Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ главы адм. Липецкой обл. от 03.02.1997 № 59
"О ПРАВИЛАХ ЗАСТРОЙКИ ГОРОДОВ, ПОСЕЛКОВ, СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ"
(вместе с "ПЕРЕЧНЕМ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием постановления главы адм. Липецкой обл. от 22.11.2002 № 191.



ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 1997 г. № 59

О ПРАВИЛАХ ЗАСТРОЙКИ ГОРОДОВ, ПОСЕЛКОВ,
СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрев представленный проект "Правил застройки городов, поселков, сельских населенных пунктов Липецкой области", согласованный с администрациями городов и районов, комитетами и управлениями администрации области и другими заинтересованными организациями, постановляю:
1. Утвердить "Правила застройки городов, поселков, сельских населенных пунктов Липецкой области" (приложение).
2. Администрациям городов и районов, главам сельских администраций, управлению архитектуры и строительства администрации области установить постоянный контроль за реализацией "Правил застройки городов, поселков, сельских населенных пунктов Липецкой области".

Глава администрации
Липецкой области
М.Т.НАРОЛИН





ПРАВИЛА
ЗАСТРОЙКИ ГОРОДОВ, ПОСЕЛКОВ,
СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В ОБЛАСТИ

1.1. Правила застройки городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, других поселений и рекреационных комплексов области (далее - "Правила застройки") разработаны на основе Законов Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации", "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", законодательства Российской Федерации и Липецкой области.

1.2. "Правила застройки" направлены на объединение усилий всех участников инвестиционного процесса на проведение целенаправленной градостроительной политики и являются обязательными для должностных лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, в ведении которых находится контроль, согласование и регулирование вопросов землепользования и капитального строительства, а также застройщиков, инвесторов, проектировщиков, строительных и прочих фирм и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, отдельных граждан, осуществляющих или принимающих участие в проектировании и строительстве на территории области.

1.3. Развитие городских и сельских поселений должно предусматривать:
а) совершенствование сложившейся системы расселения, направленное на обеспечение высокого качества городской и сельской среды, приоритетное развитие социальной сферы, инженерной инфраструктуры, улучшение экологической обстановки, эффективное использование всех планировочных зон, проведение модернизации застройки, предотвращение застройки ценных сельскохозяйственных, лесных и рекреационных территорий;
б) создание наиболее благоприятных условий для жизни и здоровья населения, предупреждение и ликвидацию вредного и опасного влияния факторов окружающей природной среды и условий жизнедеятельности на здоровье человека;
в) улучшение архитектурного облика и благоустройства городов, поселков городского типа, сельских и других поселений, их общественных центров, жилых и промышленных зон, переход от освоения строительством новых территорий к комплексной реконструкции сложившихся жилых образований, регулирование этажности застройки с учетом местных условий и особенностей каждого населенного пункта, развитие малоэтажного строительства;
г) сохранение архитектурного своеобразия городов и других населенных пунктов путем проведения мероприятий по охране и реставрации памятников истории, культуры, архитектуры и археологии, создание градостроительных ансамблей и памятных заповедных зон, замены типового на авторское адресное проектирование;
д) реорганизация промышленно-производственного комплекса, развитие промышленности области на базе коренного технического перевооружения и перепрофилирования объектов, переориентация экологически опасных и ресурсоемких производств, внедрение ресурсосберегающих технологий, проведение экологически ориентированной реконструкции действующих предприятий, связанных, в первую очередь, с обслуживанием потребностей населения области, а также малого бизнеса, как нового сектора экономики и альтернативы дальнейшему наращиванию массового ресурсоемкого промышленного производства;
е) развитие агропромышленного комплекса, нацеленное на устойчивое обеспечение населения области продуктами питания за счет рациональной интенсификации сельскохозяйственного производства, в т.ч. развитие крестьянско-фермерского сектора, роста мощностей по переработке сельскохозяйственного сырья и емкостей по хранению сельскохозяйственной продукции;
ж) комплексное развитие на территории области всех видов городского, пригородного и внутриобластного транспорта с учетом транспорта сопредельных областей;
з) максимальное использование современных научно-технических решений для развития, реконструкции и модернизации инженерной инфраструктуры городов, поселков городского типа, сельских и других населенных пунктов и рекреационных комплексов на основе внедрения современных технологий по очистке воды и сточных вод, активном создании малых автономных инженерных систем в выработке тепловых и энергетических мощностей.
Развитие городов и поселений области происходит в условиях острого недостатка земельных ресурсов. В связи с этим проводимой органами местного самоуправления градостроительной политикой должно предусматриваться:
- эффективное использование свободных территорий в пределах городских и поселковых черт; проведение модернизации и повышение в допускаемых строительными нормами пределах плотности застройки, и в соответствии с утвержденными проектами застройки территорий, упорядочение использования промышленных, коммунальных, складских, санитарно-защитных и прочих территорий;
- последовательное, поэтапное освоение строительством новых территорий, недопущение чересполосиц, выделение гражданам для индивидуального и других видов строительства земельных участков, как правило, взаимосвязанных с существующей селитебной территорией поселений и являющихся естественным продолжением их планировочной структуры;
- бережное сохранение территорий, резервируемых для перспективного строительства и развития городов и поселений, а также территорий, связанных с памятниками истории, культуры, архитектуры и археологии, недопущение использования этих земель для нового промышленного или других видов строительства, в том числе коллективного садоводства, крестьянских и фермерских хозяйств.

1.4. Регулирование деятельности в области архитектуры и строительства области осуществляется управлением архитектуры и строительства администрации области, являющимся государственным территориальным органом управления. Им осуществляется координация деятельности инспекции государственного архитектурно-строительного надзора, лицензирования строительной деятельности, направленное на повышение эффективности в области градостроительства, архитектуры и всего комплекса в условиях рыночной экономики и проведения единой инвестиционно-строительной политики на территории области. Управление строит свои отношения с органами местного самоуправления на принципах взаимодействия и сотрудничества с учетом интересов строительного комплекса, развития городов и районов, проводит методическое, консультативное, правовое обеспечение органов местного самоуправления в сфере архитектуры и строительства.

1.5. Контроль за осуществлением всех видов строительной деятельности в городах и других поселениях в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, соблюдением правил планировки и застройки городов и других поселений, за разработкой и реализацией градостроительной документации, за соблюдением установленного порядка использования территории с особым режимом градостроительной деятельности, предотвращение необоснованного сноса зданий, сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в городах и других поселениях, за предоставлением земельных участков в соответствии с их назначением, исходя из местных градостроительных условий, осуществляется местными органами архитектуры и градостроительства области, а также другими контролирующими органами в пределах своей компетенции.
Для осуществления своих функций главным архитекторам городов (районов) предоставляется право беспрепятственного осмотра любых земельных участков, расположенных на территории области, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также расположенных на них существующих или строящихся зданий и сооружений жилищно-гражданского, промышленного, сельскохозяйственного и иного назначения.
Местными и областной инспекций Госархстройнадзора осуществляется государственный надзор за предотвращением самовольного строительства, а также строительством и вводом в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель.
Органы архитектуры и градостроительства, инспекции Госархстройнадзора действуют в районах, городах и других поселениях в соответствии с примерными положениями, утвержденными в установленном законом порядке.

1.6. Ответственность за несоблюдение настоящих "Правил застройки" при осуществлении на территории области любого вида строительства или реконструкции, освоение земельных участков не в соответствии с их целевым назначением, осуществление строительства по не согласованным и не утвержденным в установленном порядке проектам возлагается на физические, юридические и должностные лица в соответствии с действующим законодательством, при этом виновные не освобождаются от возмещения причиненного ущерба.

Глава 2. РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ
И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
ДЛЯ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

2.1. Общие положения

2.1.1. Порядок размещения объектов, намечаемых к строительству на территории области, и предоставление для этих целей земельных участков установлен законодательством Российской Федерации и области.
2.1.2. Предоставление земельных участков для объектов капитального строительства осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с утвержденными генеральными планами поселений, на территории которых предусматривается строительство.
Предварительная градостроительная проработка, связанная с анализом территориальных, архитектурно-технических, социальных и других аспектов в связи с размещением нового объекта строительства, реконструкцией или расширением существующих объектов, осуществляется местными органами архитектуры и градостроительства на основе утвержденной градостроительной проектно-планировочной документации.
Составление необходимой землеотводной документации с подготовкой проекта постановления органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или реконструкции объекта по варианту размещения, подготовленному местными органами архитектуры и градостроительства, осуществляется местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

2.1.3. Рассмотрение ходатайств застройщиков, материалов предварительной градостроительной проработки по выбору земельного участка, включая обязательное обследование в натуре, сопоставление сравнительных вариантов размещения, выработку условий предоставления земельных участков независимо от способов и форм предоставления земли (бесплатное, на аукционной или конкурсной основе, аренда и проч.) осуществляется постоянно действующими комиссиями по выбору земельных участков под застройку при органах местного самоуправления. Указанные комиссии осуществляют свою работу в составе: председатель комиссии - заместитель главы администрации города (района), члены комиссии - главный архитектор города (района), председатель комитета по земельным ресурсам и землеустройству, председатель комитета по охране окружающей среды района (города), представитель государственного санитарно-эпидемиологического надзора, представитель службы пожарной безопасности, с участием в работе двух необходимых служб и организаций города и района.
При размещении конкретного объекта федерального, областного или межрайонного значения, по решению главы администрации области состав постоянной комиссии по выбору земельных участков под застройку может быть расширен ответственными представителями областных надзорных органов: облархитектуры, облкомзема, облсанэпиднадзора, облкомэкологии, Липецким территориальным управлением геологии и использования недр, Госдирекции по охране культурного наследия (определение границ земель историко-культурного назначения), а также проектных организаций.

2.1.4. В выборе земельного участка обязательное участие принимают собственники земли, землепользователи, землевладельцы и арендаторы, чьи интересы затрагиваются предстоящим строительством.
Порядок и форма участия граждан в обсуждении и принятии градостроительных решений устанавливается актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными и областными законами и иными нормативными правовыми актами.

2.1.5. Размещение объектов строительства должно производиться в соответствии с функциональным зонированием территорий городов и поселений, принятом в их генеральных планах, проектах, детальной планировки районов или другой градостроительной проектно-планировочной документации, а при размещении за пределами городской или поселковой черты - в соответствии с функциональным зонированием, принятом в проектах или схемах районной планировки административных районов области.
При проведении работ по размещению объектов нового строительства может рассматриваться несколько вариантов с учетом градоформирующей, социальной, культурно-бытовой значимости объекта, возможности обеспечения его подъездными путями, инженерными коммуникациями, рационального использования всей территории, экологических последствий предполагаемого занятия земель для окружающей среды и жителей.

2.1.6. При выделении земельных участков для расширения территорий существующих объектов органами местного самоуправления контролируется правильность использования землепользователем ранее отведенных земель. Отвод земель под расширение не допускается в случае обнаружения нарушения земельного законодательства до его устранения землепользователем (заявителем), допустившим нарушение.

2.1.7. За нарушение земельного законодательства физические и юридические лица, а также должностные лица, допустившие нарушения, подвергаются административному взысканию в соответствии с действующим законодательством.
Работы, ведущиеся с нарушением земельного законодательства, подлежат остановке, выявленные нарушения должны устраняться в сроки, определенные предписаниями комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, органов архитектуры и градостроительства и инспекций Госархстройнадзора в пределах их компетенции. Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненных убытков и вреда. При исчерпывании мер административного воздействия, по фактам самовольного занятия земельных участков и самовольного строительства, органами архитектуры и градостроительства, инспекциями Госархстройнадзора может быть принято решение о передаче материалов в правоохранительные органы.
Финансово-кредитными органами принимаются меры по прекращению финансирования (кредитования) строительства на основании предписаний, направляемых в установленном порядке органами архитектуры и градостроительства, инспекциями Госархстройнадзора.

2.1.8. К нарушениям, подлежащим устранению, относятся:
- самовольное занятие земельных участков, а также противоправные действия должностных лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель в городах и других поселениях;
- использование земельных участков не по целевому назначению, нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель;
- проектирование и размещение объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, а также наносящих вред памятникам истории, культуры, архитектуры, археологии;
- самовольное строительство в городах и других поселениях;
- строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
- нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан (ходатайств) о предоставлении земельных участков в городах и других поселениях;
- уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных предписаний по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.

2.1.9. Постановления о наложении штрафа в связи с нарушением земельного законодательства, вынесенные комиссиями или должностными лицами комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, органов архитектуры и градостроительства, инспекции Госархстройнадзора, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством в вышестоящий по подчиненности орган (вышестоящему должностному лицу) или в судебные органы в 10-дневный срок со дня вынесения постановления.
Постановление о нарушении земельного законодательства может быть опротестовано прокурором; вынесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста.
Вышестоящим по подчиненности органом (вышестоящим должностным лицом) с соответствующим извещением заявителю, принимается одно из следующих решений:
- оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без ее удовлетворения;
- отменяет постановление и отправляет дело на новое рассмотрение;
- отменяет постановление и прекращает делопроизводство;
- уменьшает размер штрафа в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

2.2. Предоставление земельных участков
юридическим лицам для нового жилищного,
культурно - бытового, коммунального, промышленного
и других видов капитального строительства,
реконструкции и расширения существующих объектов
из земель, находящихся в государственной
и муниципальной собственности

2.2.1. Земельные участки для капитального строительства предоставляются путем принятия постановления об отводе с указанием условий пользования землей, выносимого органом местного самоуправления.

2.2.2. Организации (заказчики) обращаются с ходатайством о намечаемом строительстве, реконструкции объекта в органы местного самоуправления. В ходатайстве с приложенной пояснительной запиской излагается обоснование необходимости строительства, техническая характеристика объекта, примерный размер и месторасположение испрашиваемого участка, сроки и вид пользования землей, предполагаемые экологические последствия, прикладывается справка Липецкгеологоуправления со схемой на топосъемке об отсутствии или наличии подземных ископаемых и водоохранных зон водозаборов пресных и минеральных подземных вод на участках проектируемого (планируемого) строительства, а также могут быть приложены технико-экономические обоснования инвестиций.

2.2.3. Градостроительная проработка по размещению объекта осуществляется органами архитектуры и градостроительства и включает в себя уточнение степени соответствия размещаемого объекта функциональному назначению территории по утвержденной градостроительной проектно-планировочной документации, выявлению специфических требований к объекту строительства при размещении на конкретно выбранном заказчиком участке, рассмотрение возможных альтернативных вариантов размещения.
Характер графических и других материалов, отражающих объем предварительной градостроительной проработки застройки испрашиваемого участка определяется главой 3 настоящих "Правил застройки".

2.2.4. В случаях, когда объект нового строительства или реконструкция, предлагаемые заказчиками по функциональным признакам, объемно-планировочным, техническим или технологическим параметрам, по воздействию на окружающие памятники архитектуры, истории, культуры, археологии (если таковые имеются) предполагает существенные изменения генерального плана города (поселка) или другой градостроительный проектно-планировочный документации, по решению главного архитектора города (района), месторасположение заявленного объекта с обосновывающими предпроектными градостроительными проработками, подлежат обязательному представлению на рассмотрение и согласование в облархитектуру, а при необходимости - в облкомзем, органы охраны памятников или другие областные надзорные органы. По результатам рассмотрения могут быть внесены изменения в генеральные планы застройки территорий.

2.2.5. Предоставление земельных участков для объектов нового строительства любого назначения, реконструкция или расширение существующих промышленных, сельскохозяйственных, складских, рекреационных и других объектов, не предусмотренных в ранее разработанной и утвержденной в установленном порядке градостроительной проектно-планировочной документации, допускается только на основании соответствующего технико-экономического обоснования и представления заказчиком положительных заключений о согласовании указанного строительства или реконструкции от областных надзорных органов: управления экономики, комитета по земельным ресурсам и землеустройству, облкомэкологии, госсанэпиднадзора, управления архитектуры и строительства, Липецкого территориального управления геологии и использования недр, Госдирекции по охране культурного наследия (определение границ земель историко-культурного назначения).

2.2.6. Предоставление земельных участков под новые объекты и расширение действующих промышленных объектов, имеющих федеральное и межрегиональное значение, для строительства и расширения предприятий, расположенных вне земель городов и других поселений, независимо от ведомственной принадлежности и источников финансирования, осуществляется с учетом функционального зонирования территорий и в соответствии с проработкой указанных вопросов управлением экономики администрации области.
Подготовку необходимой в этих случаях землеустроительной документации, связанной с изъятием и предоставлением земельных участков, с соответствующими проектами постановлений органов местного самоуправления и администрации области, проводят местные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству и облкомзем.
Организация работы по отводу земельного участка в натуре для этих целей с выдачей и регистрацией документа, удостоверяющего право пользования землей (свидетельство, договор аренды) производится по заявкам заказчиков органами местного самоуправления на основании постановления главы местной администрации о предоставлении земельного участка, технико-экономического обоснования, разработанного и согласованного в установленном порядке.

2.2.7. Постановление об отказе в предоставлении земельного участка, принятое органом местного самоуправления, выдается на руки заказчикам и может быть обжаловано в десятидневный срок в суде в установленном законом порядке.

2.2.8. Материалы предварительной градостроительной проработки по размещению объектов подлежат рассмотрению постоянно действующими комиссиями по выбору земельных участков под строительство при органах местного самоуправления, при необходимости осуществляется выезд и осмотр в натуре выбранного участка всей комиссией или отдельными ее членами. Оформляется акт выбора земельного участка с приложением согласований всех заинтересованных служб, необходимых картографических материалов, содержащих следующие сведения: общую площадь участка, вид и сроки пользования землей, сроки проектирования, строительства, реконструкции, условия использования транспорта, условия сноса находящихся на участке строений или зеленых насаждений, переселения граждан, прокладки подземных или наземных коммуникаций; градостроительные и экономико-правовые условия землепользования, а также укрепленные расчеты возможных убытков собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов от потерь сельскохозяйственного производства, связанные с изъятием земельного участка; прикладываются согласования всех членов комиссии по выбору участков под строительство, собственников земли, чьи интересы затрагиваются предполагаемым отводом, материалы других согласований и экспертиз, проведенных с учетом комплексного развития территорий.

2.2.9. Материалы предварительного согласования места размещения объекта утверждаются органом местного самоуправления. Принятое органом местного самоуправления постановление о согласовании места строительства или реконструкции объекта и выделении земельного участка под эти цели, является основанием для получения заказчиками технических условий на подключение к инженерным коммуникациям, открытия финансирования для проектирования, оформления землеотводной документации в установленном порядке, проведения топографо-геодезических изысканий. Копия постановления выдается заказчику.

2.2.10. Разработка и выдача заказчикам необходимых землеотводных документов по объекту строительства с учетом трасс инженерных коммуникаций осуществляется местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству в соответствии с постановлением органа местного самоуправления.

2.2.11. Предоставление земельных участков для изыскательских топографо-геодезических, поисковых, инженерных и других исследований и изысканий, геологической изученности недр производится на основании договора с собственниками земли, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, а также регулируется главой 8 настоящих "Правил застройки" при обязательном наличии лицензии на недропользование.
По окончании указанных работ земельные участки по акту должны быть сданы собственникам земли с приведением земельных участков в состояние, пригодное для использования их по целевому назначению, если иное не предусмотрено договором, с возмещением владельцам земли причиненных убытков.

2.2.12. Приступать к освоению земельного участка разрешается после геодезического выноса и закрепления его границ в натуре (на местности), осуществляемого специалистами местного органа архитектуры и градостроительства или другими организациями, имеющими лицензию на проведение указанных работ, выдачи чертежа с планом земельного участка и документов, удостоверяющих право на этот участок.
Геодезическая разбивка объектов строительства в границах отведенного в натуре участка и в соответствии с проектной документацией должна осуществляться вышеуказанными специалистами.
Приступать к производству строительно-монтажных работ разрешается после регистрации объекта и получения разрешения в местных инспекциях Госархстройнадзора.

2.3. Предоставление физическим и юридическим лицам
земельных участков, находящихся в государственной
и муниципальной собственности, для жилищного
и других видов индивидуального строительства

2.3.1. Физические и юридические лица, заинтересованные в предоставлении им земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности для индивидуального строительства, строительства зданий или сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, связанной с улучшением уровня социальной, культурно-бытовой, просветительской, медицинской, производственной деятельности в городах или других поселениях, а также гаражного, дачного строительства, личного подсобного, крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, животноводства, обращаются с ходатайством в органы местного самоуправления.

2.3.2. Органами местного самоуправления рассматриваются заявления физических и юридических лиц, обеспечивается подготовка необходимых материалов и принимается постановление по данному вопросу в соответствии с действующим законодательством, являющееся основанием для оформления земельного участка.
В случае отказа в выделении земельного участка физическому или юридическому лицу выдается постановление органа местного самоуправления или выписка из него с разъяснением причин отказа в семидневный срок с момента его принятия. Отказ может быть обжалован в суде в установленном законом порядке.

2.3.3. Составление необходимой землеотводной документации с подготовкой проекта постановления о предоставлении земельного участка для строительства или реконструкции объекта по варианту размещения, подготовленному местными органами архитектуры и градостроительства, осуществляется местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

2.3.4. Приступать к освоению земельного участка разрешается после геодезического выноса и закрепления его границ в натуре (на местности), осуществляемого специалистами местного органа архитектуры и градостроительства или другими организациями, имеющими лицензию на проведение указанных работ с оформлением и передачей застройщику выполненных работ по акту, получении документов, удостоверяющих право на земельный участок, а также согласованного проекта с планом застройки участка и получения разрешения на производство подготовительных работ в инспекции Госархстройнадзора для юридических лиц.

2.3.5. Для комплексного освоения территорий, предназначенных для новых жилых образований в виде малоэтажной индивидуальной застройки, оснащение их необходимыми коммуникациями, сооружениями, улично-дорожной сетью, разработки для этого комплексной проектно-сметной документации и организованного ведения строительных работ, граждане могут создавать организации (юридические лица), в том числе на время ведения строительства малоэтажной индивидуальной застройки.
Последующее оформление права собственности, пользования, аренды земельных участков для граждан осуществляется в установленном законом порядке.

2.3.6. Необходимые топографо-геодезические и проектные работы, выдача технических условий и технической документации для индивидуальных застройщиков производится по расценкам, утвержденным органом местного самоуправления за счет средств граждан, которым предоставляются земельные участки.

2.3.7. Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны:
- не допускать ухудшения экологической обстановки в результате своей деятельности;
- соблюдать строительные нормы и правила, градостроительную и землеустроительную документацию, требования по охране памятников истории, культуры, архитектуры, археологии;
- не препятствовать должностным лицам органов местного самоуправления в осуществлении государственного контроля по использованию земель и градостроительству;
- проводить работы по благоустройству и озеленению, сохранять зеленые насаждения на их земельных участках, поддерживать должное санитарное и противопожарное состояние участков;
- своевременно платить земельный налог и арендную плату;
- не нарушать права и охраняемые законом интересы других собственников земельных участков, соблюдать порядок пользования местными угодьями и другими природными объектами.

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ,
СОГЛАСОВАНИЕ, УТВЕРЖДЕНИЕ
ПРОЕКТНО - СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

3.1. Капитальное строительство на территории области должно вестись по проектно-сметной документации, согласованной надзорными органами в установленном настоящими "Правилами застройки" порядке.
Разработка проектно-сметной документации для объектов капитального строительства является завершающим этапом многоступенчатого процесса проектирования, базирующегося на фундаментальных градостроительных проработках по области в целом, отдельным ее районам, городам и поселкам, которые содержатся в разработанной и постоянно обновляющейся путем корректировки градостроительной проектно-планировочной документации.

3.2. К видам градостроительной проектно-планировочной документации относятся: схемы (проекты) районной планировки, генеральные планы городов, поселков, сельских поселений, генеральные планы территорий, подведомственных сельским органам местного самоуправления, генеральные планы историко-культурных, лечебно-оздоровительных и других территорий, проекты городской, поселковой черты и черты сельского поселения, проекты детальной планировки жилых, промышленных, рекреационных, исторических и других функциональных зон, отдельных городских узлов, улиц, магистралей, проекты застройки кварталов, микрорайонов, градостроительных, архитектурных, ландшафтных комплексов, парков, ансамблей и иных планировочных элементов городов и других поселений. Карты-схемы расположения памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства, опорные историко-архитектурные планы городов и других поселений, проекты зон охраны памятников являются составной частью соответствующих видов градостроительной документации и должны выполняться, как правило, до ее разработки или одновременно.

3.3. Градостроительной проектно-планировочной документацией решаются текущие и, в основном, перспективные градостроительные проблемы, прогнозируемые на период от 3-5 до 20 лет. Границы рассматриваемых территорий устанавливаются в каждом конкретном случае специальным градостроительным заданием, согласованным облархитектурой. Финансирование указанных работ производится, как правило, через заказчика проекта - облархитектуру из средств областного бюджета или бюджетов органов местного самоуправления, а также других организаций, учреждений, предприятий.

3.4. Архитектурно-планировочные и инженерно-технические решения, содержащиеся в градостроительной проектно-планировочной документации, перечисленной в п.3.2, до их утверждения подлежат последовательному, всестороннему рассмотрению и обсуждению местными и областными надзорными организациями, названными в градостроительном задании, с составлением этими организациями заключений о согласовании соответствующих разделов, или проекта в целом, рассматриваются облархитектурой. Утверждение этой документации проводится администрацией области или органом местного самоуправления в зависимости от принадлежности источника финансирования.

3.5. Архитектурно-планировочные и инженерно-технические решения, разработанные в градостроительной проектно-планировочной документации, обязательны для исполнения всеми участниками градостроительной деятельности: в последующих стадиях проектирования для капитального строительства, при принятии обоснованных решений о предоставлении земельных участков под объекты строительства, ведении топографо-геодезических и геологических изысканий, при изменении границ и вида землепользования, при кооперации сил и средств отдельных застройщиков, при выработке условий для заключения контрактов и договоров аренды, подряда, при организации конкурсов по дальнейшему проектированию и строительству.

3.6. Пользование градостроительной документацией, находящейся на постоянном хранении в местных органах архитектуры и градостроительства, осуществляется на безвозмездной основе, тиражирование иллюстрированных материалов градостроительной документации заинтересованным организациям, изготовление различных выкопировок и извлечений производится по заявкам заказчиков на договорной основе.

3.7. К проектно-сметной документации для капитального строительства относятся проекты застройки микрорайонов или кварталов в городах и других поселениях, проекты нового строительства и реконструкции отдельных жилых и общественных зданий и комплексов гражданского, промышленного, производственного, сельскохозяйственного и иного назначения, объекты инженерной инфраструктуры. Указанные проекты выполняются, как правило, в одну или две стадии: технико-экономические обоснования строительства объекта (для наиболее крупных и сложных объектов - проект) и рабочая документация. Состав и содержание проектно-сметной документации должны соответствовать действующим СНиП, другим республиканским нормативным актам и нормам, что должно быть удостоверено на титульных листах проектов подписями руководителя проектной организации или фирмы и ответственного исполнителя проекта. Состав и содержание документации по памятникам истории, культуры, архитектуры, археологии и их территориям определяются положением, утвержденным Министерством культуры Российской Федерации.

3.8. Проектно-изыскательские работы по объектам капитального строительства выполняются на основе договоров с хозяйствующими субъектами, имеющих соответствующие лицензии на эти виды деятельности.
Заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющий намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием архитектором, имеющим лицензию на архитектурную деятельность.
Проектирование индивидуальных жилых домов и топографо-геодезические изыскания для этих целей может осуществляться организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, и имеющих соответствующие лицензии на эти виды деятельности за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством для индивидуальных застройщиков.

3.9. При выборе земельного участка для строительства заказчик (при необходимости - с участием проектной организации) по имеющейся в местных органах архитектуры и градостроительства градостроительной проектно-планировочной документации и топографо-геодезической изученности территории учитывает особенности и специфические требования, которые будут предъявлены к будущему строительству (или констатирует их отсутствие).

3.10. После выбора земельного участка объем предпроектной эскизной проработки зависит от назначения объекта, его местоположения и основных технико-экономических показателей.
При предпроектной проработке по объектам, расположенным на важных в градостроительном отношении участках, может организовываться конкурс на архитектурный проект.
Конкурс на архитектурный проект проводится с участием Липецкой организации Союза архитекторов России. Жюри указанного конкурса не менее чем на две трети своего состава должно состоять из архитекторов, имеющих соответствующие лицензии.
Картографические и графические эскизные материалы предпроектной проработки должны, по возможности, полнее отражать технико-экономические и объемно-планировочные параметры объекта строительства или реконструкции и содержать:
- ситуационный план на геоподоснове М 1:25000, 1:10000, 1:5000, 1:2000 с отражением по укрупненным показателям объемов работ по внешнему транспорту, инженерному обеспечению объекта, экологической защищенности;
- схему генерального плана застройки участка возможно с эскизным макетом данного участка М 1:2000, 1:1000, 1:500 с отражением объемов работ по внешнему благоустройству и инженерному опубликованию участков;
- общий вид объекта (аксонометрия или перспектива), чертежи, характеризующие объемно-планировочное решение и его увязку с окружающей застройкой или с природной средой (планы, разрезы, фасады, развертки), а также возможен объемный макет.

3.11. На основании решений органов местного самоуправления, представленных заказчиками технических условий, выданных службами городских (районных) инженерных сетей и сооружений, землеотводных документов на строительство (реконструкцию) объекта и предварительной эскизной проектной проработки, главным архитектором города (района) составляет и выдается заказчику на основании его заявления архитектурно-планировочное задание (АПЗ) на разработку проектно-сметной документации по объекту капитального строительства.
В АПЗ отражаются специфические требования, предъявляемые к объекту строительства и отдельным его элементам, базирующиеся на архитектурно-планировочных и инженерно-технических решениях градостроительной проектно-планировочной документации, и порядок согласования законченной проектно-сметной документации.
Для объектов, расположенных на территории охранных зон памятников истории, культуры, архитектуры, археологии, АПЗ должно быть согласовано с органами охраны памятников, а расположенных в других охранных зонах - с соответствующими организациями.
Срок действия АПЗ - два года, после окончания которых необходимо оформить продление срока действия для обеспечения учета изменившихся условий застройки.
3.12. АПЗ, оформленные в местных органах архитектуры и градостроительства, за исключением УАГ администрации г. Липецка, подлежат представлению на согласование в облархитектуру:
- по объектам, определяемым имеющейся проектно-планировочной документацией городов и других поселений как наиболее значимые в градостроительном отношении;
- по объектам, возводимым за счет федерального и областного бюджетов;
- по объектам, размещаемым на территории с особым режимом градостроительной деятельности, в т.ч. зонах регулирования застройки памятников архитектуры, истории, культуры, археологии, зонах охраняемого ландшафта, водоохранных зонах, на заповедных территориях;
- по всем объектам, размещаемым на территориях, где отсутствует градостроительная проектно-планировочная документация или предлагаются отступления от архитектурно-планировочных решений градостроительной документации.

3.13. Законченная проектно-сметная документация на объекты капитального строительства подлежит согласованию:
- с организациями, выдавшими технические условия на присоединение к инженерным коммуникациям в части выполнения этих условий, согласование проектно-сметной документации автоматически продляет срок действия технических условий на весь нормативный или расчетный срок строительства;
- с местными органами надзора или, по их усмотрению, областными органами надзора в части проектных решений, выполненных с отступлением от действующих нормативов или при отсутствии утвержденных нормативов;
- с дирекцией по охране культурного наследия при размещении объектов в исторических городах, в охранных зонах или зонах регулирования застройки;
- с облводоканалом при размещении новых объектов гражданского, промышленного и иного назначения, в т.ч. индивидуального строительства, дачных и садоводческих товариществ, а также при капитальном ремонте или реконструкции объектов указанного назначения, расположенных в зонах санитарной охраны второго пояса водозаборов;
- с местными органами архитектуры и градостроительства с рассмотрением, при необходимости, на архитектурно-технических советах, а в случаях, специально указанных в АПЗ, - с облархитектурой в части приемлемости архитектурно-планировочных решений;
- с органами Госсанэпиднадзора в Липецкой области.
Основным критерием при согласовании архитектурно-планировочных решений проектов органами архитектуры и градостроительства является оценка творческого результата процесса проектирования, объективно обеспечивающего удовлетворение эстетических, функциональных и инженерно-технических требований заказчика к объекту строительства и соответствие разработанных объемных, архитектурно-планировочных и инженерных решений объекта строительства положениям утвержденной градостроительной документации, качество и долговечность применяемых строительных и отделочных материалов.
Одновременно проверяется полнота выполнения в проектно-сметной документации требований и условий, изложенных в постановлении органа местного самоуправления, требований АПЗ и технических условий.

3.14. Согласование проектно-сметной документации или мотивированное отклонение от согласования должно быть произведено не более чем в месячный срок с момента поступления документации. Проектно-сметная документация, выполненная с нарушениями градостроительной политики, настоящих "Правил застройки", а также приводящая к существенным изменениям архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений, содержащихся в градостроительной проектно-планировочной документации города, района или поселка, от согласования отклоняется и подлежит переработке.
Проведение согласования проектно-сметной документации для капитального строительства действительно в течение двух лет, кроме особо оговоренных случаев организациями, выдавшими технические условия.
Проекты, по которым в указанный срок строительство не начато, подлежат повторному согласованию.
Проектно-сметная документация утверждается:
- по объектам строительства, осуществляемым за счет капитальных вложений, финансируемых из областного бюджета - администрацией области;
- по объектам строительства, осуществляемым за счет бюджетных ресурсов заемных или привлеченных средств инвесторов (включая иностранных инвесторов) - непосредственно заказчиками (инвесторами);
- по объектам строительства, осуществляемым за счет государственных капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета Российской Федерации - Министерством строительства РФ или в порядке, установленном Министерством строительства РФ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Глава 4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАСТРОЙКЕ ГОРОДОВ
И ДРУГИХ ПОСЕЛЕНИЙ ОБЛАСТИ
И ОТДЕЛЬНЫМ ЕЕ ЭЛЕМЕНТАМ

4.1. Застройка и использование территорий городов, поселков городского типа, сельских и других поселений области должны осуществляться по их генеральным планам или проектам его заменяющим. Согласно Закону Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации" генеральный план населенного места является юридическим документом.

4.2. При проведении строительства в населенных пунктах области производители работ обязаны строго соблюдать красные линии, определяющие границы улиц, площадей, кварталов, микрорайонов, установленные в генеральных планах населенных пунктов и проектах детальной планировки районов, границы отведенных заказчикам для строительства земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением по согласованной проектно-сметной документации, обеспечивать соблюдение действующих норм и правил строительства.

4.3. Массовое жилищное строительство должно осуществляться в комплексе с учреждениями социального, культурно-бытового обслуживания, инженерным обеспечением, внешним благоустройством и озеленением территорий, с использованием проектов зданий, включенных в перечни и каталоги для применения в области или по индивидуальным проектам.

4.4. Архитектурно-планировочная структура новых массивов жилой застройки в виде микрорайонов, кварталов, групп зданий, рекреационных пространств и улично-дорожной сети должны быть увязаны по своим размерам и пропорциям с исторически сложившейся планировочной структурой существующей застройки населенных пунктов, нести черты преемственности и последовательного развития местных градостроительных традиций и особенностей каждого поселения, способствовать формированию, в конечном итоге, единого, цельного селитебного образования.

4.5. Объем и качество законченного строительством объекта, оснащение его инженерным оборудованием, внешнее благоустройство земельного участка и его озеленение должны соответствовать проектно-сметной документации, согласованной органами архитектуры и градостроительства.

4.6. Создание выразительной застройки, художественно-декоративных элементов малых архитектурных форм, покрытия дорог и тротуаров должны осуществляться с применением при строительстве долговечных отделочных материалов, допускающих механическую чистку, уборку и надлежащее содержание их в процессе эксплуатации в летнее и зимнее время года.

4.7. Площади, улицы, рекреационные места у общественных зданий и входов на промпредприятия, парки и скверы в городах и других населенных пунктах являются местами массового пользования и должны иметь повышенную степень долговечности и качество элементов внешнего благоустройства и инженерного оборудования. Обязательному устройству подлежит бордюрное обрамление проезжей части улиц, тротуаров и газонов, устройство пандусов в местах перепада отметок для обеспечения удобного проезда детских и инвалидных колясок; минимальная ширина тротуаров и проездов, размещение мест для отдыха, скамей, газонов, опор наружного освещения, мусоросборников, киосков и торговых лотков, уличной рекламы, остановочных павильонов городского транспорта и других элементов уличного дизайна должны обеспечивать удобное движение уборочной техники.
В учреждениях массового посещения следует предусматривать соответствующие устройства для пользования инвалидами.

4.8. Территории детских школьных и дошкольных учреждений, больниц, культовых зданий и сооружений, парков и скверов допускается обносить декоративными ограждениями, при этом должны быть намечены удобные и достаточные по количеству места для устройства входов и въездов, а также места-стоянки для гостевого автотранспорта, фрагменты ограждений подлежат специальному согласованию местными органами архитектуры и градостроительства.

4.9. Первые этажи многоэтажных зданий, выходящих фасадами на главные улицы, площади, другие традиционные места массового посещения жителями, должны предусматриваться, как правило, для размещения помещений торгово-бытового или иного назначения, связанного с обслуживанием населения.

С этой целью, по согласованию с главными архитекторами городов или районов, допускается производить реконструкцию существующего жилого фонда, использовать и переоборудовать цокольные и подвальные помещения, производить пристройки и надстройки отдельных зданий по индивидуальным проектам при согласовании этих решений также городскими (районными) службами санэпиднадзора и пожарной охраны, при этом должно быть обеспечено достаточное количество проходов и проездов к расположенным в глубине жилым домам, устройство удобной и безопасной для жителей загрузки и выгрузки, места стоянки автотранспорта.

4.10. Этажность проектируемых зданий устанавливается путем проработки объемно-пространственной композиции застройки при разработки проектов детальной планировки жилых районов, проектов планировки и застройки поселков и сел микрорайонов, кварталов, улиц и проспектов, отдельных планировочных узлов в городах и других населенных пунктах, рекреационных комплексах.
Не допускается изменение этажности, определенной в указанной градостроительной проектно-планировочной документации, для зданий и сооружений, строительство или реконструкция которых ведется в исторических городах, в охранных зонах и зонах регулирования застройки памятников архитектуры, истории, культуры, археологии без дополнительного согласования и разрешения на это органов по охране памятников. В остальных случаях этажность застройки может уточняться проектными проработками на стадии проектирования для капитального строительства, исходя из конкретных градостроительных условий, возможностей строительно-монтажных организаций, технико-экономических показателей, плотности жилого фонда, технических возможностей инженерного оборудования и пожарной безопасности, и по согласованию с главными архитекторами городов (районов). Окончательное решение по данному вопросу в случаях отклонения от технических решений, содержащихся в градостроительной проектно-планировочной документации, принимается облархитектурой.

4.11. Застройка микрорайонов и кварталов должна формироваться вдоль улиц и магистралей жилыми домами и общественными зданиями; размещение зданий и сооружений вспомогательного, обслуживающего назначения (трансформаторные и распределительные подстанции, тепловые пункты, насосные и другие) должно производится в глубине территорий, компактными группами, с обеспечением подъездов и выездов на улицы и проезды вспомогательного назначения, хозяйственные постройки (хозблоки, сараи) при усадебной застройке должны располагаться в глубине отведенного участка без выхода на красную линию; допускается блокировка таких вспомогательных помещений с усадебным жилым домом.

4.12. Остекление лоджий и балконов в проектируемых и существующих многоэтажных домах разрешается, если они не используются в противопожарных целях, по согласованию проекта с местными органами архитектуры и градостроительства.

4.13. Строительство гаражей для хранения легковых автомобилей индивидуальных владельцев на территории микрорайонов и кварталов в городах и поселках городского типа осуществляется в виде многоэтажных зданий или подземно-надземного типа, с соблюдением установленных нормативов; территории, занятые групповыми гаражами, должны обустраиваться подъездными автодорогами с твердым покрытием, контейнерами для отходов и мусора, иметь декоративное озеленение по внешнему периметру и содержаться в чистоте и опрятности.
В сельских населенных пунктах, поселках городского типа и городах разрешается строительство на специально выбранных территориях и по согласованным в установленном порядке проектам, групповых 1-2-этажных гаражей боксового типа для владельцев легкового автотранспорта, проживающих в многоэтажных домах при условии, что в пределах этих поселений имеются свободные земли. На участках индивидуальной малоэтажной застройки, независимо от категории населенного пункта, разрешается строительство боксовых гаражей при соблюдении установленных противопожарных и санитарных норм и получении на проект соответствующих согласований местных надзорных органов.
Хранение грузового автотранспорта и приравненной к нему другой техники, находящейся в собственности граждан, должно осуществляться вне жилых территорий, на специально предусмотренных и оборудованных участках в производственных и коммунально-складских зонах населенных пунктов.

4.14. При осуществлении индивидуального строительства застройщики обязаны: осуществлять строительство жилого дома и хозпостроек в соответствии с проектом, согласованным местным органом архитектуры и градостроительства, с соблюдением необходимых санитарных и противопожарных норм и требований, размещение и строительство жилых домов, хозпостроек и гаражей на отведенном участке должно быть не менее 1 метра от границ соседнего участка, устраивать прилегающий к земельному участку тротуар, газон и содержать их и половину проезжей части улицы, устраивать ограждение выделенных им земельных участков высотой до 1,8 м. Строительство глухих заборов, как правило, запрещается.
В случае отступления при строительстве от согласованного проекта допускается его пересогласование при условии соблюдения действующих норм.

4.15. При осуществлении дополнительных видов строительства, а также при перестройке (реконструкции) существующих жилых или хозяйственных построек, имеющих несколько совладельцев необходимо их письменное согласие, представляемое заявителем в местные органы архитектуры.
Если отсутствует согласие всех совладельцев или только одного из них и проверкой установлено, что производство пристройки, переоборудования и других видов дополнительного строительства действительно необходимо, технически возможно и не нарушает интересов совладельцев строения, органы архитектуры администраций городов (районов) дают свое заключение о возможности таких работ и разъясняют заявителю, что только народный суд может признать возражения совладельцев неосновательными. В заключение должно быть оговорено, что оно не является разрешением на возведение строения (пристройки) и другие виды работ. Только по вступлении в законную силу судебного решения о признании возражений совладельцев неосновательными администрация города (района) может разрешить производство различных видов дополнительного строительства.

4.16. Размещение промышленных, складских и других производственных объектов должно производиться с учетом их профиля, мощности, санитарно-гигиенических, природоохранных и других факторов в пределах специально предусмотренных генеральными планами городов и поселений для этих целей производственных и коммунально-складских зон.
Размещение таких объектов с занятием межселитебных территорий вблизи рек и водоемов должно осуществляться вне водоохранных зон и прибрежных полос, в городах и поселках, там, где предприятия расположены по берегам рек, обязательно проведение берегоукрепительных работ, благоустройства и озеленения прибрежной полосы.
Использование территорий, временно свободных от застройки, но предназначенных генеральными планами городов и других поселений для промышленного и коммунально-складского строительства и их санитарно-защитных зон, для строительства жилых зданий, школ, детских дошкольных, лечебных и спортивных учреждений, учреждений отдыха не допускается.

4.17. В целях повышения эффективности использования территорий допускается по согласованию с органами санэпиднадзора использование значительных по размерам санитарно-защитных зон промышленных предприятий для размещения предприятий, их отдельных зданий и сооружений с производством меньшего класса вредности, чем производство, для которого устанавливается санитарно-защитная зона при условии аналогичного характера вредности.
Площадь вновь отводимых земельных участков под промышленное, складское строительство должна обеспечивать нормативную плотность застройки участка, предусмотренную для предприятий данной отрасли промышленности, коэффициент застройки промплощадки должен быть не ниже нормативного, в целях экономики промтерриторий, рекомендуется блокировка зданий, если это не противоречит технологическим, пожарным, санитарным требованиям, функциональному назначению зданий.

4.18. Зеленые насаждения, расположенные в границах городов, поселков и сельских населенных пунктов, являются особо охраняемыми элементами ландшафта. Владельцы земельных участков и руководители предприятий и организаций, расположенных в населенных пунктах, обязаны обеспечивать их сохранность.
При застройке отдельных участков, а также прокладке подземных коммуникаций, зеленые насаждения должны сохраняться, а поврежденные заменяться равноценными.
Ограниченная вырубка деревьев при реконструкции городов, поселков и сельских населенных пунктов при размещении новых объектов на залесенных участках может допускаться в виде исключения путем принятия органами местного самоуправления специального постановления, вынесенного на основании акта обследования зеленых насаждений облкомэкологии и посадкой не меньшего количества зеленых насаждений.

4.19. Генеральная подрядная строительная организация обязана обеспечить содержание в чистоте и опрятности подъездные пути на строительную площадку, устройство безопасных для пешеходов временных тротуаров, освещение в ночное время суток ограждений стройплощадки, мест въезда автотранспорта и пешеходных путей, иметь рекламную информацию о производимом строительстве.

Глава 5. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

5.1. Природоохранные требования, предъявляемые к обоснованию, проектированию и строительству всех видов объектов в области, определяются законодательством Российской Федерации и области, а также Законом РФ "Об экологической экспертизе".

5.2. Выбор места предполагаемого строительства, технико-экономическое обоснование и проекты строительства, расширения, реконструкции, консервации или ликвидации объектов, предприятии и сооружении должны соответствовать требованиям "Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации", утвержденного Минприроды РФ 10 декабря 1993 года.

5.3. Выбор места предполагаемого строительства должен производиться с учетом возможного негативного влияния как нормально работающего, так и аварийного объекта на все элементы окружающей среды: недра, подземные и поверхностные воды, растительный и животный мир, атмосферу, и содействовать действующим нормативам по соблюдению санитарно-защитных зон питьевых водоисточников, водоохранных зон, охранных зон особо охраняемых природных территорий и других объектов с особым режимом землепользования.

5.4. Предприятия и организации, деятельность которых ведет к нарушению геологической среды, обязаны на этапе проектирования своей деятельности с опережением разрабатывать проекты рекультивации, защиты подземных вод. Без утвержденного проекта рекультивации проекты основной деятельности горнодобывающих и т.п. предприятий государственной экологической экспертизой не рассматриваются.

5.5. Организации, деятельность которых связана с водопользованием, обязаны на стадии разработки проекта получить разрешение на все виды спецводопользования.

5.6. В предпроектной и проектной документации должны быть обоснованы:
- размещение объекта (выбор площадки);
- изъятие природных ресурсов (земельных, водных, недр, лесных);
- уровень экологической опасности технологических процессов, продукции, отходов;
- экологическая безопасность объекта, оценка воздействия на окружающую среду;
- природоохранные мероприятия.

5.7. При экологическом обосновании намечаемой деятельности должны быть учтены:
- региональные природные особенности территории, ее ресурсный потенциал;
- состояние экосистем, их устойчивость к возможному воздействию, способность к восстановлению;
- перспективы социально-экономического развития региона;
- исторические, культурные, экономические и другие интересы местного населения.

5.8. Экологическое обоснование хозяйственной деятельности в предпроектных (проектных) материалах должно содержать:
- информацию о природной среде - природные условия и хозяйственное использование территории, природоохранные объекты, количественные показатели состояния компонентов экосистем (воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, растительный и животный мир);
- оценку существующего экологического состояния территории в районе размещения объекта;
- данные о характере планируемой деятельности и видах воздействия;
- ограничения по пользованию природной средой;
- прогноз изменений состояния окружающей природной среды при реализации проектных решений;
- сведения о социальной среде и здоровье населения;
- оценку последствий воздействия объекта на окружающую природную среду и население;
- характеристику природоохранных мероприятий;
- оценку техники, технологий, методов по снижению воздействия на природную среду, включая очистку сбросов и выбросов, утилизацию отходов;
- оценку эффективности и достаточности природоохранных мероприятий и других мер по предупреждению и снижению негативного воздействия объекта.

5.9. Выбор места предполагаемого строительства должен быть согласован с местными органами охраны природы, в том числе с управлением геологии (особенно по объектам водоснабжения), выбор места для размещения объектов межрайонного, областного, межрегионального и федерального значения, а также потенциально опасных объектов дополнительно согласовывается с комитетом по охране окружающей среды области.

Глава 6. ТРЕБОВАНИЯ ПО СОХРАННОСТИ ПАМЯТНИКОВ
ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ, АРХИТЕКТУРЫ, АРХЕОЛОГИИ

6.1. Застройка городов и поселений, размещение, проектирование и строительство отдельных объектов должны осуществляться с соблюдением положений градостроительной политики, направленной на выявление, учет и сохранность памятников, расположенных на территории области и являющихся достоянием национальной культуры страны, и в соответствии с действующим законодательством.
К памятникам культуры относятся:
- памятники археологии;
- памятники истории;
- памятники градостроительства и архитектуры;
- памятники искусства;
- документальные памятники.
Земли историко-культурного назначения используются в особом режиме, как зоны охраны памятников культуры:
- охранные зоны (земляные и водные участки памятников);
- зоны регулирования застройки (земельные участки, примыкающие к территории памятников с режимом ограничения этажности и масштаба новой застройки);
- зоны охраняемого природного ландшафта.
Реставрация недвижимых памятников культуры осуществляется в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом охраны памятников.

6.2. Основными направлениями градостроительной политики по сохранности памятников являются:
- возрождение исторических градостроительных и архитектурных памятников в городах и сельской местности, сохранение и восстановление исторической системы расселения, исторических центров расселения как исторически ценных объектов, составляющих основу своеобразия и народных традиций;
- реконструкция исторических городов, возрождение комплексов и ансамблей, индивидуальное решение проблем замены ветхого и менее ценного жилого фонда в старых районах исторических городов; реставрационный режим ремонта и восстановления застройки, представляющий собой ценную историческую среду или памятники истории, культуры, архитектуры; развитие инженерной инфраструктуры и поднятия до уровня комфортности среды в исторических зонах городов и поселений;
- выявление, восстановление и реставрация памятников истории, культуры; внедрение методики работы с памятниками истории и культуры на основе научного анализа данных архивных и исторических материалов; выявление и сохранение архитектурно-художественной композиционной роли памятников в структуре города, поселения и ландшафта;
- сохранение архитектурного своеобразия городов и других населенных пунктов, учет традиций в приемах планировки и застройки, создание градостроительных ансамблей и памятников, заповедных зон, замена типового проектирования на авторское, адресное.

6.3. Проведение государственного контроля за охраной памятников, в т.ч. за соблюдением законодательства, порядка и правил сохранения и проектно-исследовательских работ, а также государственное обеспечение охраны памятников, связанное с выявлением, учетом, защитой (охраной), организацией реставрационных и научно-проектных работ осуществляется специалистами органов охраны памятников истории и культуры на территории области.

6.4. В целях обеспечения охраны памятников органами охраны устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки, зоны охраняемого природного ландшафта, границы земель историко-культурного назначения в порядке, определенном Министерством культуры Российской Федерации.

6.5. Производство реставрационных, строительных, земляных, проектно-исследовательских и других работ, а также хозяйственная деятельность в пределах охранных зон памятников истории, культуры, архитектуры, археологии может осуществляться только при наличии разрешения, выданного органами охраны памятников.

6.6. Проекты планировки и застройки городов, поселков, сельских населенных пунктов, имеющих памятники истории, культуры, градостроительства и архитектуры, монументального искусства, археологии, дополнительно к составу и порядку согласований проекта, указанному в главе 3 настоящих "Правил застройки" подлежат согласованию с органами охраны памятников.

6.7. Строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут создать угрозу для сохранности памятников, должны производиться только по согласованию с органами охраны памятников: в проектах указанных работ должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие сохранность памятников.

6.8. Посадку и вырубку деревьев, работы по благоустройству и другие виды работ на территории памятников садово-паркового искусства разрешается производить только в соответствии с проектом, согласованным и утвержденным органами охраны памятников.

6.9. Органы охраны памятников имеют право приостанавливать земляные, строительные, мелиоративные, дорожные и другие виды работ в случае возникновения в процессе проведения этих работ опасности для памятников либо нарушения правил их охраны, указанные работы могут быть возобновлены с разрешения органа охраны памятников лишь после устранения возникшей опасности для памятников или допущенного нарушения правил их охраны.

6.10. Лица, виновные в невыполнении правил охраны, использования, учета и реставрации памятников, нарушения режима зон их охраны, а также в других нарушениях законодательства об охране и использовании памятников, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 7. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ
И СТРОИТЕЛЬСТВУ ИНЖЕНЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ,
СООРУЖЕНИЙ, ВЕДЕНИЮ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ

7.1. Размещение объектов инженерного обеспечения для городов и других поселений, транспорта, полигонов твердых бытовых отходов, карьеров полезных ископаемых должно производиться в строгом соответствии с отраслевыми схемами и утвержденной градостроительной документацией.

7.2. Исходные данные и разрешения на производство топографо-геодезических работ выдаются предприятиям в установленном порядке только после рассмотрения и регистрации технических проектов или программ на каждый конкретный объект в инспекции геолого-геодезического надзора управления архитектуры и строительства администрации области и охраны архитектуры г. Ельца и Грязинского района при наличии у предприятий лицензии на право производства работ.
Исходные данные и разрешение на производство инженерно-геологических изысканий выдаются инспекцией геолого-геодезического надзора управления архитектуры и строительства администрации области. Один экземпляр всех изысканий передается на хранение в органы, выдавшие разрешение.
Организации, осуществляющие топографо-геодезические и инженерно-геологические изыскания, должны иметь лицензию на ведение этих работ.
Для проведения региональных геолого-геофизических работ, геологической съемки, инженерно-геодезических изысканий, научно-исследовательских, палеонтологических и других работ, направленных на общее изучение недр, геологических работ по созданию и ведению мониторинга природной среды, контроля за режимом подземных вод, а также других работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр, необходимо получать лицензию на проведение геолого-разведочных работ в Центральном геологическом центре Роскомнедра.

7.3. Исполнительная съемка коммуникаций выполняется заказчиком в местной системе координат и высот. Один экземпляр исполнительной съемки сдается в местный орган архитектуры и градостроительства.

7.4. До начала строительства, реконструкции и ремонта подземных коммуникаций и сооружений, дорог, железнодорожных путей, ирригационных систем, а также производства работ, связанных с разработкой карьеров, бурением скважин, посадкой зеленых насаждений и благоустройством, строительная организация обязана получить в местном органе архитектуре и градостроительства разрешение на право производства земляных работ.

7.5. Для добычи полезных ископаемых (в т.ч. пресных и минеральных вод), строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, субъекты предпринимательской деятельности, независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, обязаны получать лицензию на право пользования недрами.
Не требуется оформления лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он является источником централизованного водоснабжения и используется только для удовлетворения нужд земледельцев (землепользователей) в виде хозяйственного и технического назначения, и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений.
Это относится и к использованию недр для водоснабжения индивидуальных, крестьянских (фермерских) хозяйств, садовых, дачных участков и других мелких потребителей.
Владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения буровзрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений для собственных нужд на глубину до 5 метров по согласованию с районными (городскими) администрациями.
Лицензирование пользования недрами на территории Липецкой области осуществляется управлением геологии и использования недр администрации области совместно с Центральным РГЦ.

7.6. Трассы магистральных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов) должны прокладываться вне границ населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и находиться от них на расстояниях в соответствии с действующими нормами и правилами.

7.7. Полигоны твердых бытовых отходов и приравненных к ним промышленных отходов относятся к объектам областного значения и по предпроектной и проектной документации на их размещение и строительство необходимы согласования облархитектуры, областного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и облкомэкологии с составлением заключения экологической экспертизы.
Площадь участка, отводимого под полигоны, принимается, как правило, из условия срока эксплуатации не менее 15 лет.
Размеры земельных участков и санитарно-защитных зон предприятий и сооружений по транспортировке, обезвреживанию и переработке бытовых отходов следует принимать в соответствии с действующими нормами и правилами.

7.8. Схемы теплоснабжения должны разрабатываться в соответствии с действующими нормами и правилами.
Тепловые и газовые сети в населенных пунктах должны прокладываться, как правило, подземными, на селитебных территориях в сложных планировочных условиях допускается прокладка надземных тепловых сетей при наличии разрешения органа местного самоуправления, по согласованию с органами архитектуры и градостроительства.

7.9. Земельные участки инженерных сооружений, в том числе размещаемые за пределами границ населенных пунктов, могут обноситься не глухими ограждениями, должны иметь подъездные автодороги с твердым покрытием, площадки для стоянки и разворота автотранспорта, должны быть озеленены по периметру ствольными и кустарниковыми зелеными насаждениями и снабжены необходимой рекламной информацией и указателями.

Глава 8. АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ НАДЗОР
ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ

8.1. В целях защиты прав и интересов потребителей проектной, строительной продукции и строительных материалов, улучшения надзора за качеством и эксплуатационной надежностью строящихся зданий и сооружений в области осуществляется архитектурно-строительный надзор за соблюдением организационно-правового порядка строительства и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов, соответствия возводимых зданий и сооружений, производимых строительных материалов, изделий и конструкций нормативно-технической и проектной документации. Осуществление указанного надзора возложено на областную инспекцию Госархстройнадзора и инспекции Госархстройнадзора при органах местного самоуправления, действующих в рамках Положения, утвержденного главой администрации области постановлением от 11.10.93 г. № 491.

8.2. Надзору подлежат новое строительство и реконструкция всех зданий производственного и непроизводственного назначения, а также производство строительных материалов, изделий и конструкций, осуществляемых на территории области всеми организациями, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, включая инофирмы и совместные предприятия.
Исключение составляют объекты, контролируемые специальными органами.

8.3. До начала производства подготовительных и строительно-монтажных работ объекты капитального строительства подлежат регистрации в местных инспекциях Госархстройнадзора с выдачей соответствующего разрешения на строительство, переходящее строительство подлежит ежегодной перерегистрации в течение января-февраля месяцев.
Для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ заказчик обязан представить в инспекцию Госархстройнадзора следующие документы:
- постановление органа местного самоуправления о разрешении строительства, реконструкции объекта;
- заявление на получение разрешения на производство строительно-монтажных работ (бланк заявления выдает инспекция ГАСН);
- рабочий проект, утвержденный и согласованный в установленном порядке;
- лицензию на право выполнения проектных работ по данному типу объектов проектной организации;
- лицензию на право строительной деятельности по данному типу объекта строительной организации;
- положительное заключение экологической экспертизы и экспертизы условий труда;
- разрешение органа охраны памятников (если объект находится в охранной зоне);
- акт о геодезическом выносе и закреплении границ земельного участка в натуре, выполненного специалистами местного органа архитектуры и градостроительства или другими организациями, имеющими лицензию на проведение указанных работ, чертеж с планом земельного участка и документ, удостоверяющий право на земельный участок;
- прошнурованный журнал работ;
- копии приказов заказчика и подрядчика о назначении технического надзора и производителя работ;
- подписку лица, осуществляемого строительство объекта (производителя работ), (бланк подписки выдает инспекция ГАСН);
- подписку лица, осуществляющего технический надзор (бланк подписки выдает инспекция ГАСН);
- карточку учета работника, осуществляющего строительство (производителя работ);
- карточку учета работника, осуществляющего технический надзор (бланк карточек выдает инспекция ГАСН);
- договор с проектной организацией на авторский надзор;
- паспорт отделки фасада;
- договор подряда на СМР.

8.4. До начала производства земляных, строительно-монтажных работ и разборки строений, подлежащих сносу, заказчик обязан оформить разрешение на установку ограждения территории строительства и разработку котлованов на участке застройки, обеспечить отключение воздушных и подземных сетей электропитания, газоснабжения.

8.5. На стройке во время производства работ должны находиться:
- разрешение инспекции Госархстройнадзора на производство работ;
- проектно-сметная документация, стройгенплан, утвержденные в установленном порядке и подписанные в производство работ руководителями заказчика и подрядчика.

8.6. Госархстройнадзор осуществляет выборочные проверки выполняемых строительно-монтажных работ и изготовленных строительных материалов, изделий и конструкций на соответствие их утвержденной нормативно-технической и проектной документации, проведение участниками строительства своевременных и качественных испытаний, съемок, замеров, ведение необходимой исполнительной документации, а также соблюдение ими утвержденных проектов и технических требований в части архитектурно-градостроительных решений. Выявленные в результате выборочных проверок недостатки и нарушения оформляются в виде предписаний инспекции Госархстройнадзора и подлежат исправлению.
Невыполнение предписаний инспекции Госархстройнадзора влечет за собой административную ответственность согласно Закону Российской Федерации "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства".

8.7. Действия должностных лиц местных инспекций Госархстройнадзора могут быть обжалованы в инспекцию Госархстройнадзора области, в суде или арбитражном суде. Подача жалоб или исковых заявлений не приостанавливает исполнение предписаний, выданных местными инспекциями Госархстройнадзора области, если судом или арбитражным судом не внесено определение о приостановке исполнения указанных актов.

8.8. Законченные строительством (реконструкцией) объекты жилищно-гражданского назначения и инженерного обеспечения, финансируемые из государственных источников, полностью или частично подлежат приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями, действующими при органах местного самоуправления, утвержденными в установленном порядке.
Ввод в эксплуатацию таких объектов и заселение жилых домов должно осуществляться после надлежащего оформления актов приемки их в эксплуатацию, утверждаемых органом местного самоуправления.





Приложение
к "Правилам застройки"

ПЕРЕЧЕНЬ
законодательных актов, регламентирующих требования в
области градостроительства, охраны памятников, охраны
природы и рационального использования природных
ресурсов для руководства и исполнения при размещении,
проектировании и строительстве объектов

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. 30.11.94 г. До 51-ФЗ.
2. Водный кодекс Российской Федерации. 16.11.95 г. № 167-ФЗ.
3. Земельный кодекс РСФСР. 25.04.91 г. и Указ Президента
Российской Федерации "О приведении земельного законодательства
Российской в соответствие с Конституцией Российской Федерации"
24.12.93 г. № 2287.
4. Основы лесного законодательства Российской Федерации.
17.04.93 г.
5. Законы Российской Федерации:
"Об охране и использовании памятников истории и культуры".
15.12.78 г.;
"Об охране атмосферного воздуха". 25.06.82 г.;
"Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР". 31.10.90
г. ст. 34, 35 Закона Российской Федерации;
"О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР".
25.12.90 г.;
"О санитарно-эпидемиологической благополучии населения". 19.04.91
г.;
"Об инвестиционной деятельности в РСФСР". 26.06.91 г.;
"О плате за землю". 11.10.91 г.;
"О внесении изменений и дополнений в статьи 6, 8 и 12 Закона РСФСР
"О плате за землю". 26.02.92 г.;
"О защите прав потребителей". 07.02.92 г.;
"Об охране окружающей природной среды". 03.03.92 г.;
"Об основах градостроительства в Российской Федерации". 14.07.92
г. № 3295-1;
"О стандартизации". 10.06.93 г.;
"О сертификации продукции и услуг". 10.06.93 г.;
"Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации". 28.08.95 г. № 154-ФЗ;
"Об экологической экспертизе". 23.11.95 г. № 174-ФЗ;
"Об архитектурной деятельности в Российской Федерации". 17.11.95
г. № 169-ФЗ;
"О рекламе". 14.06.95 г.
6. Постановление Совета Министров РСФСР от 16.03.90 г. № 93.
"О неотложных мерах по оздоровлению экологической обстановки в
РСФСР в 1991-1995 гг. и основных направлениях охраны природы в
ХIII пятилетке и на период до 2005 года".
7. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от
27.12.91 г. № 3020-1 "О разграничении государственной
собственности в Российской Федерации на федеральную собственность,
государственную собственность республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную
собственность".
8. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от
15.07.92 г. № 3314-1. "Об утверждении Положения о порядке
лицензирования пользования недрами".
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.07.92 г.
№ 478 "О временных минимальных ставках платежей за право
пользования недрами".
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.92
г. № 524 "О мерах по усилению охраны лесов от пожаров".
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.92
г. № 555 "Об утверждении Положения о порядке консервации
деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных
токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами".
12. Постановление Российской Федерации от 28.08.92 г. № 632 "Об
утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за
загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды
вредного воздействия".
13. Постановление Совета Министров Правительства Российской
Федерации от 28.01.93 г. № 77 "Об утверждении Положения о порядке
возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам,
арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства".
14. Постановление Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 20.06.93 г. № 585 "О государственной экспертизе
градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении
проектов строительства".
15. Постановление Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 22.09.93 г. В 942 "Об утверждении Положения о
государственной экологической экспертизе".
16. Постановление Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 22.09.93 г. № 943 "О специально уполномоченных
государственных органах Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды".
17. Указ Президента Российской Федерации от 18.02.93 г. № 234 "Об
утверждении Положения о федеральном горном промышленном надзоре
России".
18. "Временные правила охраны окружающей природы от отходов
производства и потребления в Российской Федерации", утвержденные
зам. министра РФ охраны окружающей среды. 15.07.94 г.
19. Застройка территорий коллективных садов, здания и сооружения.
"Нормы проектирования" ВСН 43-85 Госгражданстроя.
20. "Порядок разработки, согласования и утверждения генеральных
планов территорий сельских Советов", утвержденный приказом
Главархитектуры от 23.04.92 г. № 7.
21. Постановление Госстроя РФ от 22.12.93 г. № 18-58 "Об
утверждении "Инструкции о составе, порядке разработки,
согласования и утверждения градостроительной документации".
22. "Разработка историко-архитектурных опорных планов и проектов
зон охраны памятников истории и культуры исторических населенных
мест". Методические рекомендации. 1990 г.
23. "Положение об эскизном архитектурном проекте". Союз
Архитекторов СССР, 1990 г.
24. СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования,
утверждения и составе проектной документации на строительство
предприятий и сооружений".
25. Постановление Минстроя РФ № 18-31 от 22.12.94 г. "О включении
в состав проектной документации результатов расчетов по оценке
эффективности проектов строительства".
26. Положение "Об охране, реставрации и использовании памятников
истории и культуры Липецкой области". Принято постановлением
областного Собрания № 357-пс от 12.10.95 г.
27. Постановление главы администрации Липецкой области № 218 от
14.05.93 г. "О повышении архитектурного облика и благоустройства
населенных пунктов области".
28. Распоряжение главы администрации Липецкой области № 417-р от
26.05.93 г. "О порядке установки и эксплуатации киосков,
павильонов и других временных строений в городах и районах
области".
29. Постановление главы администрации Липецкой области № 491 от
11.10.93 г. Положение "О порядке наложения штрафов за
правонарушения в области строительства на территории Липецкой
области".
30. Постановление главы администрации области № 160 от 23.03.95 г.
"О включении в состав проектной документации результатов расчетов
по оценке эффективности проектов строительства".

Зам. начальника управления архитектуры
и строительства администрации области
В.М.ПОПОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru