Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Липецкого городского Совета депутатов от 21.03.2006 № 281
"ОБ ОТЧЕТЕ "О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ КОМИССИИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА ЗА 2005 ГОД"

Официальная публикация в СМИ:
"Огни Липецка", № 6, 12.04.2006


Вступил в силу с 21 марта 2006 года (пункт 3 данного документа).



ЛИПЕЦКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ
от 21 марта 2006 г. № 281

ОБ ОТЧЕТЕ "О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ
КОМИССИИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА ЗА 2005 ГОД"

Рассмотрев представленный председателем Контрольно-счетной комиссии города Липецка отчет "О работе Контрольно-счетной комиссии города Липецка за 2005 год", учитывая решение постоянной комиссии по экономике и бюджету, муниципальной собственности, налоговой и инвестиционно-промышленной политике, руководствуясь статьей 20 Устава города Липецка, Положением "О Контрольно-счетной комиссии города Липецка", городской Совет депутатов решил:
1. Отчет "О работе Контрольно-счетной комиссии города Липецка за 2005 год" принять к сведению (прилагается).
2. Опубликовать отчет "О работе Контрольно-счетной комиссии города Липецка за 2005 год" в "Липецкой газете".
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Липецкого городского Совета депутатов
В.И.СИНЮЦ





Приложение
к решению
сессии Липецкого городского
Совета депутатов
от 21 марта 2006 г. № 281

ОТЧЕТ
О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ КОМИССИИ
ГОРОДА ЛИПЕЦКА В 2005 ГОДУ

Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованиями статьи 23 Положения "О Контрольно-счетной комиссии города Липецка", принятого решением сессии Липецкого городского Совета депутатов от 23.11.2004 № 518.

1. Общие сведения

Контрольно-счетная комиссия города Липецка зарегистрирована как юридическое лицо 1 февраля 2005 года и в течение первого квартала сформирован ее численный состав в соответствии с утвержденной городским Советом депутатов структурой.
Основной задачей Контрольно-счетной комиссии является организация и осуществление контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической и иной деятельности по контролю за законным, целевым и рациональным использованием средств бюджета города и муниципальной собственности в органах местного самоуправления, предприятиях, учреждениях и организациях города.
Контрольно-счетная комиссия осуществляла свою деятельность в 2005 году в соответствии с планом работы, утвержденным решением сессии Липецкого городского Совета депутатов от 25.12.2004 № 546.
В плане работы были учтены все направления деятельности Контрольно-счетной комиссии. Предусматривалось проведение 24 контрольных мероприятий, экспертно-аналитическая работа по проектам нормативных правовых актов, выносимым на рассмотрение городского Совета, организационно-методическая и информационная работа по реализации материалов проверок, участие в работе постоянных депутатских комиссий Липецкого городского Совета депутатов.
Для выполнения возложенных задач Контрольно-счетная комиссия провела в отчетном году 27 контрольных мероприятий в 69 организациях и учреждениях, подготовила 37 аналитических заключений по бюджетно-финансовым вопросам, затрагивающим использование средств бюджета города и муниципальной собственности.
Все мероприятия плана работы, утвержденного на 2005 год, выполнены.

2. Контрольно-ревизионная деятельность

Контрольно-ревизионная деятельность комиссии строилась на таких основополагающих принципах, как законность, системность, объективность, независимость и гласность.
Финансовый контроль осуществлялся практически во всех сферах городского хозяйства по всем разделам и подразделам функциональной классификации расходов.
Учитывая приоритеты социально-экономического развития города, особое внимание уделялось контролю за полнотой формирования неналоговых доходов, за расходованием бюджетных средств в таких отраслях городского хозяйства, как капитальное строительство и реконструкция объектов, социальная сфера, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство.
Комиссия проверила эффективность расходования выделенных средств в объеме 1393,8 млн. руб., что составляет 25,4% расходной части бюджета города.
Большинство проверок - 16 из 27 - инициированы городским Советом депутатов.
В ходе контрольных мероприятий, проведенных в 2005 году, выявлено 38 случаев нарушения законодательных норм необоснованного и нерационального использования бюджетных средств на общую сумму 22,8 млн. руб., из которых около 2,0 млн. руб. использовались не по целевому назначению.
Кроме того, установлены факты неэффективного хозяйствования и непроизводительных затрат в финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий города.
Комиссией отмечено 9 случаев несоблюдения положений статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), повлекших за собой неэффективное и неэкономное расходование средств городского бюджета на сумму свыше 10 млн. рублей.
По итогам контрольных мероприятий было направлено 27 представлений руководителям проверенных объектов. По материалам одной проверки информация направлена в правоохранительные органы.
По результатам работы Контрольно-счетной комиссии возвращено в бюджет города и восстановлено на счетах доходов муниципальных предприятий 3,3 млн. рублей.
Материалы проверок Контрольно-счетной комиссии неоднократно выносились на обсуждение Малого Совета администрации города Липецка и постоянных профильных комиссий городского Совета депутатов, периодически освещались в средствах массовой информации.
По фактам проверок главой администрации города было принято 12 распоряжений по устранению выявленных нарушений и изменению порядка расходования средств. К виновным лицам применены меры дисциплинарного взыскания.
Тематика проверок определялась величиной выделяемых из бюджета средств на те или иные цели, а также степенью риска их незаконного использования.
Как и в предыдущий год, наибольшее количество проверок касалось использования средств, выделенных на проведение капитального строительства, объем которого в минувшем году составил значительную долю в расходах бюджета города.
Проверено расходование средств на реконструкцию городских дорог и благоустройство улиц, на реконструкцию профилактория "Строитель" под поликлинику № 3, на строительство школы в 26 микрорайоне, на финансирование проектных работ.
В ходе проверок установлено, что заключение договоров с подрядными организациями производится с нарушением требований статей 71 и 72 БК РФ в части размещения муниципальных контрактов на конкурсной основе. Допускаются случаи необоснованных и непроизводительных выплат в виде дополнительной заработной платы, превышающей учтенную индексами цен в строительстве и повышенной оплаты за сверхурочную работу в выходные дни. Только на проверенных объектах подобные выплаты составили более 10 млн. рублей.
Выявлены факты предъявления к оплате генподрядным организациям актов выполненных работ с более высоким рыночным коэффициентом, чем указала субподрядная организация на один и тот же вид и объем работ, а также предъявления дополнительных административно-хозяйственных расходов.
Выполнение работ по подобной схеме способствует удорожанию стоимости строительства и нарушает статью 34 БК РФ в части эффективности и экономности расходования бюджетных средств.
Собственными силами комиссии и с привлечением специалистов экспертных организаций проводились контрольные обмеры объемов и экспертиза качества выполненных работ. По фактам выявленных нарушений производился пересчет стоимости работ в сторону уменьшения либо устранение фактов некачественно выполненных работ по гарантийным обязательствам подрядчика.
Следует отметить, что по сравнению с предыдущим годом значительно реже стали встречаться такие факты нарушений, как завышение цен на строительные материалы, нарушение сметных норм и расценок, завышение объемов выполненных работ.
В качестве мер по снижению инвестиционных затрат при строительстве и реконструкции объектов за счет средств городского бюджета комиссия предлагает:
- использование в полном объеме преимуществ и условий конкурсного отбора заказчиков и генеральных подрядных организаций;
- исключение случаев необоснованного завышения сметной стоимости строительства объектов городского заказа путем повышения ответственности службы городских заказчиков и проектно-сметных организаций за своевременную подготовку и качество проектно-сметной документации;
- совершенствование ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
Учитывая социальную направленность бюджета города, значительное внимание уделено проверкам расходования бюджетных средств в социальной сфере. В этой связи проверено использование средств, выделенных на проведение текущего и капитального ремонтов 4-х медицинских учреждений города, на организацию питания в дошкольных учреждениях, а также выделенных в рамках целевой Программы "Одаренные дети". Совместно с контрольно-ревизионным управлением департамента финансов администрации города проведена комплексная ревизия департамента по физической культуре, спорту и делам молодежи,.
В результате проверок социальной сферы установлено 19 случаев нарушения законодательства, повлекших нецелевое и необоснованное использование бюджетных средств на сумму более 2 млн. рублей.
Следует отметить, что проверенными департаментами своевременно и правильно приняты меры по устранению отмеченных в актах проверок недостатков и нарушений. По фактам завышения объемов и стоимости выполняемых ремонтных работ предъявлены претензии подрядным организациям, суммы переплаты возвращены в бюджет либо выполнены дополнительные работы. Полностью восстановлены суммы необоснованных выплат и отвлеченных средств, выделенных по подпрограмме "Одаренные дети", усилен контроль за целевым расходованием бюджетных средств, виновные привлечены к дисциплинарной ответственности.
Важным направлением деятельности комиссии в 2005 году являлись контрольные мероприятия в такой значимой для города отрасли, как жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). В МУП "Городская управляющая компания" проверено использование средств, выделенных на возмещение разницы в тарифах по содержанию жилья и покрытие убытков по поставкам тепловой энергии за 2004 год, проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности МУП "Ремжилстрой № 1", проверено использование средств, выделенных по Программе "Нормализация горячего водоснабжения жилых домов, оборудованных газовыми колонками", а также проверка обоснованности тарифов на вывоз твердых бытовых отходов.
В ходе проверок, проведенных в сфере ЖКХ, устанавливались факты нарушения статей 289 и 34 БК РФ в части нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств на сумму 4,2 млн. руб.
По материалам проверок были приняты распорядительные документы, касающиеся изменения порядка использования бюджетных средств, кроме того, материалы проверки обоснованности тарифов на вывоз твердых бытовых отходов использовались депутатами Липецкого городского Совета в ходе законотворческой работы.
В отчетном году проверена финансово-хозяйственная деятельность четырех муниципальных транспортных предприятий.
Проверками установлены факты непроизводительных выплат и затрат, отрицательно сказавшихся на финансовых результатах работы предприятий. Всеми предприятиями приняты меры по устранению выявленных нарушений, а также в целях улучшения деятельности по организации городских пассажирских перевозок и сокращению непроизводительных расходов на муниципальном транспорте два пассажирских автотранспортных предприятия реорганизованы в одно.
Обобщая результаты проведенных в 2005 году контрольных мероприятий, комиссия отмечает, что выявленные проверками нарушения, как правило, не носили характер злоупотреблений, а связаны в основном с неправильным применением руководителями организаций и их финансовыми службами норм действующего законодательства, а также с отсутствием прямой заинтересованности распорядителей бюджетных средств в их экономном расходовании.
Принятые по результатам контрольных мероприятий распорядительные документы, касающиеся изменения порядка и организационных подходов к осуществлению финансовых затрат, наряду с усилением контроля за использованием средств будут способствовать их предотвращению в дальнейшем.

3. Экспертно-аналитическая деятельность

Помимо проведения контрольно-ревизионных мероприятий Контрольно-счетная комиссия, в соответствии со статьей 17 Положения "О Контрольно-счетной комиссии города Липецка", осуществляла экспертно-аналитическую работу по следующим направлениям:
- по проекту бюджета города Липецка, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам муниципального долга и дефицита городского бюджета;
- по отчету об исполнении бюджета;
- по проектам нормативно-правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, выносимым на рассмотрение городского Совета депутатов;
- по проектам программ, в финансировании которых используются средства бюджета города Липецка.
В течение года Контрольно-счетной комиссией на основе данных департамента финансов администрации города и материалов проводимых проверок и исследований подготовлены заключения и аналитические записки по исполнению бюджета города за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев отчетного года и проекту бюджета города на 2006 год.
В представленных материалах проведен анализ полноты и своевременности денежных поступлений в городской бюджет, а также фактических бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными показателями.
В минувшем году впервые утверждение отчета об исполнении основного финансового документа - бюджета города за истекший финансовый год проведено с использованием заключения Контрольно-счетной комиссии, составленного по материалам внешней проверки.
В течение года Контрольно-счетной комиссией подготовлено 37 экспертно-аналитических заключений, в том числе 17 по проектам нормативно-правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, выносимым на рассмотрение городского Совета депутатов, и 11 заключений на проекты программ развития отдельных отраслей городского хозяйства.
Заключения и другие аналитические материалы доводились до руководства городского Совета депутатов, постоянных депутатских комиссий и в основном были учтены при рассмотрении материалов сессиями городского Совета и постоянными депутатскими комиссиями.
Проведя экономическую экспертизу, выносимого на рассмотрение документа, Контрольно-счетная комиссия высказывает свое мнение по законопроекту, указывает на возможные финансовые последствия принимаемого решения, предлагает дополнения и уточнения, способствующие наиболее эффективному использованию бюджетных средств или муниципальной собственности.
В истекшем году были учтены поправки, замечания и предложения Контрольно-счетной комиссии по таким базовым для бюджета города документам, как проект Положения "Об управлении и распоряжении муниципальной собственностью", "О сделках с муниципальным имуществом", "Об оплате арендной платы за землю", "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в городе Липецке" и другим законопроектам. Комиссией подготовлены заключения по ряду городских целевых программ, принимаемых на 2006 год и среднесрочную перспективу.

4. Организационно-методическая работа

Учитывая, что прошедший год был годом формирования Контрольно-счетной комиссии как самостоятельного контрольного органа местного самоуправления, значительное внимание уделялось организационным правилам и стандартам работы комиссии.
Сформирован консультационный орган - Коллегия Контрольно-счетной комиссии, в состав которой вошли представители правовых и финансовых структур городского Совета депутатов и администрации города.
В отчетном году проведено 8 заседаний Коллегии Контрольно-счетной комиссии, на которых рассматривались разногласия по результатам проведенных проверок и ревизий, а также принят ряд инструктивных и методических материалов, касающихся организации деятельности Контрольно-счетной комиссии.
В целях регулирования деятельности комиссии по порядку подготовки, проведения и оформления результатов контрольных мероприятий утвержден Регламент работы Контрольно-счетной комиссии, выписки из которого доведены до всех распорядителей и получателей бюджетных средств.
Продолжалась работа по подборке и изучению нормативной базы, методик и программ, разработан ряд образцов специальных бланков и документов, используемых в работе Контрольно-счетной комиссии.
Работники комиссии обучались на специально организованных курсах и семинарах по повышению квалификации и профессиональных знаний.
Изучен опыт работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области, налажено взаимодействие с Союзом муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации и Контрольно-счетной палатой города Москвы.
Отработана практика предоставления необходимой для работы комиссии информации структурными подразделениями администрации города.
Вместе с тем имеются определенные трудности, когда проведение контрольного мероприятия Контрольно-счетной комиссии требует получения информации или проведения встречных проверок в организациях немуниципальной формы собственности. Работая через распорядителя бюджетных средств, коммерческие структуры не желают "лишних глаз ревизора" в своей деятельности, в то же время хотят иметь рынок сбыта на объектах городского хозяйства.
Проводимые организационно-методические мероприятия способствуют повышению эффективности финансового контроля, направлены на наиболее полное выполнение требований законодательства к качеству бюджетного процесса на всех этапах его реализации.

Заключительная часть

В отчетном году Контрольно-счетной комиссией обеспечена реализация целей и задач, возложенных Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Липецка и Положением "О Контрольно-счетной комиссии города Липецка".
Вместе с тем социально-экономические условия развития города, изменения в бюджетной и финансовой сферах требуют дальнейшего совершенствования форм и методов деятельности Контрольно-счетной комиссии, повышения качества контрольной и аналитической работы.
Несмотря на то, что контролю за расходованием на объектах капитального строительства уделялось много времени и сил, объем проверенных средств в этой сфере составил менее 30%, а суммы финансовых нарушений остаются довольно значительными.
Отдельные направления расходования бюджетных средств (закупки, благоустройство, управление) в отчетном году не были затронуты контролем.
Учитывая новые условия формирования бюджета города, требует постоянного детального анализа и совершенствования законодательство об исчислении местных налогов и неналоговых доходов.
Предстоит внедрение в практику работы комиссии элементов аудита эффективности, включающих в себя оценку результативности использования бюджетных средств и качества муниципального управления не только на стадии исполнения, но и в процессе планирования и формирования бюджета.
Постепенный переход к новому методу бюджетного планирования -бюджетированию, ориентированному на результат в отличие от традиционного подхода, выдвигает на первое место контроль результатов, на основе анализа эффективности бюджетных программ, предоставление достаточно широких полномочий распорядителям и получателям бюджетных средств.
Внедрение аудита эффективности в повседневную работу станет очередным шагом по пути развития финансового контроля и будет способствовать экономному и результативному расходованию бюджетных средств.

Председатель Контрольно-счетной
комиссии города Липецка
М.П.ЗИБОРОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru