| |
ПРИКАЗ департамента здравоохранения адм. г. Липецка от 26.05.2006 № 164
"ОБ ОТКРЫТИИ ШКОЛ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ НА БАЗЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. ЛИПЕЦКА"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ",
"ПРОГРАММОЙ",
"ИНФОРМАЦИЕЙ О РАБОТЕ ШКОЛ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ (ЕЖЕКВАРТАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ)")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЛИПЕЦКА
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПРИКАЗ
от 26 мая 2006 г. № 164
ОБ ОТКРЫТИИ ШКОЛ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ НА БАЗЕ
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Г. ЛИПЕЦКА
В целях выполнения областной целевой программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Липецкой области", приказа департамента здравоохранения администрации г. Липецка от 13.11.2003 № 397 "О мерах по выполнению областной целевой программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии на 2002 - 2008 годы" и в дополнение к приказу департамента здравоохранения администрации г. Липецка от 08.08.2005 № 311 "Об открытии Школ для обучения больных артериальной гипертонией на базе лечебно-профилактических учреждений г. Липецка" приказываю:
1. Главным врачам КМСЧ ОАО "НЛМК", МСЧ "Свободный сокол", МСЧ "НУ УМЦ", городских больниц № 1, 2, 4, 5 и "Липецк-Мед", городских поликлиник № 1, 4 и 5 (Провоторова Г.Н., Соболев А.Б., Мочалов Д.В., Радишевский В.И., Титлянов А.И., Черных Л.Н., Коростелев Г.В., Кондратьев В.А., Проценко А.П., Насонов А.И., Некрасов А.Н.):
1.1. Организовать работу Школ для обучения больных артериальной гипертонией с 01.07.2006 согласно Положению о Школах для обучения больных с артериальной гипертонией (приложение № 1).
1.2. Обеспечить подготовку специалистов Школ (врачей-терапевтов, врачей общей врачебной практики или кардиологов и медицинских сестер) на базе Школы городской поликлиники № 2.
1.3. Занятия в Школах проводить согласно Программе обучения больных артериальной гипертонией (приложение № 2).
1.4. Обеспечить оснащение Школ согласно приложению к приказу № 3.
1.5. Запись больных артериальной гипертонией в Школы производить медицинским сестрам Школ по рекомендациям врачей лечебно-профилактических учреждений г. Липецка (по согласованию с медицинскими сестрами Школ).
1.6. Обеспечить отчет о работе Школ консультанту по терапии департамента здравоохранения администрации г. Липецка Татариновой Н.А. (приложение № 4) ежеквартально до 5 числа следующего за кварталом месяца.
2. Консультанту по терапии департамента здравоохранения администрации г. Липецка Татариновой Н.А., городскому кардиологу Бочоришвили М.Л., городскому специалисту по медицинской профилактике Рязанову Э.А.:
2.1. Обеспечить наличие информации о работе Школ для обучения больных артериальной гипертонией в лечебно-профилактических учреждениях г. Липецка, КМСЧ ОАО "НЛМК", МСЧ "НУ УМЦ".
2.2. Обеспечить контроль работы Школ.
3. Главным врачам ЛПУ г. Липецка, КМСЧ ОАО "НЛМК", МСЧ "НУ УМЦ":
3.1. Обеспечить наличие информации о работе Школ для обучения больных артериальной гипертонией в подведомственных лечебно-профилактических учреждениях.
3.2. Обеспечить контроль обучения больных артериальной гипертонией, состоящих на диспансерном учете в подведомственном лечебно-профилактическом учреждении.
4. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя председателя департамента здравоохранения администрации г. Липецка Кремневу Т.П.
Председатель департамента
Н.Ф.ДОЛГОВ
Приложение № 1
к приказу
департамента здравоохранения
администрации г. Липецка
от 26 мая 2006 г. № 164
ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ
АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ
1. Общие положения:
1.1. Школа больных артериальной гипертонией (далее - Школа) создается в составе лечебно-профилактических учреждений на функциональной основе.
1.2. Работу Школы возглавляет врач-терапевт (кардиолог), назначаемый руководителем соответствующего лечебно-профилактического учреждения.
1.3. Школа в своей деятельности руководствуется организационным методическим письмом МЗ РФ, ВНОК, МОКЦ "Организация "Школ здоровья" для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения", уставом учреждения здравоохранения, на базе которого она создана, и настоящим Положением.
1.4. В Школу направляются больные артериальной гипертонией, не прошедшие обучение (первичный цикл), или больные, уже прошедшие обучение, на повторный цикл (поддерживающий цикл).
Обучение не проводится больных с выраженным обострением сопутствующих заболеваний, при значительной потере зрения, слуха, с нарушениями памяти и психическими нарушениями.
1.5. Обучение проводится по Программе согласно приложению № 2.
2. Основными целями и задачами Школы являются оптимизация, совершенствование и повышение охвата, доступности и качества медицинской профилактической помощи пациентам с артериальной гипертонией (АГ):
2.1. Повышение информированности пациентов с АГ о заболевании и его факторах риска.
2.2. Повышение ответственности пациента за сохранение его здоровья.
2.3. Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.
2.4. Формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.
2.5. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).
2.6. Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье, и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.
Приложение № 2
к приказу
департамента здравоохранения
администрации г. Липецка
от 26 мая 2006 г. № 164
ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ
Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии
Что такое АД и какой его уровень принято считать нормальным? Что такое артериальная гипертония (АГ)? Наиболее частые жалобы больных при повышении АД. Течение заболевания, гипертонические кризы. Провоцирующие факторы развития повышения АД. "Органы-мишени" - основные понятия. Степень АГ - основные понятия. Понятия о суммарном риске сердечно-сосудистых заболеваний. Факторы, определяющие суммарный риск. Факторы, влияющие на степень АГ. Понятие об управляемых, контролируемых факторах. Выявление индивидуальных управляемых факторов. Составление индивидуального плана действий по оздоровлению каждого пациента. Как правильно измерять АД (приборы, условия, методика)? Дневник пациента с АГ.
Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии
Каким должно быть питание здорового человека? Энергетическая ценность рациона, энерготраты (основные понятия). Сбалансированность рациона по пищевым компонентам. Подсчет суточных энерготрат и энергетической ценности пищевого рациона. Принципы здорового питания. Полноценные пищевые вещества. Жиры, белки, углеводы, витамины, клетчатка, минеральные вещества. Режим питания. Кулинарная обработка. Алкоголь и здоровое питание. Питание и АД. Как влияет питание на АГ? Связь между характером питания и АД. На что направлена диета при АГ? Как ограничить потребление поваренной соли? Как обогатить рацион калием и магнием? Как обогатить рацион разными полиненасыщенными жирными кислотами? Как увеличить потребление витаминов? Самооценка привычек питания, составление индивидуального плана оздоровления питания (методика самооценки и принятия решений). Составление суточного меню для пациентов с АГ. Какие нужны изменения при повышенном АД? Что рекомендовать дополнительно при гиперхолестеринемии? Как быть с алкоголем? Какие продукты ограничиваются и какие разрешаются? Основные требования к построению рациона питания при АГ. Дневник питания (описание, инструктаж).
Занятие 3. Ожирение и артериальная гипертония
Что такое ожирение? Почему важно при АГ знать об избыточной массе тела? Ожирение - это болезнь обмена веществ. Почему нарушается характер питания при ожирении? Какие органы и системы поражаются при ожирении? Расчет нормальной массы тела. Что нужно знать для контроля массы тела? Степени ожирения. Типы ожирения. Различные типы диет при ожирении. Какие принципы диетотерапии при ожирении известны? С чего начать похудение? Модные диеты. Как относиться к модным диетам (критический анализ)? Методы лечения ожирения. Основные принципы построения рациона при избыточной массе тела. Как относиться к "раздельному питанию"? Вегетарианство. Как менять диету в зависимости от сопутствующей патологии и факторов риска (гиперхолестеринемия, дискинезии желчного пузыря и толстого кишечника, мочекислый диатез, подагра, остеохондроз, воспалительные изменения в желудочно-кишечном тракте)? Физическая активность и ожирение. Фитотерапия. Нужны ли биологические добавки? Другие методы лечения ожирения.
Занятие 4. Физическая активность и здоровье
Что такое физическая активность? Какова физическая активность нашего населения? Что такое физическая работоспособность? Оценка уровня физической активности. Как оценить физическую тренированность? Тест Купера (12-минутный). Цель повышения физической активности. Как аэробная физическая активность влияет на здоровье? Как избежать осложнений при физических тренировках? Есть ли противопоказания для занятий физической активностью, и какой уровень нагрузки допустим? Как повысить повседневную физическую активность? Как одеваться для занятий физкультурой? Как контролировать интенсивность физической нагрузки? Как построить занятие по повышению физической активности? Как построить всю программу тренирующих занятий по повышению физической активности? Как оценить эффективность тренирующего воздействия физической активности? Каковы основные мотивы повышения физической активности в пожилом возрасте? Есть ли особенности для людей с ожирением?
Занятие 5. Курение и здоровье (занятие для курящих)
Влияние курения на индивидуальное здоровье. Компоненты табачного дыма. Миф о легких сигаретах. Пассивное курение. Типы курительного поведения. Самооценка типа курительного поведения. Стадии курения. Индекс курения (общие понятия). Причины закуривания и курения. Никотиновая зависимость. Почему люди курят? Почему курят дети? Почему курят взрослые? Оценка степени никотиновой зависимости. Самооценка степени никотиновой зависимости. Современные методы лечения табакокурения. Позитивная установка. Индивидуальный подход. Оценка степени мотивации и готовности к отказу от курения. Питание и курение. Профилактика рецидивов и негативных последствий отказа от курения.
Занятие 6. Стресс и здоровье
Что такое "стресс". Природа стресса. Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса. Работа, стресс и артериальная гипертония. Оценка уровня социальной адаптации. Самооценка уровня стресса. Тест Ридера. Определение стрессового поведения, которое необходимо изменить. Методы преодоления стресса, эмоционально-ориентированные и проблемно-ориентированные методы преодоления стресса. Когнитивные стратегии. Самоанализ. Метод глубокого дыхания. Метод аутогенной тренировки. Стресс и алкоголь. Контролируемое потребление алкоголя.
Занятие 7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как повысить приверженность к лечению
Правовые основы информирования больных в РФ (почему нужно информировать пациентов?). Цель лечения и контроля АГ. Что влияет на успешное лечение АГ? До какого уровня и как быстро необходимо снижать повышенное АД? Когда начинать и как долго проводить медикаментозное лечение? Что такое немедикаментозное лечение? В чем принципы медикаментозной терапии и как выбрать гипотензивный препарат? Какими побочными эффектами обладают лекарства? Какие существуют современные лекарства, снижающие АД? Что такое приверженность к лечению и почему она важна? Что влияет на приверженность лечения? Еще раз о гипертоническом кризе. Что такое гипертонический криз? Доврачебная помощь и самопомощь.
Занятие 8. Заключительное
Повторение основных теоретических и практических положений. Обмен мнениями об организации Школы. Заполнение оценочной анкеты (оценка организации, качества и эффективности работы Школы). Вручение свидетельств о прохождении обучения в Школе.
Примечание: 1. "Вопросник по оценке обучения в "Школе здоровья" для пациентов с артериальной гипертонией" и "Вопросник по оценке знаний пациентов" прилагаются.
2. Методические материалы по проведению занятий в "Школе здоровья" необходимо получить у консультанта по терапии ДЗА г. Липецка Н.А. Татариновой.
Приложение № 3
к приказу
департамента здравоохранения
администрации г. Липецка
от 26 мая 2006 г. № 164
ПРИМЕРНЫЙ ТАБЕЛЬ
ОСНАЩЕНИЯ ШКОЛЫ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ
АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ
1. Обязательное:
- тонометр - 2 - 3;
- фонендоскоп - 2 - 3;
- весы - 1;
- ростомер - 1;
- калькулятор - 1;
- таблицы для определения индекса массы тела - 1.
2. Дополнительное (желательное) оборудование для Школы:
- видеомагнитофон (DVD) - 1;
- телевизор - 1;
- оверхед - 1;
- проектор - 1;
- доска - 1;
- компьютер, принтер, программное обеспечение (регистрация, база данных на прошедших обучение пациентов, программы определения риска и др.);
- прибор для суточного мониторирования АД;
- экспресс-анализаторы для определения в крови уровня холестерина, глюкозы;
- фитобар;
- приборы для определения и самоконтроля различных параметров здоровья, не требующие навыков и рекомендованные МЗ РФ (анализаторы жира, определения уровня стресса и пр.).
Приложение № 4
к приказу
департамента здравоохранения
администрации г. Липецка
от 26 мая 2006 г. № 164
ИНФОРМАЦИЯ
О РАБОТЕ ШКОЛ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ
(ЕЖЕКВАРТАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ)
1. Количество обученных больных артериальной гипертонией.
2. Что приобретено из аппаратуры и наглядных пособий (указать источник поступления).
3. Как проводится оплата работы сотрудников (регулярно, в полном объеме и т.д.).
4. Указать имеющиеся проблемы в работе Школы.
Дата Подпись врача Школы
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|