Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ главы адм. Липецкой обл. от 02.09.1996 № 381
"О ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости", № 9, 1996






ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 1996 г. № 381

О ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

В экономике области наметилась положительная тенденция к прекращению спада производства продукции в промышленности.
Вместе с тем обострился комплекс проблем, препятствующих дальнейшим преобразованиям. По-прежнему сокращается общий объем инвестиций, что сдерживает структурные и технологические преобразования действующего производства. Обостряется проблема технологической отсталости и конкурентоспособности.
В целях повышения эффективности инвестиционной политики, создания условий для привлечения инвесторов к инвестиционной деятельности постановляю:
1. Утвердить Программу поддержки инвестиционной деятельности, представленную управлениями экономики и международных и межрегиональных связей (приложение).
2. Возложить на управления экономики (Чунихин В.И.), международных и межрегиональных связей (Дедяев И.В.) координацию работы по выполнению Программы и обеспечение контроля за ее реализацией.
3. Комитетам, управлениям и отделам администрации области обеспечить реализацию соответствующих мероприятий, предусмотренных Программой.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Бородина В.И.

Глава администрации
Липецкой области
М.Т.НАРОЛИН





Приложение
к постановлению
главы администрации
Липецкой области
от 2 сентября 1996 г. № 381

ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 1996 - 1997 ГОДЫ

Программа поддержки инвестиционной деятельности на 1996 - 1997 годы Липецкой области разработана управлением экономики администрации области совместно с управлением международных и межрегиональных связей администрации области в развитие Программы социально - экономического развития области на 1996 год, утвержденной постановлением Липецкого областного Собрания депутатов от 18.01.96 г. № 429-пс и на основе Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 года № 1016.

РАЗДЕЛ I

Основные цели и приоритеты областной политики
по поддержке инвестиционной деятельности

Состояние инвестиционного климата является одним из важнейших индикаторов общеэкономической ситуации и перспектив развития области. Благоприятный инвестиционный климат стимулирует рост объемов инвестиций из различных источников: государственных, частных, иностранных.
Решение этой проблемы особенно актуально на современном этапе экономического развития области для преодоления инвестиционного кризиса и создания предпосылок развития промышленного производства.
Программа поддержки инвестиционной деятельности на 1996 - 1997 годы определяет основные направления, цели и приоритеты инвестирования и включает в себя комплекс мер, реализация которых будет осуществляться на федеральном и местном уровнях.
Основной целью политики администрации области по развитию инвестиционного процесса является поощрение вложения отечественного и иностранного капитала в приоритетные отрасли экономики области за счет предоставления налоговых льгот, гарантий по наиболее эффективным инвестиционным проектам, совершенствования системы правового регулирования, обеспечения гарантий безопасности инвестору при работе на областном рынке.
Важнейшая задача Программы - обеспечить за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций дополнительные источники финансирования:
- прогрессивных структурных преобразований в экономике области;
- развития экспортного потенциала;
- повышения технического и качественного уровня производства;
- ликвидации существующих диспропорций и дефицитов на областном рынке.
Благоприятные условия должны быть созданы для инвестиционной деятельности, направленной на решение актуальных проблем области по следующим приоритетным направлениям:
1. Агропромышленный комплекс.
1.1. Внедрение интенсивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур и содержания скота.
1.2. Обновление и модернизация с применением новейших технологий предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, а также занимающихся заготовкой и хранением сельскохозяйственной продукции.
1.3. Семеноводство.
1.4. Создание мощностей для производства тары и упаковочных материалов.
2. Металлургический комплекс и производство материалов.
2.1. Внедрение в доменное и коксохимическое производства новых экологически чистых технологий и оборудования.
2.2. Модернизация сталеплавильного производства.
2.3. Расширение сортамента и повышение качества металлопродукции в листопрокатном производстве.
2.4. Техперевооружение и развитие труболитейного производства с выпуском в дальнейшем продукции, соответствующей международным стандартам.
3. Легкая промышленность.
3.1. Расширение, модернизация производств для изготовления трикотажа, готовой одежды, обуви, кожевенных изделий.
4. Лесопромышленный комплекс.
4.1. Модернизация производства мебели.
5. Машиностроение.
5.1. Производство тракторов.
5.2. Производство современных станков с программным управлением.
5.3. Производство телерадиоаппаратуры и электробытовой техники, пользующихся повышенным спросом.
5.4. Производство оборудования для жилищно - коммунального хозяйства.
5.5. Производство высокопроизводительного технологического оборудования для перерабатывающей промышленности АПК, кожевенной промышленности, литейного производства.
5.6. Развитие сельскохозяйственного машиностроения, в том числе организация выпуска комплекса машин по возделыванию сахарной свеклы и кормопроизводству.
6. Медицинская промышленность.
6.1. Производство медицинской техники и запасных частей к ним.
7. Топливно - энергетический комплекс.
7.1. Газификация производственной, коммунально - бытовой сферы и жилья, прежде всего в сельской местности.
8. Химическая промышленность.
8.1. Выпуск лакокрасочных, прогрессивных кремнийорганических материалов и изделий из них.
9. Промышленность строительных материалов.
9.1. Увеличение выпуска цемента, получаемого "сухим" способом.
10. Транспортная инфраструктура.
10.1. Строительство высококачественных автомобильных дорог.
11. Строительство.
11.1. Внедрение сборно - монолитного варианта дома "Свой дом".
11.2. Производство керамического облицовочного кирпича, пластмассовых оконных и дверных блоков, эффективных утеплителей и черепицы.
12. Торговля.
12.1. Обслуживание детских, лечебных и закрытых учреждений, а также обеспечение товарами первой необходимости малоимущих граждан, многодетных семей, ветеранов Великой Отечественной войны и других приравненных к ним граждан.
12.2. Развитие торговли в сельской местности.
13. Бытовое обслуживание.
13.1. Оказание социально значимых бытовых услуг населению, прежде всего в сельской местности.

РАЗДЕЛ II

Анализ ситуации в инвестиционной сфере
на территории области

В структуре валового внутреннего продукта области при росте чистого экспорта и потребления населения происходит значительное снижение удельного веса реальных инвестиций.
Объем капитальных вложений снизился в 1992 году по сравнению с предыдущим периодом на 18%, в 1993 году - на 28%, в 1994 году - на 32%.
За 1995 год предприятиями и организациями всех форм собственности освоено 1917,09 млрд. руб. капитальных вложений.
В структуре инвестиций по формам собственности более 60% их общего объема приходится на предприятия смешанной формы собственности, по 5 - 14% - на муниципальные и частные, 18% - на государственные предприятия (таб. 1).

Таблица 1

Структура капитальных вложений за счет
всех источников финансирования по формам
собственности (в ценах соответствующих лет)

млрд. руб.

   -------------------T-----------------------------------------------¬

¦ ¦ Капитальные вложения ¦
¦ +---------------T---------------T---------------+
¦ ¦ 1993 г. ¦ 1994 г. ¦ 1995 г. ¦
¦ +-----T---------+-----T---------+-----T---------+
¦ ¦всего¦% к итогу¦всего¦% к итогу¦всего¦% к итогу¦
L------------------+-----+---------+-----+---------+-----+----------

Всего по
предприятиям всех
форм собственности 202,71 100 652,62 100 1917,09 100

в том числе:
государственная
собственность 48,22 24 154,79 24 308,32 18
муниципальная
собственность 7,44 4 36,02 6 80,15 5
смешанная
собственность * 109,01 54 392.63 60 1300,95 68
частная
собственность 37,98 19 69,06 11 227,67 14

   -------------------------------

<*> Включая предприятия с иностранным участием в собственности.

1. Структура капитальных вложений по источникам

Происходят существенные изменения в структуре источников финансирования капитальных вложений (таб. 2).

Таблица 2

Капитальные вложения по источникам
финансирования (в ценах соответствующих лет)

млрд. руб.

   --------------------------------------T---------T--------T--------¬

¦ ¦ 1993 г. ¦1994 г. ¦1995 г. ¦
¦ ¦ отчет ¦отчет ¦отчет ¦
L-------------------------------------+---------+--------+---------

Капитальные вложения за счет всех
источников финансирования - всего 202,74 652,62 1917,09
в том числе:

1. Собственные и привлеченные средства
предприятий и организаций 148,51 530,02 1620,94
Удельный вес от общего объема, % 73 81 84
из них:
а) собственные средства предприятий 141,83 497,55 1297,65
удельный вес от общего объема, % 70 76 68
в том числе:
- прибыль 107,03 22,75 54,3
удельный вес от общего объема, % 53 3 3

- амортизация 13,97 353,48 1111,91
удельный вес от общего объема, % 7 54 58

- прочие средства 20,83 121,32 131,44
удельный вес от общего объема, % 10 18 7

б) средства внебюджетных фондов 4,81 18,44 274,1
удельный вес об общего объема, % 2 3 14

в) вторичная эмиссия ценных бумаг - - -
удельный вес от общего объема, % - - -

г) средства населения на индивидуаль-
ное жилстроительство 1,61 12,83 47,77
удельный вес от общего объема, % 0,8 2 3

д) прямые иностранные инвестиции 0,26 14,4 * 14,3 *
удельный вес от общего объема, % 0,1 2,0 1,0

2. Бюджетные средства
(консолидированный бюджет) 54,2 122,6 296,15
удельный вес от общего объема, % 27 19 15
из них:
а) централизованные капвложения,
фиксируемые за счет средств
федерального бюджета 31,12 63,9 90,91
удельный вес от общего объема, % 15 10 5
в том числе:
государственные инвестиции 31,12 38,81 79,71
удельный вес от общего объема, % 15 6 4

Другие источники (инвестиционные - 25,09 11,2
кредиты)
удельный вес от общего объема, % - 4 1
ассигнования из местных бюджетов 28,08 58,7 205,24
удельный вес от общего объема, % 11 9 11

   -------------------------------

<*> Снижение номинального объема иностранных инвестиций в 1994 - 1995 гг. объясняется тем, что рост инфляции в рублевом измерении значительно опережал рост курса доллара к рублю. (1994 г. - 4638 руб., 1995 г. - 4700 руб.).

Бюджетные средства. В 1995 году сохранялась тенденция снижения доли инвестиций, выделяемых из бюджета. В 1993 г. она составила 27%, в 1994 г. - 19%, в 1995 г. - 18%.
Сокращение инвестиций за счет консолидированного бюджета проходит практически по всем направлениям (таб. 3).

Таблица 3

Централизованные капитальные вложения,
финансируемые за счет средств федерального бюджета
(в ценах соответствующих лет)

(млрд. руб.)
   --------------------------------T------------------------------T--------¬

¦ ¦Без учета затрат на погашение ¦1995 г. ¦
¦ ¦кредиторской задолженности за ¦оценка, ¦
¦ ¦работы, выполненные в преды- ¦включая ¦
¦ ¦дущем году ¦затраты ¦
¦ +--------------T---------------+на пога-¦
¦ ¦1994 г. отчет ¦ 1995 год ¦шение ¦
¦ ¦в ценах ¦ оценка ¦креди- ¦
¦ +-------T------+-------T-------+торской ¦
¦ ¦1994 г.¦1995 г¦ абсо- ¦в % к ¦задол- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ лютно ¦1994 г.¦женно- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сти ¦
L-------------------------------+-------+------+-------+-------+---------

Государственные инвестиции -
всего 63,9 190,8 29,33 15,3 58,03
% к общему объему 100 100 100 100 100
из них:
1. Федеральная инвестиционная
программа 61,22 183,66 27,03 15 46,45
% к общему объему 96 96 92 - 80
"Жилище" 7,18 21,54 1,8 8,4 9,7
"Дети Чернобыля" 3,6 10,8 4,6 43 6,47
"Ликвидация последствий аварии
на Чернобыльской АЭС" 8,73 26,19 7,7 29 7,7
"Структурная перестройка
производственной базы
жилищного строительства" 1,3 3,9 - - -
"Фермер" 29,0 87 8,5 10 8,5
"Детское питание" 0,47 1,41 - - 1,32
"Повышение плодородия почв" 0,76 2,28 2,12 93 2,12
"Возрождение малых и средних
городов" 1,31 3,93 0,23 6 0,5
Создание и развитие производства
машин для жилищного и дорожного
строительства 3,8 11,4 - - -
Увеличение производства сахара 0,07 0,21 0,075 107 0,075
Увеличение производства
раст. масла 0,2 0,6 - - -
Государственная защита
станкостроения 4,8 14,4 2,0 14 10,06
Непрограммная часть 2,38 7,14 2,3 32 11,58
% к общему объему 4 4 8 - 11,9
Здравоохранение - - 1,3 - 7,8
Народное образование 0,3 0,9 - - -
Культура 0,5 1,5 - - -
Коммунальное строительство 0,18 0,54 - - 1,74
Прочие отрасли хозяйства 0,6 1,8 0,4 22 1,2
Бытовое обслуживание
населения 0,8 2,4 0,6 25 0,84

За 1995 г. профинансировано около 60% годового объема инвестиций за счет бюджетных средств на безвозвратной основе, по программам "Чернобыль", "Дети Чернобыля" - 81 - 74% от годового объема работ.
Распределение государственных инвестиций по комплексам и отраслям приведены в таблице 4.
Собственные средства предприятий и организаций являются преобладающим источником финансирования капитальных вложений, доля собственных средств предприятий составила в 1993 г. - 70%, в 1994 году - 76%, в 1995 г. - 68% всего объема инвестиций.
Инфляция, рост влияния спросовых ограничений на результаты работы предприятий, сокращение выпуска традиционной продукции и увеличение резервных мощностей негативно сказываются на увеличении объемов инвестиций за счет собственных средств. К тому же если интересы государства в настоящее время объективно направлены на активизацию инвестиционной деятельности, то интересы руководителей многих предприятий замыкаются на росте текущего потребления или, в лучшем случае, на пополнении оборотных средств. Поэтому как на текущее потребление, так и на пополнение оборотных средств направлялась не только получаемая прибыль, но и во многих случаях амортизационные отчисления.
Таким образом, собственных средств предприятий, направляемых на инвестиции, явно недостаточно не только для расширенного, но даже и для простого воспроизводства, что еще более ухудшает состояние производственных фондов.
Средства банков. По мере удовлетворения потребительского спроса эффективность торгово - посреднических операций снижается, а ситуация на валютных рынках становится более стабильной, банковская система начинает разворачиваться в сторону реального сектора экономики.

Таблица 4

Удельный вес государственных инвестиций
на 1995 год по комплексам и отраслям
(в процентах)

   ------------------------------------------------T--------T--------¬

¦ ¦1994 г. ¦1995 г. ¦
¦ ¦отчет ¦отчет ¦
+-----------------------------------------------+--------+--------+
¦Государственные инвестиции ¦ 100 ¦ 100 ¦
¦1. Средства федерального бюджета на ¦ ¦ ¦
¦ инвестиционную программу - всего ¦ 52 ¦ 19 ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦
¦ Социальный комплекс - всего ¦ 18 ¦ 10 ¦
¦ из них по отраслям: ¦ ¦ ¦
¦ Жилищное строительство ¦ 9 ¦ 3 ¦
¦ Коммунальное строительство ¦ 1 ¦ 0,6 ¦
¦ Народное образование ¦ 2 ¦ 0,5 ¦
¦ Культура ¦ 0,2 ¦ 0 ¦
¦ Здравоохранение ¦ 3 ¦ 5 ¦
¦ Наука ¦ 0 ¦ 0 ¦
¦ Производственный комплекс - всего ¦ 34 ¦ 9 ¦
¦ из них: ¦ ¦ ¦
¦ Агропромышленный комплекс ¦ 4 ¦ 0,1 ¦
¦ Топливно - энергетический комплекс ¦ 0 ¦ 0 ¦
¦ Металлургия ¦ 0 ¦ 0 ¦
¦ Химико - лесной комплекс ¦ 0 ¦ 0 ¦
¦ Транспорт и связь ¦ 0 ¦ 0 ¦
¦ Другие отрасли ¦ 30 ¦ 9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Средства областного бюджета на ¦ ¦ ¦
¦ инвестиционную программу: ¦ 48 ¦ 81 ¦
¦ из них: ¦ ¦ ¦
¦ Пищевая и перерабатывающая ¦ ¦ ¦
¦ промышленность ¦ 0 ¦ 0 ¦
¦ Медицинская промышленность ¦ 0 ¦ 0 ¦
¦ Химико - лесной комплекс ¦ 0 ¦ 0 ¦
¦ Легкая промышленность ¦ 0 ¦ 0 ¦
¦ Бытовое обслуживание ¦ 0,2 ¦ 0,2 ¦
¦ Торговля ¦ 0 ¦ 0 ¦
¦ Здравоохранение ¦ 1 ¦ 2 ¦
¦ Народное образование ¦ 3 ¦ 5 ¦
¦ Культура ¦ 0,5 ¦ 0 ¦
¦ Жилищное строительство ¦ 3 ¦ 6 ¦
¦ Коммунальное строительство ¦ 37 ¦ 60 ¦
L-----------------------------------------------+--------+---------


Однако стоимость кредитных ресурсов остается еще высокой. При высокой стоимости кредитных ресурсов сложно подобрать окупаемые инвестиционные проекты. В этой же плоскости находится проблема доверия банковских учреждений к заемщикам. Если предприятие имеет плохие показатели финансово - хозяйственной деятельности и не имеет четкой программы по выходу из создавшегося положения, то оно не представляет интерес для инвестора. Поэтому доля инвестиций, осуществляемых за счет кредитов коммерческих банков, остается незначительной - 8,5 % (в 1995 г.).
Вторичная эмиссия ценных бумаг. Проблемы доверия со стороны владельцев денежных ресурсов и наличия просчитанной программы реорганизации производства свойственна и для фондового рынка. Действие этого фактора наряду с конкуренцией на финансовом рынке со стороны ценных бумаг торговых компаний и государственных ценных бумаг приводит к незначительному привлечению в производство финансовых ресурсов посредством эмиссии акций, размещения облигаций и других ценных бумаг.
Рынок акций акционерных обществ несколько активизировался в 1995 году, однако в суммарном биржевом обороте доля сделок с ними остается низкой.
Отрицательно сказались на развитии ценных бумаг аферы, связанные с созданием некоторых финансовых институтов.
Средства населения являются динамично развивающимся источником финансирования капиталовложений. В истекшем году усилилось предпочтение населения к вложению свободных денежных средств на жилищное строительство. Доля средств населения на жилищное строительство в общем объеме инвестиций поднялась в 1993 г. до 0,8%, в 1994 г. до 2%, в 1995 г. до 3%. Общий объем средств населения, направленных на индивидуальное жилищное строительство, оценивается на уровне 47,77 млрд. руб.
Иностранные инвестиции не являются еще значительными как источник негосударственных инвестиций в экономике области. В 1993 году объем иностранных инвестиций составил (в ценах соответствующих лет) 0,2 млрд. руб., в 1994 г. - 14,3 млрд. руб., в 1995 г. - 32,8 млрд. руб. (таблица 5).
Инвестиционное сотрудничество является важным средством дальнейшего развития экономики области.
Практика показывает, что до последнего времени основной формой участия иностранного капитала в виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий.
На первое января 1996 года в области зарегистрировано 88 коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в том числе 60 юридических лиц.
Совокупный уставной капитал предприятий составил 5,2 млрд. рублей, в том числе доля иностранных инвесторов 2,6 млрд. рублей (50%).
На начало года действовало 54 предприятия (61,3%), с числом работников, занятых в сфере материального производства 2588 человек, а объем производства продукции, работ, услуг, товарооборота равнялся 248,6 млрд. рублей.
Предприятия с иностранными инвестициями активно осуществляют внешнеторговую деятельность. Например, объем экспорта произведенной липецкими предприятиями продукции превышает 4,9 млн. долл. США.
Однако не всегда большое количество зарегистрированных СП является свидетельством высокой инвестиционной активности. Только за последнее время в соответствии с законодательством признаны несостоявшимися 4 предприятия. В то же время основной задачей остается совместный с предприятиями поиск оптимального выхода из трудного положения. В качестве примера подобной работы можно привести преобразование югославско - российского предприятия "Эскод - Конвент". Сложилась ненормальная ситуация, когда, не вложив ни одного рубля, иностранный учредитель формально мог претендовать на половину заработанной совместным предприятием прибыли. В настоящее время совместное предприятие преобразовано в российское. К сожалению, это не единственный пример, когда, учредив совместное предприятие, зарубежные партнеры всячески уклоняются от принятых на себя обязательств. Поэтому опыт "Эскод - Конвента" в ближайшее время будет распространен на другие нежизнеспособные СП.
Что касается предприятий с иностранными инвестициями, то если в 1994 году было создано 45 хозяйствующих субъектов с совокупным уставным капиталом 2,1 млрд. руб., то в 1995 году такой же объем уставного капитала дали 10 совместных предприятий.
К тому же необходимо отметить, что прямые инвестиции поступают не только в виде непосредственных вкладов в уставный капитал, но и как результат выполнения условий инвестиционных конкурсов. Так, в качестве поставки оборудования на завод восстановленного табака получено 2,7 млн. долл. США, на завод "Комтез" - 243,6 млн. руб. Кроме того, в виде кредитов, предоставляемых зарубежными совладельцами предприятий на покупку оборудования, предприятием "Липецк - Мобайл" получено 678,1 тыс. долл. США. Предприятием "Эскор" в виде инвестиций в соответствии с договорами о совместной деятельности получено 367,6 млн. руб. Таким образом, общий объем вышеперечисленных видов иностранных инвестиций в экономику области в 1995 году составил: 611,2 млн. руб. и 3,4 млн. долл. США (или всего - 15,825 млрд. руб.), а с учетом вкладов в уставный капитал около 18 млрд. руб.
К числу положительных примеров можно отнести создание переселенцами из Кыргызстана на выделенной им земле предприятия "Липецкспорт". Сформировав уставный капитал в размере 55 млн. руб., они осуществляют капиталовложения на сумму около 3 миллиардов рублей. В ближайшее время планируется пуск производства спортивной и модельной обуви, введен в строй бетонно - строительный узел, цеха столярных и металлоизделий.
Данный опыт решения проблемы вынужденных переселенцев представляется перспективным.
Судя по ненасыщенности российского рынка современными изделиями дорожного ограждения, можно утверждать, что у созданного Липецким "Автодором" совместно с партнерами из Италии и Словакии предприятия "Дорифор" также имеются хорошие перспективы развития. В 1995 году при активном участии администрации области создано акционерное общество с иностранными инвестициями "Линк", основной задачей которого является привлечение зарубежных банков и фирм - производителей оборудования для активизации инвестиционной деятельности в области.
В настоящее время с помощью АО "Линк" на льготных условиях поставляется оборудование для АО "Росинка", прорабатываются другие контракты.
Помимо привлечения иностранных инвестиций в форме прямых вкладов в уставный фонд, увеличивается доля капиталов, привлеченных в экономику области в форме портфельных инвестиций и инвестиционных кредитов. Так например, на АО "Липецкэлектросвязь" приобретено иностранным инвестором 24,2% от общего объема акций, на АО "Восстановленный табак" - 49% общего объема акций.
Дальнейшее развитие получила наиболее перспективная форма инвестирования - целевые инвестиционные кредиты, в т.ч. кредиты постановщиков оборудования.
По этой схеме приобретают оборудование АО "Росинка" на сумму около 1 млн. долл. США и АО "Липецкэлектросвязь", которому уже поставлено оборудование АТС на 2,2 млн. долл. США и еще предстоит поставка оборудования на 7,5 млн. долл. США путем включения в немецкую кредитную линию "Гермес".
Вместе с тем отсутствие реальной системы гарантий и льгот для инвесторов, недостаток средств на разработку бизнес - планов по международным стандартам и на их продвижение к потенциальным партнерам стали основными препятствиями для значительного увеличения объемов иностранных инвестиций.

Таблица 5

Объемы иностранных инвестиций в Липецкую область
(в ценах соответствующих лет, млн. руб.)

   --------------------------------------T-------T---------T-------¬

¦ ¦ 1993 ¦ 1994 ¦ 1995 ¦
+-------------------------------------+-------+---------+-------+
¦Инвестиции - Всего ¦203,8 ¦ 14377,1 ¦32780,5¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦1. Прямые инвестиции (количество ¦203,8 ¦ 14377,1 ¦14280,3¦
¦ хозяйствующих субъектов) ¦(25) ¦ (45) ¦ (10) ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ взносы в уставный фонд ¦203,8 ¦ 1080,0 ¦ 1642,0¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ прочее ¦ - ¦ 13297,1 ¦12638,3¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Прочие инвестиции: ¦ - ¦ - ¦18500,2¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ прочие кредиты ¦ - ¦ - ¦18132,6¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ прочее ¦ - ¦ - ¦ 367,6¦
L-------------------------------------+-------+---------+--------


Примечание. 1994 г. - 1 долл. США = 4638 руб.
1995 г. - 1 долл. США = 4700 руб.

2. Отраслевая структура

Отраслевая структура капитальных вложений, направленных в 1995 году на производственные цели, характеризуется следующими данными: (таб. 6).

Таблица 6
(в ценах 1995 г.) млрд. руб.

Структура капитальных вложений по основным
отраслям производственного назначения

   ------------------------------T-------T--------T--------T--------¬

¦ ¦1992 г.¦ 1993 г.¦ 1994 г.¦ 1995 г.¦
+-----------------------------+-------+--------+--------+--------+
¦Производственное стр-во ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- всего ¦3203,56¦ 2013,3 ¦1149,8 ¦1122,76 ¦
¦Электроэнергетика ¦ 152,28¦ 146,4 ¦ 71,85 ¦ 97,38 ¦
¦Черная металлургия ¦1364,04¦ 519,9 ¦ 260,63 ¦ 373,82 ¦
¦Тракторное и сельско - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦хозяйственное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦машиностроение ¦ 349,92¦ 202,65 ¦ 110,01 ¦ 23,09 ¦
¦Промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строительных материалов ¦ 111,78¦ 33,45 ¦ 42,69 ¦ 47,26 ¦
¦Пищевая промышленность ¦ 69,66¦ 108,9 ¦ 28,371 ¦ 75,65 ¦
¦Сельское хозяйство ¦ 596,16¦ 444,6 ¦ 154,2 ¦ 69,25 ¦
¦Транспорт и связь ¦ 126,36¦ 201,3 ¦ 239,52 ¦ 194,86 ¦
¦Торговля и общественное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦питание ¦ 12,96¦ 13,95 ¦ 19,26 ¦ 36,61 ¦
L-----------------------------+-------+--------+--------+---------


В отраслевой структуре использования капитальных вложений, ведущими по-прежнему остаются отрасли топливно - энергетического и агропромышленного комплексов, доля которых составляет более половины в общем объеме капитальных вложений производственного назначения.
Почти 33% капитальных вложений в производственной сфере приходится на черную металлургию, 17% - транспорт и связь, 9% - электроэнергетику, 6% - сельское хозяйство. Объем инвестиций за счет всех источников финансирования в черную металлургию за 1995 г. по всему комплексу составил 373,8 млрд. руб., агропромышленный комплекс - 154,41 млрд. руб. В промышленности строительных материалов начато освоение мощностей по производству продукции с улучшенными техническими характеристиками: производство изделий домостроения из ячеистого бетона.
На строительство объектов социальной сферы в 1995 г. направлено 794,33 млрд. руб., что на 3% больше, чем в 1994 году (табл. 7).

Таблица 7

Структура капитальных вложений по основным
отраслям социальной сферы

(в ценах 1995 года) млрд. руб.

   ---------------------------------T--------T--------T-------T-------¬

¦ ¦1992 г. ¦1993 г. ¦1994 г.¦1995 г.¦
+--------------------------------+--------+--------+-------+-------+
¦Непроизводственное стр-во ¦1088,64 ¦1027,5 ¦768,89 ¦794,33 ¦
¦Жилищное стр-во ¦686,88 ¦620,7 ¦408,37 ¦394,15 ¦
¦Коммунальное стр-во ¦246,24 ¦259,35 ¦203,54 ¦251,27 ¦
¦Здравоохранение ¦42,12 ¦42,75 ¦24,99 ¦44,19 ¦
¦Народное образование ¦66,42 ¦50,55 ¦31,43 ¦23,17 ¦
¦Культура ¦6,48 ¦7,2 ¦4,73 ¦4,21 ¦
L--------------------------------+--------+--------+-------+--------


Доля инвестиций на строительство объектов непроизводственного назначения постоянно увеличивается:

1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г.

- производственные объекты 75% 66% 60% 56%
- непроизводственные объекты 25% 34% 40% 44%

Значительно возрастает доля капитальных вложений в жилищное строительство. В 1995 году она достигла 22% против 16 - 21% в 1992 - 1994 годах. За этот же период предприятиями и организациями всех форм собственности введены жилые дома общей площадью 340,4 тыс. кв. метров, что составило 77% к уровню 1994 г. Доля жилых домов, построенных индивидуальными застройщиками, в общем объеме составила 13% против 9% в 1994 году. Ввод в действие школ составил 129%, а дошкольных учреждений в 7,7 раз превысил темпы 1994 г.

РАЗДЕЛ III

Меры по поддержке инвестиционной деятельности

Анализ ситуации в инвестиционной сфере показывает, что происходит дальнейшее сокращение общего объема инвестиций, сдерживающее структурные и технологические преобразования действующего производства. Обостряется проблема технологической отсталости и конкурентоспособности, особенно в промышленности области. В то же время современная ситуация в экономике области и потребности структурной перестройки, повышение ее эффективности требуют увеличения инвестиций. Одна из особенностей сложившейся экономической ситуации заключается в том, что для снижения издержек, а также для приспособления производства к меняющемуся спросу, для обновления и повышения конкурентоспособности продукции нужны крупные инвестиции в основной капитал. Наращивания оборотных средств и улучшения использования имеющихся мощностей в большинстве случаев недостаточно из-за неприспособленности этих мощностей к требованиям рынка. Это проблема не может быть решена путем увеличения государственных инвестиций в силу ограниченности бюджетных средств.
Отсюда следует, что задача повышения инвестиционной активности не может быть решена посредством усиления прямого вмешательства государства. Необходимо сформировать благоприятный инвестиционный климат для частных инвесторов, что должно способствовать росту реальных сбережений и ускорению эффективной трансформации накоплений в инвестиции.
Инвестиционная программа направлена на достижение ряда целей, в своей совокупности создающих благоприятную среду для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечения частных (отечественных и иностранных) инвестиций в экономику области.
Достижение каждой из целей, поставленных в Программе, обеспечивается реализацией мер, требующих решения следующих задач:

III.1. Создание благоприятных условий
для инвестиций

III.1.1. Совершенствование информационной базы

Одним из наиболее важных этапов инвестиционного процесса является продвижение информации об инвестиционных потребностях предприятий области на рынок капиталов.
Для достижения наилучших результатов необходимо использовать различные по форме представления и способу распространения варианты продвижения информации.
Во-первых, это касается объема и содержания представляемых сведений. В малых формах (заявки, инвестиционные письма) кратко излагается суть проекта и его основные характеристики. В необходимых случаях составляются бизнес - планы, содержащие подробное описание проекта, маркетинговые исследования и финансовые расчеты.
Во-вторых, существует множество способов представления и доставки информации к потребителям. Традиционно широко используется публикация статей и блоков информации в деловой прессе, в специальных материалах. Издаются и рассылаются перечни, сборники, каталоги, проспекты. В последнее время все активнее внедряются электронные формы хранения и трансляции информации, которая через многочисленные базы данных инвестиционных бюро (например, бюро ЮНИДО) имеет выход в мировые компьютерные сети. Как правило, для распространения информации используют два подхода. Один из них заключается в стремлении довести информацию до возможно большего числа потребителей, тогда как другой преследует цель продвинуть конкретную информацию до конкретного лица.
Оптимальное сочетание этих двух подходов достигается через участие в различного рода инвестиционных биржах, ярмарках, выставках, семинарах, форумах, привлекающих внимание и профессиональных инвесторов, и широких кругов предпринимателей. Кроме того, остается актуальным обмен делегациями, особенно если между сторонами установлены долгосрочные отношения.
Повышение значимости этапа распространения информации проявляется также в тенденции увеличения числа региональных, федеральных и международных структур, специализирующихся исключительно на данном виде деятельности. В плане активизации работы по осуществлению рекламно - информационной кампании в печатных изданиях, переговорного процесса по организации выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов, раскрытию перспективы выгодного вложения в экономику области программой предусматривается:

   -----------------------------------T-------------T-----------------¬

¦ Наименование мероприятий ¦ Срок ¦ Исполнители ¦
¦ ¦ исполнения ¦ ¦
L----------------------------------+-------------+------------------

III.1.1.1. Подготовка и организация 1996 - Управление
печати информационного 1997 гг. экономики,
материала об инвестиционной управление
политике области в газете международных и
"Деловой мир", в других межрегиональных
изданиях. связей

III.1.1.2. Отработка механизма IV Управление
взаимодействия с федеральными квартал международных и
структурами по продвижению 1996 г. межрегиональных
инвестиционных проектов. связей, управление
экономики

III.1.1.3. Организация семинаров 1996 - Управление
и участие в федеральных и 1997 гг. экономики,
международных выставках управление
инвестиционных проектов, международных и
форумах и конференциях. межрегиональных
связей

III.1.1.4. Подготовка предложений III Управление
по созданию банка данных об квартал международных и
инвестиционных проектах 1996 г. межрегиональных
области (компьютерная версия). связей, управление
экономики, комитет
по управлению
госимуществом
области, отраслевые
комитеты,
управления, отделы

III.1.1.5. Организация издания 1-го III Управление
выпуска сборника инвестиционных квартал экономики,
проектов области, включая 1996 г. управление
характеристику инвестиционного международных и
климата и экономико - географическ. межрегиональных
справку области с переводом на связей
английский язык.

III.1.1.6. Распространение 1996 - Управление
информации об инвестиционных 1997 гг. экономики,
проектах среди коммерческих управление
банков России и др. потенциальных международных и
инвесторов. межрегиональных
связей

III.1.1.7. Подготовка информации 1996 - Управление
о возможности выхода на 1997 гг. международных и
потенциальных инвесторов межрегиональных
через негосударственные связей, управление
структуры (фонды, консалтинговые экономики
фирмы, агентства и т.д.) и
доведение их до заявителей
проектов.

III.1.2. Подготовка бизнес - планов

С началом преобразования государственных предприятий и развития предпринимательского процесса у частных фирм, испытывающих недостаток стартового капитала, появилась необходимость получения финансовых ресурсов, в том числе из иностранных источников, под конкретные проекты. Представление проектов потенциальному инвестору для финансирования предполагает разработку бизнес - планов, отвечающих требованиям международной практики, а также адаптированных к местным экономическим условиям. Бизнес - план стал принципиально новым документом для широких кругов товаропроизводителей, которые столкнулись с серьезными проблемами при его разработке из-за нехватки соответствующего опыта, знаний, информации, отсутствия специалистов и консультантов в этой области.
С другой стороны, поскольку в области да и в России существует незначительное количество специализированных структур, занимающихся экспертизой различных инвестиционных проектов, а имеющиеся методики подготовки бизнес - планов требуют дальнейшей доработки и адаптации к местным условиям, практическая работа по составлению бизнес - планов в основном ложится на не связанные между собой финансовые структуры: банки, инвестиционные компании, инвестиционная политика которых ориентирована на хорошо проработанные конъюнктурные проекты с хорошими сроками окупаемости.
Вследствие этого многие перспективные с технологической и социально - экономической точек зрения, но не отвечающие формальным критериям проекты предприятий, находящихся на территории области, выбраковываются. В итоге инвестиционные вложения в экономику области остаются вне сферы интересов отечественного и иностранного капитала.
В этой связи важным фактором притока инвестиций в область становится создание условий для возникновения специализированных фирм, обеспечивающих консультирование организующего характера и разработку бизнес - планов предприятий, включающих не только правовые и финансово - экономические, но и организационно - технологические вопросы.
Для решения вышеназванных проблем программой предусматривается:

   --------------------------------------T-------------T--------------¬

¦ Наименование мероприятий ¦ Срок ¦ Исполнители ¦
¦ ¦ исполнения ¦ ¦
L-------------------------------------+-------------+---------------

III.1.2.1. Создание банка IV Управление
бизнес - планов квартал экономики,
предприятий области. 1996 г. управление
международных и
межрегиональных
связей, комитет
по управлению
госимуществом
области,
отраслевые
комитеты,
управления,
отделы

III.1.2.2. Оперативная III-IV Управление
проработка и экспертиза кварталы экономики,
отраслевыми комитетами, 1996 г. управление
управлениями, отделами международных и
инвестиционных проектов межрегиональных
в целях координации работы связей, отраслевые
и оказания содействия комитеты,
заявителям проектов. управления, отделы

III.1.2.3. Внедрение в практику III кв. Управление
разработку бизнес - планов с 1996 г. международных и
использованием современных межрегиональных
компьютерных программ ЮНИДО связей, управление
"КОМФАР-III эксперт" (на базе экономики
филиала "Металлург" банка
"Липецккредит").

III.1.2.4. Создание базы IV Управление
данных действующих квартал международных и
нормативных актов в 1996 г. межрегиональных
сфере инвестиций. связей, управление
экономики, комитет
по управлению
госимуществом
области,
территориальное
управление по
антимонопольной
политике и
поддержке новых
экономических
структур,
управление юстиции

III.1.2.5. Подготовка перечня IV кв. Областной комитет
показателей, необходимых для 1996 г. госстатистики,
информационного обеспечения управление
инвестиционной деятельности экономики,
и организации мониторинга управление
Программы поддержки финансов,
инвестиционной деятельности. государственная
налоговая
инспекция по
Липецкой области,
комитет по
управлению
госимуществом
области, банки

III.1.2.6. Проведение семинаров 1 кв. Управление
с руководителями предприятий, 1997 г. международных и
организаций по осуществлению межрегиональных
практической работы по связей, управление
составлению бизнес - планов экономики,
комитеты,
управления, отделы
администрации
области

III.1.3. Гарантийный фонд страхования
инвестиционных рисков

Отсутствие системы государственных гарантий искусственно ограничивает рынок инвестиций, ведет к отказу потенциальных инвесторов от участия в реализации многих проектов, незащищенных от коммерческих рисков. Главная проблема работы на данном направлении состоит в обеспечении государственных, в данном случае на уровне области гарантий субъектам, представляющих негосударственный сектор.
Представление частным инвесторам государственных гарантий, включает обязательства области по возврату части вкладываемых ресурсов в случае срыва реализации высокоэффективного инвестиционного проекта, по не зависящим от инвестора причинам. При этом необходимо предоставление инвестором встречных гарантийных обязательств, включая залоговые обязательства.
Принципиальное положение состоит в том, что государственная гарантия не должна покрывать 100% риска, т.к. в этом случае исчезает ответственность предприятия за возврат выданного кредита. В целях аккумулирования средств в области целесообразно было бы предусмотреть создание гарантийного фонда на основе организации залоговой системы.
Рассматриваемые механизмы позволят использовать областные средства с более высокой эффективностью в отношении привлечения частного капитала. Даже при 50 процентах риска проекта размер необходимых средств снижается как минимум в 4 раза.
С учетом этого программой предусматривается:

   --------------------------------------T------------T--------------¬

¦ Наименование мероприятий ¦ Срок ¦Исполнители ¦
¦ ¦ исполнения ¦ ¦
L-------------------------------------+------------+---------------

III.1.3.1. Подготовка предложений IV Управление
по страхованию инвестиционных квартал экономики,
рисков за счет гарантийного 1996 г. управление
фонда. международных и
межрегиональных
связей

III.1.3.2. Разработка механизма IV Управление
гарантирования прямых квартал экономики,
инвестиции в производство. 1996 г. управление
международных и
межрегиональных
связей, комитет
по управлению
госимуществом
области

III.1.3.3. Подготовка предложений IV Фонд имущества
по усовершенствованию на базе квартал области,
современных методик оценки 1996 г. управление
зданий, сооружений, оборудования, международных и
земли, вкладываемых в уставные межрегиональных
фонды коммерческих организаций связей,
или передаваемых в залог. управление
экономики,
комитет по
земельным
ресурсам и
землеустройству

III.1.3.4. Подготовка предложений II Управление
по выпуску государственных квартал финансов,
ценных бумаг на сумму залогового 1997 г. управление
фонда области для вложения в экономики,
эффективные инвестиционные комитет по
проекты области. управлению
госимуществом
области, Фонд
имущества
области, банки,
комитеты,
управления,
отделы

III.1.4. Налоговые льготы

Практика показывает, что недостаток финансовых ресурсов является одной из основных проблем предприятий. В этих условиях в числе важных мер, направленных на улучшение инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов - предоставление налоговых льгот при осуществлении инвестиционной деятельности.
Инвестиционные проекты с привлечением отечественных и иностранных инвесторов, по которым инвесторы претендуют на получение дополнительных налоговых, кредитных льгот и гарантий, должны относиться к приоритетным сферам Программы и отвечать следующим критериям:
- инвестиции должны осуществляться в действующее производство;
- продукция предприятия должна быть конкурентоспособной.
Льготы могут быть предоставлены и по инвестициям в другие объекты, если они отвечают критериям настоящего раздела Программы или являются уникальными и исключительно важным для области.
Инвесторам могут быть предоставлены следующие льготы:
- льготные налоговые ставки, временное освобождение от уплаты налогов, отсрочка уплаты налогов;
- оказание финансовой поддержки в виде предоставления инвестиционных кредитов из областного бюджета по льготной ставке;
- предоставление государственных гарантий.

Программой предусматривается:

   ---------------------------------------T----------T---------------¬

¦ Наименование мероприятий ¦ Срок ¦Исполнители ¦
¦ ¦исполнения¦ ¦
+--------------------------------------+----------+---------------+
¦III.1.4.1. Разработка законопроекта ¦ I квартал¦Управление ¦
¦ "О предоставлении налоговых ¦ 1997 г. ¦экономики, ¦
¦ льгот инвесторам на территории ¦ ¦управление ¦
¦ Липецкой области" и представление ¦ ¦международных и¦
¦ его на рассмотрение областного ¦ ¦межрегиональных¦
¦ Собрания депутатов Липецкой ¦ ¦связей, ¦
¦ области. ¦ ¦управление ¦
¦ ¦ ¦финансов, ¦
¦ ¦ ¦комитеты, ¦
¦ ¦ ¦отделы, ¦
¦ ¦ ¦управления ¦
¦ ¦ ¦администрации ¦
¦ ¦ ¦области ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦III.1.4.2. Анализ налоговых ¦ IV ¦Управление ¦
¦ льгот по поддержке ¦ квартал ¦экономики, ¦
¦ инвестиционной деятельности, ¦ 1996 г. ¦управление ¦
¦ предоставляемых ¦ ¦международных и¦
¦ райгорадминистрациями ¦ ¦межрегиональных¦
¦ области. ¦ ¦связей, ¦
¦ ¦ ¦управление ¦
¦ ¦ ¦финансов, ¦
¦ ¦ ¦комитеты, ¦
¦ ¦ ¦отделы, ¦
¦ ¦ ¦управления ¦
¦ ¦ ¦администрации ¦
¦ ¦ ¦области ¦
L--------------------------------------+----------+----------------


III.1.5. Собственность на землю

Выкуп земельных участков под приватизированными предприятиями является явно положительным моментом в формировании рынка недвижимости и развития производственной деятельности предприятия, поскольку без гарантированного права пользования землей нельзя рассчитывать на приток капитала. И это выражается прежде всего в том, что, во первых, у акционерного общества - собственника земли значительно поднимаются в цене акции на рынке ценных бумаг, в результате появляется большая вероятность привлечения инвестиций. Во-вторых, предприятие - собственник земельного участка может более эффективно использовать незастроенные площади - заложить их, сдать в аренду или продать.
Несмотря на принятые законодательные акты по продаже земельных участков собственникам приватизированных государственных и муниципальных предприятий, по-прежнему собственности на земельные участки нет. Задача заключается в том, чтобы определить критерии оценки стоимости земельных участков, определить порядок учета их стоимости в активах коммерческих организаций, в т.ч. с иностранными инвестициями. Необходимо определить мероприятия для реализации Закона "О залоге" в части регламентации процедур оценки реальной стоимости собственности и ее передачи новому владельцу, в т.ч. иностранному инвестору, в случае неиспользования заемщиком принятых на себя обязательств.

   -------------------------------------T------------T-----------------¬

¦ Наименование мероприятий ¦ Срок ¦ Исполнители ¦
¦ ¦ исполнения ¦ ¦
L------------------------------------+------------+------------------

III.1.5.1. Разработка предложений II Комитет по
по реализации Закона "О залоге" квартал управлению
в части регламентации процедур 1997 г. госимуществом
оценки реальной стоимости области, управление
собственности и ее передачи новому экономики,
владельцу, в т.ч. иностранному управление
инвестору в случае неисполнения финансов, управление
заемщиком принятых на себя международных и
обязательств. межрегиональных
связей

III.1.5.2. Определение порядка III Комитет по
учета стоимости земельных квартал земельным ресурсам
участков в активах коммерческих 1997 г. и землеустройству,
организаций, в том числе с комитет по
иностранными инвестициями управлению
(методические рекомендации). госимуществом
области, управление
экономики,
управление финансов,
управление
международных и
межрегиональных
связей

III.1.5.3. Определение критериев I Комитет по
оценки стоимости земельных квартал земельным ресурсам
участков. 1997 г. и землеустройству,
комитет по
управлению
госимуществом
области, управление
экономики, Фонд
имущества области

III.1.5.4. Разработка проекта I Комитет по
закона "О продаже земли квартал земельным ресурсам
под приватизированными 1997 г. и землеустройству,
предприятиями на территории комитет по
Липецкой области" и управлению
представление его на госимуществом
рассмотрение областного области, управление
Собрания депутатов. экономики, Фонд
имущества области

III.1.5.5. Создание системы I Управление
мер по включению земли в квартал экономики, комитет
финансовый оборот. 1997 г. по земельным
ресурсам и
землеустройству,
комитет по
управлению
госимуществом
области, управление
финансов

III.2. Направления работы по привлечению инвестиций

В условиях ограниченности и недостаточности средств госбюджета, областного бюджета и предприятий одним из приоритетных направлений формирования источников инвестиций является привлечение в экономику области финансовых ресурсов негосударственного сектора: банков, финансовых компаний, других частных структур.

III.2.1. Работа с коммерческими банками

Одним из самых активных участников инвестиционного рынка, в настоящее время являются российские и иностранные банки, роль и значение которых в перспективе еще более возрастет по следующим основным причинам:
1. Основную массу инвестиций в экономику области будут составлять финансовые средства коммерческих структур, и в первую очередь коммерческих банков, а также средства государства. Объемы иностранных инвестиций, даже сейчас не играют существенного экономического значения и в перспективе их доля заметно не увеличится.
2. Рост и концентрация банковского капитала, что выражается в появлении в области новых банков и их филиалов.
3. Банки на инвестиционном рынке выполняют важнейшие функции: выступают инициаторами в мобилизации финансовых средств для реализации инвестиционных проектов, инвестируют их, выступают гарантами возврата инвестируемых средств.
Работу с российскими коммерческими банками целесообразно строить в следующих направлениях:
- обеспечение организационных мероприятий по разработке комплексных инвестиционных программ банков и оказание необходимой помощи при их реализации;
- оказание помощи предприятиям в разработке инвестиционных проектов, проведении экспертизы и анализа документов для получения от банков необходимых инвестиций.
Разработка банками комплексных инвестиционных программ, а также обеспечение их выполнения является в настоящее время недостаточно освоенной нишей на инвестиционном рынке и требуются организационные мероприятия для ее заполнения.
Эффективность работы банков в инвестировании инвестиционных проектов обеспечивается реализацией следующих мероприятий:

   -----------------------------------T------------T-----------------¬

¦ Наименование мероприятий ¦ Срок ¦Исполнители ¦
¦ ¦исполнения ¦ ¦
L----------------------------------+------------+------------------

III.2.1.1. Разработка системы III Управление
мер по стимулированию квартал экономики,
инвестиционной деятельности 1996 г. управление
коммерческих банков Липецкой международных и
области. межрегиональных
связей, банки,
комитеты,
управления,
отделы
администрации
области

III.2.1.2. Разработка механизма I Управление
передачи по конкурсу в квартал экономики, Фонд
доверительное управление 1997 г. имущества области,
банкам госпакетов акций, на управление
условиях получения предприятиями финансов, комитет
от них льготного кредита. по управлению
госимуществом
области, комитеты,
управления, отделы
администрации
области, банки

III.2.1.3. Изучение опыта банков, 1996 г. Управление
активно работающих на экономики,
рынке инвестиций: "Инкомбанк", управление
"Мосбизнесбанк", "Нефтехимбанк", международных
"Промстройбанк", "Российский и межрегиональных
кредит", "Токобанк" и др. связей

III.2.1.4. Подбор банков для I квартал Управление
составления ими инвестиционных 1997 г. экономики,
программ. управление
международных и
межрегиональных
связей, отраслевые
комитеты,
управления, отделы
администрации
области, банки

III.2.1.5. Разработка комплексной 1997 г. Управление
инвестиционной программы экономики,
банков. управление
международного и
межрегиональных
связей, отраслевые
комитеты,
управления, отделы
администрации
области, банки

III.2.1.6. Оказание необходимой 1997 г. Управление
помощи банкам и предприятиям экономики,
в процессе реализации управление
комплексной программы. международных и
межрегиональных
связей, отраслевые
комитеты,
управления, отделы

III.2.2. Использование возможностей новых
государственных организационных
структур

Не менее важным направлением расширения финансовой базы инвестиционной деятельности в области является активизация деятельности администрации по использованию новых государственных организационных структур, возникающих в сфере инвестиционной деятельности. В числе такого рода формирований заслуживают внимания:
- Российская финансовая государственная корпорация, обладающая определенными полномочиями по предоставлению государственных инвестиций. Целесообразно было бы предложить данной корпорации некоторые инвестиционные проекты. Кроме того, одно из направлений деятельности корпорации - привлечение капиталов негосударственного сектора. Поэтому контакты с ней представляют интерес и с точки зрения заимствования опыта в этой области;
- Государственная инвестиционная корпорация, основная функция которой - привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику. Корпорация наделена правительством значительными материальными ценностями для обеспечения гарантий иностранным инвесторам;
- Гарантийный фонд поддержки региональных программ. Кредитные линии открываются фондом непосредственно регионам, которые получают собственные корреспондентские счета;
- Минэкономики РФ. Комиссия по инвестиционным конкурсам, созданная при Минэкономики РФ, занимается отбором наиболее эффективных инвестиционных проектов в целях оказания государственной поддержки за счет средств федерального бюджета;
- Федеральный Фонд поддержки мало предпринимательства, основная функция которого - финансирование мероприятий по развитию предпринимательства, конкуренции и ограничению монополистической деятельности.
В плане использования возможностей новых организационных структур предусматривается:

   --------------------------------------T-----------T---------------¬

¦ Наименование мероприятий ¦ Срок ¦ Исполнители ¦
¦ ¦ исполнения¦ ¦
L-------------------------------------+-----------+----------------

III.2.2.1. Организация работы по 1996 - Управление
продвижению конкретных 1997 гг. международных и
инвестиционных проектов в межрегиональных
инвестиционные финансовые связей, управление
организации. экономики

III.2.2.2. Оформление экспозиции 1996 - Управление
инвестиционных проектов и 1997 гг. экономики,
коммерческих предложений, управление
используя возможности международных и
различных финансовых институтов межрегиональных
и заинтересованных предприятий. связей

III.2.2.3. Оказание методической и 1996 - Управление
практической помощи предприятиям 1997 гг. экономики
по составлению материалов на
участие в конкурсном распределении
централизованных инвестиционных
ресурсов.

III.2.3. Эмиссия ценных бумаг

Существенные резервы расширения источников финансирования связаны с развитием вторичного рынка акций приватизированных предприятий. К началу 1996 года приватизировано более 70% предприятий. Неоднократно за период с середины 1992 г. осуществляется переоценка основных производственных фондов, стоимость которых значительно возросла. Между тем, оценка основных производственных фондов в процессе приватизации предприятий до сих пор осуществляется не по реальной стоимости, а по ее состоянию на 01.07.92 г. В результате уставные капиталы акционерных обществ, создаваемых на базе приватизированных предприятий, в десятки раз ниже действительной стоимости приватизированного государственного имущества. Увеличение уставного капитала акционерных обществ за счет включения в него активов, оставшихся после приватизации за его пределами, вторичная эмиссия акций в пределах масштабов увеличения уставных капиталов акционерных обществ позволят предприятиям привлечь дополнительные капиталы для инвестирования в развитие. Для обеспечения успеха данной акции необходимы значительные организационные усилия по функционированию пока еще отсутствующего рынка ценных бумаг приватизированных предприятий. Хорошим началом была бы организация Фондом имущества области, располагающего солидным банком информации относительно состояния и перспектив приватизированных предприятий, продаж крупных пакетов акций приватизированных предприятий, осуществивших вторичную эмиссию, с целью привлечения крупных инвесторов. Начать можно было бы с создания фондовых магазинов с более широким ассортиментом ценных бумаг, не только акций предприятий, но и более популярных акций банков.
Участие в качестве покупателя акций предприятий на вторичном рынке могло бы стать одним из направлений инвестирования средств областного бюджета в приоритетные отрасли, которое может в перспективе приносить доход в виде дивидендов, а также появится возможность участия в управлении предприятиями.
Развитие вторичного рынка ценных бумаг обеспечивается реализацией следующих мероприятий:

   ----------------------------------T-----------T---------------------¬

¦ Наименование мероприятий ¦ Срок ¦ Исполнители ¦
¦ ¦исполнения ¦ ¦
L---------------------------------+-----------+----------------------

III.2.3.1. Разработка нормативных II Комитет по
документов о трасте квартал управлению
(доверительном управлении), 1997 г. госимуществом
о посреднической деятельности области,
на фондовом рынке. управление финансов,
региональная
комиссия по ценным
бумагам и фондовому
рынку, управление
экономики, банки,
фонд имущества
области

III.2.3.2. Разработка предложений I Управление
по совершенствованию ценных квартал экономики,
бумаг, о регистрационной и 1997 г. управление финансов,
депозитарной деятельности. комитет по
управлению
госимуществом
области,
региональная
комиссия по ценным
бумагам и фондовому
рынку, банки, Фонд
имущества области

III.2.3.3. Разработка и введение IV Управление финансов,
правил контроля за операциями квартал региональная
на фондовом рынке акционерных 1996 г. комиссия по ценным
обществ, фондовых бирж и др. бумагам и фондовому
финансовых институтов, жестких рынку, комитет по
правовых требований к участникам управлению
областного рынка ценных бумаг госимуществом
"о прозрачности" рынка, области, Фонд
включая обязательное и имущества области
исчерпывающее раскрытие
информации профессиональными
участниками рынка ценных
бумаг и эмитентами.

III.2.3.4. Создание фондовых II Комитет по
магазинов. полугодие управлению
1997 г. госимуществом
области, управление
экономики, комитеты,
управления, отделы
администрации
области

III.2.3.5. Подготовка и принятие II Управление финансов,
типового (стандартного) квартал управление
порядка выпуска региональных 1997 г. экономики, банки,
и муниципальных займов. комитет по
управлению
госимуществом
области, Фонд
имущества области

III.2.3.6. Разработка единой III Региональная
системы правил и стандартов квартал комиссия по ценным
по государственному 1997 г. бумагам и фондовому
регулированию рынка ценных рынку, управление
бумаг. финансов, управление
экономики, комитет
по управлению
госимуществом
области, Фонд
имущества области,
комитеты, управления,
отделы администрации
области

III.2.3.7. Разработка и введение II Региональная
методов контроля за соблюдением квартал комиссия по ценным
правовых норм в сфере ведения 1997 г. бумагам и фондовому
реестров акционеров, повышение рынку, управление
ответственности предприятий за экономики, управление
их нарушение. финансов, комитет
по управлению
госимуществом
области, Фонд
имущества области,
комитеты, управления,
отделы администрации
области

III.2.3.8. Организация внебиржевой IV Управление финансов,
торговли государственными квартал управление
ценными бумагами. 1997 г. экономики, комитет
по управлению
госимуществом
области, Фонд
имущества области

III.2.3.9. Оказание содействия IV Управление финансов,
по привлечению дополнительных квартал управление
капиталов для инвестирования 1996 г. экономики, Фонд
в развитие предприятий за имущества области,
счет увеличения уставного комитеты,
капитала акционерных обществ. управления, отделы
администрации
области

III.2.3.10. Разработка предложений III Управление
по формированию рынка ипотечных квартал экономики,
кредитов и обеспеченных ими 1997 г. управление
ценных бумаг для привлечения международных и
инвестиций в сферу жилищного межрегиональных
кредитования. связей

III.2.4. Собственные средства предприятий

Предпосылкой для увеличения инвестиций является рост накоплений. Рост накоплений предстоит осуществлять с уровня, который в настоящее время более чем 2 раза ниже уровня 1992 г. Систематическая переоценка стоимости основных фондов предприятий и применение механизма ускоренной амортизации позволят повысить роль амортизационных отчислений как одного из основных источников финансирования инвестиций. Новой амортизационной политикой предусматриваются более широкие возможности списания основного капитала и высвобождение дополнительных средств для последующих инвестиций.
Однако реальный эффект от жесткой амортизационной политики может быть получен лишь в случае использования названных средств строго на инвестиционные нужды, но не на цели текущей хозяйственной деятельности.
Вялая инвестиционная активность предприятий обостряет необходимость стимулирования спроса на машины и оборудование. Признанным средством решения этой задачи является прежде всего финансовый лизинг. Ограниченные возможности поддержки финансового лизинга за счет средств федерального и местных бюджетов отрицательно сказываются на развитии лизинговых операций. Решающее значение для успеха дела будет иметь привлечение частного капитала. С учетом этого программой предусматривается:

   --------------------------------T-------------T--------------------¬

¦ Наименование мероприятий ¦ Срок ¦ Исполнители ¦
¦ ¦ исполнения ¦ ¦
L-------------------------------+-------------+---------------------

III.2.4.1. Разработка механизма I Управление экономики,
инвестирования лизинговых квартал управление
проектов за счет кредитов 1997 г. международных и
банков в форме оборудования межрегиональных
или технологий. связей, отраслевые
комитеты, управления,
отделы

III.2.4.2. Создание единого IV Комитет по управлению
областного перечня квартал госимуществом области,
неиспользуемых 1996 г. фонд имущества
производственных мощностей, области, управление
площадей и объектов экономики, комитет по
незавершенного производства. архитектуре и
строительству,
комитеты, управления,
отделы администрации
области

III.2.5. Средства областного бюджета

Администрация области принимает на себя финансирование значительной части непроизводственной инфраструктуры. В 1995 г. 172,3 млрд. руб. ресурсов областного бюджета было направлено на удовлетворение неотложных потребностей социальной сферы: жилищного и муниципального строительства, здравоохранения, культуры, науки.
Принципиально новой особенностью инвестиционной политики области последнего времени является переход от распределения государственных инвестиций на производственные цели к их размещению на конкурсной основе, определенной постановлениями главы администрации области от 11.11.94 г. № 589 "О поддержке частных инвестиций" и от 31.07.95 г. № 342 "О фонде поддержки предпринимательства и инвестиций". В администрации области создана комиссия по инвестиционным конкурсам, организована рабочая группа в управлении экономики для отбора наиболее эффективных инвестиционных проектов.
Суть данного подхода заключается в предоставлении возможности претенденту на основе бизнес - плана, в котором важное место занимают маркетинговые исследования, доказать, что данная продукция найдет своего платежеспособного потребителя, а вложения окупятся за 2 - 2,5 года.
Для получения инвестиций в администрацию области поступило около 60 инвестиционных проектов, из которых 12 в 1995 г. предусмотрена государственная поддержка из фонда поддержки предпринимательства и инвестиций.
Итоги года показали, что ограниченная государственная поддержка коммерческих проектов способствует значительному привлечению частного капитала и обеспечивает рост производства.
Программой предусматривается государственная поддержка инвестиционной деятельности по следующим направлениям:

   ---------------------------------T------------T--------------------¬

¦ Наименование мероприятий ¦ Срок ¦ Исполнители ¦
¦ ¦ исполнения ¦ ¦
L--------------------------------+------------+---------------------

III.2.5.1. Полное или частичное 1996 - Управление экономики
финансирование конкретных 1997 гг.
инвестиционных проектов на
конкурсной основе из
областного бюджета.

III.2.5.2. Создание механизма III Управление экономики,
избирательного частичного квартал управление
финансирования из бюджета 1996 г. международных и
области конкретных объектов межрегиональных
с целью стимулирования связей, управление
частных инвестиций в эти финансов, комитет
объекты и формирования их по управлению
состава на конкурсной госимуществом
основе. области

III.2.6. Привлечение иностранных и отечественных
предприятий к сотрудничеству

В обеспечении благоприятного инвестиционного климата в области существенное значение имеет деятельность администрации области по привлечению к сотрудничеству иностранных и отечественных предприятий. Инвестиционное сотрудничество служит одним из основных средств стабилизации и дальнейшего развития экономики области.
До последнего времени основной формой участия иностранных предприятий в инвестировании было создание совместных предприятий. Несмотря на то, что число таких зарегистрированных предприятий на территории области достигло 88, размеры привлеченных ими зарубежных инвестиций невелики, а роль в экономике незначительна. Необходимо совершенствовать способы определения доли российских инвесторов в уставных фондах совместных предприятий, разработать методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в качестве российской части.
Следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовых ресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают постоянной зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний.
Одной из форм сотрудничества с иностранными и российскими предприятиями являются целевые кредиты для развития предприятий области с условием возврата кредита поставками продукции (компенсационные соглашения).
В этом плане администрация видит свою задачу в стимулировании сделок, в которых партнер поставляет машины, оборудование, технологию в обмен на встречные поставки сырья и полуфабрикатов, готовой продукции, производимых на поставленном оборудовании.

   --------------------------------T-------------T--------------------¬

¦ Наименование мероприятий ¦ Срок ¦ Исполнители ¦
¦ ¦ исполнения ¦ ¦
L-------------------------------+-------------+---------------------

III.2.6.1. Развитие 1996 - Управление экономики,
инвестиционного 1997 гг. управление
сотрудничества в рамках международных и
двухсторонних соглашений межрегиональных
с российскими и связей
иностранными предприятиями.

III.2.6.2. Создание базы I Областной комитет
статистических данных по квартал госстатистики,
поступлению в область 1997 г. банки, управление
иностранных инвестиций международных и
(прямых, портфельных, межрегиональных
кредитных) и их связей, комитет по
использованию. управлению
госимуществом
области, Фонд
имущества области,
управление по
антимонопольной
политике и поддержке
новых экономических
структур, управление
финансов

III.2.6.3. Подготовка областного II Управление экономики,
законопроекта "Об утверждении квартал комитет по
перечня видов деятельности и 1997 г. промышленности,
территорий, в которых транспорту и связи,
запрещается или ограничивается комитет по управлению
деятельность иностранных госимуществом
инвесторов" и представление области, управление
его на рассмотрение областного международных и
Собрания депутатов Липецкой межрегиональных
области. связей

РАЗДЕЛ IV

Поддержка приоритетных инвестиционных
проектов Липецкой области

   ----T-----------------------------T-----------T--------------------¬

¦ № ¦ Наименование мероприятий ¦ Сроки ¦ Исполнители ¦
¦п/п¦ ¦исполнения ¦ ¦
L---+-----------------------------+-----------+---------------------

I. Инвестиционные проекты,
финансируемые из фонда поддержки
предпринимательства и
инвестиций:

1. Развитие материально - технич. 1996 г. АО "Липецккомплекс"
базы предприятия.

2. Создание мощностей по 1996 г. АО "Липецкоблгаз"
производству газового
оборудования:

- блочных топочных мощностью
180 - 250 кВт., предназначенных
для децентрализованного
теплоснабжения жилья, объектов
соцкультбыта;

- автоматических газовых котлов
отопительных с водяным контуром
тепловой мощностью 50 квт,
предназначенных для
децентрализованного
теплоснабжения жилья и объектов
соцкультбыта;

- объемно блочных
газорегуляторных пунктов полной
заводской готовности для
централизованного газоснабжения
городов и поселков.

3. Организация производства тары и 1996 г. Липецкий областной
упаковки 250 тыс. шт. в год. центр организации
рыночных отношений

4. Организация производства 1996 г. АО "Липецкхлеб-
кукурузных хлопьев мощностью макаронпром"
1250 тонн в год.

5. Ввод мощностей по производству 1996 г. АО "Грязинский
сухих завтраков (снеков) и пищевой комбинат"
кукурузных хлопьев 1000 тонн в
год.

6. Строительство цеха по 1996 г. Пищевое предприятие
производству, розливу, хранению "Дон"
и оптовой продаже
ликероводочной продукции
мощностью 440 тыс. дал.

7. Освоение многофасонной линии по 1996 г. АО "Добринская
выпуску мужской верхней сорочки. швейная фабрика"

8. Организация закупок молока в 1996 г. АО "Липецкмолоко"
районах области.

II. Инвестиционные проекты,
финансируемые за счет долевого
участия средств республиканского
бюджета.

1. Организация производства 1996 г. АО "Липецкий
универсально - пропашн. трактор. тракторный завод"
с мощностью двигателя 150 л.с. и
модификацией на их базе с
мощностью двигателя 80-110 л.с.
Годовой объем производства 10
тыс. тракторов.

2. Создание и развитие производства 1996 г. АО "Лебедянский
машин для жилищного СОМ"
строительства.

3. Производство линейных 1996 г. АО "Липецкий
направляющих, позволяющие станкостроительный
увеличить поставки продукции на завод"
экспорт до 10% от общего объема
производства, произвести
модернизацию и восстановление
станочного парка
металлообрабатывающих
предприятий.

4. Создание современной медицинской 1996 г. АО "ПроМеТеИ"
техники и увеличение ее г. Елец
производства.

5. Лесовосстановление в России. 1996 г. Управление лесами
области

6. Повышение плодородия почв. 1997 г. Управление
сельского хозяйства
III. Инвестиционные проекты в
приоритетных для области
отраслях.

1. Строительство АО "Липецкхлеб-
масло - экстракционного завода. макаронпром"
Переработка 200 тыс. т масличных
семян в год. Производство: масло
рапсовое и подсолнечное 90 тыс.
т в год, высокобелковый шрот 110
тыс. т в год, маргарин 10 тыс. т
в год. Строительство завода по
гидрированию жиров мощностью 30
тыс. т в год.

2. Организация производства АО "Липецкмолоко"
детского питания с объемом 10 т
в смену.

3. Техническое перевооружение АО табака и махорки
табачного производства с "Усманское"
увеличением мощности по выпуску
сигарет до 10 млн. шт. в год.

4. Строительство завода Акционерн. общество
искусственной колбасой оболочки, "Елецкожа"
производство 30 млн. п. м
колбасной оболочки в год.

5. Строительство цеха по Добринский
производству пектина, выпуск 130 сахзавод
сортов пектина и медицинских
препаратов на основе пектина.

6. Ввод мощностей по рафинации и АО "Липецкхлеб-
дезодорации растительного масла макаронпром"
производительностью 15 т в
сутки.

7. Реконструкция и расширение АО
телефонной сети Липецкой области "Липецкэлектро-
с введением 100 тыс. номеров связь"
АТС.

8. Организация производства АО "Липецкая
фасонных отливок из металлургическая
высокопрочного чугуна с компания
шаровидным графитом (ВЧШГ) с "Свободный Сокол"
годовым объемом выпуска 10-15
тыс. тонн.

9. Реконструкция и АО "Эльта"
техперевооружение производства
черно - белых и цвет. кинескопов
с увеличением их выпуска до 1700
тыс. шт. в год.

10. Техническое перевооружение АО "Липчанка"
производства выпускаемых изделий
мужских костюмов, сорочек,
женских платьев и т. д.

11. Организация производства АО "Оргтехстрой"
трепельного гравия с годовым
объемом 100 тыс. м3.

12. Организация производства АО "Доломит"
облицовочных изделий из
природного камня с объемом 40
тыс. кв. м в год для
использования в строительстве
жилых и общественных зданий.

13. Строительство цеха по выпуску АО "Лебедянский
мебельных клееных щитов завод строительно -
производственной мощностью 2000 отделочных машин"
куб. м клееного щита в год.

14. Создание СХПК "Талицкое"
образцово - показательного
сельскохозяйственного
предприятия на 100 га по
выращиванию и переработке
картофеля по новейшим
технологиям.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru