Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ АС Липецкой области от 22.11.2002 № А36-185/2-02
Налоговому органу п. 4 ст. 176 НК РФ предоставлен трехмесячный срок, в течение которого должна быть проведена налоговая проверка обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, и только после этого налоговый орган принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 13.02.2003 № А36-185/2-02 решение Арбитражного суда Липецкой области от 02.10.2002 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 22.11.2002 отменены, иск удовлетворен.



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 2002 г. Дело № А36-185/2-02


(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел в заседании апелляционную жалобу ЗАО "Завод холодильников "Стинол" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 02.10.2002 по делу № А36-185/2-02,

установил:

ЗАО "Завод холодильников "Стинол" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском о признании недействительным требования Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Липецка № 365/5341 от 21.08.2002 об уплате налога на добавленную стоимость в сумме 6894195 руб.
Решением от 02.10.2002 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение от 02.10.2002 отменить и принять новое решение об удовлетворении иска ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Ответчик отзывом и в судебном заседании доводы апелляционной жалобы оспорил, полагая решение от 02.10.2002 законным и обоснованным.
Выслушав доводы представителей сторон и исследовав материалы дела, апелляционная коллегия установила следующее.
Как видно из материалов дела, истцом были представлены 16.08.2002 в Инспекцию МНС РФ по Центральному району г. Липецка налоговые декларации по НДС (внутрироссийская реализация) и декларация по налоговой ставке 0 процентов (экспортная реализация) за июль 2002 г. (л.д. 21 - 42).
Согласно представленной декларации по НДС (внутрироссийская реализация) сумма налога, подлежащего к уплате в бюджет, составила 103315665 рублей. По специальной налоговой декларации (ставка 0%) сумма налога, принимаемого к вычету, составила 6894195 рублей. В связи с этим обстоятельством истцом сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, была определена как разница между суммой налога, исчисленной по внутрироссийскому обороту, и налогом, исчисленным по экспортным операциям. Эта сумма составила 96421470 рублей (103315665 минус 6894195) и была перечислена в бюджет на основании платежных поручений № 3638 от 16.07.2002 и № 4375 от 20.08.2002 (л.д. 43 - 44).
Не соглашаясь с произведенными действиями, налоговым органом было направлено в адрес истца требование № 395/5341 об уплате НДС в сумме 6894195 рублей (л.д. 20).
Апелляционная коллегия полагает, что действия ответчика по направлению вышеуказанного требования являются законными и обоснованными, а доводы жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1, 4 ст. 58 Налогового кодекса РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 143 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, следовательно, истец обязан уплачивать в бюджет указанный налог.
Согласно ст. 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им и приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При этом налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов в случае реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса. По указанным операциям налогоплательщиком представляется отдельная налоговая декларация (ст. 164 НК РФ).
Документы, перечень которых установлен ст. 165 НК РФ, представляются налогоплательщиком для подтверждения обоснованности применения не только налоговой ставки 0 процентов, но и налоговых вычетов (п. 1 ст. 165 НК РФ). Из указанной нормы Кодекса следует, что соблюдение установленного порядка дает основания для получения возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов.
На основании изложенного апелляционная коллегия полагает, что утверждение истца о достаточности представления в налоговый орган документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, для самостоятельного исчисления налога, подлежащего уплате в бюджет с учетом вычетов, произведенных в налоговой декларации по ставке 0 процентов, является несостоятельным и противоречащим положениям главы 21 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 6 ст. 166 НК РФ сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса по налоговой ставке 0 процентов (т.е. товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта), исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи. Исходя из этого сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным операциям, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса, сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ (п. 1 ст. 173 НК РФ). В этом случае речь идет о вычетах сумм налога, предусмотренных статьей 171 Кодекса в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) в режиме экспорта.
Вышеуказанные действия производятся налогоплательщиком и находят отражение в декларации по налоговой ставке 0 процентов, форма которой утверждена Приказом МНС РФ от 03.07.2002 № БГ-3-03/338.
Согласно данной декларации по странице 05 отражаются операции, по которым применение 0 ставки подтверждено, а также экспортные авансы, не облагаемые НДС по подпункту 1 пункта 1 статьи 162 НК РФ. По странице 07 отражаются налоговые вычеты, по которым применение 0 ставки подтверждено, а также сумма НДС, ранее уплаченная с авансов, по которым применение 0 ставки подтверждено. По данным истца, при реализации товаров (работ, услуг) в режиме экспорта на 27240624 рубля НДС, исчисленный с указанной суммы, составил 0 рублей (л.д. 24 - 25), а налоговые вычеты - 6894195 рублей. Таким образом, имеет место превышение сумм налоговых вычетов над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с п. 6 ст. 166 НК РФ и подлежащими возмещению в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 176 Кодекса (абзац 2 пункта 2 ст. 173 НК РФ).
Возмещение НДС - это специальная процедура, осуществляемая налоговыми органами, которая заключается в возврате НДС, уплаченного налогоплательщиком своим поставщикам по товарам (работам, услугам), либо НДС, уплаченного в установленном порядке в бюджет. В статье 176 НК РФ предусмотрено два самостоятельных механизма возмещения НДС: 1) возмещение НДС в общем порядке (в случае возникновения отрицательной разницы); 2) возмещение НДС в специальном порядке (по операциям с нулевой налоговой ставкой).
В силу данной нормы закона возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком отдельной налоговой декларации и подтверждающих документов. В течение указанного времени налоговый орган проводит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и вычетов и принимает решение о возмещении налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Названные действия были произведены ответчиком после получения налоговой декларации за июль 2002 г. путем проведения камеральной проверки и направления истцу требования о представлении дополнительных документов (приобщены к материалам дела). По результатам проверки заместителем руководителя ИМНС РФ по Центральному району г. Липецка 13.09.2002 было принято решение № 34 о возмещении ЗАО "ЗХ "Стинол" налога на добавленную стоимость в размере 6894195 рублей, что явилось основанием для отражения указанной суммы в лицевом счете налогоплательщика (л.д. 63 - 64).
По мнению суда, ответчиком были соблюдены требования ст. 176 НК РФ и до указанного момента у истца отсутствовали законные основания для самостоятельного применения вычетов в сумме 6894195 рублей при расчете налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет на основании общей декларации.
Данный вывод вытекает из анализа указанных выше норм Налогового кодекса РФ, согласно которым установлены особенности исчисления налога по операциям, связанным с реализацией товаров в режиме экспорта.
В связи с этим апелляционная коллегия считает несостоятельной ссылку истца на п. 1 ст. 166 НК, поскольку он определяет порядок исчисления налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса и не регулирует исчисление налога по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов.
Ввиду того, что истцом не был полностью уплачен в бюджет НДС по сроку уплаты 20 августа, налоговым органом в соответствии со ст. 69 НК РФ было направлено требование об уплате возникшей задолженности в срок до 26.08.2002.
В соответствии с п. 1 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ. Исходя из этого сумма налога, подлежащего уплате в бюджет истцом в соответствии с декларацией по НДС (внутренний рынок), должна быть перечислена в бюджет в размере 103315665 руб., т.е. в полном объеме, без уменьшения его на сумму налога, указанную в декларации по налоговой ставке 0 процентов.
Налоговому органу п. 4 ст. 176 НК РФ предоставлен трехмесячный срок, в течение которого должна быть проведена налоговая проверка обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов. И только после этого налоговый орган принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Положения статей 69 - 70 НК РФ ответчиком соблюдены, основания для признания недействительным указанного требования отсутствуют.
Не принимаются во внимание ссылки истца на п. 7 ст. 3 НК РФ, т.к. нормы главы 21 НК РФ сформулированы достаточно четко и не содержат неясностей и противоречий.
Учитывая изложенное, оснований для изменения решения суда 1 инстанции от 02.10.2002 не имеется.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционная коллегия

постановила:

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 02.10.2002 по делу № А36-185/2-02 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru