Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОПРЕДЕЛЕНИЕ Липецкого областного суда от 08.02.2006 № 33-186/2006
Поскольку выплачиваемая в период службы доплата к должностному окладу в размере 20% является надбавкой и не может включаться в состав денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, оснований для исчисления пенсии с учетом повышения оклада на 20% не имеется.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 февраля 2006 г. № 33-186/2006

8 февраля 2006 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего: Лепехиной Н.В.,
судей: Курдюковой Н.А. и Малыка В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу истцов С., К., Ш., З., Т., Б. на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 12 декабря 2005 года, которым постановлено:
С., К., Ш., З., Т., Б. в иске к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Липецкой области об увеличении пенсии отказать;
произвести поворот исполнения решения Правобережного районного суда г. Липецка от 01.08.2005 по делу по иску С., К., Ш., З., Т., Б. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Липецкой области об увеличении пенсии;
взыскать в пользу Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Липецкой области с С. - 2158 рублей 77 копеек, с К. - 2861 рубль 14 коп., с Ш. - 1676 рублей 99 копеек, с З. - 4154 рубля 13 копеек, с Т. - 5784 рубля 1 копейку, с Б. - 4504 рубля 13 копеек;
обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Липецкой области произвести перерасчет пенсии С., К., Ш., З., Т., Б. с 1 августа 2005 года без учета увеличения должностного оклада на 20%.
Заслушав доклад судьи Лепехиной Н.В., судебная коллегия

установила:

С., К., Ш., З., Т., Б. обратились с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Липецкой области об увеличении пенсии, указывая, что проходили службу в учреждении ЮУ-323/Т-2 города Ельца, в настоящее время получают пенсию за выслугу лет. В период службы им выплачивалось денежное довольствие с учетом увеличения должностного оклада на 20% в соответствии со ст. 36 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Однако пенсия истцам исчислена без учета указанного увеличения должностного оклада, в связи с чем истцы просили взыскать с ответчика недополученную сумму пенсии и обязать ответчика с 1 июля 2005 года исчислять пенсию с учетом увеличения должностного оклада на 20%.
Представитель ответчика УФСИН России по Липецкой области по доверенности В. иск не признала, объяснив, что выплачиваемая в период службы доплата к должностному окладу в размере 20% является надбавкой и не может включаться в состав денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 года № 477.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В кассационной жалобе истцы С., К., Ш., З., Т., Б. просят отменить решение суда, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права и в нарушение ст. 1109 ГК РФ произведен поворот исполнения решения.
Выслушав истца З., его представителя по доверенности О., истцов Ш., С., поддержавших жалобу, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит кассационную жалобу частично обоснованной.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона РФ № 5473-1 от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" работники уголовно-исполнительной системы, состоящие в штатах учреждениях, исполняющих наказания, объединений учреждений, с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий, учреждений исполняющих наказания, и следственных изоляторов, входящих в уголовно-исполнительную систему, являются персоналом учреждений, исполняющих наказания.
Как установлено судом, истцы являлись работниками уголовно-исполнительной системы, проходили службу в Учреждении ЮУ-323/Т-2 г. Ельца. Приказами УИН Минюста по Липецкой области истцы С., К., З., Т., Б. и приказом начальника Учреждения УЮ-323/Т-2 истец Ш. уволены по различным основаниям. В настоящее время истцы являются получателями пенсии за выслугу лет. С. назначена пенсия в размере 50% денежного довольствия в сумме 2404 руб. 57 коп.; К. назначена пенсия в размере 56% денежного довольствия в сумме 2747 руб. 19 коп.; Ш. назначена пенсия в размере 53% денежного довольствия в сумме 1970 руб. 91 коп., Т. назначена пенсия в размере 74% денежного довольствия в сумме 3212 руб. 95 коп., З. назначена пенсия в размере 59% денежного довольствия в сумме 3070 руб. 20 коп.; Б. назначена пенсия в размере 30% денежного довольствия в сумме 1631 руб. 05 коп. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 36 Закона РФ № 5473-1 от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" должностные оклады персонала увеличиваются в зависимости от вида учреждения, исполняющего наказания, характера и сложности выполняемой работы - в размере от 15 до 20 процентов, а в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности - до 50 процентов по перечню должностей, утверждаемому Советом Министров - Правительством РФ по представлению центральных органов управления уголовно-исполнительной системы.
Размер увеличения должностных окладов персоналу учреждений - тюрем в размере 20%, персоналу учреждений, исполняющих наказания, строгого режима в размере 15% установлен Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 477 "Об утверждении размеров увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, а также следственных изоляторов Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Как установлено статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, исчисляются из денежного довольствия лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому и специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.
Понятие "денежное довольствие сотрудников" содержится в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 июня 2002 г. № 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)": денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.
Статьей 36 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 и Постановлением Правительства РФ № 477 от 6 мая 1994 г. предусмотрено увеличение размеров должностных окладов (тарифных ставок и надбавки к должностным окладам) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в этих актах не используются понятия "оклад денежного содержания", "оклад по занимаемой штатной должности", "оклад по специальному званию", хотя эти понятия по своему объему не соответствуют понятию "должностной оклад (тарифная ставка)".
Судом правильно проанализировано действующее законодательство и сделан верный вывод, что установленные Федеральным законом от 21 июля 1993 г. № 5473-1 и Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 477 размеры увеличения должностных окладов персоналу учреждений по своей природе являются именно надбавками, дополнительными выплатами, и поэтому не могут учитываться для расчета размера пенсии, а также при определении размера других выплат, исчисляемых из оклада денежного содержания или оклада по штатной должности.
Повышение должностных окладов персоналу в соответствии со ст. 36 Закона РФ № 5473-1 от 21 июля 1993 г. является дополнительной социальной гарантией персонала соответствующих учреждений за особые условия работы, связано с ее спецификой и носит характер надбавки.
Поскольку пенсия истцам назначена из оклада по занимаемой должности с учетом оклада по званию, процентной надбавки за выслугу лет, стоимости продовольственного пайка, суд пришел к верному выводу, что пенсия истцам назначена правильно, а оснований для исчисления пенсии с учетом повышения оклада на 20% не имеется.
Доводы истцов, что другим сотрудникам уголовно-исполнительной системы, уволившимся ранее, пенсия назначена с учетом увеличения должностного оклада на 20%, правильно отвергнуты судом первой инстанции, поскольку истцам пенсия назначена с учетом действующего законодательства, а проверка законности назначения пенсии лицам, не участвующим в настоящем деле, не входит в предмет настоящего судебного разбирательства.
В части отказа истцам в увеличении размера пенсии и взыскании недополученной пенсии решение суда является правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства и установленным судом обстоятельствам. Оснований к отмене решения в данной части не имеется.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с решением в части поворота исполнения решения.
Как правильно установлено судом, решением Правобережного районного суда г. Липецка от 1 августа 2005 года исковые требования С., К., Ш., З., Т., Б. об увеличении размера пенсии, взыскании недополученной пенсии были удовлетворены. С Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Липецкой области в пользу истцов была взыскана недополученная пенсия: в пользу С. - 2158 рублей 77 копеек, К. - 2861 рубль 14 коп., Ш. - 1676 рублей 99 копеек, З. - 4154 рубля 13 копеек, Т. - 5784 рубля 1 копейка, Б. - 4504 рубля 13 копеек. Решение суда приведено в исполнение.
Определением Правобережного районного суда г. Липецка от 1 декабря 2005 года решение суда от 1 августа 2005 года было отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
Произведя поворот исполнения решения и взыскав с истцов в пользу УФСИН России по Липецкой области выплаченные на основании решения Правобережного районного суда г. Липецка от 1 августа 2005 года суммы, суд сослался на ст. 443 ГПК РФ, в соответствии с которой в случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда.
Между тем суд не учел, что в соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения излишне выплаченные суммы пенсии, кроме случаев недобросовестности со стороны гражданина и счетной ошибки. Коль скоро суммы пенсии истцам были выплачены в соответствии с решением суда, впоследствии отмененным, нельзя признать, что имели место недобросовестность со стороны истцов или счетная ошибка. При отсутствии названных обстоятельств поворот исполнения решения не допускается.
Возложение на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Липецкой области обязанности произвести перерасчет пенсии истцам без учета увеличения должностного оклада на 20% является излишним, поскольку такая обязанность была возложена на УФСИН по Липецкой области решением Правобережного районного суда г. Липецка от 1 августа 2005 года. Коль скоро указанное решение отменено, обязанности производить начисление пенсии истцам с учетом увеличения оклада по занимаемой должности у УФСИН не имеется.
На основании изложенного решение в части поворота исполнения решения Правобережного районного суда г. Липецка от 1 августа 2005 года, взыскания в пользу УФСИН России по Липецкой области излишне выплаченной истцам пенсии, возложения на УФСИН обязанности производить начисление пенсии с учетом увеличения оклада по должности на 20% подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 12 декабря 2005 года в части отказа в иске оставить без изменения, кассационную жалобу С., К., Ш., З., Т., Б. - без удовлетворения.
В остальной части то же решение отменить.

Председательствующий
Н.В.ЛЕПЕХИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru