Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ областной межведомственной комиссии по охране труда, Совета Федерации профсоюзов Липецкой обл. от 20.11.2001 № 27/2
"О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости администрации Липецкой области", 15.12.2001, № 12






ОБЛАСТНАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ПРЕЗИДИУМ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2001 г. № 27/2

О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ТРАВМАТИЗМА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ
ОБЛАСТИ

Областная межведомственная комиссия по охране труда и президиум Федерации профсоюзов области отмечают, что на территории области проводится целенаправленная работа по обеспечению приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Приоритетные направления исполнения государственной политики в сфере охраны труда определены областной практической конференцией "Охрана труда - общая забота". Открыта областная постоянно действующая выставка спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.
В комплексе мер по созданию безопасных условий труда особое место занимают вопросы обучения по охране труда. В учебных центрах в т.г. прошли обучение более 1200 руководителей и специалистов. При поддержке органов местного самоуправления практикуется и выездное обучение.
Область вступила в эксперимент Минтруда России по проведению обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных. Утверждено Положение о порядке организации этого вида обучения, среди обучающих центров проведен конкурс. С начала 2001 года прошли обучение по охране труда за счет централизованных средств Минтруда России 300 специалистов служб охраны труда, членов комитетов (комиссий), уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
Состояние и меры по профилактике производственного травматизма рассмотрены на административных советах, трехсторонних или межведомственных комиссиях местного самоуправления, а повышение роли общественного контроля - на заседаниях комитетов профсоюзов.
Все это положительно сказывается на профилактике производственного травматизма. За последние три года наблюдается положительная динамика производственного травматизма. Количество несчастных случаев с 5,5 на тысячу работающих сократилось до 4,1.
Наряду с этим в текущем году вырос производственный травматизм в Грязинском, Лебедянском, Тербунском, Измалковском районах. Допущен рост тяжелого и смертельного травматизма в Елецком, Задонском, Усманском, Долгоруковском районах; городах Липецке и Ельце. За 10 месяцев т.г. число погибших на производстве составило 39 чел., рост к соответствующему периоду 2000 г. - 15 процентов. Количество тяжелых несчастных случаев с 38 выросло до 58.
Рост несчастных случаев со смертельным исходом допущен в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте. Анализ причин показывает, что подавляющая часть всех несчастных случаев происходит из-за организационных упущений.
Стержнем профилактической деятельности по предупреждению несчастных случаев является наличие службы или должности специалиста по охране труда. Наблюдается их увеличение в организациях Воловского, Грязинского, Лебедянского, Чаплыгинского районов; городах Липецке и Ельце. В соответствии с нормативами функционируют службы охраны труда на предприятиях черной металлургии и ряде предприятий машиностроения.
Однако эта проблема актуальна для строительного комплекса, аграрного сектора экономики и других отраслей.
Ряд работодателей продолжает экономить на трудоохранной сфере. В ОАО МСП-51 "Спецфундаментстрой", выполняющем работы в действующих цехах ОАО "НЛМК" и имеющем численность работающих почти 200 человек, обязанности по охране труда возложены на инженера ПТО. Отсюда отсутствие планомерной работы по безопасности труда. В текущем году здесь допущено 2 тяжелых несчастных случая при падении с высоты.
Озабоченность вызывает состояние профилактики производственного травматизма на предприятиях малого и среднего бизнеса. Так, при проверке ООО "Юпитер-И" выявлены нарушения эксплуатации оборудования (отсутствие блокирующих устройств, местной приточно - вытяжной вентиляции, защитных кожухов на дисковых пилах). Здание не оборудовано установкой автоматической пожарной сигнализации, не обеспечено первичными средствами пожаротушения. Не проводятся инструктажи по безопасности труда на рабочих местах.
Из-за необеспечения безопасного производства работ вблизи от неизолированных токоведущих частей электроустановки погиб кровельщик ООО "Строительная фирма ЕЛВИ".
Существенную роль в защите работающих от вредных и опасных факторов, а соответственно в профилактике производственного травматизма, играет обеспеченность работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты. Часть спецодежды используется без сертификатов соответствия требованиям охраны труда.
Имеют место факты допуска к работе без применения средств индивидуальной защиты. Так, в СХПК "Знаменский" Лев - Толстовского района был допущен к работе с пестицидами работник без средств индивидуальной защиты, предварительного медицинского осмотра. В результате работник получил острое профессиональное отравление пестицидами, ему была установлена вторая группа инвалидности. При выполнении ремонтных работ тяжелую травму получил водитель ОАО "Дорожно - строительные материалы", от которой впоследствии скончался. Необходимым элементом трудовой деятельности, имеющим профилактическую направленность, выступает аттестация рабочих мест по условиям труда. По данным органов по труду местного самоуправления, аттестация рабочих мест по условиям труда проведена в 148 организациях. Аттестацией охвачено около 20 тысяч рабочих мест. С вредными условиями труда имеются 1593 рабочих места; 280 рабочих мест подлежат ликвидации как не отвечающие требованиям охраны труда. Вместе с тем работа по проведению аттестации рабочих мест имеет много проблем и сложностей. Она требует значительных финансовых затрат, компетентности членов комиссий, совершенствования самих документов аттестации, да и слабой является база знаний по ее организации и проведению у специалистов по охране труда предприятий и организаций. Отрицательно сказывается и отсутствие статистической отчетности о проведении аттестации рабочих мест. Определенная роль в профилактике травматизма отводится общественному контролю. Существенная работа в этом направлении проделана членскими организациями горно - металлургического профсоюза, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, связи и рядом других.
"Пробуксовывает" общественный контроль за охраной труда в агропромышленном комплексе, непроизводственных отраслях экономики. Лишь в четырех отраслевых профсоюзах имеется техническая инспекция труда. Областная межведомственная комиссия по охране труда и президиум Федерации профсоюзов области постановляют:
1. Областным службам, органам местного самоуправления муниципальных образований во взаимодействии с работодателями и профсоюзами рассмотреть и реализовать дополнительные меры профилактической направленности, обеспечивающие снижение производственного травматизма, и в первую очередь по организационным причинам, не требующим финансовых затрат.
2. Управлению труда и занятости населения:
2.1. Проработать вопрос организации курсов повышения квалификации специалистов по охране труда на базе Липецкого государственного технического университета. Создать областную комиссию по проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций и разработать положение о ее работе. Продолжить организацию обучения охране труда отдельных категорий застрахованных за счет централизованных средств Минтруда России.
2.2. Представить на утверждение в установленном порядке Положение о системе государственного управления охраной труда на территории области. Разработать Методические рекомендации проведения оценки соответствия лицензионной деятельности организаций и физических лиц требованиям охраны труда.
3. Органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда:
3.1. Расширить сферу взаимодействия и сотрудничества в области охраны труда с технической инспекцией труда профсоюзов, используя комплексные проверки и обследования, заключение соглашений, содействие обучению работодателей и работников по вопросам промышленной безопасности и охране труда и др.
3.2. Совместно с органами труда ввести в практику работы комплексные обследования территорий муниципальных образований (район, город) с высоким уровнем производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Проводить выездные консультации по вопросам безопасности труда непосредственно на предприятиях.
3.3. Осуществлять контроль за соблюдением нормативов федерального и областного законодательства, касающихся численности службы охраны труда и финансирования мероприятий по охране труда.
4. Работодателям:
4.1. В сроки, установленные нормативными правовыми актами, обеспечить прохождение производственным персоналом обязательных и периодических медицинских осмотров, обучение безопасным методам выполнения работ, защиты здоровья, своевременный и качественный инструктаж по безопасности труда, проверку знаний и требований по охране труда, сертифицированными средствами индивидуальной защиты.
4.2. Разработать и реализовать организационно - технические мероприятия, направленные на укрепление трудовой и технологической дисциплины, повышение персональной ответственности руководителей и специалистов за охрану труда модернизацию основных производственных фондов. Восстановить на предприятиях и в организациях службы охраны труда, систему трехступенчатого контроля за охраной труда. Проводить Дни безопасности и охраны труда, смотры - конкурсы по охране труда, содержанию санитарно - бытовых помещений. Обеспечить финансирование мероприятий по охране не ниже норматива по федеральному и областному законодательству.
4.3. Провести анализ и оценку условий труда на рабочих местах с целью разработки мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий труда, включая травмобезопасность рабочих мест. В соответствии с Постановлением Минтруда России от 6 апреля 2001 года № 30 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда" при необходимости провести пересмотр действующих и разработку недостающих инструкций по охране труда.
5. Рекомендовать членским организациям Федерации профсоюзов области:
5.1. Активнее проводить общественный контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, для чего совместно с работодателями завершить формирование комитетов (комиссий) по охране труда, института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда; провести их обучение. Организовать смотр на звание "Лучший уполномоченный по охране труда" и обобщить практику его победителей.
5.2. Изыскать возможность увеличения численности технической инспекции профсоюзов. Добиваться включения мер профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, социальной защищенности пострадавших на производстве в коллективные договора. Поощрять участие членов профсоюзов в движении за улучшение охраны труда и окружающей среды, за соблюдение правил и норм безопасности, обязанностей работников в области охраны труда.

Председатель
областной межведомственной комиссии
по охране труда,
зам. главы администрации области
П.А.ГУЧЕК

Председатель
Федерации профсоюзов
Липецкой области
А.Ф.ЖИДКИХ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru