Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АС Липецкой области от 30.11.2006 № А36-2374/2006
Исковые требования о взыскании штрафа удовлетворены, поскольку ответчиком была допущена задержка вагонов под грузовыми операциями на железнодорожных подъездных путях необщего пользования по истечении сроков, установленных законом и договором.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 08.06.2007 № А36-2374/2006 данное решение и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2007 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Липецкой области.



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 ноября 2006 г. Дело № А36-2374/2006

Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2006 г.
Решение изготовлено в полном объеме 30 ноября 2006 г.

(извлечение)

Арбитражный суд Липецкой области, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества "Р", г. Москва, к Открытому акционерному обществу "Н", г. Липецк, о взыскании 11200 руб. 00 коп.,
при участии в заседании:
от истца: не явился;
от ответчика: юрисконсульт 2 категории С. (доверенность № 474 от 23.12.2005),

установил:

Иск заявлен о взыскании с ответчика штрафа за задержку вагонов в сумме 11200 руб. 00 коп. за август 2005 г. согласно договору № 4/186/10 от 25.01.2000 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути ОАО "Н" при станциях примыкания Казинка, Чугун-2 ЮВЖД.
В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явился.
Ответчик исковые требования не признал, поскольку считает, что истец применяет неправильный порядок расчета штрафа за задержку вагонов.
Суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в отсутствие истца.
Изучив представленные материалы, выслушав доводы ответчика, суд установил следующее.
25.01.2000 между истцом и ответчиком был заключен договор № 4/186/10 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути ОАО "Н" при станциях примыкания Казинка, Чугун-2 ЮВЖД, согласно которому истец обязался подавать и убирать вагоны, а ответчик - соблюдать установленные договором технологические сроки оборота вагонов и производить плату за пользование вагонами (л.д. 11 - 18). Срок действия договора определен с 01.01.2000 по 01.01.2005 и продлен дополнительным соглашением до 31.12.2006 (л.д. 18).
За пользование вагонами, контейнерами Ветвевладелец (ответчик) уплачивает Дороге (истцу) плату.
Оплачиваемое время пользования вагонами, контейнерами исчисляется с момента передачи вагонов Ветвевладельцу (окончания приемо-сдаточных операций с вручением перевозочных документов) до момента их предъявления Ветвевладельцем Дороге на путях станций Новолипецк, Чугун-2 с оформлением памяток приемосдатчика (абзац 4 параграфа 4 договора).
В соответствии с параграфом 8 договора на подъездном пути устанавливаются следующие технологические сроки оборота вагонов: для погрузки маршрутов - 44,1 часа; для составов, сформированных из порожних полувагонов, длиной 50 - 55 физических вагонов - 34,1 часа; общий срок для всех вагонов, кроме вагонов, отправляемых маршрутами, - 26, 1 часа.
Согласно абзацу 2 параграфа 11 договора, измененному дополнительным соглашением от 29.10.2001, в оплачиваемое время пользования вагонами не включается время в размере 21 часа, затрачиваемое на выполнение операций, перечень которых и время на их выполнение предусмотрены "Ведомостью затрат времени на операции, выполняемые ОАО "Н", не включаемых в оплачиваемое время за пользование вагонами в соответствии с пунктом 5 Тарифного руководства № 2, которая является неотъемлемой частью настоящего соглашения (л.д. 16 - 17).
Начисление платы за пользование вагонами осуществляется по ведомостям подачи и уборки вагонов (абзац 2 параграфа 9 договора).
Учитывая условия договора, предусмотренные параграфом 8, и положения пункта 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), срок, по истечении которого ответчик обязан уплачивать перевозчику штраф за задержку вагонов, составляет: для погрузки маршрутов - 68,1 часа, в том числе: 24 часа - по Уставу и 44,1 часа - по договору; для составов, сформированных из порожних полувагонов длиной 50 - 55 физических вагонов, - 58,1 часа, в том числе: 24 часа - по Уставу и 34,1 часа - по договору; общий срок для всех вагонов, кроме отправляемых маршрутами, - 50,1 часа, в том числе: 24 часа - по Уставу и 26,1 часа - по договору.
В период с 01.08.2005 по 31.08.2005 ответчиком была допущена задержка вагонов под грузовыми операциями на железнодорожных подъездных путях не общего пользования по истечении сроков, установленных законом и договором.
Задержка вагонов подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов № 5469, 5560, 5565, 5583, 5597, 5622, 5633, 5670, 5697, 5719, 5757, 5781, 5787, 5812, 5846, 5855, 5858, 5873, 5877, 5923, 5966, 5973, 6081, 6132, 6027, 6056, 6068, 6060, 6167, 6184 (л.д. 9, 65 - 99).
Стороны не оспаривают факт задержки вагонов и необходимость применения штрафа. Однако механизм его расчета различен.
Истец в своем расчете штрафа для определения оплачиваемого (расчетного) времени учитывает 21 час неоплачиваемого времени, установленного дополнительным соглашением к договору, и определяет оплачиваемое время путем вычитания из общего времени нахождения вагонов под грузовыми операциями неоплачиваемого времени (21 час согласно договору) и округления полученного результата в соответствии с пунктом 9 Тарифного руководства № 2. Затем определяет время для начисления платы за пользование вагонами как сумму 24 часов (по статье 62 Устава) + технологическое время оборота вагонов (параграф 8 договора), из которой вычитает 21 час неоплачиваемого времени, результат округляет до целых часов. В связи с чем время для начисления штрафа за задержку вагонов определяет путем вычитания из оплачиваемого времени времени для начисления платы за пользование вагонами и результат округляет до целых часов. Начисление штрафа производит согласно статье 100 Устава.
По указанным выше ведомостям, которые являются спорными, согласно расчету истца общая сумма штрафа, подлежащая взысканию, составляет 142800 руб. 00 коп. (л.д. 26, 102 - 106). Ответчиком оплачено 131600 руб. 00 коп. При этом ответчик для расчета времени задержки вагонов из общего времени нахождения вагонов под грузовыми операциями вычитает установленные статьей 99 Устава 24 часа и технологический срок оборота вагонов согласно параграфу 8 договора № 13767 от 27.01.2000. Установленный дополнительным соглашением к договору 21 час неоплачиваемого времени для расчета штрафа не применяет, поскольку, по его мнению, он служит только для определения платы за пользование вагонами. Полученный результат также округляет в порядке, предусмотренном статьей 100 Устава (л.д. 28 - 30, 41).
Разница в недоборе штрафа между начисленным истцом с учетом телеграфного указания ОАО "Р" от 22.12.2003 № ЦМДТ-12/284/ЦФД-17 и оплаченным ответчиком на сумму 11200 руб. 00 коп. (142800 руб. 00 коп. - 131600 руб. 00 коп.) явилась основанием для обращения истца с настоящим иском.
Оценив установленные факты, суд пришел к выводу, что требование истца подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей не общего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Оплачиваемое время за пользование вагонами, погрузка грузов в которые и выгрузка грузов из которых в местах общего пользования и в расположенных на железнодорожных станциях местах не общего пользования обеспечивается грузоотправителями, грузополучателями, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки, выгрузки до момента получения перевозчиком от грузополучателей, грузоотправителей уведомлений о готовности вагонов к уборке.
Согласно статье 62 Устава вносимая в соответствии со статьей 39 настоящего Устава грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути не общего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузополучателей, грузоотправителей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке.
Владельцами железнодорожных путей не общего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей не общего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути не общего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
Оплачиваемое время пользования вагонами исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения железнодорожной станцией от грузополучателей, грузоотправителей уведомления о готовности вагонов к уборке (пункт 5 Тарифного руководства № 2).
За задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и не общего пользования, в том числе на железнодорожных путях не общего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей не общего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей не общего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
В соответствии с пунктом 2 статьи 99 Устава уплата штрафа освобождает грузоотправителя от внесения платы за пользование вагонами.
Исходя из смысла перечисленных норм права, а также условий договора (абзаца 4 параграфа 4, абзаца 2 параграфа 11, измененного дополнительным соглашением) в оплачиваемое время, используемое для расчета, включается как время для начисления платы за пользование вагонами, так и время для начисления штрафа, поскольку и то, и другое время является оплачиваемым. При этом во время с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки, выгрузки и до момента получения уведомления железнодорожной станцией о готовности вагонов к уборке входит и время за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой груза, если задержка имеет место быть.
В связи с этим для того, чтобы определить время для начисления штрафа, необходимо определить оплачиваемое время и время для начисления платы за пользование вагонами.
В оплачиваемое время пользования вагонами не включается время на выполнение операций, перечень которых и время на их выполнение предусмотрено договором № 4/186/10 от 25.01.2000. Согласно дополнительному соглашению это время определено в размере 21 часа.
Таким образом, истец обоснованно, с учетом требований закона и условий договора, вначале определяет общее оплачиваемое время путем вычитания из общего времени нахождения под грузовыми операциями неоплачиваемого времени согласно договору - 21 час и округляет полученный результат до целых часов в соответствии с пунктом 9 Тарифного руководства, согласно которому при исчислении оплачиваемого времени пользования вагонами период времени менее 15 минут в расчет не принимается, а период времени от 15 минут до одного часа принимается за полный час. Затем в соответствии со статьей 62 Устава рассчитывает время для начисления платы за пользование вагонами без учета задержки вагонов под погрузкой, выгрузкой груза (24 часа по Уставу + технологические сроки оборота вагонов, предусмотренные параграфом 8 договора (44-06, 34-06, 26-06) в зависимости от вида вагонов, за минусом неоплачиваемого времени (21 часа). Результат округляется до целых часов. В конечном итоге получает время для расчета штрафа путем вычитания из оплачиваемого времени времени для расчета платы за пользование вагонами и результат округляет до целых часов.
В связи с чем довод ответчика о необоснованном включении для расчета штрафа неоплачиваемого времени суд находит несостоятельным.
Ссылку ответчика на тот факт, что первоначально истец был согласен с суммами штрафа, которые ОАО "Н" уплатило за задержку вагонов по указанным ведомостям, суд не может принять во внимание, поскольку любое лицо вправе обратиться в суд за защитой своего нарушенного права. Как следует из содержания искового заявления, истец неправильно применил порядок расчета штрафа, что привело к ошибочному его начислению.
В соответствии со статьями 99, 100 Устава ответственность ветвевладельца установлена в виде уплаты штрафа, размер которого определяется исходя из двух минимальных размеров оплаты труда за час задержки каждого вагона.
Рассмотрев расчет истца (л.д. 102 - 106), который суд принимает за основу, общий размер штрафа, исходя из вышеописанной методики расчета, составляет 142800 руб. 00 коп. Ответчиком по спорным накладным оплачено 131600 руб. 00 коп. Следовательно, недобор штрафа составил 11200 руб. 00 коп., который подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Расходы по оплате государственной пошлины в сумме 500 руб. 00 коп. с цены иска 11200 руб. 00 коп. согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика и взыскиваются с него в пользу истца.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Взыскать с Открытого акционерного общества "Н" в пользу Открытого акционерного общества "Р" штраф за задержку вагонов в сумме 11200 руб. 00 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 500 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня полного изготовления.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru