Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Липецкого городского Совета депутатов от 19.04.2005 № 41
"ОБ ОТЧЕТЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА "О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА ЗА 2004 ГОД"

Официальная публикация в СМИ:
"Огни Липецка", № 4, 27.04.2005


Вступил в силу с 19 апреля 2005 года (пункт 3 данного документа).



ЛИПЕЦКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2005 г. № 41

ОБ ОТЧЕТЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
"О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ЛИПЕЦКА ЗА 2004 ГОД"

Заслушав отчет главы администрации города "О деятельности администрации города Липецка за 2004 год", руководствуясь Уставом города Липецка и учитывая решения постоянных комиссий Липецкого городского Совета депутатов, городской Совет депутатов решил:
1. Отчет главы администрации города "О деятельности администрации города Липецка за 2004 год" принять к сведению (прилагается).
2. Опубликовать отчет главы администрации города "О деятельности администрации города Липецка за 2004 год" в "Липецкой газете".
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Липецкого городского Совета депутатов
В.И.СИНЮЦ





Приложение
к решению
сессии Липецкого городского
Совета депутатов
от 19 апреля 2005 г. № 41

ОТЧЕТ
ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
"О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ЛИПЕЦКА ЗА 2004 ГОД"

Прошедший 2004 год с полным правом можно назвать одним из самых интересных и удачных для развития Липецка. Благоприятная экономическая ситуация позволила создать хорошую финансовую базу. В бюджет города было мобилизовано 5,3 млрд. рублей. Сверхплановые поступления от налога на прибыль предприятий обеспечили значительный рост инвестиционной составляющей его расходной части: по сравнению с 2002 годом капитальные вложения увеличились втрое и достигли 1 миллиарда 44 млн. рублей.
Чрезвычайно важно было не распылить эти средства, а направить их на достижение главной цели - улучшение качества жизни в Липецке. Изначально избрав в качестве приоритета модернизацию городской инфраструктуры, в 2004 году мы продолжили комплексную работу в этом направлении. В ее основе использован программно-целевой подход.
О самых значимых программах, принятых горсоветом и исполняемых администрацией.
Программа реконструкции и развития сети дорог. За два года в общей сложности отремонтировано 500 километров асфальтового покрытия. Половина из них - капитально. Демонтированы трамвайные пути в центре города. Таким образом, мы снизили бюджетные затраты на эксплуатацию энергоемкого вида транспорта, дорогостоящее содержание путей и резко повысили пропускную способность основных магистралей. Значительно возросли объемы строительства автодорог: в 6,6 раза по сравнению с 2002-м годом. Реконструкция центральных улиц с прилегающими переулками позволила создать принципиально иной образ города.
Одновременно администрация увеличила закупки машин для уборки дорожного полотна и благоустройства Липецка. В минувшем году приобретено 65 единиц спецтехники.
Продолжалась замена старого подвижного состава муниципальных предприятий пассажирского транспорта. В отчетном периоде их парк пополнили 38 автобусов и троллейбусов. Всего же за два года он обновлен на четверть. Кроме того, администрация серьезно занималась оздоровлением экономики отрасли, постепенно увеличивая доходность предприятий. Но главный результат этих усилий, думаю, измеряется все же не только количеством дополнительно полученных средств. Не менее важен тот факт, что Липецк стал одним из немногих городов России, практически не снизивших объемов перевозок пассажиров муниципальным транспортом. Поэтому в январе смогли без особых проблем приступить к реализации начавшейся в стране социальной реформы и в нормальном режиме обслуживать городских льготников.
Наверное, только ленивый не ругает существующую систему жилищно-коммунального хозяйства. Безусловно, причин для этого хватает. Однако надо напомнить: проблемы отрасли копились и не решались десятилетиями. И, конечно, за год или два радикально улучшить ситуацию невозможно. Тем не менее для этого сделано и делается немало. По сравнению с 2002 годом финансирование капитального ремонта жилья увеличено в 4 раза. В итоге за прошедший период нашему жилищно-коммунальному хозяйству удалось перейти от аварийного к планово-нормативному режиму работы. С прошлого года ремонт внутридомовых сетей ведется с использованием современных более прочных и долговечных материалов. Заменено более 350 километров трубопроводов. Причем применение новых, быстрых и чистых, технологий позволяет продолжать эти работы и в отопительный сезон. Постепенно обновляются подземные коммуникации. Две зимы без серьезных аварий на теплотрассах - итог напряженного труда всех служб отрасли.
В 2004 году город закрыл тему долгов прошлых лет энергетикам. В течение продолжительного времени они представляли постоянную угрозу стабильному жизнеобеспечению Липецка. Подобных примеров выполнения договорных обязательств в стране крайне мало. Чем это чревато, все прекрасно понимают. Вот почему следующей важной программой, над реализацией которой работает администрация, является программа энергосбережения. Практически налажен учет потребляемых городом ресурсов, но проблема их разумной экономии остается одной из самых актуальных.
Активными темпами в прошлом году велось в Липецке строительство жилья. Сдано в эксплуатацию 240 тысяч кв. метров. По показателю ежегодного прироста новых площадей на одного жителя наш город стал одним из лидеров среди областных центров в Центральном федеральном округе. Что особенно важно для муниципалитета, удалось реанимировать, казалось бы, безнадежно проваленную программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Ликвидировано отставание от графика в 2 года. Начал решаться другой тяжелый вопрос: люди стали переезжать из санитарно-защитной зоны НЛМК в бесплатно предоставленные им благоустроенные квартиры. Всего в 2004 году по двум этим социально значимым программам улучшили свои жилищные условия более 300 семей.
Вместе с депутатским корпусом администрация приступила к осуществлению проекта "Липецк - наш общий дом", предполагающего комплексное благоустройство города и его озеленение. Выполнена реконструкция Нижнего парка, завершается коренная модернизация парка Победы. Впервые за многие десятилетия проведен капитальный ремонт почти 10% липецких дворов. Установлено более 80 детских городков, смонтировано 53 спортивные площадки. Летом у драмтеатра появился новый фонтан, тротуары центральных улиц вымощены плиткой. Все эти начинания нашли поддержку у населения и представителей бизнеса, стали действительно общим делом всех жителей Липецка.
В отчетном периоде бюджет города сохранял свою социальную направленность. В структуре его расходов эта сфера занимает 41%. По всем позициям ассигнования были увеличены. Изжита практика финансирования учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта и соцзащиты по остаточному принципу. Это позволило значительно укрепить их материально-техническую базу, обеспечить некий задел на перспективу. Реконструкция преобразила отделения Сокольской больницы, противотуберкулезного диспансера, третьей поликлиники. Капитально отремонтированы многие школы и детские сады. Были и новостройки. Самые яркие из них - спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном в 59 прогимназии, Октябрьский центр детского творчества. Работа в этом направлении продолжается. Это видно по принятому в конце марта уточнению бюджета, где были предусмотрены дополнительные средства на аналогичные цели.
В прошлом и нынешнем году, несмотря на рост тарифов, удалось сохранить уровень оплаты коммунальных услуг для липчан в размере 75% затрат на содержание жилья. И это при федеральном стандарте 90%. А на одной из последних сессий были утверждены новые социальные нормы, значительно расширившие круг семей, имеющих право на получение субсидий. В настоящее время прорабатываются дополнительные меры социальной защиты малообеспеченных категорий населения.
Вопросы управления муниципальной экономикой.
Для администрации вопросы управления муниципальной экономикой приобретают сегодня особое значение. Не за горами 2006 год. С 1 января в полную силу вступит Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Он разграничивает полномочия между разными уровнями власти и вносит существенные поправки в ныне действующие межбюджетные отношения.
Грядущие перемены, в том числе и финансовые, Липецк должен встретить максимально подготовленным. Они существенно повлияют на параметры городского бюджета. Частично новые правила применены субъектом федерации уже в нынешнем году. В результате городская казна практически лишилась такого важного доходного источника, как налог на прибыль предприятий, а программа капитального строительства была сокращена на 600 млн. рублей. В данном случае традиционная моноэкономика Липецка и прямая зависимость его благополучия от показателей работы градообразующего Новолипецкого металлургического комбината обернулась серьезными потерями.
Чтобы в новых условиях не допустить ухудшения жизнеобеспечения города, прежде всего необходимо развивать муниципальный сектор экономики, оптимизировать деятельность составляющих его предприятий и учреждений. Необходимо сделать их эффективными и конкурентоспособными. Еще два года назад началась такая работа. В 2004-м она была продолжена.
Внедрение принципа бюджетирования в финансово-хозяйственную практику муниципальных унитарных предприятий стало первым шагом в этом направлении. Конечно, само по себе бюджетирование денег не добавило, но заставило руководителей тщательно планировать и анализировать деятельность предприятий, рассчитывать среднесрочную перспективу, вести поиск новых резервов. В прошлом году экономические службы продвинулись дальше. Создана и уже работает компьютерная система контроля за финансовыми потоками муниципальных унитарных предприятий. В режиме реального времени с ее помощью отслеживаются планируемые и текущие платежи, а также их соответствие договорным обязательствам. Полная прозрачность исключает нецелевые расходы бюджетных средств.
С прошлого года ведется мониторинг бюджетной сети, в которую входят 260 муниципальных учреждений. Из общей цепи исключаются неоправданно затратные звенья. По пути оптимизации расходов ведется работа и в отношении предприятий. В 2004-м ликвидирован ряд убыточных муниципальных магазинов, закрыты нерентабельные предприятия "Ремонтник" и "Искра". Прекратили свое существование городские жилищные управления № 4 и № 5, а обслуживаемый ими жилой фонд передан в эксплуатацию более крупным управлениям и частной фирме.
Объединили активы трех муниципальных предприятий, обеспечивающих тепло-, электро- и водоснабжение областного центра и совместными усилиями администрации и Новолипецкого металлургического комбината создали "Липецкую городскую энергетическую компанию". Это не бизнес-проект, а прежде всего проект социальный. Его реализация позволит обеспечить энергетическую безопасность полумиллионного города. Мобилизация основных фондов и финансовых средств открывает большие возможности по реконструкции крайне изношенного сетевого хозяйства, модернизации производственной базы, а кроме того, позволяет жестко контролировать формирование экономически обоснованной тарифной политики.
Другими словами, "Липецкая городская энергетическая компания" - это достойная альтернатива созданным Чубайсом "Российским коммунальным системам" и аналогичным структурам, которые стремятся создать новую монополию в регионах. Мы сделали ставку на собственные ресурсы и современный менеджмент одного из самых передовых в стране предприятий. И, как показывает практика, поступили правильно.
В 2004 году кардинально перестроена организация муниципальных закупок. Открытые конкурсы и торги сэкономили бюджету 100 миллионов рублей против 40 миллионов в 2003-м. Через эту прозрачную и разумную процедуру прошло около 5,5 млрд. рублей, в том числе и собственных средств предприятий.
По такой же схеме отработана система муниципального заказа, когда за право освоить объемы капвложений (например, ремонтов жилья или дорог) боролись организации разных форм собственности. Критериями отбора победителей в них служило оптимальное соотношение цены и качества.
Однако экономия бюджетных средств - это лишь один аспект деятельности администрации. Одновременно ведется работа по поиску новых резервов для пополнения доходов городской казны. Один из них - в рачительном использовании муниципальной собственности. Увеличены масштабы продаж неэффективных активов, и на очередную сессию городского Совета депутатов внесена для рассмотрения Программа приватизации имущества. Пересмотрены ставки арендной платы помещений и приближены к рыночным. В прошлом году по этой статье было получено 40 млн. рублей. В нынешнем году ожидаемый прогноз - 75 миллионов.
Еще один серьезный резерв - городская земля. В ближайшем будущем планируется завершить ее кадастровый учет и оценку, а параллельно с этим - нормализовать сбор платежей за землю и ее аренду. Пока здесь много нереализованных возможностей. В кратчайшие сроки администрация должна навести порядок, чтобы быть готовой к решению следующей перспективной задачи - грамотному использованию налога на недвижимость, который в скором времени может стать одним из основных доходных источников нашего бюджета.
Борьба с недоимкой, недобросовестными налогоплательщиками, нарушителями бюджетного законодательства ведется администрацией постоянно. Постепенно ситуация меняется к лучшему. Однако нестабильность результатов говорит о том, что не всегда мы бываем последовательны в этой работе.
По глубокому убеждению, городская власть - не способ реализации политических амбиций, а средство для создания максимально комфортных условий жизни горожан. С этих позиций в прошлом году администрация приступила к осуществлению административной реформы.
Все услуги, оказываемые городской властью населению и бизнесу, должны быть четко регламентированы и, соответственно, выведены из коррупционного поля. К минимуму необходимо свести бюрократические барьеры, которые затрудняют получение людьми необходимых разрешительных документов, ведение бизнеса и стоят на пути конструктивного взаимодействия общества и власти.
С 1 января 2005 года администрация Липецка работает в рамках новой, более эффективно решающей эти проблемы, структуры. Вместо прежних управлений появилось 12 самостоятельных департаментов. Два из них только что созданы - департамент экономики и департамент по работе с населением и связям с общественностью. Возложенные на них функции в свете стоящих сегодня перед органами местного самоуправления задач важны и востребованы. Первые месяцы начавшейся в стране социальной реформы это подтвердили.
Следующий этап, в который сейчас администрация активно включается, - большая нормотворческая и разъяснительная работа с населением по поводу вступивших в силу в начале 2005 года двух федеральных законов - Жилищного и Градостроительного кодексов. Они многое меняют в жизни города и горожан. И об этом с людьми надо вести постоянный и последовательный диалог.
В настоящем отчете обозначены главные аспекты деятельности администрации. Действительно, прошедший год был одним из самых удачных для Липецка, но это отнюдь не означает, что все проблемы удалось решить администрации города. Добились главного: перестали быть "пожарной командой", которая вынуждена в экстренном режиме устранять постоянно возникающие в городском хозяйстве неполадки. И теперь приступили к планомерной работе, главная цель которой - дальнейшее развитие Липецка и улучшение качества жизни в нем. Сегодня фактически сформирована программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства города. В скором времени эта программа будет представлена на рассмотрение городского Совета депутатов. Разрабатываются перспективы развития строительства в городе объектов жилья и соцкультбыта. Актуальными остаются для исполнительной власти поставленные Президентом страны задачи борьбы с бедностью и социальной защиты населения. Все эти вопросы находятся под постоянным контролем администрации.
Ведется планомерная и активная работа по подготовке празднования 60-летия Великой Победы нашего народа над фашизмом. Она началась в городе в прошлом году. Были приняты и уже практически реализованы решения о реконструкции парка Победы и площади Героев. 9 Мая традиционный парад ветеранов в Липецке пройдет у обновленного мемориала. Улицы города будут тщательно убраны и празднично украшены. На восьми из них, названных в честь Героев Советского Союза, откроются стелы и барельефы.
В настоящее время в школах, Дворцах культуры, на предприятиях и в учреждениях города проходят торжественные встречи, где ветеранам вручаются юбилейные медали, а участникам войны вместе с правительственными наградами - учрежденный администрацией и горсоветом к 60-летию Победы Памятный знак. Много мероприятий запланировано провести в эти майские дни. Задача - сделать праздник достойным великого подвига народа, подвига наших земляков.

Глава администрации
города Липецка
М.В.ГУЛЕВСКИЙ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru