Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Липецкого областного Совета депутатов от 30.03.2006 № 1196-пс
"ОБ ИНФОРМАЦИИ О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2001 - 2005 ГОДЫ"
(вместе с "ИНФОРМАЦИЕЙ")

Официальная публикация в СМИ:
"Липецкая газета", № 72, 14.04.2006


Вступает в силу со дня официального опубликования (пункт 2 данного документа).



ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

42 сессия III созыва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2006 г. № 1196-пс

ОБ ИНФОРМАЦИИ О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ
ОБОРОТУ НА 2001 - 2005 ГОДЫ"

Рассмотрев информацию о ходе выполнения областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001 - 2005 годы", представленную Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Липецкой области, учитывая решение комитета Липецкого областного Совета депутатов по законодательству и правовым вопросам, областной Совет депутатов постановляет:
1. Принять к сведению Информацию о ходе выполнения областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001 - 2005 годы" (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель
Липецкого областного Совета депутатов
П.И.ПУТИЛИН





ИНФОРМАЦИЯ
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ
НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
НА 2001 - 2005 ГОДЫ" ЗА ВЕСЬ ПЕРИОД

Начиная с 2001 года на территории Липецкой области введена в действие областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001 - 2005 годы" (далее - Программа), разработанная на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года № 1030 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999 - 2001 годы". Первый вариант Программы, действовавший до 28 августа 2003 года, состоял из 38 пунктов, в которых учтены предложения 15 государственных учреждений. В их состав вошли подразделения органов исполнительной власти и правоохранительных структур. Заказчиком выступало УВД Липецкой области, на которое были возложены функции по контролю за выполнением. Программа состояла из 38 пунктов, предусматривавших проведение комплекса мероприятий, направленных на достижение следующих конечных результатов: снижение уровня наркотизации населения и связанной с ней преступности, создание эффективной системы профилактики наркомании, привлечение общественных формирований и организаций к противодействию распространения потребления наркотиков и их незаконного оборота, создание надлежащих условий для исполнения сотрудниками подразделения по борьбе с наркобизнесом своих служебных обязанностей и повышения эффективности их работы, внедрение в практику современных методик системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией, создание эффективной наркологической базы.
Сроки и этапы реализации Программы:
- 1-й этап - 2-е полугодие 2001 года и 2002 год;
- 2-й этап - 2003 год;
- 3-й этап - 2004 - 2005 годы.
Ее финансирование предусмотрено за счет средств бюджета области и внебюджетных источников. За весь период действия Программы были выделены следующие бюджетные денежные средства:
1. 2002 год - 300 тыс. рублей для укрепления транспортом, современными средствами связи, компьютерной и копировальной техникой ОБНОН УВД Липецкой области.
2. 2003 год - 750 тыс. рублей для ОБНОН УВД Липецкой области (статьи расхода соответствуют предыдущему периоду).
3. 2004 год - 900 тыс. рублей УВД Липецкой области (статьи расхода соответствуют предыдущему периоду) и 500 тыс. рублей Управлению здравоохранения администрации Липецкой области (перечислены в счет оплаты передвижного пункта наркологической экспертизы) для реализаций мероприятий Программы.
4. 2005 год - 2681 тыс. рублей УВД Липецкой области (на приобретение автотранспорта и оргтехники) и 1547 тыс. рублей Управлению делами администрации Липецкой области для УФСКН России по Липецкой области (на приобретение фоноскопического оборудования) для реализации мероприятий Программы.
Выделенные финансовые средства освоены полностью в соответствии с целевыми статьями расходов.
Ход выполнения Программы постоянно рассматривается на заседаниях областной координационной антинаркотической комиссии, образованной на основе распоряжения главы администрации Липецкой области от 27 февраля 2002 года № 171-р.
Основными исполнителями Программы являются Департамент образования и науки, Управление здравоохранения, Управление по физической культуре, спорту и туризму, Управление по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций администрации Липецкой области. В рамках ее реализации ими проведена определенная работа, направленная на профилактику наркомании среди различных слоев населения.

1-й этап (2001 - 2002 годы)

Заказчиком Программы и основным ее исполнителем в указанный период являлось УВД Липецкой области (далее - УВД).
В целях выяснения состояния наркотизации населения в районах и области в целом (п. 1.3) Управлением здравоохранения в областном наркологическом диспансере два раза в год проводились медицинские советы с участием врачей-наркологов ЛОНД, г. Ельца и районов области, на которых обобщались и анализировались данные диспансерного учета различных групп населения с последующим их предоставлением заинтересованным ведомствам и структурам.
Во исполнение п. 2.1 в рамках мероприятий по предупреждению распространения наркотиков среди учащихся образовательных учреждений, по инициативе ЛОНД Управления здравоохранения, Департаментом образования и науки администрации области издан приказ от 21.11.1996 № 81 "Об участии органов управления образования в дополнительных мероприятиях по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в области". В соответствии с ним специалистами ЛОНД и "Центра СПИД", при участии Государственного института повышения квалификации учителей, в период 1996 по 1999 год были разработаны методические рекомендации в форме учебных пособий с соответствующими обучающими программами (авторская группа: Горчакова И.А., Станкевич В.А., Кириллова Л.Д., Трушов Л.П., Коростин М.И.). В настоящее время подготовлен обновленный и дополненный вариант методического пособия "Учителю о наркотиках и наркомании" (автор Трушов В.П.).
Ежегодно специалистами Управления здравоохранения и Департамента образования и науки проводились обучающие семинары для педагогических коллективов образовательных учреждений районов области по организации антинаркотического и антиспидового воспитания среди учащихся.
Управлением начального профессионального образования (УНПО) для родителей учащихся разработана памятка "Подростки и наркотики в современном мире".
В марте 2002 года в УВД Липецкой области переданы для использования в практической деятельности образцы учебных пособий "Профилактика наркомании, токсикомании и табакокурения" и "Выявление потребителей наркотических средств", разработанные специалистами облнаркодиспансера.
С июля 2001 года силами ЛОНД осуществляется выпуск и реализация через подписку и киоски "Роспечать" ежемесячной газеты "Липецкие наркологические вести".
В целях повышения уровня подготовки инженерно-педагогических работников профессиональных училищ (ПУ) и лицеев (ПЛ) в вопросах профилактики наркомании Управлением начального профессионального образования Департамента образования и науки администрации Липецкой области совместно с ЛОНД во все учебные заведения направлены методические рекомендации, разработанные врачом-наркологом Трушовым В.П., "Профилактика наркомании, токсикомании и табакокурения среди учащихся школ, ПУ и учебных заведений" (1997 год).
Во исполнение п. 2.5 Программы Управлением физической культуры, спорта и туризма в целях максимального охвата спортивной деятельности всех слоев населения организовано проведение соревнований под лозунгом "Спорт против наркотиков".
Также в 2002 году проведено 150 соревнований по 54 видам спорта. В 1103 коллективах физкультуры и спортивных клубах, секциях, физкультурно-оздоровительных группах были заняты более 120 тыс. человек, что на 10% выше уровня 2001 года.
Количество ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКАФП увеличилось с 39 до 40, а численность занимающихся в них - с 20467 до 21332 человек.
Согласно п. 2.6 с целью создания благоприятных условий организации досуга, развития творческих способностей, оздоровления подрастающего поколения в летний период в оздоровительных лагерях проведены различные культурно-массовые мероприятия.
Всего в период летних каникул 2002 года в городских и загородных лагерях отдохнули 82939 детей и подростков, это на 5136 человек больше чем в 2001 году, а в туристических и палаточных лагерях - 26717 человек, или на 401 больше, чем в 2001 году.
На организацию летнего отдыха в 2002 году было выделено из средств фонда социального страхования 71700 тыс. рублей, из бюджета - 32710 тыс. рублей.
Комитетом по делам молодежи, совместно с общественным организациями, разработан ряд программ по противодействию злоупотреблению наркотиками. В рамках программ "Твой выбор" и "Добровольческий корпус "Здоровье" проведена широкомасштабная просветительская работа в образовательных учреждениях г. Липецка и Липецкой области.
На базе "Центра СПИД" для учащихся областного центра ежемесячно проводились диспуты по проблемам наркомании, организованы выездные заседания дискуссионного клуба.
Комитетом по делам молодежи использовались такие формы спортивных мероприятий, как "Золотая шайба", "Кожаный мяч", "Белая ладья", универсиада студентов "Петровский бал", фестивали "Студенческая весна", "Студенческое лето", спартакиада допризывной молодежи "Зарница", "Орленок" и другие.
В целях совершенствования деятельности средств массовой информации в обеспечении эффективных мер профилактики наркомании и употребления психоактивных веществ (п. 2.7) Управлением по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в адрес редакторов областных СМИ направлены рекомендательные письма о необходимости более активного освещения передового опыта по профилактике наркомании, привлечения к антинаркотической пропаганде широкого круга общественных, молодежных, детских организаций и движений, педагогов, врачей и родителей.
На страницах областных газет и в эфире местных теле- и радиоканалов, средствах массовой информации тема борьбы против наркотиков стала одной из ведущих (пп. 2.7 и 2.8). Два раза в месяц в "Липецкой газете" публиковались подборки материалов по антинаркотической тематике в форме публицистических статей, рекомендаций медиков, сочинений школьников.
В тот период времени во многих районных газетах были открыты постоянные рубрики: "В XXI век - без СПИДа и наркотиков", "Наркотики и алкоголь", "Врачи против наркотиков", "Скажи наркотикам "Нет!". С использованием возможностей "ГТРК "Липецк", "Елецкой телевизионной и радиовещательной компании", "Липецкого радиоканала" подготовлено и выпущено в эфир 10 передач.
Во исполнение п. 3.3 на базе УПК переподготовки средних медработников Управлением здравоохранения области организована переподготовка среднего медперсонала по вопросам наркологии. В марте - апреле 2002 года для врачей-психиатров-наркологов облнаркодиспансера, Елецкого городского наркологического диспансера и наркологических кабинетов ЦРБ специалистами Воронежской государственной медицинской академии был проведен сертификационный обучающий выездной цикл "Актуальные вопросы наркологии".
В соответствии с п. 3.2, с целью определения реальных масштабов распространения наркомании, прогнозирования развития ситуации, ЛОНД продолжена начатая с 1991 года практика проведения выборочного анонимного анкетирования учащихся старших классов. При этом используется специальная программа, разработанная НПО "Медсоцэкономинформ" при Минздраве России, с использованием которой осуществляется компьютерный мониторинг. На основании анализа полученных данных планируются краткосрочные и долгосрочные мероприятия и программы.
Для обеспечения наркологических учреждений современными лекарственными препаратами направленного действия и необходимой материально-технической базой для лечения и профилактики наркомании (п. 3.4), приобретения необходимого оборудования и медикаментов для наркологической службы области целенаправленно выделялись денежные средства в рамках бюджетного финансирования на основной вид деятельности.
В целях реализации п. 3.3 продолжена реконструкция помещения стационарного отделения № 2 облнаркодиспансера под центр медико-психологической реабилитации наркозависимых. На ремонт помещения, приобретение современного лабораторного диагностического оборудования, позволяющего экспресс-методом в биологических средах человека обнаружить любые наркотики и психоактивные вещества, в рамках федерального финансирования выделено и освоено 5 млн. рублей.
В целях обеспечения контроля за производством и распространением наркотических средств (п. 4.1) осуществлялись комплексные проверки с рассмотрением результатов на коллегии Управления здравоохранения.
Аналитический отдел ОГЦП "Фармация" в плановом порядке реализовывал систему мер фармакологического контроля за составом лекарственных средств, закупленных за рубежом или поступавших в качестве благотворительной помощи (п. 4.2).
Во исполнение пп. 1.2 и 5 УВД Липецкой области выявлено 760 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, из которых 706 - в крупных и особо крупных размерах. Установлено 410 фактов сбыта наркотиков. Пресечена деятельность 11 преступных групп, действовавших в сфере незаконного оборота наркотиков, пять из которых признаны организованными.
В местах концентрации сбыта наркотиков проведен комплекс оперативно-розыскных мероприятий по разработке и изобличению в преступной деятельности наркоторговцев (п. 5.10). В результате принятых мер задержано 109 сбытчиков наркотических средств, в том числе 5 поставщиков наркотиков из других регионов России. Установлено 15 человек, занимавшихся сбытом сильнодействующих лекарственных средств и прекурсоров. Всего же за незаконные операции с наркотиками задержано 332 человека. К уголовной ответственности привлечено 227 человек, 83 из которых - за сбыт.
В соответствии с п. 5.3 в 2001 году выявлено и пресечено 7 каналов поступления наркотиков, а в 2002 - 9. В 4 случаях задержаны поставщики наркотических средств из других областей. Пресечен один канал поступления прекурсоров.
В целях подрыва финансовой базы наркобизнеса, пресечения каналов легализации наркодоходов (п. 5.13) в 2002 году осуществлен ряд мер по изъятию денежных средств и материальных ценностей у лиц, занимающихся наркобизнесом. Изъято и описано денежных средств и материальных ценностей на сумму 359,7 тысячи рублей.
В 2002 году была организована и проведена широкомасштабная операция "Допинг-2002" (п. 5.1), направленная на пресечение фактов поступления в незаконный оборот лекарственных наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также прекурсоров с объектов их производства, хранения, использования и реализации. Проверено 185 объектов, выявлено 4 преступления, связанных со сбытом сильнодействующих средств (п. 5.8).
В целях пресечения сбора, заготовки и перевозки наркотиков растительного происхождения на территории области проведена широкомасштабная комплексно-профилактическая операция "Мак-2002" (пп. 5.2 и 4.3). В ходе нее выявлено 125 фактов незаконных посевов наркосодержащих растений общей площадью 962 кв. метра, в том числе 97 фактов посева мака на площади 478 кв. метров и 28 фактов посева конопли на площади 484 кв. метра. За незаконное выращивание наркосодержащих растений 69 человек привлечены к административной ответственности.
Выявлено 147 очагов дикорастущей конопли площадью 1296 кв. м и 11 фактов произрастания дикорастущего масленичного мака на площади 82 кв. м, которые уничтожены. За сбор и заготовку наркокультур задержано 33 человека. Из незаконного оборота изъято 26,7 кг наркотиков растительного происхождения (22,5 кг соломы мака и 4,2 кг марихуаны).
С целью усиления противодействия поступлению на территорию области наркотиков совместно с УФСБ по Липецкой области, Липецкой таможней и ЛОВД проводились совместные мероприятия по пресечению каналов нелегальной поставки наркотиков из других регионов России и зарубежья (п. 5.7).
В учреждениях почтовой связи осуществлена установка стендов с информацией для населения об ответственности граждан за несоблюдение требований почтовых правил в части запрета пересылки по почте наркотических средств (п. 5.4).
Сотрудниками подразделений УВД Липецкой области совместно с представителями федеральной почтовой связи, с использованием служебно-розыскных собак, проводились выборочные проверки почтовых посылок с целью выявления в них наркотических средств растительного происхождения (п. 5.5). Такие факты не установлены.
Во исполнение п. 5.8 УБЭП УВД Липецкой области с привлечением специалистов Управления здравоохранения, КРУ Минфина России в Липецкой области, ОГУ "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" организован и проведен комплекс оперативно-профилактических мероприятий, направленных на перекрытие утечки наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ из сферы легального оборота.
В соответствии с п. 5.6 совместно с сотрудниками учреждений УИН Минюста России по Липецкой области проведено 4 мероприятия по выявлению каналов проникновения наркотических средств в места лишения свободы и лиц, занимающихся их поставкой.
В 2001 году за счет средств областного бюджета для подразделений НОН приобретено 2 автомобиля (п. 5.12), численность их личного состава доведена до запланированной (п. 5.11).
Итог реализации 1 этапа - совершенствование деятельности правоохранительных органов, медицинских, образовательных учреждений в борьбе с распространением наркотиков, обеспечение комплексного подхода в организации противодействия наркомании и наркопреступности, укрепление материально-технической базы и штатной численности подразделений, специализирующихся на борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

2-й этап (2003 год)

В 1 полугодии 2003 года продолжена реализация Программы в редакции от 16 августа 2001 года № 657-пс. В связи с реформированием силового блока и созданием во 2 полугодии Госнаркоконтроля России постановлением областного Совета депутатов от 28 августа 2003 года № 312-пс утверждена новая редакция Программы, заказчиком которой выступило Управление Госнаркоконтроля России по Липецкой области (далее - Управление). На него же возложены функции по контролю за ходом ее реализации. По объективным причинам из Программы исключено 3 пункта, а один из имевшихся ранее значительно расширен и более конкретизирован.
Претерпели изменения некоторые задачи. В частности, вместо "укрепления кадрового состава и улучшения материально-технической базы подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, органов здравоохранения, образования и других заинтересованных ведомств и служб" предусмотрено "укрепление кадрового состава и улучшение материально-технической базы Управления Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Липецкой области, а также подразделений Управления внутренних дел Липецкой области, Липецкой таможни и Управления Федеральной службы безопасности РФ по Липецкой области, в чьи функции входит борьба с незаконным оборотом наркотиков, и других заинтересованных ведомств и служб".
Несколько изменился перечень ожидаемых результатов. Вместо "создания надлежащих условий для исполнения сотрудниками подразделения по борьбе с наркобизнесом своих служебных обязанностей и повышения эффективности их работы" предусмотрено "укрепление Управления Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Липецкой области, а также подразделений Управления внутренних дел Липецкой области, Липецкой таможни и Управления Федеральной службы безопасности РФ по Липецкой области, в чьи функции входит борьба с незаконным оборотом наркотиков".
В новой редакции Программы предусмотрен 3 этап ее реализации - 2004 - 2005 годы, а также содержатся основные результаты оперативно-служебной деятельности ОБНОН УВД Липецкой области по борьбе с незаконным оборотом.
В новой редакции Программы по-прежнему финансирование предусмотрено за счет средств бюджета области и внебюджетных источников. При этом более конкретизирован его механизм. В частности, объем средств на реализацию мероприятий Программы будет определяться при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Также в 2003 году, на основании предложений Управления Госнаркоконтроля России по Липецкой области, был изменен персональный состав областной антинаркотической комиссии, куда на правах заместителя председателя включен начальник Управления, а руководителем рабочей группы - начальник ОМВП. Ей придан статус координационной. Эти мероприятия позволили несколько унифицировать ее структуру и повысить эффективность работы.
В течение 2003 года, во исполнение п. 2.3 (в предыдущей редакции Программы) Департаментом образования и науки запланировано создание рабочей группы по разработке нормативов численности кадров психолого-педагогической службы для различных типов образовательных учреждений.
В рамках реализации п. 2.4 (в предыдущей редакции Программы) продолжена работа по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения через уроки естественного и гуманитарного цикла, а также внеклассные мероприятия. В течение 2003 года в школы направлено около 4 тысяч экземпляров учебно-методических и наглядных пособий.
Во исполнение пп. 2.5 и 2.6 (в предыдущей редакции Программы) в занятия в рамках 80 учреждений дополнительного образования было вовлечено около 57 тысяч человек, что на 3 тысячи больше, чем в 2002 году. На 6% возросло количество спортивных секций и творческих объединений. На конец 2003 года их численность составила 3988. Помимо этого более 71 тысячи учащихся привлечено к занятиям в более чем 4 тысячах школьных объединений. На 2% увеличилось количество воспитанников спортивных детско-юношеских школ, число которых на конец года по-прежнему составляет 20. В рамках мероприятий по оздоровлению детей и подростков в течение 2003 года к занятиям организованными видами отдыха и трудоустройства привлечено 140 тысяч человек.
В соответствии с п. 3.2 (в предыдущей редакции Программы) в образовательные учреждения приглашались специалисты ЛОНД для проведения анонимного анкетирования в рамках работы по изучению наркоситуации. В течение апреля - мая прошлого года силами ЛГТУ проведены социологические исследования по вопросам профилактики наркомании.
Управлением здравоохранения в рамках реализации п. 1.3 продолжена практика проведения медицинских советов с участием врачей-наркологов ЛОНД, г. Ельца и районов Липецкой области, на которых дается качественная и количественная оценка лечебно-профилактической работы с принятием управленческих решений. Ежемесячно анализировались оперативные данные наркологической службы.
Во исполнение п. 2 специалистами ЛОНД, "Центра СПИД", ОКВД и ОВФД, при участии сотрудников Департамента образования и науки, проведены обучающие семинары для педагогических коллективов образовательных учреждений Липецкой области по вопросам организации антинаркотического воспитания и профилактики ВИЧ-инфекции среди учащихся и их родителей.
Продолжены выпуск и реализация через подписку и в розничную продажу в газетных киосках ежемесячной газеты "Липецкие наркологические вести".
В апреле 2003 года силами Департамента образования и науки выпущен дополнительный тираж сборника методических материалов заместителя главного врача ЛОНД В.П. Трушова "Учителю о наркотиках и наркомании" в количестве 1000 экземпляров. Эта книга рекомендована для использования в педагогической практике при проведении мероприятий по профилактике наркомании. В сентябре 2003 года это издание выпущено дополнительным тиражом в объеме 250 экземпляров.
В соответствии с п. 2.7 специалисты ГУЗ ЛОНД регулярно принимали участие в тематических радиопередачах и телепрограммах. В 2003 году ЛОНД организована и проведена пресс-конференция для местных СМИ, в ходе которой обсуждались вопросы наркомании.
В I квартале 2003 года, при подведении итогов акции-конкурса "Россия - в будущее без наркотиков!", проведенного в IV квартале 2002 года в образовательных учреждениях и СМИ Липецкой области, сотрудники ЛОНД принимали активное участие в обеспечении конкурсантов информационными материалами.
Во исполнение п. 3.1 в январе 2003 года на базе ЛОНД проведен семинар для инспекторов ИДН УВД г. Липецка, на котором рассмотрены вопросы взаимодействия с наркологической службой и методы психологической защиты, препятствующие употреблению наркотиков в экстремальных условиях. В сентябре - октябре 2003 года аналогичное мероприятие проведено повторно. В указанный период подобный семинар организован для инспекторов ПДН районных отделов внутренних дел.
В рамках реализации п. 3.2 продолжены мероприятия по выборочному анонимному анкетированию учащихся учреждений образования Липецкой области.
В соответствии с п. 3.3 программный материал наркологической тематики включен для обязательного изучения для всех специальностей в рамках переподготовки среднего медицинского персонала на базе УПК Управления здравоохранения Липецкой области. В мае 2003 года по программе "Вопросы наркологии" прошли обучение 45 медицинских сестер ЛОНД и наркологических кабинетов ЦРБ.
В 2003 году продолжена реконструкция помещения стационарного отделения № 2 ЛОНД под центр медико-психологической реабилитации наркозависимых лиц. Выделенные средства полностью реализованы.
Во исполнение п. 3.6 ЛОНД продолжена практика представления врача-психиатра-нарколога для работы в областной призывной комиссии в период приписной и призывной кампаний.
В рамках реализации п. 4.1 в приказном порядке в аптечных и лечебно-профилактических учреждениях Липецкой области осуществлялись комплексные проверки соблюдения установленных требований работы с наркотическими и сильнодействующими лекарственными средствами. Результаты заслушивались и обсуждались на коллегиях и аппаратных совещаниях, проводимых Управлением здравоохранения. Аналитическим отделом ОГЦП "Фармация" в плановом порядке продолжена реализация системы мер фармакологического контроля за составом лекарственных средств, закупаемых за рубежом или поступающих в качестве благотворительной помощи.
В соответствии с пп. 5.8 и 5.9 проведены предусмотренные ими проверки, результаты которых обсуждались на аппаратных совещаниях Управления здравоохранения с последующим информированием о принятых решениях всех лечебно-профилактических учреждений и аптек области.
В 2003 году, во исполнение пп. 2.5 и 2.6, Управлению физической культуры, спорта и туризма удалось сохранить уровень функционирования объектов физической культуры, спорта и туризма. Проведены подготовительные мероприятия по открытию областной комплексной детско-юношеской спортивной школы с филиалами во всех районах области. Предприняты меры по сохранению контингента спортшкол и недопущению отсеивания их воспитанников по причине невыполнения ими контрольных нормативов. Проведено 158 соревнований различных масштабов. Обеспечен бесплатный пропуск на все спортивные мероприятия, организованные областным спортуправлением.
За указанное время, в соответствии с рекомендациями Управления физической культуры, спорта и туризма, редакцией "Липецкой спортивной газеты" продолжена практика регулярного выпуска блока, посвященного здоровому образу жизни, профилактике наркомании и преступности в подростково-молодежной среде. В этих же целях в учебные программы ДЮСШ и подростковых клубов на 2003 год введен цикл лекций "Наркомания и СПИД - последствия и предупреждение". Занятия проводятся в соответствии с рекомендациями органов здравоохранения. Практикуется привлечение инспекторов ПДН органов внутренних дел, специалистов ЛОНД, ГКВД, "Центра СПИД" и Центра планирования семьи для выступлений перед воспитанниками подростковых клубов.
В 2003 году областным спортуправлением, совместно с Орловской региональной академией госслужбы, организованы курсы повышения квалификации для специалистов физической культуры и спорта.
В целях обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в период летнего сезона 2003 года подготовлен резерв инструкторов по плаванию в количестве 38 человек. Всего за время каникул обеспечен отдых более 6 тысяч воспитанников ДЮСШ И СДЮШОР.
В тот же период времени Управлением физической культуры, спорта и туризма проведены спартакиады учащихся ЦФО, допризывной молодежи, воспитанников учреждений государственной поддержки и специальных школ-интернатов, учащихся профучилищ; фестивали "Универсиада", "Президентские состязания", туристической песни; первенства на призы "Кожаный мяч", "Белая ладья", "Золотая шайба"; военно-спортивная игра "Орленок"; соревнования среди инвалидов и юных велосипедистов "Безопасное колесо"; областной туристический слет и открытый чемпионат по сверхлегкой авиации.
С декабря 2003 года начат выпуск информационного вестника областного спортуправления. Проведен 4-й областной конкурс сельских журналистов, освещающих спортивную тематику.
В течение 2003 года, во исполнение пп. 2.5, 2.6 и 3.2, Комитетом по делам молодежи проводились мероприятия, направленные на профилактику наркомании, асоциальных явлений в молодежной среде, пропаганду здорового образа жизни. В этих целях в области традиционно проводятся фестивали студенческого творчества "Студенческое лето" и спортивных бальных танцев "Петровский бал". Продолжена работа Центра социально-психологической адаптации и информации молодежи. В прошлом году на функционирующий в нем "Телефон доверия" поступило 240 звонков. В кабинет анонимной психологической помощи Центра обратилось более 80 человек.
В тот же период времени ООО "Российский союз молодежи" проведены мероприятия в рамках реализации программы "Добровольческий корпус здоровья", направленной на первичную профилактику психоактивных веществ, а ООО "Ассоциация учащейся молодежи" - программы аналогичной направленности "Спасибо, нет!". В соответствии с последней проведена областная акция "Остановись, подумай!". В этом же направлении работает и региональное отделение ООО "Молодежное единство", которое ежегодно проводит однодневные моратории на употребление табака, а также Ассоциация студентов Липецкой области и ООО "Детские молодежные социальные инициативы".
В летний период Комитетом организована деятельность 28 загородных оздоровительных лагерей, программы которых предусматривали мероприятия по профилактике наркомании и приобщению подростков и молодежи к здоровому образу жизни. В 2003 году обеспечены отдых и оздоровление более 123 тысяч детей и трудовая деятельность 40 тысяч представителей молодежно-подростковой среды.
В 2003 году, во исполнение п. 2.7, Управлением по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций создан цикл телепередач "Закон и общество" и "Ваше право", выходящих на ГТРК "Липецк" и направленных на формирование правовой культуры населения Липецкой области. В их рамках неоднократно рассматривались вопросы профилактики наркомании и наркопреступности. Также вопросы антинаркотической пропаганды неоднократно присутствовали в выступлениях представителей правоохранительных органов, общественных, молодежных и детских организаций, педагогов, врачей и родителей в рамках участия в телепередачах "Диалоги с властью", "Горячая линия", "Собеседники" и "Дела депутатские". Обозначенный перечень вопросов освещался в ходе интервью с представителями органов исполнительной власти Липецкой области.
В целях профилактики наркомании и наркопреступности на территории Липецкой области, при поступлении соответствующей информации, на регулярной основе в новостийных программах электронных СМИ освещались результаты наиболее важных и общественно значимых мероприятий антинаркотической направленности и по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
В 2003 году правоохранительными органами проведена определенная работа, направленная на выявление и пресечение преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно данным официальной статистики за 12 месяцев прошлого года в этой сфере выявлено 568 преступлений, из которых 287, или 51%, - тяжких и особо тяжких.
В период с 1 июля по 31 декабря 2003 года силами Управления Госнаркоконтроля России по Липецкой области выявлено 149 преступлений, из которых 118, или 79%, - тяжких и особо тяжких. Возбуждено 143 уголовных дела. Направлено в суд 36 дел. По материалам Управления вынесено 17 обвинительных приговоров. Изъято наркотических средств в количестве около 42,7 килограмма. Уничтожено наркосодержащих растений 1720 килограммов. В рамках мероприятий по контролю за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, проведено 50 проверок объектов различной категории. Выявлено 9 нарушений. Возбуждено 14 уголовных дел.
В рамках организации и координации межведомственного взаимодействия в сфере профилактики наркомании и наркопреступности, самостоятельно и совместно с органами исполнительной власти Липецкой области, а также негосударственными организациями и объединениями, проведено 82 мероприятия различного масштаба. Среди них акции антинаркотической направленности, в том числе российско-американская "Нет наркотикам и СПИД!", "Да - спортивным школам! Нет - наркотикам!", в рамках реализации общероссийского проекта "ДисТанция", "Мы выбираем жизнь!", в ходе проведения оперативно-профилактических операций "Конопля" и "Допинг". В целях организации мероприятий по социальной профилактике наркомании проводились учебы-семинары для сотрудников органов образования, ДЮСШ, РОСТО, военных комиссариатов. Также предпринят ряд мер, направленных на первичную профилактику наркомании. Для этого проводились выступления в образовательных учреждениях Липецкой области и Усманской колонии для несовершеннолетних преступников. На базе Поста № 1 (Вахта Памяти у Вечного огня) открыт еженедельный кинолекторий "Мы выбираем жизнь!". В целях координации взаимодействия с органами власти и общественными организациями, в рамках Липецкого регионального Гражданского форума, подготовлен и проведен "круглый стол", посвященный проблемам наркомании.
Также Управлением подготовлены материалы, на основании которых в средствах массовой информации опубликовано более 450 сообщений, освещающих различные стороны деятельности Управления. Основной акцент в публикуемых материалах сделан на профилактику преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и формирование устойчивого позитивного мнения населения Липецкой области о деятельности органов госнаркоконтроля путем повествования об эффективности и результативности правоохранительной деятельности, особенно в наиболее известных жителям местах распространения наркотиков. В этих же целях через СМИ проводилась разъяснительная работа о степени ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. В плане профилактики немедицинского употребления наркотиков практиковалось привлечение СМИ в освещении акций и мероприятий антинаркотической направленности.
Важным событием для пересмотра вопросов координации межведомственных действий при осуществлении профилактики немедицинского употребления наркотиков и противодействия их незаконному обороту стала областная научно-практическая конференция "Наркомания. Проблемы и пути их решения", состоявшаяся в г. Липецке в ноябре 2003 года. Это мероприятие было организовано администрацией Липецкой области по инициативе Управления. В нем приняли участие в общей сложности более 300 человек. Конференция позволила глобально рассмотреть и обсудить имеющиеся проблемы, наметить дальнейшие пути взаимодействия и совместные планы. В ходе ее проведения проявилась общая заинтересованность в решении проблем наркомании и наркопреступности.
Впоследствии мероприятия районных масштабов аналогичной направленности состоялись в гг. Лебедяни, Усмани и Данкове Липецкой области. Как положительный опыт профилактической работы можно рассматривать конференцию отцов и сыновей "Мужской разговор", прошедшую в Лебедянском районе в декабре 2003 года. На ней присутствовало около 300 родителей и детей школьного возраста.
Во исполнение п. 5 УВД Липецкой области за 12 месяцев 2003 года выявлено 421 преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков, из которых 376 - в крупных и особо крупных размерах. Установлен 171 факт сбыта наркотиков.
В местах концентрации сбыта наркотиков проведен комплекс оперативно-розыскных мероприятий по разработке и изобличению в преступной деятельности наркоторговцев (п. 5.10). В результате принятых мер задержано 143 сбытчика наркотических средств.
В целях подрыва финансовой базы наркобизнеса, пресечения каналов легализации наркодоходов (п. 5.13) у наркоторговцев изъято и описано денежных средств и материальных ценностей на сумму 154,3 тысячи рублей.
Итог реализации 2 этапа - создание системы противодействия наркопреступности и профилактики наркомании, объединение усилий всех участников антинаркотической деятельности, отход от узковедомственных взглядов на проблемы, привлечение общественных, религиозных и политических организаций к антинаркотической работе, укрепление материально-технической базы вновь созданной структуры.

3-й этап (2004 - 2005 годы)

Управлением здравоохранения во исполнение п. 2.2 в 2004 году разработан алгоритм раннего выявления наркопатологии среди учащихся в рамках ежегодных профилактических медицинских осмотров. В 1 квартале 2005 года Липецким областным наркологическим диспансером (ЛОНД) подготовлен проект концепции проведения таких мероприятий, который согласован с органами управления образования и УФСКН России по Липецкой области (Управление). Во 2 квартале 2005 года, после обсуждения на заседании областной координационной антинаркотической комиссии, принято решение о проведении с начала нового учебного года эксперимента на базе десяти учебных заведений областного центра, расположенных в наиболее неблагоприятных районах. В этих целях ЛОНД при участии Управления проведены встречи с администрациями этих школ, в ходе которых обсуждены пути дальнейшего взаимодействия. Также осуществлен ряд мероприятий, направленных на разъяснение родителям учащихся целей, задач и ожидаемых результатов эксперимента, а также его полезности в решении вопросов профилактики наркомании. После подготовки совместного приказа между органами здравоохранения и управления образованием области в течение декабря 2005 года осуществлены внезапные обследования учащихся трех школ г. Липецка. В настоящее время отобранные для изучения биологические среды учащихся находятся на этапе дополнительного химико-токсикологического исследования.
Согласно п. 2.7 в 2005 году со средствами массовой информации (СМИ) подписан медиа-план, предусматривающий регулярное освещение вопросов профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма (антипивная тематика). Информация в доступной форме предоставляется населению с использованием возможностей "Липецкой газеты", "Липецких известий", ГТРК "Липецк" и областного телевидения. Также продолжен выпуск ежемесячной газеты "Наркологические вести" (тираж - 1000 экземпляров в месяц), где освещаются практически все вопросы по профилактике наркопатологии и ведется пропаганда здорового образа жизни, в том числе среди несовершеннолетних. В течение 2005 года с использованием печати, радио и телевидения проведены мероприятия, направленные на профилактику пивной алкоголизации молодежи, приуроченные к Всемирному дню защиты детей и Дню молодежи.
Во исполнение п. 3.2 продолжена практика социологических исследований путем выборочного анонимного анкетирования старшеклассников с использованием методики, разработанной НПО "Медсоцэкономинформ" Минздрава России. Анализ данных, полученных в 2004 году, показал, что каждый 6-й школьник (каждый 5-й учащийся ПУ) пробовал наркотические и психоактивные вещества, а каждый 10-й школьник (каждый 7-й учащийся ПУ) систематически употребляет наркотические и психоактивные вещества. В 2005 году ситуация изменилась в положительную сторону. Анонимное анкетирование показало, что каждый 8-й школьник (каждый 5-й учащийся ПУ) пробовал, а каждый 11-й школьник (каждый 8-й учащийся ПУ) систематически употребляет наркотические и психоактивные вещества.
Также продолжены мероприятия по поддержке деятельности анонимного кабинета и "телефона доверия" на базе амбулаторного реабилитационного отделения ЛОНД (Центр "Виктория"). В 2005 году аналогичные службы созданы в структуре областного Центра медицинской профилактики и реабилитационного отделения ЛОНД (район "НЛМК"). Осуществлена работа по укомплектованию перечисленных отделений специалистами в области профилактической и пропагандистской деятельности.
По п. 3.3 на базе УПК переподготовки средних медработников Управления здравоохранения области на постоянной основе осуществлялась подготовка и переподготовка специалистов в области профилактики и лечения наркомании из числа медицинских сестер и ежегодно в рамках выездных циклов для врачей психиатров-наркологов.
Во исполнение п. 3.4 в 2004 году в рамках бюджетного финансирования приобретено необходимое оборудование и медикаменты для наркологической службы области. По областной целевой антинаркотической программе дополнительно выделено 500 тыс. рублей. Средства освоены полностью (перечислены в счет оплаты передвижного пункта наркологической экспертизы). Продолжена реконструкция стационарного отделения № 2 ГУЗ ЛОНД, который действует в режиме реабилитационного центра. Начаты проектные работы по реконструкции помещения для Елецкого наркологического диспансера. Из областного бюджета на эти цели освоено 2,5 млн. рублей.
По итогам 2005 года, благодаря использованию разнопланового (медико-психологического, духовного, социального) подхода к формированию реабилитационных программ, удалось достичь показателя 80% по количеству пациентов, включившихся в долгосрочные восстановительные программы (от общего количества поступающих на стационарное лечение в реабилитационное отделение ГУЗ "ЛОНД"). В современной наркологической деятельности у 40% пациентов, прошедших реабилитационные программы, сформировались стойкие (от 3-х месяцев до 1 года) ремиссии.
В строгом соответствии с имеющимися приказами на плановой и внеплановой основе в рамках п. 4.1 проведены мероприятия по обследованию аптек, складов и других мест хранения лекарственных препаратов, регулярной выборке рецептов на наркотические и сильнодействующие препараты (п. 5.8) и проверке учетной документации лечебно-профилактических учреждений.
Департаментом образования и науки во исполнение п. 2.1 в течение 2004 года в рамках федерального финансирования в образовательные учреждения области было направлено около 7 тысяч учебно-методических и наглядных пособий по антинаркотической тематике.
В соответствии с пп. 2.3 и 2.4 предпринимались меры по дальнейшему развитию психолого-педагогической службы. С этой целью в образовательных учреждениях увеличен штат педагогов-психологов, социальных педагогов и классных воспитателей. В области функционируют 7 центров психолого-медико-социального сопровождения. Работают службы "Доверие", включающие анонимные телефоны и общественную приемную. В 2004 - 2005 году на "детскую линию" "телефона доверия" поступило 1806 звонков от детей, родителей и педагогов, 224 из которых - по поводу потребления психоактивных веществ. Абонентам оказана анонимная консультативная помощь. Разработаны программы для предотвращения асоциального поведения детей: "Две дороги, два пути", "От учительства к тренерству", "Через терни - к звездам".
Продолжена практика внедрения единой непрерывной системы антинаркотического, антиалкогольного и нравственно-полового воспитания через уроки и внеклассные мероприятия с 1 по 11 классы в образовательных учреждениях области. В рамках этой работы пересматриваются подходы к планированию учебного и воспитательного процессов, антинаркотическая тематика вносится в планы-конспекты уроков ОБЖ, химии, биологии, литературы, во внеклассной работе все больше используются такие формы, как конкурсы сочинений, рефератов, рисунков, плакатов, стенгазет, агитбригад, театрализованные представления, КВН, викторины и т.п. Предпринимаются попытки укрепления связей с родителями учащихся.
Согласно пп. 2.5 и 2.6 значительное внимание уделялось организации и поддержке учреждений дополнительного образования. Их сеть включает в себя 28 спортивных детско-юношеских школ и клубов, в которых занимаются около 13 тыс. учащихся. Среди них доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет по отношению к общей численности указанной категории лиц составляет около 5,5%. В течение 2005 года на развитие детского спорта, туризма и приобретение соответствующего инвентаря выделено 67 млн. рублей.
В рамках издательской деятельности, совместно с "Центром СПИД", подготовлены два методических сборника из опыта работы ряда школ по формированию здорового образа жизни: "Сценарии внеклассных мероприятий" и "День здоровья".
Также предпринимались меры по укреплению связей педагогических коллективов с родителями учащихся, обучению их формам и методам выявления наркопатологии у подростков на ранней стадии. Например, в ноябре 2005 года в образовательных учреждениях прошли родительские собрания "Вместе мы сильнее", в ходе которых присутствующим раздавались памятки "Методы выявления наркопатологии у подростков на ранней стадии". Также 1 декабря 2005 года проведены классные часы на тему "Что ты сделал, чтобы остановить СПИД?" с приглашением медицинских работников. На постоянной основе проводились встречи педагогов, родителей с представителями правоохранительных органов.
В учреждениях начального профессионального образования введен факультативный курс "Твое здоровье", с целью формирования устойчивого интереса обучаемых к проблемам своего здоровья, а также выработке умений и навыков поведения.
Управление физической культуры, спорта и туризма сохранило на прежнем уровне функционирование объектов физической культуры, спорта и туризма. Предприняты меры, направленные на сохранение их контингента, недопущение фактов отсеивания учащихся по причине невыполнения ими контрольных нормативов. В 2005 году в школьных кружках и спортивных секциях занималось более 21 тысячи человек. В 13 учреждениях дополнительного образования организована работа 1151 кружка и объединения, к занятиям в которых привлечено около 15 тысяч подростков. Общий охват лиц в возрасте от 11 до 24 лет составил 15,2% от их общей численности по области.
В соответствии с рекомендациями Минздрава России и ЛОНД в 2004 году в учебные программы ДЮСШ и подростковых клубов введен 5-часовой цикл лекций "Наркомания и СПИД и их последствия и предупреждение".
Согласно п. 2.6, в рамках внедрения единой непрерывной системы антинаркотического и антиалкогольного воспитания учащейся молодежи, совместно с Комитетом по делам молодежи администрации области предприняты меры для расширения возможностей массовых спортивных и культурных мероприятий для антинаркотической пропаганды с использованием соответствующей символики и лозунгов. Продолжена практика проведения военно-спортивных игр, фестивалей спорта и здоровья.
Комитетом по делам молодежи, во исполнение п. 2.6, в 2005 году продолжены мероприятия по оказанию поддержки действующим на территории области подростковому, военно-патриотическому, оборонно-спортивному и экспедиционно-поисковому клубам (всего - 4 клуба).
Государственная молодежная политика в области проводится в отношении более 279 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. Деятельность структур по работе с молодежью ориентирована в основном на лиц низкого и среднего уровня обеспеченности. Социально значимая деятельность по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту ведется при участии Липецкой областной общественной организации "Российский союз молодежи" ("РСМ").
В 2005 году на мероприятия районных и городских программ из областного бюджета выделено более 1 млн. 600 тыс. рублей. Активную работу проводил областной Центр социально-психологической адаптации и информации молодежи. Открыт кабинет анонимной психологической помощи молодежи и "телефон доверия". На линию "телефона доверия" в 2005 году поступило 850 звонков, в кабинет анонимной психологической помощи обратился 91 человек.
В тот же период времени проведено более 50 мероприятий духовно-нравственной, спортивной, творческой, научно-практической направленности. Они, как правило, направлены на организацию досуга молодежи и носили профилактический характер и освещались в СМИ. В ходе проведения мероприятий распространялись листовки с информацией о вреде наркомании, раздавались тесты, определяющие наркозависимость детей, обучающихся в старших классах.
В профилактике наркомании большая роль отводится информационно-пропагандистскому направлению, работа на котором обеспечивается Управлением по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
В соответствии с п. 2.7 "ГТРК "Липецк" на плановой основе освещались разные аспекты профилактики всех форм наркомании и проблем, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в рамках телевизионной программы "Закон и общество". На регулярной основе в новостных программах электронных СМИ освещались результаты наиболее важных и общественно значимых мероприятий антинаркотической направленности.
Радиостанции "Русское радио", "Шансон", "Радио 7. На семи холмах", "Авторадио-Липецк", "Наше время на милицейской волне" выпускали в эфир еженедельные рубрики "Борьба с наркоманией". На молодежном радиоканале "Арманс" открыта постоянно действующая рубрика "Человек против наркотиков".
Нарабатывается практика использования возможностей электронных СМИ для регулярного размещения социальной рекламы, направленной на пропаганду здорового образа жизни и борьбу с наркоманией.
Согласно п. 2.8 в областных и районных газетах сохранены устоявшиеся рубрики: "Наркотики и молодежь", "Наркомания и наркобизнес", "Молодежь и проблема наркомании", "В XXI век - без наркотиков" и др. Особенно серьезно подходит к освещению темы противодействия распространению наркомании газета "Молодежный вестник" на своей тематической полосе "Проблема номер ноль".
Управлением ФСКН России по Липецкой области (далее - Управление) в течение 2004 года выявлено 325 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, из которых 154 - в крупном и особо крупном размерах. Возбуждено 226 уголовных дел по фактам сбыта наркотических средств и психотропных веществ.
В рамках широкомасштабной операции "Допинг" проведена операция "Провизор" (п. 5.1), направленная на пресечение фактов поступления в незаконный оборот лекарственных и наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также прекурсоров с объектов их производства, хранения, использования и реализации. Проверено 87 объектов, выявлено 30 нарушений, по которым в 22 случаях возбуждены уголовные дела, а в 8 - применены административные меры воздействия. Проведены проверочно-профилактические мероприятия в образовательных учреждениях г. Липецка, в ходе которых выявлены нарушения учета и хранения прекурсоров. В адрес руководителей образовательных учреждений направлены соответствующие предписания.
В ходе проведения операции "Мак" (п. 5.2) Управлением возбуждено 182 уголовных дела, из них 6 - по фактам незаконного культивирования наркосодержащих растений. Выявлено 31 административное правонарушение. Из незаконного оборота изъято 18034,328 гр. наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, из них наркотиков растительного происхождения - 15129,17 гр. Уничтожено 22 участка дикорастущих наркосодержащих растений общей площадью 15979 кв. м, их вес составил 3370 кг.
В целях пресечения каналов легализации наркодоходов и подрыва финансовой базы наркобизнеса (п. 5.13) выявлено 4 преступления.
В качестве одного из приоритетных направлений работы Управления являлась координация деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений и органов здравоохранения в вопросах организации антинаркотической профилактической работы среди учащейся молодежи. В этих целях на плановой основе осуществлялись выезды рабочих групп, состоящих из представителей Управления, ЛОНД и органов образования, в школы и профессиональные училища области для изучения ситуации на местах. Всего посещено 16 учебных заведений. В ходе мероприятий врачами-наркологами проведено анонимное анкетирование 900 учащихся школ и профессиональных училищ, в ходе которого выявлено 139 человек, имеющих наркопатологию. О результатах, полученных в ходе выездов, проинформированы органы управления образованием и здравоохранения.
В целях ее изменения Управлением, совместно с органами образования и здравоохранения города и области, организовано и проведено 24 учебы-семинара областного, городского и районного масштабов для представителей образовательных учреждений (заместителей по воспитательной работе, педколлективов, психологов, социальных педагогов и воспитателей), на которых обсуждены возможные пути решения имеющихся проблем, которые нашли свое отражение в ряде приказов и решений совещаний органов управления образованием Липецкой области.
В рамках координации деятельности органов здравоохранения осуществлен сбор и анализ материалов по вопросам реализации на территории Липецкой области программы "Снижения вреда" и проекта "Глобус". По их результатам в Управление здравоохранения администрации Липецкой области направлены информационные письма с рекомендациями о временном приостановлении мероприятий по обмену и раздаче шприцев и игл до появления соответствующего нормативного документа, регламентирующего эту деятельность. С руководством ЛОНД на постоянной основе проводились встречи по вопросам организации изучения и прогноза развития наркоситуации в регионе, в частности в образовательной среде, подготовки нормативно-правовой основы для проведения мероприятий по выявлению наркопатологии среди учащейся молодежи в ходе ежегодных медицинских осмотров, совершенствования наркологической базы Липецкой области. Ряд имеющихся проблем неоднократно выносился на обсуждение областной координационной антинаркотической комиссии. В целях более качественной организации профилактических мероприятий в период летнего отдыха детей и подростков совместно с Управлением здравоохранения г. Липецка проведены методические совещания с врачами загородных оздоровительных лагерей. Его участники обеспечены пакетами информационных материалов по профилактике наркомании.
В отчетный период значительное внимание уделялось координации антинаркотической профилактической деятельности общественных организаций и СМИ. В этих целях сотрудниками Управления обеспечено участие в подготовке и проведении 3 заседаний "круглых столов" с представителями общественных организаций по вопросам направлений взаимодействия в работе по профилактике наркомании и наркопреступности. По их результатам выработаны обращения различного характера, в том числе ориентированные на органы власти и управления.
В 2004 году сформирован актив из числа журналистов, специализирующихся на правоохранительной тематике. С ними проведен ряд встреч по вопросам сотрудничества в рамках профилактической работы. Совместно с прокуратурой Липецкой области разработан план активизации деятельности пресс-служб по освещению в СМИ вопросов профилактики и борьбы с преступностью, в том числе наркоманией и наркопреступностью. В целях выработки единых подходов к информационно-пропагандистской работе, принципов организации пресс-служб и форм их взаимодействия со СМИ, а также создания единого информационного пространства сотрудниками ОМВП обеспечено участие в подготовке и проведении областного семинара-совещания руководителей пресс-служб федеральных органов исполнительной власти области, который состоялся по инициативе Главного федерального инспектора в Липецкой области.
Принятые меры позволили сформировать позитивное отношение СМИ и населения к деятельности органов наркоконтроля и не допустить негативных отзывов и конфликтных ситуаций.
Координирующая роль Управления реализовывалась и в ходе организации антинаркотических профилактических мероприятий, приуроченных к Международному дню борьбы с наркоманией и Дню знаний, а также всероссийской национальной акции "Я против того, чтобы мои друзья употребляли наркотики".
В 2004 году сотрудниками Управления проведено и обеспечено участие в 4 совещаниях с участковыми инспекторами и сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних, на которых рассмотрен и обсужден ряд проблем по организации сотрудничества в работе по профилактике наркомании и наркопреступности, соответствующего информационного обмена. По договоренности с администрациями Липецкого филиала Воронежского института МВД России и Учебного центра УВД Липецкой области для курсантов и слушателей проведено 6 лекций различной тематики.
В целях совершенствования взаимодействия в текущем году Управлением разработаны и утверждены 3 плана совместной работы с органами здравоохранения, образования, УИН. Подписаны 3 соглашения с Липецкой и Елецкой Епархией Русской Православной Церкви, "Центром СПИД" и Липецким авиацентром. Подготовлен совместный с УВД Липецкой области приказ "Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия". В настоящее время Управлением реализуются 9 соглашений и ряд совместных планов с федеральными органами исполнительной власти, правоохранительными структурами, органами исполнительной власти Липецкой области, местного самоуправления и негосударственными организациями.
Во исполнение указания ФСКН России с руководителями организаций и предприятий, занимающихся производством и/или реализацией книгопечатной продукции на территории области, проведен семинар по вопрос совместной работы, направленной на противодействие рекламе и пропаганде наркотиков. До участников мероприятия доведена нормативная база, касающаяся уголовной и административной ответственности за склонение к употреблению наркотиков и их пропаганду. Определенная разъяснительная работа по данной проблеме проводилась в рамках всех мероприятий для родителей, педколлективов и правоохранительных органов, а также в СМИ. Вопросы противодействия пропаганде наркотиков обсуждались на совещаниях в органах исполнительной власти Липецкой области и местного самоуправления.
В рамках социальной или первичной профилактики наркомании основное внимание концентрировалось на подростково-молодежной среде, в том числе учащейся молодежи, воспитанниках спортивных школ, творческих центров, военно-патриотических клубов и объединений, лицах приписного и призывного возрастов, несовершеннолетних преступниках. В работе с ними использовался весь перечень доступных способов и методов, среди которых акции, митинги, лекции, конференции, конференции для родителей, оборонно-спортивные соревнования и праздники, конкурсы, ролевые игры, заседания городского антинаркотического кинолектория "Мы выбираем жизнь", тематические мероприятия для осужденных Усманской воспитательной колонии для несовершеннолетних преступников.
Всего в течение 2004 года Управлением проведено 357 мероприятий по линии межведомственного взаимодействия в сфере профилактики.
В качестве положительного опыта работы можно рассматривать создание и обеспечение деятельности городского антинаркотического кинолектория "Мы выбираем жизнь!", открытого в прошлом году по инициативе ОМВП на базе Поста № 1 у Обелиска Славы Управления образования администрации г. Липецка. Его деятельность рассматривается в качестве большого потенциала профилактической работы, так как в течение учебного года проводимые в нем еженедельные мероприятия охватывают учащихся 50 школ общей численностью 4 - 5 тыс. человек. Работа кинолектория нашла свои положительные отклики в статье "Жизнь прожита не зря", опубликованной в № 9 за 2004 год ежемесячного научно-популярного массового журнала "Военные знания".
Особое внимание уделялось информационно-пропагандистской деятельности. В этих целях продолжено сотрудничество со всеми местными телекомпаниями, рядом радиоканалов и служб новостей. С использованием их возможностей подготовлены материалы, на основе которых в средствах массовой информации опубликовано 632 сообщения, освещающих различные стороны деятельности Управления по направлению межведомственного взаимодействия в сфере профилактики наркомании и наркопреступности, а также мероприятия, предусмотренные федеральной и областной целевыми программами. Также на постоянной основе практикуется участие представителей Управления в брифингах, пресс-конференциях различной тематики. На радио создан цикл интерактивных передач антинаркотической профилактической направленности "Человек против наркотиков", имевших большой общественный резонанс.
В рамках издательской деятельности разработаны эскизы социальной рекламы для размещения в транспорте общего пользования "Расскажи, где торгуют смертью", памятка для родителей о признаках наркопатологии и листовка "Наркоман - донор террориста". В ходе проведения ряда мероприятий уже распространено более 1000 экземпляров. В настоящее время разрабатывается пакет материалов для проведения мероприятий по социальной профилактике наркомании и наркопреступности, который рассчитан на сотрудников правоохранительных органов и представителей органов образования и общественных организаций.
В течение 2005 года Управлением выявлено 419 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, из которых 160 - в крупном и особо крупном размерах. По данным фактам возбуждено 419 уголовных дел. Из незаконного оборота изъято 75977,76 гр. наркотических средств и психотропных веществ.
В рамках мероприятий по выявлению и перекрытию источников и каналов поступления в нелегальный оборот наркотических, психотропных и сильнодействующих лекарственных средств в период с 16 по 21 мая 2005 года на территории области проведена операция "Фармацевт" (п. 5.1). К участию в ней привлекались сотрудники органов военной контрразведки ФСБ России, военной прокуратуры Липецкого гарнизона, ГУ ГО и ЧС по Липецкой области, УВД Липецкой области, Управления здравоохранения и Комитета по фармации и медтехнике администрации Липецкой области. Всего в операции было задействовано 83 человека. В рамках оперативно-поисковых рейдов совместно с представителями органов здравоохранения проведено 80 проверок в аптеках, аптечных учреждениях и аптечных складах (п. 5.8). Изъят 31 рецепт на сильнодействующие вещества, которые переданы в ЭКО Управления для проведения исследований. Во взаимодействии с представителями военной прокуратуры Липецкого гарнизона проведены проверки аптек и аптечных складов объектов Министерства обороны. Установлено, что 2 из них не имеют лицензии на оборот наркотических средств и психотропных веществ. Для данных учреждений это условие обязательно. В то же время при осуществлении своей деятельности они не используют наркотические средства.
В период проведения операции совместно с работниками ГУ ГО и ЧС Липецкой области проверено 11 объектов гражданской обороны. Нарушений правил хранения и уничтожения наркотических средств и психотропных веществ не выявлено.
Также проведено 13 рейдов по наиболее известным местам сбыта наркотиков и массового отдыха молодежи, в ходе которых выявлено 8 административных правонарушений, в том числе 4 - совершенных несовершеннолетними лицами (материалы переданы в ПДН УВД по Липецкой области). По фактам хранения, транспортировки и немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ по Управлению составлено 153 протокола об административных правонарушениях по ст. 6.8, 6.9 и 20.20 ч. 2 КоАП РФ. Проведены 174 индивидуально-профилактических беседы.
В период с 20 мая по 31 октября 2005 года в целях предотвращения и пресечения поступления в незаконный оборот наркотических средств растительного происхождения Управлением проведена операция "Мак" (п. 5.2). К участию в операции привлекались сотрудники УВД Липецкой области, УФСБ по Липецкой области, Липецкой таможни, Управления сельского хозяйства администрации Липецкой области. Всего было задействовано 178 человек.
В ходе проведения операции "Мак" сотрудниками Управления возбуждено 209 уголовных дел. Выявлено 64 административных правонарушения. Из незаконного оборота изъято 34730,085 гр. наркотических средств и психотропных веществ, из них наркотиков растительного происхождения 34461,140 гр. Обнаружено 35 участков дикорастущих растений общей площадью 30441 кв. м, их вес составил 17527 кг.
В целях перекрытия каналов незаконной транспортировки наркотических средств растительного происхождения был подписан совместный приказ с УВД по Липецкой области об организации постов на автомобильных трассах области. Всего в отчетный период сотрудниками Управления досмотрено свыше 700 автомобилей. Выявлен факт перевозки марихуаны массой 21,3 гр. в высушенном виде. Возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ.
В целях пресечения каналов легализации наркодоходов возбуждено 9 уголовных дел по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ (п. 5.13).
В рамках социальной или первичной профилактики наркомании сотрудниками Управления проведено 198 мероприятий. В общей сложности доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактическую деятельность, по отношению к общей численности указанной категории составила около 5,6%.
С целью укрепления материальной базы подразделений правоохранительных органов области (п. 5.12) из областного бюджета на реализацию программных мероприятий в 2005 году для Управления было выделено 1 млн. 547,019 тыс. рублей. Статья расходов - приобретение основных средств (экспертного оборудования). Выделенные финансовые средства освоены полностью.
В целях координации усилий всех правоохранительных органов области, пресечения каналов поставки наркотиков в Липецкую область, подрыва финансовой базы наркобизнеса на базе Управления создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители всех правоохранительных органов. Также разработан план межведомственного взаимодействия УВД Липецкой области и УФСБ России по Липецкой области, в соответствии с которым в ходе отработки лиц, задержанных за совершение наркопреступлений, в обязательном порядке осуществляется проверка их причастности к отмыванию наркодоходов и финансированию основ наркопреступности.
В целях совершенствования взаимодействия в 2005 году Управлением разработаны и утверждены 6 планов совместной работы с органами здравоохранения, образования, УВД и УИН. В настоящее время Управлением реализуются 19 соглашений, совместных планов и приказов с федеральными органами исполнительной власти, правоохранительными структурами, органами исполнительной власти Липецкой области, местного самоуправления и негосударственными организациями.
В рамках информационно-пропагандистской деятельности продолжено сотрудничество со всеми местными телекомпаниями, рядом радиоканалов и служб новостей. С использованием их возможностей подготовлены материалы, на основе которых в средствах массовой информации опубликовано 1401 сообщение, освещающее различные стороны деятельности Управления. Также на постоянной основе практикуется участие его представителей в брифингах, пресс-конференциях различной тематики.
В рамках издательской деятельности разработаны эскизы социальной рекламы, неоднократно размещенные в СМИ, на светодиодных экранах, расположенных на площадях областного центра, и плазменных панелях ряда супермаркетов. Продолжена практика размножения и распространения памяток для родителей о признаках наркопатологии и листовок "Наркоман - донор террориста".
УВД Липецкой области в 2004 году в соответствии с п. 5 выявлено 122 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Установлено 27 фактов сбыта наркотиков, 9 фактов культивирования запрещенных к возделыванию растений. Сотрудниками УБОП ликвидирован канал поставки наркотических средств в одну из исправительных колоний г. Липецка, изъято 232,5 гр. марихуаны. Пресечена деятельность группы лиц азербайджанской национальности, занимавшихся поставкой наркотиков в Липецкую область из других регионов. В ходе оперативно-розыскных мероприятий у них изъято 2,244 кг марихуаны.
В оперативно-розыскных мероприятиях активно использовались специальные розыскные собаки. С их помощью раскрыто 34 преступления в сфере незаконного оборота наркотиков и изъято 2,8 кг наркотиков.
Полученное в рамках федеральной целевой Программы экспертно-криминалистическое оборудование ЭКЦ УВД области активно использовалось при проведении экспертиз. Всего выполнено 435 исследований. В целях взаимодействия ЭКЦ УВД области более 60 раз предоставляло свое оборудование в распоряжение специалистов органов по контролю за оборотом наркотиков.
Для укрепления материальной базы из областного бюджета на реализацию мероприятий областной целевой антинаркотической программы (п. 5.12) УБОП УВД области выделено 900 тыс. руб., на которые приобретены 2 автомобиля, компьютерная и специальная техника, мебель.
В течение 2005 года выявлено 147 преступлений (п. 5), связанных с незаконным оборотом наркотиков, из них связанных со сбытом - 37, в крупном размере - 90.
Во исполнение п. 5.2 сотрудники органов внутренних дел принимали участие в проведении операции "Мак", "Синтез", "Фармацевт", "Канал". В результате совместных оперативно-профилактических мероприятий выявлено и уничтожено 8 мест произрастания дикорастущих наркосодержащих растений. По фактам незаконных операций с наркотическими средствами возбуждено 71 уголовное дело, из них 28 связаны со сбытом. Составлено 20 протоколов об административных правонарушениях. Из незаконного оборота изъято более 1 кг наркотиков растительного происхождения.
В оперативно-розыскных мероприятиях активно использовались специальные розыскные собаки. С их помощью проверено 6375 транспортных средств, выявлен один факт перевозки 387 гр. героина. Сотрудниками ГИБДД области раскрыто 7 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Во исполнение совместного приказа о порядке взаимодействия УВД области и УФСКН России по Липецкой области от 03.12.2004 № 702/232 продолжалось активное формирование дактилоскопических и видеоучетов. В 2005 году в АДИС "СОНДА" помещено более 400 дактилокарт, в АИПС "Портрет" - более 180. С октября 2005 года осуществляется работа по формированию и ведению коллекций наркотических средств. Данные массивы формируются за счет поступления образцов наркотических средств из ЭКЦ МВД России в централизованном порядке. Их наличие позволяет значительно сократить сроки проведения исследований, повысить достоверность получаемых результатов и привести экспертную деятельность в соответствие с современной нормативной базой.
В целях предупреждения наркопреступлений среди несовершеннолетних на территории области проведены оперативно-профилактические мероприятия, широкомасштабные акции, целенаправленные рейдовые мероприятия по местам массового отдыха молодежи.
В целях укрепления материальной базы органов внутренних дел области из областного бюджета на реализацию мероприятий областной целевой антинаркотической Программы выделено 2,681 млн. руб. (п. 5.12).
По итогам реализации 3 этапа Программы отмечается изменение подходов к межведомственному взаимодействию в сфере профилактики наркомании и наркопреступности, его выход на более качественный уровень, укрепление наркологической базы области, совершенствование системы реабилитации наркозависимых лиц, пересмотр подходов к организации профилактической работы в образовательных учреждениях, приостановление роста незаконного оборота и потребления наркотиков, стабилизация уровня наркотизации населения.

Начальник Управления
В.В.ШМЕЛЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru