| |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АС Липецкой области от 13.10.2005 № А36-1025/2005
Решение регистрирующего органа о ликвидации юридического лица признано недействительным, так как ликвидационной комиссией не была надлежащим образом выполнена обязанность о публикации сообщения о ликвидации юридического лица.
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Постановлением ФАС Центрального округа от 19.12.2005 № А36-1025/2005-16 решение Арбитражного суда Липецкой области от 01.08.2005 и данное постановление отменены и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2005 г. Дело № А36-1025/2005
Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2005 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2005 г.
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Липецкой области на решение от 01.08.2005 по делу № А36-1025/2005 Арбитражного суда Липецкой области и
установил:
Т. обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Липецкой области на действия (бездействия) МИФНС № 5 по Липецкой области.
Впоследствии заявитель уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконным (недействительным) решение налогового органа № 134 от 17.03.2005 о государственной регистрации ООО "Г" в связи с его ликвидацией, о признании недействительным свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации ООО "Г", о признании недействительной записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации ООО "Г".
Решением от 01.08.2005 признано недействительным решение № 134 от 17.03.2005 Межрайонной ИФНС России № 5 по Липецкой области о государственной регистрации ООО "Г" в связи с его ликвидацией.
Признана недействительной запись № 2054800101536, совершенная 17.03.2005 в Едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Липецкой области.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 5 по Липецкой области просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, полагая, что судом нарушены нормы материального права.
Т. с доводами жалобы не согласен, просит оставить решение без изменения.
Третьи лица в судебное заседание не явились, письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Принимая во внимание, что все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, апелляционная коллегия считает возможным рассмотреть ее в отсутствие неявившихся лиц (ст. 156 АПК РФ).
Изучив материалы дела, доводы жалобы и выслушав представителей сторон, апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены решения от 01.08.2005 в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, 21.12.2004 общим собранием учредителей ООО "Г" было принято решение о ликвидации ООО "Г" и о назначении ликвидационной комиссии, в состав которой вошли руководитель - С., учредители - З., М.
Учредителями определены сроки ликвидации общества - до 01.03.2005 (л.д. 51).
27.12.2004 Межрайонной инспекцией ФНС России № 5 по Липецкой области внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии решения о ликвидации юридического лица (л.д. 52 - 54).
29.12.2004 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО "Г".
17.03.2005 регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц
Из материалов дела также видно, что 14.09.2004 Т. обратился в Добровский районный суд Липецкой области с исковым заявлением к ООО "Г" о взыскании арендной платы и задолженности, право требования которой перешло ему по договору об уступке требования, заключенному с ЗАО "Г" (л.д. 135).
Указанное исковое заявление принято к производству судьей Добровского районного суда (л.д. 136).
Определением Добровского районного суда Липецкой области от 30.03.2005 прекращено производство по иску Т. к ООО "Г" в связи с ликвидацией ответчика (л.д. 7).
Считая, что ликвидация общества осуществлена с нарушением прав кредиторов и требований закона, Т. обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьями 2, 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 319 функции регистрации юридических лиц возложены на налоговые органы. При выполнении этих функций налоговый орган осуществляет контроль за соблюдением процедуры ликвидации.
Удовлетворяя требования заявителя о признании недействительным решения налогового органа о ликвидации ООО "Г" и о признании недействительной записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации данного предприятия, суд первой инстанции обоснованно указал, что регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией осуществляется в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" и издаваемых в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и при регистрации ликвидации ООО "Г" были допущены нарушения норм указанных Законов.
Согласно пункту 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение об его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Апелляционная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ликвидационной комиссией ООО "Г" не была надлежащим образом выполнена обязанность о публикации сообщения о ликвидации данного общества.
Из материалов дела следует, что объявление о ликвидации ООО "Г" было опубликовано в "Липецкой газете" 24.12.2004 (л.д. 111).
Между тем в целях обеспечения публикации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 № 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц", а также обязанности юридических лиц по публикации сообщений в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ и иных федеральных законов, Приказом МНС РФ от 29.09.2004 № САЭ-3-09/508@ учреждено средство массовой информации - журнал "Вестник государственной регистрации", в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц.
Апелляционная инстанция считает необоснованным довод заявителя жалобы о том, что публикация сведений в указанном журнале является обязательной только для налоговых органов.
Согласно Методическим рекомендациям, изложенным в Письме Федеральной налоговой службы России от 02.12.2004 № 09-01-10/4809@, действовавшим в момент вынесения оспариваемого ненормативного правового акта, учреждение средства массовой информации связано с необходимостью публикации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, а также определения единого печатного органа для размещения сообщений юридических лиц, которые они обязаны публиковать о себе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К таким сообщениям относятся в том числе и сообщения о принятии решений о ликвидации юридических лиц.
Более того, в данных Методических рекомендациях указано, что регистрирующим (налоговым) органам необходимо учитывать, что публикация юридическими лицами сообщений, обязательных в силу закона, может осуществляться в любом печатном издании. Однако обязанность по опубликованию соответствующих сообщений будет считаться исполненной только при условии их размещения в журнале, являющемся печатным изданием, предназначенным для публикации сведений о государственной регистрации юридических лиц.
Таким журналом является именно "Вестник государственной регистрации".
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, опубликованное в "Липецкой газете" объявление не содержит сведений о ликвидируемом юридическом лице, позволяющих его идентифицировать, не указан адрес, по которому будет находиться ликвидационная комиссия.
В материалы дела не представлено доказательств выявления и письменного уведомления кредиторов общества, в том числе Т., в то время как его иск к ООО "Г" рассматривался во время процедуры ликвидации в суде общей юрисдикции.
Апелляционная коллегия считает также обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия решения о ликвидации ООО "Г" и о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц еще и потому, что ему не были представлены решения учредителей ликвидируемого юридического лица об утверждении ими промежуточного ликвидационного баланса и об утверждении ликвидационного баланса.
При этом апелляционная коллегия не может согласиться с доводом регистрирующего органа об отсутствии в действующем законодательстве требования о принятии ликвидационного баланса юридического лица только в том случае, когда он утвержден его учредителями.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации; ликвидационный баланс; документ об оплате государственной пошлины.
В силу пунктов 2 и 5 статьи 63 Гражданского кодекса РФ промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц.
Из смысла указанных норм следует, что ликвидационный баланс должен приниматься регистрирующим органом только в том случае, если он утвержден органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
Из материалов дела видно, что решение о ликвидации ООО "Г" было принято учредителями общества. Следовательно, ими же и должен был утверждаться ликвидационный баланс общества.
Однако как промежуточный ликвидационный баланс, так и сам ликвидационный баланс, представленные в регистрирующий орган, были подписаны только председателем ликвидационной комиссии С. (л.д. 31 - 32, 40 - 41).
Доказательств утверждения указанных документов учредителями ООО "Г" регистрирующим органом не представлено ни в суд первой инстанции, ни в ходе рассмотрения апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу, что ООО "Г" не было представлено всех документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица при его ликвидации.
В связи с этим, а также с учетом того, что публикация в органах печати о ликвидации юридического лица осуществлена с нарушением требований статьи 63 Гражданского кодекса РФ, регистрирующий орган должен был отказать в государственной регистрации на основании статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
Государственная регистрация ООО "Г" в связи с его ликвидацией, проведенная с нарушением требований закона, нарушает права и законные интересы Т. как кредитора ликвидируемого предприятия на предъявление своих требований ликвидационной комиссии.
На основании изложенного апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, дал правильную и объективную оценку всем обстоятельствам дела и обоснованно признал недействительными решение Межрайонной ИФНС № 5 по Липецкой области о ликвидации ООО "Г" и запись в Едином государственном реестре юридических лиц данного юридического лица.
Нарушений либо неправильного применения норм материального или процессуального права не усматривается. Оснований к отмене решения от 01.08.2005 не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная коллегия
постановила:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 01.08.2005 по делу № А36-1025/2005 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|