| |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АС Липецкой области от 26.04.2002 № А36-196/8-01
Решение арбитражного суда об уменьшении таможенных платежей оставлено без изменения, поскольку взимание платежей таможенными органами произведено без учета порядка, предусмотренного ФЗ "О лизинге".
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Постановлением ФАС Центрального округа от 15.07.2002 № А36-196/8-01 данное постановление оставлено без изменения.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2002 г. Дело № А36-196/8-01
(извлечение)
Апелляционная инстанция Арбитражного суда Липецкой области рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу Липецкой таможни на решение от 14.02.2002 по делу № А36-196/8-01 Арбитражного суда Липецкой области и
установила:
ОАО "Экспериментально - консервный завод "Лебедянский" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Липецкой таможни излишне уплаченных 1717678 руб. 78 коп. таможенных платежей. Впоследствии истец неоднократно изменял сумму иска и в конечном итоге настаивал на взыскании 10578123 руб. 27 коп.
Решением от 14.02.2002 требования истца удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение от 14.02.2002, полагая, что судом неверно определен размер подлежащих возврату таможенных платежей. Он считает, что размер таможенных платежей в виде ввозной таможенной пошлины и сбора за таможенное оформление на основании ст. 34 ФЗ "О лизинге" судом исчислен с нарушением ст. 5, 117, 123 ТК РФ, ст. 17 Закона РФ "О таможенном тарифе", ч. 1 и ч. 2 ст. 160 части второй Налогового кодекса РФ. Кроме того, ответчик настаивает на том, что ст. 34 ФЗ "О лизинге" противоречит ст. 57 Конституции РФ, Налоговому кодексу РФ.
Истец с доводами жалобы не согласен и просит решение оставить без изменения.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы и исследовав доводы жалобы, апелляционная инстанция считает необходимым изменить решение от 14.02.2002 по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между ОАО "ЭКЗ "Лебедянский" (лизингополучатель) и "Тетра Лаваль Кредит АБ" (лизингодатель) заключен договор лизинга № 90034, по которому по просьбе лизингополучателя лизингодатель приобретает у поставщика технологическое оборудование и передает его в лизинг лизингополучателю. В свою очередь, лизингополучатель обязан в течение срока лизинга - 60 месяцев - осуществить 20 лизинговых платежей по 225,752 EUR и один платеж в сумме 96,804 EUR в течение дополнительного лизингового периода, всего на сумму 4700543 EUR (л.д. 10 - 11, т. 1).
Во исполнение этого договора лизингодатель отгрузил истцу вышеназванное оборудование. В целях перемещения оборудования через таможенную границу РФ истцом 26.12.2000 подана грузовая таможенная декларация № 21203/261200/0001979, 05.02.01 № 21203/050201/0000273, 22.03.2001 № 21203/220301/0000669, 06.03.2001 № 21203/060301/0000523 и 13.02.01 № 21203/130201/0000350 (л.д. 9, 55, 130, 131, т. 1), по которым уплачено таможенных платежей в виде таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и сборов за таможенное оформление в сумме 39517498 руб. 36 коп. (с учетом корректировки), исчисленных с полной таможенной стоимости имущества, что подтверждается платежными поручениями (л.д. 41 - 53, т. 1).
Истец считает, что таможенные платежи уплачены им в большем размере, чем следовало уплатить на момент ввоза оборудования на территорию Российской Федерации. Поскольку оборудование ввезено в соответствии с договором лизинга, то и уплата таможенных платежей должна быть осуществлена с учетом порядка уплаты таможенных платежей при осуществлении международного лизинга, предусмотренного ст. 34 Закона РФ "О лизинге".
В соответствии со ст. 5 ТК РФ в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации.
Согласно п. 3 ст. 34 Федерального закона "О лизинге" (в редакции Закона от 29.10.98 № 164-ФЗ) при ввозе на территорию Российской Федерации или вывозе с территории Российской Федерации (перемещении через таможенную границу Российской Федерации) предмета лизинга все виды таможенных налогов и тарифов начисляются на полную таможенную стоимость имущества. Уплата таможенных налогов и тарифов производится: на момент ввоза (вывоза) предмета лизинга на сумму оплаченной части таможенной стоимости имущества, что подтверждается банковскими документами; в дальнейшем уплата таможенных налогов и тарифов производится одновременно с лизинговыми платежами.
Таможенный налог - это налоги, взимание которых возложено на таможенные органы РФ (ст. 18 Таможенного кодекса РФ).
Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ст. 2 Закона РФ "О таможенном тарифе").
Апелляционная инстанция не может согласиться с доводом ответчика о том, что ст. 34 ФЗ "О лизинге" противоречит Налоговому кодексу РФ. Суд первой инстанции правильно указал, что на основании ч. 2 ст. 2 части первой Налогового кодекса РФ при рассмотрении споров, возникающих в связи со взиманием таможенных платежей, соответствующие правоотношения регулируются Таможенным кодексом Российской Федерации (п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 5 от 28.02.2001). В то же время в Таможенном кодексе РФ не определен порядок уплаты таможенных платежей при осуществлении международного лизинга. Такой порядок установлен специальным ФЗ "О лизинге".
Довод ответчика о противоречии ст. 34 ФЗ "О лизинге" ст. 57 Конституции РФ не принят апелляционной инстанцией во внимание, поскольку вопрос о несоответствии Закона Конституции РФ подлежит рассмотрению Конституционным Судом РФ.
Апелляционная инстанция не соглашается с доводом ответчика о том, что сбор за таможенное оформление должен взиматься не в порядке, определенном ст. 34 ФЗ "О лизинге", т.е. по мере осуществления лизинговых платежей, а в момент ввоза предмета лизинга. Апелляционная инстанция считает, что сбор за таможенное оформление, как и таможенная пошлина, другие сборы и платежи, предусмотренные ст. 110 Таможенного кодекса РФ, входит в понятие таможенных платежей. Размер таможенных платежей устанавливается Таможенным кодексом РФ, Законом РФ "О таможенном тарифе". В силу ст. 114 ТК ставка за таможенное оформление товара установлена в размере 0,1% таможенной стоимости товара. Таким образом, установленный законом размер ставки за таможенное оформление подпадает под понятие таможенного тарифа, предусмотренного ст. 2 Закона РФ "О таможенном тарифе". Следовательно, сбор за таможенное оформление, так же как и другие сборы, надлежит уплачивать одновременно с уплатой лизинговых платежей. По мнению апелляционной инстанции, об этом же свидетельствует позиция законодателя, который путем внесения изменений в ФЗ "О лизинге" Федеральным законом от 29.01.2002 в ст. 34 слова "таможенных налогов и тарифов" заменил словами "таможенных платежей".
Следовательно, взимание таможенными органами всей суммы таможенных платежей на момент ввоза на территорию РФ предмета лизинга без учета порядка, установленного ст. 34 ФЗ "О лизинге", неправомерно.
Из материалов дела следует, что оплата стоимости предмета лизинга истцом не производилась и договором от 01.09.2000 № 90034 оплата лизинговых платежей в первые 3 месяца не предусматривалась.
В период рассмотрения дела (в суде первой и апелляционной инстанций) истцом были произведены лизинговые платежи: 23.05.2001, 07.08.2001, 28.08.2001, 23.11.2001 и 26.02.2002. С учетом данных платежей истцом и ответчиком в соответствии со ст. 34 ФЗ "О лизинге" произведены расчеты суммы, подлежащей возврату истцу. Согласно расчетам сторон эта сумма равна 10010994 руб. 40 коп. Суд первой инстанции принял за основу расчет истца и обязал ответчика возвратить сумму 10578123 руб. 27 коп. В апелляционной инстанции стороны проверили ранее представленные расчеты, учли лизинговый платеж, уплаченный после вынесения решения, и пришли к единому мнению о том, что возврату (на день вынесения постановления) подлежит сумма 10010994 руб. 40 коп. В связи с этим решение суда первой инстанции от 14.02.2002 подлежит изменению.
Расходы по госпошлине по иску следует отнести на истца и ответчика пропорционально размеру удовлетворенных и отказанных требований. Так, с суммы иска 34966607 руб. 23 коп. подлежит уплате госпошлина в размере 100000 рублей 00 коп. Истец уплатил госпошлину при подаче иска в сумме 20188 руб. 39 коп. На ответчика относится госпошлина с суммы 12389844 руб. 56 коп. в размере 35433 руб. 36 коп. Таким образом, истцу необходимо доплатить в федеральный бюджет госпошлину в сумме 44378 руб. 25 коп. (100000 руб. 00 коп. - 20188 руб. 39 коп. - 35433 руб. 36 коп.). Расходы по госпошлине по жалобе относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 157 - 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция
постановила:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.02.2002 по делу № А36-197/8-01 изменить.
Обязать Липецкую таможню произвести возврат ОАО "Экспериментально - консервному заводу "Лебедянский" излишне уплаченных платежей в сумме 10010994 руб. 40 коп.
В остальной части отказать.
Взыскать с ОАО "Экспериментально - консервный завод "Лебедянский" в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 44378 руб. 25 коп.
Выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу немедленно и в месячный срок может быть обжаловано в кассационную инстанцию.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|