Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Липецкой области от 22.03.1996 № 35-ОЗ
"О СЕМЕНАХ"
(Принят постановлением Липецкого обл. Собрания депут. от 22.03.1996 № 484-пс)

Официальная публикация в СМИ:
"Липецкая газета", № 63 - 64, 03.04.1996


Утратил силу в связи с принятием Закона Липецкой области от 14.06.2001 № 150-ОЗ.



22 марта 1996 года № 35-ОЗ

   ------------------------------------------------------------------


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

О СЕМЕНАХ

Принят
областным Собранием депутатов
22 марта 1996 года

Настоящий Закон регламентирует производство, заготовку, реализацию и использование семян.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Понятия, используемые в настоящем Законе, означают следующее: семена - растение или его часть, применяемые для воспроизводства сорта.
Категории семян сельскохозяйственных культур - оригинальные, элитные, репродукционные, гибридные:
оригинальные - семена первичных звеньев семеноводства, предназначенные для производства элитных семян;
элитные - семена, полученные от размножения оригинальных семян, предназначенные для производства репродукционных семян;
репродукционные - семена последующих после элиты поколений;
гибридные - семена первого поколения, полученные от скрещивания родительских форм;
сорт - группа растений, которая независимо от охраноспособности определяется по признакам, характеризующим данный генотип или комбинацию генотипов, и отличается от других групп растений того же ботанического таксона одним или несколькими признаками;
сортовые качества - совокупность показателей, характеризующих принадлежность семян определенному сорту;
посевные качества - совокупность показателей качества семян, характеризующих их пригодность для посева (посадки);
партия семян - определенное количество семян, удостоверенное одним документом;
ввод в торговый оборот - предложение, хранение или поставка семян с целью продажи, а также согласие на обмен и иные виды их передачи с коммерческой целью;
оригинатор сорта - юридическое или физическое лицо, обеспечивающее поддержание сорта и производящее оригинальные семена;
государственный сортовой контроль - сортовая идентификация семян путем проведения апробации семенных посевов, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля;
государственный семенной контроль - определение посевных (посадочных) качеств семян в соответствии с действующими государственными стандартами и международными правилами с выдачей соответствующих документов, контроль за соблюдением правил и требований производства и использования семян;
апробация - полевое обследование посевов с целью определения его сортовой чистоты или типичности растений, засоренности, пораженности болезнями и поврежденности вредителями;
грунтовой контроль - определение сортовых качеств семян путем посева и последующей проверки по растениям;
лабораторный сортовой контроль - определение сортовых качеств путем лабораторного анализа.

Статья 2. Законодательство Липецкой области о семенах

Правовую основу настоящего Закона составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О селекционных достижениях", Устав области и применяемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти и управления в пределах их полномочий.
Настоящий Закон действует на всей территории области.
Законы и иные нормативные, правовые акты области не могут противоречить настоящему Закону.

Статья 3. Применение Закона

Настоящий Закон применяется к отношениям, связанным с производством и использованием семян, родов и видов растений, включенных в Государственный реестр, селекционных достижений, допущенных к использованию, за исключением производства и использования семян в научных и личных некоммерческих целях.

Раздел II. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕНОВОДСТВА

Статья 4. Система семеноводства

Система семеноводства сельскохозяйственных культур состоит из производства оригинальных, элитных, репродукционных и гибридных семян.

Статья 5. Государственное управление семеноводством

Государственное управление в области семеноводства осуществляет управление сельского хозяйства и продовольствия администрации области.
К ведению государственных органов управления семеноводством относятся:
подготовка проектов региональных и иных нормативных актов по семеноводству;
разработка проектов региональных полевых программ по развитию семеноводства, нормативных, методико - технических, инструктивных и других документов, регламентирующих семеноводство, и обеспечение их реализации;
осуществление единой политики в семеноводстве;
обеспечение взаимодействия между производителями, поставщиками и потребителями семян, а также формирование и использование регионального фонда семян;
осуществление агроэкологической специализации семеноводства;
изучение и анализ конъюнктуры рынка семян;
осуществление карантинного контроля семян при их вывозе с территории Липецкой области и ввозе на территорию области;
организация подготовки специалистов по семеноводству.

Статья 6. Научное обеспечение семеноводства и семенного контроля

Научное обеспечение семеноводства и семенного контроля осуществляет государственное предприятие "Производственное объединение по производству семян масличных культур "Гелиос" и научно - производственное объединение "Рапс".

Раздел III. ПРОИЗВОДСТВО СЕМЯН

Статья 7. Производство оригинальных, элитных и репродукционных семян

Производство семян охраняемых сортов осуществляется с соблюдением исключительного права патентообладателя.
Оригинальные семена производятся организатором сорта, зарегистрированным Государственной комиссией Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений.
Элитные и гибридные семена производятся юридическими и физическими лицами, имеющими лицензию на право их производства.
Порядок выдачи и аннулирования лицензии на право производства элитных семян определяет администрация области согласно действующему законодательству о лицензировании отдельных видов деятельности.
Производство элитных и гибридных семян осуществляется под контролем оригинатора сорта, который определяет предельное число поколений этих семян.
Репродукционные семена производятся юридическими и физическими лицами. Число поколений репродукционных семян определяет управление сельского хозяйства и продовольствия администрации области после консультации с оригинатором сорта.

Статья 8. Обязанности производителей семян

Производители семян обязаны:
использовать для посева семена, соответствующие по сортовым и посевным качествам требованиям государственных стандартов;
использовать для реализации семена, имеющие сертификат, удостоверяющий их сортовые и посевные качества;
соблюдать технологические требования производства семян, а также правила их хранения и реализации;
организовывать апробацию или регистрацию семеноводческих посевов в своих хозяйствах;
вести документацию на семена;
вести учет количества, качества, происхождения использованных в собственном хозяйстве и реализованных семян;
предоставлять доступ работникам государственных семенных инспекций, государственных инспекций по карантину растений к семенным посевам, партиям семян и документации на семена.

Статья 9. Региональный страховой фонд семян

Региональный страховой фонд семян создается для поставок семян предприятиям области на случай стихийных бедствий, а также для оказания помощи вновь организованным предприятиям.
Региональный фонд семян является региональной собственностью независимо от мест хранения и учитывается отдельно от других фондов семян.
В региональный фонд заготавливаются семена сортов, включенных в реестр по каждому региону и отвечающих требованиям государственных стандартов.
Администрация Липецкой области определяет государственного заказчика регионального страхового фонда семян.
Объем регионального страхового фонда семян утверждается администрацией области.
Региональным фондом семян распоряжается управление сельского хозяйства и продовольствия администрации области.
Государственному заказчику для расчетов за семена регионального фонда администрацией области выделяются кредитно - финансовые ресурсы.

Статья 10. Государственная поддержка производства семян

Администрация области оказывает государственную поддержку производства семян путем осуществления льготной инвестиционной, ценовой, кредитной, налоговой и компенсационной политики.
Компенсирует производителям семян 50 процентов затрат, произведенных при их выращивании, и все расходы, связанные с созданием страховых и переходящих фондов этих семян.
Возмещает производителям семян 50 процентов затрат на строительство и реконструкцию материально-технической базы сушки, обработки и хранения семян.

Раздел IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОРТОВЫХ И ПОСЕВНЫХ
КАЧЕСТВ СЕМЯН

Статья 11. Общие требования

Семена, предназначенные для посева, подлежат проверке на сортовые и посевные качества.
При определении сортовых и посевных качеств семян применяются единые методы и технические средства, единая терминология и нормативная документация.
Нормы сортовых и посевных качеств семян устанавливаются государственными и отраслевыми стандартами.

Статья 12. Определение сортовых качеств семян

Определение сортовых качеств семян осуществляется государственными семенными инспекциями Российской Федерации методом апробации, грунтового и лабораторного сортового контроля.
Семена сортов, используемые для получения элитных семян, по перечню культур, утвержденному специально уполномоченным государственным органом управления сельским хозяйством, подлежат грунтовому контролю.
Производители семян самостоятельно определяют объем апробации по культурам и сортам, исходя из необходимости выполнения договоров на поставку семян в федеральный и региональный фонды с учетом реализации на рынке, удовлетворения собственных потребностей, а также создания страховых и переходящих фондов.
Семенные посевы, урожай с которых предназначается для реализации, апробируется по заявке производителя семян государственными семенными инспекциями Российской Федерации с привлечением при необходимости оригинатора сорта, ученых и специалистов научно-исследовательских и учебных заведений, в остальных случаях - по определению управления сельского хозяйства и продовольствия администрации области.

Статья 13. Определение посевных качеств семян

Определение посевных качеств осуществляется государственными семенными инспекциями и аккредитованными лабораториями Российской Федерации.
Пробы семян от партий, предназначенных для реализации, отбираются работниками государственных семенных инспекций, аккредитованных в качестве испытательных лабораторий.
Отбор проб и определение посевных качеств экспортируемых семян осуществляются в соответствии с международными правилами.

Статья 14. Сертификация семян

Семена, предназначенные для реализации, подлежат обязательной сертификации. Она проводится по показателям, удостоверяющим сортовую принадлежность и посевные качества семян. Добровольная сертификация семян проводится в соответствии с просьбой заявителя по тем же показателям.
Организация и проведение работ по сертификации возлагается на Государственную семенную инспекцию Российской Федерации.

Статья 15. Документация на семена

Перечень и формы документации на семена утверждаются специально уполномоченными государственными органами управления сельским хозяйством.
Выдача официальных документов о качестве семян осуществляется государственными семенными инспекциями Российской Федерации.
На семена, предназначенные для реализации и соответствующие требованиям Государственных стандартов, выдается сертификат, в остальных случаях - удостоверение о качестве семян.
Экспортируемые семена сопровождаются международным сертификатом, если иное не оговорено условиями поставки, а также фитосанитарным сертификатом.

Раздел V. ВВОД СЕМЯН В ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ

Статья 16. Ввод семян в торговый оборот

В торговый оборот вводятся семена сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, при наличии сертификата, удостоверяющего их сортовые и посевные качества, и фитосанитарного сертификата. После исключения сорта из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, семена данного сорта могут вводиться в торговый оборот в течение последующих двух лет по категориям репродукционных.
Тара (контейнер, упаковка) с семенами, вводимыми в торговый оборот, должна иметь этикетку (маркировку). При транспортировке семян насыпью полная информация указывается в сопроводительных документах.
Семена, обработанные химическими и биологическими препаратами, вводятся в торговый оборот в затаренном виде. Тара должна иметь соответствующую предупреждающую надпись и сопровождаться инструкцией по безопасному обращению с семенами и информацией о видах и возможных последствиях воздействия на здоровье человека и животных.
Содержание необходимой информации о видах и категориях семян, реализуемых в затаренном виде, определяет орган, специально уполномоченный на то администрацией области.
При вводе семян в торговый оборот запрещается указывать на этикетке или в сопроводительном документе сведения, вводящие в заблуждение по наименованию, происхождению, качеству, а также распространять ложные рекламные объявления в средствах массовой информации и почтовой связи.

Статья 17. Внешняя торговля семенами

Все импортные семена должны иметь документ, удостоверяющий их сортовые и посевные качества, импортное карантинное разрешение на ввоз в область и транзит, фитосанитарный сертификат, выданный страной - экспортером. Признаются сертификаты международного образца, если иное не оговорено условиями поставки.
При поступлении импортных семян в Липецкую область их владелец обязан предъявить партии семян в Государственную семенную инспекцию для проверки соответствия посевных качеств, указанных в сопроводительных документах.
Запрещается ввоз на территорию области семян сортов, не включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, кроме сортов:
для научных целей;
для государственных испытаний;
для производства семян, которые будут экспортироваться.
Семена охраняемых сортов при ввозе и вывозе сопровождаются документом, подтверждающим соблюдение прав патентообладателя сорта.
Запрещен ввоз насыпью семян, обработанных химическими и биологическими препаратами.

Статья 18. Гарантии на семена

Юридическое или физическое лицо, вводящее семена в торговый оборот, гарантирует соответствие их по виду, сорту, посевным качествам, указанным в сертификате на семена, и в случае их несоответствия несет ответственность согласно действующему законодательству.
Гарантии на семена сохраняются в течение срока действия сертификата.

Раздел VI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОРТОВОЙ И СЕМЕННОЙ КОНТРОЛЬ

Статья 19. Органы государственного семенного контроля области

Государственный сортовой и семенной контроль обеспечивают:
Государственная семенная инспекция области;
межрайонные, районные и городские государственные семенные инспекции.
Государственный сортовой и семенной контроль осуществляется в научно - исследовательских и учебных учреждениях, научно - производственных объединениях, сельскохозяйственных, заготовительных, торгующих и иных предприятиях и организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Государственная семенная инспекция области осуществляет единую политику в области контроля сортовых и посевных качеств семян в области, организует проведение апробации, грунтового и лабораторного сортового контроля, организует проведение сертификации семян и выполняет другие функции в соответствии с положением о ней, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Права и обязанности Государственных семенных инспекций

Государственные семенные инспекции имеют право:
получать безвозмездно у производителей семян, заготовителей и торгующих организаций необходимые сведения и документы о семенных посевах, а также количестве и качестве семян;
беспрепятственно проводить семенной и сортовой контроль, выбраковывать семенные посевы в случае нарушения технологии производства семян;
пресекать незаконное использование семян охраняемого сорта;
отбирать пробы семян в порядке инспекционного контроля;
изымать ранее выданные документы о качестве семян в случае несоответствия результатов анализа пробы, отобранной при инспекционном контроле, ранее полученным результатам;
запрещать реализацию семян в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от предъявления партий для проверок.

Раздел VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНА ОБЛАСТИ "О СЕМЕНАХ"

Статья 21. Ответственность за нарушение Закона области "О семенах"

Юридические и физические лица, виновные в нарушениях Закона области "О семенах", несут ответственность согласно действующему законодательству.
Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных от обязанности возместить ущерб в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Рассмотрение споров

Споры, связанные с применением настоящего Закона, рассматриваются в судебном порядке.

Статья 23. Порядок введения в действие настоящего Закона

Ввести в действие областной Закон "О семенах" со дня его официального опубликования.

Председатель
областного Собрания депутатов
О.П.КОРОЛЕВ
Липецк
22 марта 1996 года
№ 35-ОЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru