня объявления даты следующих выборов.
(в ред. Закона Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)

Статья 43. Повторные выборы

В случае признания выборов депутатов Липецкого областного Собрания депутатов несостоявшимися или недействительными областная избирательная комиссия назначает повторные выборы депутатов областного Собрания депутатов.
Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов, другие избирательные мероприятия, связанные с проведением повторных выборов, осуществляются в порядке, установленном настоящим законом области.
Повторные выборы проводятся не позднее двух месяцев после первоначальных выборов.
(часть четвертая исключена Законом Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
При проведении повторных выборов, как правило, сохраняются полномочия и составы избирательных комиссий, участвовавших в проведении первоначальных выборов.

Глава IX. ИНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 44. Регистрация депутатов Липецкого областного Собрания депутатов

Окружная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного депутатом Липецкого областного Собрания депутатов. В соответствии с Уставом области и законами области кандидат, избранный депутатом Липецкого областного Собрания депутатов, в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую окружную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата Липецкого областного Собрания депутатов.
Окружная избирательная комиссия на основании протоколов о результатах выборов депутатов Липецкого областного Собрания депутатов и после официального сообщения об итогах выборов производит регистрацию избранного депутата Липецкого областного Собрания депутатов и выдачу ему удостоверения об избрании при условии выполнения им требований части первой настоящей статьи.

Статья 45. Опубликование итогов голосования и результатов выборов депутатов Липецкого областного Собрания депутатов

Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, должны представляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массовой информации.
Окружные избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов, направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение трех дней после окончания выборов.
Избирательные комиссии всех уровней, кроме участковых, публикуют полные данные, содержащиеся в протоколах избирательной комиссии соответствующего уровня, о результатах выборов и протоколах непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, на основании которых проводились результаты выборов в соответствующих избирательных комиссиях. Публикация должна быть осуществлена в течение месяца после окончания выборов.

Статья 46. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов и в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральными участкам.
(введен Законом Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)
(ст. 47, 48 исключены Законом Липецкой области от 01.08.95 № 19-ОЗ)

Статья 47. Порядок вступления закона в силу

Настоящий закон вступает в силу с момента официального опубликования.

Заместитель председателя
областного Собрания депутатов
Ю.И.АЛТУХОВ
Липецк
14 февраля 1995 года
№ 2-ОЗ





Приложение № 1

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение на должность
кандидата в депутаты Липецкого областного Собрания депутатов от
избирательного объединения

__________________________________________________________________
(наименование избирательного учреждения или блока избирательных
объединений)

__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество предлагаемого кандидата)

родившегося "___" ____________ года, работающего

__________________________________________________________________
(занимаемая должность и место работы, род занятий)

проживающего в _______________________________________________
(постоянное место жительства)

   ----T--------------T------T-------T-------------T------T-------¬

¦ № ¦ Фамилия, ¦ Дата ¦ ¦Серия и номер¦Дата ¦ ¦
¦п/п¦ имя, ¦ рож- ¦ Адрес ¦паспорта или ¦подпи-¦Подпись¦
¦ ¦ отчество ¦ дения¦ ¦заменяющего ¦сания ¦ ¦
¦ ¦ (инициалы) ¦ ¦ ¦его документа¦ ¦ ¦
L---+--------------+------+-------+-------------+------+--------

1. __________________________________________________________
2. __________________________________________________________
3. __________________________________________________________
4. __________________________________________________________

Подписной лист удостоверяю: __________________________________
(фамилия, имя, отчество, место

______________________________________________________________
жительства, серия и номер паспорта или заменяющего документа

______________________________________________________________
лица, собиравшего подписи)

(Подпись и дата)

Уполномоченный представитель избирательного

объединения (блока объединений) ______________________________
(наименование избирательного

______________________________________________________________
объединения или блока избирательного объединения, фамилия,

______________________________________________________________
имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или

______________________________________________________________
заменяющего документа уполномоченного)

(Подпись и дата)

Дата и место сбора подписей: _________________________________





Приложение № 2

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в
депутаты Липецкого областного Собрания депутатов

______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество предлагаемого кандидата)

родившегося "___" ____________ года, работающего

______________________________________________________________
(занимаемая должность и место работы, род занятий)

проживающего в _______________________________________________
(постоянное место жительства)

   ----T--------------T------T-------T-------------T------T-------¬

¦ № ¦ Фамилия, ¦ Дата ¦ Адрес ¦Серия и номер¦Дата ¦ ¦
¦п/п¦ имя, ¦ рож- ¦ места ¦паспорта или ¦подпи-¦Подпись¦
¦ ¦ отчество ¦ дения¦житель-¦заменяющего ¦сания ¦ ¦
¦ ¦ (инициалы) ¦ ¦ ства ¦его документа¦ ¦ ¦
L---+--------------+------+-------+-------------+------+--------

1. __________________________________________________________
2. __________________________________________________________
3. __________________________________________________________
4. __________________________________________________________
5. __________________________________________________________
6. __________________________________________________________

Подписной лист удостоверяю: __________________________________
(фамилия, имя, отчество, место

______________________________________________________________
жительства, серия и номер паспорта или заменяющего документа

______________________________________________________________
лица, собиравшего подписи)

(Подпись и дата)

Предлагаемый кандидат в депутаты Липецкого областного

Собрания депутатов ___________________________________________
(фамилия, имя, отчество, подпись

_______________________________
и дата)

Дата и место сбора подписей: _________________________________


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru