| |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ главы адм. Липецкой обл. от 13.03.1995 № 136
"О ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Утратил силу в связи с изданием постановления главы адм. Липецкой обл. от 27.05.1997 № 245.
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 1995 г. № 136
О ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Одним из важнейших факторов успешного развития экономических реформ является активизация малого предпринимательства, обеспечивающего наполнение рынка товарами и услугами, развитие конкуренции, формирование стабильной налоговой базы и налоговых поступлений в республиканский и областной бюджеты, создание новых рабочих мест.
Несмотря на рост количества малых предприятий в области, формирование цивилизованного предпринимательства остается долговременным процессом, во многом зависящим от экономических, правовых и других условий.
Недостаточно полно учитываются интересы предпринимателей при подготовке и регулировании на областном уровне вопросов налогообложения, приватизации, аренды нежилых помещений и земельных участков, использования производственных мощностей и незавершенных строительством объектов, предоставления государственных гарантий и создания льготных условий для деятельности хозяйствующих субъектов.
В целях ускорения развития малого предпринимательства в области, дальнейшего обеспечения его государственной поддержки постановляю:
1. Утвердить Программу поддержки малого предпринимательства (приложение), представленную управлением экономики.
2. Возложить на управление экономики (Чунихин В.И.) функции головного исполнителя Программы, обеспечивающего координацию деятельности других исполнителей. Управлению экономики представить обобщенную информацию о ходе выполнения программы к 25 декабря 1995 года.
3. Комитетам, управлениям и отделам администрации области, главам райгорадминистраций обеспечить реализацию соответствующих мероприятий, предусмотренных Программой.
4. Управляющему делами администрации области Кузнецову В.А. до 1 апреля 1995 года размножить и разослать Программу поддержки малого предпринимательства исполнителям.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Бородина В.И.
И.о. главы администрации
Липецкой области
В.И.ЖАРКО
Приложение
к постановлению
главы администрации
Липецкой области
от 13 марта 1995 г. № 136
ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Введение
"Программа поддержки малого предпринимательства в Липецкой области" (в дальнейшем - Программа) разработана управлением экономики администрации области на основе "Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 годы", утвержденной Постановлением Правительства от 29 апреля 1994 года № 409 "О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 годы.
В качестве источников информации в Программе использованы данные:
- Государственной налоговой инспекции по Липецкой области;
- управления статистики;
- администраций городов и районов.
Кроме того, были использованы отдельные публикации, другие источники информации, а также применены методы экспертной оценки.
В качестве критериев отнесения предприятий к категории "малых" использованы официальные показатели предельной численности работающих, определенные постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года № 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР":
- в промышленности и строительстве - до 200 работающих;
- в науке и научном обслуживании - до 100 работающих;
- другие отрасли производственной сферы - до 50 работающих;
- непроизводственная сфера - до 15 работающих.
Раздел I
Основные цели и приоритеты областной политики
по развитию малого предпринимательства
Малое предпринимательство, как инициативная, самостоятельная деятельность граждан на этапе становления рыночной экономики, занимает особое место, т.к. позволяет сформировать массовый слой экономически активного населения, являющегося социальной базой экономических реформ.
Становление малого бизнеса - достаточно длительный процесс, рассчитанный не на один год. При этом имеется в виду, что успешное
- развития и совершенствования нормативно-правовой базы малого предпринимательства;
- развития инфраструктуры малого предпринимательства;
- поддержки актуальных для области инвестиционных проектов.
Благоприятные условия должны быть созданы для предпринимательской деятельности, направленной для решения актуальных проблем области в следующих приоритетных направлениях:
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
- оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
- строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;
- инновационная и природоохранная деятельность;
- переработка вторичного сырья.
Администрация области обеспечит совместную разработку постановлений и распоряжений по предпринимательской деятельности с деловыми кругами, согласовывая их с представительными органами союзов и ассоциаций предпринимателей.
Раздел II
Состояние развития предпринимательства в области
2.1. Малые предприятия области, их распределение по численности персонала, сферам деятельности.
Становление предпринимательства в области началось с 1987 года с момента появления первых кооперативов. Наибольший пик их создания приходится на конец 1989 года - 425 кооперативов. С выходом Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности" процесс создания новых предпринимательских структур активизировался и к концу 1991 года их насчитывалось более тысячи, к концу 1992 года - 8525 предприятий, в т.ч. 3700 предпринимателей без образования юридического лица и 1405 фермерских хозяйств.
По состоянию на 1 июля 1994 года в области зарегистрировано свыше 19 тысяч вновь созданных предпринимательских структур, в т.ч. 1780 фермерских хозяйств, более 12 тысяч предпринимателей осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Динамика роста количества зарегистрированных структур и численности занятых в них показана на рис. 2.1.
Кроме того, предпринимательство пополняется за счет малых приватизированных предприятий. На начало 1994 года их насчитывалось 227 с численностью 20856 человек. К концу года ожидается 290 предприятий с численностью 37800 человек. Отраслевой разрез показан на рис. 2.2.
- Большая часть предприятий приватизирована:
- в промышленности - 29,5 процента от общего количества;
- в строительстве - 24,2 процента;
- в сельском хозяйстве и обслуживающих отраслях - 11 процентов;
- в торговле - 5,3 процента;
- в сфере услуг - 4,8 процента (Рис. 2.3.).
Рис.2.1. Динамика развития предпринимательского сектора экономики
области
Оценка, Численность занятых, Количество зарегистрированных
прогноз человек предпринимательских структур
1987 397 71
1988 4368 355
1989 7921 459
1990 9453 465
1991 28787 1712
1992 50036 8525
1993 60781 15036
1994 82340 24000
1995 100000 42130
Рис.2.2. Количество малых приватизированных предприятий некоторых
отраслей и численность занятых в них (оценка 1994 года)
Количество Численность
приватизированных занятых,
предприятий человек
Услуги 12 1442
Сельское х-во 25 3151
Торговля 28 991
Строительство 69 6323
Промышленность 70 7966
Рис.2.3. Удельный вес малых приватизированных предприятий
некоторых отраслей в общем их количестве
Сфера услуг - 6,4 процента
Торговля - 7,1 процента
Сельское х-во - 14,7 процента
Строительство - 32,4 процента
Промышленность - 39,4 процента
В 1991 году в малом предпринимательстве преимущественное развитие получили предприятия, занятые строительством и производством строительных материалов, где было сосредоточено более 31 процента малых предприятий и свыше 46 процентов от общего числа работающих (рис. 2.4.). На их долю пришлось 37,5 процента выручки от реализации малых предприятий и 29,4 процента полученной ими прибыли. На долю промышленности выпало около 17 процентов предприятий, на которых было занято свыше 15 процентов работников, они получили 18,9 процента выручки от реализации и 17,8 процента прибыли соответственно. Около 14 процентов предприятий занималось торгово-посреднической деятельностью и оказанием бытовых услуг населению, свыше 30 процентов - коммерческой деятельностью и прочими видами. На этих предприятиях было занято соответственно 8,9 и 24,2 процента работающих.
В 1992 году (рис. 2.5.) доля строительных предприятий сокращается с 31,5 процента до 16,8 процента, а удельный вес занятых в этой сфере с 46,4 до 27,4 процента. Та же тенденция наблюдается и в промышленности: доля сокращается с 16,9 до 6,1 процента, а удельный вес с 15,1 до 8,2 процента соответственно.
Растет число предприятий, занятых прочими видами деятельности - с 32,2 до 70 процентов, удельный вес занятых - с 24,2 до 60,9 процента. Основная доля здесь приходится на предприятия коммерческой направленности.
В 1993 году (рис. 2.6.) тенденция развития малого предпринимательства, сложившаяся в 1992 году, полностью сокращается. Доля строительных предприятий сокращается с 16,8 до 11,2 процента, удельный вес занятых - с 27,4 до 16,6 процента. В промышленности - доля сокращается с 6,1 до 4,2 процента, удельный вес занятых с 8,2 до 6,3 процента. Продолжается рост предприятий, занятых коммерческой деятельностью - с 70 до 81,4 процента.
В I полугодии 1994 года (рис. 2.7.) наблюдается некоторая стабилизация в создании предприятий материальных производств. Доля промышленных предприятий осталась на уровне 1993 года - 4,2 процента, доля строительных чуть снизилась - с 11,2 до 10,3 процента. Более медленными темпами растут предприятия, занятые коммерческой деятельностью - с 81,4 до 84,1 процента.
Анализ структур занятости в народном хозяйстве области показывает, что определяющей тенденцией его развития в течение двух последних лет является быстрое наращивание численности занятых в малом бизнесе, поглощение им трудовых ресурсов, высвобождаемых с больших предприятий. В настоящее время из общего числа работающих каждый пятый занят предпринимательской деятельностью (включая лиц без образования юридического лица, фермеров и занятых на малых приватизированных предприятиях).
Рис.2.4. Сравнительные характеристики основных показателей
деятельности малых предприятий некоторых отраслей
за 1991 год (по данным налоговой инспекции)
Число предприятий Численность работающих
Пр - 17 процентов Пр - 15,1 процента
Ст - 31,8 процента Ст - 46,5 процента
СХ - 0,9 процента СХ - 0,3 процента
К - 4,6 процента К - 5,1 процента
ТБ - 14 процентов ТБ - 8,9 процента
П - 32,6 процента П - 24,3 процента
Выручка от реализации
продукции Прибыль
Пр - 18,9 процента Пр - 17,8 процента
Ст - 37,5 процента Ст - 29,4 процента
СХ - 0,1 процента СХ - 0 процентов
К - 3,5 процента К - 2 процента
ТБ - 17,7 процента ТБ - 27,5 процента
П - 22,3 процента П - 23,3 процента
Пр - промышленность
Ст - строительство и производство стройматериалов
СХ - производство и переработка с/х продукции
К - проектно-изыскательские, конструкторские работы
ТБ - торгово-посредническая деятельность, бытовые услуги
П - прочие (коммерческая деятельность)
Рис.2.5. Сравнительные характеристики основных показателей
деятельности малых предприятий некоторых отраслей
за 1992 год (по данным налоговой инспекции)
Число предприятий Численность работающих
Пр - 6,1 процента Пр - 8,2 процента
Ст - 16,8 процента Ст - 27,4 процента
Сх - 1,1 процента СХ - 0,8 процента
ТБ - 5,9 процента ТБ - 2,7 процента
П - 70,1 процента П - 60,9 процента
Выручка от реализации
продукции Прибыль
Пр - 7,9 процента Пр - 7,2 процента
Ст - 23,4 процента Ст - 13,9 процента
СХ - 0,7 процента СХ - 0,2 процента
ТБ - 5,4 процента ТБ - 7,5 процента
П - 62,6 процента П - 71,2 процента
Пр - промышленность
Ст - строительство и производство стройматериалов
СХ - производство и переработка с/х продукции
ТБ - торгово-посредническая деятельность, бытовые услуги
П - прочие (коммерческая деятельность)
Рис.2.6. Сравнительные характеристики основных показателей
деятельности малых предприятий некоторых отраслей
за 1993 год (по данным налоговой инспекции)
Число предприятий Численность работающих
(экспертная оценка)
Пр - 4,2 процента Пр - 6,3 процента
Ст - 11,2 процента Ст - 16,6 процента
СХ - 0,8 процента СХ - 0,8 процента
П - 81,4 процента П - 75,1 процента
ТБ - 2,4 процента ТБ - 1,2 процента
Выручка от реализации
продукции Прибыль
Пр - промышленность
Ст - строительство и производство стройматериалов
СХ - производство и переработка с/х продукции
ТБ - торгово-посредническая деятельность, бытовые услуги
П - прочие (коммерческая деятельность)
Рис.2.7. Сравнительные характеристики основных показателей
деятельности малых предприятий некоторых отраслей
за 1994 год (I полугодие)
(по данным налоговой инспекции)
Число предприятий Численность работающих
(экспертная оценка)
Пр - 4,2 процента Пр - 4,9 процента
Ст - 10,3 процента Ст - 11,9 процента
СХ - 0,8 процента СХ - 0,7 процента
П - 84,1 процента П - 82,2 процента
ТБ - 0,6 процента ТБ - 0,3 процента
Выручка от реализации
продукции Прибыль
Пр - 11,7 процента Пр - 11,6 процента
Ст - 17,5 процента Ст - 17,7 процента
СХ - 2,2 процента СХ - 0,7 процента
П - 68,2 процента П - 69,5 процента
ТБ - 0,4 процента ТБ - 0,5 процента
Ст - промышленность
СХ - строительство и производство стройматериалов
СХ - производство и переработка с/х продукции
ТБ - торгово-посредническая деятельность, бытовые услуги
П - прочие (коммерческая деятельность)
Характерной чертой занятости в малом предпринимательстве является большая численность совместителей и работающих по договору подряда. В общей структуре занятости в малом бизнесе 65 процентов приходится на основных работников, 10 процентов - на совместителей и 25 процентов - на работающих по договору подряда, что существенно увеличивает трудовой потенциал малого предпринимательства. Если в целом по области среднесписочная численность работников, занятых в малом бизнесе на 1 июля 1994 года, составляла 114,2 тыс. человек (включая фермеров, лиц без образования юридического лица и занятых на малых приватизированных предприятиях), то с учетом совместителей и работающих по договору подряда она достигла 135 тыс. человек.
Рост количества малых предприятий происходил быстрее, чем увеличение численности работников малых предприятий, занятых на постоянной основе (рис. 2.8., 2.9.) (без учета фермерских хозяйств и лиц без образования юридического лица).
В результате наметилось снижение средней численности работников, занятых на одном предприятии, с 20 человек в 1991 году до 12 человек в 1992 году и 10 человек в 1993 году, что произошло за счет создания большого количества предприятий с незначительным числом занятых. В I полугодии 1994 года эта тенденция несколько изменилась - средняя численность увеличилась до 11 человек.
Наиболее значимыми в малом бизнесе области отраслями, в которых в настоящее время концентрируется основная масса работников (без учета совместителей и работающих по договору подряда) являются: (по состоянию на 1 июля 1994 года)
- промышленность - 4,9 процента занятых и 4,2 процента от общего числа малых предприятий;
- строительство и производство стройматериалов - 11,9 процента занятых и 10,3 процента числа предприятий;
- коммерческая деятельность - 82,2 процента занятых и 84,1 процента числа предприятий.
Рис.2.8. Развитие малых предприятий всех отраслей народного х-ва
за период 1991-1994 гг.
Годы Количество предприятий
1991 1397
1992 3420
1993 4695
1994 (I полугодие) 5259
Рис.2.9. Численность работающих (человек)
Годы Численность работающих
1991 27788 (данные налог. инсп.)
1992 42121 (данные налог. инсп.)
1993 26462 (статистич. данные)
47000 (экспертная оценка)
1994 (I полугодие) 59064 (экспертная оценка)
Определяющей тенденцией является быстрое наращивание численности занятых и числа предприятий общекоммерческой деятельности по обеспечению рынка. Несмотря на то, что строительство и промышленность занимают пока ощутимое место, необходимо подчеркнуть, что предприятия общекоммерческой деятельности развиваются гораздо быстрее.
В отраслевом разрезе предприятия малого бизнеса распределились следующим образом: (рис. 2.10.).
Подобное развитие обусловлено спецификой рыночной конъюнктуры, высокими темпами инфляции, склонностью коммерческих банков выдавать только краткосрочные кредиты. Более высокая норма прибыли, быстрый оборот капитала пока притягивают людские и финансовые ресурсы преимущественно в отрасли, занимающейся коммерческими, торгово-посредническими операциями, т.е. туда, где не требуется вложения долгосрочных инвестиций, оборудования, производственной базы, помещений.
По данным налоговой инспекции в I полугодии 1994 года в абсолютных показателях наиболее развитые в малом бизнесе области отрасли выглядели следующим образом:
- промышленность - 223 предприятия и 2899 занятых;
- строительство и производство стройматериалов - 542 предприятия и 7046 занятых;
- коммерческая деятельность - 4419 предприятий и 48609 занятых.
Развитие промышленных, строительных, коммерческих предприятий за 1991-1994 годах показано на рис. 2.11-2.13.
Рис.2.11. Развитие промышленных предприятий малого бизнеса
за период 1991-1994 годы
(по данным налоговой инспекции)
Года Количество Численность Выручка от Прибыль
предприятий работников реализации (млн. руб.)
(тыс. чел.) (млн. руб.)
1991 233 4192 100,8 21,8
1992 209 3444 595,5 168,4
1993 198 2970 3361,4 370,2
1994
(I полугодие) 223 2899 17474 2947,1
Рис.2.12. Развитие строительных предприятий малого бизнеса
за период 1991-1994 годы
(по данным налоговой инспекции)
Года Количество Численность Выручка от Прибыль
предприятий работников реализации (млн. руб.)
(тыс. чел.) (млн. руб.)
1991 434 12898 200183 36143
1992 576 11524 1747819 323185
1993 525 7823 17551482 2290453
1994
(I полугодие) 542 7046 26123119 4482190
Рис.2.13. Развитие коммерческих предприятий малого бизнеса
за период 1991-1994 годы
(по данным налоговой инспекции)
Года Количество Численность Выручка от Прибыль
предприятий работников реализации (млн. руб.)
(тыс. чел.) (млн. руб.)
1991 446 6720 119395 28522
1992 2393 25668 4657290 1655287
1993 3822 35286 86892657 14556280
1994
(I полугодие) 4419 48609 101846986 17590705
Доля объема выручки от реализации продукции, полученной в 1991-1994 годах в отраслях малого предпринимательства, приблизительно отражает структуру занятости в этих отраслях (рис. 2.4.-2.7.).
За 1994 год выручка распределилась в следующем порядке:
- коммерческая деятельность - 68,2 процента;
- строительство и производство стройматериалов - 17,5 процента;
- промышленность - 11,7 процента;
- производство и переработка с/х продукции - 2,2 процента;
- торгово-посредническая деятельность - 0,4 процента.
Как видно из приведенных данных, состав группы отраслей, лидирующих по показателю занятых работников, не изменился и при рассмотрении показателя - выручка от реализации продукции. Некоторые изменения произошли в расстановке этих отраслей внутри групп.
Доля предпринимательского сектора в общих объемах производства (без учета коммерциализированных и реорганизованных предприятий) составляет в сфере услуг - 6,3 процента, торговле - 2,1 процента, промышленности - 1,3 процента, сельском хозяйстве - 0,2 процента. В лесной и деревообрабатывающей промышленности на долю предпринимательского сектора приходится около трети всей выпускаемой продукции, четверть объемов всех ремонтно-строительных работ осуществляется предпринимательским сектором. Третья часть мебели, выпускаемой в области, приходится на малые предприятия.
2.2. Экономические аспекты деятельности малых предприятий
2.2.1. Прибыль
Финансовые результаты деятельности малых предприятий складываются под влиянием целого ряда специфических, характерных именно для малого бизнеса факторов.
Во-первых, малые предприятия в большинстве своем представляют новые образования, действующие в сферах, приносящих максимально высокий и быстрый доход.
Во-вторых, в соответствии с законодательством России для малых предприятий установлены некоторые налоговые льготы. В 1993 году по сравнению с 1992 годом прибыль малых предприятий области выросла в 7,9 раза.
Темпы роста прибыли малых предприятий далеко не одинаковы и испытывают существенные колебания в отраслевом разрезе (рис. 2.11.-2.13.). Наиболее высокие темпы роста прибыли сложились на предприятиях, занимающихся коммерческой деятельностью - в 8,8 раза (данные налоговой инспекции). Отдавая себе отчет, что именно эти предприятия занимаются, в основном, торгово-посреднической деятельностью (одной из наиболее прибыльных), можно предположить, что фактически эта цифра гораздо больше.
Высокие темпы и у предприятий, занимающихся строительством - в 7,1 раза.
На этом фоне весьма заметны относительно низкие темпы роста прибыли в промышленности - в 2,2 раза.
2.2.2. Кредиты
В 1993 году по данным управления статистики малые предприятия области получили 21600 млн.рублей кредитов как по линии централизованных ссуд, так и через коммерческие банки, что составило в анализируемом периоде 36 коп. кредитов в расчете на 1 рубль объема производимой продукции (работ, услуг).
Однако, казалось бы, благоприятное положение с предоставлением кредитных ресурсов малому бизнесу отнюдь не является таковым. Дело в том, что имеет место явный крен в распределении кредитов в пользу обслуживающих отраслей - торговля и общепит вместе с предприятиями общей коммерческой деятельности концентрируют 55 процентов всех кредитных ресурсов. Принимая во внимание, что круг данных предприятий, учитываемый статистикой, далеко не полон, можно предположить, что этот процент гораздо выше. С другой стороны, малые промышленные предприятия концентрируют всего лишь 10 процентов кредитных ресурсов, строительные - 24 процента, сельскохозяйственные - 0,6 процента.
Дороговизна кредитных ресурсов и короткий срок их возврата делают их недоступными для большей части предпринимателей, занимающихся производственной деятельностью.
2.2.3. Заработная плата работников малых предприятий
Динамичное развитие малого предпринимательства в течение 1992-1994 годов, характеризующееся расширением сфер деятельности и увеличением занимаемого сегмента рынка сбыта, обусловило достаточно высокие темпы роста фондов потребления и оплаты труда малых предприятий.
Темп роста за 1993 год фонда потребления в целом по малым предприятиям составил 128,9 процента, фонда оплаты труда - 119,3 процента. Более высокие темпы роста фонда потребления по сравнению с темпами роста фонда оплаты труда обусловлены, в первую очередь, действующим механизмом налогообложения сверхнормативных расходов на оплату труда. Такой порядок толкает предприятия на повышение различных выплат, не входящих в фонд оплаты (материальной помощи, компенсации на питание, кредитов на строительство и т.д.).
По ряду отраслей доля фонда оплаты труда в фонде снижения уровня зарплаты - это искусственное раздувание штата работающих по совместительству и договорам.
Такая практика искажает общую картину занятости в малом бизнесе, а вследствие этого и статистические данные о среднемесячной заработной плате работников малых предприятий.
По данным управления статистики среднемесячная заработная плата в основных отраслях малого бизнеса за 1993 год составила:
- промышленность - 33,7 тыс. руб. против 56,0 тыс. руб. по области;
- сельское хозяйство - 29,8 тыс. руб. против 41,8 тыс. руб.;
- строительство - 48,9 тыс. руб. против 63,4 тыс. руб.;
- торговля и общепит - 34,6 тыс. руб. против 47,0 тыс. руб. по области;
- коммерческая деятельность- 39,7 тыс. руб.
На ведущие позиции вышли малые предприятия, функционирующие в области страхования - 66,9 тыс. руб. и предприятия, оказывающие посреднические услуги при купле-продаже продукции производственно-технического назначения - 79,6 тыс.руб.
2.3. Территориальное распределение малых предприятий по
районам
Специфика анализа состояния малого предпринимательства в области заключается в том, что для этого необходимо иметь картину развития малого бизнеса по районам (табл. I).
Наличие такой информации позволит:
1) оценить степень развития малого бизнеса на отдельных территориях (районах);
2) оценить потребности малых предприятий в инфраструктуре, кредитах, производственных и торговых площадях;
3) определить роль малого предпринимательства в экономике каждого района и в целом по области.
В течение 1991-1994 годов малые предприятия развивались на отдельных территориях области очень неравномерно. При общем росте их количества в 1993 году по сравнению с 1992 годом в 1,37 раза (с 3420 до 4695) в 10 районах этот показатель сложился на более низком уровне (табл. I).
В ряде районов: Долгоруковском, Краснинском и Лев-Толстовском их количество даже снизилось. Наиболее динамично малые предприятия развивались в г. Липецке (рост в 1,4 раза), г. Ельце (рост 1,39), Липецком районе (рост 1,44), Тербунском (рост 1,41), Усманском (рост 1,43), Воловском (рост 2,4), Лебедянском (рост 1,7 раза) районах.
Та же тенденция наблюдается и в 1994 году. Правда, темп роста малых предприятий за I полугодие несколько ниже: г. Липецке - 115,1; г.Ельце - 1103,4; Липецком районе - 110,9; Тербунском - 112,5; Усманском - 107,8; Воловском - 115,8 процентов.
Таблица 1
Количество малых предприятий по районам области
----T------------------------T-------T-------T-------T-------T-------¬
¦ № ¦ Наименование районов ¦1992 г.¦1993 г.¦Темп ¦I пол. ¦Темп ¦
¦пп ¦ и городов ¦ ¦ ¦1993 г.¦1994 г.¦I пол. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦к ¦ ¦1994 г.¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦1992 г.¦ ¦к ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦процен.¦ ¦I пол. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1993 г.¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦процен.¦
L---+------------------------+-------+-------+-------+-------+--------
1. Воловский 8 19 237,5 22 115,8
2. Грязинский 102 136 133,3 149 109,6
3. Данковский 73 90 123,3 82 91,1
4. Добринский 30 36 120 36 100
5. Добровский 29 30 103,4 28 93,3
6. Долгоруковский 13 8 61,5 9 112,5
7. Елецкий 47 55 117,0 74 134,5
8. Задонский 48 51 106,2 35 68,6
9. Измалковский 23 32 139,1 28 87,5
10. Краснинский 25 23 92,0 19 146,1
11. Лебедянский 52 89 171,1 103 115,7
12. Лев-Толстовский 8 6 75,0 5 83,3
13. Липецкий 32 46 143,7 51 110,9
14. Становлянский 12 16 133,3 17 106,2
15. Тербунский 17 24 141,2 27 112,5
16. Усманский 54 77 142,6 83 107,8
17. Хлевенский 42 45 107,1 50 111,1
18. Чаплыгинский 47 48 102,1 46 95,8
1. г. Липецк 2442 3426 140,3 3942 115,1
2. г. Елец 316 438 138,6 453 103,4
ИТОГО: 3420 4695 137,3 5259 112,0
2.4. Развитие фермерства в Липецкой области
Первые 6 фермерских хозяйств появились в области в 1990 году. К концу 1991 года их уже насчитывалось 333. За 1993 год число фермерских хозяйств в области возросло с 1405 до 1720 (рис. 2.12.), а площадь занимаемых ими земельных угодий увеличилась с 68 до 80 тыс.гектаров. На 1 июля 1994 года в области насчитывалось 1780 фермерских хозяйств, площадь занимаемых ими угодий - 82 тыс.гектаров. В первом полугодии 1994 года ими произведено около 2 процентов валовой продукции против 0,7 процента в 1992 году.
Однако в последнее время обострились проблемы фермерства. Государственная задолженность за уже поставленную в 1993-94 годах фермерами продукцию, возросшие банковские кредиты поставили крестьянские хозяйства на грань банкротства. В связи с этим процесс создания новых крестьянских (фермерских) хозяйств резко замедлился, а в ряде районов начался отток фермеров (рис. 2.14.). Если за 1992 год их зарегистрировано свыше тысячи (62 процента общего числа), за 1993 год - около трехсот (18 процентов), то в первое полугодии 1994 года - только 46 (2,6 процента). Анализ работы крестьянских (фермерских) хозяйств показывает, что в ближайшее время они не в состоянии создать конкуренцию коллективным хозяйствам и обеспечить необходимый для области уровень сельскохозяйственного производства.
В 1993 году фермерами произведено 95 тыс.тонн чистого зерна, 60 тыс.тонн сахарной свеклы, 35 тыс.тонн картофеля, что составляет около 5 процентов общего производства этих культур. Производство овощей у них не превысило 1 процента.
В 1993 году фермерскими хозяйствами произведено около 0,6 тыс.тонн мяса, 2,0 тыс.тонн молока, 0,9 млн.штук яиц. Это 0,2-0,5 процента общего объема производства этих видов продукции в области.
Между тем, крестьянские (фермерские) хозяйства имеют малый резерв производства продукции растениеводства. Расчеты показывают, что около четверти выделенных до начала посевной кампании под урожай 1993 года земель ими не использовались. Основной причиной этого является различная техническая оснащенность фермерских хозяйств.
Рис.2.14. Динамика развития фермерских хозяйств в области
Годы Количество фермерских Численность занятых,
Оценка хозяйств чел.
Прогноз
1990 6 24
1991 333 999
1992 1405 4215
1993 1720 5160
1994 1780 5340
1995 1830 5490
Обследование, проведенное органами статистики на 1 января 1994 года, показало, что лучше других обеспечены сельскохозяйственной техникой крестьянские подворья, образованные до 1992 года, несколько хуже - образованные в 1992 году. В критическом состоянии находятся хозяйства, образованные в 1993 году.
Сегодня фермерские хозяйства по всем основным экономическим показателям уступают сельскохозяйственным предприятиям всех форм собственности. В них ниже продуктивность полей.
Наибольшей урожайности зерновых культур добились фермеры Воловского, Добринского, Становлянского и Хлевенского районов, где с каждого гектара получено 22-24 центнера чистого зерна. В то же время, как в одних хозяйствах урожайность значительно превышает средне областной уровень, другие едва собирают высеянные семена.
Одна из причин низких урожаев в большинстве фермерских хозяйств в том, что здесь обходятся семенами низкого качества, не используют в достаточном количестве удобрения. Низкая окупаемость затрат, ограниченные финансовые возможности фермеров, рост цен на корма, молодняк скота сдерживают развитие у них животноводства.
2.5. Предприниматели без образования юридического лица
Заметную роль в предпринимательском секторе области играют предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Если в 1992 году их насчитывалось 3700, а доля занятых в общей численности занятых в предпринимательском секторе (включая фермеров) составляла 7,4 процента, то в 1993 году их число увеличилось до 8621 и доля до 14,2 процента. На конец 1994 года прогнозно их будет около 16 тысяч (рис. 2.15.).
Распределение по видам деятельности (по данным налоговой инспекции) по состоянию на 1 октября 1994 года выглядит следующим образом:
Всего предпринимателей: - 14016 - 100 процентов;
- торгово-закупочная и коммерческая - 10717 - 76,4 процента;
- транспортное обслуживание - 945 - 6,7 процента;
- изготовление головных уборов - 359 - 2,6 процента;
- вязание изделий - 133 - 0,9 процента;
- пошив одежды - 119 - 0,8 процента;
- видео- и звукозапись - 164 - 1,2 процента;
- ремонт и техническое обслуживание автомашин - 85 - 0,6 процента;
- ремонт и пошив обуви - 83 - 0,6 процента;
- оказание медицинских услуг - 34 - 0,2 процента;
- другие виды деятельности - 1377 - 9,8 процента.
Рис.2.15. Основные показатели деятельности предпринимателей,
осуществляющих предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица
Годы Доля в предпринимательском Количество занятых
секторе (процентов) (чел.)
1992 7,4 3700
1993 14,2 8621
1994 18,5 16000
Раздел III
Структуры, занимающиеся поддержкой малого предпринимательства
Широкомасштабное развитие малого предпринимательства невозможно без общегосударственных и региональных программ его поддержки, без федеральных, муниципальных и общественных структур, деятельность которых направлена на помощь малому и среднему бизнесу.
Центральным звеном в системе поддержки малого предпринимательства, осуществляющим разработку и реализацию областных программ развития малого бизнеса, а также разработку соответствующих нормативных документов администрации области, являются:
- управление экономики администрации области;
- территориальное управление по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
В районных и городских администрациях эта работа возложена на соответствующие экономические службы.
В области функционируют несколько различных союзов и объединений предпринимателей, в уставные задачи которых, помимо всего прочего, входит поддержка малого бизнеса. Далее упоминаются те организации, которые наиболее активно действуют в данном секторе и оказывают влияние на развитие малого предпринимательства.
3.1. Липецкое областное объединение предпринимателей
Липецкое областное объединение предпринимателей (ЛООП) зарегистрировано 5 июля 1991 года отделом юстиции Липецкого облисполкома.
ЛООП является добровольным формированием, созданным по инициативе граждан, коллективов предприятий, кооперативов, крестьянских и фермерских хозяйств и т.д., объединившихся на основе общности интересов в развитии и регулировании предпринимательства в области.
Целью создания и деятельности ЛООП является развитие общественной инициативы, активности и предприимчивости граждан в сфере удовлетворения потребительского спроса товарами народного потребления, с/х продукцией, стройматериалами, продукцией технического назначения, работами и услугами.
Основными задачами ЛООП являются:
- развитие малого бизнеса, обобщение опыта и выработка рекомендаций по пропаганде предпринимательства;
- организация отраслевых объединений, союзов для ведения производственно-хозяйственной деятельности;
- изучение перспектив развития рынка товаров, работ и услуг и обеспечение членов ЛООП объективной информацией;
- обеспечение защиты прав и интересов членов ЛООП;
- оказание необходимого содействия в совершенствовании производства;
- организация выставок, аукционов, рекламы.
Объединение активно участвует в работе областного фонда поддержки предпринимательства.
Председатель - Чернов В.Н.
Адрес: г. Липецк, улица Толстого, 1.
Телефон: 77-08-79.
3.2. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов Липецкой области (АККОР)
Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств зарегистрирована решением Усманского районного Совета народных депутатов от 5 мая 1991 года № 44.
Ассоциация является общественно-хозяйственной организацией граждан, крестьянских хозяйств, сельхозкооперативов, их объединений, государственных и кооперативных агросервисных предприятий, добровольно объединившихся на основе коллективного и индивидуального членства.
Основная цель создания - оказание практической помощи в становлении и развитии фермерских хозяйств.
Основными задачами являются:
- участие в проведении земельной реформы на установленных законом основаниях;
- регулирование межфермерских взаимоотношений;
- внедрение эффективных форм потребительской, производственной, перерабатывающей, торгово-сбытовой, кредитной и страховой кооперации во всех сферах деятельности;
- содействие организации и развитию крестьянских хозяйств;
- формирование материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктуры коллективного пользования крестьянских хозяйств;
- развитие кредитно-финансовых, коммерческих и других связей членов ассоциации.
Исполнительный директор - Бритвин И.И.
Адрес: г. Липецк, улица Желябова, 2.
Телефон: 24-09-57.
3.3. Областной фонд поддержки предпринимательства
Областной фонд поддержки предпринимательства создан решением Президиума областного Совета народных депутатов от 31 октября 1991 года № 147.
Основная цель создания - содействие развитию рыночных отношений и формированию негосударственных экономических структур, оказание поддержки предприятиям и организациям различных форм собственности, эффективное сочетание централизованного бюджетного финансирования с прогрессивными формами кредитования мероприятий по развитию предпринимательства.
Основными направлениями деятельности Фонда являются:
- поддержка новых негосударственных экономических структур малого и среднего бизнеса, действующих на приоритетных направлениях;
- участие в осуществлении областной программы поддержки предпринимательства;
- содействие привлечению инвестиций в экономику области в целях развития предпринимательства и конкуренции;
- поддержка формирования и развития рыночной инфраструктуры на территории области.
На данном этапе, в целях экономии средств, Фонд не является юридическим лицом.
Для подготовки предложений по использованию средств областного Фонда поддержки предпринимательства, проведения экспертизы проектов, представленных на финансирование, образована рабочая группа - конкурсная комиссия по оценке проектов предпринимательской деятельности, в состав которой вошли представители администрации, антимонопольного комитета, управления финансов, банков, предпринимательских кругов, налоговой инспекции.
Председатель: начальник управления экономики администрации
области Чунихин В.И.
Адрес: г. Липецк, площадь Ленина, администрация области.
Телефон: 24-25-66, 77-95-95.
Раздел IV.
Итоги выполнения программы поддержки предпринимательства
на 1993-1994 годы
В целях создания благоприятных условий и равных стартовых возможностей для предпринимательской деятельности в декабре 1992 года была утверждена областная программа поддержки предпринимательства. Разделы программы включают в себя систему мер в направлении финансово-кредитной поддержки предпринимательства, организационно-методической работы, создания материальных условий для развития малого бизнеса, формирования рыночной инфраструктуры, подготовки кадров.
В целях финансовой поддержки предприятий малого бизнеса, действующих в приоритетных для области направлениях, создан областной Фонд поддержки предпринимательства. На финансирование высокоэффективных проектов за счет Фонда направлено: в 1992 году - 20 млн.рублей, в 1993 году - 30 млн.рублей, в 1994 году - 67 млн.рублей.
С участием этих средств реализовано полностью или частично 12 предпринимательских проектов. В их числе мини-завод по переработке стеклобоя и производству изделий из стекла в селе Сенцово с суточным объемом выпускаемой продукции 2500 килограммов изделий.
На базе кооператива "Круг" запущено производство мотоблоков с навесными орудиями. Малым предприятием "Тон" налажен выпуск кабельно-проводниковой продукции объемом 3,5 млн. установочного провода в год.
На базе Елецкого сахарного завода фирмой "Ривеко" внедрена в производство новая, высокоэффективная импульсная система фильтрования мелких частиц. В Хлевенском районе предпринимателем Гернером Р.И. налажено производство стеновых камней. В г. Липецке акционерным обществом "Линко" готовится к пуску мини-завод по переработке семян подсолнечника, мощностью 900 тонн в год.
Оказана финансовая поддержка областной газете "Предприниматель". Расширяется выпуск дешевой детской одежды АО "Космос".
За счет внебюджетных источников - средств областного фонда занятости - шестнадцати предпринимательским структурам выделено 252 млн.рублей в виде льготных кредитов на реализацию проектов, предусматривающих сохранение и создание дополнительных рабочих мест.
В рамках Программы администрацией области была сформирована кредитная заявка на финансирование из федерального бюджета наиболее интересных для области проектов. Фактически, в 1993 году из федерального бюджета через республиканский фонд поддержки предпринимательства область получила 185 млн.рублей в виде целевых льготных кредитов под реализацию проектов: АО "Панорама" - создание в области сети крупоперерабатывающих предприятий и ИЧП "Жифле" - по переработке мяса.
Сложившаяся в области структура промышленного производства ориентирована, в первую очередь, на потребности крупных государственных предприятий. Развитие предпринимательства существенно сдерживается острым дефицитом практически всех видов средств производства, которые могут быть использованы на предприятиях малого бизнеса. Но в этом плане наметился определенный сдвиг. Проведение технического перевооружения предприятий машиностроительного комплекса области позволит освоить производство малогабаритного оборудования для приготовления кормов, изготовления сливок и масла, копчения рыбных и мясных изделий, консервирования овощей и т.д.
Фактически в 1993 году Грязинским заводом гидрооборудования освоено производство и выпущено 2067 единиц маслобоек, 833 электрокоптильни, 205 автоклавов, 12 овощерезок, 100 окучников-культиваторов, 348 микромельниц. Липецким заводом пусковых двигателей выпущен опытный образец малогабаритного двигателя. Елецким машиностроительным заводом произведено 367 единиц оборудования для обработки кожевенного сырья.
Для налаживания горизонтальных хозяйственных связей, системы поиска производителя и потребителя в области развивают свою деятельность товарно-сырьевая биржа, сеть брокерских контор; проводятся выставки-продажи товаров и услуг предприятий всех форм собственности с участием товаропроизводителей и коммерческих структур смежных областей. Число брокерских контор в 1993 году возросло до 203. На проведенных 237 торгах заключено 1132 сделки. Биржевой оборот составил 6929,0 млн.рублей, а сбор со сделок в бюджет 5158,2 млн.рублей. Липецкой коммерческой компанией проведен ряд выставок-продаж товаров и услуг области.
По состоянию на 1 октября 1994 года в области функционируют 7 банков и 6 филиалов, 13 страховых фирм и филиалов, 42 фонда (с филиалами), представительства ТПП РФ - фирма "Липецквнешсервис", действует Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, Ассоциация малых предприятий и предпринимательской деятельности, областное объединение предпринимателей, представительство финансово-экономической региональной ассоциации "Черноземье".
В целях обеспечения оперативного и перспективного прогнозирования конъюнктуры рынка и удовлетворения спроса населения на товары и услуги постановлением главы администрации области создан областной центр организации рыночных отношений.
В рамках программы разработан и представлен в федеральные органы проект создания в области центра деловой активности, предусматривающий целый комплекс услуг для предпринимателей. Проект прошел экспертизу, включен в федеральную программу развития инфраструктуры рынка в регионах и рекомендован к финансированию в объеме 180 млн.рублей.
Большое внимание в программе было уделено вопросам кадрового обеспечения предпринимательской деятельности. В систему обучения входит факультет менеджмента и бизнеса, где ежегодно овладевают знаниями 95 человек.
Через сеть ПТУ области, по состоянию на 1 июня 1994 года, обучено специалистов фермерских хозяйств I года обучения 285 человек, II - 228 человек, III - 28 человек.
Липецким филиалом института бизнеса при департаменте металлургии РФ за 1993 год выпущено 1730 специалистов различного профиля.
За счет средств центра занятости, по его направлению, в различных учебных заведениях области подготовлено и переподготовлено 54 человека для работы в предпринимательской сфере.
В рамках намеченных программой мер по организационно-методическому и информационному обеспечению малого предпринимательства в области осуществлялась пропаганда идей и опыта эффективно работающих и инвестирующих собственные средства в развитие производства предпринимательских структур. С участием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) проводились туры областных конкурсов на лучший предпринимательский проект. Освещалась работа органов управления в направлении мер государственной поддержки предпринимательской деятельности.
В плане методического обеспечения органов госуправления по проблемам предпринимательства управлением экономики администрации области разработан единый порядок регистрации прекращения деятельности предприятий, рекомендованы предложения по льготному налогообложению предпринимательского сектора в части поступлений в местный бюджет.
Упрощен порядок выдачи разрешений на изготовление и ликвидацию печатей и штампов при создании и ликвидации предпринимательских структур.
Для упрощения и совершенствования порядка регистрации предприятий создан Липецкий регистрационный отдел.
Раздел V
Комплекс мер по государственной поддержке и стимулированию
развития малого предпринимательства в области
Анализ состояния деятельности малых предприятий показывает, что их деятельность в настоящее время еще не дала желаемых результатов в насыщении рынка товарами и услугами. Процесс создания малых и средних предприятий идет медленно и сложно. Это вызвано тем, что правовая база для развития и поддержки этих предприятий крайне ограничена. Не создан механизм защиты этой наиболее рисковой сферы рыночного хозяйства, отсутствует система соединения интересов предпринимателей и государства, особенно в сфере производства.
Проблемы развития и поддержки предприятий малого бизнеса со стороны органов управления становятся все более актуальными. Это обусловлено кризисом бывшего государственного сектора экономики, высвобождением большого количества людей. Для многих людей малое предпринимательство становится единственным средством выживания в условиях перехода к рыночной экономике. И если учесть, что 70 процентов созданных малых предприятий в среднем через 3 года прекращают свое существование по различным причинам, то становится очевидной ключевая роль государственных органов в создании благоприятных экономических условий для развития малого бизнеса.
Программа поддержки предпринимательства направлена на достижение ряда целей, в своей совокупности создающих условия, в которых каждый гражданин будет иметь возможность реализовать свои способности в сфере предпринимательства.
Достижение каждой из целей, поставленных в Программе, обеспечивается реализацией комплекса мер, требующего решения следующих задач:
5.1. Упорядочение государственной регистрации предприятий и
предпринимателей на территории области и разрешения
на занятие хозяйственной деятельностью
Опыт развития предпринимательской деятельности в области показывает, что практически повсеместно начинающие предприниматели в той или иной мере сталкиваются с проблемой правильного оформления документов для регистрации.
О многих законодательных и, в особенности, нормативных актах предприниматели не знают, здесь остро сказывается недостаток консультационных услуг.
Еще одним фактором, требующим усиления внимания, является то, что существующий порядок регистрации очень усложнен. Процедура регистрации не сводится к формальному акту "присвоения номера в журнале". Время, затраченное регистрирующим органом на регистрацию предприятия, сведено до 3-х дней, однако, это не означает, что время, затраченное на создание предприятия, сильно сократилось.
Сегодня от 10 до 12 мест надо пройти, чтобы зарегистрировать свое предприятие, и в каждом из них свои сборы и требования (это и налоговая инспекция, и органы статистики, и медицинские, и пенсионные фонды и др.).
С принятием Гражданского кодекса процесс регистрации неоправданно усложняется, функции регистрации предприятия будут переданы органам юстиции. Есть вероятность, что усилится крен в сторону разрешительного принципа регистрации вместо реально необходимого сегодня нормативно-заявительного.
В случае, если для деятельности предприятия требуется участок земли, другие природные ресурсы, предприятие создает производство по решению республиканских органов управления, согласно законодательству требуется квалификационный аттестат - предприятию необходимо получить разрешение местных органов управления на занятие хозяйственной деятельностью. Надо пройти еще 5-7 мест, чтобы получить данное разрешение.
Очень сложно разобраться предпринимателю с лицензированием определенных видов деятельности, а также ответить на вопрос: "Что первично - регистрация или лицензия?".
Для осуществления единой политики лицензирования хозяйственной деятельности на территории области создан центр лицензирования администрации области. Однако перечень лицензируемых на территории области видов деятельности постоянно растет и здесь должен быть разумный подход.
Для решения всех вышеуказанных проблем программой предусматривается:
------------------------------------------------------------------
Наименование Срок исполнения Исполнители
мероприятий
------------------------------------------------------------------
5.1.1. Создание консуль- 1995-1996 гг. Управление экономики,
тационных центров по администрации г. Липецка,
вопросам открытия г. Ельца, г. Грязи, анти-
малого предприятия монопольное управл.
5.1.2. Разработка и введение 1995 г. Управление экономики,
упрощенного порядка администрация г. Липецка,
регистрации субъектов управление финансов
хозяйственной
деятельности
5.1.3. Разработка механизма 1995 г. Управление экономики,
и введение в действие регистрационный отдел
на территории области администрации г. Липецка
заявительной формы на
изготовление печатей
и штампов
5.1.4. Разработка предложений 1995 г. Управление экономики,
по упрощению порядка центр лицензирования,
лицензирования отде- антимонопольное управ-
льных видов деятельности ление
субъектов малого предпри-
нимательства
5.1.5. Разработка и введение 1995 г. Управление экономики
единого порядка разме-
щения производительных
сил на территории
области
Сумма затрат - 162,0 млн.руб.
5.2. Производственно-технологическая поддержка
малого предпринимательства
Большая часть вновь создаваемых предприятий малого бизнеса основным видом своей деятельности определяет коммерческую деятельность, т.е. сферу, где наиболее быстрый оборот капитала, не требуются производственная база, оборудование, помещение.
Однако, скопив первоначальный капитал, наиболее дальновидные предприниматели готовят бизнес-планы развития производственной деятельности. Малые предприятия стремятся занять те рыночные ниши, которые не представляют коммерческого интереса для крупных предприятий. И здесь большую помощь в выборе направления деятельности могут оказать местные органы управления.
Территориальное управление по антимонопольной политике и управление экономики администрации области приступили к такой важной работе, как анализ товарных рынков по отдельным товарным группам на федеральном и региональном уровнях. Необходимо, чтобы эта информация использовалась не только специалистами указанных подразделений, но и была бы доступной для предпринимателей, и тем самым помочь более обоснованно выбирать сферу деятельности предприятия с точки зрения дефицитности и конкурентоспособности, найти товарную нишу, работа в которой принесет большую прибыль, а тем самым сделает малый бизнес устойчивым в нашей экономике. Очень сложно для малого бизнеса решается вопрос с помещениями и оборудованием.
В некоторых случаях малые предприятия создаются путем выделения из действующих предприятий отдельных структурных подразделений и производственных единиц, в других они вынуждены арендовать предложенные помещения, оборудование у более крупных предприятий. Это весьма нередкий случай нецивилизованного удушения новых предпринимателей, в которых зачастую видят потенциальных конкурентов, который ведет к увольнению с работы, отключению тепла и электричества, взвинчиванию арендной платы. В этих случаях необходимо вмешательство органов управления, а также, в соответствии с антимонопольным законодательством - Территориального управления по антимонопольной политике.
В связи со структурной перестройкой экономики проблема ускорения инвестиционных процессов на малых предприятиях приобретает особую актуальность.
В то же время использование преимуществ малых предприятий в инвестиционной сфере наталкивается на проблему их технического переоснащения. Многие малые предприятия пока представляют собой полукустарные, примитивно оборудованные производства, поэтому решать сложные технологические и экономические проблемы они не в состоянии.
Задача заключается в том, чтобы оказать содействие субъектам малого предпринимательства в оснащении их современным оборудованием и технологиями. При этом нужно учитывать, что малым предприятиям нужны не просто отдельные единицы технологического оборудования, а комплекты машин, инструментов.
Развитие сети малых предприятий и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия будут выступать в качестве поставщиков комплектующих элементов готовой продукции. Это позволит развивать подетальную и технологическую специализацию.
С учетом этого Программой предусматривается:
------------------------------------------------------------------
Наименование Срок исполнения Исполнители
мероприятий
------------------------------------------------------------------
5.2.1. Резервирование на 1995-1996 гг. Управление экономики,
конкурсной основе за Управление промышлен-
субъектами малого ности и связи
предпринимательства
определенной доли
заказов на закупку и
поставку отдельных
видов продукции и то-
варов для государствен-
ных нужд
5.2.2. Подготовка сводного 1995-1996 гг. Управление экономики,
перечня перспективных антимонопольное
опытно-конструкторских управление
работ (пилотных проектов)
по созданию комплектного
технологического обору-
дования и машин для сферы
малого предпринимательства
на предмет льготного финан-
сирования
5.2.3. Анализ товарных рынков, 1995-1996 гг. Антимонопольное
доведение до предприни- управление
мателей данной
информации
5.2.4. Организация лизинга 1995 г. Управление промышлен-
оборудования для малых ности и связи, адми-
предприятий нистрация г. Липецка,
Липецкое отделение
ЦБ РФ
5.2.5. Подготовка предложений 1995 г. Управление экономики,
по размещению област- управление промышлен-
ного заказа на изгото- ности и связи
вление оборудования
для малого бизнеса на
предприятиях области
Сумма затрат - 355,0 млн.рублей
5.3. Финансово-кредитная поддержка
малого предпринимательства
Практика показывает, что именно недостаток финансовых ресурсов является одной из основных проблем как действующих малых предприятий, так и для начинающих предпринимателей. Учитывая высокие темпы инфляции в стране, дороговизну кредитных ресурсов, недостаточную развитость финансовой инфраструктуры, без специальных мер по финансовой поддержке предпринимательства не обойтись.
Осуществляемые в настоящее время меры финансовой поддержки предпринимательства явно недостаточны. Без аккумуляции и целевого вложения значительных финансовых средств невозможно быстрое становление предпринимательства. Совершенствование системы финансовой поддержки малого предпринимательства, в первую очередь, направлено на стимулирование деятельности банков, фондов, инвестиционных и страховых организаций, непосредственно обслуживающих малый бизнес, а также формирование системы гарантий под кредиты и страхования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Основными источниками финансирования областной Программы являются: средства федерального бюджета, средства местных бюджетов, внебюджетные источники, инвестиционный кредит. К примеру, в 1994 году средства федерального бюджета предполагалось направить на создание в области центра деловой активности и бизнеса; средства местных бюджетов - областного фонда поддержки предпринимательства - использовались на финансирование эффективных предпринимательских проектов в приоритетных для области сферах деятельности;
внебюджетных источников - на реализацию проектов, предусматривающих сохранение и создание дополнительных рабочих мест;
инвестиционного кредита - на финансирование из федерального Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции высокоэффективных пилотных проектов.
Поддержка, оказываемая федеральным и областным фондами поддержки предпринимательства, осуществляется, как правило, на принципах долевого участия в форме кредитования и выдачи гарантий по кредитам.
В плане финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства Программой предусматривается:
------------------------------------------------------------------
Наименование Срок исполнения Исполнители
мероприятий
------------------------------------------------------------------
5.3.1. Подготовка предло- 1995 г. Управление экономики,
жений по привлечению управление труда и
средств: занятости, антимоно-
- фонда занятости польное управление
(для поддержки
проектов малых
предприятий, соз-
дающих дополнитель-
ные рабочие места); Управление экономики,
- пенсионного фонда 1996 г. антимонопольное управление
(для поддержки проектов
малых предприятий, ока-
зывающих услуги социаль-
но-незащищенным слоям
населения);
- других внебюджетных 1996 г. -"-
источников для поддержки
малых предприятий
5.3.2. Разработка Положения об 1995 г. Управление экономики,
установлении льгот для коммерческие банки,
субъектов малого предпри- управление финансов
нимательства, осуществля-
ющих деятельность в
приоритетных направлениях
5.3.3. Разработка и утверждение 1995 г. Управление экономики,
условий конкурса на антимонопольное
лучшие инвестиционные управление
проекты в приоритетных
сферах деятельности и
механизма их финансиро-
вания
5.3.4. Финансирование конкретных 1995- Управление экономики,
предпринимательских 1996 гг. антимонопольное
проектов на конкурсной управление, управление
основе из областного, труда и занятости
федерального фондов
поддержки предприни-
мательства, внебюджетных
источников
5.3.5. Проработка механизма 1995 г. Управление экономики,
предоставления гарантий областное объединение
по кредитам, выдаваемым предпринимателей,
субъектам малого антимонопольное
предпринимательства управление
5.3.6. Подготовка предложений 1995 г. Управление экономики,
по предоставлению налоговая инспекция
предпринимателям
определенных льгот
при отчислении ими
части прибыли в
областной ФПП
5.3.7. Подготовка предложений 1996 г. Фонд имущества,
по созданию ипотеки комитет по управлению
как инструмента имуществом, адми-
финансово-кредитной нистрация г. Липецка
поддержки предпри-
нимательства
5.3.8. Создание венчурной 1996 г. АООТ "Финансово-промыш-
фирмы для инвестиро- ленная корпорация "Липецк"
вания рисковых
проектов
Сумма затрат - 51800 млн.руб.
5.4. Организационно-методическое и информационное
обеспечение малого предпринимательства
Раздробленность и разобщенность малых и средних предпринимателей тормозят создание системы их взаимопомощи. Слабые контакты между организациями, призванными защищать и представлять их интересы, не позволяют своевременно продвигать законодательные и нормативные акты, стимулирующие развитие и обеспечивающие правовую, экономическую и социальную поддержку этой формы предпринимательства.
Слаборазвитая система информационного обеспечения
предпринимательской деятельности затрудняет получение предпринимателями оперативной информации об изменениях в законодательстве, о наличии и движении товарно-материальных ценностей, состоянии рынка, уровне цен, информации о хозяйствующих субъектах, банковско-кредитной сфере и т.д. Не на должном уровне находится и методическое обеспечение собственно предпринимательской деятельности, включая подготовку и распространение методических рекомендаций и типовых пакетов документов по вопросам создания и регистрации предприятий, организации и оплаты труда, ведения учета и отчетности.
Программой предусматривается организационно-методическое и информационное обеспечение малого предпринимательства по следующим направлениям:
------------------------------------------------------------------
Наименование Срок исполнения Исполнители
мероприятий
------------------------------------------------------------------
5.4.1. Координация деятель- 1995- Управление экономики
ности существующих 1996 гг. администрации области,
ассоциаций, союзов, антимонопольное
фондов и других управление
коммерческих и
общественных струк-
тур, занимающихся
вопросами малого и
среднего предприни-
мательства с целью
создания для него
благоприятных право-
вых, финансово-эконо-
мических и организа-
ционных условий
5.4.2. Кооперирование деятель- 1995- Управление экономики,
ности отдельных 1996 гг. управление международных
предпринимателей в и межрегиональных связей,
вопросах взаимо- антимонопольное управ-
действия с биржами ление, областное
по приобретению и объединение предпри-
сбыту продукции, нимателей
"ноу-хау" высоких
технологий, выходу
на внешний рынок и др.
5.4.3. Создание в области 1995- Управление экономики,
центра деловой 1996 гг. антимонопольное
активности и бизнеса управление, областное
(г. Липецк, г. Елец) объединение предпри-
нимателей
5.4.4. Организация семинаров 1995- Управление экономики,
для предпринимателей 1996 гг. торгово-промышленная
и выставок-продаж их палата, областное
продукции объединение предпри-
нимателей, антимоно-
польное управление
5.4.5. Создание и обеспечение
функционирования в
интересах малого
предпринимательства
банков данных по
направлениям:
а) федеральные норма-
тивные и законода-
тельные акты, муници-
пальные нормативные
документы и акты по
предпринимательству;
б) государственная
статистика по малому
предпринимательству;
в) источники финансово- 1995- Управление экономики,
кредитной поддержки; 1996 гг. управление статистики,
г) сведения о антимонопольное управ-
потенциальных ление, управление
иностранных финансов, управление
инвесторах-партнерах; международных и
д) неиспользуемые межрегиональных связей
производственные мощности
и объекты незавершенного
строительства;
е) оборудование,
технологии и "ноу-хау"
для малых предприятий
5.4.6. Подготовка и издание 1995- Управление
информационно-аналити- 1996 гг. статистики
ческого и справочного
ежегодника "Малый
бизнес области"
Сумма затрат - 2740 млн.руб.
5.5. Совершенствование нормативно-правовой
базы малого предпринимательства
В течение 1990-1994 годов весьма активно идет процесс формирования современной законодательной и нормативной базы, необходимой для становления рыночной экономики. С точки зрения поддержки развития предпринимательской деятельности, принят ряд Законов и Постановлений Правительства.
Вместе с тем, процесс законодательной работы в этой области далеко не завершен.
Анализ практики правового обеспечения экономической реформы показывает, что внесение изменений и дополнений в действующие нормативные акты осуществляется несвоевременно, многие проекты законов и постановления правительства не всегда взаимно увязаны друг с другом. При этом не всегда в полной мере учитываются позиции всех заинтересованных сторон и, в первую очередь, мнение общественных объединений, союзов и ассоциаций предпринимателей.
В этом плане администрация области видит свою задачу в привлечении широких предпринимательских кругов к обсуждению проектов законодательных актов и внесению соответствующих предложений.
------------------------------------------------------------------
Наименование Срок исполнения Исполнители
мероприятий
------------------------------------------------------------------
5.5.1. Систематизация 1996 г. Управление экономики,
действующих норма- управление юстиции
тивных актов в обла-
сти предприниматель-
ства с комментариями
о порядке их примене-
ния к субъектам мало-
го предпринимательства
5.5.2. Подготовка предложений Управление экономики,
по внесению изменений антимонопольное
и дополнений в: управление
- Законы РФ
- проекты Законов РФ
- проекты Постановлений
Правительства РФ
5.5.3. Подготовка постановления 1995 г. Управление экономики,
главы администрации профсоюз "Солидарность",
области "О социальных управление социального
вопросах работников, обеспечения
занятых в негосудар-
ственном секторе
экономики"
Сумма затрат - 150 млн.руб.
5.6. Подготовка, переподготовка и повышение
квалификации кадров
Сфера частного предпринимательства требует в кратчайшие сроки организовать массовую подготовку специалистов, способных на профессиональном уровне руководить предприятиями, создавать их, эффективно вести собственное дело.
Сложившаяся ныне практика обучения предпринимателей не отвечает реальным потребностям в знаниях, умении и навыках работы в условиях преодоления кризиса. Каждому предпринимателю необходимо обеспечить возможность получения квалифицированных учебных и консультационных услуг в вопросах рыночной экономики. Подготовка специалистов должна осуществляться по нескольким каналам:
- через государственную систему образования, включая среднее, среднее специальное, высшее образование;
- через альтернативную систему обучения;
- через обучение и стажировку за рубежом.
Учитывая, что малое предпринимательство является приоритетным занятием в большей мере молодежи, в Программе уделено особое внимание разработке комплекса мер по вовлечению этих слоев в малый бизнес.
------------------------------------------------------------------
Наименование Срок исполнения Исполнители
мероприятий
------------------------------------------------------------------
5.6.1. Проработка вопроса 1996 г. Управление экономики,
о включении в учебные управление народного
программы средних школ, образования
средних специальных
учебных заведений,
ВУЗов программ по
основам предпринима-
тельства
5.6.2. Организация повышения 1995- Управление экономики,
квалификации преподава- 1996 гг. управление народного
тельского состава и образования
государственных служащих,
специализирующихся в
области предпринима-
тельской деятельности
5.6.3. Организация и проведение 1995- Управление экономики,
семинаров, конференций 1996 гг. райгорадминистрации,
по малому предпринима- областное объединение
тельству предпринимателей,
антимонопольное
управление
5.6.4. Разработка и реализация 1995- Отдел по делам молодежи
комплекса мер по 1996 гг. администрации области,
вовлечению молодежи управление экономики,
в предпринимательскую антимонопольное
деятельность. управление
Создание для этих целей
фонда молодежных
программ.
Сумма затрат - 3100 млн.руб.
5.7. Содействие внешнеэкономической деятельности
субъектов малого предпринимательства
Одно из важнейших направлений развития малого и среднего предпринимательства - активная внешнеэкономическая деятельность. При рациональной правовой основе она смогла бы в короткие сроки стать существенным источником пополнения валютного фонда, реализации совместных с зарубежными партнерами проектов по переработке сельскохозяйственной продукции, строительству дорог, жилья, созданию современной рыночной инфраструктуры.
Мобильность, оперативность и гибкость малого и среднего бизнеса позволяют рассчитывать на быстрое расширение его деятельности и в перспективе - на его активный выход на мировой рынок. Заключение с зарубежными бизнесменами значительной доли сделок малым бизнесом позволило бы ему быстро добиться высокой конкурентоспособности и стать активным стимулятором научно-технического развития.
В целях содействия выходу представителей малого бизнеса на внешний рынок Программой предусматривается:
------------------------------------------------------------------
Наименование Срок исполнения Исполнители
мероприятий
------------------------------------------------------------------
5.7.1. Создание банка данных 1995 г. Управление международных
потенциальных иностран- и межрегиональных связей
ных инвесторов для
участия в сфере малого
предпринимательства
5.7.2. Подготовка предложений 1995 г. Управление международных
по привлечению иностран- и межрегиональных связей,
ных инвестиций для разви- управление экономики
тия малого бизнеса в
области. Разработка для
потенциальных иностранных
инвесторов перечня сфер
деятельности в области,
пользующихся режимом
наибольшего благоприятст-
вования
5.7.3. Разработка механизма 1996 г. -"-
предоставления льгот для
инвестиций в сферу малого
предпринимательства области
Сумма затрат - 500,0 млн.руб.
5.8. Пропаганда идей и опыта эффективного
частного предпринимательства
Формирование позитивного общественного мнения по отношению к предпринимательской деятельности требует проведения широкомасштабной просветительской и пропагандистской работы среди всех категорий и слоев населения. Данная работа в настоящее время находится не на должном уровне.
Наиболее эффективное воздействие на общественное мнение может оказать популяризация положительных результатов деятельности предпринимательских структур по решению конкретных проблем насыщения рынка. Вместе с тем необходимо проведение длительной и постоянной работы по формированию новой психологии, ориентированной на благоприятное отношение к предпринимательской деятельности и правильное понимание целей и задач государственной политики поддержки предпринимательства.
Формы массового просвещения и пропаганды идей предпринимательства могут быть самые разнообразные, включая систему образования, все средства массовой информации (радио, телевидение, периодические печатные издания), проведение отдельных рекламных и благотворительных кампаний.
Первостепенное значение имеет пропаганда на примерах положительного опыта современных российских предпринимателей традиций предпринимательства в дореволюционной России, зарубежного опыта.
В этом плане Программой предусматривается:
---------------------------------T-------------T-----------------¬
¦ Наименование мероприятий ¦ Срок ¦ Исполнители ¦
¦ ¦ исполнения ¦ ¦
+--------------------------------+-------------+-----------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
L--------------------------------+-------------+------------------
5.8.1. Использование средств мас-
совой информации для пропа-
ганды предпринимательства
в виде циклов публикаций,
радио-, телепередач по
следующей тематике:
- государственная политика
поддержки предприниматель-
ства в России (беседы,
встречи и интервью с руко-
водителями органов власти и
управления, учеными и специ-
алистами, представителями
союзов и объединений пред-
принимателей);
- история предпринимательства
в России;
- опыт современного отечест- 1995- Управление эконо-
венного предпринимательства 1996 гг. мики, средства
(история становления и раз- массовой инфор-
вития успешных частных фирм, мации
принципы и методы ведения
дела);
- предпринимательство в стра-
нах с рыночной экономикой
Сумма затрат - 500,0 млн. руб.
Раздел VI
Поддержка инвестиционных пилотных
проектов в сфере малого предпринимательства
---T-----------------T------T--------------T------------------------T----------¬
¦№ ¦ Наименование ¦Сроки ¦ Исполнители ¦ Источники ¦Примечание¦
¦ ¦ мероприятий ¦испол-¦ ¦ финансирования ¦ ¦
¦ ¦ ¦нения ¦ +-------T-------T--------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный¦феде- ¦инвести-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет,¦ральный¦ционный ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦млн.р. ¦бюджет ¦кредит, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦млн.р. ¦млн.р. ¦ ¦
+--+-----------------+------+--------------+-------+-------+--------+----------+
¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
L--+-----------------+------+--------------+-------+-------+--------+-----------
1. Пилотные проекты, 1995 г. На конкурсной 865,0 Конкурс
финансируемые из основе будет
местного бюджета, проводиться
в приоритетных в феврале-
для области марте 95 г.
отраслях
2. Пилотные проекты, Представ-
финансируемые за ляется
счет долевого только
участия средств часть про-
республиканского ектов,
фонда поддержки отобранных
предприниматель- в результа-
ства те конкурса,
проведен. в
1994 г., в
дальнейшем
заявка
пополнится
3. Переработка с/х
продукции
1. Организация 1994- АООТ 250,0
производства по 1995 гг. "Виктория-
переработке Дон"
молока и молоч-
ных продуктов,
мощностью 80 т
сырья в сутки,
получению казеина
в с. Донское
Задонского р-на
2. Производство 1994- АООТ "Коми- 150,0
животноводческой 1995 гг. ЛТД"
продукции, пере-
работка мяса,
производство
мясопродуктов -
500 кг в сутки в
Данковском р-не
50,0
3. Строительство 1994- Фермерское
свинарника и 1995 гг. хозяйство
производство мо- Третьяковых
лодняка для фер-
меров и личных
подворий в Елец-
ком районе
4. Организация произ- 1995 ТОО "Монтаж- 600,0
водства по пере- строй конст-
работке фруктов, рукция"
овощей, ягод
(г. Липецк)
5. Строительство 1995- МНПП 900,0
мини-завода по 1996 гг. "Даримос-
производству лимитед"
сахара в
Данковском районе
6. Организация произ- 1994- ИЧП 100,0
водства мяса, его 1995 гг. "Жифле"
переработка, вы-
пуск колбасных
изделий - 300 т
в год (г. Липецк)
7. Организация произ- 1994- АОЗТ 400,0
водства по перера- 1995 гг. "Синтез"
ботке семян под-
солнечника в
Лев-Толстовском
районе - 2250 т
растительного
масла в год
8. Организация про- 1994- ИЧП 200,0
изводства по пере- 1995 гг. "Талисман"
работке картофеля
и овощей, произ-
водству хрустящего
картофеля - 750
кг хрустящего
картофеля и 300 кг
сушеных овощей в
сутки (г. Липецк)
9. Организация произ- 1994- ИЧП 50,0
водства хлебопе- 1995 гг. "Джаст"
карных изделий и
пиццы - 180 т в год
(г. Липецк)
10. Организация произ- 1994- ИЧП 60,0
водства концентри- 1995 гг. "Нестеров
рованного молока, и К"
сгущенки, майонеза,
томат пасты - 30 л
в смену
11. Организация произ- 1994- ТОО 50,0
водства по перера- 1995 гг. "Тор"
ботке молока, про-
изводству масла в
Лебедянском р-не
12. Выращивание и пере- 1995 г. Агрофирма 200,0
работка хмеля, "Земля"
фиточая и других
лекарственных трав
13. Создание комплекса 1995- ПКП 250,0
по переработке 1996 г. "Поиск"
зерна в г. Лебедяни
14. Создание мельничного 1995 г. АОЗТ 160,0
комплекса в Липецком "Панорама"
районе
15. Организация произ- 1995 г. Фермерское 70,0
водства мяса в хозяйство
Воловском районе "Истоки"
(свинарник на 100
голов)
16. Организация произ- 1995- Фермерское 50,0
водства мяса в 1996 гг. хозяйство
Грязинском р-не "Родник"
(гусятник на 5,2
тыс. голов)
17. Строительство 1995- Фермерское 50,0
мини-пивзавода 1996 гг. хозяйство
в Грязинском р-не "Ермаковка"
18. Организация пр-ва 1995 г. Фермерское 15,0
мяса в Данковском хозяйство
р-не (свинарник на "Полесье"
50 голов)
19. Организация пр-ва 1996 г. Фермерское 20,0
мяса в Данковском хозяйство
р-не (свинарник на "Березка"
50 голов)
20. Организация пр-ва 1995- Фермерское 25,0
мяса в Становлян- 1996 гг. хозяйство
ском районе "Агеевское"
(свинарник на 80
голов)
21. Организация пр-ва 1995- Фермерское 30,0
мяса в Хлевенском 1996 гг. хозяйство
(свинарник на 100 "Лазарево"
голов)
22. Организация муко- 1995- Фермерское 40,0
мольного произ- 1996 гг. хозяйство
водства в Добрин- "Урожай"
ском районе
Строительство и производство
строительных материалов
23. Производство строи 1994- МП 500,0
тельных материалов 1996 гг. "Курс-
с применением шла- Битекс"
ковяжущего компо-
нента, запатенто-
ванного фирмой
разработчиком
24. Выпуск строитель- 1995 г. ИЧП 100,0
ных блоков и кир- "Вито"
пича на бесцемент-
ной основе - 1,7
млн. и 3,4 млн.шт.
в год, соответ-
ственно
25. Строительство и 1995 г. ИЧП 200,0
"сдача под ключ" "Ирбис"
жилых коттеджей
26. Организация произ- 1995 г. ТОО 95,0
водства по выпуску "Уран"
пеноплена, ворсо-
вых обоев, неогра-
нических красителей
Производство товаров народного
потребления и производственно-
технического назначения
27. Организация произ- 1995 г. ТОО 200,0
водства по выпуску "Сенцов-
электронагревате- ское"
лей - 250 тыс. шт.
в год в Липецком
районе
28. Организация произ- 1995- ИЧП 800,0
водства по выпуску 1996 гг. "Россия"
шлифованных мебель-
ных щитов - 5000
куб. м, корпусной
мебели - 2864 ком-
плекта, кухонной
мебели - 3000 ком-
плектов в год
(г. Липецк)
29. Организация произ- 1994- ТОО 150,0
водства импульсных 1995 гг. "Ривеко"
фильтровальных
установок в
г. Ельце
30. Организация произ- 1995- ТОО 120,0
водства гидравли- 1996 гг. "Спасатель"
ческого инструмента
для спасательных
работ - 1000 ком-
плектов в год
31. Разработка и внед- 1995 г. ТОО 30,0
рение новой конст- "Поиск"
рукции раскатываю-
щего проходчика
скважин
32. Организация произ- 1995 г. ТОО 25,0
водства швейных "Интер"
изделий
33. Организация произ- 1995 г. ТОО 40,0
водства мебели из "Русский
натурального дерева мастер"
- 20 гарнитуров
в месяц
34. Вторичное использо- 1995 г. ТОО 50,0
вание стекла, произ- "Вист"
водство декоратив-
но-отделочной плитки
35. Производство мини- 1995 г. Фирма 30,0
пекарен для выпечки "Экология"
хлеба и хлебобулоч-
ных изделий
(г. Липецк)
36. Организация произ- 1995 г. ТОО 90,0
водства по криоген- "Ремонт-
ной переработке сервис"
автомобильных б/у шин
объемом 6000 т в год
Развитие инфраструктуры
37. Организация центров 1995 г. Администра- 2000,0
деловой активности в ция области,
г. Липецке, г. Ельце областное
собрание
предприни-
мателей,
антимоно-
польн. упр.,
упр. труда
и занятости
38. Организация учебного 1994- Попов В.Д. 100,0
заведения по подго- 1995 г.
товке фермеров и
специалистов фермерских
хозяйств (Чаплыгинский
район)
--------
8250
Раздел VII
Источники финансирования программы
-----------------------T--------T-------T--------T-------T-------¬
¦ Показатели ¦Единица ¦1993 г.¦ 1994 г.¦1995 г.¦1996 г.¦
¦ ¦измере- ¦ отчет ¦ оценка ¦прогноз¦прогноз¦
¦ ¦ния ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------+--------+-------+--------+-------+--------
Программа поддержки
малого предпринима-
тельства
Финансирование программы:
Капитальные вложения
за счет всех источ-
ников финансирования
в действующих ценах млн.руб. 376,4 10074 24020 35200
каждого года
из них за счет:
средств федерального
бюджета
в действующих ценах -*- 182 300 35280
каждого года
средств местных бюд-
жетов
в действующих ценах -*- 40,0 100 1000 2610
каждого года
внебюджетных источников
в действующих ценах -*- 251,4 1000,0 2500 3500
каждого года
инвестиционного кредита
в действующих ценах -*- 85 8792 20220 25650
каждого года
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|