Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ АС Липецкой области от 20.03.2003 № А36-137/12-02
Вывод налогового органа об отсутствии документального подтверждения совместного использования жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы является безосновательным и бездоказательным, поскольку материалы дела свидетельствуют об обратном, что, соответственно, дает право на вычет из сумм налога на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы расходов по содержанию данных объектов.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 21.06.2003 № А36-137/12-02 решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.01.2003 и данное постановление оставлены без изменения.



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 марта 2003 г. Дело № А36-137/12-02


(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел в заседании апелляционную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Ельцу на решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.01.2003 по делу № А36-137/12-02,

установил:

ФГУП "Юго-Восточная железная дорога" (правопреемник ГП "Елецкое отделение ЮВЖД") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ по г. Ельцу № 8 от 21.01.2002 в части уплаты 159000 руб. налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (п. 2 "а") и 196899,39 руб. пени за его несвоевременную уплату (п. 2 "б").
Решением от 13.01.2003 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение от 13.01.2003 отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного применения судом 1 инстанции норм материального права. В судебное заседание представители ответчика не явились, ходатайствуя о рассмотрении жалобы без их участия.
Представители заявителя отзывом и в судебном заседании доводы апелляционной жалобы оспорили, полагая решение от 13.01.2003 законным и обоснованным.
Выслушав доводы представителей заявителя и исследовав материалы дела, апелляционная коллегия установила следующее.
Решением заместителя руководителя Инспекции МНС России по г. Ельцу от 21.01.2002 № 8, принятым по результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки от 21.12.2001 № 176, ГП "Елецкое отделение Юго-Восточной железной дороги" МПС РФ предложено уплатить 159000 руб. налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (п. 2 "а") и 196899 руб. 39 коп. пени за его несвоевременную уплату (п. 2 "б" - л.д. 16 - 20 т. 1).
Спора по поводу расчета обжалуемых сумм налога и пени между сторонами не имеется.
В основу решения в оспариваемой части положен вывод о неправильном исчислении налога. В решении указано, что ГП "Елецкая дистанция службы пути и сооружений" в 1998 году и в I квартале 1999 года производило вычеты из сумм начисленного налога сумм расходов на содержание вышеуказанных объектов, переданных согласно договору на долевое участие в финансировании на погашение расходов на содержание объектов социально-культурной сферы и жилищного фонда (составленному на основании приказа НОД от 20.03.1995 № 70) извещениями Государственному предприятию "Елецкая дистанция гражданских сооружений". По мнению налогового органа, действия ГП "Елецкая дистанция службы пути и сооружений" неправомерны, так как и оно, и ГП "Елецкая дистанция гражданских сооружений" в проверяемый период были самостоятельными юридическими лицами и, соответственно, самостоятельными налогоплательщиками, и для учета расходов необходимо не только документальное подтверждение расходов, но и документальное подтверждение совместного использования объектов жилфонда и соцкультсферы.
В соответствии с п/п "ч" п. 1 ст. 21 Закона РСФСР от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (действовавшей в проверяемый период) и п. 4 Положения о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, утвержденного постановлением главы администрации г. Ельца от 11.02.1994 № 122 (с последующими изменениями, внесенными в том числе решениями городского Совета депутатов, см. л. д. 121 - 132 т. 1, 21 - 23 т. 2), при исчислении суммы данного налога исключаются расходы предприятий и организаций, рассчитанные исходя из норм, устанавливаемых местными Советами народных депутатов, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия.
Из учредительных документов (л.д. 8 - 12, 31 - 51 т. 2, 64 - 90 т. 3) усматривается и не оспаривается участниками процесса, что в 1998 году и I квартале 1999 года Государственное предприятие "Елецкая дистанция пути и сооружений" (далее - Дистанция пути) и Государственное предприятие "Елецкая дистанция гражданских сооружений Юго-Восточной железной дороги" (далее - Дистанция) были самостоятельными юридическими лицами. Их имущество являлось федеральной собственностью. Оба предприятия созданы Государственным предприятием "Елецкое отделение ЮВЖД" (далее - Отделение) и входили в его состав в качестве самостоятельных юридических лиц. Впоследствии обе дистанции реорганизованы путем присоединения к отделению и стали его филиалами.
Дистанция была создана для проведения технического обслуживания, ремонта и эксплуатации объектов жилищно-коммунального назначения, служебно-технических зданий и сооружений железнодорожного транспорта. Объекты жилищного фонда и социально-культурной сферы находились на балансе Дистанции, но использовались совместно всеми железнодорожными предприятиями, входящими в состав Отделения. Названные обстоятельства подтверждаются как целями создания Дистанции, так и документами, представленными в ходе судебного разбирательства: Отраслевым тарифным соглашением по федеральному железнодорожному транспорту на 1998 - 2000 годы, коллективными договорами трудового коллектива и администрации Елецкого отделения ЮВЖД на 1998 - 1999 годы, актами органов местного самоуправления и профсоюзных органов, Правилами и Положением о порядке учета, распределения и заселения жилой площади в домах МПС РФ и ЮВЖД, устанавливавшими гарантии повышения жизненного уровня и социальной защищенности работников отрасли, в том числе использование всеми работниками Елецкого отделения и членами их семей объектов социально-культурной сферы (база отдыха, детский лагерь, дом культуры), созданием ведомственного жилого фонда и предоставлением жилых помещений нуждающимся работникам (л.д. 29 - 60 т. 3).
О совместном использовании указанных объектов прямо указано в приказе начальника Отделения от 20.03.1995 о долевом участии предприятий, входящих в состав отделения дороги, в финансировании содержания жилищного фонда и объектов социально культурной сферы на основании договоров с Елецкой дистанцией гражданских сооружений в размере 1,5% от полученной предприятиями выручки от реализации продукции, работ, услуг.
Исходя из этого, вывод инспекции об отсутствии документального подтверждения совместного использования указанных объектов апелляционная коллегия считает безосновательным и бездоказательным. Вопреки требованиям ст. 100 и 101 НК РФ вышеперечисленные документы и содержащиеся в них сведения не нашли отражения и оценки в акте выездной налоговой проверки и решении от 21.01.2002.
Во исполнение приказа начальника Отделения от 20.03.1995 между Дистанцией и Дистанцией пути был заключен договор на долевое участие в финансировании на погашение расходов на содержание объектов социально-культурной сферы и жилищного фонда. Дата заключения договора и срок действия договора не указаны. Но, учитывая, что его условия идентичны положениям приказа от 20.03.1995, которые в последующие периоды выполнялись предприятиями, входящими в состав Отделения, в том числе сторонами вышеуказанного договора, апелляционная коллегия считает, что имели место фактические отношения по финансированию расходов в порядке долевого участия.
Довод налогового органа о том, что извещения, использовавшиеся между Дистанцией пути и Дистанцией, не являются надлежащим доказательством несения расходов на содержание объектов соцкультбыта, не принимается во внимание. Наличие документального подтверждения таких расходов в ходе проверки и при принятии решения сомнению не подвергалось. Извещения используются не только Дистанцией пути, но и иными организациями, входившими в состав Отделения при расчетах друг с другом. Форма извещений - ФРУ № 13 - утверждена Альбомом форм бланков бухгалтерского учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, кассовых и расчетных операций, разработанных и утвержденных в 1976 году МПС РФ. В них содержатся сведения о дате составления и номере извещения, о том, кем и кому оно адресовано, о суммах, проведенных по счету 79-3 с указанием их размера и отчетного периода (л.д. 95 - 149 т. 2). В извещениях использованы разные формулировки оформленных ими хозяйственных операций: долевое участие, долевое содержание, налог, затраты, но с обязательным указанием того, что речь идет об объектах жилфонда и социально-культурной сферы. Размер передаваемых сумм определялся согласно приказу начальника отделения от 20.03.1995. Счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" (субсчет 79-3) применялся для расчетов между Дистанцией пути и Дистанцией в соответствии с Методическими рекомендациями по применению плана счетов бухгалтерского учета основной деятельности железных дорог, утвержденных МПС РФ 17.12.1996. Факт использования данного счета для расчетов между предприятиями железнодорожного транспорта подтвержден и налоговой инспекцией. Те суммы, которые передавались Дистанцией пути Дистанции в порядке долевого участия, отражались Дистанцией пути по счету 88-1 "Использование прибыли", что зафиксировано материалами проверки, решением, пояснениями налоговой инспекции, как и отражение поступивших сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета Дистанцией. Суммы соответствующих расходов за 1998 год и I квартал 1999 указаны в справке по использованию нераспределенной прибыли к форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках", а также в отчете по основным показателям производственно-финансовой деятельности предприятий железнодорожного транспорта.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела документы в их совокупности позволяют определить содержание проведенных хозяйственных операций, период их совершения и объективно подтверждают фактическое финансирование Дистанцией пути расходов по содержанию объектов жилфонда и соцкультбыта в доле, определенной приказом от 20.03.1995.
При проведении проверки налоговым органом не было установлено превышение утвержденных в установленном порядке нормативов затрат на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения. Налоговым органом также не представлено возражений и доказательств, опровергающих утверждение налогоплательщика о соответствии принятых к вычету расходов нормативам затрат.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Поскольку налоговый орган не доказал наличие обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии предусмотренных законом оснований, дающих право на вычет из сумм налога на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы расходов по содержанию данных объектов, решение от 21.01.2002 № 8 в оспариваемой части правомерно признано не соответствующим требованиям НК РФ.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены решения от 13.01.2003, так как нормы материального и процессуального права судом 1 инстанции применены правильно, обстоятельства дела выяснены и отражены в решении полно, выводы суда соответствуют материалам дела.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционная коллегия

постановила:

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.01.2003 по делу № А36-137/12-02 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу немедленно и в двухмесячный срок может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru