Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляц. инстанции Арбитражного суда Липецкой обл. от 04.04.1997 по делу № 13/8-97

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 1997 г. № 13/8-97

Коллегия арбитражного суда по проверке в апелляционном порядке законности и обоснованности решений в составе председательствующего С.М.Уколова; судей О.Б.Ларшиной, О.М.Карих; при участии сторон: от истца - П.Д.Мещерякова, юрисконсульта, Е.А.Бородиной, зам. нач. отдела; от ответчика - С.А.Федосова, юрисконсульта банка; от ответчика - С.М.Иванникова, нач. юр. отдела АО "ЛТЗ", рассмотрела в судебном заседании от 4 апреля 1997 г. апелляционную жалобу АКБ "Липецккредит" в лице Октябрьского филиала на решение арбитражного суда Липецкой области от 13.02.97 г. по делу № 13/8,

установила:

Госналогинспекция по Октябрьскому округу г. Липецка предъявила в арбитражный суд иск о признании недействительной сделки по уступке требования долга между АО "Липецкий тракторный завод" и АКБ "Липецккредит" от 21.06.95 г. и взыскании с филиала банка в доход государства всего полученного по сделке.
Решением от 13.02.97 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе АКБ "Липецккредит" просит решение от 13.02.97 г. отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права. Ответчик считает, что оснований для признания сделки недействительной по ст. 169 ГК РФ и применения последствий ее недействительности не имеется.
Как видно из материалов дела, АО "Липецкий тракторный завод" в течение длительного времени является недоимщиком по платежам в бюджеты различных уровней (л.д. 5, 20).
Между ответчиками заключен договор на расчетно - кассовое обслуживание, согласно которому банку совершенно очевидно было известно о наличии бюджетной картотеки у АО "ЛТЗ".
Кроме того, между ответчиками 08.12.94 г. был заключен кредитный договор № 90.
С целью скорейшего погашения кредитного договора № 90 ответчики 21.06.95 г. заключили дополнительное соглашение к нему (л.д. 25, 26), которое по-существу является договором уступки требования долга. Согласно приложению № 1 к дополнительному соглашению АО "ЛТЗ" уступил банку свои требования по счету № 167 от 20.02.95 г. (№ 178 от 23.02.95 г.) к АООТ "Оскольский электрометаллургический комбинат" на сумму 50950000 руб.
Платежным поручением № 1058 от 28.06.95 г. (л.д. 21) АО "Оскольский электрометаллургический комбинат" перечислил АО "ЛТЗ" за коммунальную машину по счету № 178 от 23.02.95 г. 50950000 руб., указав в поручении банковские реквизиты АО "ЛТЗ". Работники Октябрьского филиала АБ "Липецккредит", произведя исправления счетов в платежном поручении, данную сумму на р/счет клиента не зачислил, а погасили ей просроченную задолженность по процентам по кредитному договору № 90. Бюджетная картотека АО "ЛТЗ" при этом не погашалась.
Данные обстоятельства подтверждаются как указанными выше документами, так и актом документальной проверки от 27.06.96 г. (л.д. 4 - 19).
Апелляционная коллегия считает принятое судом 1 инстанции решение правомерным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, публично - правовой характер, что обусловлено публично - правовой природой государства и государственной власти.
Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Обязанность налогоплательщика своевременно и в полном размере уплачивать налоги закреплена также ст. 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ".
Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства. Иначе нарушаются права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Указом Президента РФ № 1005 от 23.05.94 г. установлено, что средства юридических лиц, поступающие на их расчетные счета, в первоочередном порядке расходуются на выплаты в бюджет всех уровней.
Согласно п. 2.1 письма ГНС РФ от 02.06.95 г. № ВГ-4-13/23, Минфина РФ и Центробанка РФ от 05.06.95 г. № 171 "Об изменении п. 2 порядка применения положений Указа Президента РФ от 23.05.94 г. № 1006" (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.06.95 г. за № 873) расчетные счета предназначаются и используются для зачисления выручки от реализации продукции, учета своих доходов от внереализационных операций, осуществления расчетов с поставщиками, бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам.
Погашение задолженности по ссудам банка и уплата процентов по ним должны производиться налогоплательщиками путем перечисления денежных средств с их расчетных счетов. Юридические лица должны аккумулировать на расчетном (текущем) счете средства для обеспечения своевременных платежей в бюджет, выплат заработной платы, погашения банковских кредитов и осуществления других платежей.
Согласно ст. 15 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" банка запрещается задерживать исполнение поручения налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетный фонд и использовать неперечисленные суммы налогов в качестве кредитных ресурсов. При этом платежные поручения на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетные фонды исполняться должны в первоочередном порядке.
Оспариваемые истцом договоры уступки требования долга заключены ответчиками в нарушение указанных выше нормативных актов, с целью, заведомо противной основам правопорядка. Заключение договоров уступки требования долга и исполнение лишило государство права на обязательное, полное и своевременное поручение налогов и сборов.
При заключении сделки (дополнительного соглашения от 21.06.95 г.) ответчики знали об имеющейся задолженности АО "ЛТЗ" перед бюджетом, сознавали, что без договоров уступки денежные средства дебиторов АО "ЛТЗ", будучи зачисленными на его расчетный счет, уйдут в погашение налогов и сборов.
Банк, нарушив правила безналичных расчетов, злоупотребил правами кредитной организации, и умышленно не исполнил поручение АО "Оскольский электрометаллургический комбинат" о зачислении средств на р/счет АО "ЛТЗ". Более того, банк направил в погашение просроченной задолженности по кредитному договору не только стоимость продукции по платежному поручению № 1058 от 28.06.95 г., но и отдельно выделенные НДС и спецналог.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в действиях сторон имеется противоправный умысел. И банк, и АО "ЛТЗ", зная о бюджетной картотеке, сознательно допускали последствия непоступления денежных средств от платежных дебиторов заемщика на р/счет АО "ЛТЗ". Государство не получило причитающиеся ему суммы налогов.
Ответчики, заключив договоры уступки требования долга, искусственно создали ситуацию с отсутствием денег на р/счете заемщика.
Суд 1 инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчики действовали умышленно и их действия противоречили публичному порядку в стране.
Оснований для отмены решения от 13.02.97 г. не имеется.
Руководствуясь ст. 157 - 159 АПК РФ, апелляционная коллегия

постановила:

Решение от 13.02.97 г. по делу № 13/8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу немедленно и в месячный срок может быть обжаловано в кассационную инстанцию.

Председательствующий
С.М.УКОЛОВ

Судьи
О.В.ЛАРШИНА
О.М.КАРИХ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru