| |
РЕШЕНИЕ Липецкого обл. Собрания депутатов от 19.05.1994 № 31-рз
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛЕСАХ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Утратил силу в связи с принятием постановления Липецкого обл. Совета депут. от 14.11.2002 № 146-пс.
ЛИПЕЦКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
РЕШЕНИЕ
от 19 мая 1994 г. № 31-рз
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ЛЕСАХ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
В целях обеспечения законности и наведения порядка в содержании и использовании лесов на территории области областное Собрание депутатов, руководствуясь Основами лесного законодательства Российской Федерации и реализуя предоставленные ст. 75 и 76 Конституции Российской Федерации полномочия, решило:
1. Утвердить прилагаемое Положение о лесах Липецкой области.
2. Ввести в действие настоящее Положение со дня его подписания главой администрации области в порядке, установленном ст. 7 Временного Положения о Липецком областном Собрании депутатов.
3. Предложить администрации области, управлению лесами области, районным Собраниям представителей:
- до 1 июня 1994 года привести ранее принятые ими нормативные акты в соответствие с настоящим Положением, а также обеспечить пересмотр и отмену другими государственными службами области их нормативных и иных актов, противоречащих настоящему Положению;
- до 01.08.94 г. разработать областную программу по рациональному использованию лесного фонда, повышению его продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями.
Председатель
областного Собрания депутатов
О.П.КОРОЛЕВ
Утверждено
решением
Липецкого областного
Собрания депутатов
от 19 мая 1994 г. № 31-рз
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛЕСАХ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Настоящее положение в соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации регулирует отношения, возникающие при пользовании лесным фондом Липецкой области (далее - лесные отношения), в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
Раздел I
Статья 1. Лесное законодательство Липецкой области
Лесные отношения в Липецкой области регулируются Основами лесного законодательства Российской Федерации, настоящим Положением и иными правовыми актами области и решениями органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.
Отношения при пользовании лесным фондом, связанные с использованием и охраной вод, недр, растительного (за исключением лесов) и животного мира, атмосферного воздуха, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и правовыми актами области.
Статья 2. Лесной фонд Липецкой области
Все леса и представленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд области.
В состав земель лесного фонда входят:
- лесные земли (покрытые лесом, а также непокрытые лесом: вырубки, гари, редины, прогалины и другие);
- нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и др.).
В лесной фонд не входят:
- защитные насаждения и другая древесная растительность на землях сельскохозяйственного назначения;
- защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов;
- озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам;
- деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.
Использование лесов, уход за ними и охрана регулируются Основами лесного законодательства, другими законодательными актами Российской Федерации, настоящим Положением и другими правовыми актами области.
Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации и Липецкой области. Владение, распоряжение и пользование лесным фондом Липецкой области осуществляется как в интересах населения области, так и в интересах всех народов Российской Федерации.
Статья 3. Компетенция Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений в Липецкой области
Ведению Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1) определение основных направлений государственной политики в области лесного хозяйства;
2) разработка и совершенствование с участием Липецкой области лесного законодательства Российской Федерации;
3) распоряжение совместно с Липецкой областью лесным фондом Российской Федерации;
4) определение порядка организации и деятельности государственных органов управления лесным хозяйством;
5) установление порядка отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также переводе их из одной группы лесов и категории защитности в другую;
6) установление норм и правил пользования лесным фондом;
7) утверждение по согласованию с Липецкой областью ежегодной нормы заготовки древесины (далее - расчетная лесосека);
8) установление системы платежей за пользование лесным фондом, а также образование и использование государственного внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов;
9) определение порядка и условий передачи участков лесного фонда в аренду;
10) утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
11) организация и координация научно-исследовательских проектно-конструкторских работ по ведению лесного хозяйства;
12) разработка совместно с Липецкой областью программ по рациональному пользованию лесным фондом, повышению продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их выполнения;
13) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и установление порядка его проведения;
14) организация ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, лесного мониторинга и лесоустройство;
15) осуществление международного сотрудничества по вопросам использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
16) установление государственной статистической отчетности в области ведения лесного хозяйства;
17) определение совместно с администрацией области объемов заготовки и поставок древесины для государственных нужд;
18) принятие в установленном порядке решений о приостановлении, ограничении, прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций при нарушении ими настоящего Положения и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
Статья 4. Компетенция областного Собрания депутатов в сфере регулирования лесных отношений
Ведению областного Собрания депутатов в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1) разработка и утверждение совместно с Российской Федерацией республиканских (региональных) программ по развитию лесного хозяйства;
2) участие в разработке и совершенствовании лесного законодательства Российской Федерации, принятие законодательных и правовых актов области;
3) утверждение Положения о лесах Липецкой области и внесение в него изменений и дополнений;
4) установление принципов определения ставок лесных податей, арендной платы и их минимальных размеров;
5) установление принципов и норм платы за земли, переданные из лесного фонда для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства;
6) установление минимальных размеров отчислений лесхозам от лесных податей, арендной платы и платы за земли, передаваемые из лесного фонда для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, на воспроизводство, охрану и защиту лесов;
7) утверждение порядка по отдельным видам пользования лесным фондом и проведения лесных торгов и конкурсов;
8) принятие решений о передаче лесного фонда сельскохозяйственных товаропроизводителей в состав лесного фонда в случае нарушения ими правил ведения лесного хозяйства.
Статья 5. Компетенция администрации области в сфере регулирования лесных отношений
Ведению администрации области в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1) разработка совместно с Российской Федерацией республиканских (региональных) программ по развитию лесного хозяйства;
2) распоряжение совместно с Российской Федерацией лесным фондом;
3) организация ведения государственного лесного кадастра мониторинга и государственного учета лесного фонда;
4) участие совместно с Российской Федерацией в разработке федеральных программ по рациональному использованию лесного фонда, повышению его продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их выполнения;
5) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, принятие решений об ограничении деятельности предприятий, учреждений и организаций, вредно воздействующих на леса;
6) утверждение по районам лимитов лесосечного фонда в пределах расчетной лесосеки в соответствии с рекомендациями Липецкого управления лесами, в том числе для обеспечения поставок древесины для государственных нужд, определяемых совместно Правительством Российской Федерации и администрацией области;
7) организация экологического воспитания, образования и просвещения;
8) обеспечение населения необходимой информацией по вопросам охраны и защиты лесов;
9) утверждение штрафных санкций и неустоек за нарушение лесного законодательства и норм отчислений от всех видов штрафных санкций во внебюджетные фонды охраны и защиты лесов лесхозов и экологические фонды.
Статья 6. Компетенция районных (городских) Собраний представителей в сфере регулирования лесных отношений
Ведению районных (городских) Собраний представителей в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1) участие в разработке федеральных и областных программ развития лесного хозяйства;
2) согласование с соответствующими органами государственного управления области принципов определения ставок и размеров лесных податей и размеров арендной платы за пользование лесным фондом;
3) установление конкретных ставок и размеров лесных податей, размеров арендной платы и предоставление льгот по платежам отдельных категорий лесопользователей, а также определение форм внесения лесных податей и арендной платы;
4) принятие совместно с лесхозами решения о передаче в долгосрочное пользование (аренду) участков лесного фонда; при этом участие владельцев лесного фонда в принятии такого решения ограничивается определением условий, соответствующих установленным лесоводным требованиям;
5) контроль в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
6) определение формы выбора лесопользователя (прямые переговоры, лесные торги, конкурсы);
7) ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке;
8) установление конкретных размеров отчислений лесхозам от лесных податей, арендной платы и платы за земли лесного фонда для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, на воспроизводство, охрану и защиту лесов.
Статья 7. Компетенция районных (городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений
Ведению районных (городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1) учет лесного фонда;
2) распределение утвержденного лимита лесосечного фонда по лесопользователям в соответствии с рекомендациями лесхозов, в том числе для обеспечения поставок древесины для государственных нужд;
3) организация выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней;
4) осуществление совместно с лесхозами и специально уполномоченными органами охраны окружающей природной среды контроля в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
5) принятие совместно с лесхозами решения о предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование; при этом участие лесхозов в принятии такого решения ограничивается определением условий, соответствующих установленным лесоводственным требованиям;
6) организация и проведение с участием лесхозов прямых переговоров, лесных торгов и конкурсов по предоставлению участков лесного фонда в краткосрочное пользование;
7) установление конкретных ставок лесных податей при передаче участков в краткосрочное пользование;
8) ограничение, приостановление или прекращение права на краткосрочное пользование лесным фондом в установленном порядке.
Статья 8. Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов
Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории области осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, главой администрации и специально уполномоченными государственными органами управления лесным хозяйством - Федеральной службой лесного хозяйства России, Липецким управлением лесами, лесхозами и лесничествами.
Национальные природные парки на землях лесного фонда, учебные и опытные лесные хозяйства осуществляют ведение управления лесного хозяйства и находятся в системе государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Лесхозы не могут осуществлять заготовку древесины в порядке рубок главного пользования лесом и вести ее переработку, кроме обеспечения собственных нужд. Лесхозы могут перерабатывать древесину, полученную от рубок ухода за лесом, осуществлять заготовку и переработку продукции побочного пользования лесом, вести подсобное сельское хозяйство и реализовывать продукцию от этих видов деятельности.
Деятельность Липецкого управления лесами и лесхозов регламентируется положениями, утвержденными Федеральной службой лесного хозяйства России.
Статья 9. Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов
Задачей государственного контроля за состоянием, использованием, охраной и защитой лесов является обеспечение соблюдения всеми лесопользователями установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством.
Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов на территории области возлагается на областное Собрание депутатов, администрацию области, администрации и Собрания представителей районов (городов), Липецкое управление лесами, лесхозы, областной и районные комитеты экологии и природных ресурсов.
Порядок осуществления государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, воспроизводством, использованием, охраной и защитой лесов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Владение лесным фондом
Лесной фонд находится во владении лесхозов, сельскохозяйственных товаропроизводителей, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства.
Функции владельцев лесного фонда
В функции владельцев лесного фонда по управлению лесным хозяйством входят:
1) учет лесного фонда;
2) предоставление участков лесного фонда на основании совместного с районным (городским) собранием представителей решения в долгосрочное пользование (аренду) по согласованию с районным комитетом по экологии и природным ресурсам;
3) предоставление на основании совместного с администрацией района решения участков лесного фонда в краткосрочное пользование;
4) ежегодный отвод лесосек и выдача лесорубочных билетов (ордеров);
5) обеспечение использования по целевому назначению земель лесного фонда, повышение их плодородия и охраны;
6) воспроизводство и повышение продуктивности лесов, уход за ними, организация рационального пользования лесным фондом;
7) проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных рубок;
8) противопожарное и санитарное обустройство территории лесного фонда, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил пожарной безопасности в лесах, профилактика и своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, защита от вредителей и болезней и борьба с ними;
9) контроль за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечение нарушений норм и правил пользования лесным фондом, а также производства в лесном фонде работ, не связанных с лесопользованием, незаконных порубок, уничтожения и повреждения деревьев и кустарников, молодняков и лесных культур, загрязнения леса химическими, радиоактивными веществами, сточными водами, коммунально-бытовыми отходами и отбросами и прочих нарушений лесного законодательства;
10) привлечение в соответствии с решениями органов местного самоуправления для ликвидации лесных пожаров специализированных служб, лесопользователей и населения;
11) согласование с государственными органами охраны окружающей природной среды допустимой численности диких животных в лесном фонде и норм их отстрела.
Раздел II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Статья 12. Основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства
Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, животному миру и здоровью человека.
Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:
- сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств в интересах охраны здоровья человека;
- многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине и другой лесной продукции;
- воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, сбережение, охрану и защиту лесов;
- рациональное использование земель лесного фонда;
- повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта;
- сохранение биологического разнообразия объектов историко-культурного и природного наследия.
Статья 13. Отнесение лесного фонда к группам лесов и категорий защитности
В соответствии с народнохозяйственным и экологическим значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми функциями производится отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности. Лесной фонд Липецкой области относится к первой группе лесов. Леса первой группы выполняют преимущественно следующие функции и включают следующие категории защитности:
- водоохранные - запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
- защитные - противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения, государственные защитные лесные полосы в степных, лесостепных малолесных районах, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;
- санитарно-гигиенические и оздоровительные - городские леса, лесопарки, леса зеленых зон вдоль городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса первой, второй и третьей зон округов санитарной охраны курортов;
- леса особо охраняемых территорий - особо ценные лесные массивы, леса, имеющие научное или историческое значение, памятники природы, орехопромысловые зоны и лесоплодовые насаждения;
- леса природно - заповедного фонда - заповедники, заповедные лесные участки, национальные природные парки.
Категории защитности могут быть дополнены или изменены при изменении функций леса.
Статья 14. Лесопользование в защитных лесных насаждениях и другой древесно - кустарниковой растительности, не входящей в лесной фонд
В защитных лесных насаждениях и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящей в лесной фонд, могут проводиться рубки ухода, санитарные и прочие рубки.
Проведение всех видов рубок независимо от форм собственности на защитные лесные насаждения и другую древесно-кустарниковую растительность, не входящую в лесной фонд, должно осуществляться по разрешению администраций районов (городов), согласованному с лесхозами.
Контроль за проведением рубок возлагается на Липецкое управление лесами и лесхозы.
Статья 15. Определение границ земель, занятых лесами каждой группы лесов и категории защитности
При отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности одновременно определяются границы земель каждой группы лесов и категории защитности.
В лесах всех групп могут быть выделены особо защитные участки леса с ограниченным режимом пользования лесным фондом (берегозащитные участки леса вдоль рек, озер и других водных объектов, приовражных и прибалочных склонов, опушки леса на границе с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и растений и другие).
Статья 16. Порядок отнесения лесного фонда к группам лесов и категорий защитности и выделение особо защитных участков леса
Отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также выделение особо защитных участков леса производится исходя из природоохранных, экологических и социальных функций лесов и их местоположения.
Отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также их перевод из одной группы лесов или категории защитности в другую производится на основании материалов лесоустройства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Отнесение лесов к государственным и защитным лесным полосам, защитным полосам вдоль железных дорог, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения, к городским лесам и лесопаркам, запретным полосам по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов в лесостепной зоне, если это не связано с переводом лесов из одной группы в другую, производится администрацией Липецкой области.
Особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования выделяются Липецким управлением лесами на основании материалов лесоустройства или специальных обследований, согласованных с государственными органами охраны окружающей природной среды, и утверждаются администрацией Липецкой области.
В зависимости от группы лесов и категории защитности устанавливается порядок ведения лесного хозяйства, пользования лесным фондом, а также порядок изъятия земель лесного фонда для государственных и общественных нужд.
Статья 17. Порядок установления возрастов и оборотов рубок леса
Возрасты и обороты рубок леса определяются исходя из основного целевого назначения лесов и выполняемых ими природоохранных, экономических и социальных функций, продуктивности лесных насаждений и биологических особенностей произрастающих древесных пород, а также сроков восстановления леса на вырубках.
Обоснование возрастов и оборотов рубок леса производится при лесоустройстве или специальными научными исследованиями.
Установление возрастов и оборотов рубок леса осуществляется государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Статья 18. Расчетная лесосека и порядок ее утверждения
Расчетная лесосека по рубкам главного пользования по каждому лесхозу и сельскохозяйственному товаропроизводителю рассчитывается при лесоустройстве раздельно по хозяйствам в пределах групп лесов исходя из принципов непрерывности и неистощительности пользования лесным фондом.
В случаях, определяемых государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации, расчетная лесосека рассчитывается по каждому лесничеству.
Расчетная лесосека утверждается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации по согласованию с администрацией области и государственным органом охраны окружающей среды. Расчетная лесосека вводится в действие с 1 января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ.
В тех случаях, когда лесной фонд лесхоза расположен на территории двух или нескольких административных районов, расчетная лесосека рассчитывается и утверждается по каждому району.
Расчетная лесосека по области определяется как сумма утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек по лесхозам и сельскохозяйственным товаропроизводителям.
При изменении границ лесного фонда, возрастов рубок, групп лесов и категорий защитности и других изменений, происшедших в лесном фонде, расчетная лесосека может переутверждаться в установленном порядке.
Статья 19. Порядок перевода лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства
Порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом государственной власти области.
При переводе лесных земель в нелесные лесопользователем вносится плата за землю, а также таксовая стоимость древесины на корню. Минимальные нормы платы за землю лесного фонда устанавливаются на основании кадастровой оценки изымаемого участка областным Собранием депутатов. Конкретные размеры платы за землю и ставки лесных податей за древесину, передаваемую на корню, устанавливаются районным (городским) Собранием представителей при передаче участка лесного фонда.
При этом лесопользователи возмещают лесхозам стоимость зданий, сооружений, созданных культур, питомников и других лесохозяйственных объектов в ценах и условиях, действующих на момент изъятия участков лесного фонда.
Статья 20. Порядок перевода земель в нелесные в целях, связанных с ведением лесного хозяйства
Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется с разрешения Липецкого управления лесами.
Статья 21. Порядок согласования проектов и мест строительства объектов, производства в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства
Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, проекты строительства этих объектов, а также производство в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства, согласовываются с администрацией области, управлением лесами и государственными органами по охране окружающей среды.
Раздел III. ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ
Статья 22. Виды пользования лесным фондом
В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка второстепенных лесных материалов (пней, дуба, коры, бересты, сосновой и еловой лапки);
4) побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, подстилки и опавшего листа и другие виды побочных лесных пользований);
5) пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства;
6) пользование лесным фондом в научно-исследовательских целях;
7) пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.
Статья 23. Сроки пользования лесным фондом
Участки лесного фонда могут предоставляться в краткосрочное пользование на срок до одного года или долгосрочное пользование (аренду) на срок до 50 лет. До истечении установленного срока долгосрочного пользования участком лесного фонда он может быть продлен по инициативе пользователя в установленном порядке.
Статья 24. Лесопользователи
Лесопользователями могут быть юридические лица, в том числе иностранные, и физические лица, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Порядок предоставления участков фонда в краткосрочное и долгосрочное пользование
Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании прямых переговоров, лесных торгов и конкурсов. Форма выбора лесопользователя определяется районным (городским) Собранием представителей при долгосрочном пользовании и администрацией района при краткосрочном.
Лесные торги и конкурсы организует и проводит администрация районов (городов) совместно с лесхозом.
Предельные размеры участков лесного фонда, представляемых в пользование, устанавливаются Липецким управлением лесами по согласованию с администрацией области. Передача участков лесного фонда в краткосрочное пользование должна осуществляться гласно, с учетом защиты интересов местного населения.
Преимущественное право на пользование лесным фондом предоставляется лесозаготовительным предприятиям, длительное время работающим на данной территории и имеющим производственные мощности по заготовке и переработке древесины.
Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании специальных разрешительных документов: лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного билета.
Лицензия является документом, удостоверяющим права ее владельца на долгосрочное пользование участком лесного фонда (аренду).
Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет являются документами, удостоверяющими право их владельца на краткосрочное пользование участками лесного фонда и (или) лесными ресурсами. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет удостоверяют право их владельца осуществлять только установленный в них вид пользования лесным фондом.
При долгосрочном пользовании (аренде) лесорубочный билет и лесной билет выдаются ежегодно владельцам лицензий на осуществление разрешенного вида пользования в конкретных объемах и месте работ.
Статья 26. Пребывание граждан в лесах
Граждане имеют право пребывать в лесах для отдыха, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов, лекарственно-технического сырья, участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях.
Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, повреждения лесных культур, засорения лесов, замусоривания лесов, разорения муравейников, гнезд птиц и других лесонарушений.
Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов и лекарственно-технического сырья могут быть ограничены правовыми актами областного Собрания депутатов и администрации области в интересах пожарной безопасности, а в лесах заповедников и других особо охраняемых территорий - в связи с установленным в них режимом лесопользования.
Статья 27. Антимонопольные требования
Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также лесопользователей, направленные на:
- ограничение вопреки условиям лесных торгов и конкурсов доступа к участию в них юридических лиц, в том числе иностранных, и физических лиц, желающих приобрести право на лесные пользования в соответствии с настоящим Положением;
- уклонение от выдачи разрешительных документов победителям на лесных торгах или конкурсах;
- дискриминацию лесопользователей, создающих структуры, конкурирующие с предприятиями, занимающими доминирующее положение в лесопользовании;
- дискриминацию лесопользователей в представлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.
Статья 28. Аренда участков лесного фонда
Предоставление участков лесного фонда в долгосрочное пользование производится в форме аренды на основании совместного решения районного (городского) Собрания представителей и владельцев лесного фонда.
Передача участков лесного фонда в аренду на основании лицензии производится лесхозами, а в лесах, находящихся в ведении сельскохозяйственных товаропроизводителей, - этими владельцами лесного фонда.
Субаренда участков лесного фонда запрещается.
Арендатор, осуществляющий заготовку древесины, имеет право на проведение всех видов рубок леса по главному и промежуточному пользованию. При этом арендатор обязан выполнять лесовосстановительные мероприятия.
Положение об аренде участков лесного фонда утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 29. Лицензия на пользование лесным фондом
Лицензия с прилагаемыми к ней соглашениями между владельцем лесного фонда и лесопользователем должна содержать:
- описание границ участка лесного фонда;
- виды, размеры и порядок лесных пользований;
- сроки аренды;
- обязанности лесопользователя и арендодателя по охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов, условия и порядок финансирования лесохозяйственных мероприятий;
- размер арендной платы и сроки ее внесения;
- характеристику лесного фонда и требования к его состоянию по истечении срока лицензии;
- объемы поставок на государственные нужды.
Лицензия может дополняться другими условиями пользования лесным фондом, не противоречащими настоящему Положению.
Лицензия выдается лесхозом, а в лесах, находящихся во владении сельскохозяйственных товаропроизводителей, - этими владельцами лесного фонда на основании совместного решения с районным (городским) Собранием представителей.
Статья 30. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет
Лесорубочный билет является документом, дающим право его владельцу на проведение заготовки и вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных материалов. В лесорубочном билете предусматриваются место нахождения участков лесного фонда, количественная и качественная характеристика отпускаемой древесины, живицы и второстепенных лесных материалов, их стоимость, сроки производства работ, условия и способы восстановления леса и очистки мест рубок. Лесорубочный билет выдается лесхозом, а также лесничеством, имеющим статус юридического лица.
Ордер на мелкий отпуск древесины на корню является документом, дающим право его владельцу на проведение заготовки и вывозки древесины и второстепенных лесных материалов. Ордер выдается лесничеством на основании данного ему лесорубочного билета. По ордеру без выписки лесорубочного билета может производится отпуск древесины на корню мелкими партиями, в порядке уборки валежа, сухостоя, бурелома, а также второстепенных лесных материалов.
Лесной билет является документом, дающим право его владельцу на проведение побочных лесных пользований. В нем предусматриваются место, размеры, сроки пользований участками лесного фонда, условия проведения побочных лесных пользований и размер платежа за проведение побочных лесных пользований.
Лесной билет на проведение побочных лесных пользований выдается лесничеством на один сезон.
Форма лесорубочного билета, форма ордера и форма лесного билета утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 31. Права лесопользователей
Лесопользователи имеют право:
- осуществлять пользование лесным фондом в пределах только тех объемов, сроков и видов пользования, которые указаны в разрешительных документах;
- самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности по пользованию лесным фондом;
- строить дороги, а также возводить временные постройки и сооружения, связанные с пользованием лесным фондом, по согласованию с лесхозом.
Статья 32. Обязанности лесопользователей
Лесопользователи обязаны:
- вести работы способам, не допускающими возникновения эрозии почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водоемов и других природных объектов;
- соблюдать правила лесопользования, пожарной безопасности и осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров обеспечивать их тушение;
- не оставлять недорубов (начатых рубкой лесосек) и заготовленной древесины в местах рубок и в лесу после истечения сроков ее заготовки и вывозки;
- производить очистку лесосек от порубочных остатков;
- приводить за свой счет участки лесного фонда, нарушенные ими в результате пользования лесным фондом, в состояние, пригодное для использования их по назначению и указанное в разрешительных документах;
- проводить сдачу владельцам лесного фонда участков лесного фонда после окончания на них работ;
- осуществлять лесовосстановительные мероприятия на вырубках или других площадях на условиях и в сроки, которые указаны в разрешительных документах. На вырубках и площадях, где в результате деятельности лесопользователей был уничтожен подрост или погиб лес, лесовосстановление проводится за их счет;
- выполнять условия, установленные лицензией и другими разрешительными документами;
- своевременно и в установленном размере вносить плату за пользование лесным фондом;
- соблюдать санитарные правила, выполнять другие требования, установленные правилами, регулирующими порядок пользования лесным фондом, а также предписания должностных лиц государственных органов охраны окружающей природной среды, изданные в пределах их компетенции;
- предоставлять в установленном порядке информацию по пользованию лесным фондом в лесхозы, выдавшие разрешительные документы, и органы государственной статистики;
- восстанавливать лесохозяйственные дороги и мосты, поврежденные в результате лесопользования.
Статья 33. Защита и гарантии прав лесопользователей
Вмешательство в хозяйственную деятельность пользователей лесным фондом, связанную с использованием лесных ресурсов, не допускается, за исключением случаев нарушения лесопользователями лесного и природоохранного законодательства.
Нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению. Убытки, причиненные лесопользователям нарушением их прав, подлежат возмещению. Споры о восстановлении нарушенных прав лесопользователей и о возмещении им убытков рассматриваются в суде или арбитражном суде.
Права лесопользователей могут быть ограничены в интересах других природопользователей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Положением, другими законодательными актами Российской Федерации и правовыми актами области.
При изъятии для государственных и общественных нужд земель лесного фонда лесопользователю возмещаются в полном объеме все прямые убытки, связанные с этим изъятием.
Статья 34. Основания прекращения права пользования лесным фондом
Право пользования лесным фондом прекращается в случаях:
1) истечения установленных в разрешительных документах сроков пользования;
2) отказа лесопользователя от права на пользование участками лесного фонда;
3) возникновения предусмотренного в разрешительных документах условия, исключающего дальнейшее осуществление пользования предоставленными участками лесного фонда.
Право пользования лесным фондом может быть досрочно прекращено органом власти, принявшим решение о предоставлении лесного фонда в пользование, по предложению государственных органов управления лесным хозяйством или администрации области в случаях:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользованием лесным фондом;
2) систематически (более двух раз) нарушений лесопользователем установленных правил пользования лесным фондом, нанесших значительный вред лесному фонду;
3) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных действий и других);
4) если лесопользователь в течение установленного в разрешительном документе срока не приступил к пользованию участками лесного фонда в предусмотренных объемах;
5) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому участки лесного фонда были предоставлены в пользование;
6) систематического (более двух раз) невнесения платежей за пользование участками лесного фонда;
7) выдачи лесорубочного билета (ордера) и лесного билета с нарушением правил пользования лесным фондом;
8) возникновения и распространения пожара по вине лесопользователя.
Прекращение права пользования лесным фондом оформляется аннулированием лицензии, лесорубочного билета (ордера) или лесного билета владельцами лесного фонда или лесничествами, выдавшими эти разрешительные документы.
При несогласии лесопользователя с решением о прекращении его права пользования лесным фондом он может обжаловать его в суде или в арбитражном суде.
Статья 35. Порядок прекращения права пользования лесным фондом
В случаях, предусмотренных пунктом 3 части первой, пунктами 1, 3, 7 части второй статьи 34 настоящего Положения, пользование лесным фондом прекращается непосредственно после принятия соответствующим органом власти решения об этом с уведомлением лесопользователя в письменной форме.
В случаях, предусмотренных пунктами 4 и 6 части второй статьи 34 настоящего Положения, решение о досрочном прекращении права пользования лесным фондом принимается органом власти, принявшим решение о предоставлении лесного фонда в пользование, самостоятельно, а в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 8 части второй статьи 34, - совместно с лесхозом по истечении установленного лесопользователю в предписании срока для установления допущенных им нарушений и непринятии с его стороны мер по их устранению.
Статья 36. Основания приостановления и ограничения права пользования лесным фондом
Право пользования лесным фондом может быть приостановлено или ограничено органами лесного хозяйства, выдавшими разрешительный документ, в случаях:
- нарушения лесопользователем условий, предусмотренных в разрешительном документе;
- невнесения в установленный срок платежа за пользование участками лесного фонда.
Если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования лесным фондом, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме.
В случае несогласия лесопользователя с решением о приостановлении или ограничении его права пользования лесным фондом он может обжаловать его в суде или в арбитражном суде.
Статья 37. Возмещение убытков лесопользователям и потерь лесохозяйственного производства
Возмещение убытков лесопользователям и потерь лесохозяйственного производства осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и правовыми актами области.
Статья 38. Виды рубок леса при заготовке древесины
Заготовка древесины в лесах осуществляется в порядке рубок главного пользования, проводимых в перестойных и спелых древостоях.
Заготовка древесины также осуществляется в порядке рубок промежуточного пользования (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции) и прочих рубок (расчистка лесных площадей в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создание противопожарных разрывов и для других подобных целей).
Статья 39. Способы и виды рубок в зависимости от групп лесов и категорий защитности
В лесах первой группы проводятся рубки главного пользования, направленные на улучшение состояния древостоев, усиление природоохранных функций этих лесов, а также на своевременное и рациональное использование запасов перестойных и спелых древостоев.
В лесах, имеющих научное или историческое значение, памятниках природы, городских лесах, лесопарковых частях зеленых зон, в лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, в лесах первой и второй зон округов санитарной охраны курортов, государственных защитных лесных полосах, противоэрозионных лесах, в особо ценных лесных массивах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, допускаются только рубки ухода за лесом, санитарные рубки, рубки реконструкции и прочие рубки.
В лесах заповедников и заповедных лесных участках допускаются только прочие рубки (расчистка лесных площадей под контуры зданий и сооружений, в связи с прокладкой трубопроводов, дорог, просек, созданием противопожарных разрывов и для других подобных целей).
На особо защитных участках лесов может быть полостью или частично запрещено применение сплошнолесосечных рубок, а в необходимых случаях также применение других способов рубок главного пользования. Решение о запрещении рубок принимается администрацией области по предложению Липецкого управления лесами.
Статья 40. Порядок заготовки древесины
Заготовка древесины в порядке рубок главного и промежуточного пользования лесом осуществляется в соответствии с региональными правилами (постановлениями).
Порядок отвода и передачи лесосечного фонда лесопользователям, а также заготовка древесины устанавливаются Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статья 41. Определение размера заготовки древесины в порядке рубок главного пользования
Заготовка древесины в порядке рубок главного пользования осуществляется в пределах расчетной лесосеки по каждому владельцу лесного фонда. Заготовка древесины в размерах, превышающих расчетную лесосеку, запрещается.
Лесосечный фонд образуется из запасов перестойных и спелых древостоев, предназначенных для заготовки древесины в порядке, определенном настоящим Положением.
Статья 42. Определение размера заготовки древесины в порядке рубок промежуточного пользования и других рубок
Размер заготовки древесины в порядке рубок промежуточного пользования лесом определяется по материалам лесоустройства, исходя из установленных норм ухода за лесом, санитарных рубок и рубок реконструкции, а размер заготовки древесины в порядке рубок - в зависимости от объема работ по расчистке лесных участков под строительные объекты, по прокладке просек и для других подобных целей.
Объем санитарных рубок определяется с учетом состояния лесов владельцев лесного фонда по согласованию с управлением лесами.
Статья 43. Порядок заготовки живицы
Заготовка живицы производится в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки предназначаются в рубку.
При недостатке перестойных и спелых насаждений допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубки и предназначаются для рубки.
Не допускается передача указанных в части первой настоящей статьи древостоев в подсочку без утверждения в установленном порядке планов рубок леса и подсочки этих древостоев.
Правила подсочки этих древостоев, а также зоны их обязательной подсочки утверждаются государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Статья 44. Порядок пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований
Лесной фонд предоставляется в пользование для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований юридическими и физическими лицами в установленном настоящим Положением порядке.
Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований утверждаются администрацией Липецкой области.
Статья 45. Порядок пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства
Лесной фонд предоставляется в пользование для нужд охотничьего хозяйства специализированным охотничьим предприятиям, общественным охотничьим организациям, другим юридическим и физическим лицам. В этих целях им предоставляются в пользование участки лесного фонда в установленном настоящим Положением порядке.
Пользование лесным фондом и лесохозяйственные мероприятия осуществляются при условии сохранения благоприятной среды обитания диких животных.
Пользователи участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства несут ответственность за вред, причиненный лесному хозяйству охотничье-промысловыми животными, в случае превышения их численности сверх установленных нормативов.
Заготовка древесины в лесах, являющихся средой обитания ценных видов животных, допускается только по согласованию с областным комитетом экологии и природных ресурсов.
Не допускается заготовка древесины, приводящая к уничтожению или деградации среды обитания редких и исчезающих видов животных.
Порядок и условия пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства устанавливаются Правилами пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства, утверждаемыми областным Собранием депутатов.
Статья 46. Порядок пользования лесным фондом в научно - исследовательских целях
Для проведения научно-исследовательских работ в лесном фонде предприятиям, учреждениям и организациям, в задачи которых согласно их уставам и положениям о них входит проведение указанных работ, владельцам лесного фонда могут предоставлять в пользование специальные участки лесного фонда.
На этих участках может быть ограничено или запрещено пользование лесным фондом иным юридическим, а также физическим лицом, если это несомненно с целями проведения научно-исследовательских работ.
Порядок и условия пользования лесным фондом в научно-исследовательских целях определяются областным Собранием депутатов.
Статья 47. Порядок пользования лесным фондом в культурно - оздоровительных, туристических и спортивных целях
В целях организации отдыха населения районная (городская) администрация, владельцы лесного фонда, а также лесопользователи по согласованию с указанными органами проводят в зеленых зонах и на других территориях, используемых для отдыха населения, мероприятия по благоустройству лесных участков и культурно-бытовому обслуживанию населения при условии сохранения лесной среды и природных ландшафтов, соблюдения архитектурной планировки пригородных зон, противопожарных и санитарных правил.
Порядок и условия пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях регулируются Правилами пользования лесом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях, утверждаемых областным Собранием депутатов.
Статья 48. Пользование лесным фондом в лесах заповедников
В лесах заповедников запрещается пользование лесным фондом, несовместимое с их назначением.
Порядок пользования указанным лесным фондом определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 49. Особенности лесного хозяйства, лесопользования в лесах сельскохозяйственных товаропроизводителей
Ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляются с целью обеспечения их потребности в древесине и другой продукции леса.
Передача лесного фонда сельскохозяйственных товаропроизводителей в пользование производится в первую очередь лесопользователям, осуществляющим заготовку древесины, другой продукции леса для обеспечения потребностей в них указанных владельцев лесного фонда.
Сельскохозяйственные товаропроизводители обязаны организовать ведение лесного хозяйства в лесном фонде, находящимся в их владении, через межхозяйственные лесхозы или по договорам с государственными органами управления лесным хозяйством в соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации, настоящим Положением, Положением по ведению лесного хозяйства в лесах сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Государственный контроль за состоянием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и использованием лесных ресурсов в лесах сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется областным Собранием депутатов, администрацией области, Липецким управлением лесами, лесхозами, областным и районными комитетами экологии и природных ресурсов.
Областное Собрание депутатов может лишить сельскохозяйственных товаропроизводителей права владения лесным фондом за систематические нарушения установленных норм и правил ведения лесного хозяйства и передавать указанный лесной фонд государственным органам управления лесным хозяйством.
Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет на пользование лесным фондом сельскохозяйственных товаропроизводителей выдаются лесхозами, в зоне деятельности которых находятся сельскохозяйственные предприятия.
Раздел IV. ВОСПРОИЗВОДСТВО И ПОВЫШЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ
ЛЕСОВ, ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ
Статья 50. Основные требования к повышению продуктивности и качества лесов
В целях повышения продуктивности и качества лесов осуществляются их воспроизводство и улучшение породного состава, создание и эффективное использование постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе, гидролесомелиорация, своевременное проведение уходов и другие лесоводственные мероприятия.
Статья 51. Порядок восстановления лесов и лесоразведения
В целях рационального использования земель лесного фонда, обеспечения оптимальной лесистости и улучшения экологической обстановки на территории области проводится восстановление лесов на лесных землях, а на других землях, предназначенных для создания лесов, осуществляется лесоразведение.
Лесоразведение осуществляется путем создания лесных насаждений на нелесных землях лесного фонда, а также на землях сельскохозяйственного и иного назначения.
Установление объемов, способов и методов работ по восстановлению лесов, определение восстанавливаемых древесных пород осуществляются владельцами лесного фонда по материалам лесоустройства с учетом изменений, происшедших в лесном фонде.
Восстановление лесов, заготовка лесных семян и выращивание посадочного материала осуществляются как владельцами лесного фонда, так и лесопользователями.
Лесопользователи обязаны проводить лесовосстановительные работы на вырубках способами и методами, указанными в разрешительном документе, своевременно передавать владельцу лесного фонда участки созданных лесных культур и другие облесенные площади.
Статья 52. Обязанности лесопользователей по соблюдению требований по созданию благоприятных условий для восстановления лесов
Лесопользователи обязаны соблюдать требования по сохранению благоприятных условий для восстановления лесов. Эти требования должны учитываться при разработке новой техники для заготовки и трелевки древесины и других лесных ресурсов. Владельцы лесного фонда могут приостанавливать проводимые лесопользователями работы на предоставленных им в пользование участках лесного фонда, если проведение указанных работ отрицательно влияет на воспроизводство лесов, до устранения причин нарушения лесоводственных требований.
Лесопользователи обязаны применять при работах на предоставленных им в пользование участках лесного фонда только ту технику и те технологии, по которым в установленном порядке была произведена государственная экологическая экспертиза.
Статья 53. Обязанности владельцев лесного фонда по повышению продуктивности и качества лесов
В целях улучшения качественного состава лесов, повышения их продуктивности владельцы лесного фонда обязаны:
- осуществлять уход за лесом, проводить работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию наиболее ценных в хозяйственном отношении древесных пород, осуществлять мероприятия по повышению плодородия почв, предотвращению водной и ветровой эрозии почв, заболачивания, засоления и других процессов, ухудшающих состояние почв, а также иные мероприятия, направленные на улучшение породного состава, качества лесов, повышение их продуктивности и защитных свойств. При этом должны быть обеспечены сохранность и своевременное воспроизводство сосны, дуба и других ценных древесных пород, повышение продуктивности и защитных свойств лесов;
- принимать меры по наиболее полному и эффективному использованию земель лесного фонда путем восстановления и создания новых лесов и проведения гидролесомелиорации избыточно увлажненных земель.
Статья 54. Цели и задачи охраны и защиты лесов
Все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других противоправных действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней.
Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и региональных особенностей и включают комплекс организационных, правовых и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных вредных воздействий.
Статья 55. Порядок осуществления мероприятий по охране и защите лесов
Правительство Российской Федерации, администрация области и районного (городского) самоуправления обеспечивают через соответствующие органы управления лесным хозяйством осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами, привлекают для их тушения население, противопожарную технику, транспортные средства и работников предприятий, учреждений и организаций, в необходимых случаях запрещают на период высокой пожарной опасности посещение населением лесов и въезд в них транспортных средств, а также проведение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда.
Статья 56. Охрана и защита лесных насаждений в лесах сельскохозяйственных товаропроизводителей, заповедников
В лесах сельскохозяйственных товаропроизводителей, заповедников для охраны их от пожаров, самовольных рубок, защиты леса от вредителей и болезней создается ведомственная лесная охрана. Положение о ведомственной лесной охране утверждается центральным органом государственного управления Российской Федерации, в ведении которого находятся сельскохозяйственные товаропроизводители, заповедники, и государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Авиационная охрана указанных лесов осуществляется базами авиационной охраны лесов государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации по договорам с сельскохозяйственными товаропроизводителями и заповедниками.
Статья 57. Полномочия органов государственной власти по борьбе с лесными пожарами и болезнями леса
Администрации области и районов в целях предотвращения возникновения лесных пожаров, борьбы с ними, а также с вредителями и болезнями леса:
- ежегодно организуют разработку и выполнение управлением лесами, лесхозами, другими владельцами лесного фонда и лесопользователями мероприятия по пожарной профилактике, противопожарному обустройству и подготовке указанных предприятий, учреждений и организаций к пожароопасному сезону;
- ежегодно утверждают до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами;
- устанавливают порядок привлечения населения, работников сельскохозяйственных формирований, рабочих и служащих, а также противопожарной техники, транспортных и других средств предприятий, учреждений и организаций для тушения лесных пожаров; обеспечивают лиц, привлеченных к этой работе, средствами передвижения, питания и медицинской помощью;
- предусматривают на периоды высокой пожарной опасности в лесах создание из привлекаемых сил и средств лесопожарных формирований и обеспечивают их готовность к немедленному выезду в случае возникновения лесного пожара;
- оказывают содействие в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых при выполнении работ по авиационной охране лесов, в обеспечении горючими и смазочными материалами лесопожарных формирований, а также выделяют на пожароопасный сезон и распоряжение Липецкого управления лесами и лесхозами необходимое количество автомобилей, катеров и других транспортных средств с запасом горючего;
- организуют широкое проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в печати, по радио и телевидению вопросов сбережения лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах;
- обеспечивают координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами на своих территориях, создавая в необходимых случаях специальные комиссии для этой цели;
- обеспечивают проведение мер по борьбе с вредителями и болезнями леса.
Статья 58. Обязанности предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов
Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, обязаны проводить согласованные с Липецким управлением лесами, лесхозами и администрацией области технологические, санитарные и другие мероприятия, направленные на воспроизводство, охрану и защиту лесов.
Статья 59. Государственная лесная охрана Российской Федерации
Государственная лесная охрана Российской Федерации организуется в системе государственных органов управления лесным хозяйством в целях осуществления мероприятий по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов.
Государственная лесная охрана наделяется правами по предупреждению и пресечению нарушений лесного законодательства.
Работники Государственной лесной охраны имеют право налагать административные штрафы на должностных лиц и граждан за все виды нарушений лесного законодательства, предъявлять в суде и арбитражном суде иски о возмещении причиненного лесному хозяйству ущерба.
Работники Государственной лесной охраны подлежат обязательному государственному личному страхованию.
Перечень работников Государственной лесной охраны утверждается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Деятельность Государственной лесной охраны регламентируется положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Статья 60. Участие граждан и общественных объединений в сфере лесных отношений
Граждане и общественные объединения могут участвовать в деятельности по обеспечению рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами областного Собрания депутатов и администрации области.
Раздел V. ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ
ЛЕСНЫМ ФОНДОМ
Статья 61. Виды платежей
Пользование лесным фондом является платным за исключением случаев, предусмотренных статьей 68 настоящего Положения.
Система платежей за пользование лесным фондом включает:
- отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов;
- лесные подати (плата за пользование лесным фондом);
- арендную плату.
Статья 62. Отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов
Все лесопользователи производят отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов в процентах от стоимости древесины собственной заготовки, реализованной, переработанной, а также израсходованной на собственные нужды, исчисленной по ценам реализации.
В случаях реализации древесины за иностранную валюту отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов производятся в валюте. Все эти отчисления относятся на себестоимость продукции лесопользователя и поступают в государственный внебюджетный фонд воспроизводства, охраны и защиты лесов.
Средства указанного фонда расходуются на следующие цели:
- воспроизводство, охрану и защиту лесов;
- организацию пользования лесным фондом;
- лесоустройство, учет и мониторинг лесов;
- научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;
- содержание государственной лесной охраны.
Контроль за расходованием средств государственного внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов осуществляется областным Собранием депутатов и районными Собраниями представителей.
Размеры отчислений на воспроизводство, охрану и защиту лесов, порядок их взимания, распределения и использования устанавливаются Положением о государственном внебюджетном фонде воспроизводства, охраны и защиты лесов, утверждаемым федеральными органами государственной власти, нормативными актами РФ.
Статья 63. Лесные подати
Лесные подати являются платой, взимаемой за:
- древесину, отпускаемую на корню;
- заготовку живицы, второстепенных лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, промысловую заготовку лесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек и за другие виды побочных пользований лесом;
- пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства;
- пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.
В составе лесных податей взимается плата за землю лесного фонда.
Статья 64. Ставки и размеры лесных податей. Порядок и условия взимания лесных податей
Лесопользователи, за исключением арендаторов, вносят лесные подати в форме разовых или регулярных платежей в течение всего срока действия предоставленного права пользования лесным фондом.
Размеры лесных податей определяются по ставкам, устанавливаемым за единицу продукции, получаемой при пользовании лесным фондом, а по определенным видам пользования лесным фондом - по гектарным ставкам эксплуатируемой площади лесного фонда.
Порядок и условия взимания лесных податей устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Принципы определения ставок и минимальные размеры лесных податей устанавливаются областным Собранием депутатов.
Конкретные ставки лесных податей и арендной платы при сдаче участков лесного фонда в долгосрочное пользование (аренду) устанавливаются районными (городскими) Собраниями представителей, а при краткосрочном пользовании - районными (городскими) администрациями.
Областное Собрание депутатов может вводить иной порядок установления конкретных ставок и размеров лесных податей и принципов их определений.
Статья 65. Формы внесения лесных податей
Лесные подати могут вноситься в форме:
- денежных платежей;
- в натуральной форме с предоставлением части заготовленной или иной производственной продукции;
- выполнения работ или предоставления услуг.
Формы внесения лесных податей определяются районными (городскими) Собраниями представителей с учетом предложений лесхозов и лесопользователей и оговариваются в разрешительном документе.
Статья 66. Арендная плата
За аренду лесного фонда вносится арендная плата.
Величина арендной платы зависит от количества и качества лесных ресурсов, местоположения участков лесного фонда.
В основу арендной платы принимаются лесные подати за пользование лесом по отдельным видам пользования.
В составе арендной платы взимается плата за землю. Конкретные размеры арендной платы устанавливаются районными (городскими) Собраниями представителей либо определяются на лесных торгах и конкурсах.
Областное Собрание депутатов может вводить иной порядок установления конкретных размеров арендной платы и принципов их определения.
Статья 67. Распределение платежей за пользование лесным фондом
Лесные подати и арендная плата поступают в бюджет района (города), на территории которого производится пользование лесным фондом.
Из общей суммы поступлений лесных податей от 50 до 100 процентов направляется из бюджета лесхозам на воспроизводство, охрану и защиту лесов.
Конкретные размеры средств, направляемых лесхозами на воспроизводство, охрану и защиту лесов, устанавливаются районными (городскими) Собраниями представителей.
В таком же порядке производится распределение платы за земли лесного фонда, передаваемые другим пользователям на цели, не связанные с ведением лесного хозяйства.
Лесопользователи уплачивают лесные подати и другие платежи на основании разрешительных документов лесхозов на пользование лесным фондом.
Статья 68. Льготы по платежам за пользование лесным фондом
Районные (городские) Собрания представителей могут устанавливать льготы отдельным категориям лесопользователей вплоть до полного освобождения от лесных податей.
Раздел VI. ЛЕСОУСТРОЙСТВО,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ КАДАСТР
И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ЛЕСНОГО ФОНДА.
ЛЕСНОЙ МОНИТОРИНГ
Статья 69. Лесоустройство. Проекты по материалам лесоустройства
Лесоустройство включает систему мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.
При лесоустройстве осуществляются:
- определение границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда лесхоза, сельскохозяйственных товаропроизводителей и заповедников;
- выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов;
- инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава насаждений, их состояния, а также качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;
- выделение участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других хозяйственных мероприятий, а также определение порядка и способов из проведения;
- обоснование отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности и подготовка предложений по переводу из одной группы лесов или категории защитности в другую;
- исчисление расчетных лесосек рубок главного пользования, размеров промежуточного пользования;
- определение объемов мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, охране лесов от пожаров, защите их от вредителей и болезней, а также объемов других лесохозяйственных работ;
- определение размеров побочных лесных пользований и заготовки второстепенных лесных материалов, размеров пользования лесным фондов для нужд охотничьего хозяйства, в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях;
- лесобиологические и другие обследования и изыскания; авторский надзор за осуществлением разработанных при лесоустройстве проектов, а также иные лесоустроительные действия.
При лесоустройстве для владельцев лесного фонда составляются проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, разрабатываются основные положения организации и развития лесного хозяйства. Указанные проекты и другие материалы лесоустройства после утверждения их государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования.
Статья 70. Система проведения лесоустройства
Лесоустройство на всей территории лесного фонда Липецкой области проводится специализированными лесоустроительными организациями по единой для Российской Федерации системе в порядке, установленном государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Статья 71. Государственный лесной кадастр. Государственный учет лесного фонда
Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда ведутся для организации рационального пользования лесным фондом, воспроизводства, охраны и защиты лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения органов исполнительной власти, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан сведениями о лесном фонде.
Данные государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда подлежат публикации в печати.
Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда содержат систему сведений о правовом режиме лесного фонда, о его количественном и качественном состоянии, о делении на группы лесов и категории защитности, а также его экономическую оценку и другие данные, необходимые для ведения лесного хозяйства, и оценки результатов хозяйственной деятельности в лесном фонде.
Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда ведутся лесхозами и управлением лесами на основе материалов лесоустройства, инвентаризации и специальных обследований по единой для Российской Федерации системе, устанавливаемой государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Статья 72. Лесной мониторинг
Лесной мониторинг представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях эффективного управления в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и повышения их природоохранных функций.
Структура, содержание и порядок осуществления лесного мониторинга устанавливаются совместно государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации и государственным органом охраны окружающей природной среды Российской Федерации.
Раздел VII. РАЗРЕШЕНИЕ ЛЕСНЫХ СПОРОВ
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Статья 73. Порядок разрешения лесных споров
Споры между предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами по вопросам, связанным с осуществлением лесных пользований, включая аренду участков лесного фонда и производство работ, разрешаются судом или арбитражным судом.
Статья 74. Ответственность за нарушение лесного законодательства
Купля, продажа, залог, дарение, самовольный обмен участков лесного фонда, а также самовольная переуступка права осуществления лесного пользования недействительны.
Физические, юридические лица, в том числе иностранные, виновные в совершении установленных действий, а также других нарушений лесного законодательства, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Древесина и иная лесная продукция, заготовленная без соответствующих разрешительных документов, подлежит изъятию лесхозом для последующей реализации.
Статья 75. Ответственность за самовольное занятие участков лесного фонда
Самовольно занятые участки лесного фонда возвращаются без возмещения затрат виновным в самовольном занятии участков, произведенных ими за время незаконного пользования участками, а также затрат по сносу незаконно возведенных зданий, строений и сооружений.
Статья 76. Ответственность за вред, причиненный лесному фонду
Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить ущерб за вред, причиненный ими лесному фонду, в размере и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации и администрацией области.
Суммы штрафов и неустоек за нарушение лесного законодательства, правил и норм ведения лесного хозяйства и лесопользования взыскиваются владельцами лесного фонда или налоговой инспекцией и направляются:
1) 50 процентов во внебюджетные фонды лесхозов для возмещения причиненного ущерба, улучшения ведения лесного хозяйства и охраны лесов, материальное поощрение работников лесной охраны;
2) 50 процентов в экологический фонд области.
В таком же порядке распределяются доходы от реализации секвестрованной у лесонарушителей лесопродукции.
Статья 77. Приостановление работ, представляющих опасность для состояния и воспроизводства лесов
В случае, если предприятия, учреждения, организации или граждане проводят работы, которые отрицательно влияют на состояние и воспроизводство лесов, и не обеспечивают при этом охрану лесов от пожаров, такие работы могут быть приостановлены или запрещены администрацией области по представлению Липецкого управления лесами и комитета экологии и природных ресурсов до устранения причин, являющихся основанием для приостановления или запрещения работ.
Статья 78. Ответственность за уничтожение или повреждение защитных лесных насаждений и другой древесно - кустарниковой растительности, не входящей в лесной фонд
Лица, виновные в незаконном уничтожении или повреждении полезащитных лесных полос либо иных защитных или озеленительных древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в лесной фонд, несут ответственность, установленную законодательством, как за уничтожение или повреждение лесов особо охраняемых территорий.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|