Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ областной трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений от 29.04.2002 № 6
"О ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ГРЯЗИНСКОМ И ЧАПЛЫГИНСКОМ РАЙОНАХ"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости администрации Липецкой области", 26.06.2002, № 6






ОБЛАСТНАЯ ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО - ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2002 г. № 6

О ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
В ГРЯЗИНСКОМ И ЧАПЛЫГИНСКОМ РАЙОНАХ

Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально - трудовых отношений, заслушав и обсудив информацию о практике социального партнерства в Грязинском и Чаплыгинском районах, отмечает, что за последние годы в районах сложилась и действует целенаправленная и разнообразная по направлениям и формам система работы по регулированию социально - трудовых отношений на принципах социального партнерства, которая позволила вовлечь в него большинство работодателей и работников.
В Грязинском районе, одном из первых в области, создано районное объединение работодателей, заключено и реализуется районное трехстороннее соглашение между администрацией района, объединением работодателей и координационным советом профсоюзов района.
В Чаплыгинском районе в прошлом году заключено трехстороннее соглашение между администрацией района, райкомом профсоюза работников АПК и работодателями агропромышленных организаций.
В обоих районах коллективные договоры заключены практически на всех крупных и средних предприятиях и организациях. В Грязинском районе ими защищены и дополнены трудовые права 86%, в Чаплыгинском - 88% всех работников, занятых в экономике районов, что является одними из лучших показателей в области.
В последнее время в этих районах уделяется особое внимание вовлечению в систему социального партнерства организаций малого бизнеса и частного предпринимательства. В Грязинском районе коллективные договоры имеют 22 таких организации, в Чаплыгинском - 10 организаций с количеством работающих от 10 до 50 человек.
Активная организаторская и методическая работа администраций районов, их отделов по труду позволила вовлечь в эту деятельность различные районные службы, в т.ч. правоохранительные, финансовые органы, большинство работодателей, профсоюзных и других общественных организаций.
За 2001 год проблемы трудовых отношений дважды рассматривались на заседаниях административных советов районов, по ним главами администраций принято 8 постановлений в Грязинском и 11 постановлений в Чаплыгинском районах.
Положительный опыт и недостатки в соблюдении трудового законодательства, интересов и прав граждан систематически обсуждаются на заседаниях различных районных органов и организаций, совещаниях и семинарах с хозяйственными руководителями и специалистами, активистами профсоюзных организаций.
Непосредственное руководство и контроль за развитием социального партнерства ведут районные трехсторонние комиссии по регулированию социально - трудовых отношений. За 2001 г. комиссия Чаплыгинского района рассмотрела 10 наиболее актуальных вопросов, в т.ч. по проблемам своевременной выплаты, повышения размеров и ликвидации задолженности по оплате труда, состояния производственного травматизма, повышения квалификации работников и т.д. По различным вопросам, в т.ч. по результатам проверок соблюдения трудового законодательства и условий коллективных договоров заслушаны отчеты 15 руководителей организаций различных отраслей - промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, сферы малого бизнеса и частного предпринимательства.
Трехсторонняя комиссия Грязинского района в 2001 г. особое внимание уделяла взаимодействию с районным объединением работодателей, с советом которого проведено два совместных заседания по проблемам развития кадрового потенциала района.
Организационному и качественному развитию социального партнерства активно способствует контроль за своевременностью заключения коллективных договоров и внесению в них необходимых изменений и дополнений.
В Чаплыгинском районе за 3 месяца до завершения срока действия коллективного договора координатором трехсторонней комиссии - заместителем главы администрации района направляются руководителям организаций напоминания о необходимости заключения нового коллективного договора с конкретными предложениями по внесению тех или иных изменений и дополнений к прежнему договору.
Для предотвращения нарушений законодательства в коллективных договорах, представляемых на уведомительную регистрацию, постановлениями глав администраций созданы специальные экспертные комиссии.
В Чаплыгинском районе сложилась практика предварительной экспертизы коллективных договоров не после, а до окончательного утверждения их на собраниях или конференциях работников.
Важным фактором, повышающим эффективность социального партнерства, является контроль за соблюдением законодательства и условий коллективных договоров. В Чаплыгинском районе большинство (34 из 39) проверок проводится комплексно, активно участвуют работники отраслевых подразделений администрации и различных служб, в т.ч. прокуратуры, финансовых и других органов надзора и контроля.
По итогам проверок выдано 34 предписания, 8 руководителей подвергнуты штрафным санкциям.
В Грязинском районе за 2001 год проведены проверки 42 предприятий (каждое второе, имеющее колдоговор). Итоги проверок обсуждены на заседаниях районной трехсторонней комиссии, которая в качестве контроля за выполнением своих решений практикует повторные проверки и отчеты руководителей об устранении недостатков.
Повышению ответственности за соблюдение трудового законодательства и условий коллективных договоров способствует активное личное участие глав администраций, их заместителей, руководителей районных служб в отчетных собраниях по выполнению коллективных договоров, которые проводятся по специально согласованным графикам, утверждаемым главами администраций районов.
Профилактике нарушений законодательства, росту организаторского уровня и качества коллективно - договорных отношений активно содействует система учебы руководителей и специалистов, профсоюзного актива организаций, систематически проводимая отделами по труду администраций районов с привлечением работников областных и местных служб.
За 2001 г. в каждом районе проведено по 10 учебных семинаров для руководителей и специалистов различных отраслей, в т.ч. глав сельских администраций, бухгалтеров, кадровиков, экономистов предприятий АПК и промышленности, сферы обслуживания, частных предпринимателей, фермеров и др.
Важную роль в повышении действенности социального партнерства играют местные средства массовой информации, публикации которых являются эффективным средством пропаганды лучшего опыта и морального воздействия на лиц, нарушающих требования закона. За 2001 год в "Раненбургском вестнике" опубликовано 19 материалов по проблемам трудовых отношений, в "Грязинских известиях" - 21. По итогам областного конкурса "Коллективный договор, эффективность производства - основа защиты социально - трудовых прав граждан" редакциям этих газет были присуждены соответственно 2 и 3 место за лучшее освещение конкурса среди СМИ области.
Администрации и трехсторонние комиссии Грязинского и Чаплыгинского районов приняли активное участие в проведении областного конкурса на основе коллективных договоров и организовали свои районные конкурсы аналогичной направленности, что заметно повысило внимание руководителей предприятий и организаций к социальному партнерству, помогло им достигнуть более высоких результатов в производственно - экономической деятельности и повышении благосостояния работающих, а лучшим - стать участниками и победителями областного конкурса.
Все это помогает сохранять в районах обстановку социального согласия, добиваться улучшения условий труда и благосостояния населения.
Уровень безработицы в Грязинском и Чаплыгинском районах заметно ниже среднеобластного. По итогам 2001 г. в обоих районах достигнут рост объемов промышленного производства, в жилищном строительстве, розничной торговле и обслуживании населения.
Средняя зарплата в Грязинском районе выросла на 41%, в Чаплыгинском - на 48%.
Вместе с тем в развитии социального партнерства имеются неиспользованные возможности и недостатки.
Ряд организаций, в т.ч. грязинские технический колледж, лесхоз, чаплыгинское профессиональное училище и другие, не имеют коллективных договоров.
Вне социального партнерства остаются большинство организаций частного предпринимательства, в т.ч. все фермерские хозяйства.
В Чаплыгинском районе затянулось создание объединения работодателей.
Во многих коллективных договорах, особенно принятых до ввода в действие системы экспертизы при уведомительной организации, сохраняются положения, противоречащие законодательству и ущемляющие права работников.
После ввода в действие с 1 февраля с.г. нового Трудового кодекса РФ в районах организовано обучение его требованиям широкого круга представителей работодателей и работников, но практическое приведение коллективных договоров в соответствие с его требованиями разворачивается медленно. Как показывают контрольные проверки, самые различные нарушения трудового законодательства допускаются в организациях всех форм собственности и ведомственной принадлежности.
Одновременно с этим комиссия отмечает, что уровень развития социального партнерства в ряде районов области заметно ниже, чем в Грязинском и Чаплыгинском районах.
В Воловском, Лев - Толстовском, Тербунском, Хлевенском и других районах трехсторонние комиссии в 2001 году действовали пассивно, ограничиваясь отдельными проблемами узкого круга предприятий, формально констатировали выявленные недостатки, не добиваясь устранения нарушений законных трудовых прав граждан.
В Задонском, Становлянском и других районах, в г. Липецке слабо поставлено обучение и повышение квалификации по вопросам трудового законодательства, недостаточно активна контрольная деятельность за его соблюдением.
В целом по области и прежде всего в гг. Ельце и Липецке значительная доля работающих не защищена коллективно - договорными отношениями с работодателями, что не способствует улучшению взаимопонимания, координации и объединения усилий для повышения эффективности производственно - экономической деятельности в комплексе с улучшением условий труда и благосостояния граждан.
Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально - трудовых отношений постановляет:
1. Отметить положительную работу по развитию социального партнерства в Грязинском и Чаплыгинском районах.
2. Управлению труда и занятости населения (А.Т.Горлов) довести информацию о состоянии социального партнерства в Грязинском и Чаплыгинском районах до глав администраций и координаторов трехсторонних комиссий городов и районов области для использования в работе.
В связи с вводом в действие нового Трудового кодекса совместно с Федерацией профсоюзов разработать с учетом новых требований макеты коллективного договора и территориального отраслевого соглашения и довести их до заинтересованных организаций.
3. Предложить трехсторонним комиссиям городов и районов области с учетом практики Грязинского и Чаплыгинского районов предпринять дополнительные меры по совершенствованию системы социального партнерства на подведомственных территориях, повышению эффективности ее воздействия на решение производственно - экономических и социально - трудовых задач.
В этих целях:
организовать доведение требований нового Трудового кодекса до широкого круга руководителей и специалистов, профсоюзного актива и работников предприятий и организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности;
вести постоянную настойчивую работу по вовлечению в социальное партнерство руководителей и работников всех организаций, в т.ч. и малого бизнеса, и частного предпринимательства;
завершить создание территориальных объединений работодателей и вовлечь их в активное участие в развитии социального партнерства, в т.ч. через заключение и реализацию территориальных трехсторонних и отраслевых соглашений различного типа;
активно изыскивать и внедрять современные формы поощрения работодателей и работников, добивающихся наилучших результатов на основе реализации коллективных договоров;
полнее использовать возможности контроля за соблюдением трудового законодательства, устранением его нарушений, в т.ч. с использованием возможностей средств массовой информации.
4. Рекомендовать главам администраций городов и районов обратить внимание на изменение обязанностей органов по труду, в соответствии с требованиями Трудового кодекса по организации уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений с обязательной экспертизой их содержания на соответствие трудовому законодательству и регистрации индивидуальных трудовых договоров, и просить обеспечить выполнение этих требований Трудового кодекса на подведомственной территории.

Координатор областной трехсторонней
комиссии по регулированию
социально - трудовых отношений -
зам. главы администрации
Липецкой области
П.А.ГУЧЕК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru