Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ВОПРОС-ОТВЕТ филиала ЦКС МНС РФ по Липецкой области от 7 августа 2002 года
<О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ФИЛИАЛ ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ
МНС РФ ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ВОПРОС-ОТВЕТ
от 7 августа 2002 года

ВОПРОС. Сохраняется ли за индивидуальным предпринимателем право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности до конца текущего календарного года, на который им получен патент, в случае превышения в течение этого года установленного Законом № 222-ФЗ размера валовой выручки? Подлежит ли он в этом случае принудительному переводу на общеустановленную систему налогообложения до окончания текущего года?

ОТВЕТ. В соответствии со ст. 2 Закона Липецкой области "О введении на территории Липецкой области упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 30.12.1999 № 56-ОЗ (с учетом изменений и дополнений) действие данного Закона распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско - правового характера) до 15 человек, независимо от вида осуществляемой деятельности, при условии, что в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения данной системы, совокупный размер валовой выручки налогоплательщика не превысил сумму 100000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
Согласно ст. 5 Закона Липецкой области официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.
Для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период, который, следовательно, не подлежит перерасчету исходя из фактических результатов их деятельности.
Таким образом, до окончания срока действия патента индивидуальные предприниматели сохраняют право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и не подлежат принудительному переводу на общеустановленную систему налогообложения, учета и отчетности даже при превышении размера фактически полученной ими в течение отчетного года валовой выручки установленного Законом предела.
В случае возникновения такой ситуации перевод индивидуальных предпринимателей на общеустановленную систему налогообложения, учета и отчетности допускается только с начала очередного календарного года.

ВОПРОС. Индивидуальный предприниматель применял в 2001 году упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. В очередном году применять этот налоговый режим он не предполагает, о чем письменно уведомил налоговый орган в конце января текущего года. Оплата годовой стоимости патента им не производилась. Подлежит ли он в этом случае переводу на общеустановленную систему налогообложения, учета и отчетности?

ОТВЕТ. В соответствии со ст. 1 Закона Липецкой области "О введении на территории Липецкой области упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 30.12.1999 № 56-ОЗ (с учетом изменений и дополнений) упрощенная система налогообложения применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном Законом Липецкой области.
Согласно ст. 5 данного Закона патент на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности выдается субъектам малого предпринимательства налоговыми органами по месту постановки на налоговый учет на основании письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала, при соблюдении ими отдельных условий и ограничений, предусмотренных данным Законом.
Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.
Исходя из содержания вышеприведенных положений Закона, субъекты малого предпринимательства вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности либо отказаться от ее применения только на основании поданного ими в налоговый орган в установленные Законом сроки соответствующего заявления.
Учитывая данное обстоятельство, субъекты малого предпринимательства, подавшие в налоговый орган заявление об отказе применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с нарушениями установленного Законом № 56-ОЗ срока, не подлежат переводу на принятую ими ранее систему налогообложения, учета и отчетности до истечения текущего календарного года.
При этом суммы платежей годовой стоимости патента, своевременно не внесенные налогоплательщиками в бюджет, подлежат добровольной уплате с начислением пени за каждый день их просрочки либо принудительному взысканию в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

ВОПРОС. В декабре 2000 года индивидуальный предприниматель полностью оплатил патент на право ведения и применения упрощенной системы налогообложения на 2001 год. По окончании I квартала 2001 года индивидуальный предприниматель прекратил свою деятельность и снялся с налогового учета. Должен ли налоговый орган вернуть стоимость данного патента за II, III, IV кварталы, поскольку деятельность была прекращена в конце I квартала, а стоимость патента была оплачена полностью? Какие законы применяются в данном случае?

ОТВЕТ. Правовые основы ведения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, определяет Федеральный закон от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
В городе Липецке объект налогообложения, ставки единого налога, порядок, условия и особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, установленную указанным Федеральным законом, определяет Закон Липецкой области "О введении на территории Липецкой области упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 30.12.1999 № 56-ОЗ (с учетом изменений и дополнений).
При этом возможность возврата ранее уплаченной стоимости патента в случае прекращения индивидуальным предпринимателем своей деятельности данными законодательными актами не предусмотрена.

ВОПРОС. Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность в сфере общественного питания, уплачивает единый налог на вмененный доход. Наряду с услугами питания и услугами по организации потребления кулинарной продукции индивидуальный предприниматель предоставляет посетителям принадлежащей ему точки общественного питания услуги сети "Интернет" (игры, электронные версии газет, журналов и т.п.). Относятся ли услуги сети "Интернет", предоставляемые посетителям точки общественного питания, к услугам общественного питания? Подпадают ли в этом случае такие услуги под действие единого налога на вмененный доход?

ОТВЕТ. В соответствии со ст. 3 Закона Липецкой области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 25.03.99 № 23-ОЗ плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сферах, определенных данной статьей этого Закона, в том числе и в сфере общественного питания (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек).
Согласно ГОСТу Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения" под общественным питанием понимается совокупность предприятий различных организационно - правовых форм и граждан - предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции. Услугой общественного питания является результат деятельности предприятий и граждан - предпринимателей по удовлетворению потребностей населения в питании и проведении досуга.
В соответствии с ГОСТом Р 50764-95 "Услуги общественного питания. Общие требования" услуги, предоставляемые потребителям в предприятиях общественного питания различных типов и классов, а также граждан - предпринимателей, подразделяются на услуги питания; услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий; услуги по организации потребления и обслуживания; услуги по реализации кулинарной продукции; услуги по организации досуга; информационно - консультативные услуги и прочие услуги.
При этом к услугам по организации досуга относятся услуги по организации музыкального обслуживания; по организации проведения концертов, программ варьете и видеопрограмм, а также по предоставлению газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов и бильярда.
Кроме того, указанным стандартом установлено, что перечень услуг, предоставляемых предприятием общественного питания, может быть расширен в зависимости от его типа, класса и специфики обслуживаемого контингента потребителей.
Исходя из этого к услугам общественного питания могут быть отнесены любые не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации услуги, предоставляемые хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность в сфере общественного питания, включая и услуги сети "Интернет", за исключением случаев, когда предоставление таких услуг является для них самостоятельным видом предпринимательской деятельности.
Учитывая вышеизложенное, доходы, извлекаемые налогоплательщиками от предоставления потребителям в рамках осуществляемой ими деятельности в сфере общественного питания услуг сети "Интернет", подлежат в установленном порядке налогообложению единым налогом на вмененный доход.

ВОПРОС. Подпадает ли под действие единого налога на вмененный доход деятельность индивидуальных предпринимателей, связанная с оказанием услуг по прокату компьютерной техники в компьютерном зале?

ОТВЕТ. В соответствии со ст. 3 Закона Липецкой области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 25.03.99 № 23-ОЗ (с учетом изменений и дополнений) плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сферах, определенных данной статьей вышеприведенного Закона, в том числе и в сфере оказания физическим лицам бытовых услуг, связанных с прокатом имущества.
Согласно ст. 626 ГК РФ по договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование.
Имущество, предоставленное по договору проката, используется для потребительских целей, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательства.
При этом договор проката заключается в письменной форме.
Учитывая, что Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, прокат компьютерной техники (код 019436) отнесен к услугам предприятий по прокату (код подгруппы 019400), систематическая деятельность налогоплательщиков, связанная с предоставлением таких услуг на основе заключенных с клиентами договоров проката, подпадает в установленном порядке под действие единого налога на вмененный доход.

Зам. начальника
филиала ЦКС МНС РФ
по Липецкой области
Е.В.ЯГНЫШЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru