Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОПРЕДЕЛЕНИЕ Липецкого областного суда от 25.09.2003 № 44-Г-121/03
Решение суда первой инстанции по иску о взыскании пенсии отменено, так как до 1 января 2003 года действующее законодательство не предусматривало возможности выплаты пенсий с учетом районного коэффициента бывшим военнослужащим, которым пенсия была назначена первоначально без учета такого коэффициента и которые проживают не в районах Крайнего Севера и приравненных к ним.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2003 г. № 44-Г-121/03

Президиум Липецкого областного суда в составе:
председательствующего: Усика Н.И.,
членов президиума: Брик Г.С., Ситникова Ю.В., Степановой В.В.,
рассмотрев истребованное по надзорной жалобе ответчика - Липецкого облвоенкомата - дело по иску М. к облвоенкомату о взыскании пенсии,

установил:

М. обратился в суд с иском к облвоенкомату о взыскании пенсии, ссылаясь на то, что в нарушение ФЗ РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", а также ФЗ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." ему облвоенкомат не выплачивает пенсию с учетом районного коэффициента. Истец просил взыскать в его пользу с ответчика сумму недоплаченной ему пенсии, начиная с февраля 1993 г. При этом истец указывал, что службу в районах Крайнего Севера проходил с 28 октября 1966 г. по 1 октября 1986 г., и первоначально пенсия ему была назначена без учета районного коэффициента.
Представитель ответчика против иска возражал, ссылаясь на то, что пенсия с учетом районного коэффициента не может быть назначена истцу, поскольку он выехал за пределы Крайнего Севера до того, как стало возможным назначение такой пенсии, и первоначально пенсия ему была назначена без районного коэффициента.
Суд своим решением от 4 ноября 2002 г. иск удовлетворил, взыскав с ответчика в пользу истца 98513 руб. 37 коп. и расходы по оказанию юридической помощи в размере 1500 руб.
Кроме того, с ответчика была взыскана госпошлина в доход государства 3359,56 руб., и он был обязан производить выплату пенсии истцу с учетом районного коэффициента 1,4.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
Ответчиком подана надзорная жалоба, в которой утверждается, что суд неправильно применил нормы ФЗ "О государственных гарантиях и компенсациях...", распространив его действие и на военнослужащих.
Кроме того, с ответчика незаконно взыскана госпошлина в доход государства.
Определением судьи облсуда по надзорной жалобе истца дело истребовано из районного суда, а затем и передано на рассмотрение суда надзорной инстанции.
Заслушав доклад судьи Брик Г.С., выслушав объяснения истца М., возражавшего против жалобы, исследовав материалы дела, изучив доводы надзорной жалобы, президиум считает надзорную жалобу ответчика обоснованной, подлежащей удовлетворению, а состоявшиеся судебные постановления - законными.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
В надзорной жалобе ответчик ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Эти доводы являются обоснованными.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях, организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
В случаях, предусмотренных настоящим Законом, государственные гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, студентам высших и средних специальных учебных заведений, учащимся профессионально-технических училищ и общеобразовательных школ, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем.
В силу ст. 31 названного выше Закона лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией.
Как видно из текста приведенной нормы, в ней не содержится упоминания о том, что ее действие распространяется и на пенсионеров из числа военнослужащих.
Пенсионное обеспечение граждан из числа бывших военнослужащих регламентируется специальной нормой - Федеральным законом "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в ред. федеральных законов от 28.11.1995 № 186-ФЗ, от 27.12.1995 № 211-ФЗ, от 19.12.1997 № 153-ФЗ, от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 01.06.1999 № 110-ФЗ, от 06.12.2000 № 141-ФЗ, от 17.04.2001 № 47-ФЗ, от 10.01.2002 № 3-ФЗ, от 04.03.2002 № 22-ФЗ, от 29.05.2002 № 60-ФЗ, от 12.06.2002 № 68-ФЗ, от 30.06.2002 № 78-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 10.01.2003 № 2-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, с изм., внесенными Определением Конституционного Суда РФ от 01.03.2001 № 46-О, Федеральным законом от 30.12.2001 № 194-ФЗ).
В соответствии со ст. 48 названного Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. (Часть вторая ст. 48 вступает в силу с 1 января 1997 года в соответствии с Федеральным законом от 28.11.1995 № 186-ФЗ).
За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть вторая введена Федеральным законом от 28.11.1995 № 186-ФЗ).
Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона), исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от времени обращения за назначением пенсии. При том предельный размер районного коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5 (часть третья введена Федеральным законом от 10.01.2002 № 3-ФЗ).
Федеральный закон № 3-ФЗ "О внесении дополнения в статью 48 закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 10 января 2002 г. вступил в действие с 1 января 2003 г.
Таким образом, до этой даты действующее законодательство не предусматривало возможность выплаты пенсий с учетом районного коэффициента бывшим военнослужащим, которым пенсия была назначена первоначально без учета такого коэффициента и которые проживают не в районах Крайнего Севера и приравненных к ним.
Еще 21 декабря 2001 г. Конституционный Суд РФ в своем определении № 295-О указал, что "норма, содержащаяся в части второй статьи 48 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", была введена в действие с 1 января 1997 года и распространяется лишь на тех пенсионеров, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которым пенсия с применением районного коэффициента уже была назначена. Разрешение вопроса о расширении сферы действия этой нормы по кругу лиц является компетенцией законодателя... Требование об установлении такого рода льгот непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает".
Следовательно, не могут быть приняты во внимание утверждения истца о нарушении его пенсионных конституционных прав неприменением к нему ФЗ РФ № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Таким образом, суд безосновательно удовлетворил требования истца как в части взыскания единовременной суммы за весь период с 1993 г., так и в части возложения на военкомат обязанности по начислению ему пенсии с учетом районного коэффициента с декабря 2002 г. Поскольку требования истца не подлежали удовлетворению, в его пользу не должны взыскиваться и расходы по оплате расходов на оказание юридической помощи.
Не могла быть взыскана в военкомате и госпошлина в доход государства, т.к. в данном случае военкомат выступал как орган по назначению и выплате пенсий, а такие органы освобождаются от уплаты госпошлины в бюджет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум

определил:

Решение Правобережного райсуда г. Липецка от 4 ноября 2002 г. отменить и постановить новое решение, которым в иске М. к Липецкому облвоенкомату о взыскании пенсии отказать.

Председательствующий
Н.И.УСИК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru