Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Липецкого городского Совета депутатов от 23.11.2004 № 528
"О ПРОЕКТЕ "ПРАВИЛ РАБОТЫ РЫНКОВ (МИНИ-РЫНКОВ) ГОРОДА ЛИПЕЦКА"
(вместе с "ПРАВИЛАМИ")

Официальная публикация в СМИ:
"Огни Липецка", № 15 - 16, 15.12.2004


Утратил силу в связи с принятием решения Липецкого городского Совета депутатов от 23.10.2007 № 681, вступающего в силу со дня официального опубликования.
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу с 23 ноября 2004 года (пункт 4 данного документа).
   ------------------------------------------------------------------

Правила, утвержденные данным документом, вступают в силу со дня официального опубликования.



ЛИПЕЦКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ
от 23 ноября 2004 г. № 528

О ПРОЕКТЕ "ПРАВИЛ РАБОТЫ РЫНКОВ
(МИНИ-РЫНКОВ) ГОРОДА ЛИПЕЦКА"

Рассмотрев проект "Правил работы рынков (мини-рынков) города Липецка", внесенный главой администрации города Липецка, учитывая заключение прокуратуры Липецкой области, Липецкого УФАС России, совместное решение постоянных комиссий по правовым, социальным вопросам и местному самоуправлению; транспорту, связи, торговле и бытовому обслуживанию населения, руководствуясь ст. 12 Устава города Липецка, городской Совет депутатов решил:
1. Принять "Правила работы рынков (мини-рынков) города Липецка" (прилагаются).
2. Направить вышеназванные Правила главе администрации города Липецка для подписания и официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Липецкого городского Совета депутатов по транспорту, связи, торговле и бытовому обслуживанию населения.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Липецкого городского Совета депутатов
В.И.СИНЮЦ





ПРАВИЛА
РАБОТЫ РЫНКОВ (МИНИ-РЫНКОВ)
ГОРОДА ЛИПЕЦКА

Приняты
Липецким городским Советом депутатов
23 ноября 2004 года

Настоящие Правила работы рынков (мини-рынков) города Липецка (далее - Правила) разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами: "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1-ФЗ, "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 № 29-ФЗ, "О ветеринарии" от 14.05.1993 № 4979-1, "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", "О техническом регулировании" от 27.12.2002 № 184-ФЗ, "О гражданской обороне" от 12.02.1998 № 28-ФЗ, Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров" от 19.01.1998 № 55, "Санитарно-эпидемиологическими правилами" от 07.09.2001 СП 2.3.6.1066-01, утвержденными главным госсанврачом РФ 06.09.2001, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Липецкой области и города Липецка по вопросам, относящимся к организации торговли на рынках.

1. Общие положения

1.1. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет уполномоченный орган администрации города Липецка.
1.2. Правила определяют основные требования к организации розничной торговли на рынках (мини-рынках) г. Липецка и являются обязательными для юридических лиц различных организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в установленном законодательством порядке, а также физических лиц, реализующих сельскохозяйственную и другую продукцию.
1.3. Рынки (мини-рынки) классифицируются:
по специализации:
- продовольственные - по реализации продовольственных товаров и сельхозпродукции;
- вещевые - по реализации непродовольственных товаров промышленного и кустарного производства, а также бывших в употреблении товаров;
- универсальные (смешанные) - по реализации продовольственных и непродовольственных товаров;
- специализированные - где доля торговых мест, предназначенных для реализации соответствующей товарной группы, составляет не менее 60% от их общего количества (продовольственный, вещевой, автомототранспортных средств и запасных частей к ним, книг, животных, цветов и др.).
по форме собственности:
- муниципальные;
- потребительской кооперации;
- частные.
Зонирование территории по группам реализуемых товаров и схема размещения торговых объектов определяются администрацией рынка согласно требованиям, предъявляемым к реализуемым группам товаров на основании санитарных норм и правил.
1.4. Решение на размещение рынка (мини-рынка), о вводе (приемке) в эксплуатацию принимается администрацией г. Липецка.
1.5. Настоящие Правила основываются на принципах свободной конкуренции, перспективного развития рынков (мини-рынков), социальной защиты интересов субъектов рынка, поддержки местных производителей, презумпции добросовестности торгующей стороны.

2. Основные понятия и определения

В целях настоящих Правил используются следующие основные понятия:
администрация рынка - лица, назначенные на должность руководителей рынка (мини-рынка);
киоск - оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место и на площади которого хранится товарный запас;
мелкорозничная торговая сеть - торговая сеть, осуществляющая торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли;
нестационарная торговая сеть - торговая сеть, функционирующая на принципах разносной и развозной торговли;
палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест, на площади которой размещен товарный запас на один день торговли;
подсобное помещение - специально оборудованная часть здания, предназначенная для размещения вспомогательных служб и выполнения работ по обслуживанию торгового процесса (помещения для хранения упаковочных и обвязочных материалов, торгово-технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары);
покупатель - юридическое и физическое лицо, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерения приобрести или заказать товары и услуги;
продавец - организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары и оказывающие услуги покупателю по договору купли-продажи;
процесс торгового обслуживания - последовательность операций, обеспечивающих осуществление торгового обслуживания на рынках (мини-рынках);
розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;
рынок (мини-рынок) - организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи;
субъект торговли - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающиеся торговлей и зарегистрированные в установленном порядке;
товар - любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

3. Режим работы и управление рынком (мини-рынком)

3.1. Управление рынком (мини-рынком) осуществляется на основании приказов, распоряжений, издаваемых администрацией рынка (мини-рынка).
3.2. Отношения продавцов, осуществляющих торговую деятельность на рынке, с администрацией рынка строятся на договорной основе и оформляются в письменной форме. Каждый договор фиксируется администрацией в "Журнале регистрации договоров".
3.3. Администрацией рынка (мини-рынка) определяется режим и регламент работы рынка (мини-рынка).
Режим работы муниципальных рынков, действующих на территории города, устанавливается администрацией г. Липецка. Режим работы рынков другой формы собственности устанавливается администрацией рынка с уведомлением администрации г. Липецка.
Режим работы рынков (мини-рынков) доводится до сведения покупателей.
Уполномоченные органы администрации г. Липецка вправе вносить в адрес администрации рынка (мини-рынка) предложения по режиму работы рынков (мини-рынков) в предпраздничные и праздничные дни, при проведении областных, городских мероприятий.
3.4. Порядок работы рынка (мини-рынка) разрабатывается администрацией рынка (мини-рынка) в соответствии с действующим законодательством, уставными документами, настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами, где освещается следующая информация:
- наименование предприятия, юридический адрес и номер телефона администрации рынка (мини-рынка), форма собственности, специализация, режим работы и порядок доступа на рынок продавцов, покупателей, обслуживающего автотранспорта;
- порядок проведения ветеринарно-санитарной экспертизы пищевых продуктов (с учетом специализации рынка);
- перечень оказываемых дополнительных услуг;
- права, обязанности, ответственность субъектов рынка.
3.5. В случае временного приостановления своей деятельности (для проведения внеплановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) администрация рынка (мини-рынка) предварительно информирует продавцов, покупателей и администрацию г. Липецка о причинах и сроках приостановления деятельности.
В случае необходимости закрытия объекта торговли (павильон, палатка, киоск и т.п.) во время работы рынка (мини-рынка) продавец обязан вывесить объявление с информацией для покупателей о периоде закрытия объекта.

4. Требования к содержанию территории и оборудованию
рынков (мини-рынков)

4.1. На территории рынка (мини-рынка) в обязательном порядке должны быть организованы: места для торговли продовольственными и (или) непродовольственными товарами для продавцов, лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы. На территории рынка (мини-рынка) дополнительно могут быть расположены: сеть торговых объектов, принадлежащих иным собственникам; опорный пункт ОВД; другие вспомогательные службы.
4.2. Территория рынков (мини-рынков) должна иметь бетонное и асфальтное покрытие всей площади и разграничиваться на следующие зоны:
- торговая (отводятся площади для реализации: непродовольственных товаров, сырой пищевой продукции, готовой к употреблению пищевой продукции, овощей, фруктов, картофеля);
- административно-складская;
- хозяйственная (устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов, которые должны располагаться на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Исходя из местных условий размещения торговой зоны, допускается сокращать указанное расстояние);
- стоянка для индивидуального транспорта, оборудованная в соответствии с требованиями и нормами безопасности дорожного движения.
4.3. Администрация рынка обязана за счет собственных средств оборудовать на рынке:
- специализированные стационарные закрытые павильоны, оснащенные холодильным оборудованием, по торговле скоропортящейся продукцией, требующей соблюдения температурного режима;
- складские помещения, камеры хранения, холодильные камеры для отдельного хранения сырых и готовых продуктов с соблюдением товарного соседства;
- пункты проката весоизмерительных приборов, овоскопов, санитарной одежды, торгового и хозяйственного инвентаря, тележек для доставки товаров;
- информационные стенды;
- помещения для размещения государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы или подразделения Госветнадзора (кроме вещевых рынков);
- площадки для сезонной торговли с автомашин на продовольственных и смешанных рынках;
- примерочные кабины (для вещевых и смешанных рынков);
- помещение для временного хранения изъятых из оборота товаров;
- предприятия общественного питания, в случае отсутствия их на прилегающих к рынку территориях;
- средства пожаротушения и средства оповещения населения на случай чрезвычайных ситуаций;
- общественные туалеты, водопровод;
- оборудованные площадки для мусоросборников, урны в торговой зоне.
4.4. На территориях мини-рынка должны быть размещены:
- туалет контейнерного или стационарного типа;
- контейнеры для мусора и урны, расположенные в торговой зоне;
- противопожарные средства.
Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки.
4.5. Администрация рынка (мини-рынка) обеспечивает сервисное обслуживание объектов и мест торговли в части энерго-, водо-, теплоснабжения, а также потребность продавцов в торгово-технологическом оборудовании, инвентаре, весоизмерительных приборах.
4.6. Весы должны быть размещены на торговом оборудовании, обеспечивающем их устойчивость и хорошую видимость шкалы приборов как со стороны продавца, так и со стороны покупателя.
4.7. В стационарной мелкорозничной торговой сети температура на рабочем месте продавца в холодный период года не должна быть ниже + 18 градусов Цельсия, в летний период - не выше + 26 градусов Цельсия.
4.8. В доступных для обозрения местах устанавливаются:
4.8.1. Информационный стенд, где для сведения продавцов и покупателей вывешиваются:
- Закон РФ "О защите прав потребителей", настоящие Правила;
- другие нормативные правовые акты РФ, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;
- перечень отдельных категорий населения, которым предоставлено право внеочередного обслуживания;
- информация о местонахождении контрольных весов, книги отзывов и предложений;
- прейскурант цен на услуги по предоставлению торгового места, оборудования, инвентаря и т.д.;
- номера телефонов администрации рынка, контролирующих органов, дежурных служб.
4.8.2. Стенд с указанием схемы размещения торговых зон, предприятий общественного питания и сервисного обслуживания, административных помещений, лабораторий, автостоянки, туалета, примерочных кабин и т.д.
4.8.3. Указатели торговых зон по специализации ("Овощи, фрукты", "Мясо", "Рыба" и т.п.), путей эвакуации.
4.9. На рынках (мини-рынках) не реже одного раза в месяц проводится санитарный день с проведением генеральной уборки территории и торговых мест. График проведения санитарных дней согласовывается с органами госсанэпиднадзора г. Липецка.

5. Требования к организации торгового процесса

5.1. Размещение торговых объектов и оборудования должно обеспечивать покупателям свободный доступ к торговым местам, соблюдение требований пожарной безопасности и возможность экстренной эвакуации людей и материальных ценностей в случае чрезвычайных ситуаций. Размещение стационарных торговых объектов осуществляется в соответствии с нормами и правилами проектирования планировки и застройки населенных мест.
Запрещается организация дополнительных торговых мест, ограничивающих свободное перемещение по рынку, в том числе в вестибюлях, тамбурах, а также в проходах между установленными в соответствии со схемой размещения торговыми рядами.
Помещения стационарных торговых объектов, осуществляющих совместную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами, должны располагаться с учетом поточности, отсутствия встречных потоков и перекрестов продовольственных товаров, не имеющих промышленной упаковки, и непродовольственных товаров.
5.2. Торговля осуществляется при соблюдении товарного соседства.
5.3. Проезд автотранспорта через торговую зону в часы работы рынка (мини-рынка) запрещается. Завоз товаров осуществляется до открытия рынка (мини-рынка), механизированная уборка территории производится после закрытия рынка (мини-рынка). Ручная уборка осуществляется в течение рабочего дня.
5.4. Вход посетителей и въезд автотранспорта для завоза товаров бесплатный. При входе на территорию рынка (мини-рынка) на русском языке должна быть оформлена вывеска с указанием его названия, руководителей администрации рынка, специализации, режима работы.
5.5. Цены на товары, реализуемые на рынках, являются свободными, формируются под влиянием спроса и предложения и устанавливаются по соглашению продавца и покупателя, если иной порядок не предусмотрен законодательством.
Реализуемые товары должны иметь надлежаще оформленные ценники.
5.6. Продавец - юридическое лицо обязан довести до сведения покупателей информацию о своем фирменном наименовании (наименовании), месте нахождения (юридическом адресе) и режиме работы торгового объекта. Продавец - индивидуальный предприниматель обязан довести до сведения покупателей свою фамилию, имя, отчество, информацию о государственной регистрации и режиме работы торгового объекта.
В целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение покупателя, к реализации в розничной торговле допускаются только товары, сопровождаемые информацией, обеспечивающей возможность их правильного выбора и безопасность их использования. Информация о товаре доводится до сведения покупателя способами, обеспечивающими ее передачу покупателю вместе с товаром.
5.7. Запрещается содержание домашних животных в помещениях торгового объекта (за исключением объектов, осуществляющих продажу животных), а также вход покупателей с животными на территории торгового объекта, осуществляющего розничную торговлю продовольственными товарами. Появление с животными на торговом месте, осуществляющем розничную торговлю непродовольственными товарами, возможно при отсутствии воспрещающих надписей на входной двери, при обеспечении безопасности для людей (собаки должны быть в наморднике и на коротком поводке).
Указанные ограничения не распространяются на собак-проводников при наличии ветеринарной справки. Собака-проводник должна находиться на поводке, длина которого позволяет контролировать поведение животного.
5.8. На торговом объекте, осуществляющем розничную торговлю продовольственными товарами, должна быть исключена возможность доступа посторонних лиц в помещения, предназначенные для приемки, подготовки, хранения и фасовки продовольственных товаров.
5.9. Не допускается:
- хранение в одном торговом оборудовании или в одном помещении не имеющих промышленной упаковки продуктов, готовых к употреблению, в непосредственном контакте с не имеющими промышленной упаковки сырыми мясом и мясопродуктами, сырыми рыбой и рыбо- (море-) продуктами, яйцом;
- хранение в одном помещении продовольственных товаров, не имеющих промышленной упаковки, вместе с пестицидами, агрохимикатами, средствами дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
- хранение продовольственных товаров, имеющих признаки недоброкачественности, предусмотренные техническими регламентами на отдельные виды продукции, вместе с доброкачественными продовольственными товарами;
- хранение тары, тележек, хозяйственных материалов и непродовольственных товаров в помещениях для хранения продовольственных товаров, не имеющих промышленной упаковки.
5.10. На территории рынка (мини-рынка) запрещается:
- распространение и проведение различных лотерей;
- одновременно хранить более 15000 аэрозольных упаковок;
- проводить огневые работы во время нахождения покупателей в торговых залах;
- размещать отделы, секции по реализации пожароопасных товаров ближе 4 м от выходов, лестничных клеток и других путей эвакуации;
- размещать торговые, игровые аппараты и осуществлять реализацию товаров на площадках лестничных клеток, в тамбурах и на других путях эвакуации;
- администрация рынка (мини-рынка) вправе организовывать дополнительные торговые места согласно требованиям, предъявляемым к реализуемым группам товаров, санитарных норм и правил, правил противопожарной безопасности и иных требований, предъявляемых к ним.
5.11. При отпуске покупателям нефасованных, неупакованных продовольственных товаров персонал продавца должен использовать специальный инвентарь или производить отпуск в одноразовых полиэтиленовых перчатках, подлежащих смене при повреждении, сильном загрязнении, контактах с разными группами продуктов.
Для нарезки каждой группы продуктов выделяется отдельный торговый инвентарь с соответствующей маркировкой.
5.12. На торговом объекте должен быть выделен инвентарь для уборки и мытья отдельно:
а) торговых залов и иных помещений;
б) туалетов;
в) торгово-технологического оборудования;
г) холодильного оборудования;
д) торгового инвентаря.
Уборочный инвентарь должен храниться в местах, изолированных от мест приема, хранения, предпродажной подготовки, фасовки и отпуска продовольственных товаров.
Уборочный инвентарь, указанный в пунктах "а" и "б", должен храниться раздельно и отдельно от другого уборочного инвентаря.
5.13. Не допускается хранение тары на территории, прилегающей к местам торговли продовольственными товарами.
5.14. Продовольственные товары, в отношении которых продавец не может подтвердить их происхождение, продовольственные товары, имеющие явные признаки недоброкачественности, предусмотренные техническими регламентами на отдельные виды продукции, должны быть сняты с реализации.
В отношении снятых с реализации продовольственных товаров продавец вправе принять решение о проведении их экспертизы (санитарно-гигиенической, ветеринарно-санитарной) для определения возможности использования товаров в пищу либо о передаче товаров специализированной организации для уничтожения без проведения экспертизы.
5.15. Для временного накопления отходов (товаров, утративших свои потребительские свойства (бракованных, потерявших товарный вид, нереализованных, с истекшими сроками годности или хранения), тары и упаковки, мусора) продавец до отправления на объект размещения обязан оборудовать на территории, прилегающей к торговому объекту и недоступной покупателям, или в структуре торгового объекта места (площадки) для сбора отходов.
Места (площадки) для сбора отходов должны располагаться на расстоянии не менее 25 м от торгового объекта, жилых и общественных зданий. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения торговых объектов в соответствии с проектными решениями.
Для сбора отходов должны использоваться специализированные контейнеры, мусоросборники, мусоросборные камеры. Вывоз отходов осуществляется продавцом на основании договоров со специализированными организациями. Транспортировка отходов должна осуществляться способами, исключающими возможность их рассыпания, выветривания, растекания.
Контейнеры, мусоросборники, мусоросборные камеры должны очищаться (при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже одного раза в сутки) и ежедневно хлорироваться.
Для вывоза опасных отходов (отходов, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами) администрация рынка (мини-рынка) должна заключить договор с организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.
5.16. Администрация рынка (мини-рынка) обязана назначить лиц, ответственных за гражданскую оборону и пожарную безопасность прилегающей территории, здания (сооружения), помещений, отделов, секций, участков, торгово-технологического оборудования, инженерного оборудования, сетей электропитания торгового объекта.
Во всех помещениях торгового объекта с постоянным пребыванием людей на видных местах должны быть вывешены таблички и указатели, предусмотренные техническим регламентом пожарной безопасности. На торговых объектах, имеющих торговые залы, на стационарных объектах мелкорозничной торговли, рассчитанных для единовременного нахождения в них более 10 человек, должны быть разработаны и вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
Число людей, одновременно находящихся в торговых залах, помещениях торгового объекта, не должно превышать количества, установленного проектным решением торгового объекта. При повышенной активности покупательского спроса администрация рынка (мини-рынка) обязана принять дополнительные меры по обеспечению безопасности покупателей (ограничить доступ людей в торговые залы, выставить дополнительных дежурных).
5.17. Запрещается реализация сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами. Горячие готовые изделия (пирожки, беляши, чебуреки, котлеты и др.) должны отпускаться из изотермических или подогреваемых емкостей, тележек.
Мясо, мясные и другие продукты убоя животных, молоко, молочные продукты, яйца, иные продукты животноводства подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе с целью определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
Реализация картофеля, свежей плодоовощной продукции, в том числе бахчевых культур навалом, с земли, запрещается. Не допускается продажа бахчевых культур в разрезанном виде, частями и с надрезами.

6. Порядок предоставления торговых мест

6.1. Торговые места предоставляются юридическим и физическим лицам при обязательном предъявлении документов (оригиналов или копий, заверенных в установленном порядке):
- паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (в течение всего периода работы);
- документа о государственной регистрации предпринимательской деятельности;
- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (для иногородних плательщиков - уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения) и присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), выданного налоговыми органами;
- карточки регистрации контрольно-кассовой машины в случае осуществления торговли с обязательным применением контрольно-кассовых машин;
- разрешения на привлечение иностранной рабочей силы при использовании иностранных работников.
Гражданам (физическим лицам), не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, торговые места для реализации собственной сельскохозяйственной продукции предоставляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего право владения (пользования) земельным (дачным) участком.
6.2. Копии всех предъявленных документов хранятся у администрации рынка в течение всего времени функционирования торгового места.
Информация об арендаторах торговых мест с указанием реквизитов всех предъявленных документов хранится администрацией рынка в соответствии с перечнем хранения типовых управленческих документов в течение пяти лет.
6.3. Администрация рынка (мини-рынка) осуществляет предоставление торговых мест по договору аренды, в котором в обязательном порядке должны быть отражены вид объекта, период, условия и стоимость его аренды, вид товара, условия досрочного расторжения договора и порядок увеличения арендной платы.
6.4. Оплата торгового места производится до начала торговли в наличной или безналичной форме уполномоченному лицу администрации рынка. Получение денежных средств оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством о ведении бухгалтерского учета, налоговым законодательством и требованиями по соблюдению финансовой дисциплины.
6.5. При реализации товаров потребительского спроса промышленного производства продавец должен иметь:
- накладные и другие предусмотренные нормативными актами документы, в том числе и приложения к ним;
- документы, подтверждающие качество и безопасность товаров, в том числе гигиеническое заключение и сертификат соответствия или декларацию о соответствии, зарегистрированную в установленном порядке.

7. Права и обязанности администрации рынков (мини-рынков)

7.1. Администрация рынков (мини-рынков) имеет право:
- предоставлять юридическим и физическим лицам на договорной основе в аренду торговые места для осуществления торговой деятельности;
- определять стоимость аренды торгового места и платных услуг;
- досрочно расторгать договора аренды торгового места с арендаторами в одностороннем порядке в случае неоднократных нарушений настоящих Правил, условий лицензирования торговой деятельности, нарушения общественной безопасности, несоблюдения требований к содержанию торговых мест в соответствии с действующим законодательством;
- оказывать продавцам и покупателям дополнительные услуги (в том числе и за установленную плату);
- вносить предложения в соответствующие органы власти для совершенствования обслуживания покупателей и работы рынков (мини-рынков).
7.2. Администрация рынков (мини-рынков) обязана:
- организовывать работу рынка (мини-рынка) в строгом соответствии с действующими санитарными правилами и нормами, определяющими осуществление торговой деятельности и обеспечивающими охрану окружающей среды, эпидемиологическую и экологическую безопасность в районе их расположения, принимать необходимые меры по поддержанию общественного порядка, организации сторожевой охраны;
- содержать в надлежащем санитарно-техническом состоянии площадь рынка (мини-рынка), административно-хозяйственные помещения, места общего пользования и другие, обеспечивать своевременную уборку и благоустройство прилегающей территории;
- не допускать фактов незаконной торговли на подведомственной территории и осуществлять контроль за порядком на прилегающей территории;
- информировать соответствующие (или компетентные органы) о фактах обмана покупателей продавцами;
- создавать необходимые условия для соблюдения правил личной гигиены работающего персонала, продавцов:
а) оборудовать туалеты дозаторами моющих средств;
б) обеспечить наличие моющих средств, очищающих кремов или порошков, индивидуальных полотенец или полотенец одноразового пользования, туалетной бумаги;
в) организовать стирку санитарной одежды;
г) создать условия для раздельного хранения одежды персонала и санитарной одежды;
д) оборудовать на торговом объекте индивидуальный медицинский пункт или пункт первой помощи либо не менее одного шкафа (аптечки или сумки) первой помощи;
- заключать договор на вывоз отходов, мусора, различного вида тары с предприятиями, осуществляющими данный вид деятельности;
- предоставлять продавцам, по их просьбе, следующие платные услуги на договорной основе:
а) прокат весов, гирь, мерной тары, овоскопов, торгового оборудования и инвентаря, санитарной одежды (куртки, халаты, фартуки, нарукавники и т.п.);
б) транспортные, погрузочно-разгрузочные услуги (включая перемещение грузов);
в) хранение товаров и личных вещей в специальных помещениях (холодильниках, овощехранилищах, камерах хранения);
г) взвешивание продукции (товаров) на товарных весах;
д) разруб мяса и т.д.;
- следить за техническим состоянием предоставляемых напрокат весов, гирь, осуществлять их своевременную поверку;
- иметь необходимое количество контрольных весоизмерительных приборов (весы, гири) из расчета не менее одной единицы на каждую функциональную зону. Контролировать запрет на использование продавцами бытовых весов;
- развивать материально-техническую базу, оснащать рынок современным технологическим оборудованием и инвентарем, проводить мероприятия по их благоустройству и реконструкции, обеспечивать удобства продавцам и покупателям, создавать условия для повышения уровня культуры торговли;
- заключать с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договора аренды торговых мест, юридические лица и индивидуальные предприниматели оформляют персональные карточки продавцов;
- постоянно корректировать и уточнять состав боевого расчета персонала рынка на случай возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- оказывать содействие представителям государственных служб, контролирующих органов в ходе их проверок, осуществляемых на рынке (мини-рынке).
7.3. Регулирование цен администрацией рынка (мини-рынка) запрещается.

8. Права и обязанности продавцов, осуществляющих торговлю
на рынке (мини-рынке)

8.1.1. Продавец имеет право:
- получать информационную, юридическую и иную помощь со стороны администрации рынка;
- проходить санитарно-эпидемиологическое обучение специально уполномоченными на это органами санитарно-эпидемиологического контроля;
- самостоятельно определять ассортимент реализуемых товаров, режим работы на торговом месте, цены на товары (кроме подвергаемых государственному регулированию), количество продаваемого товара, типы и модели торгово-технологического оборудования и торгового инвентаря; формы и методы реализации товаров;
- самостоятельно определять перечень услуг, оказываемых покупателям;
- самостоятельно определять типы, виды, формы рекламных и экспозиционных элементов внутри помещений торгового объекта, в витринах торгового объекта, при условии обеспечения их безопасности для персонала продавца и покупателей (рекламные и информационные материалы органов местного самоуправления, общественных организаций, посвященные проведению праздничных и иных официальных мероприятий, могут размещаться в помещениях, витринах торгового объекта за счет органов местного самоуправления и общественных организаций по согласованию с продавцом);
- обращаться в соответствующие органы власти для решения спорных ситуаций на основании действующего законодательства.
8.1.2. Время работы продавцов регламентируется общим режимом работы рынка (мини-рынка).
8.2.1. Продавец обязан:
- предъявлять по требованию контролирующих органов документы:
а) оригинал заключения государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы или подразделения госветнадзора (при реализации продуктов животного и растительного происхождения);
б) документы, подтверждающие качество и безопасность товаров, в том числе гигиенические заключения, сертификаты соответствия, удостоверения качества;
в) накладные и другие предусмотренные нормативными актами документы, в том числе приложения к ним;
г) личную медицинскую книжку продавца (санитарную книжку);
- знать и выполнять требования Закона Российской Федерации от 07.02.2002 № 2300-1 "О защите прав потребителей", санитарно-гигиенические нормы и правила, должностные инструкции и производственные (по профессии) инструкции, инструкции по охране труда, локальные нормативные акты продавца, настоящие Правила работы рынков (мини-рынков), другие законодательные акты, действующие на территории Липецкой области и г. Липецка;
- иметь санитарную книжку, информационный бейджик с указанием собственной фамилии, имени, отчества, организационной принадлежности, юридического адреса (фактического местонахождения собственника) и номер контактного телефона;
- в соответствии с действующим законодательством осуществлять расчеты с покупателями за товары с применением контрольно-кассовой техники и выдачей кассового или товарного чека;
- обеспечивать безопасность торгово-технологических операций для жизни и здоровья покупателей, сохранность их имущества и имущества собственника;
- быть вежливым;
- сообщить, по требованию покупателя, имеющуюся о товаре информацию в устной форме в объеме, запрашиваемом покупателем;
- соблюдать правила эксплуатации оборудования, охраны труда и техники безопасности и своевременно проходить инструктаж по охране труда, противопожарный инструктаж.
8.2.2. Продавцу запрещается:
- использовать при взвешивании товара бытовые весоизмерительные приборы;
- принимать пищу и проводить мероприятия личной гигиены в торговых залах (местах реализации), местах хранения и фасовки продовольственных товаров;
- курить на рабочем месте и в специально не отведенных для этого местах;
- употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на рабочем месте.
8.2.3. Продавец, занятый в работах, при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты людей с продовольственными товарами, обязан соблюдать следующие правила личной гигиены:
а) мыть руки с мылом перед началом работы, после каждого перерыва, соприкосновения с загрязненными поверхностями, посещения туалета;
б) находиться в торговом зале (месте реализации), помещениях для хранения, предпродажной подготовки, расфасовки в чистой и опрятной санитарной одежде, менять ее по мере загрязнения и с периодичностью, установленной продавцом;
в) подбирать волосы под головной убор, отвечающий санитарным требованиям, при выполнении операций с продовольственными товарами, не имеющими упаковки;
г) перед посещением туалета, любым убытием с торгового объекта снимать санитарную одежду и оставлять ее в специально отведенном месте;
д) при появлении признаков острых респираторных заболеваний и кишечных инфекционных заболеваний, а также нагноений, порезов, ожогов сообщать о них непосредственному руководителю и обращаться в медицинское учреждение для лечения;
е) сообщать обо всех случаях острых респираторных заболеваний и кишечных инфекционных заболеваний членов семьи.
8.2.4. Персонал, занятый в предпродажной подготовке, фасовке продовольственных товаров, должен снимать ювелирные украшения, часы и другие бьющиеся предметы.
8.2.5. Персонал, не занятый в выполнении торгово-технологических операций с продовольственными товарами, должен посещать помещения погрузки-разгрузки, хранения, предпродажной подготовки, фасовки и отпуска продовольственных товаров, не имеющих упаковки, только в санитарной одежде.
8.2.6. Персонал, занятый ремонтными работами, работами по техническому обслуживанию торгово-технологического оборудования, должен работать в торговых залах (местах реализации), помещениях для приема, хранения, подготовки и фасовки продовольственных товаров в чистой санитарной или специальной одежде.
8.2.7. При приемке товаров без указанных документов и причинении вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, жизни и здоровью животных или растений, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу продавец не вправе ссылаться на незнание положений стандартов о транспортировке, фасовке, хранении и реализации товаров, в результате несоблюдения которых товары приобрели опасные свойства.

9. Ответственность за нарушения настоящих Правил

9.1. За невыполнение требований настоящих Правил лица, осуществляющие торговую деятельность, а также администрация рынков (мини-рынков) привлекаются к административной ответственности согласно Кодексу Липецкой области об административных правонарушениях.
9.2. Настоящие Правила вступают в силу со дня их официального опубликования.

Глава администрации
города Липецка
М.В.ГУЛЕВСКИЙ





Приложение № 1

ПЕРСОНАЛЬНАЯ КАРТОЧКА ПРОДАВЦА № ___

Фамилия, имя, отчество
________________________________________________________________________
Год рождения ______________________________
Образование _______________________________
Паспортные данные
________________________________________________________________________
Торгующая организация (организационная принадлежность, адрес,
руководитель, контактный телефон, телефон)
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Номер приказа о приеме на работу (трудового договора, соглашения
гражданско-правового характера)
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

Стаж работы _______________________________
Отметки о прохождении специализированных курсов
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

Время прохождения медицинских осмотров
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Дополнительная информация
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru