Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2006 № А36-5063/2005
Исковые требования о признании незаконным решения налогового органа о привлечении акционерного общества к ответственности за совершенное налоговое правонарушение удовлетворены законно, поскольку налоговый орган не представил надлежащих доказательств неправильного исчисления обществом налога на добавленную стоимость вследствие неправильного применения ставки налогообложения.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 31.08.2006 № А36-5063/2005 решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.02.2006 и данное постановление оставлены без изменения.



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 2006 г. Дело № А36-5063/2005

Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2006 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2006 г.

(извлечение)

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.02.2006 по делу № А36-5063/2005 по заявлению открытого акционерного общества "Э" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Липецкой области о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
от налогоплательщика: Л. - по доверенности № 1 от 10.01.2006; К. - по доверенности № 2 от 10.01.2006;
от налогового органа: М. - по доверенности № 10 от 10.05.2006, П. - по доверенности № 103 от 11.01.2006,

установил:

Открытое акционерное общество "Э" (далее - акционерное общество, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Липецкой области (далее - инспекция, налоговый орган) от 30.09.2005 № 1/32-П "О привлечении открытого акционерного общества "Э" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части, касающейся доначисления по результатам выездной налоговой проверки налога на добавленную стоимость в сумме 9890775 руб.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 28.02.2006 по делу № А36-5063/2005 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Налоговый орган, не согласившись с решением арбитражного суда, обратился с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на то, что судом при рассмотрении спора сделан ошибочный вывод о правомерном применении налогоплательщиком ставки налогообложения 10 процентов, поскольку имеющимися в деле документами не доказан факт выпуска и реализации им в проверяемом периоде продуктов детского питания.
Указанный вывод налогового органа основан на следующих обстоятельствах:
- в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, на основании которых определялись коды видов продукции, подпадающей под налогообложение по ставке 10 процентов в проверяемом периоде, к продуктам детского питания относились, в числе прочих, продукты, которым были присвоены коды 91636302, 916361 - 916363, 916365 по ОКП ОК 005-03, 2009905909 по ТН ВЭД, а в имеющихся у общества сертификатах соответствия, подтверждающих принадлежность выпускаемой продукции к продуктам детского питания, указаны коды 916360 по ОКП ОК 005-03, 2202901009 по ТН ВЭД;
- в соответствии с техническими условиями ТУ 9163-004-00336929-03 и ТУ 9163-008-00336929-03, на основании которых производилась спорная продукция, соки и нектары для детского питания должны были расфасовываться в тару емкостью не более 1,0 л, в такой же упаковке представлялась указанная продукция для обязательной сертификации, в то же время реализованная продукция была расфасована в тару емкостью 1,5 л и 2,0 л.
Названные обстоятельства, по мнению налогового органа, свидетельствуют о том, что реализованная обществом продукция не является продуктами детского питания, так как она не соответствует техническим условиям, содержащим в качестве одного из критериев отнесения производимых обществом фруктовых и плодоовощных соков и нектаров к продуктам детского питания объем упаковки, в которую они расфасованы, а также кодам продуктов детского питания, установленным Общероссийским классификатором продукции и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Представители общества возразили против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что обществом правомерно применена ставка налогообложения 10 процентов при реализации продуктов детского питания, поскольку имеющимися у общества сертификатами соответствия подтверждена принадлежность производимых обществом соков и нектаров фруктовых и плодоовощных к продуктам детского питания. При этом указание в сертификатах соответствия кода продукции 916360 по ОКП ОК 005-03, по мнению общества, не является нарушением, поскольку в соответствии с государственным стандартом ГОСТ Р 51740-2001 "Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению" в случае, если технические условия распространяются на несколько конкретных продуктов, в технических условиях используется вышестоящий код, включающий все продукты, представленные в них.
Также общество считает неправомерным использование в качестве критерия относимости производимой им продукции к продукции детского питания объема упаковки, в которую она расфасована, так как согласно ГОСТ Р 51740-2001 сведения о форме, размере и (или) массе пищевых продуктов указываются в технических условиях и являются обязательными в том случае, когда производимый продукт характеризуется указанными данными. Поскольку соки и нектары не характеризуются формой, размерами или массой, указание этих сведений в технических условиях является необязательным, а наличие их в ТУ 9163-004-00336929-03 и ТУ 9163-008-00336929-03 объясняется автоматическим переносом указанных сведений из утратившего действие ГОСТ 15949-89 "Консервы плодовые и ягодные для детского питания", устанавливавшего такие требования для продуктов, расфасованных в стеклянную тару.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества "Э" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов, в том числе налога на добавленную стоимость за период с 01.09.2003 по 28.02.2005. По результатам проверки составлен акт № 1/32 от 29.08.2005 и принято решение от 30.09.2005 № 1/32-П "О привлечении открытого акционерного общества "Э" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым обществу доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 9890775 руб. и предложено уплатить указанную сумму налога в бюджет.
Основанием для доначисления налога явилось неправильное, по мнению налогового органа, применение в 2004 г. ставки налогообложения в размере 10 процентов при реализации соков и нектаров фруктовых и плодоовощных, так как в нарушение действующих на предприятии технических условий на выпуск указанной продукции, устанавливающих объем тары, в которую должна быть расфасована продукция, не более 1 л, она реализовывалась в таре объемом более 1,0 л, что не позволяет отнести реализованную продукцию к продуктам детского питания.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Рассматривая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации открытое акционерное общество "Э" является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 166 Налогового кодекса). Пунктами 1 и 2 статьи 164 Налогового кодекса установлены перечни товаров (работ, услуг), по которым налогообложение производится по налоговым ставкам 0 процентов и 10 процентов. В случаях, не указанных в названных пунктах настоящей статьи, налогообложение производится по налоговой ставке 20 (18) процентов.
Согласно пункту 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации ряда продовольственных товаров, в том числе в этот перечень включены продукты детского и диабетического питания. При этом коды видов продукции, перечисленных в названном пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, определяются Правительством Российской Федерации.
В проверяемом периоде Правительством Российской Федерации не были определены коды видов продукции, налогообложение которых должно производиться по налоговой ставке 10 процентов. Также не содержатся критерии отнесения конкретных видов товаров к категории продуктов для детского питания, в связи с чем судебной практикой выработана правовая позиция, согласно которой для определения товаров, подлежащих налогообложению по ставке 10 процентов, следует непосредственно руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (при реализации товаров на внутреннем рынке) и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации).
В подгруппе 91 6360 "Консервы детского, диетического, диабетического питания" группы 916300 "Консервы плодовые и ягодные (фруктовые)" подкласса 91 6000 "Продукция консервной и овощесушильной промышленности" класса 91 "Продукция пищевой промышленности" ОКП 005-93 перечислены виды консервной продукции, относящейся к продуктам детского питания:
- код 91 6361 0 "консервы гомогенизированные детского питания",
- код 91 6362 6 "консервы протертые детского питания",
- код 91 6363 1 "соки детского питания",
- код 91 6366 8 "напитки сокосодержащие детского питания",
- код 91 6367 3 "нектары детского питания",
- код 91 6368 9 "морсы детского питания".
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в 2004 г. обществом производились и реализовывались соки и нектары фруктовые, расфасованные в пакеты "Тетра-Брик-Асептик" или "Комбиблок" из комбинированного материала объемом от 0,2 л до 2,0 л. Реализация указанных соков и нектаров осуществлялась на основании сертификатов соответствия, выданных Липецким центром сертификации и мониторинга:
- № РОСС RU.ПП25.В00198 сроком действия с 15.09.2003 по 01.12.2004,
- № РОСС RU.ПТ25.В00052 сроком действия с 17.03.2004 по 01.01.2006,
- № РОСС RU.ПТ25.В00332 сроком действия с 23.08.2004 по 01.09.2006,
- № РОСС RU.ПT25.B00424 сроком действия с 06.12.2004 по 01.10.2006,
- № РОСС RU.ПТ25.В00040 сроком действия с 26.02.2004 по 01.02.2006,
- № РОСС RU.ПT25.B00362 сроком действия с 23.09.2004 по 01.10.2006,
- № РОСС RU.ПТ25.В00098 сроком действия с 12.04.2004 по 01.01.2006.
Названными сертификатами реализуемым в проверяемом периоде обществом сокам и нектарам присвоено наименование "соки, нектары фруктовые и плодоовощные для детского питания" и код ОКП 91 6360.
Исчисление и уплата в бюджет налога на добавленную стоимость с выручки от реализации указанных товаров производились обществом по ставке 10 процентов, установленной для продуктов детского питания, что является правомерным.
То обстоятельство, что в сертификатах соответствия на реализуемую продукцию указан код подгруппы 91 6360 "Консервы детского, диетического, диабетического питания" группы 916300 "Консервы плодовые и ягодные (фруктовые)" подкласса 91 6000 "Продукция консервной и овощесушильной промышленности" класса 91 "Продукция пищевой промышленности" ОКП 005-93, а не конкретные коды вида реализуемой продукции (91 6363 1 "соки детского питания" и 91 6367 3 "нектары детского питания"), не является основанием для исключения ее из категории продуктов детского питания, поскольку применение указанного кода в целях сертификации продукции обусловлено особенностями формирования технической документации на нее.
Из материалов дела усматривается, что изготовление спорной продукции осуществлялось обществом на основании разработанных им и согласованных с Департаментом Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Российской Федерации технических условий ТУ 9163-004-00336929-03 "Консервы. Нектары фруктовые и плодоовощные для детского питания" (введены в действие 20.08.2003) и ТУ 9163-008-00336929-03 "Консервы. Соки фруктовые и плодоовощные для детского питания" (введены в действие с 08.08.2003).
В соответствии с ГОСТ Р 51740-2001 "Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению" (пункт 4.2.8) при разработке технических условий код ОКП для конкретного продукта выбирают по Общероссийскому классификатору продукции (ОК 005) и указывают, как правило, шестиразрядный код продукта. При этом если технические условия распространяются на несколько конкретных продуктов, то следует указывать вышестоящий код, включающий все продукты, представленные в ТУ. Пример - ОКП 91 6400 "Овощи, грибы, картофель, фрукты сушеные" или ОКП 91 6410 "Овощи и картофель сушеные". Не рекомендуется указывать несколько кодов ОКП.
Под конкретным продуктом названным государственным стандартом понимается продукт, имеющий индивидуальные характеристики и индивидуальное наименование, позволяющее потребителю безошибочно идентифицировать пищевой продукт по принадлежности к определенной группе однородной продукции, характеризующейся общностью назначения, состава (сырья), состояния, способа изготовления и (или) других факторов (пункт 4.3.1).
Из технических условий ТУ 9163-004-00336929-03 "Консервы. Нектары фруктовые и плодоовощные для детского питания" и ТУ 9163-008-00336929-03 "Консервы. Соки фруктовые и плодоовощные для детского питания" усматривается, что они разработаны на несколько видов конкретных продуктов, перечисленных в пунктах 1.1 ТУ (например, сок яблочный осветленный, сок апельсиновый, сок яблочно-апельсиновый, нектар яблочный, нектар яблочно-персиковый, нектар яблочно-морковный и т.п.). Термины "сок" и "нектар" являются для указанных продуктов групповым понятием, объединяющим несколько видов конкретной продукции (соки или нектары).
Следовательно, употребление в технических условиях и сертификационных документах кода подгруппы 91 6360 "Консервы детского, диетического, диабетического питания" для обозначения принадлежности производимой продукции к продуктам детского питания в рассматриваемой ситуации является верным, а ссылка налогового органа на то, что указанный код применен обществом неправильно, ошибочна, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно не принял ее во внимание.
Также обоснованно не принят во внимание судом довод о неправильном указании в ряде сертификатов кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 2202901009, обозначающего безалкогольные продукты прочие, в то время как для соков названным документом установлен иной код - 2009905909 "Соки несброженные и не содержащие добавок спирта", поскольку указанные коды применяются при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в целях определения тарифной и нетарифной политики и исчисления ввозных (вывозных) пошлин, налогоплательщиком же произведенная им продукция в проверяемом периоде реализовывалась на территории Российской Федерации.
Оценивая довод налогового органа о несоответствии реализуемой продукции техническим условиям, предусматривающим, по мнению налогового органа, в качестве одного из критериев соответствия производимой продукции продуктам детского питания объем упаковки, в которую она расфасована, суд правомерно пришел к выводу о том, что принадлежность продукции к продуктам детского питания определяется ее свойствами (качество, безопасность, пищевая ценность), соответствующими требованиям, предъявляемым к продуктам детского питания, а не объемом упаковки, в которую она расфасована.
Понятие продуктов детского питания дано в статье 1 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", согласно которой к продуктам детского питания относятся предназначенные для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма пищевые продукты.
В соответствии со статьей 12 названного Закона, а также Номенклатуры продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация, утвержденной Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.07.2002, продукты для детского питания на плодоовощной основе подлежат обязательной сертификации, в процессе осуществления которой подтверждается соответствие продукции требованиям, предъявляемым к продуктам детского питания действующими нормативными документами. Под нормативными документами при этом понимаются законы, государственные (национальные) стандарты, санитарные нормы и правила, другие аналогичные документы, на соответствие которым подтверждается тот или иной продукт.
В частности, статьей 15 Закона установлено, что предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, отвечать обычно предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей и соответствовать установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений. Пищевая ценность продуктов детского питания должна соответствовать функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста. Продукты детского питания должны быть безопасными для здоровья ребенка.
Согласно статье 17 Закона изготовление пищевых продуктов, материалов и изделий следует осуществлять в соответствии с техническими документами при соблюдении требований санитарных и ветеринарных норм. При изготовлении продуктов детского питания и продуктов диетического питания не допускается использовать продовольственное сырье, изготовленное с использованием кормовых добавок, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), отдельных видов лекарственных средств, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений. Используемые в процессе изготовления пищевых продуктов материалы и изделия должны соответствовать требованиям нормативных документов к качеству и безопасности таких материалов и изделий и пройти государственную регистрацию в порядке, установленном статьей 10 Закона.
Статьей 18 Закона установлено, что пищевые продукты должны быть расфасованы и упакованы такими способами, которые позволяют обеспечить сохранение качества и безопасность при их хранении, перевозках и реализации. На этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов кроме информации, состав которой определяется законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, с учетом видов пищевых продуктов должна быть указана следующая информация на русском языке:
- о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов);
- о назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок);
- о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов);
- об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения);
- о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов.
Кроме того, для продуктов детского питания на плодоовощной основе обязательным является их соответствие требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01, ГОСТ 15849-89 (с 01.07.2005 - ГОСТ Р 51074-2003, СанПиН 2.3.2.1940-05).
При этом необходимо отметить, что требования к объему упаковки, в которую расфасовываются плодоовощные консервы для детского питания, предъявляются только в отдельных случаях:
- ГОСТ 15849-89 - в отношении стеклянной тары (пункт 1.3),
- СанПиН 2.3.2.1940-05 - в отношении продуктов питания для детей раннего (от рождения до трех лет) возраста (пункт 6.3).
Других ограничений по объему упаковки для продуктов детского питания действующее законодательство не устанавливает, в связи с чем указанный критерий для определения принадлежности конкретного продукта к продуктам детского питания неприменим.
Следовательно, наличие сведений об объеме упаковки, в которую расфасовываются соки и нектары для детского питания, в технических условиях на их выпуск, разработанных самим производителем, так же как и наличие указанных сведений на самой упаковке, носит характер информации для потребителя, наносимой с целью невведения его в заблуждение, но не характеризует содержащийся в упаковке продукт как продукт детского питания.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно принял сертификаты соответствия на выпускаемую продукцию, выданные обществу Липецким центром сертификации и мониторинга как документы, подтверждающие реализацию обществом продуктов детского питания, поскольку иное материалами дела не доказано.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о доначислении налога, лежит на налоговом органе. Им доказательств неправильного исчисления обществом налога на добавленную стоимость вследствие неправильного применения ставки налогообложения не представлено.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Липецкой области оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий дух месяцев со дня вступления в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru