| |
ЗАКОН Липецкой области от 12.10.1995 № 22-ОЗ
"О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ"
(Принят постановлением Липецкого обл. Собрания депут. от 12.10.1995 № 340-пс)
Официальная публикация в СМИ:
"Липецкая газета", № 206, 14.10.1995
Утратил силу со дня вступления в силу Закона Липецкой области от 20.10.1998 № 6-ОЗ.
12 октября 1995 года № 22-ОЗ
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
областным Собранием депутатов
12 октября 1995 года
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные принципы выборов депутатов представительных органов местного самоуправления
Депутаты представительных органов местного самоуправления избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на соответствующей территории области и обладающими правом участия в выборах, на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Каждый гражданин имеет один голос.
Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Статья 2. Законодательство о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления
Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления на территории Липецкой области проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными Законами, Уставом и законами Липецкой области, уставами муниципальных образований.
Статья 3. Избирательное право
Гражданин Российской Федерации, проживающий на соответствующей территории Липецкой области и достигший на день выборов 18-летнего возраста, вправе избирать, а по достижении 21 года быть избранным депутатом представительного органа местного самоуправления муниципального образования.
Избирательные права граждан не зависят от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Статья 4. Назначение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления
Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления назначаются представительными органами соответственно уровню проводимых выборов. Днем выборов является первое воскресенье, а в порядке исключения иной день, после истечения срока, на который был избран представительный орган прежнего созыва. Срок со дня истечения выборов до дня выборов должен быть не менее двух месяцев. Сообщение о дне выборов публикуется в печати.
Выборы депутатов вместо выбывших назначаются в том же порядке и проводятся в те же сроки. Если до окончания срока полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления остается менее шести месяцев, выборы депутатов вместо выбывших не проводятся.
Статья 5. Выборы депутатов в представительные органы местного самоуправления
Выборы депутатов в представительные органы местного самоуправления осуществляются по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам, образуемым на основе единой для соответствующего представительного органа местного самоуправления нормы представительства.
Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.
Депутаты представительных органов местного самоуправления избираются на срок, устанавливаемый уставами муниципальных образований, в соответствии с федеральным и областным законодательством и не может быть менее двух лет.
Статья 6. Ограничения, связанные со статусом депутата представительных органов местного самоуправления
Ограничения, связанные со статусом депутата представительного органа местного самоуправления, не затрагивающие гражданских прав и свобод, гарантированных Конституцией и законодательством Российской Федерации, устанавливаются уставами муниципальных образований.
Статья 7. Право выдвижения кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления
Право выдвижения кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления принадлежит непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства и избирательным объединениям (избирательным блокам). Период выдвижения кандидатов должен составлять не менее 30 дней.
Статья 8. Органы, обеспечивающие подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления
Подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, подведение их итогов, контроль за соблюдением избирательных прав граждан обеспечивают избирательные комиссии. Органы местного самоуправления, в соответствии со своей компетенцией, принимают необходимые меры и оказывают помощь избирательным комиссиям в подготовке и проведении выборов.
Статья 9. Право на предвыборную агитацию
Гражданам и общественным объединениям, в соответствии с федеральным и областным законодательством, обеспечивается свободное проведение предвыборной агитации в любых допускаемых законом формах и законными методами за или против того или иного кандидата, избирательного объединения (блока).
Кандидатам в депутаты и избирательным объединениям (блокам) гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.
Статья 10. Финансирование выборов
Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, осуществляется за счет средств местного бюджета.
Кандидаты в депутаты и избирательные объединения (блоки) создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.
Статья 11. Гласность при подготовке и проведении выборов
Подготовка и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления осуществляется открыто и гласно.
Решения избирательных комиссий, органов государственной власти и местного самоуправления, связанные с организацией и проведением выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, подлежат обнародованию.
ГЛАВА II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
Статья 12. Образование избирательных округов
Для проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления образуются одномандатные избирательные округа на основании данных, представляемых местными администрациями.
Границы избирательных округов и число избирателей в каждом из них определяются соответствующей муниципальной избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.
Исходная средняя норма представительства избирателей на избирательный округ устанавливается муниципальной избирательной комиссией путем деления общего числа избирателей в соответствующем муниципальном образовании на количество округов в нем.
При образовании избирательных округов необходимо соблюдать их примерное равенство по числу избирателей в пределах муниципального образования, с допускаемым отклонением от средней нормы представительства - не более 10 процентов.
Избирательный округ составляет единую территорию; не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий.
Списки избирательных округов с указанием границ, численности избирателей и мест нахождения окружных избирательных комиссий публикуются муниципальными избирательными комиссиями не позднее чем за 55 дней до дня выборов.
Статья 13. Образование избирательных участков
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах депутатов представительных органов местного самоуправления образуются избирательные участки.
Избирательные участки образуются главой администрации соответствующего муниципального образования по согласованию с муниципальной и окружными избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до выборов.
Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.
В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей могут образовываться избирательные участки в том же порядке и в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов.
Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях избирательные участки образуются в том же порядке по решению муниципальной избирательной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.
Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы муниципальной избирательной комиссией не позднее чем за 40 дней до дня выборов.
ГЛАВА III. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Статья 14. Списки избирателей и порядок их составления
Списки избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главами местной администрации.
Периодическое уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения об избирателях направляются в участковые избирательные комиссии сразу после их образования, но не позднее чем за 40 дней до дня выборов.
Списки избирателей составляются в двух экземплярах по форме, утверждаемой муниципальной избирательной комиссией, и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии в день голосования перед началом подсчета голосов.
Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым в день голосования исполняется 18 лет, дополнительно указываются день и месяц рождения.
Список избирателей, которые в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также в иных местах временного пребывания, составляется на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений.
Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляется на основании сведений, представляемых командиром воинской части в сроки, установленные в настоящей статье.
Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях.
Статья 15. Порядок включения граждан в списки избирателей
В списке избирателей включаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории соответствующего избирательного участка, достигшие на день выборов 18 лет и имеющие право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления Липецкой области.
Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Граждане, находящиеся в день голосования в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также в иных местах временного пребывания, включаются в списки избирателей по месту их нахождения.
Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка.
Данные об избирателях, проголосовавших досрочно в помещении окружной или участковой избирательных комиссий, а также проголосовавших в день выборов вне помещения для голосования, вносятся в отдельные списки, с последующей соответствующей отметкой в основном списке.
Статья 16. Ознакомление избирателей со списками избирателей
Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее за 30 дней до дня выборов.
Каждому гражданину предоставляется право заявить о невключении его в список избирателей, а также о любой неточности в списке избирателей. Заявление об этом подается в участковую избирательную комиссию. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов немедленно.
При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно.
Вносить изменения в списке избирателей после начала подсчета голосов запрещается.
ГЛАВА IV. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
Статья 17. Система избирательных комиссий
Организацию подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления обеспечивают избирательные комиссии:
избирательная комиссия Липецкой области (областная избирательная комиссия);
муниципальные избирательные комиссии;
окружные избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
Статья 18. Статус избирательных комиссий
Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.
При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной федеральным и областным законодательством, независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, а также нижестоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий.
Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральным и областным законодательством, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий в порядке, установленном законами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Липецкой области.
Статья 19. Порядок формирования муниципальных избирательных комиссий
Муниципальная избирательная комиссия образуется соответствующими органами местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до дня выборов в количестве 6-10 членов избирательной комиссии. Половина членов избирательной комиссии назначается представительным органом местного самоуправления, другая - местной администрацией.
При определении кандидатур в состав муниципальной избирательной комиссии учитываются предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.
Председатель, заместитель председателя и секретарь муниципальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов муниципальной избирательной комиссии.
После регистрации кандидата в депутаты сам кандидат, а также избирательное объединение (блок), выдвинувшее кандидата, вправе назначить в муниципальную избирательную комиссию одного члена с правом совещательного голоса.
Статья 20. Порядок формирования окружных избирательных комиссий
Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления образуются в каждом избирательном округе.
Окружные избирательные комиссии формируются не позднее чем за 55 дней до дня выборов органами местного самоуправления в количестве 5 - 9 членов комиссии. Половина членов избирательной комиссии назначается из числа лиц, предложенных представительным органом, другая половина - из числа лиц, предложенных местной администрацией.
При определении кандидатур в состав окружной избирательной комиссии учитываются предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.
Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов окружной избирательной комиссии.
В случае, если представительный орган местного самоуправления и местная администрация не внесут своевременно предложения по составу окружной избирательной комиссии, формирование окружной комиссии производится муниципальной избирательной комиссией.
Избирательное объединение (блок), выдвинувшее кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, или сам кандидат в депутаты вправе назначить одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса в окружную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.
При выборах депутатов представительных органов сельских (поселковых) территорий функции окружных избирательных комиссий по решению муниципальной избирательной комиссии исполняются соответствующими участковыми избирательными комиссиями.
Статья 21. Порядок формирования участковых избирательных комиссий
Участковые избирательные комиссии формируются не позднее чем за 40 дней до дня выборов представительными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в количестве 5 - 10 членов комиссии.
При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии учитываются предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.
Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в установленный срок, формирование участковой избирательной комиссии производится муниципальной либо соответствующей окружной избирательными комиссиями.
Избирательное объединение (блок), выдвинувшее кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, или сам кандидат в депутаты вправе назначить по одному члену комиссии с правом совещательного голоса в каждую участковую избирательную комиссию того избирательного округа, где этот кандидат зарегистрирован.
В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами в депутаты, а также иностранные (международные) наблюдатели. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами.
Статья 22. Статус члена избирательной комиссии
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса, обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.
В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса:
заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов.
При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:
подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;
признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.
Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденные на время проведения выборов от основной работы, вправе получать соответствующую денежную компенсацию за счет средств, выделенных на проведение выборов. В течение срока своих полномочий они не могут быть уволены с работы по инициативе администрации (работодателя) либо переведены на другую работу или должность без их согласия.
Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса во время проведения выборов не могут быть привлечены без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности или подвергнуты административному взысканию, налагаемому в судебном порядке.
Полномочия члена муниципальной и окружной избирательных комиссий с правом решающего голоса, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления следующего созыва в случае, если кандидат, интересы которого он представлял в комиссии, был избран депутатом. Полномочия остальных членов муниципальной и окружных избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после опубликования итогов выборов. Срок полномочий членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса истекает одновременно со сроком полномочий этих избирательных комиссий.
Статья 23. Полномочия областной избирательной комиссии
Областная избирательная комиссия принимает активное участие в организации подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления.
С этой целью она:
координирует мероприятия, связанные с проведением выборов, и оказывает консультативную и методическую помощь нижестоящим избирательным комиссиям;
дает разъяснение о порядке применения настоящего закона и обеспечивает его единообразное исполнение на территории области;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним решения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом.
Статья 24. Полномочия муниципальной избирательной комиссии
Муниципальная избирательная комиссия, обеспечивающая организацию подготовки и проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления:
руководит работой окружных и участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) этих комиссий и принимает по ним решения;
осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;
осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления;
дает разъяснения о порядке применения настоящего закона и обеспечивает единообразное его применение;
устанавливает единую нумерацию избирательных участков по соответствующей территории;
совместно с окружными избирательными комиссиями обеспечивает на соответствующей территории соблюдение равных правовых условий участия в выборах всех кандидатов в депутаты;
по согласованию с окружными избирательными комиссиями устанавливает форму избирательного бюллетеня, списков избирателей, подписных листов и других избирательных документов;
утверждает образцы печатей избирательных комиссий;
обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими окружных и участковых избирательных комиссий;
распределяет между окружными и избирательными комиссиями денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов, и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств;
контролирует обеспечение окружных и участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью, рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
устанавливает итоги голосования на соответствующей территории;
организует повторные выборы депутатов представительных органов местного самоуправления в случае, если выборы признаны несостоявшимися или недействительными, а также проводит дополнительные выборы в случае досрочного выбытия депутата;
осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом.
Муниципальные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления.
Статья 25. Полномочия окружной избирательной комиссии
Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов органов местного самоуправления:
совместно с участковыми избирательными комиссиями обеспечивает организацию подготовки и проведения выборов депутатов органов местного самоуправления;
осуществляет контроль за исполнением федерального и областного законодательства на территории избирательного округа;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;
регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;
регистрирует избирательные блоки;
обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всем кандидатам в депутаты;
распоряжается денежными средствами, выделенными на проведение выборов по избирательному округу;
по согласованию с муниципальной избирательной комиссией утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования;
организует досрочное голосование в помещении комиссии;
оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках;
устанавливает результаты выборов по округу и передает их в муниципальную избирательную комиссию;
организует повторное голосование в случае получения кандидатами на выборах равного количества голосов избирателей;
организует повторные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления в случаях, если выборы признаны несостоявшимися или недействительными, а также проводит дополнительные выборы в случае досрочного выбытия депутата;
избранному депутату представительного органа местного самоуправления выдает удостоверение об избрании;
осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом.
Срок полномочий окружной избирательной комиссии истекает с момента прекращения полномочий избранного с ее участием представительного органа местного самоуправления.
Статья 26. Полномочия участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия:
оповещает население о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов, месте и времени голосования;
составляет списки избирателей по избирательному участку;
проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования;
организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование;
производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на избирательном участке;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
осуществляет иные полномочия, в соответствии с настоящим областным законом.
Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после опубликования общих итогов выборов.
Статья 27. Гласность в деятельности избирательных комиссий
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели, представители избирательных объединений и средств массовой информации.
Решения избирательной комиссии доводятся до сведения избирателей, освещаются в средствах массовой информации.
Статья 28. Организация работы избирательных комиссий
Организация деятельности избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об установлении результатов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях комиссий большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии.
Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов - немедленно.
При рассмотрении жалоб на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать заинтересованные стороны или их представители.
Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным и областным законам, либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.
Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии.
По решению муниципальной избирательной комиссии, утвержденному соответствующим представительным органом, председатель и отдельные члены муниципальной избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 55 дней.
По решению окружной избирательной комиссии, утвержденному муниципальной избирательной комиссией, председатель и отдельные члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 50 дней.
По решению участковой избирательной комиссии, утвержденному соответствующей окружной избирательной комиссией, председатель или отдельные члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 40 дней.
Оплата работы освобожденных членов комиссий производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание избирательных комиссий.
Статья 29. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
В соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.
Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы в комиссию, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее, чем в десятидневный срок.
Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы, заявления, отменив при этом решение нижестоящей комиссии.
ГЛАВА V. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Статья 30. Понятие избирательного объединения
Избирательными объединениями являются: местные отделения областных и общефедеральных партий, политических движений, иных общественных объединений, уставы которых зарегистрированы в установленном федеральным и областным законодательством порядке, не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов, и предусматривают участие в выборах органов местного самоуправления.
Статья 31. Избирательные блоки
Избирательные блоки могут образовываться не менее чем двумя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями в соответствии со статьей 30 настоящего закона.
Общественные объединения в случае вхождения в состав блока не могут выступать на период выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок.
Избирательные блоки создаются на совместных общих собраниях (конференциях) общественных объединений.
Избирательные блоки регистрируются окружными избирательными комиссиями. Регистрация проводится не позднее чем в пятидневный срок после представления в избирательную комиссию совместного решения данных объединений о создании избирательного блока, подписанного уполномоченными представителями избирательных объединений, и протокола совместного общего собрания (конференции) общественных объединений.
Статья 32. Уполномоченные представители избирательных объединений (блоков)
Избирательное объединение (блок) назначает представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим законом представлять избирательное объединение (блок) по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения (блока) в выборах, в том числе по финансовым операциям.
ГЛАВА VI. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ
В ДЕПУТАТЫ
Статья 33. Выдвижение кандидатов в депутаты избирательными объединениями (блоками)
Выдвижение кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления производится с момента образования избирательных округов на собраниях (конференциях) избирательных объединений (блоков) с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться кандидат. Избирательное объединение (блок) вправе выдвигать в одном избирательном округе не более одного кандидата.
Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием.
Избирательное объединение (блок) представляет в окружную избирательную комиссию протокол и решение собрания (конференции) избирательного объединения (блока) о выдвижении кандидата в депутаты. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, место работы и занимаемая должность (род занятий).
Одновременно с этими документами представляются копии свидетельств о регистрации общественных объединений органами юстиции, уставы объединений, состав уполномоченных представителей избирательного объединения (блока) с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства, места работы и занимаемой должности (рода занятий) каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения (блока), а также оформленную в установленном муниципальной избирательной комиссией порядке доверенность на уполномоченных представителей избирательного объединения.
Избирательное объединение (блок) вправе начать сбор подписей со дня выдачи окружной избирательной комиссией объединению (блоку) письменного подтверждения о приеме документов.
Статья 34. Сбор подписей в поддержку кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединением (блоком)
Избирательное объединение (блок), выдвинувшее кандидата в депутаты, собирает подписи избирателей соответствующего округа в поддержку кандидата в количестве не менее двух процентов от общего числа избирателей округа.
Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении № 1 к настоящему закону. При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением (блоком), в подписном листе указываются его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства, номер избирательного округа, в котором он выдвигается, а также указывается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению (блоку).
Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель указывает свою фамилию, имя, отчество (или инициалы), дату рождения, адрес, серию и номер паспорта либо заменяющего его документа.
Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени и отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и уполномоченным представителем избирательного объединения (блока), выдвинувшего кандидата.
Статья 35. Выдвижение кандидатов в депутаты непосредственно избирателями
Выдвижение кандидатов в депутаты непосредственно избирателями производится путем сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
Гражданин Российской Федерации, проживающий на соответствующей территории Липецкой области, достигший 21 года, вправе подать заявление о своем выдвижении кандидатом в депутаты в окружную избирательную комиссию. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата. Заявление должно быть подписано группой избирателей, проживающих в данном избирательном округе. Заявление о выдвижении кандидата может быть подано в окружную избирательную комиссию и от имени группы избирателей, проживающих в данном округе. В этом случае к заявлению прилагается протокол собрания группы избирателей о выдвижении кандидата в депутаты и назначении уполномоченного представителя (представителей) группы избирателей. В протоколе должны содержаться сведения (аналогичные самовыдвижению) как о самом кандидате в депутаты, так и об уполномоченном представителе (представителях) группы избирателей.
Не позднее чем через три дня после получения заявления о самовыдвижении, заявления и протокола группы избирателей о выдвижении кандидата окружная избирательная комиссия выдает кандидату или уполномоченному представителю группы избирателей письменное подтверждение о принятии документов и заверенную комиссией доверенность на уполномоченного представителя. Отказ в выдаче письменного подтверждения о принятии документов или доверенности может быть обжалован в муниципальную избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу не позднее чем в трехдневный срок.
Статья 36. Сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями
Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями, начинается со дня выдачи окружной избирательной комиссией кандидату или уполномоченному представителю группы избирателей письменного подтверждения о приеме документов о выдвижении кандидата в депутаты.
В поддержку кандидата должно быть собрано не менее двух процентов подписей избирателей от общего числа избирателей данного избирательного округа.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом и проживающих в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение. Сбор подписей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. При этом не допустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи.
Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для сбора подписей в поддержку кандидатов.
Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении № 2 к настоящему закону. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата и номер избирательного округа, в котором он выдвигается.
Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество (инициалы), дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Подписные листы удостоверяются лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и кандидатом.
Статья 37. Регистрация кандидатов в депутаты
Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные вместе с письменным подтверждением уполномоченного представителя достоверности данных и подлинности подписей, передаются в соответствующую окружную избирательную комиссию уполномоченными представителями или самими кандидатами не позднее 25 дней до дня выборов вместе с его заявлением о согласии баллотироваться по данному избирательному округу. В представленных документах указывается принадлежность кандидата к избирательному объединению. В случае, если кандидат не принадлежит к какому-либо избирательному объединению, он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к какому-либо объединению или о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень. Окружная избирательная комиссия выдает кандидату или уполномоченным представителям письменное подтверждение о принятии подписных листов.
Окружная избирательная комиссия в течение пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего областного закона и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
При проверке избирательной комиссией правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений (блоков), группы избирателей, а также кандидаты в депутаты.
В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей окружная избирательная комиссия организует проверку подписных листов.
В случае отказа зарегистрировать кандидата в депутаты окружная избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату, его доверенному лицу или уполномоченному представителю избирательного объединения (блока), группе избирателей копию решения комиссии с изложением мотивов отказа.
Решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней.
Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации.
В случае, если до дня выборов избирательное объединение, выдвинувшее отдельно или в составе блока кандидата в депутаты, признано незаконным, то регистрация кандидата этого объединения (блока) отменяется окружной избирательной комиссией.
Если в период после завершения регистрации кандидатов и вплоть до дня выборов в избирательном округе останется менее двух кандидатов, то выборы в данном округе откладываются по решению окружной избирательной комиссии на два месяца для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
ГЛАВА VII. СТАТУС КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ
Статья 38. Равенство кандидатов в депутаты
Все кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления обладают равными правами и несут равные обязанности.
Статья 39. Права и обязанности кандидатов в депутаты
После регистрации кандидаты в депутаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.
После регистрации кандидаты в депутаты по личному заявлению освобождаются от работы, военной службы и военных сборов на время участия в выборах. В течение этого срока окружная избирательная комиссия из средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает кандидатам в депутаты денежную компенсацию в размере, не превышающем пятикратный размер минимальной заработной платы.
Кандидаты в депутаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в депутаты в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации.
Кандидат в депутаты со дня регистрации и до дня опубликования результатов выборов имеет право на территории соответствующего муниципального образования бесплатно пользоваться любыми видами общественного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов.
Кандидат в депутаты вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру.
Зарегистрированный кандидат в депутаты может иметь до пяти доверенных лиц, которые регистрируются той же окружной избирательной комиссией, что и кандидат. Доверенные лица должны отвечать требованиям, установленным статьей 3 настоящего закона. Доверенные лица получают от окружной избирательной комиссии удостоверение и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в части второй настоящей статьи период работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую окружную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.
Кандидат в депутаты не может быть привлечен без согласия прокурора к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. В случае дачи согласия прокурор извещает об этом соответствующую окружную избирательную комиссию.
ГЛАВА VIII. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
Статья 40. Предвыборная агитация и сроки ее проведения
Предвыборная агитация может осуществляться:
через средства массовой информации;
путем проведения предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий);
выпуска и распространения агитационных печатных материалов.
В предвыборной агитации не могут участвовать государственные органы, органы местного самоуправления, члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.
Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами в депутаты, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на общих с другими кандидатами основаниях.
Запрещается ведение предвыборной агитации, осуществляемой с предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных), ценных бумаг, выплатой денежных средств.
Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидатов и прекращается за день до дня выборов.
За день до дня выборов и в день голосования любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах.
В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.
Статья 41. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации
При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Запрещается агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, ущемляющих честь, достоинство и деловую репутацию другого кандидата, избирательных объединений (блоков) и избирательных комиссий, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.
Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.
В случае совершения указанных в части первой настоящей статьи нарушений проведения предвыборной агитации избирательные комиссии принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок.
Статья 42. Предвыборная агитация с использованием радио и телевидения
Кандидаты в депутаты, избирательные объединения (блоки) имеют право на предоставление им эфирного времени на равных основаниях по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний.
Порядок предоставления эфирного времени кандидатам, избирательным объединениям (блокам) по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний и его использования устанавливается муниципальной избирательной комиссией.
Кандидат, избирательное объединение (блок) имеют право требовать от негосударственной телерадиокомпании (телекомпании, радиокомпании), предоставившей другому кандидату, избирательному объединению (блоку) эфирное время для проведения предвыборной агитации, предоставить ему равное по времени, условиям оплаты и иным условиям эфирное время.
В программах новостей информация о проведении предвыборной агитации кандидатами, избирательными объединениями (блоками) должна даваться исключительно отдельным блоком, как правило в начале программы, и не должна сопровождаться комментариями. Данные блоки новостей кандидатами, избирательными объединениями не оплачиваются.
Запрещается прерывать теле-, радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг.
Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных (муниципальных) телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении выборов через средства массовой информации, в том числе на государственных (муниципальных) телевидении и радио, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.
Журналист, являющийся кандидатом либо доверенным лицом кандидата, обязан приостановить свое участие в подготовке передач на телевидении и радио в качестве журналиста.
Теле- и радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится в течение 6 месяцев со дня выхода передачи в эфир.
Статья 43. Предвыборная агитация в периодических печатных изданиях
Периодические печатные издания, одним из учредителей которых выступают государственные органы, организации, учреждения, органы местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для публикации агитационных материалов всем кандидатам, избирательным объединениям (блокам) и инициативным группам избирателей.
Порядок опубликования агитационных материалов в периодических печатных изданиях устанавливается муниципальной избирательной комиссией.
В период агитационной кампании редакция периодического печатного издания, предоставившая кандидату, избирательному объединению (блоку) и инициативной группе избирателей место на полосе, не вправе отказать другому кандидату, избирательному объединению (блоку), инициативной группе избирателей в месте на полосе на тех же условиях и обязана это сделать в ближайших подготавливаемых номерах.
Статья 44. Условия проведения предвыборных собраний, встреч с избирателями
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты и их доверенных лиц с избирателями.
Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в пятидневный срок.
Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам и избирательным объединениям (блокам).
Статья 45. Распространение агитационных печатных материалов
Избирательные объединения (блоки), кандидаты в депутаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца этих объектов.
Запрещается вывешивание печатных материалов и иных агитационных материалов на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении избирательных комиссий и в помещениях для голосования.
Избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.
Органы местного самоуправления выделяют специальные места для вывешивания или расклеивания агитационных печатных материалов.
ГЛАВА IX. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ
Статья 46. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов
Расходы по подготовке и проведению выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, а также по обеспечению деятельности избирательных комиссий производятся за счет средств, выделяемых из местного бюджета.
Средства на проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, выделенные из местного бюджета, поступают в распоряжение муниципальной избирательной комиссии в десятидневный срок после назначения выборов и распределяются ею между окружными и участковыми избирательными комиссиями.
Статья 47. Избирательные фонды кандидатов в депутаты и избирательных объединений (блоков)
Кандидаты в депутаты и избирательные объединения (блоки) создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.
Средства избирательного фонда формируются и содержатся на специальном временном счете в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации, которые обязаны их открыть зарегистрированным кандидатам в депутаты по письменному разрешению муниципальной избирательной комиссии. Доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются.
Избирательные фонды могут создаваться из следующих денежных средств:
- средств, выделенных кандидату или избирательному объединению (блоку) на предвыборную агитацию окружной избирательной комиссией;
- собственных средств кандидата в депутаты или избирательного объединения (блока) за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники. Размер собственных средств не должен превышать десятикратного размера минимальной заработной платы, установленной федеральным законом на день назначения выборов;
- средств, выделенных кандидату в депутаты выдвинувшим его избирательным объединением (блоком), которые не могут превышать десятикратный размер минимальной заработной платы;
- добровольных пожертвований физических и юридических лиц, каждое из которых не может превышать соответственно десятикратного и двадцатикратного размера минимальной заработной платы.
Кандидатам в депутаты и избирательным объединениям запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды.
Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны:
- иностранных государств, организаций и граждан, лиц без гражданства;
- российских юридических лиц с иностранным участием, если в их уставном капитале доля иностранного капитала превышает 30 процентов, а также российских юридических лиц, зарегистрированных на территории другого субъекта Российской Федерации;
- международных организаций и международных общественных движений;
- государственных и муниципальных организаций, учреждений, органов местного самоуправления, благотворительных организаций и религиозных объединений;
- воинских частей и приравненных к ним организаций;
- предприятий, организаций, учреждений, имеющих льготы по уплате налогов и обязательных платежей в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды.
Учреждения Сберегательного банка обязаны представлять муниципальной избирательной комиссии сведения о поступлении средств на специальные временные счета кандидатов в трехдневный срок после их поступления.
Если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды кандидатов в депутаты и избирательных объединений (блоков) от физических и юридических лиц в размерах, превышающих определенные настоящей статьей пределы, полные суммы платежей возвращаются учреждениями банка этим лицам с указанием причины возврата в порядке, установленном муниципальной избирательной комиссией.
Учреждения банков обязаны представлять муниципальной и окружным избирательным комиссиям по их письменному запросу сведения о поступлении и расходовании средств, находящихся на специальных временных счетах кандидатов и избирательных объединений (блоков).
Все финансовые операции со специальными временными счетами избирательных фондов прекращаются за день до дня выборов. Муниципальная избирательная комиссия может на основании соответствующего ходатайства кандидата, избирательного объединения (блока) продлить срок проведения финансовых операций по оплате затрат, произведенных до дня выборов.
Статья 48. Порядок и учет денежных средств и финансовая отчетность
Порядок открытия и ведения специальных счетов кандидатов в депутаты и избирательных объединений (блоков), учета поступлений и расходования денежных средств, выделенных на организацию и проведение выборов, и средств избирательных фондов определяется муниципальной избирательной комиссией в соответствии с законодательством Российской Федерации и Липецкой области.
Формы финансового отчета избирательных комиссий о поступлении и расходовании средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, и финансового отчета кандидатов в депутаты и избирательных объединений (блоков) устанавливаются муниципальной избирательной комиссией по согласованию с финансовыми органами муниципальных образований.
Кандидаты в депутаты и избирательные объединения (блоки) представляют в окружную избирательную комиссию финансовый отчет не позднее 30 дней после опубликования результатов выборов. Копии указанных отчетов передаются окружной избирательной комиссией в средства массовой информации.
Окружные и участковые избирательные комиссии представляют финансовый отчет в муниципальную избирательную комиссию не позднее 45 дней со дня опубликования результатов выборов.
Муниципальная избирательная комиссия представляет финансовый отчет о расходовании средств, выделенных ей из местного бюджета, соответствующему представительному органу местного самоуправления не позднее двух месяцев после официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет должен быть опубликован муниципальной избирательной комиссией в средствах массовой информации.
Статья 49. О неизрасходованных денежных средствах избирательных фондов
Кандидаты в депутаты и избирательные объединения (блоки) не позднее чем через 30 дней после дня выборов возвращают окружной избирательной комиссии неизрасходованные денежные средства избирательного фонда в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных им избирательной комиссией. По истечении этого срока неизрасходованные бюджетные средства по указанию окружной избирательной комиссии возвращаются учреждениями банка в бесспорном порядке.
Остатки денежных средств на счетах кандидатов и избирательных объединений (блоков) после завершения выборов перечисляются ими пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших пожертвования и перечисления в избирательные фонды, с письменного разрешения окружной избирательной комиссии.
ГЛАВА X. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫБОРОВ
Статья 50. Помещение для голосования
Помещения для голосования безвозмездно предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главой соответствующей местной администрации. Если нет возможности использовать здания (помещения), находящиеся в государственной или муниципальной собственности, администрация арендует здания (помещения) у частных собственников. Оплата и возмещение расходов производится избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на проведение выборов.
Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты.
Кабины либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение для этих целей карандашей не допускается.
Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд с образцами заполненных избирательных бюллетеней, информацией об избирательных объединениях (блоках) и выдвинутых ими кандидатах, а также о всех других баллотирующихся кандидатах, с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы или рода занятий, места жительства, партийной принадлежности. Образцы заполненных избирательных бюллетеней не должны содержать конкретных фамилий кандидатов в депутаты, баллотирующихся по данному избирательному округу.
Статья 51. Избирательный бюллетень
Для выборов депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления каждый избиратель получает избирательный бюллетень. Форма и текст избирательного бюллетеня утверждаются окружной избирательной комиссией по согласованию с муниципальной избирательной комиссией. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне листа.
Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных по округу кандидатов в депутаты и их данные, указанные в части второй статьи 34 или части пятой статьи 36 настоящего областного закона. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
В каждом избирательном бюллетене должно помещаться разъяснение о порядке его заполнения.
Избирательные бюллетени печатаются на русском языке по распоряжению муниципальной избирательной комиссии и передаются ею по акту в окружные и участковые избирательные комиссии соответственно не позднее чем за 16 и 4 дня до дня выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число включенных в списки избирателей по избирательному участку, более чем на два процента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставится печать участковой избирательной комиссии либо подписи двух ее членов.
В случае выбытия отдельных кандидатов после изготовления бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию окружной избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о соответствующих кандидатах и делают отметку "выбыл" напротив фамилии этого кандидата, скрепленную подписями не менее двух членов участковой комиссии.
Статья 52. Порядок голосования
Голосование в день выборов производится с 8 до 22 часов по местному времени. Время голосования может быть изменено муниципальной избирательной комиссией по ходатайству окружных и участковых избирательных комиссий без изменения продолжительности периода голосования.
О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за двадцать дней до дня выборов через средства массовой информации или иным способом.
Избиратель, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной (за 15 - 4 дня до выборов) или участковой (за 3 - 1 день до дня выборов) избирательных комиссий так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответствующей избирательной комиссии либо подписи двух ее членов. Окружные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию по акту.
В случае досрочного голосования избирателя секретарь участковой избирательной комиссии, на территории которой проживает данный избиратель, заносит необходимые данные в соответствующую графу списка избирателей, делает дополнительную запись - "досрочное" и расписывается.
В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются.
После чего председатель участковой избирательной комиссии на виду у всех присутствующих проверяет неповрежденность конвертов, оставленных досрочно проголосовавшими избирателями, наличие на них заверительных подписей и печатей, подсчитывает количество конвертов и его соответствие количеству отметок в списке избирателей, их число оглашается и заносится в протокол. Затем конверты с заполненными бюллетенями опускает в избирательный ящик.
Затем председатель избирательной комиссии приглашает избирателей получить избирательные бюллетени и приступить к голосованию.
В помещениях для голосования (избирательных участках) во время голосования вправе находиться наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, доверенные лица кандидатов, представители избирательных объединений, средств массовой информации.
При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего паспорт удостоверения личности. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей как членом участковой избирательной комиссии, так и иным лицом. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав участковой избирательной комиссии, и наблюдателей. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей в графе: "Подпись избирателя о получении бюллетеня". Член участковой избирательной комиссии подтверждает своей подписью в списке избирателей выдачу избирательного бюллетеня.
Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе обратиться за помощью к любому лицу, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.
В избирательном бюллетене избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов".
Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик.
Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии.
Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, а также количество использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в отдельный список, а в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал на дому. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажения волеизъявления избирателя.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или член комиссии, уполномоченный ею.
Член участковой избирательной комиссии отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
При голосовании, подсчете голосов и составлении протоколов о результатах голосования вправе присутствовать наблюдатели, направленные кандидатами, избирательными объединениями (блоками), а также иностранные (международные) наблюдатели.
Статья 53. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке
По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что избирательные бюллетени могут получить и проголосовать только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования.
Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных.
В начале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных ящиках. Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне помещения для голосования.
В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, могут быть признаны недействительными решением участковой избирательной комиссии.
Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования.
Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями, и объявляет о количестве бюллетеней этих избирателей.
При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально, не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой или окружной избирательной комиссий, а также избирательные бюллетени, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии.
Избирательные бюллетени неустановленной формы, а также без печати соответствующих окружной или участковой избирательных комиссий либо без подписей двух членов окружной или участковой избирательной комиссий изымаются, опечатываются в конверте и из подсчета исключаются. На указанные бюллетени составляется акт участковой избирательной комиссии, один экземпляр которого вместе с протоколом об итогах голосования передается в окружную избирательную комиссию, а второй остается в участковой комиссии.
Подсчет голосов осуществляют непосредственно члены участковой избирательной комиссии, обладающие правом решающего голоса.
Подсчет голосов на избирательном участке должен проводиться без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, в том числе и иностранные (международные) наблюдатели.
Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования.
В протокол об итогах голосования вносятся следующие данные:
число зарегистрированных избирателей и число избирателей дополнительно внесенных в список;
число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
число действительных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;
число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата;
число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;
поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.
Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Член избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола прикладываются жалобы и заявления о нарушениях настоящего областного закона, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии.
Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию.
Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, представителей печати, телевидения, радио, присутствовавших на заседании участковой избирательной комиссии, а также иностранных (международных) наблюдателей могут храниться у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы, если созданы условия, обеспечивающие их сохранность.
Избирательная документация участковых комиссий, включая избирательные бюллетени, передается на хранение в муниципальную избирательную комиссию не позднее чем через десять дней после официального объявления результатов выборов.
Статья 54. Определение результатов выборов в избирательных округах
На основании протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия определяет результаты выборов депутата представительного органа местного самоуправления по данному избирательному округу.
По результатам подсчета составляется протокол, в который вносятся следующие данные:
общее количество участковых избирательных комиссий;
количество протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен настоящий протокол;
общее количество избирателей по избирательному округу, внесенных в списки избирателей;
общее количество избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям;
количество избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования;
количество погашенных избирательных бюллетеней;
количество избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
количество избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому;
количество избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
количество действительных избирательных бюллетеней;
количество недействительных избирательных бюллетеней;
фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них;
количество голосов, поданных против всех кандидатов;
фамилия, имя, отчество избранного кандидата;
поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.
Избранным депутатом представительного органа местного самоуправления считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другому кандидату (кандидатам), при условии, что это число голосов превышает число голосов, поданных против всех кандидатов. В случае если наибольшее число голосов, полученных кандидатом, равно числу голосов, поданных против всех кандидатов, кандидат считается избранным.
При равном количестве полученных кандидатами голосов проводится повторное голосование.
Окружная избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися, если в голосовании приняло участие менее 25 процентов избирателей, внесенных в избирательные списки.
Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленного образца, обнаруженных в избирательных ящиках.
Окружная избирательная комиссия признает выборы в целом и по отдельным избирательным участкам недействительными, если допущены при голосовании, установлении итогов голосования и определении результатов выборов нарушения настоящего закона области не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
Окружная избирательная комиссия признает, что ни один из кандидатов не избран депутатом, если число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, больше поданных за кандидата, получившего наибольшее число голосов.
Протокол окружной избирательной комиссии составляется в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в муниципальную избирательную комиссию. К протоколу прилагаются жалобы и заявления, поступившие в комиссию в день голосования, и принятые по ним решения комиссии.
Второй экземпляр протокола вместе со списком членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов в депутаты избирательных объединений, представителей печати, радио, телевидения, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, а также иностранных (международных) наблюдателей, хранится у секретаря комиссии.
Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 55. Повторное голосование
В случае, если два и более кандидатов набрали равное и наибольшее по сравнению с другими кандидатами количество голосов избирателей, окружная избирательная комиссия назначает по этому округу повторное голосование по этим кандидатам.
Повторное голосование проводится не позднее 15 дней со дня установления итогов голосования окружной избирательной комиссией с соблюдением требований, предусмотренных настоящим законом. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации в течение трех суток со дня принятия решения окружной избирательной комиссией по данному вопросу.
По итогам повторного голосования избранным считается кандидат в депутаты, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в повторном голосовании, по отношению к другим кандидатам.
При повторном голосовании выборы признаются состоявшимися независимо от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
Статья 56. Повторные выборы
В случае признания выборов депутатов представительного органа местного самоуправления несостоявшимися или недействительными, или если избранное количество депутатов оказалось меньше установленного уставом муниципального образования кворума для правомочности деятельности данного представительного органа, муниципальная избирательная комиссия принимает решение о проведении повторных выборов в округах, где выборы признаны несостоявшимися или недействительными.
Повторные выборы проводятся не позднее двух месяцев после первоначальных выборов. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации.
При проведении повторных выборов голосование проводится на тех же избирательных участках и по тем же спискам избирателей, что были составлены для проведения предыдущих выборов. Могут быть сохранены и составы избирательных комиссий, участвовавших в проведении первоначальных выборов.
Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты, другие избирательные мероприятия, связанные с проведением повторных выборов, осуществляются в порядке, установленном настоящим областным законом.
Статья 57. Регистрация депутатов
Окружная избирательная комиссия после подписания протокола о результатах выборов в округе извещает об этом кандидата, избранного депутатом соответствующего представительного органа местного самоуправления. С учетом ограничений депутатской деятельности, установленных уставом муниципального образования в соответствии со статьей 6 настоящего областного закона кандидат, избранный депутатом представительного органа местного самоуправления, в трехдневный срок обязан сообщить в письменном виде в соответствующую окружную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа местного самоуправления.
Окружная избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов после официального сообщения об итогах выборов в соответствующий представительный орган местного самоуправления производит регистрацию избранного депутата и выдачу ему удостоверения об избрании, при условии выполнения им требований части первой настоящей статьи.
Статья 58. Опубликование итогов голосования и результатов выборов депутатов
Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, должны представляться для ознакомления любому избирателю, кандидату в депутаты, наблюдателю или представителю средств массовой информации.
Окружные избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов, направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение трех дней после окончания выборов.
Муниципальная избирательная комиссия публикует в средствах массовой информации общие итоги выборов не позднее чем через месяц после проведения выборов.
ГЛАВА XI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
Статья 59. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан
Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.
Статья 60. О порядке назначения выборов и определении численности представительных органов местного самоуправления в переходный период
Для обеспечения исполнения на территории области положений статьи 58 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дата проведения выборов представительных органов местного самоуправления назначается областным Собранием депутатов. При этом численный состав представительных органов местного самоуправления устанавливается областным Собранием депутатов с учетом мнения существующих на этот период органов местного самоуправления.
Статья 61. Введение в действие настоящего областного закона
Настоящий областной закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
Председатель
областного Собрания депутатов
О.П.КОРОЛЕВ
Липецк
12 октября 1995 года
№ 22-ОЗ
Приложение № 1
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты районного (городского), сельского (поселкового) Совета депутатов от избирательного объединения (блока) "Апельсин" по одномандатному избирательному округу № _____ Николаева Николая Николаевича, родившегося 15 августа 1956 года, работающего директором кирпичного завода, проживающего в рабочем поселке Лев Толстой.
---T-------------T------------T----------T---------------T---------¬
¦№ ¦ Фамилия,имя,¦Год рождения¦ Адрес ¦ Серия и номер ¦ Подпись ¦
¦пп¦ отчество ¦(в возрасте¦ места ¦ паспорта или ¦ и дата ¦
¦ ¦ (инициалы) ¦18 лет-число¦жительства¦ заменяющего ¦ ее ¦
¦ ¦ ¦и месяц ¦ ¦ его документа ¦ внесения¦
¦ ¦ ¦рождения) ¦ ¦ ¦ ¦
L--+-------------+------------+----------+---------------+----------
1. ______________________________________________________________
2. ______________________________________________________________
3. ______________________________________________________________
Подписной лист удостоверяю: __________________________________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта
или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи)
(Подпись и дата)
Уполномоченный представитель избирательного объединения
(блока):
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта
или заменяющего его документа уполномоченного избирательного
объединения (блока)
(Подпись и дата)
(Дата и место сбора подписей)
Приложение № 2
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты районного (городского), сельского (поселкового) Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № _____ Яблокова Семена Павловича, родившегося 5 июля 1946 года, работающего адвокатом юридической консультации города Ельца, проживающего в г. Ельце.
---T-------------T------------T----------T---------------T---------¬
¦NN¦ Фамилия,имя,¦Год рождения¦ Адрес ¦ Серия и номер ¦ Подпись ¦
¦пп¦ отчество ¦(в возрасте¦ места ¦ паспорта или ¦ и дата ¦
¦ ¦ (инициалы) ¦18 лет-число¦жительства¦ заменяющего ¦ ее ¦
¦ ¦ ¦и месяц ¦ ¦ его документа ¦ внесения¦
¦ ¦ ¦рождения) ¦ ¦ ¦ ¦
L--+-------------+------------+----------+---------------+----------
1. ______________________________________________________________
2. ______________________________________________________________
3. ______________________________________________________________
Подписной лист удостоверяю: __________________________________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта
или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи)
(Подпись и дата)
Кандидат в депутаты: __________________________ (Яблоков С.П.)
(Дата и место сбора подписей)
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|