Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АС Липецкой области от 13.12.2006 № А36-2844/2006
Исковые требования о признании незаконным и отмене решения о взыскании штрафа за нарушение срока регистрации в качестве страхователя от несчастных случаев удовлетворены правомерно, поскольку десятидневный срок постановки на учет в органах социального страхования был нарушен по причине истребования дополнительных документов, не предусмотренных законом.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2007 № А36-2844/2006 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 декабря 2006 г. по делу № А36-2844/2006

"13" декабря 2006 г.
Судья Наземникова Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Корольковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Амельченко Людмилы Валентиновны
к Государственному учреждению - Липецкому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании решения от 03.07.06 г. № 1 о привлечении к ответственности за нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя незаконным
при участии:
от заявителя: Амельченко Л.В. - предприниматель,
от ФСС: не явился,

установил:

индивидуальный предприниматель Амельченко Людмила Валентиновна обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании решения Государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ ЛРО ФСС РФ) от 03.07.06 г. № 1 о привлечении к ответственности за нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя в виде штрафа в сумме 5 000 руб. незаконным, а также об отмене постановления ГУ ЛРО ФСС о взыскании штрафа.
По мнению заявителя, нарушение срока регистрации произошло вследствие отказа в принятии ее заявления о регистрации органом ФСС, который был вызван неправомерным требованием должностного лица ФСС о представлении дополнительных документов, не предусмотренных законодательством. Отсутствие вины заявителя исключает привлечение Амельченко Л.В. к ответственности за совершение данного правонарушения.
Кроме того, ГУ ЛРО ФСС нарушило порядок привлечения страхователя к ответственности, установленный ст. 101 НК РФ, рассмотрев материалы проверки в отсутствие Амельченко Л.В., без надлежащего заблаговременного ее извещения о времени и месте рассмотрения, что лишило возможности своевременно представить возражения и доказательства отсутствия своей вины.
В судебном заседании Амельченко Л.В. заявила ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления об обжаловании решения № 1 от 03.07.06 г., т.к. обращалась к управляющему ГУ ЛРО ФСС РФ с жалобой на действия должностных лиц (см. протокол судебного заседания).
Суд считает причины пропуска срока уважительными, пропущенный срок подлежащим восстановлению (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
В судебном заседании предприниматель Амельченко Л.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований.
ГУ ЛРО ФСС РФ письменным возражением от 12.12.06 г. б/н заявленные требования оспорило и просило рассмотреть дело без участия своего представителя.
Суд считает возможным удовлетворить заявленное ходатайство и рассмотреть данный спор без участия представителя ФСС (ч. 2 ст. 200, ч. 5 ст. 156 АПК РФ).
ГУ ЛРО ФСС РФ настаивает на законности и обоснованности вынесенного решения. Факт нарушения срока регистрации подтверждается материалами проверки. Выписка из ЕГРИП необходима ФСС для присвоения страхователю класса профессионального риска по основному виду деятельности, но ее отсутствие не может служить основанием для отказа в регистрации в качестве страхователя. Кроме того, Амельченко Л.В. располагала выпиской из ЕГРИП с мая 2004 года, т.е. после внесения в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.04 г., и могла представить ее в ГУ ЛРО ФСС РФ.
Изучив и дав оценку имеющимся в деле доказательствам, суд установил следующее.
Амельченко Людмила Валентиновна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Комитетом по развитию предпринимательства и малого бизнеса администрации г. Липецка 06.02.2003 г., свидетельство № 38027 (запись в ЕГРИП от 17.05.2004 г., свидетельство 48 № 000812205, л.д. 14).
Амельченко Л.В. в связи с заключением трудового договора зарегистрирована в качестве страхователя в ГУ - Липецком региональном отделении Фонда социального страхования РФ 05.06.2006 г., о чем выдано извещение о регистрации в качестве страхователя (см. л.д. 30).
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлено, что страхователем признается физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с положениями пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в том числе физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем (п. 1 ст. 5 ФЗ № 125-ФЗ).
Согласно статье 6 ФЗ от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ) установлена обязанность предпринимателей подать заявление о регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе страховщика в срок не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников.
Индивидуальный предприниматель Амельченко Л.В. заключила трудовые договоры с работниками Голошубовой И.П., Лобановой Е.В., Колтохиным И.Б., Потаниной И.В. 02 мая 2006 г., а заявление о регистрации в качестве страхователя подала в ГУ ЛРО ФСС 05 июня 2006 г., то есть с нарушением установленного срока.
По факту выявленного нарушения заместителем руководителя ГУ ЛРО ФСС принято решение от 03.07.06 г. № 1 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя в виде штрафа в сумме 5 000 руб. (л.д. 7 - 8) и направлено требование от 03.07.06 г. № 1 об уплате штрафной санкции.
В связи с неисполнением решения и требования заместителем ГУ ЛРО ФСС приняты решение и постановление № 60/06 от 28.07.2006 г. о взыскании суммы штрафа в порядке ст. 103.1 Налогового кодекса РФ за счет имущества страхователя.
Абзацем 1 пункта 1 статьи 19 ФЗ № 125-ФЗ предусмотрено, что страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 19 данного Закона нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Следовательно, в случае привлечения страхователей к ответственности по основаниям, установленным ст. 19 Закона РФ № 125-ФЗ, ГУ - Липецкое региональное отделение ФСС РФ обязано руководствоваться соответствующими нормами Налогового кодекса РФ и, соответственно, соблюдать процедуру, предусмотренную главой 14 НК РФ.
Порядок рассмотрения материалов проверки и привлечения к налоговой ответственности установлен статьей 101 НК РФ.
Согласно данной норме материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности (п. 3 ст. 101 НК РФ).
Исходя из перечисленных норм НК РФ, Фонд обязан был своевременно уведомить страхователя о рассмотрении материалов камеральной проверки, предложить представить свои пояснения и возражения. В решении должен быть четко обозначен его предмет, т.е. суть и признаки правонарушения со ссылкой на соответствующую норму права.
В силу п. 6 ст. 101 НК РФ нарушение должностным лицом требований статьи 101 НК РФ может являться основанием для отмены решения вышестоящим органом или судом.
Как усматривается из материалов дела, заявителем была проведена камеральная проверка предпринимателя Амельченко Л.В.
По результатам проверки составлена справка от 05.06.2006 г. № 7 (см. л.д. 8). Однако, из текста данной справки невозможно определить, какое правонарушение выявлено проверкой, в чем оно выразилось и какие обстоятельства и документы подтверждают факт его совершения, отсутствуют ссылки на нарушенные статьи Закона и нормы права, предусматривающие ответственность за данный вид правонарушения. Более того, в справке должностным лицом органа ФСС указано, что нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя повлекло за собой начисление штрафа в размере 5 000 рублей, который подлежит перечислению в срок до 14 июня 2006 года, тогда как в соответствии с действующим законодательством привлечение к ответственности и назначение наказания должно быть произведено лишь на основании решения органа ФСС.
Указанная справка была направлена Амельченко Л.В. письмом № 01-23/12/6236 14 июня 2006 г., в котором ГУ ЛРО ФСС предложил предпринимателю в течение 14 дней с момента получения данного письма представить письменные объяснения и возражения по справке и одновременно уведомил о времени и месте рассмотрения материалов проверки с вынесением решения на 19 июня 2006 г. (л.д. 21). Однако, подобное извещение суд не считает заблаговременным, поскольку оно вручено предпринимателю лишь 19 июня 2006 г., о чем свидетельствует отметка на почтовом уведомлении (л.д. 57 оборот). В связи с этим Амельченко Л.В. была лишена возможности своевременно подготовить и представить свои возражения.
Решение о привлечении страхователя к ответственности от 03.07.06 г. № 1 не содержит указания на обстоятельства совершения правонарушения, на доводы страхователя, приводимые в свою защиту и результаты их проверки, на срок и порядок обжалования решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, что недопустимо в силу п. 3 ст. 101 НК РФ.
Суд считает, что Амельченко Л.В. проявила должную осмотрительность, уведомив ГУ ЛРО ФСС РФ письмом от 05.05.06 г. о невозможности своевременной регистрации в связи с нахождением трудовых договоров на регистрации в Администрации г. Липецка (вручено ФСС 11.05.06 г. согласно почтовому уведомлению № 01853)(л.д. 17 - 18).
Факт явки 12 мая 2006 г. Амельченко Л.В. в орган ФСС подтверждается показаниями свидетеля Колтохина И.Б. (см. протокол допроса свидетеля).
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду "...о постановке на учет в налоговом органе...".
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с Порядком регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, утв. постановлением ФСС РФ от 23.03.04 г. № 27 для регистрации в качестве страхователя физическое лицо одновременно с заявлением предъявляет паспорт и представляет копии следующих документов: свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), свидетельства о постановке на учет в налоговом (при наличии), лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности (для частных нотариусов, частных детективов), удостоверения адвоката (для адвокатов), трудовых договоров либо гражданско-правовых договоров (пункт 10).
Представление выписки из ЕГРИП, трудовых договоров с отметками о регистрации в исполнительном органе местного самоуправления и иных документов для регистрации в качестве страхователя не требуется. В связи с этим, требование ГУ ЛРО ФСС РФ о представлении предпринимателем указанных документов является неправомерным.
Довод ФСС о том, что Амельченко Л.В. располагала выпиской из ЕГРИП с мая 2004 года, т.е. после внесения в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.04 г., и могла представить ее в ГУ ЛРО ФСС РФ, не может быть принят судом, т.к. является предположительным и не подтвержден какими-либо доказательствами.
Несмотря на отсутствие регистрации, Амельченко Л.В. уплачивала страховые взносы за май и июнь 2006 г. по платежным поручениям № 39 от 09.06.06 г. и № 48 от 13.07.06 г.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины предпринимателя Амельченко Л.В., что исключает возможность привлечения ее к ответственности за нарушение срока регистрации в качестве страхователя (ст. 109 НК РФ).
На основании вышеизложенного суд считает, что в действиях Амельченко Л.В. не усматривается признаков совершения правонарушения, предусмотренного ст. 6, 19 № 125-ФЗ.
Кроме того, нарушение органом ФСС порядка привлечения предпринимателя к ответственности, установленного Налоговым кодексом РФ, является существенным, т.к. нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах решение от 03.07.06 г. № 1 о привлечении к ответственности за нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя в виде штрафа в сумме 5 000 руб., а также решение и постановление ГУ ЛРО ФСС РФ № 60/6 от 28.07.06 г. о взыскании штрафа в порядке ст. 103.1 НК РФ являются незаконными.
В связи с освобождением органов ФСС от уплаты госпошлины заявителю возвращается из федерального бюджета 100 руб. уплаченной при подаче заявления госпошлины.
Руководствуясь статьями 105, 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

решение заместителя управляющего Государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации "О привлечении страхователя к ответственности" № 1 от 03.07.06 г. о привлечении к ответственности по статьям 6, 19 Федерального закона РФ от 24.07.98 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя в виде штрафа в сумме 5 000 руб. индивидуального предприниматели Амельченко Людмилы Валентиновны, решение и постановление заместителя управляющего ГУ ЛРО ФСС РФ "О взыскании штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет имущества страхователя" № 60/6 от 28.07.06 г. о взыскании штрафа в порядке ст. 103.1 Налогового кодекса РФ признать недействительными.
Обязать ГУ ЛРО ФСС РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в пятидневный срок со дня вступления решения в законную силу.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Амельченко Людмиле Валентиновне из федерального бюджета 100 руб. государственной пошлины.
Исполнительный лист и справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже. По истечении указанного времени решение может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске.

Судья
Н.П.НАЗЕМНИКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru