| |
РЕШЕНИЕ Липецкого городского Совета депутатов от 29.03.2005 № 24
"ОБ ОТЧЕТЕ "О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ КОМИССИИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА ЗА 2004 ГОД"
Официальная публикация в СМИ:
"Огни Липецка", № 4, 27.04.2005
Вступает в силу со дня официального опубликования (пункт 3 данного документа).
ЛИПЕЦКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
РЕШЕНИЕ
от 29 марта 2005 г. № 24
ОБ ОТЧЕТЕ "О РАБОТЕ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ КОМИССИИ ГОРОДА
ЛИПЕЦКА ЗА 2004 ГОД"
Рассмотрев представленный председателем Контрольно-счетной комиссии города Липецка отчет "О работе Контрольно-счетной комиссии города Липецка за 2004 год", руководствуясь ст. 12 Устава города Липецка и учитывая решение постоянной комиссии городского Совета депутатов по экономике и бюджету, муниципальной собственности, налоговой и инвестиционно-промышленной политике, городской Совет депутатов решил:
1. Утвердить Отчет "О работе Контрольно-счетной комиссии города Липецка за 2004 год" (прилагается).
2. Администрации города представить на очередную сессию Липецкого городского Совета депутатов информацию о принятых мерах по устранению нарушений, выявленных Контрольно-счетной комиссией в 2004 году.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель
Липецкого городского Совета депутатов
В.И.СИНЮЦ
ОТЧЕТ
О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ КОМИССИИ
ГОРОДА ЛИПЕЦКА В 2004 ГОДУ
Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованиями статьи 23 Положения о Контрольно-счетной комиссии города Липецка, принятого решением сессии Липецкого городского Совета депутатов от 23.11.2004 № 518.
1. Общие сведения
Контрольно-счетная комиссия города Липецка начала свою деятельности в I квартале 2004 года, численным составом в количестве 4-х человек, в структуре городского Совета депутатов.
Основной задачей Контрольно-счетной комиссии является организация и осуществление контроля за законностью, рациональным и эффективным использованием средств бюджета города и муниципальной собственности органами местного самоуправления, их структурными подразделениями, муниципальными предприятиями и учреждениями.
Контрольно-счетная комиссия осуществляла свою деятельность в 2004 году в соответствии с планом работы, утвержденным решением сессии Липецкого городского Совета депутатов от 17.02.2004 № 431. В плане работы были учтены все направления деятельности Контрольно-счетной комиссии, поручения депутатов Липецкого городского Совета и администрации города.
В течение года в план работы вносились дополнительные контрольные и экспертно-аналитические мероприятия по отдельным предложениям депутатов Липецкого городского Совета, специальным распоряжениям председателя городского Совета.
Для выполнения задач, возложенных на орган финансового контроля города, в отчетном году Контрольно-счетная комиссия провела 18 контрольных и 29 экспертно-аналитических мероприятий.
Выполнены все мероприятия утвержденного на 2004 год плана работы.
2. Контрольно-ревизионная деятельность
Контрольные мероприятия являлись наиболее приоритетным направлением деятельности комиссии. В ходе их осуществления проверено расходование около 300 млн. руб., или 6% бюджетных средств.
Проведено 13 тематических проверок и обследований по различным направлениям, связанным с зачислением и использованием бюджетных средств и средств от продажи или использования муниципальной собственности, 1 комплексная ревизия, 4 проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений.
Наибольшее количество контрольных мероприятий было инициировано городским Советом депутатов 11 из 18. Проверки проводились по поручению сессий городского Совета, специальным распоряжениям председателя городского Совета, предложениям постоянных комиссий по экономике, бюджету, муниципальной собственности и инвестиционной политике; по экологии и охране здоровья; по образованию, культуре, делам молодежи и спорту.
4 проверки проведены по поручению администрации города Липецка и 3 - собственная инициатива Контрольно-счетной комиссии.
Тематика проводимых проверок определялась в основном величиной расходования бюджетных средств, а также степенью риска их незаконного использования и возможностью выработки решений по изменению сложившейся ситуации.
Учитывая, что в расходах бюджета города 2004 года значительный удельный вес занимали расходы на финансирование капитальных вложений в непроизводственную сферу, неоднократной проверке подвергалось МУ "Управление строительства города Липецка" по вопросу целевого и эффективного использования средств городского бюджета, выделенных на финансирование отдельных объектов, по которым данная организация выполняла функцию заказчика.
Проверкой использования денежных средств, выделенных на строительство Дома детского творчества по ул. Депутатской, установлена необоснованная оплата стоимости незавершенного строительства в сумме 2580,9 тыс. руб. без документального обоснования выполненных работ и произведенных затрат; допущено неэффективное использование средств городского бюджета в сумме 1909 тыс. руб. в связи с оплатой дополнительных расходов на устранение некачественно выполненных работ, закупкой материалов по ценам, значительно превышающим средние цены по городу Липецку, и другие нарушения.
Проверкой расходования бюджетных средств, выделенных на проектирование строительства детского сада в 27 микрорайоне, установлено завышение стоимости разработки проектной документации на 195 тыс. руб.
По объекту "реконструкция Дома купца Русинова" установлена необоснованная оплата стоимости фактически не произведенных работ и не подтвержденных расходов в сумме 187,2 тыс. руб.
Практически по всем проверенным объектам завышен норматив отчислений на содержание службы заказчика с 2,83%, установленного распоряжением главы администрации, до 3,14%. В целях устранения указанного нарушения Управление капитального строительства пересчитало и скорректировало сумму отчислений по всем объектам, финансирование которых осуществлялось в 2004 году, экономия бюджетных средств составила 2,5 млн. руб.
Как правило, фактическая стоимость выполненных работ значительно превышает указанную в конкурсной документации, за счет дальнейших корректировок сметы.
Так, из 29 смет на реконструкцию МУ "Липецкий городской противотуберкулезный диспансер" в 21 смету вносились корректировки или дополнения.
В рамках контроля за поступлением неналоговых доходов от использования муниципальной собственности проверена деятельность Комитета по управлению муниципальным имуществом города Липецка по вопросу правильности взимания и полноты перечисления в бюджет платежей за аренду муниципального имущества и доходов от приватизации. Установлены факты неэффективного использования муниципальной собственности, выразившиеся в передаче в аренду имущественных комплексов с заниженной арендной платой, передачи имущества в безвозмездное пользование коммерческим организациям (договора заключены в 2001 - 2002 гг.). Не проводятся конкурсы на получение права аренды нежилых помещений, допущено нецелевое использование средств на собственные нужды в сумме 828,6 тыс. руб.
Проверкой Главного управления градостроительства и землеустройства администрации города Липецка по вопросу заключения градостроительных договоров и компенсации затрат на создание существующей инфраструктуры и благоустройство установлено, что из 115 постановлений о выделении участков под строительство объектов на территории города Липецка заключено всего 25 градостроительных договоров, недополученная сумма компенсации составила 27,4 млн. руб.
Всего в ходе проверок выявлены факты незаконного и необоснованного использования бюджетных средств в сумме 4806 тыс. руб., из которых 877 тыс. руб. использовано не на установленные цели.
Неэффективное использование выделенных бюджетных средств и муниципальной собственности установлено в сумме 37151,4 тыс. руб.
Возвращено в бюджет города либо устранено нарушений за счет средств хозрасчетных организаций, по представлениям Контрольно-счетной комиссии, 1389 тыс. руб.
По фактам установленных нарушений и недостатков руководству проверяемых организаций и учреждений направлены представления, указывающие на необходимость исправления допущенных нарушений в указанные сроки. Установлен контроль за их своевременным исполнением.
Результаты большинства контрольных мероприятий регулярно направлялись председателю Липецкого городского Совета депутатов, администрации города, профильным комиссиям городского Совета.
Материалы проверок рассматривались на сессиях Липецкого городского Совета, заседании малого Совета администрации города, заседаниях постоянных депутатских комиссий.
В связи с проведенными контрольными мероприятиями принято 2 распоряжения и 1 постановление главы администрации города, выполнение которых позволит обеспечить более эффективное использование бюджетных средств и муниципальной собственности.
Результаты контрольной деятельности периодически освещались в средствах массовой информации.
3. Экспертно-аналитическая деятельность
Помимо проведения контрольно-ревизионных мероприятий Контрольно-счетная комиссия, в соответствии со статьей 17 Положения "О Контрольно-счетной комиссии города Липецка", осуществляла в 2004 году экспертно-аналитическую работу по следующим направлениям:
- по проекту бюджета города Липецка, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам муниципального долга и дефицита городского бюджета;
- по отчету об исполнении бюджета;
- по проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствованию бюджетного процесса в городе Липецке;
- по проектам нормативно-правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, выносимым на рассмотрение городского Совета;
- по проектам программ, на финансирование которых используются средства бюджета города Липецка.
В течение года Контрольно-счетной комиссией на основе данных управления финансов администрации города и материалов проводимых проверок и исследований подготовлены заключения и аналитические записки по исполнению бюджета города за 2003 год, 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2004 года, проекту бюджета города на 2005 год, в которых проведен анализ полноты и своевременности денежных поступлений, фактических расходов бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными показателями.
В заключениях предлагалось:
- администрации города утвердить плановое задание по перечислению в бюджет части прибыли муниципальных предприятий (предложение выполнено);
- комитету по управлению муниципальным имуществом усилить контроль за полнотой взыскания неналоговых доходов и эффективностью использования муниципальной собственности;
- разработать мероприятия по повышению собираемости налоговых платежей, имеющих максимальные ставки отчислений в городской бюджет (налога на доходы физических лиц, земельного налога, специальным режимам налогообложения);
- отражать в доходной части бюджета доходы бюджетных учреждений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- увеличить размер доходной части за счет внесения корректировок в расчеты поступлений налога на прибыль, земельного налога, налога на имущество физических лиц.
В течение года Контрольно-счетной комиссией подготовлено 27 заключений по проектам нормативно-правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение городского Совета. Заключения и другие аналитические материалы доводились до руководства городского Совета, постоянных депутатских комиссий и в основном были учтены при рассмотрении материалов на заседаниях соответствующих комиссий.
В частности, учтены поправки и замечания КСК по вопросам:
- представления юридическим лицам бюджетных кредитов на платной основе;
- по проекту Положений "О налоге на рекламу", "Об организации закупок продукции и услуг для муниципальных нужд", "О реестре муниципальной собственности г. Липецка", "О порядке передачи в аренду муниципального имущества";
- на проект Программы социально-экономического развития города Липецка на 2004 год, целевой Программы "Защита прав потребителей на 2005 - 2007 годы", озеленения территории города Липецка (2004 - 2008 гг.);
- по вопросу изменения ставок земельного налога и арендных платежей за землю на территории города Липецка и другие.
Проводя экономическую экспертизу документа, Контрольно-счетная комиссия высказывает свое мнение по законопроекту, указывает на возможные финансовые последствия принимаемого решения, на его соответствие федеральному законодательству.
Анализируя доходную часть бюджета города, Контрольно-счетная комиссия рассчитала налоговую нагрузку на плательщиков единого налога на вмененный доход и установила, что данный показатель на территории города Липецка значительно ниже, чем в других областных центрах ближайших регионов, за счет более низких коэффициентов корректировки базовой доходности, принятых Законом Липецкой области от 27.02.2003 № 42-ОЗ.
Аналитическая информация по данному вопросу с предложением выступить с законодательной инициативой повышения корректирующих коэффициентов базовой доходности была направлена в адрес администрации города Липецка.
К сожалению, наша информация не нашла дальнейшего решения, в результате имеется недовыполнение плана по данному доходному источнику за 2004 год на 1,4 млн. руб., или на 3%. В то же время составляющая ЕНВД в доходах городского бюджета возрастает, норматив его отчислений в бюджет города на 2005 год составляет 90% (в 2004 году - 50%).
4. Организационно-методическая работа
Учитывая, что 2004 год фактически является годом образования Контрольно-счетной комиссии, наша работа потребовала в первую очередь подборки и изучения нормативной базы и методических материалов, разработки программ, методик и стандартов по организации и проведению контрольных мероприятий.
Был разработан ряд образцов специальных бланков и документов, используемых в работе Контрольно-счетной комиссии, разработан Регламент работы.
Изучен опыт работы Контрольно-счетной палаты города Орла, налажено взаимодействие с Союзом муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации, принимали участие в работе научно-практической конференции, организуемой Ассоциацией Контрольно-счетных органов Российской Федерации.
Необходимость повышения эффективности государственного финансового контроля, совершенствования форм и методов контрольной работы, направленных на наиболее полное выполнение требований законодательства к качеству бюджетного процесса на всех этапах его реализации, внедрению элементов аудита эффективности, создали предпосылки к изменению статуса и структуры Контрольно-счетной комиссии и увеличению численности.
В ноябре 2004 года была принята новая редакция Положения "О Контрольно-счетной комиссии города Липецка", в соответствии с которым Контрольно-счетная комиссия выделена в независимый контрольный орган местного самоуправления, наделенный статусом юридического лица.
Изменен порядок назначения и сроки полномочий председателя Контрольно-счетной комиссии и его заместителя.
Более жестко прописаны требования к планированию контрольных мероприятий, информированию и опубликованию результатов.
Утверждена новая структура и численный состав Контрольно-счетной комиссии в количестве 10 человек.
Заключительная часть
Текущий год начался с реорганизации Контрольно-счетной комиссии и потребует новых усилий по становлению органа финансового контроля, работающего на основе принципов законности, независимости, объективности и гласности.
Утвержден напряженный план работы, затрагивающий многие направления использования бюджетных средств. Впервые запланирована внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета.
Предстоит внедрение элементов аудита эффективности, включающих в себя оценку результативности использования бюджетных средств и качества муниципального управления не только на стадии исполнения, но и в процессе планирования и формирования бюджета.
Эта задача вплотную соприкасается с реформированием бюджетного процесса, цель которого - повышение эффективности бюджетных расходов. Суть этого подхода проста и очевидна: не расходы ради расходов, а расходы ради достижения конкретных результатов.
Председатель
Контрольно-счетной комиссии
города Липецка
М.П.ЗИБОРОВА
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|