Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ АС Липецкой области от 30.06.2005 № А36-85/11-04
Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт может быть признан судом недействительным при наличии двух условий: несоответствия закону или иным нормативным актам и нарушения гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 14.10.2005 № А36-85/11-04 решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.05.2005 и данное постановление оставлены без изменения.



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2005 г. Дело № А36-85/11-04

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Ольшанский карьер" на решение от 6 мая 2005 г. по делу № А36-85/11-04 Арбитражного суда Липецкой области и

установил:

ЗАО "Ольшанский карьер" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта Департамента потребительского рынка администрации Липецкой области от 27.08.2003 б/н "Тариф на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях ЗАО "Ольшанский карьер" во исполнение распоряжения главы администрации области от 31.08.2001 № 710-р недействительным.
Впоследствии заявитель неоднократно уточнял заявленные требования и в итоге просил признать ненормативный правовой акт Департамента потребительского рынка администрации Липецкой области от 27.08.2003 б/н "Тариф на транспортные услуги, оказываемые на подъездных путях ЗАО "Ольшанский карьер", недействительным как не соответствующим требованиям п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 8 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", Правилам эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденным Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26 и зарегистрированным в Минюсте РФ 19.06.2003 № 4764, и нарушающим права и законные интересы заявителя в части установления с контрагентами по договорам на эксплуатацию подъездного пути регулируемой, а не договорной цены.
Решением от 06.05.2005 в удовлетворении требования ЗАО "Ольшанский карьер" отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "Ольшанский карьер" просит решение отменить, признать недействительным ненормативный правовой акт Департамента потребительского рынка администрации Липецкой области от 27.08.2003, полагая, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
Департамент потребительского рынка администрации Липецкой области с доводами жалобы не согласен, просит оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и выслушав представителей сторон, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения от 06.05.2005 в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт может быть признан судом недействительным при наличии двух условий: несоответствия закону или иным нормативным актам и нарушения гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Как видно из материалов дела, ЗАО "Ольшанский карьер" зарегистрировано администрацией г. Ельца Липецкой области 21.06.2002, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц, зарегистрированных до 01.07.2002, за номером 1024800792301.
Распоряжением главы администрации г. Ельца Липецкой области от 17.02.2003 № 162-р, с изменениями, внесенными 19.05.2003 № 516-р, был утвержден план границ земельного участка площадью 14436 кв. м, занимаемого ЗАО "Ольшанский карьер".
Согласно акту приема-передачи основных средств ЗАО "Россахизвестняк" в уставной капитал ЗАО "Ольшанский карьер" от 30.12.2002, техническому паспорту, инвентарной карточке № 00101 учета основных средств ЗАО "Ольшанский карьер" является владельцем подъездного пути, примыкающего к главному Лев-Толстовскому пути ст. Елец ЮВЖД стрелкой № 18.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Ольшанский карьер" в ходе своей хозяйственной деятельности заключал договоры с различными организациями на эксплуатацию принадлежащего ему подъездного пути.
24.08.2003 председателем Департамента потребительского рынка администрации Липецкой области утвержден тариф на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях ЗАО "Ольшанский карьер", в размере 233 руб. за 1 вагон (т. 1, л.д. 93).
По мнению апелляционной инстанции, суд первой инстанции правомерно посчитал необоснованным довод заявителя о том, что его деятельность по представлению подъездного пути для эксплуатации другим организациям не подлежит государственному регулированию, тариф на транспортные услуги, оказываемые заявителем сторонним организациям, утвержденный Департаментом потребительского рынка администрации Липецкой области, нарушает права и законные интересы ЗАО "Ольшанский карьер".
В соответствии со ст. 60 Устава железнодорожного транспорта РФ отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
На основании ч. 2 ст. 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности.
Согласно п. 2 ст. 1 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
Апелляционная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ЗАО "Ольшанский карьер" не входит в систему железнодорожного транспорта Российской Федерации, поскольку согласно Уставу предприятия к основным видам деятельности общества относятся добыча, переработка и реализация известняка, производство известняковой муки и минеральной подкормки, выпуск щебня и технологического известняка. Указаний на то, что Общество относится к системе железнодорожного транспорта и оказание железнодорожных услуг с использованием железнодорожных путей необщего пользования является основным видом деятельности заявителя, устав ЗАО "Ольшанский карьер" не содержит.
В связи с этим деятельность ЗАО "Ольшанский карьер" не может регулироваться Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в РФ", а регламентируется иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 28.02.1995 № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" введено государственное регулирование цен.
Во исполнение данного Указа Правительство Российской Федерации Постановлением от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.12.1996 № 131; от 15.04.1996 № 483; от 31.07.1996 № 915; от 30.06.1997 № 773; от 30.07.1997 № 865; от 28.12.1998 № 1559; от 06.02.2001 № 88; от 07.05.2001 № 350; от 16.06.2001 № 467; от 20.08.2001 № 593; от 02.04.2002 № 226, утвердило Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот Перечень вошли транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ главой администрации Липецкой области принято распоряжение от 31.08.2001 № 710-р "О тарифах на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях", в соответствии с которым регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, поручено осуществлять Управлению по ценовой политики администрации области (в настоящее время - Департамент потребительского рынка администрации Липецкой области).
С целью обеспечения единообразного подхода всех хозяйствующих субъектов к процедуре рассмотрения экономической обоснованности проектов тарифов на предоставляемые услуги администрацией Липецкой области были разработаны Методические указания по формированию тарифов на работы и услуги, выполняемые на железнодорожных подъездных путях (далее - Методические рекомендации), которые опубликованы в печатном издании "Ведомости администрации Липецкой области" № 4 от 25.04.2002.
Согласно п/п 1.1 Методических рекомендаций государственному регулированию подлежат в том числе, другие дополнительные услуги, выполняемые на железнодорожных подъездных путях предприятиями, не входящими в систему федерального железнодорожного транспорта, независимо от их юридического статуса, действующих на правах самостоятельных хозяйствующих субъектов и оказывающих платные услуги.
Под другими дополнительными услугами понимается использование локомотивов предприятия, оказывающего услуги на ведомственных подъездных путях, взвешивание и хранение грузов, использование подъездного пути указанного предприятия, маневровые работы, осуществляемые локомотивом данного предприятия (не входящие в подачу-уборку вагонов), и прочие услуги, оказываемые предприятием (организацией) на железнодорожных подъездных путях (абзац 4 п/п 1 Методических рекомендаций).
С учетом Методических рекомендаций, Департаментом потребительского рынка администрации Липецкой области был установлен предельный уровень тарифа в размере 233 руб. без НДС за 1 вагон на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях ЗАО "Ольшанский карьер".
Указанные Методические рекомендации разработаны в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом, утвержденными заместителем министра экономического развития и торговли РФ и заместителем министра транспорта РФ 25.10.2000 и 14.11.2000 соответственно.
Экономическая обоснованность установленного для ЗАО "Ольшанский карьер" тарифа подтверждена экспертным заключением № 05-303 от 04.04.2005.
Апелляционная инстанция не может согласиться с доводом заявителя о том, что при установлении тарифов на транспортные услуги регулирующий орган должен был руководствоваться Правилами применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 № 35/15.
Указанные Правила распространяются на сборы, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте, а ЗАО "Ольшанский карьер" в систему железнодорожного транспорта Российской Федерации не входит.
Кроме того, апелляционная инстанция считает несостоятельным довод заявителя о том, что ЗАО "Ольшанский карьер" не оказывает такую услугу, как пропуск вагонов, а предоставляет в эксплуатацию свои подъездные железнодорожные пути.
Из пункта 1.2 договоров на эксплуатацию железнодорожного пути, заключаемых ЗАО "Ольшанский карьер" с другими организациями, следует, что подписанием настоящего Договора Ветвевладелец дает безотзывное разрешение Ветвепользователю производить подачу и уборку вагонов через железнодорожную ветку, являющуюся предметом настоящего договора.
По мнению апелляционной инстанции, в соответствии с указанным договором заявитель осуществляет именно пропуск вагонов, то есть разрешает проехать по принадлежащим ему подъездным путям железнодорожным вагонам других организаций, в то время как эксплуатация железнодорожного пути - более широкое понятие, и включает в себя не только подачу, уборку вагонов, но и пользование вагонами, контейнерами, маневровую работу и другие операции.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, дал правильную правовую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт принят государственным органом в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует требованиям вышеуказанных нормативных актов и не нарушает права и законные интересы ЗАО "Ольшанский карьер".
Нарушений либо неправильного применения норм материального или процессуального права не усматривается. Оснований к отмене решения не имеется.
Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на ЗАО "Ольшанский карьер".
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная коллегия

постановила:

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.05.2005 по делу № А36-85/11-04 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru