| |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ областной трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений от 29.04.2002 № 5
"ОБ УРОВНЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ПОГАШЕНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ЕЕ ВЫПЛАТЕ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ"
Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости администрации Липецкой области", 26.06.2002, № 6
ОБЛАСТНАЯ ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО - ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2002 г. № 5
ОБ УРОВНЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
И ПОГАШЕНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ЕЕ ВЫПЛАТЕ
НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
В решении задач по увеличению производства продукции и повышения эффективности сельского хозяйства немалая роль принадлежит вопросам организации труда, моральному и материальному стимулированию.
В области на многих предприятиях сельского хозяйства принимаются практические меры по развитию производства, совершенствованию системы защиты трудовых прав граждан, обеспечению жизненного уровня работников и их семей на основе применения эффективных форм оплаты труда.
Уровень оплаты в сельскохозяйственном секторе экономики возрос в 2001 году по сравнению с 2000 г. на 46% и составил - 1511 руб., в текущем году данные тенденции сохранены. По отдельным районам и предприятиям среднемесячная заработная плата значительно выше среднеобластных показателей: в Лебедянском районе - 3015 руб., Липецком - 2358 руб., в Грязинском - 2279 руб.
Однако за годы реформ в сельском хозяйстве допущено отставание темпов роста номинальной заработной платы от темпов роста потребительских цен.
Уровень заработной платы в сельском хозяйстве самый низкий из внебюджетных отраслей экономики - за январь - февраль т.г. 1523 руб., или всего 37% от уровня заработной платы в промышленности.
Отсутствие управления заработной платой на государственном уровне привело к тому, что процессы в области заработной платы приобрели стихийный, бессистемный характер, заработная плата перестала выполнять стимулирующую и воспроизводительные функции.
В большинстве предприятий оплата труда перестала зависеть от количества и качества труда, а рабочая сила стала одним из самых дешевых товаров. Подходы к стимулирующей роли в повышении производительности труда не отработаны, нет системы - ставки I разряда устанавливаются хаотично, что приводит к незащищенности трудовых прав граждан, напряженности в трудовых коллективах. Самый низкий уровень оплаты труда допущен на предприятиях Тербунского и Хлевенского районов, немного выше - в Воловском, Данковском, Добринском, Добровском, Измалковском, Усманском районах.
Нередки случаи, когда предприятия в нарушение Трудового кодекса РФ предпочитают большую часть заработной платы выплачивать в натуральной форме (зерном, сахаром, мукой и т.д.) по рыночным ценам.
На предприятиях сельского хозяйства нет четких действенных систем оплаты труда, действующие в хозяйствах Положения об оплате труда трудно понимаемы работниками.
Многими сельскохозяйственными предприятиями устанавливаются довольно низкие тарифные ставки, что не создает материальной заинтересованности работников в увеличении производства сельхозпродукции и сдерживает рост производительности труда.
На многих предприятиях работникам гарантируется заработок на уровне минимальной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации и соответствующей в настоящее время 21% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения области, что также не является гарантом поддержания необходимого жизненного уровня сельхозработников.
Сложилась неудовлетворительная структура оплаты труда. Почти во всех предприятиях надтарифная часть значительно превышает базовую, тарифную долю заработка работника. Оплата по тарифным ставкам и сдельным расценкам в отдельных предприятиях составляет менее 15 - 20% вместо рекомендованных 65 - 70%.
Острой проблемой по-прежнему для сельхозпредприятий остается задолженность по выплате заработной платы, которая сокращается медленными темпами, а в некоторых районах допускается рост. В целом по области по сельскому хозяйству по состоянию на 01.04.2002 допущен рост задолженности на 9% в сравнении с прошлым годом. На долю сельского хозяйства приходится 71,6% от общей задолженности по выплате средств на заработную плату. Самая большая задолженность в расчете на одного работника допущена в Долгоруковском, Задонском, Измалковском, Лев - Толстовском, Тербунском районах.
Как показал эксперимент, проводимый в государственных унитарных предприятиях сельскохозяйственного назначения, при внедрении положений отраслевого тарифного соглашения в 2001 году - наметился рост производства продукции, производительности труда и уровня заработной платы, системы оплаты труда работников стали более действенны и эффективны. Условия оплаты труда, заложенные в отраслевое тарифное соглашение, одобрены руководителями и специалистами унитарных предприятий.
Основные задачи, поставленные тарифным соглашением, достигнуты.
С учетом практики работы в государственных унитарных предприятиях апробация принципов, заложенных систем оплаты труда была проведена в других организациях и также дала положительные результаты, что позволило заключить областное отраслевое Соглашение для всех предприятий сельскохозяйственного назначения.
В целях повышения эффективности производства и уровня заработной платы в сельскохозяйственном секторе экономики, сокращения задолженности областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально - трудовых отношений постановляет:
1. Усилить взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления, профсоюзов и органов надзора за соблюдением трудового законодательства, трудовых прав работающих граждан, включая своевременную выплату заработной платы.
2. Поручить управлению труда и занятости населения, Главному управлению сельского хозяйства и продовольствия, обкому профсоюза работников АПК совместно:
- провести семинарские занятия с руководителями, специалистами и председателями профкомов предприятий и организаций сельского хозяйства по системам оплаты труда, заложенным в областное отраслевое Соглашение;
- областное отраслевое Соглашение направить в администрации районов и профсоюзным органам для его реализации.
3. Руководителям и специалистам предприятий и организаций принять за основу областное отраслевое Соглашение и через заключение коллективного договора внести изменения и дополнения в раздел "оплата труда" в соответствии с данным Соглашением, использовать все имеющиеся возможности для повышения уровня оплаты труда работников сельхозпредприятий.
4. Рекомендовать главам администраций, трехсторонним комиссиям:
- обеспечить организационно - методическую помощь предприятиям сельского хозяйства во внедрении принципов оплаты труда, предусмотренных областным отраслевым Соглашением;
- усилить контроль за погашением задолженности по заработной плате на предприятиях сельскохозяйственного сектора экономики.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления, руководителям предприятий и организаций восстановить должности специалиста по оплате и нормированию труда и организовать работу по восстановлению профсоюзных организаций и созданию их во вновь образованных организациях.
6. Контроль за исполнением отраслевого Соглашения возложить на органы труда, специалистов сельского хозяйства администраций области и районов, райкомы профсоюзов, работников агропромышленного комплекса.
7. Рекомендовать руководителям предприятий, имеющих задолженность по заработной плате, разработать графики погашения задолженности в 2002 году и обеспечить их выполнение.
8. Рекомендовать Государственной инспекции труда в Липецкой области в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации ужесточить контроль за своевременной выплатой заработной платы.
9. Результаты выполнения настоящего постановления рассмотреть на заседании в IV квартале 2002 г.
Координатор областной трехсторонней
комиссии по регулированию
социально - трудовых отношений -
зам. главы администрации
Липецкой области
П.А.ГУЧЕК
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|