Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАСПОРЯЖЕНИЕ администрации Липецкой области от 15.10.2003 № 1010-р
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2006 ГГ."
(вместе с "ПЕРЕЧНЕМ ОСНОВНЫХ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА 2002 - 2003 гг.")

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости администрации Липецкой области", 19.11.2003, № 10






АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 октября 2003 г. № 1010-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ
ПО ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2003 - 2006 ГГ."

В последние десятилетия все в большей степени признается тот факт, что успех в области охраны и укрепления здоровья населения во многом зависит, помимо социальных и экономических факторов, от условий и состояния окружающей среды.
Реализация сложной и многообразной проблемы охраны окружающей среды и обеспечения санэпидблагополучия требует выработки и осуществления долгосрочной политики.
В целях реализации Декларации второй Европейской конференции по охране окружающей среды и здоровья населения, "Национального плана действий по гигиене окружающей среды Российской Федерации на 2001 - 2003 гг.", одобренного Правительственной комиссией по охране здоровья граждан (протокол заседания от 21.09.2001 № 4пр), областной долгосрочной программы "Охрана окружающей природной среды Липецкой области (2003 - 2006 гг.)" утвердить "Региональный план действий по гигиене окружающей среды в Липецкой области на 2003 - 2006 гг." (приложение).

Глава администрации
Липецкой области
О.П.КОРОЛЕВ





Приложение
к распоряжению
администрации области
от 15 октября 2003 г. № 1010-р

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН
ДЕЙСТВИЙ ПО ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2006 ГГ.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Раздел 1. Управление в области гигиены окружающей среды.
1.1. Система информации по гигиене окружающей среды.
1.2. Меры контроля и борьбы.
1.3. Службы гигиены окружающей среды.

Раздел 2. Конкретные вредные факторы окружающей среды.
2.1. Вода.
2.2. Воздух.
2.3. Продукты питания.
2.4. Почва и отходы.
2.5. Химическая безопасность.
2.6. Ионизирующее излучение.
2.7. Электромагнитные поля и излучение.
2.8. Шум.

Раздел 3. Гигиена и безопасность труда.

Раздел 4. Транспорт.

Раздел 5. Приоритетные проблемы гигиены окружающей среды.

Раздел 6. Механизм реализации регионального плана действий по гигиене окружающей среды.

Целями регионального плана действий по охране окружающей среды являются определение приоритетов и разработка мероприятий, направленных на решение актуальных проблем гигиены окружающей среды.
Основной задачей Регионального плана действий по гигиене окружающей среды в Липецкой области на 2003 - 2006 гг. является охрана здоровья настоящего и будущего поколений в области.

РАЗДЕЛ 1. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В области существуют различные системы информации по гигиене окружающей среды:
- данные о санитарном состоянии городов и районов области;
- данные о штатах и кадрах санитарно-профилактических учреждений;
- демографическая информация;
- данные об инфекционных и паразитарных заболеваниях;
- данные о профилактических прививках против инфекционных заболеваний;
- экстренная информация о зарегистрированных особо опасных инфекционных заболеваниях, вспышках инфекционных заболеваний и пищевых отравлений;
- информация о состоянии объектов надзора, данные лабораторных и инструментальных исследований атмосферного воздуха, воды, почвы, продуктов питания;
- нормативно-справочная информация по санитарному законодательству;
- документы руководящих органов Госсанэпиднадзора РФ.
Меры борьбы и контроля с загрязнением окружающей среды населенных мест основываются на законодательстве РФ, санитарных нормах и правилах МЗ РФ, государственных стандартах и др. нормативных документах.
В апреле 1999 г. вступил в силу новый Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Реализация Закона позволит предупредить возникновение и распространение инфекционных и других массовых заболеваний, в целом обеспечить санэпидблагополучие населения области.
После принятия вышеуказанного Закона в соответствии с целевой комплексной программой развития Госсанэпидслужбы России было проведено совершенствование ее структуры.
В центрах госсанэпиднадзора области созданы новые отделения по изучению состояния здоровья населения в связи с факторами среды обитания - отделения социально-гигиенического мониторинга.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением специальных мероприятий, основными из которых являются:
- профилактика заболеваний в соответствии с санэпидобстановкой и прогнозом ее изменения;
- разработка и реализация целевых программ в данной области;
- государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- сертификация продукции и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
- выполнение профилактических мероприятий;
- лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
- государственная регистрация потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, отходов производства и потребления;
- ведение социально-гигиенического мониторинга и др. мероприятия.
Особое внимание в деятельности учреждений госсанэпидслужбы уделяется государственному санитарно-эпидемиологическому надзору как наиболее эффективному методу предупреждения.
Под надзором госсанэпидслужбы области находится более 21431 коммунальных, промышленных, пищевых, детских, подростковых и др. объектов.
Ежегодно службой выдается более 12000 гигиенических заключений по выбору земельных участков под строительство, проводится гигиеническая экспертиза более 200 проектов строительства и реконструкции.
В работе лабораторий госсанэпидслужбы применяются современные инструментальные, физико-химические, микробиологические методы исследования, ежегодно санитарно-химическими лабораториями центров госсанэпиднадзора выполняется более 57618 санитарно-гигиенических исследований.
Ежегодно выполняется 84171 микробиологическое исследование.
Санитарно-токсикологический контроль ведется за качеством продуктов питания, косметической продукцией, продукцией для детей. Ежегодно проводится 1497 исследований по токсикологическим показателям.
Все возрастающие требования к выпускаемой и ввозимой продукции по показателям радиационной безопасности потребовали от лабораторий радиологических отделов внедрение более современных исследований, таких как альфа-спектрометрия, бета-спектрометрия, радиометрия, что позволит оперативно принимать необходимые меры при выявлении нестандартных ситуаций.

АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

Основное влияние на загрязнение атмосферного воздуха в области оказывают предприятия металлургического, топливно-энергетического, строительного комплексов и транспорта. Наиболее остро проблема экологического состояния атмосферного воздуха проявляется в городах, где на относительно незначительной территории сконцентрировано большое количество промышленных объектов, транспорта и более трети всего населения области.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников Липецкой области увеличились на 19,1 тыс. т. В 2002 г. выбросы составили 407,4 тыс. т, или 105% к уровню 2001 г. Увеличение выбросов объясняется ростом промышленного производства.
В 2002 г. предприятиями области выполнено 45 воздухоохранных мероприятий. Так, на коксохимпроизводстве ОАО "НЛМК" выполнено закрытие цикла конечных газовых холодильников коксовых батарей, на ТЭЦ-2 произведена реконструкция горелок.
Для дальнейшего оздоровления атмосферного воздуха необходимо внедрение в производство экологически чистых технологий, систем мониторинга атмосферного воздуха в городах области, дальнейшее оснащение источников выбросов пылегазоочистными установками.
Выбросы от автотранспорта в 2002 г. по сравнению с 2001 г. увеличились на 8,5 тыс. т и составили 165,5 тыс. т в связи с ростом численности машин, в 2002 г. количество автотранспорта составило 221301 единицу.
Проблема защиты атмосферного воздуха от вредных выбросов автотранспорта выросла до уровня неотложных проблем.
Для ее решения необходимо совершенствование транспортной планировки городов, организация безопасного движения, в т.ч. завершение работ по переводу работы светофоров в г. Липецке в режим "зеленая волна", оснащение автомобилей каталитическими нейтрализаторами, улучшение технического обслуживания транспортных средств, создание лаборатории по контролю качества реализуемого моторного топлива, перевод автотранспорта на газ.

ОТХОДЫ

Проблемы негативного влияния на окружающую природную среду отходов производства и потребления являются для Липецкой области актуальными и требующими безотлагательного решения.
В 2002 г. в Липецкой области образовалось 693,759 тыс. т токсичных отходов, что на 1200 тыс. т больше, чем в 2001 г. Из них 38% использовано и обезврежено на предприятиях.
Больше всего образовалось токсичных отходов 4-го класса опасности - 97%, 18,3% - отходов 3-го класса опасности, 1,02% - отходов 2 класса и 0,3% - 1 класса опасности.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 начата работа по ведению государственного кадастра отходов Липецкой области, который включает в себя классификационный каталог отходов Липецкой области, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
Выполнены 2 крупных природоохранных мероприятия:
- завершено строительство корпуса обезвоживания шламов ДП-6 (затраты 60,5 млн. руб.), что позволило сократить размещение 44 тыс. т/год этих отходов на временной площадке, не приспособленной для хранения токсичных отходов;
- построена площадка депонирования ТБО в ОАО "НЛМК" стоимостью 8,8 млн. руб., что позволит захоронить ТБО и отходы, подобные бытовым, и разгрузить городскую свалку "Венера".
Кроме того, на очистных сооружениях ОАО "НЛМК" установлены 5, в работе 3 пресс-фильтра немецкой фирмы "Кляйн" по обезвоживанию осадка сточных вод до 85%, что позволит уменьшить объем утилизированных осадков в 7 раз.
На предприятии ОАО "Елец-кожа" введен в эксплуатацию пресс-фильтр по обезвоживанию осадка очистных сооружений (фугата), благодаря чему объем осадка уменьшается в 10 раз. Данная технология позволит существенно сократить объем вывозимых отходов на городскую свалку.
Специализированными предприятиями Липецкой области: ОАО "Экос-Л", ООО "НПП "Экоспектр", ЗАО "НПП "Химмотолог-М" утилизировано и обезврежено более 95,3 тыс. т отходов, что составляет 20,4% от общего количества обезвреженных токсичных отходов.
Однако на предприятиях остаются накопленные ранее почти 10 млн. т токсичных отходов (из этого количества только 9,2 млн. т, или 96%, размещены на территории ОАО "НЛМК"), работа с которыми ведется очень слабо. За истекший год из них переработано 171 тыс. т отходов, или около 2%.
Для улучшения экологической обстановки необходимо: провести инвентаризацию мест размещения отходов, убрать несанкционированные свалки, разработать проекты и начать строительство полигонов в городах и райцентрах области, внедрять в производство малоотходные и безотходные технологии, вовлекать в процесс переработки накопленные ранее отходы.
В последние годы сложилась крайне неблагоприятная экологическая обстановка в связи с нитратным загрязнением подземных водоносных горизонтов Липецкой области и подтоплением ряда территорий в г. Липецке.
Загрязнение подземных водоносных горизонтов обусловлено интенсивной деятельностью промышленных предприятий и ряда предприятий аграрно-промышленного комплекса (птицефабрики, комплексы КРС, фермы).
По результатам комиссионного обследования (ГУПР и ООС по Липецкой области, УЖКХ администрации области, управления "Липецкмелиоводхоз", ЦГСЭН) установлено, что в области имеется более 30 населенных пунктов с содержанием нитратов в питьевой воде более 100 мг/л, с содержанием нитратов от 45 до 100 мг/л - более 150 населенных пунктов.
На ряде водозаборов г. Липецка и г. Ельца также установлено превышение ПДК по содержанию нитратов.
В связи с этим проводятся мероприятия по улучшению экологической обстановки и ликвидации очагов загрязнения недр. Так, начиная с 1998 г. в Липецкой области ведутся работы по региональной программе "Обеспечение населения Липецкой области питьевой воды". Помимо строительства и ремонта скважин и водопроводных сетей при реализации этой программы большое внимание уделяется охране подземных вод от загрязнения. С этой целью ведутся работы по организации 1-го пояса ЗСО вокруг эксплуатационных скважин, тампонажу и герметизации бездействующих скважин, являющихся потенциальными источниками загрязнения.
Проводится бурение поисковых скважин по выявлению запасов высококачественных подземных вод для сельских населенных пунктов, где в скважинах отмечается превышение ПДК по содержанию нитратов.
К настоящему времени в ряде населенных пунктов (Новая Деревня, Кузьминские Отвержки, Становое и другие) выявлены высококачественные подземные воды, необходимо бурение поисковых скважин в сельских населенных пунктах, где отмечается нитратное загрязнение.
Большое внимание уделяется вопросам мониторинга за состоянием подземных водоносных горизонтов, в процессе которых выявляются источники загрязнения, характеризуется качество подземных вод.
Важнейшей задачей является изучение причин нитратного загрязнения водозаборов гг. Липецка и Ельца.
По предварительно установленным данным прогнозируется рост нитратного загрязнения, в связи с чем необходимо выявить очаги загрязнения с целью их локализации и устранения.
Интенсивная строительная деятельность в городских агломератах, где часто нарушаются нормы градостроительства, приводит к нарушению водного баланса в грунтах и создает угрозу подтопления ряда городских территорий.
Одной из важных является проблема подтопления г. Липецка. По разным оценкам, от 50% до 70% городской территории оказалось практически подтопленной. По состоянию на 2000 г. общая площадь подтопления составила 15 км2, причем этот процесс активизируется с каждым годом.

ВОДА

Территория Липецкой области изрезана густой сетью рек, относящихся к бассейну р. Дон. Всего в нашей области 629 водотоков, из них только 3 реки относятся по своей протяженности к средним рекам, остальные - к малым и мельчайшим.
Расход воды в малых реках незначителен, поэтому влияние на них неочищенных промышленных стоков особенно заметно. В области большинство молочных и спиртовых заводов расположены на берегах именно малых рек, таких как Чернава, Лукавка, Рыхотка и т.д. По данным за 2002 г., в этих реках отмечено превышение норм по БПК (биологическому потреблению кислорода) от 1,5 до 4 ПДК, в р. Лукавка ниже Хворостянского цеха молокопереработки ГСХ "Петровский" содержание железа достигает 12 ПДК, азота аммонийного - до 34 ПДК.
В 2002 г. в поверхностные водные объекты области было сброшено 190,68 млн. м3 сточных вод. Из них очистные сооружения прошло 170,13 млн. м3, или 88% от сброшенных. В то же время очищено до установленных нормативов было только 33,35 млн. м3, или 18%, остальные 136,78 млн. м3 сброшены как недостаточно очищенные из-за неэффективности работы очистных сооружений. Основными причинами являются физическое и моральное старение сооружений, их перегрузка и недостаточность финансирования для проведения реконструкции и строительства новых очистных сооружений.
На объединенных очистных сооружениях г. Липецка и ОАО "НЛМК" из-за прекращения работ по реконструкции на протяжении ряда лет очистка стоков не соответствует требованиям "Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами". Так, в стоках ОКОС, сбрасываемых в р. Воронеж, содержание органических веществ по БПК превышает нормы в 10 и более раз, нефтепродуктов в 2 - 4 раза, азота аммонийного в 20 раз, нитратов в 8 раз, фенолов и меди до 3 раз и т.д.
В г. Ельце очистные сооружения построены в 1975 г., по проекту их мощность - 64 тыс. м3/сут., фактически - 23 тыс. м3/сутки. В 2002 г. на очистку поступало 44 тыс. м3/сут. Осадок сточных вод, около 500 тыс. т, складируется в водоохранной зоне р. Б.Сосна, что угрожает безопасности реки. Иловые карты требуют срочного ремонта.
В г. Усмани очистные сооружения построены в 1983 г. Технология очистки устарела, некоторые элементы ОС исключены из работы, так как требуют ремонта. Проектная мощность - 1,8 тыс. м3/сут., фактическая нагрузка - 2,4 тыс. м3/сут. Один работающий биофильтр из двух имеющихся не справляется с очисткой, механическая очистка работает неудовлетворительно из-за перегрузки отстойников, и в результате в р. Усмань сбрасываются недостаточно очищенные воды, что приводит к загрязнению реки.
В г. Задонске очистные сооружения построены в 1981 г. Из-за отсутствия резервной нитки напорного канализационного коллектора происходят частые несанкционированные сбросы сточных вод в р. Дон. Для прекращения аварийных сбросов требуется реконструкция перекачивающейся канализационной насосной станции и строительство напорного коллектора на очистные сооружения.
В райцентрах Волово, Добринка, Доброе, Долгоруково, Измалково необходимо проектирование и строительство канализационных сетей и очистных сооружений. В с. Хлевное и пос. Л. Толстой необходимо закончить строительство очистных сооружений.
Анализ сточных вод, сбрасываемых молочными и сырзаводами, показывает постоянное превышение норм ПДК для рыбохозяйственных водоемов: по ВПК до 5 - 500 раз, нитратам - до 2,5 раза, азоту аммонийному - до 50 раз, фосфатам - до 170 раз, содержание жиров достигает 639 мг/л при норме "отсутствие". В то же время очистные сооружения на этих предприятиях отсутствуют или находятся в нерабочем состоянии. Так, очистные сооружения для Чернавского маслосырзавода были заложены в проекте реконструкции завода и строились с 1991 г. Новое производство вступило в строй в 1995 г., а очистные сооружения не построены до настоящего времени.
На Тербунском сыродельном заводе очистные сооружения находятся в нерабочем состоянии - почти полностью разрушены, и сточные воды самотеком без очистки сбрасываются в р. Олымчик.
На ОАО "Лакто" в пос. Добринка очистные сооружения не работают, и сточные воды без всякой очистки сбрасываются в болото и далее в р. Плата.
Из-за отсутствия очистных сооружений сбрасывают загрязненные сточные воды в поверхностные водоемы Становлянский маслодельный завод, Октябрьский филиал Усманского маслосырзавода.
Требуется реконструкция очистных сооружений Данковского, Лев-Толстовского, Воловского молочных заводов. Велось строительство новых очистных сооружений в с. Долгоруково, сейчас приостановлено.
Для решения вопроса прекращения сброса в поверхностные водные объекты навозосодержащих стоков необходимо провести инвентаризацию навозонакопителей и определить размеры земледельческих полей орошения сточными водами.
Сброс неочищенных ливневых вод с территории городов также вносит большую лепту в загрязнение поверхностных водоемов нашей области, т.к. автомобильный парк городов увеличивается с каждым годом, соответственно растет количество нефтепродуктов в ливневых водах. Для решения вопроса очистки ливневых сточных вод необходимо провести инвентаризацию выпусков ливневых стоков и начать проектирование централизованной сети ливневой канализации, т.к. в водах рек области наметилось заметное увеличение содержания нефтепродуктов с 0,02 - 0,03 до 0,04 - 0,05 мг/л.
Городское строительство в черте г. Липецка ведется без учета правил хозяйственной деятельности в водоохранной зоне р. Воронеж. Необходимо закончить проектирование водоохранной зоны р. Воронеж, нанести ее границы на генплан г. Липецка.
В последние годы остро встал вопрос о расчистке русла р. Воронеж от жестких водорослей в районе Петровского моста. Расчистка проводилась неоднократно, однако зарастание продолжается. Без установления причин распространения водорослей ликвидировать эту проблему невозможно.

2.5. ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Химическая безопасность населения гарантируется Федеральными законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (от 30.03.1999 № 52), "О промышленной безопасности основных производственных объектов" (от 21.07.1997 № 116-ФЗ) и др.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 имеет номер 52-ФЗ, а не номер 52.
   ------------------------------------------------------------------

В 1992 г. в России организован реестр потенциально опасных химических и биологических веществ, осуществляется ведение Федерального реестра и государственной регистрации химических веществ по единой для России системе.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
По вопросу, касающемуся государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ, см. "Инструкцию о порядке государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ", утвержденную Минприроды РФ № 37-2-7/435, Госкомсанэпиднадзором РФ № 01-19/22-22 от 25.05.1993.
   ------------------------------------------------------------------


СВИНЕЦ

Основным показателем воздействия свинца на здоровье детей является уровень его содержания в крови. В области проведено выборочное обследование детей 5 - 7-летнего возраста, посещающих дошкольные учреждения, расположенные вблизи тракторного завода, ЛТЗ и НЛМК, которые наряду с автотранспортом являются источниками загрязнения окружающей среды свинцом. Всего было обследовано 174 человека. Для оценки уровня содержания свинца в крови детей использовались принятые в США официальные нормативы. Полученные данные свидетельствуют о наличии воздействия свинца низкой интенсивности, вместе с тем у 4,6% детей отмечено содержание свинца выше ориентированного безопасного уровня (9,9 мкг/дл), а максимальный уровень составил 13,8 мкг/дл.
Мероприятиями по снижению выбросов свинца в окружающую среду в городах области запрещено использование автотранспортом этилированного бензина, что позволило снизить степень загрязнения атмосферного воздуха свинцом на автомагистралях г. Липецка.

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА.
ПОЛИХЛОРИРОВАННЫЕ БИФЕНИЛЫ (ПХБ)

В субъектах Российской Федерации на промышленных предприятиях и резерве находится более 200 единиц конденсаторов и трансформаторов, в которых содержится около 18 т ПХБ-содержащих масел.
Эта проблема актуальна для Липецкой области. В области проведена инвентаризация имеющегося оборудования, содержащего ПХБ, и определено количество их.
ОАО "НЛМК" и ООО "НПП "Экоспектр" в течение 2 лет разработали и внедрили сквозные технологии:
- по уничтожению корпусов совтоловых конденсаторов на специализированной установке путем промывки их специальным имеющимся раствором в замкнутом оборотном цикле;
- по уничтожению жидких ПХБ отходов в фурменной зоне доменной печи № 2;
- по обезвреживанию электротехнической части трансформаторов путем погружения ее в сборе в спай расплавленного металла электродуговой печи в электросталеплавильном цехе. По указанным технологиям уничтожено 190,0 т совтола, обезврежено 104 корпуса трансформаторов. В 2002 г. приступили к освоению технологии обезвреживания совтоловых конденсаторов.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПОЛЯ

1. Электромагнитные поля радиочастотного диапазона, создаваемые теле-, радиопередающими центрами, радиолокаторами, системами сотовой и спутниковой связи, воздушными линиями электропередачи. В области под надзором порядка 140 таких объектов. 60% из них находятся в зоне жилой застройки.
Несмотря на то, что каждый объект имеет санитарный паспорт и ежегодно проводится лабораторный контроль уровней напряженности электромагнитного поля и плотности потока энергии, этот фактор остается одним из опасных как для населения, так и для окружающей среды.
2. В последние годы прибавился еще один источник электромагнитного поля - персональные компьютеры. С бурным развитием и внедрением их в быт, работу, обучающий процесс компьютерная техника является опасным электромагнитным фактором низкочастотного и высокочастотного диапазона.
Постановлением главного государственного санитарного врача по Липецкой области была введена санитарная паспортизация помещений с персональными компьютерами.
В настоящее время с внедрением в общеобразовательные школы современных персональных компьютеров и заменой устаревшей техники на новую снижен процент рабочих мест, не отвечающих санитарным требованиям, с 11% до 4%.
Контроль за уровнями воздействия искусственных ЭМП в населенных пунктах и на объектах области проводят: лаборатория ЭМП и ДФФ областного ЦГСЭН, группа замеров физических факторов ЦГСЭН в г. Липецке и г. Ельце.

ШУМ

Основным источником шума в жилой среде населенных пунктов является транспорт.
Существующие контрольные точки на шумоопасных улицах и перекрестках города позволяют оценить интенсивность воздействия шума, создаваемого автотранспортом, и использовать лабораторные исследования при пуске в эксплуатацию новых домов, проведение защитных мероприятий по шумозащите.
В г. Липецке непостоянный (эквивалентный) уровень шума составляет в среднем 70 - 82 дБА. Около 30% измерений не отвечают гигиеническим нормативам.
Для качественного проведения лабораторного контроля электромагнитных излучений и их оценки, а также для составления шумовой карты и карты электромагнитной обстановки города необходимо обеспечить специалистов, занимающихся данной проблемой, надлежащим оборудованием - использовать в работе персональный компьютер, компьютерные программы и измерительную аппаратуру.

ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ

В России регулирование радиационной безопасности и защита населения от воздействия загрязняющих веществ регламентируются Федеральными законами:
- "О радиационной безопасности населения" (1996);
- "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999);
- "Об использовании атомной энергии" (1999).
На основе указанных законов разработаны и утверждены "Нормы радиационной безопасности" (НРБ-99, СП 2.6.1.758-99), регламентирующие требования законов в форме основного дозового предела, допустимого уровня воздействия ионизирующих излучений и других требований по ограничению облучения человека.
Санитарно-гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности персонала и населения, методы обеспечения основных дозовых пределов и некоторые производные нормативы (мощности эквивалентной дозы, допустимые уровни поверхностного загрязнения, допустимые удельные активности радионуклидов в различных средах) изложены в "Основных санитарных правилах обеспечения радиационной безопасности" (ОСПОРБ-99).
Отдельные вопросы обеспечения радиационной безопасности при транспортировании радиоактивных веществ, обращении с радиоактивными отходами, использовании ионизирующих излучений в отдельных отраслях производства, науки и медицины регламентированы несколькими десятками санитарно-гигиенических правил, норм и гигиенических нормативов.
Радиационная обстановка на территории Липецкой области обусловлена техногенными, аварийными (последствия ЧАЭС) и естественными источниками ионизирующего излучения, которые представлены:
- деятельностью предприятий, использующих ИИИ, - 0,07%;
- глобальными выпадениями - 1,72%;
- естественными источниками - 66,06%;
- медицинскими исследованиями - 32,15%.
Основные источники облучения населения Липецкой области и обусловленные ими эффективные эквивалентные дозы:

   ------------------------------------T----------------------------¬

¦ Источники излучения ¦ Доза, мкЗв/год ¦
¦ ¦ Липецкая область ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦1. Природные ¦ 2412 ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦2. Медицинские ¦ 1173,55 ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦3. Профессиональное облучение ¦ 2,58 ¦
+-----------------------------------+----------------------------+
¦4. Последствия аварии на ЧАЭС ¦ ¦
¦(на загрязненных территориях) ¦ 62,62 ¦
L-----------------------------------+-----------------------------


Внутреннее облучение населения области от потребления продуктов питания, питьевой воды составляет ниже российского, но существует проблема завоза, особенно продуктов питания с высокой концентрацией радионуклидов. Были случаи завоза в Липецкую область черники, клюквы, грибов из республики Беларусь.
Определенным источником радиационной опасности является также металлолом. Основную часть выявленных в металлоломе источников ионизирующего излучения составляют источники из различных радиоизотопных приборов и изделий. В отдельных случаях в металлоломе обнаруживались радиоактивные источники с предприятий, эксплуатирующих источники ионизирующего излучения.
В настоящее время актуальна проблема содержания радионуклидов цезия-137, стронция-90 в продукции лесного хозяйства. В результате различных радиационных аварий, а также испытаний ядерного оружия около 3,5 млн. га лесов подверглось радиоактивному загрязнению. В 23-х субъектах Российской Федерации с частично загрязненным радионуклидами лесным фондом заготавливается до 14% объема всей древесины. Этот фактор создает дополнительное внешнее и внутреннее облучение населения при заготовке и использовании продукции леса.
Также остро встает проблема облучения населения Липецкой области от естественных источников - 65,2%. В связи с этим необходимо осуществление радиационно-гигиенического мониторинга в эксплуатируемых зданиях, строящихся, а также на первых этажах домов, как наиболее потенциально опасных помещениях. Санитарная служба ведет контроль по радону в воздухе, но требуется вести контроль и продуктов его распада, в частности торона.
Второй по величине вклад в суммарную дозу облучения населения вносит применение источников ионизирующей радиации в медицинских целях - 32,5%, среди которых главным дозообразующим фактором была и остается рентгендиагностика.
В последнее время отмечается постоянный спад ежегодно проводимых рентгенологических исследований. В основном это связано с двукратным сокращением частоты профилактических флюорографических обследований населения, что явилось следствием сверхрадикальных мер по "упорядочению" массового скрининга туберкулеза. Однако в перспективе здравоохранение вынуждено будет восстанавливать систему массового флюорографического скрининга в прежних или даже в больших объемах. Существует опасность, что устаревший парк рентгендиагностической аппаратуры в Липецкой области не будет своевременно обновлен современными низкодозовыми установками, и средняя доза медицинского облучения населения неизбежно увеличится в 1,5 и более раз. Из 188 аппаратов, используемых в лечебно-профилактических учреждениях Липецкой области, 20 аппаратов выпущены до 1980 года, 103 аппарата имеют годы выпуска с 1981 по 1990, 61 аппарат - 1991 - 2000 годы выпуска, и всего два аппарата выпущены после 2000 года.
Оценить и проанализировать дозы облучения населения Липецкой области позволяет радиационно-гигиеническая паспортизация, но этого недостаточно. Необходимо увеличить объем исследований для ведения радиационного мониторинга от естественных источников.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
По вопросу, касающемуся порядка ведения радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий, см. Приказ Минздрава РФ № 239, Госсанэпиднадзора РФ № 66, Госкомэкологии РФ № 288 от 21.06.1999.
   ------------------------------------------------------------------

ФГУ ЦГСЭН в Липецкой области проводится работа с 2001 года по содержанию радона в воздухе жилых помещений с представлением данных в форме Федерального статистического наблюдения № 4-ДОЗ. В 2002 году на содержание радона проведено около тысячи исследований в жилых помещениях.
Проводится работа по исследованию пищевых продуктов из 75 населенных пунктов, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС (исследуются пробы молока, картофеля, грибов на содержание цезия-137 и стронция-90), с последующими расчетами доз внутреннего облучения населения.

ГИГИЕНА И БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА

В Липецкой области более 84,1 тыс. человек работают в контакте с вредными производственными факторами, в т.ч. более 24,3 тыс. женщин.
В условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам, работают 42948 тыс. человек, в т.ч. 10655 тыс. женщин, из них под воздействием повышенных уровней:

   ----------------------T------------------------T------------------¬

¦ ¦ Всего работающих ¦ Женщин ¦
¦ +-----------T------------+------T-----------+
¦ ¦Абсолютное ¦ Уд. вес ¦Абсол.¦ Уд. вес ¦
¦ ¦количество ¦ от общей ¦кол-во¦ от общей ¦
¦ ¦ ¦численности ¦ ¦численности¦
¦ ¦ ¦ в % ¦ ¦ ¦
+---------------------+-----------+------------+------+-----------+
¦Шума ¦ 32048 ¦ 18,3 ¦ 7514¦ 10,9 ¦
+---------------------+-----------+------------+------+-----------+
¦Вибрации ¦ 3552 ¦ 2 ¦ 798¦ 1,2 ¦
+---------------------+-----------+------------+------+-----------+
¦Запыленности ¦ 19002 ¦ 10,9 ¦ 4261¦ 6,2 ¦
+---------------------+-----------+------------+------+-----------+
¦Загазованности ¦ 10616 ¦ 6,1 ¦ 2121¦ 3,1 ¦
+---------------------+-----------+------------+------+-----------+
¦Неионизирующих ¦ 9522 ¦ 5,4 ¦ 1131¦ 1,6 ¦
¦излучений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-----------+------------+------+-----------+
¦Заняты тяжелым трудом¦ 2739 ¦ 1,6 ¦ 256¦ 0,4 ¦
L---------------------+-----------+------------+------+------------


Остается высоким удельный вес нестандартных лабораторных исследований:

   ------------------------------T-----------------------T----------¬

¦ ¦ Липецкая область ¦ РФ ¦
¦ +-----------T-----------+----------+
¦ ¦ 2002 г. ¦ 2001 г. ¦ 2001 г. ¦
+-----------------------------+-----------+-----------+----------+
¦Пары и газы ¦ 2,1 ¦ 2,6 ¦ 6,08 ¦
+-----------------------------+-----------+-----------+----------+
¦Пыль и аэрозоли ¦ 20,6 ¦ 17,3 ¦ 15,9 ¦
+-----------------------------+-----------+-----------+----------+
¦Освещенность ¦ 16,7 ¦ 17,2 ¦ 22,32 ¦
+-----------------------------+-----------+-----------+----------+
¦Шум ¦ 35,1 ¦ 42,6 ¦ 27,95 ¦
+-----------------------------+-----------+-----------+----------+
¦Вибрация ¦ 13,1 ¦ 10,6 ¦ 16,06 ¦
+-----------------------------+-----------+-----------+----------+
¦Микроклимат ¦ 24,2 ¦ 20,1 ¦ 16,78 ¦
+-----------------------------+-----------+-----------+----------+
¦ЭМП ¦ 26,1 ¦ 30,5 ¦ 21,31 ¦
L-----------------------------+-----------+-----------+-----------


Неудовлетворительные условия труда приводят к развитию профессиональных и производственно обусловленных заболеваний.
Уровень профессиональной заболеваемости по области выше среднереспубликанского с тенденцией к росту, смотрите диаграмму № 1.

Диаграмма № 1

Профессиональная заболеваемость трудящихся
Липецкой области в сравнении с РФ
(показатель на 10000 работающих) <*>

   -------------------------------

<*> Не приводится.

Однако и этот уровень не отражает истинного положения дел, т.к. имеет место недовыявление профессиональных заболеваний.
Охват профилактическими медицинскими осмотрами трудящихся, подвергающихся воздействию вредных производственных факторов, растет (см. диаграмму № 2), однако ПМО не выполняют основной функции выявления начальных признаков заболеваний.
Удельный вес хронических профзаболеваний, выявленных в ходе медосмотра, остается ниже федерального показателя (2000 г. - 56,75%) (см. диаграмму № 3).

Диаграмма № 2

Охват ПМО (%)

   ---T--------T--------T--------T--------T--------T--------T--------¬

100¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
   ---+        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦

80¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
   ---+   84,3 ¦   89   ¦   90,6 ¦   91,4 ¦   93   ¦   94,7 ¦   95   ¦

60¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
   ---+        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦

40¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
   ---+        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦

20¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
   ---+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+

¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ 2001 ¦ 2002 ¦
L--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------


Диаграмма № 3

Удельный вес профзаболеваний, выявленных в ходе ПМО (%)

   ---T--------T--------T--------T--------T--------T--------T--------¬

100¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
   ---+        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦

80¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
   ---+        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦

60¦ 62,6 ¦ 67,1 ¦ 55,6 ¦ 46,7 ¦ 37,5 ¦ 43,8 ¦ 55,8 ¦
   ---+        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦

40¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
   ---+        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦

20¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
   ---+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+

¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ 2001 ¦ 2002 ¦
L--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------


Ведущими факторами в возникновении профзаболеваний являются:
пыль - 33,2% случаев;
другие физические факторы
(шум, вибрация, низкие температуры) - 35,4%;
психофизиологические факторы - 23,1%;
биологические факторы - 1,3%.
Наибольший удельный вес профзаболеваний приходится на:
механизаторов сельского хозяйства (22,7%);
работников литейных цехов (19,3%);
водителей автотранспорта (10,4%);
животноводов (8,7%);
газоэлектросварщиков (3,3%).
На долю женщин в области приходится 33,8% всех профзаболеваний, удельный вес женщин фертильного возраста среди заболевших составляет 40%, что представляет реальную угрозу здоровью будущих поколений.
В структуре заболеваемости с ВУТ преобладают болезни органов дыхания - 39% (по данным за 2001 г.), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани - 13%, травмы и отравления - 10%, болезни системы кровообращения - 8,9%, болезни органов пищеварения - 6,4%, т.е. нозологии, в развитии которых нельзя исключить действие вредных производственных факторов, характерных для Липецкой области.

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Целью государственной политики в области здорового питания является сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием, в том числе с использованием загрязняющих и инфицированных продуктов питания. Основной задачей является создание законодательной и материальной базы, обеспечивающей производство в необходимых объемах продовольственного сырья и пищевых продуктов, высокое качество и безопасность пищевых продуктов, пропаганду среди населения принципов рационального, здорового питания, постоянный контроль за состоянием питания населения. Согласно Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999 г.) одной из задач, решаемых органами госсанэпиднадзора, является предупреждение загрязнения среды обитания и пищевых продуктов контаминантами различной природы, контроль за соответствием продуктов питания критериям безопасности.
Главой администрации Липецкой области 15 октября 1999 г. одобрена "Концепция государственной политики в области здорового питания населения Липецкой области на период до 2005 г.".
В основу показателей безопасности продуктов питания в соответствии с СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования к безопасности пищевых продуктов и пищевой ценности" положены требования по ограничению в пищевых продуктах и продовольственном сырье допустимых уровней содержания основных групп опасных для здоровья человека веществ химического, биологического и радиологического происхождения.
К основным регламентируемым загрязнителям относятся токсичные металлы (свинец, кадмий, ртуть, олово и др.), мышьяк, пестициды и их метаболиты, нитраты, нитриты, полициклические углеводороды, фтористые соединения, стимуляторы роста сельскохозяйственных животных, а также органические и неорганические соединения, мигрирующие в пищевые продукты из упаковочных материалов, показатели биологического происхождения - бактерии и их токсины, микотоксины, гельминты.
Химическое загрязнение продуктов питания. В Липецкой области содержание химических веществ в продуктах питания превышает гигиенические нормативы в 0,65% исследованных образцов. Нитраты, являясь естественным составным компонентом растений, присутствуют в количествах, превышающих гигиенические нормативы, в 0,7% проб. Наиболее часто химические показатели в недопустимых концентрациях обнаруживаются в животных и растительных продуктах, мясе и мясопродуктах, продуктах детского питания.
Пестициды. В течение последних трех лет в продуктах питания не обнаруживаются пестициды с превышением нормативного уровня. Количество проб продуктов питания, содержащих пестициды, составляет 1,9%. Наиболее часто в продуктах питания обнаруживаются ДДТ и его метаболиты (1,1%) и гексахлорциклогексан и его изомеры (0,8%).
Микотоксины. В течение последних лет в исследованных пробах не обнаруживаются микотоксины.
Микробное загрязнение продуктов питания. За последние 5 лет не прослеживается тенденция к улучшению ситуации по микробиологической загрязненности продуктов питания. Произошло увеличение удельного веса проб с превышением гигиенических нормативов по мясу и мясопродуктам с 2,8% до 4,6%, по птице и продуктам ее переработки с 4,4% до 9,9%, по овощам и бахчевым с 5% до 12%. В целом количество проб, неудовлетворительных по микробиологическим показателям, с 1996 по 2002 г. не изменилось и составило 5,1%.
Особое внимание обращает на себя группа животных и растительных продуктов, так как на протяжении 5 месяцев она
продолжает оставаться худшей в микробиологическом отношении.
По данным санитарно-эпидемиологической службы, 14,2% предприятий пищевой промышленности, 0,7% общественного питания и 3,5% торговли не соответствуют гигиеническим правилам и нормативам.
Развитие малого бизнеса сформировало приход в производство продуктов питания людей, не имеющих специального образования, что отрицательно сказывается на уровне качества и безопасности продукции. Повсеместной проблемой остается упорядочение уличной торговли продуктами питания, а также торговли на оптовых, мелкооптовых и колхозных рынках, особенно в жаркое время года.
Йод. В Липецкой области существует недостаточность йода, что негативным образом отражается на состоянии здоровья населения. В целях охраны здоровья населения приняты постановление главы администрации Липецкой области № 424 от 18.08.1997 "О профилактике йоддефицитных состояний", постановления главного государственного санитарного врача по Липецкой области "О дополнительных мерах по профилактике йоддефицитных состояний", "О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода и других микронутриентов". Эти постановления регламентируют обеспечение населения йодированной солью, расширение информирования населения о мерах профилактики заболеваний, связанных с дефицитом йода.
Администрацией Липецкой области, совместно с органами госсанэпиднадзора, в плане мероприятий по реализации "Концепции государственной политики в области здорового питания населения Липецкой области на период до 2005 г." предусмотрены мероприятия по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода и других микронутриентов.
Приняты меры по введению в обязательный ассортимент предприятий торговли поваренной пищевой йодированной соли и снабжению ею детских дошкольных, образовательных, образовательно-оздоровительных и санаторно-оздоровительных учреждений.
Необходимо продолжить дальнейшую работу среди населения по разъяснению вопросов профилактики заболеваний, связанных с дефицитом йода и других микронутриентов, с использованием средств массовой информации.
Продукты питания и состояние здоровья населения. Инфицированные продукты питания могут явиться причиной ряда инфекционных заболеваний, в том числе таких, как сальмонеллез, дизентерия, кампилобактериоз и др.
В течение ряда лет в результате проводимой работы в области не регистрируются вспышки острых кишечных инфекций с пищевым путем передачи и пищевые отравления, связанные с продукцией предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли.
Пищевые отравления. В 2002 г. зарегистрировано 6 случаев пищевых отравлений в быту, пострадали 9 человек, умер 1 (от отравлений грибами пострадали 6 человек, умер 1; от ботулизма - 3 человека).

РАЗДЕЛ 4. ТРАНСПОРТ

В течение последних 10 лет количество транспортных средств значительно возросло как в России, так и в области.
Парк автомобилей возрос в 3 раза. Вместе с тем темпы развития дорог, в т.ч. с твердым покрытием, значительно меньше, что привело к загрязнению дорог.
Транспорт - один из крупнейших загрязнителей атмосферного воздуха и является источником шума.
Выбросы загрязняющих веществ транспортными средствами в целом по области в 2002 г. составляют 28,9% от общего объема выбросов. Автомобильным транспортом в год выбрасывается 165,5 тыс. т загрязняющих веществ, в т.ч. окиси углерода - 130911 тыс. т, углеводородов - 14728 тыс. т, двуокиси азота - 15269 тыс. т, сажи - 2,877 т.
Переход на неэтилированный бензин в области позволил снизить концентрацию свинца в атмосферном воздухе до концентрации ниже ПДК.
Загрязнению атмосферного воздуха способствует и низкий уровень экологических характеристик эксплуатируемого автомобильного парка.
Проводимые исследования воздуха в г. Липецке на основных магистралях - площадь Героев, пл. Театральная, пл. Мира - показали превышение ПДК по окиси углеводорода в 1,6 раз, двуокиси азота в 3,3 - 6,6 раза, формальдегида - 2 раза, акролеину - 2 - 7 раз.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

В Липецкой области демографическая ситуация характеризуется процессом естественной убыли населения, связанным с ростом смертности при незначительном увеличении рождаемости, снижением ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
За последние 5 лет численность населения Липецкой области сократилась почти на 19 тыс. человек. Снижение численности населения отмечено на 18 территориях области, кроме г. Липецка и Грязинского р-на. Но и на этих территориях рост численности населения в значительной мере обусловлен миграционным приростом.
В 2002 году, по предварительным данным областного комитета государственной статистики, произошел рост рождаемости. Общий коэффициент рождаемости (ОКР) составил 8,6 на 1000 населения против 7,9 в 2001 году (рост составил 8,8%).
Продолжался рост и общей смертности населения. Общий коэффициент смертности (ОКС) вырос с 17,0 в 2001 году до 17,4 на 1000 населения в 2002 году, или на 2,4%, а за последние пять лет рост составил 16,8% (ОКС в 1998 году - 14,9). Естественная убыль населения области составила в 2002 году, по предварительным данным, 8,8, что меньше, чем в 2001 году (9,1).
Среди основных причин смерти в 2002 году, как и в предыдущие годы, ведущее место занимали болезни системы кровообращения - 66,6% (в 2001 году - 67,4%), травмы и отравления - 12,2% (в 2001 году - 12,8%), злокачественные новообразования - 10,6% (в 2001 году - 11,5%). Удельный вес основных причин смерти в общей смертности в 2002 году сократился. Младенческая смертность снизилась с 13,1 на 1000 родившихся живыми в 2001 году до 10,7 в 2002 году, или на 18,3%.

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Заболеваемость населения области характеризуется стабильно высокими показателями по сравнению с показателями по Российской Федерации, в области наблюдается постоянный ее рост. Уровень общей заболеваемости взрослого и подросткового населения Липецкой области (по среднегодовой заболеваемости за 1991 - 2000 гг.) превышает среднереспубликанский уровень в 1,11 и 1,09 раза соответственно, и уровень впервые выявленной заболеваемости превышает среднереспубликанский уровень у взрослого населения в 1,11 раза, у подростков - в 1,22 раза и у детей - в 1,02 раза.
Небольшое снижение заболеваемости взрослого и детского населения области в 2000 году не имело стабилизации, и в 2001 году отмечен рост во всех возрастных группах: среди детского населения 0 - 14 лет рост общей заболеваемости составил 2,4%, подростков 15 - 17 лет - 0,9% и взрослого населения (18 лет и старше) - 4,2%. Уровень общей и впервые выявленной заболеваемости (по среднегодовой заболеваемости за 1991 - 2001 гг.) взрослого населения превышает среднереспубликанский уровень в 1,12 раза, подросткового - соответственно в 1,10 и 1,22 раза.
Рост заболеваемости у детского населения произошел по большинству классов болезней, в т.ч. наибольший рост по болезням системы кровообращения - на 51,4%, крови и кроветворных органов - на 40,6%, симптомам, признакам, отклонениям от нормы - на 30,3% и т.д.
Самыми неблагополучными территориями области, выявленными на основе ранжирования среднемноголетней общей заболеваемости по среднеобластному показателю за 1988 - 2001 гг., являются:
- среди взрослого населения - г. Липецк;
- среди детей 0 - 14 лет - гг. Липецк, Елец и Лебедянский район;
- среди подростков - г. Липецк и Лебедянский район (за 1991 - 2001 гг.).
По среднерайонному показателю:
- среди взрослого населения - Задонский, Краснинский, Лебедянский и Хлевенский р-оны;
- среди детей - Данковский, Задонский и Лебедянский р-оны;
- среди подростков - Грязинский, Лебедянский и Усманский районы.
Учитывая сложившееся положение, с целью определения первоочередных и приоритетных мероприятий по улучшению состояния здоровья населения области от окружающей человека среды считали бы целесообразным проведение комплексной научно-исследовательской работы по изучению влияния факторов среды обитания с разработкой оздоровительных мероприятий с привлечением одного из ведущих научных центров России.

ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО ГИГИЕНЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА 2002 - 2003 ГГ.

   ------------------------------------------------------------------¬

¦ 1. Постановления главы администрации области ¦
+----------------------------------T---------T--------------------+
¦1.1. На заседание межведомственной¦2003 г. ¦Управление труда и¦
¦комиссии по охране труда вынести¦ ¦занятости населения ¦
¦вопрос "О состоянии условий труда¦ ¦ ¦
¦и профессиональной заболеваемости¦ ¦ ¦
¦на предприятиях тракторного и с/х¦ ¦ ¦
¦машиностроения" ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------+--------------------+
¦ 2. Основные нормативно-методические документы ¦
+----------------------------------T---------T--------------------+
¦2.1. Внедрить в работу: ¦2002 - ¦Управление труда и¦
¦- 8.2.2.755-99 "Гигиенические¦2003 гг. ¦занятости населения ¦
¦критерии..."; ¦ ¦ ¦
¦- СП 1.1.1058-01 "Организация и¦ ¦ ¦
¦проведение производственного¦ ¦ ¦
¦контроля..." ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------+--------------------+
¦2.2. Потребовать от ведомственных¦2003 г. ¦Управление труда и¦
¦лабораторий постепенного перехода¦ ¦занятости населения ¦
¦на определение среднесменных¦ ¦ ¦
¦концентраций вредных веществ в¦ ¦ ¦
¦воздухе рабочей зоны ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------+--------------------+
¦2.3. Приобрести аппаратуру для¦ ¦Комитет экологии¦
¦замера уровней: ¦ ¦администрации ¦
¦- ультразвука; ¦ ¦области совместно с¦
¦- инфразвука; ¦ ¦ЦГСЭН в Липецкой¦
¦- УФ-излучения; ¦ ¦области ¦
¦- постоянных магнитных полей ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------+--------------------+
¦ 3. Совершенствование службы гигиены окружающей среды ¦
+----------------------------------T---------T--------------------+
¦3.1. Методическое обеспечение ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------+--------------------+
¦Разработать научно-методические¦2003 - ¦ЦГСЭН в Липецкой¦
¦подходы и мероприятия по повышению¦2005 гг. ¦области ¦
¦уровня оперативного контроля и¦ ¦ ¦
¦надзора за динамикой воздействия¦ ¦ ¦
¦приоритетных загрязнителей и¦ ¦ ¦
¦факторов среды обитания за¦ ¦ ¦
¦показателями заболеваемости и¦ ¦ ¦
¦смертности населения ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------+--------------------+
¦Разработка методологических¦2003 - ¦УЗО администрации¦
¦принципов расчетов фоновых уровней¦2005 гг. ¦области совместно¦
¦при оценке риска здоровью на¦ ¦с ЦГСЭН в Липецкой¦
¦популяционном уровне ¦ ¦области ¦
+----------------------------------+---------+--------------------+
¦Разработка методических приемов и¦2003 - ¦УЗО администрации¦
¦внедрение региональных механизмов¦2005 гг. ¦области совместно¦
¦по минимизации экономического¦ ¦с ЦГСЭН в Липецкой¦
¦ущерба от вредного влияния¦ ¦области ¦
¦антропотехногенных факторов среды¦ ¦ ¦
¦обитания на здоровье населения ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------+--------------------+
¦Внедрить систему мониторинга за¦2003 - ¦УЗО администрации¦
¦структурой и качеством питания, в¦2005 гг. ¦области совместно¦
¦т.ч. по содержанию в продуктах¦ ¦с ЦГСЭН в Липецкой¦
¦питания пестицидов, тяжелых¦ ¦области ¦
¦металлов, нитратов, патогенных¦ ¦ ¦
¦микроорганизмов ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------+--------------------+
¦Создать банк данных о факторах¦2003 - ¦Комитет экологии¦
¦окружающей среды, приоритетных¦2005 гг. ¦администрации ¦
¦загрязнителях в области ¦ ¦области совместно с¦
¦ ¦ ¦ЦГСЭН в Липецкой¦
¦ ¦ ¦области ¦
+----------------------------------+---------+--------------------+
¦Продолжить ведение мониторинга за¦2003 - ¦УЗО администрации¦
¦смертностью и экологически¦2005 гг. ¦области совместно с¦
¦зависимой заболеваемостью¦ ¦ЦГСЭН в Липецкой¦
¦населения области и формирования¦ ¦области ¦
¦банка данных по этим вопросам.¦ ¦ ¦
¦Продолжить ведение мониторинга за¦ ¦ ¦
¦состоянием среды обитания и¦ ¦ ¦
¦формированием банка данных за¦ ¦ ¦
¦состоянием среды обитания,¦ ¦ ¦
¦приоритетным для области и¦ ¦ ¦
¦г. Липецка ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------+--------------------+
¦Ежегодно проводить оценку¦2003 - ¦Комитет экологии¦
¦гигиенической безопасности¦2005 гг. ¦администрации ¦
¦состояния среды обитания по¦ ¦области совместно с¦
¦комплексному показателю¦ ¦ЦГСЭН в Липецкой¦
¦антропотехногенной нагрузки и¦ ¦области ¦
¦вклада отделения факторов¦ ¦ ¦
¦окружающей среды, оценка¦ ¦ ¦
¦загрязнения воздуха жилищ разного¦ ¦ ¦
¦типа ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------+--------------------+
¦ 4. Реализация мероприятий по уменьшению вредного влияния ¦
¦ загрязненной окружающей среды на здоровье населения ¦
+----------------------------------T---------T--------------------+
¦Подготовить предложения в местные¦2003 - ¦Комитет экологии¦
¦органы власти по разработке¦2005 гг. ¦администрации ¦
¦долгосрочных территориальных¦ ¦области совместно с¦
¦программ ограничения облучения¦ ¦ЦГСЭН в Липецкой¦
¦населения от природных,¦ ¦области ¦
¦медицинских и технических¦ ¦ ¦
¦источников ионизирующего излучения¦ ¦ ¦
¦с учетом местных особенностей ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------+--------------------+
¦Улучшить оснащение лабораторий¦2003 - ¦Комитет экологии¦
¦современными средствами измерения¦2005 гг. ¦администрации ¦
¦параметров электромагнитных полей,¦ ¦области совместно с¦
¦шума и др. физических факторов ¦ ¦ЦГСЭН в Липецкой¦
¦ ¦ ¦области ¦
+----------------------------------+---------+--------------------+
¦ 5. Обучение, образование, повышение квалификации специалистов ¦
+----------------------------------T---------T--------------------+
¦Проводить непрерывную подготовку¦2003 - ¦УЗО администрации¦
¦специалистов на базе кафедры¦2005 гг. ¦области совместно с¦
¦гигиены, эпидемиологии с основами¦ ¦ЦГСЭН в Липецкой¦
¦лабораторного дела факультета¦ ¦области ¦
¦дополнительного образования¦ ¦ ¦
¦С.-Петербургской государственной¦ ¦ ¦
¦академии им. И.И. Мечникова ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------+--------------------+
¦Совершенствование системы обучения¦2003 - ¦Комитет экологии¦
¦и повышения квалификации¦2005 гг. ¦администрации ¦
¦специалистов службы гигиены¦ ¦области совместно с¦
¦окружающей среды ¦ ¦ЦГСЭН в Липецкой¦
¦ ¦ ¦области ¦
+----------------------------------+---------+--------------------+
¦ 6. Информирование населения ¦
+----------------------------------T---------T--------------------+
¦Разработать и внедрить систему¦2003 - ¦Комитет экологии¦
¦подготовки лиц по вопросам гигиены¦2005 гг. ¦администрации ¦
¦водоснабжения, гигиены окружающей¦ ¦области совместно с¦
¦среды ¦ ¦ЦГСЭН в Липецкой¦
¦ ¦ ¦области ¦
+----------------------------------+---------+--------------------+
¦Разработать типовые программы¦2003 - ¦Управление труда и¦
¦гигиенического обучения работающих¦2005 гг. ¦занятости населения¦
¦с вредными производственными¦ ¦совместно с ЦГСЭН в¦
¦факторами ¦ ¦Липецкой области ¦
L----------------------------------+---------+---------------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru